Реферат по предмету "Разное"


I. Педагогические технологии с. 5-11

РТ Спасский районНикольская средняя общеобразовательная школаВыполнила –заместитель директорапо учебно-воспитательной работеГаряпова Галия Накифовна2007-2008 учебный годСОДЕРЖАНИЕВведение……………………………………………………………………c. 3-4I. Педагогические технологии…………………………………………. с. 5-11 1.1. Понятие «педагогическая технология»………………………………с.5-8 1.2. Классификация педагогических технологий ………………………..с. 8-11II. Процесс обучения на основе современных технологий…………. с. 12-22 2.1. Построение процесса обучения на основе новых образовательных технологий…………………………………….......с. 12-18 2.2. Использование современных педагогических технологий коллективом Никольской средней общеобразовательной школы…с. 18-22Заключение……………………………………………………………….. с. 23Использованная литература……………………………………………..с. 24Приложение ………………………………………………………………..ВведениеОдной из особенностей современного этапа развития педагогической науки является разработка проблем, касающихся технологической стороны учебно-воспитательного процесса. На вопрос: ^ Как учить? Традиционная педагогика предлагала широкий набор методов, способов и приемов обучения. Существовало, по крайней мере, три общепринятые классификации методов: методы, основанные на источнике получения информации (наглядные, практические и словесные) (Е.Я. Голант); репродуктивные и продуктивные методы обучения, высвечивающие активность познавательной деятельности обучающегося (З.С. Харьковский, Р.Г. Чуракова, Т.И. Шамова); проблемные методы обучения (преподавания и учения) (М.И. Махмутов, И.Я. Лернер); методы оптимизации учебно-познавательной деятельности учащихся (Ю.Бабанский). Последняя система методов обучения, в свою очередь подразделялась на три большие группы методов: методы организации учебно-познавательной деятельности, методы стимулирования учебно-познавательной деятельности учащихся и методы контроля эффективности учебно-познавательной деятельности учащихся. Изменения в образовании, прошедшие в перестроечное и постперестроечное время, коснулись и педагогических знаний. Более того, реконструкции подвергалось и содержание образования, которое не могло вызвать соответствующих изменений в выборе и использовании методов обучения. Начались поиски новых методов, форм, средств и приемов обучения, которые вызвали к жизни новое направление в организации обучения и воспитания – технологии. Педагогическая практика, в свою очередь, стала искать новые подходы, более эффективные, обеспечивающие качество образования. Многочисленные эксперименты по апробированию различных процедур, алгоритмов, моделей, совершенствующих процессуальную часть обучения, воспитания и развития -3- натолкнули передовую педагогическую практику на поиск не отдельных форм и методов, а на комплекс содержания, форм и методов обучения, обеспечивающих качественное образование. Наука и практика совместными усилиями пришли к новому понятию – технологии обучения. В плане научного обоснования педагогических технологий сделано немало. Так, исследованием этой проблемы занимались видные ученые-педагоги В.П. Беспалько, Г.К. Селевко, М.И. Махмутов, М.А. Чошанов, В.Ф. Габдулхаков, М.Кларин и другие. В работах этих авторов дается определение основному понятию «педагогическая технология», виды и классификация технологий обучения, особенности использования. Если теоретический аспект технологий обучения достаточно хорошо разработан, то этого нельзя сказать о прикладных исследованиях, раскрывающих роль и место технологий обучения в структуре урока или учебного занятия, взаимоотношения с методикой преподавания и методическими системами обучения и ряд других вопросов. Рассматривая педагогическую технологию как некий синтез технологий обучения и воспитания, рассмотрим лишь одну составляющую этого педагогического явления: технологии обучения или образовательные технологии.-4-^ I. Педагогические технологии1.1. Понятие «педагогическая технология» В настоящее время в понимании и употреблении термина «педагогическая технология» существует несколько различных позиций. В частности, Г.К. Селевко в сериях книг «Энциклопедия образовательных технологий»: Альтернативные и педагогические технологии // М.: НИИ школьных технологий, 2005 дает следующую классификацию: 1. Педагогические технологии как разработка и применение средств, инструментария, аппаратуры, учебного оборудования и ТСО для учебного процесса (Б.Т. Лихачев, С.А. Смирнов, Р. де Киффер, М. Мейер). 