СОДЕРЖАНИЕ:ВВЕДЕНИЕ............................................................................................................. 3ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ЛИТЕРАТУРЫ ПО ПРОБЛЕМЕ ГЕНДЕРНЫХ РАЗЛИЧИЙ В АГРЕССИВНОМ ПОВЕДЕНИИ ПОДРОСТКОВ.................... 5 1.1 Общая характеристика понятий «агрессия» и «агрессивность».... 5 1.2 Специфика агрессивности в подростковом возрасте...................... 13 1.3 Гендерные различия в агрессивном поведении подростков.......... 19 1.4 Методы профилактики и коррекции агрессивного поведения у подростков........................................................................................ 21^ ГЛАВА 2 ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ГЕНДЕРНЫХ РАЗЛИЧИЙ В УРОВНЕ АГРЕССИВНОСТИ ПОДРОСТКОВ.................................................................................. 25 2.1 Процедура проведения эксперимента.............................................. 25 2.2 Описание используемых методик..................................................... 25 2.3 Описание и анализ полученных результатов................................... 28 ЗАКЛЮЧЕНИЕ..................................................................................................... 30^ СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ....................................... 32ПРИЛОЖЕНИЯ.................................................................................................... 34ВВЕДЕНИЕВ современном обществе происходят кризисные процессы, которые отрицательно влияют на психологию людей, порождая озлобленность, жестокость и насилие. Рост агрессивных и преступных тенденций в подростковой среде – печальная примета времени, отражающая одну из острейших социальных проблем, болевых точек нашего общества: за два последних десятилетия молодежная преступность возросла в полтора, а подростков – почти в два раза. Обращает на себя внимание и тревожит факт увеличения числа преступлений против личности, влекущих тяжкие телесные повреждения. Психологов, педагогов, юристов, социологов не могут не беспокоить участившиеся случаи групповых мальчишеских драк, ставших чересчур ожесточенными. Среди молодежи усилился нигилизм, демонстративное и вызывающее поведение по отношению к взрослым, чаще и в крайних формах стала проявляться жестокость и агрессивность. Резко возросло количество правонарушений несовершеннолетних, увеличилось число молодежи, проходившей лечение от венерических заболеваний, наркомании, алкогольной зависимости и т.д. появляются все новые виды отклоняющегося поведения. Молодежь участвует в военизированных формированиях политических организаций экстремистов, сотрудничает с мафией, занимается проституцией и сутенерством, совершает экономические преступления. Итак, агрессивность в наше время стала реальной социально-педагогической проблемой общества. В этих условиях ни у кого не вызывает сомнения актуальность проблемы анализа психологических механизмов агрессивного поведения подростков. Постоянно растущие во всем мире насилие и деструктивность привлекает внимание специалистов к исследованию сущности и причин агрессии. Изучение агрессивности затрагивает проблемы поведения любого человека, а также психические отклонения, приводящие к печальным последствиям и деградации не только конкретного индивидуума, но и всего общества в целом. Проблемой агрессивности в подростковом возрасте занимались многие исследователи. Среди них – А. Х. Басс, Л. Берковиц, С. Фешбах, Д. Зильманн, Э. Фромм, А. А. Реан, Л. М. Семенюк, Е. А. Калинина, С. Н. Ениколопов, Л. А. Ганова, Н. Е. Буторина, В. Л. Юлдашев, А. Бандура и др.^ Цель исследования: изучить проблему агрессивности в подростковом возрасте и выявить различия в уровне агрессивности у юношей и девушек.Гипотеза: существуют гендерные различия в уровне агрессивности подростков.^ Объект исследования: агрессивность в подростковом возрасте.Предмет: гендерные различия в уровне агрессивности подростков.Задачи: На основе теоретического анализа литературных источников по проблеме исследования определить содержание понятий «агрессия» и «агрессивность». Изучить специфику агрессивности в подростковом возрасте и раскрыть теоретические основы гендерных различий в агрессивном поведении подростков. Провести экспериментальное исследование и выявить различия в уровне агрессивности у юношей и девушек. Определить методы профилактики и коррекции агрессивного поведения у подростков.