2. Педагогическая технология понимается как процесс коммуникации или способов выполнения учебной задачи, включающий применение бихевиоритских методов и системного анализа для улучшения обучения (В.П. Беспалько, М.А. Чошанов, В.А. Сластенин, В.М. Монахов, А.М. Кушнир, Б.Скиннер, С.Гибсон, Т.Сакамото). 3. Педагогическая технология рассматривается как обширная область знания, занимающаяся конструированием оптимальных обучающих систем и опирающаяся на данные социальных, управленческих и естественных наук (П.И.Пидкасистый, В.В. Гузеев, М.Эраут, Р.Стакенас, Р.Кауфман, Д.Эли, С.Ведемейер). 4. Четвертая позиция представляет многоаспектный подход и предлагает рассматривать несколько значений педагогической технологии одновременно (М.В. Кларин, В.В. Давыдов, Г.К. Селевко, Д. Финн, К.М. Силбер, П. Митчелл, Р. Томас) Г.К. Селевко в качестве определения педагогической технологии в книге «Альтернативные педагогические технологии» использует следующее определение:-5- Педагогическая (образовательная) технология – это система функционирования всех компонентов педагогического процесса, построенная на научной основе, запрограммированная во времени и в пространстве и приводящая к намеченным результатам. Технологический подход к обучению предусматривает точное инструментальное управление учебным процессом и достаточно гарантированное достижение поставленных учебных целей.^ Отличительные черты педагогической технологии от традиционной методики: - четкая система соподчиненных и взаимосвязанных целей; - жесткая заданность результатов по каждой цели; - относительно свободные временные рамки процесса усвоения знаний школьников; - вариативность способов организации процесса обучения, возможность выбора способа; - целостность и завершенность педагогического процесса; - прогностичность, предсказанность результатов; - направленность процесса коррекции не на ошибки учащихся, а на изменение способа организации учебного процесса в отношении конкретного ученика; - расчлененность учебного процесса по промежуточным целям и его интегрированность заданным конечным результатом; - индивидуальный характер процесса обучения темпу, уровню усвоения и сложности выполняемых заданий; - конкретность и подкрепленность промежуточных результатов заданных технологией действий школьника; - четкость и однозначность критериев оценки этих результатов, положительный нетравмирующий характер оценки («да» - нет, где «нет» означает «прочти или выполни еще раз»); -6- - высокий уровень детализации технологической инструкции, обеспечивающей алгоритмический характер деятельности школьника; - отсутствие психологических барьеров, связанных с неуверенностью в своих силах, страхом не успеть или не справиться с заданием, получить отрицательную оценку на промежуточном этапе учебной работы.^ Под педагогической технологией в психолого-педагогической технологии понимается: - совокупность методов изменения состояний, наука о способах педагогического воздействия; - процесс разработки и оценивания эффективности педагогических систем; - систематическое и последовательное воплощение на практике заранее спроектированного учебного процесса; - проект определенной педагогической системы, реализуемый на практике; - определенная совокупность взаимосвязанных средств, методов и процессов, необходимых для создания организованного, целенаправленного и преднамеренного педагогического влияния на формирование личности с заданными качествами; - система действий, повышающих эффективность обучения путем цикличного обновления учебных планов и программ, где цикл включает: постановку целей, тестирование альтернативных стратегий и материалов, оценивание педагогической системы в целом; - систематический метод планирования, применения и оценивания всего процесса обучения и усвоения знаний путем учета человеческих и технических ресурсов и взаимодействия между ними для достижения более эффективной формы образования; - внедрение в практику системного способа мышления.-7-^ Под технологией обучения мы понимаем упорядоченный набор стандартных процедур выполнения практических учебных действий и мыслительных операций, обладающий универсальностью по отношению к определенному типу содержания учебного материала и учащемуся с определенным набором учебных характеристик и обеспечивающий получение результата, на который ориентирована данная технология.1.2. Классификация педагогических технологий^ 1. По подходу к ребенку и воспитательной ориентации (характеру воспитательных взаимодействий) выделяется несколько типов технологий: авторитарные; технологии свободного воспитания; личностно-ориентированные технологии; технологии коллективного и индивидуального воспитания; сотрудничества; самовоспитания и другие.» Авторитарные технологии, в которых педагог является единоличным субъектом учебно-воспитательного процесса, а ученик есть лишь «объект», «винтик». Они отличаются жестокой организацией школьной жизни, подавлением инициативы и самодеятельности учащихся, применением требований и принуждения.» Технологии свободного воспитания делают акцент на предоставление ребенку свободы выбора и самостоятельности в большей или меньшей сфере его жизнедеятельности. Осуществляя выбор, ребенок наилучшим способом реализует позицию субъекта, идя к результату от внутреннего побуждения. А не от внешнего воздействия.» Личностно-ориентированные технологии ставят в центр всей школьной образовательной системы личность ребенка, обеспечение комфортных, бесконфликтных и безопасных условий ее развития, реализацию ее природных потенциалов. -8-» Характер применяемых воспитательных воздействий на ребенка определяет также такие технологии, как коллективного и индивидуального воспитания, сотрудничества, субъект-объектного и субъект-субъектного взаимодействия, самовоспитания (самообразования).^ 2. »Педагогические технологии на основе гуманизации и демократизации педагогических отношений. Это технологии с процессуальной ориентацией, приоритетом личностных отношений, индивидуального подхода, нежестким, демократическим управлением и яркой гуманистической направленностью содержания. К ним относятся педагогика сотрудничества, гуманно-личностная технология Ш.А. Амонашвили, система преподавания литературы как предмета, формирующего человека, Е.Н. Ильина и др.» Педагогические технологии на основе активизации и интенсификации деятельности учащихся. Примеры: игровые технологии, проблемное обучение, технология обучения на основе конспектов опорных сигналов В.Ф. Шаталова, коммуникативное обучение Е.И. Пассова и др.» Педагогические технологии на основе эффективности организации и управления процессом обучения. Примеры: программированное обучение, технологии дифференцированного обучения (В.В. Фирсов, Н.П. Гузик), технологии индивидуализации обучения (А.С.Границкая, И. Унт, В.Д. Шадриков), перспективно-опережающее обучение с использованием опорных схем при комментируемом управлении (С.Н. Лысенкова), групповые и коллективные способы обучения (И.Б. Первин, В.К. Дьяченко), компьютерные (информационные) технологии и др.» Педагогические технологии на основе усиления социально-воспитательных функций образовательных учреждений (технология адаптивной школы, здоровьесберегающие технологии и др.).-9-» Педагогические технологии на основе современных информационно-телекоммуникационных средств (СМК): эта новая группа технологий выделена в силу того, что применение данных средств не только значительно преобразует структуру учебного процесса, но создает небывалые условия для его интенсификации.» Технологии на основе усиления социально-воспитательных функций педагогических процессов подразумевают целенаправленно организованные воздействия со стороны среды, социальных субъектов воспитания (семья, средства массовой информации и т.п.)» Альтернативные, радикально изменяющие обучение: например, вальдорфская педагогика Р. Штейнера, технология свободного труда С. Френе, технология вероятностного образования А.М. Лобка.» Наконец, можно выделить целостные политехнологии авторских школ (из наиболее известных – «Школа самоопределения» А.Н. Тубельского, «Русская школа» И.Ф. Гончарова, «Школа для всех» Е.А. Ямбурга, «Школа-парк» М.Балабана и др.)^ 3. По категории педагогических объектов (обучающихся и воспитывающихся) наиболее важными являются: - массовые школьные технологии, рассчитанные на усредненного ученика; внутри них иногда различают технологии, специфичные для различных возрастных категорий (дошкольного, начального, основного, среднего образования) и различных типов образовательных учреждений; - технологии продвинутого уровня (углубленного изучения предметов, гимназического, лицейского, специального образования и др.); - технологии компенсирующего обучения (педагогической коррекции, поддержки, выравнивания и т.п.);-10- - различные виктимологические технологии (сурдо-, орто-, тифло-, олигофренопедагогика); - технологии работы с отклоняющимися (трудными и одаренными) детьми. При идентификации технологии конкретного педагогического процесса надо иметь в виду, что классификационные типы далеко не всегда существуют в чистом виде (в моноварианте), а чаще сочетаются, компенсируются, проникают один в другой.