^ Методы исследования: теоретический анализ, эмпирическое исследование, сопоставительный анализ, статистическая обработка; диагностические методики – опросник агрессивности Басса-Дарки и методика «Агрессивность» (модификация теста Розенцвейга).^ ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ЛИТЕРАТУРЫ ПО ПРОБЛЕМЕ ГЕНДЕРНЫХ РАЗЛИЧИЙ В АГРЕССИВНОМ ПОВЕДЕНИИ ПОДРОСТКОВ1.1 Общая характеристика понятий «агрессия» и «агрессивность»Пожалуй, ни одна форма поведения не привлекает к себе столь пристального внимания психологов, как агрессия. Термин «агрессия» чрезвычайно часто употребляется сегодня в самом широком контексте и поэтому нуждается в серьезном «очищении» от целого ряда наслоений и отдельных смыслов. Различные авторы в своих исследованиях по-разному определяют агрессию и агрессивность: как врожденную реакцию человека для «защиты занимаемой территории» (Лоренд, Ардри); как стремление к господству (Моррисон), реакцию личности на враждебную человеку окружающую действительность (Хорни, Фромм). Очень широкое распространение получили теории, связывающие агрессию и фрустрацию (Маллер, Дуб, Доллард) [19, с.34]. По мнению Г. Паренса, агрессия – злобное, неприятное, причиняющее боль окружающим, поведение [15, с.12]. Согласно определению, предложенному А. Х. Бассом, агрессия – это любое поведение, содержащее угрозу или приносящее ущерб другим. Другое определение, предложенное несколькими известными исследователями (Л. Берковиц, С. Фешбах), содержит следующее положение: чтобы те или иные действия были квалифицированы как агрессия, они должны включать в себя намерение обиды или оскорбления, а не просто приводить к таким последствиям [2, с.12]. Следующая точка зрения, высказанная Д. Зильманном, ограничивает употребление термина агрессия попыткой нанесения другим телесных или физических повреждений [16, с.3]. Несмотря на значительные разногласия относительно определений агрессии, многие специалисты склоняются к принятию определения, близкого ко второму из приведенных выше. В это определение входит как категория намерения, так и актуальное причинение оскорбления или вреда другим. Таким образом, в настоящее время большинством принимается следующее определение: агрессия – это любая форма поведения, нацеленного на оскорбление или причинение вреда другому живому существу, не желающему подобного поведения [16, с.3-4]. Термин агрессия часто ассоциируется с негативными эмоциями (злость); с мотивами – (стремление оскорбить или навредить); и даже с негативными установками – (расовые или этнические предрассудки). Несмотря на то, что все эти факторы, несомненно, играют важную роль в поведении, результатом которого становится причинение ущерба, их наличие не является необходимым условием для подобных действий. Злость вовсе не является необходимым условием нападения на других; агрессия разворачивается как в состоянии полнейшего хладнокровия, так и чрезвычайного эмоционального возбуждения. Также совершенно не обязательно, чтобы агрессоры ненавидели или даже не симпатизировали тем, на кого направлены их действия. Многие причиняют страдания людям, к которым относятся скорее положительно, чем отрицательно [16, с.4]. В рамках курсовой работы мы будем рассматривать агрессию как действия, посредством которых агрессор намеренно причиняет вред своей жертве. Включение категории намерения в определение агрессии привносит зыбкость и противоречивость в понимание того, является ли то или иное действие актом агрессии. Во-первых, не всегда ясно, что можно считать намерением нанести вред. Во-вторых, намерения – это личные, скрытые, недоступные прямому наблюдению замыслы (особенно если они недобрые). Однако есть несколько серьезных причин, которые позволяют оставить данный критерий в нашем определении агрессии. Во-первых, необходимо исключить случаи случайного оскорбления или нанесения повреждений. Во-вторых, если бы критерий намерения был бы исключён из нашего определения, то примеры, в которых попытки причинить вред предпринимаются, но оказываются безуспешными, нельзя было бы оценить как агрессию. Подобные примеры случайного непричинения вреда необходимо рассматривать как агрессию, даже если жертве, вопреки ожиданиям, не был нанесён ущерб. Поэтому, учитывая все вышеприведенные положения, важно