^ Альтернативные технологии Под альтернативными технологиями в широком смысле понимаются такие, которые отличаются от традиционной системы обучения ТО по целям, содержанию, формам, методам, отношениям или позициям участников педагогического процесса. С этой точки зрения всякая инновация (обновление, модернизация ТО) может называться альтернативной. Итак, мы рассмотрели 3 классификации образовательных технологий: по подходу к ребёнку и воспитательной ориентации; педагогические технологии на основе гуманизации и демократизации педагогических отношений; по категории педагогических объектов (обучающихся и воспитующихся). Указали, что имеются и альтернативные технологии. -11-^ Образовательные технологии,используемые педагогическим коллективом Никольской средней общеобразовательной школы Технология Предмет ^ Результат использования технологии Личностно-ориентированные технологии Все предметы базового компонента Обеспечение комфортных, бесконфликтных и безопасных условий для развития личности ребенка, реализации ее природных потенциалов. Здоровьесберегающие технологии Весь спектр базовых предметов 1-го, 2-го, 3-го звеньев обучения Повышение качества обученности на базе отработки образовательных стандартов образования. Усиление здоровьесберегающего аспекта предметного обучения. Обучение в сотрудничестве (командная, групповая работа) Все предметы базового компонента Развитие взаимоответственности, способности обучаться в силу собственных возможностей при поддержке своих товарищей. Реализация потребности в расширении информационной базы обучения. Разработка новых подходов к объяснению нового материала. Технология коммуникативного обучения иноязычной культуре Татарский язык, немецкий и английский языки Развитие языковых коммуникативных навыков. Технология игрового обучения: ролевых, деловых и других видов обучающих игр История, обществознание, литература, иностранный язык Повышение качества обученности на базе отработки образовательных стандартов образования. Технология «Дебаты» Биология, география, литература Развитие навыков публичных выступлений Технология модульного и блочно-модульного обучения Биология, география, литература Усиление здоровьесберегающего аспекта предметного обучения. Проектные методы обучения Иностранный язык, татарский язык, физика, информатика, биология Выход проектов за рамки предметного содержания, переход на уровень социально значимых результатов. Технология уровневой дифференциации на основе обязательных результатов Русский язык, алгебра, физика, химия Отработка образовательных стандартов. Предупреждение успеваемости. Развитие исследовательских навыков Элементы технологии используются на всех предметах базового компонента Развитие исследовательских навыков в процессе обучения на одном уроке и в серии уроков с последующей презентацией результатов работы в виде: реферата, доклада и др. Лекционно-семинарско-зачетная система История, обществознание, литература Повышение качества обученности на базе отработки образовательных стандартов образования. Информационно-коммуникационные технологии Математика, алгебра, геометрия, физика, химия, русский язык, литература, татарский язык, история, обществознание, география, музыка, ИЗО и др. Использование обучающих программ, электронных учебных изданий. Конструирование уроков с использованием информационно-коммуникационных обучающих средств. Развитие навыка работы в Интернете. Разработка учащимися обучающих презентаций. ^ Использованная литература1. Инновационные технологии профессионального и профильно-ориентированного образования //Сборник научно-методических материалов/ под ред. докт. пед. наук В.Ф.Габдулхакова. Казань: РИЦ «Школа», 2006. – 570с.2. Матрос Д.Ш. Построение процесса обучения на основе новых информационных технологий // Завуч. – 2000. – №7. – с. 27-35.3. Мотуренко Н.В. Эффективность использования современных образовательных технологий// Завуч. – 2007. – №2. – с.15-224. Мочалова Н.М., Мочалова О.Б. Технологический подход в обучении школьников. – Казань: Мирас, 1997. – 255 с.5. Психология управления инновационной деятельностью// тезисы докладов/ под ред. Кустабаевой Е.К. – Казань, 2000. – с.64-67.6. Селевко Г.К. Технологии педагогических советов// Школьные технологии. – 1998. – №.3. – с.18-22.7. Селевко Г.К. Уклад жизнедеятельности ребенка// Завуч. -2007.– №1.– с.36-59.8. Тахтамышева Г.Ч. Управление учебно-воспитательным процессом. – Казань: «Образовательные технологии», 2006. – с.38 -43.^ II. Процесс обучения на основе современных технологий2.1. Построение процесса обучения на основе новых образовательных технологий.