определять агрессию не только как поведение, причиняющее вред или ущерб другим, но и как любые действия, имеющие целью достижение подобных негативных последствий [16, с.4]. В литературе представлено довольно большое количество типов классификации агрессии. Так, выделяют два основных вида агрессивного поведения: конструктивная агрессия (открытые проявления агрессивных побуждений, реализуемые в социально приемлемой форме, при наличии соответствующих поведенческих навыков и стереотипов эмоционального реагирования, открытости социальному опыту и возможности саморегуляции и коррекции поведения); деструктивная агрессия (прямое проявление агрессивности, связанное с нарушением морально-этических норм, содержащее элементы делинквентного или криминального поведения с недостаточным учетом требований реальности и сниженным эмоциональным самоконтролем) [9, с.185]. В. Д. Менделевич отмечает, что условно можно говорить о конструктивной и неконструктивной формах агрессии (по терминологии Э. Фромма – доброкачественной и злокачественной). Различие перечисленных форм заключается в намерениях, предшествовавших проявлению агрессивности. При конструктивной злой, преступный умысел нанести кому-либо из окружающих вред отсутствует, тогда как при неконструктивной он является основой выбора именно данного способа взаимодействия с людьми [12, с.146]. Конструктивная форма агрессии может названа также псевдоагрессией. Э. Фромм описывает в рамках псевдоагрессивного поведения непреднамеренную, игровую, оборонительную, инструментальную агрессии, агрессию как самоутверждение. Непреднамеренная агрессия может быть признаком психопатологического типа девиантного поведения. Признаки инфантилизма и интеллектуальной недостаточности способны привести к тяжелым последствиям и в рамках игровой агрессии, когда человек как бы «заигрывается» в пылу эмоциональной вовлеченности и не соизмеряет силу и выраженность движений в отношении партнера по игре или совместной деятельности. Агрессивность как удовлетворение потребности в самоутверждении и самоуважении, как правило, встречается при патохарактерологическом типе девиантного поведения. Она является неотъемлемой составной частью эмоционально неустойчивого и истерического расстройств личности, при которых часто вспышки гнева, раздражения и физической агрессии не имеют преднамеренного злого умысла, а формируются как ответные реакции по механизмам «короткого замыкания» или «смещенного аффекта». Преимущественно так называемая конструктивная агрессивность встречается при таких психопатологических синдромах, как астенический и истерический. В рамках астенического и истерического симптомокомплексов агрессивность проявляется раздражительностью, обидчивостью, вспышками гнева, а также вербальной агрессией. Особенно часто вербальная агрессия и раздражительность встречаются при истерическом синдроме в рамках истерического расстройства личности. Человек с подобными расстройствами эмоционально негативно реагирует на попытки окружающих уличить его во лжи, притворстве, срыве истерической маски, привлечения его к ответственности за собственные поступки, т.е. на ситуации, в которых происходит блокада удовлетворения основной потребности истерика – быть в центре внимания и оказываться значимым для окружающих. Действия, которые приводят к невозможности индивида с истерическими чертами характера оказываться «заметным», «быть на виду», «управлять вниманием окружающих» способствуют бурным аффективным реакциям с элементами агрессии. Особенно красочными представляются вербальные проявления агрессивности истерика. В силу хорошо развитой способности говорить он склонен в условиях конфликта проявлять виртуозные речевые способности, использовать красочные сравнения с негативными литературными образами или поведением животных, облекать это в форму ненормативной лексики и использовать угрозы и шантаж, прибегать к сверхобобщениям и крайним степеням оскорблений. Как правило, агрессия при истерическом синдроме не выходит за рамки вербальной. Встречается лишь битье посуды, выбрасывание и уничтожение вещей, порча мебели, но не прямая агрессия с насилием. Неконструктивная агрессивность является признаком либо криминального поведения, либо психопатологического. В первом случае агрессивность человека опосредуется его осознаваемым деструктивным отношением к реальности и окружающим его людям, оппозиционной стратегией и тактикой взаимодействия с действительностью, которая расценивается враждебной. Во втором – она обусловлена психопатологическими симптомами и синдромами, чаще других – затрагивающими сферу восприятия, мышления, сознания и воли [12, с.147-148]. Некоторые отечественные (А. А. Александров, В. В. Королев, А. Е. Личко, В. Д. Менделевич, И. А. Невский, Г. В. Сафина, В. Г. Степанов и др.) и зарубежные (Farrington D. P., West D. J. и др.) ученые считают целесообразным подразделять отклоняющееся (девиантное) поведение на преступное (криминальное), делинквентное (допреступное) и аморальное (безнравственное). Данные типы девиантного поведения выделены с учетом особенностей взаимодействия индивида с реальностью, механизмам возникновения поведенческих аномалий. Подростковому возрасту также присущи различные типы нарушенного поведения. Необходимо выделить делинквентные действия, распространенные среди несовершеннолетних – наркомания, токсикомания, алкоголизм, угон автотранспорта, побеги, домашние кражи, хулиганство, подростковый вандализм, агрессивное и аутоагрессивное поведение, сверхценные увлечения, а также типично подростковые девиации, встречающиеся только при психопатологическом типе – дисморфомания, дромомания, пиромания, гебоидное поведение [7, с.112]. Итак, агрессивность выступает формой отклоняющегося поведения. Наиболее признанной является общая для ряда концепций схема, предложенная А.Бассом и А.Дарки: физическая агрессия (нападение); косвенная агрессия (злобные сплетни, шутки, взрывы ярости, проявляющиеся в крике, топании ногами и т.д.); склонность к раздражению (готовность к появлению негативных чувств при малейшем возбуждении); негативизм (оппозиционная манера поведения от пассивного сопротивления до активной борьбы); обида (зависть и ненависть к окружающим за действительные и вымышленные сведения); подозрительность в диапазоне от недоверия и осторожности до убеждения, что все другие люди приносят вред или планируют его; вербальная агрессия (выражение негативных чувств как через форму – ссора, крик, визг, так и через содержание словесных ответов – угроза, проклятия, ругань) [12, с.151]. Согласно приведенному выше определению, только те действия, которые причиняют вред или ущерб живым существам, могут рассматриваться как агрессивные по своей природе. А. А. Реан подчеркивает, что при всей очевидности того, что люди часто теряют контроль над собой, что-то разбивают или наносят удары по различным неодушевленным предметам, например, по мебели, посуде, стенам, подобное поведение не может рассматриваться как агрессивное до тех пор, пока не будет причинен вред живому существу. Хотя такие действия действительно могут иметь большое сходство с агрессивным поведением, все же лучше всего расценивать их как явно эмоциональные или экспрессивные по природе и поэтому не являющиеся примерами агрессии [16, с.6]. Наконец, из определения видно, что мы можем говорить об агрессии только тогда, когда реципиент или жертва стремится избежать подобного обращения. В большинстве случаев объекты физического насилия, сопровождающегося телесными повреждениями или оскорбительными вербальными нападками, хотят избежать подобного неприятного опыта. Таким образом, агрессия представляет собой поведение, направленное на причинение вреда или ущерба другому живому существу, имеющего все основания избегать подобного с собой обращения. Данное комплексное определение включает в себя следующие частные положения: Агрессия подразумевает преднамеренное, целенаправленное причинение вреда жертве. В качестве агрессии можно рассматривать только такое поведение, которое подразумевает причинение вреда или ущерба живым организмам. Жертвы должны обладать мотивацией избегания подобного с собой обращения [16, с.8]. Как показал проведенный теоретический анализ литературных данных, понятие «агрессивность» часто смешивают с понятием «агрессия». Поэтому мы посчитали необходимым подробнее остановиться на характеристике этих понятий. Агрессия – это поведение (индивидуальное или коллективное), направленное на нанесение физического, либо психологического вреда или ущерба. Агрессивность – относительно устойчивая черта личности, выражающаяся в готовности к агрессии, а так же в склонности воспринимать и интерпретировать поведение другого как враждебное. В силу своей устойчивости