Образование не может быть реализовано без четкого и внятного ответа на вопрос «Как обучать?». Учитель должен получить конкретный понятийно обоснованный алгоритм своей деятельности по подготовке и проведению уроков, который, с одной стороны, не разрушал бы его личный практический опыт, вписывался в уже имеющиеся у него представления о том, что хорошо для детей, что помогает ребенку стать успешным и счастливым в будущей его взрослой жизни. С другой стороны, этот инструмент должен включить в себя имеющиеся в педагогике и психологии научные знания об общих закономерностях эффективного развития детей, которые сегодня напоминают рассыпанную мозаику. Общий уровень уклада в учебно- воспитательном процессе создается богатством и разнообразием применяемых методов и технологий. Однако отдельный школьник далеко не всегда испытывает, ощущает, получает это богатство, ибо попадает под влияние только того набора методов и технологий, которые применяются учителями данного класса. По учебной вертикали (с 1-го по 11-й класс) разнообразие технологий также зависит от случайности подбора учителей и часто даже не отвечает возрастным и индивидуальным особенностям учащихся. Образовательная среда по учебному предмету (содержание программы) представляет не случайную совокупность проблемных задач, а их целенаправленную систему, отвечающую определенным дидактическим требованиям. Она включает: 1) основные и доступные школьникам типы проблем, характерные для данной сферы науки и практической деятельности; доступные и важные для общеобразовательной культуры типы и группы методов науки и обобщенных способов решения проблем; -12- 2) предусматривает проявление и тем самым формирование основных качеств творческой деятельности; 3) строится по принципу возрастающей сложности и поэтому соответствует критериям сложности; К сожалению, предметные программы недостаточно точно и правильно учитывают применение технологий. Планирование применения предметных технологий исходит из того, что каждый школьник на протяжении периода обучения должен поработать во всех важнейших типах педагогических технологий и предметных методик. При этом учитываются еще и следующие соображения: - возрастные особенности детей; - преемственность технологий и методик; - постепенное убывание помощи учащимися в обучении и возрастание доли самостоятельной деятельности; - особенности классных групп в параллелях (планирование по горизонтали); - возможности и уровень мастерства преподавателей; - наличие учебно-методической базы.Образовательные технологии, предлагаемые к использованию в начальной школе: - природосообразные технологии (А.М.Кушнир); - методики развивающего обучения (Л.В.Занков, Д.Б.Эльконин, В.В.Давыдов, В.В.Репкин, В.А.Левин); - применение опор и приемы комментирования (С.Н.Лысенкова); - интенсивные методики усвоения общеучебных умений (А.М.Кушнир, Е.Н.Потапова, Н.А.Зайцев, В.Н.Зайцев); - обучение в сотрудничестве, методики самооценки (Ш.А.Амонашвили); - игровые технологии; - методики развития творческих способностей (И.П.Волков).-13-Образовательные технологии, предлагаемые в среднем звене: - проблемное обучение (от Дьюи до М.И.Махмутова); - поисковые, исследовательские, творческие методы (А.В.Хуторской); - групповые способы обучения (И.Б.Первин); - коллективный способ обучения (А.Г.Ривин – В.К.Дьяченко); - обучение с помощью опорных конспектов (В.Ф.Шаталов); - методы самостоятельной работы (П.И.Пидкасистый); - интегральные технологии (В.В.Гузеев, Л.В.Тарасов); - дифференцированное обучение (Н.П.Гузик, В.В.Фирсов); - индивидуализированное обучение (И.Унт, А.С.Границкая); - программированное обучение (безмашинное и компьютерное); - коммуникативные, интерактивные методы обучения (Е.И.Пассов); - дискуссионные методы; - дидактические игры; - методика погружений, мастерских (М.П.Щетинин, А.А.Окунев).Образовательные технологии, предлагаемые в старших классах:- свободный выбор вариативных элементов обучения; - методы самостоятельной работы; - поисковые, исследовательские методы, проектные технологии; - индивидуальное обучение; - организационно-деятельностные, деловые игры; - зачетно-семинарские формы занятий; - программированное, модульное обучение; - социально-педагогические пробы, метод «кейс-стади»; - профильное и профессиональное обучение; - технологии концентрированного обучения (от В.Ф.Шаталова до В.Э.Штейнберга); -организационно-деятельностные игры, технология «Дебаты» (П.Г.Щедровицкий); -14- - самообразование (экстернат, дистанционное обучение) (А.В.