и вхождения в структуру личности, агрессивность способна предопределять общую тенденцию поведения. Отечественные исследователи Ю. М. Антонян, В. В. Гульдан под агрессивностью предлагают понимать реакцию личности на фрустрацию потребностей и конфликт, которые выражаются в субъективной тенденции к враждебному поведению, направленному к полному или частичному подавлению другого человека или других людей, их ограничению, управлению ими, на причинение или ущерба или страданий. По мнению Ф. В. Бассина, различие понятий агрессия и агрессивность ведет к важным следствиям: во-первых, не за всякими агрессивными действиями субъекта стоит агрессивность личности, во-вторых, агрессивность человека не всегда проявляется в явно агрессивных действиях. Сама по себе агрессивность не делает субъекта социально опасным, так как, с одной стороны, существующая связь между агрессивностью и агрессией не является однозначной, а с другой стороны, акт агрессии может не принимать социально опасные и неодобряемые общественные формы. Часто агрессивность понимают как «злонамеренную активность». Однако само по себе деструктивное поведение «злонамеренностью» не обладает, таковой его делает мотив деятельности, т. е., те ценности, ради достижения и овладение которыми, активность разворачивается. Внешние практические действия могут быть сходными, но их «мотивационные компоненты прямо противоположны» [4, с.111]. Агрессивность у различных лиц может иметь различную степень выраженности – от почти полного отсутствия до его предельного развития. Полное отсутствие агрессивности приводит к податливости, неспособности занять активную жизненную позицию. Вместе с тем чрезмерное развитие агрессивности по типу акцентуации начинает определять весь облик личности, превращает её в конфликтную, неспособную на социальную кооперацию, а в своём крайнем выражении является патологией (социальной и клинической): агрессия утрачивает рационально-избирательную направленность и становится привычным способом поведения, проявляясь в неоправданной враждебности, злобности, жестокости, негативизме Агрессивные проявления могут являться: средством достижения определённой цели; способом психологической разрядки, замещения блокированной потребности; самоцелью; способом удовлетворения потребности в самореализации и самоутверждении [13, с.148]. Итак, необходимо различать понятия «агрессия» и «агрессивность», т.к. их различие ведет к важным следствиям: во-первых, не за всякими агрессивными действиями субъекта стоит агрессивность личности, во-вторых, агрессивность человека не всегда проявляется в явно агрессивных действиях. В настоящее время большинством специалистов принимается следующее определение: агрессия представляет собой поведение, направленное на причинение вреда или ущерба другому живому существу, имеющего все основания избегать подобного с собой обращения. Под агрессивностью же следует понимать степень присутствия агрессии в поведении человека. ^ 1.2 Специфика агрессивности в подростковом возрастеПсихические нарушения имеют определенные этапы развития, проходя через которые они достигают наибольшей степени выраженности. Любые психопатологические феномены, синдромы включают начальные проявления, развернутую стадию, этап завершения, период остаточных симптомов. Во время подросткового кризиса скорость этого болезненного цикла увеличивается, в результате чего какой-то из этапов может быть либо очень коротким, либо не обнаруживаться вообще. Поэтому очень часто агрессивное поведение подростка является для его близких, знакомых, сверстников и очевидцев совершенно неожиданным, ничем не объяснимым. В теориях возникновения агрессии у подростков А. А. Реан выделяет две основные тенденции. Речь идет либо о преимущественно биологическом механизме, в котором подчеркивается роль нейрофизиологических медиаторов и функционального состояния глубинных структур мозга, либо на первый план выдвигается динамическая теория агрессивного поведения, предполагающая, что основным механизмом агрессии является патологическое личностное развитие, особенно в период жизненных кризисов [16, с.6]. Многие агрессивные поступки подростков, попадающие в поле зрения правоохранительных и следственных органов и требующие, в силу своей непонятности и причинной необоснованности, психиатрического анализа, являются следствием личностного кризиса. Часто признаки разлада личности проявляются в виде болезненного отношения к восприятию собственного «Я» окружающими людьми, одиночества и оторванности от мира, несоответствия своего «Я» неким, зачастую ложным, идеалам, ощущения утраты целостности внутреннего мира сопутствуют жестокой агрессии. Интенсивное развитие самосознания и самокритичности приводит к тому, что ребёнок в подростковом возрасте обнаруживает противоречия не только в окружающем мире, но и собственного представления о себе. На первой стадии подросткового периода (в 10-11 лет) ребёнка характеризует весьма критичное отношение к себе. Около 34% мальчиков и 26% девочек (по данным Д. И. Фельдштейна) дают себе полностью отрицательные характеристики, отмечая преобладание отрицательных черт и форм поведения, в том числе грубости, жестокости, агрессивности. При этом у детей этого возраста преобладает физическая агрессивность и менее всего выражена агрессивность косвенная. Вербальная агрессия и негативизм находятся на одной ступени развития [24, с.96]. Ситуативно отрицательное отношение к себе сохраняется и на второй стадии подросткового возраста (в 12-13 лет), обуславливаясь, в значительной мере, оценками окружающих, как взрослых, так и сверстников. В этом возрасте наиболее выраженным становится негативизм, отмечается рост физической и вербальной агрессии, тогда как агрессивность косвенная, хоть и даёт сдвиг по сравнению с младшим подростковым возрастом, всё же менее выражена. На третьей стадии подросткового возраста (в 14-15 лет) наблюдается сопоставление подростком своих личностных особенностей, форм поведения с определёнными нормами, принятыми в референтных группах. При этом на первый план у них выходит вербальная агрессивность, что на 20% превышает показатели 12-13 лет и почти на 30% в 10-11 лет. Агрессивность физическая и косвенная повышаются несущественно, также как и уровень негативизма [24, с.101]. Л. М. Семенюк отмечает, что на всем протяжении подросткового периода наблюдается четко выраженная динамика агрессивности: ^ Возрастные группы Формы агрессивности, % физическая косвенная вербальная негативизм 10-11 летние подростки 49% 32% 44% 45% 12-13 летние подростки 56% 48% 51% 64% 14-15 летние подростки 61% 51% 72% 65% Анализ приведённых данных свидетельствует о том, что у 10-11-летних детей преобладают физические формы агрессивности. Особенно быстрыми темпами с возрастом растёт негативизм. По мере взросления у подростков все сильнее проявляется вербальная агрессия [22, с.23]. Современный подросток живёт в мире, сложном по своему содержанию и тенденциям социализации. Это связано, во-первых, с темпом и ритмом технико-технологических преобразований, предъявляющих к растущим людям новые требования. Во-вторых, с насыщенным характером информации, которая создаёт массу «шумов, глубинно воздействующих на подростка, у которого ещё не выработано чёткой жизненной позиции. В-третьих, с экологическими и экономическими кризисами, поразившими наше общество, что вызывает у детей чувство безнадёжности и раздражения. При этом у молодых людей развивается чувство протеста, часто неосознанного, и вместе с тем растёт их индивидуализация, которая при потере общесоциальной заинтересованности ведёт к эгоизму. Подростки больше других возрастных групп страдают от нестабильности социальной, экономической и моральной обстановки в стране, потеряв сегодня необходимую ориентацию в ценностях и идеалах, - старые разрушены, новые не созданы [25, с.144] Личность ребенка и подростка формируется не сама по себе, а в окружающей его среде. Особенно важна роль малых групп, в которых подросток взаимодействует с другими людьми. Прежде всего, это касается семьи. Поэтому, говоря об особенностях агрессии в подростковом возрасте, необходимо учитывать тот факт, что подросток растет в семье, семья является почти всегда основным фактором социализации, она же является главным источником живых примеров агрессивного поведения для большинства детей. Становление агрессивного поведения у подростков – сложный процесс, в котором участвуют многие факторы. Агрессивное поведение определяется влиянием семьи, сверстников, а также средствами массовой информации. Дети учатся агрессивному поведению, как посредством прямых подкреплений, так и путем наблюдения агрессивных действий, пытаясь пресечь негативные отношения между своими детьми, родители могут