Хуторской); - компьютерные и Internet- технологии. Различные технологии и методики представляют личности варианты деятельности, в которых формируются многообразные умения и навыки самосовершенствования. Определенное место, конечно, занимают и оправдавшие себя традиционные методы и приемы обучения. В последнее время повысился интерес учителей к применению компьютера в образовательном процессе. Причиной тому служит активное проникновение современных информационных технологий в массовую практику. При этом говорить о широкомасштабном осуществлении информатизации школы пока рано. Лишь отдельные общеобразовательные учреждения имеют необходимую материально-техническую и программно-методическую базу, позволяющую организовать применение электронных учебных материалов в обучении. Стремление учителя применять современные технологии в образовательном процессе не всегда может быть реализовано в связи с отсутствием свободного доступа к компьютеру и соответствующих навыков. Если же необходимые знания и умения были получены им во время курсовой подготовки в учреждениях системы повышения квалификации, в центрах информатизации образования, а также имеется возможность проводить уроки в кабинете информатики, либо компьютер установлен в классе, учитель может применять электронные учебные материалы на уроках русского языка, математики, географии, истории и т.д. Использование компьютера в образовательном процессе позволяет реализовать задачи индивидуализации и дифференциации обучения школьников, способствует повышению познавательной активности обучающихся, расширяет возможности традиционных методов обучения. -15-Организация проектной деятельности является одним из способов использования компьютера для повышения эффективности образовательного процесса. Проектную деятельность также стоит рассматривать в качестве способа развития мышления детей, а компьютер – как источник информации и средство для наглядной и структурированной презентации результатов исследовательской деятельности школьников при изучении ими различных предметов. Учитывая, что урок является основной формой организации обучения, подготовительный этап, этап выполнения проекта и аналитический этап можно реализовать в рамках одного урока в форме совместного обсуждения и групповой деятельности .Поиск информации с помощью компьютера может быть одним из этапов работы каждой из групп, осуществляющих также работу с энциклопедиями, справочниками, проблемное наблюдение, небольшой эксперимент. Оформление и представление результатов проведенного исследования можно осуществить на других уроках. Например, на уроках труда учащиеся могут сделать поделки, модели, а во время работы кружка или на факультативном занятии возможно применение компьютера для подготовки к публичной презентации итогов работы. Можно также предложить альтернативное домашнее задание по созданию электронной презентации учащимися, имеющим компьютер дома. Как правило, такая деятельность вызывает большой интерес. Результаты организации проектной деятельности школьников в рамках урока позволяют утверждать, что выпускники школы. Имеющие опыт применения информационных технологий в реализации проектов, отличаются: - хорошим уровнем владения компьютером; - развитым умением излагать собственные мысли; - сформированными коммуникативными навыками; - высокой познавательной мотивацией. -16- Таким образом, развивающий потенциал метода проектов может быть обогащен использованием информационных технологий. ^ Организация проектной деятельности школьников в условиях информатизации образовательного процесса позитивно влияет на их развитие, способствует формированию учебной самостоятельности, коммуникативных навыков, информационной культуры, повышению интереса к изучаемому материалу, стимулирует творческую активность. Идея личностно-ориентированного образования принята сегодня массовой школой. Это означает, что учитель отказывается от авторитарного, инструктивно-репродуктивного характера обучения в пользу демократического, поисково-творческого. Для характеристики «личностно-ориентированного обучения» особенно важно обеспечение права каждого ребенка на индивидуальное развитие, которое не противоречит его психологическому статусу (возможностям, склонностям, интересам). При этом развитие определяется не только как увеличение объёма изучаемых знаний, а сформированность тех психических новообразований, которые необходимы школьнику для успешного обучения сегодня и завтра. Какие же новообразования необходимы ученику, т.