ненамеренно поощрять то самое поведение, от которого хотят избавиться. Родители, которые применяют крайние суровые наказания и не контролирующие занятия детей, могут обнаружить, что их дети агрессивны и непослушны. Многочисленные исследования показали, что для семей, из которых выходят агрессивные дети, характерны особые взаимоотношения между членами семьи. Подобные тенденции психологами описаны как «цикл насилия» [1, с.204]. Дети склонны воспроизводить те виды взаимоотношений, которые «практикуют» их родители по отношению друг к другу. Подростки, выбирая методы выяснения отношений с братьями и сестрами, копируют тактику разрешения конфликтов у родителей. Когда дети вырастают и вступают в брак, они используют отрепетированные способы разрешения конфликтов и, замыкая цикл, передают их своим детям, посредством создания характерного стиля дисциплины. Похожие тенденции наблюдаются и внутри самой личности (принцип спирали). Достоверно установлено, что жестокое обращение с ребенком в семье не только повышает агрессивность его поведения в отношении со сверстниками, но и способствует развитию склонности к насилию в более зрелом возрасте, превращая физическую агрессию в жизненный стиль личности [1, с.206]. На становление агрессивного поведения влияют степень сплоченности семьи, близости между родителями и ребенком, характер взаимоотношений между братьями и сестрами, а также стиль семейного руководства. Дети, у которых в семье сильный разлад, чьи родители отчуждены и холодны, сравнительно более склонны к агрессивному поведению. Как показывают результаты исследований ученых, 92 из 100 обследованных делинквентных подростков росли в крайне неблагополучной обстановке: 40% росли в неполных семьях, у 11% оба родителя лишены родительских прав, у 19% ближайшие родственники на момент обследования находились в местах лишения свободы. В 88% родительских семей воспитанников отмечалось злоупотребление спиртными напитками хотя бы одним из родителей. Полная безнадзорность, бесконтрольность поведения со стороны родителей, безразличие в дальнейшей судьбе подростка отмечено в 76% случаев. Сочетание неблагоприятных биологических, психологических, семейных и других социально-психологических факторов искажает весь образ жизни подростков. Характерным для них становится нарушение эмоциональных отношений с окружающими людьми. Подростки попадают под сильное влияние подростковой группы, нередко формирующей асоциальную шкалу жизненных ценностей. Сам образ жизни, среда, стиль и круг общения способствуют развитию и закреплению девиантного поведения. Таким образом, имеющий место отрицательный микроклимат во многих семьях обуславливает возникновение отчуждённости, грубости, неприязни определённой части подростков, стремления делать всё назло, вопреки воли окружающих, что создаёт объективные предпосылки для появления демонстративного неповиновения, агрессивности и разрушительных действий [5, с.121]. Подростки получают сведения об агрессии также из общения со сверстниками. Они учатся вести себя агрессивно, наблюдая за поведением других детей (например, одноклассников). Однако те, кто очень агрессивен, скорее всего, окажутся тверженными большинством в классе. С другой стороны, эти агрессивные дети могут найти друзей среди других агрессивных сверстников. В. В. Знаков в этой связи отмечает, что психические свойства личности, в том числе и такие негативные, как агрессивность, формируются под воздействием социальной среды. Для подростка, как известно, наиболее значимыми элементами социального окружения являются группы сверстников в школе и на улице. Соответственно, главные причины агрессивного поведения подростка следует искать в его межличностных отношениях с окружающими, а также в типах социальных норм, принятых в референтных для него группах [8, с.23]. Один из самых спорных источников обучения агрессии – средства массовой информации. После многолетних исследований с использованием самых разнообразных методов и приемов психологи и педагоги все еще не выяснили степень влияния СМИ на агрессивное поведение. Представляется, что масс-медиа все же оказывает какое-то влияние на агрессивное поведение подростков. Однако сила его остается неизвестной. Итак, у подростков один из главных путей формирования агрессивности – наблюдение за чужой агрессией. Подростки, которые встречаются с насилием у себя