е., другими словами, из чего складывается готовность школьника к образованию не только на данном, но и на следующем этапе обучения? * Школьник должен уметь применять знания в различных ситуациях, в том числе и нестандартных. * За время обучения в школе ученик должен овладеть умениями добывать знания, используя для этого разные средства (учебник, наблюдение, опыт, доступную справочную литературу и др.), познать простые элементы поисковой деятельности (под руководством учителя и самостоятельно). * Ученик должен получить возможность решать любую учебную задачу творчески, ему должно быть разрешено проявлять инициативу. -17- * Ученик должен быть равноправным участником деятельности по контролю и оценке всего того, что выполняет во время обучения. На самом деле всё достаточно просто: школьник, окончивший школу, должен существенно отличаться от самого себя не только уровнем полученной информации («много знаю»), но положительным отношением к процессу познания («люблю узнавать новое», «учусь с удовольствием»), а также умением оценивать приобретенные знания («знаю, чего не знаю», «умею устранять причины незнания»). Говоря о личностно- ориентированной дидактике, нельзя не затронуть проблему дифференцированного обучения как учета индивидуальности школьников, имеющих разный темп продвижения и различный уровень развития. В последние десятилетия проведен ряд исследований, в результате которых были доказаны эффективные условия осуществления дифференцированного подхода в обучении школьников.В основе дифференцированного обучения лежит не тренировка (натаскивание) ученика в решении конкретной учебной задачи, а устранение причины возникшей трудности. Например, неграмотные учащиеся обычно не владеют звуковым анализом, не умеют найти допущенную ошибку и т.п., а причиной неумения решать математические задачи является недостаточное развитие логического мышления, зрительного и пространственного восприятия и др. Для осуществления дифференцированного обучения учитель должен располагать системой педагогической диагностики, которая позволит ему установить уровень интеллектуального развития ребёнка, сформированность умений учиться. На основе результатов диагностики учитель использует коррекционно-развивающие методики, что позволяет ему вовремя устранять причины возникающих или возможных ошибок. Таким образом, мы рассмотрели некоторые образовательные технологии, на основе которых строится процесс обучения. -18-^ 2.2. Использование современных педагогических технологий коллективом Никольской средней общеобразовательной школы В течение пяти лет (1998-2003 г.г.) Никольская средняя школа работала над методической темой: «Валеологическое обучение и воспитание». В результате был выработан основной подход к выбору педагогической технологии для использования в педагогической деятельности каждого учителя: выбираемая технология должна иметь качественную характеристику - совокупность тех принципов, приемов, методов обучения, воспитания, развития педагогической работы, которые дополняют традиционные технологии задачами здоровьесбережения. С 2003 года Никольская средняя общеобразовательная школа работает над методической проблемой: «Управление познавательной деятельностью учащихся в учебно – воспитательном процессе». Школа стабильно имеет хорошие результаты по всем показателям, как обученности, так и воспитанности учащихся. В этом заслуга всего педагогического коллектива, который успешно применяет различные образовательные технологии и делится своим опытом с другими школами района.^ На сегодняшний день можно сказать, что: - учителя владеют информацией о современных технологиях, интенсифицирующих процесс обучения; - учителя используют различные технологии полностью или приёмы поэлементно (см. таблицу); - учителя проходят курсы повышения квалификации, знают и выполняют требования к современному уроку; - учителя постепенно приобретают навыки использования информационно коммуникационных технологий; - выработан механизм использования в обучающих целях всех предметов -19- базового компонента компьютерного класса школы; - использование современных образовательных технологий позволяет успешно осваивать учащимися учебные программы, участвовать в интеллектуальных конкурсах, занимать призовые места в районных предметных олимпиадах, участвовать в республиканских (см. приложение), что помогает сформированию базы личной успешности учащихся нашей школы. В марте 2007 года на базе Никольской СОШ прошёл районный семинар директоров школ по теме: «Модель «Школьный округ внутри районного уровня» - одна из форм р


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.