дома, и которые сами становятся жертвами насилия, склонны к агрессивному поведению. Еще один из источников развития агрессивности – средства массовой информации. Все вышеперечисленные факторы должны учитываться родителями, педагогами, психологами и обществом в целом при взаимодействии с подростками, потому что агрессию легче предотвратить, чем потом корректировать агрессивное поведение. ^ 1.3 Гендерные различия в агрессивном поведении подростковЮ. Б. Можгинский отмечает: «Как показывает история, в педагогической практике многие годы не учитывались половые различия детей. Между тем, половые различия не ограничиваются половыми характеристиками и особенностями психосексуального развития» [13, с.161]. Девочки созревают гораздо раньше мальчиков. В подростковом возрасте процесс психосексуального развития девочек начинается приблизительно на 2 года раньше, чем у мальчиков, и длится в течение 3-4 лет, а не 4-5 лет. Мальчики, несмотря на то, что они физически сильнее девочек, обладают большей чувствительностью к воздействию как физических, так и психических факторов. Неслучайно у мальчиков чаще, чем у девочек, встречаются психические нарушения. Наряду с биологическими предпосылками в развитии половых различий серьёзную роль играют социальные и культурные стереотипы, связанные с представлениями взрослых о поведении девочек и мальчиков, обусловленные, в частности, стереотипами феминности и маскулинности, принятыми в обществе. Данные психологов разных стран мира свидетельствуют о том, что агрессивное поведение гораздо чаще встречается у мальчиков, чем у девочек. Между тем, агрессивное поведение подростков нередко связано с алкоголизацией. Поскольку подростки алкоголизируются, как правило, в группе, то подогретое алкоголем стремление «не отставать от других» и «жажда подвига» часто приводят к демонстративным асоциальным поступкам. Особенно усиливает подобные действия наличие в компании подростков женского пола. Нередко они же являются и организаторами противоправных действий. Причем, по сравнению с подростками мужского пола, у них отмечается более выраженное «огрубление» личности. При этом можно отметить агрессивные проявления [11, с. 30-31]. Л. М. Семенюк отмечает, что в проявлении агрессивности мальчиками и девочками подросткового возраста имеются значительные различия: ^ Возрастные группы Формы агрессивности, % физическая Косвенная вербальная Негативизм 10-11 лет Мальчики 70% 40% 62% 68% Девочки 30% 25% 38% 36% 12-13 лет Мальчики 59% 49% 52% 69% Девочки 38% 41% 49% 62% 14-15 лет Мальчики 61% 39% 81% 82% девочки 59% 59% 60% 52% Анализ приведённых в таблице дан^ ГЛАВА 2 ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ГЕНДЕРНЫХ РАЗЛИЧИЙ В УРОВНЕ АГРЕССИВНОСТИ ПОДРОСТКОВ2.1 Процедура проведения экспериментаИсходя из теоретического анализа психолого-педагогической литературы по проблеме исследования, нами была сформулирована следующая гипотеза: существуют гендерные различия в уровне агрессивности подростков.Целью проводимого эмпирического исследования стало выявление различий в уровне агрессивности у юношей и девушек. В исследовании приняли участие 30 (15 юношей и 15 девушек) учеников 9-х классов средней школы № 14 г.Бреста (приложение 1). Возраст подростков – 14-15 лет. Для удобства обработки результатов эксперимента каждому испытуемому был присвоен порядковый номер согласно алфавитному списку. В исследовании использовались следующие диагностические методики: опросник агрессивности Басса-Дарки и методика «Агрессивность» (модификация теста Розенцвейга). Подтверждение теоретических изысканий практическими разработками на основе этих методик позволит подтвердить или опровергнуть гипотезу курсового исследования.^ 2.2 Описание используемых методикДля диагностики агрессивных и враждебных реакций подростков нами был использован опросник Басса-Дарки [6, с.40-45] (приложение 2). А. Бассе, воспринявший ряд положений своих предшественников, разделил понятия агрессии и враждебность и определил последнюю как: «...реакцию, развивающую негативные чувства и негативные оценки людей и событий». Создавая свой опросник, дифференцирующий проявления агрессии и враждебности, А. Бассе и А. Дарки выделили следующие виды реакций: 1. Физическая агрессия – использование физической силы против другого лица. 2. Косвенная агрессия – агрессия, окольным путем направленная на другое лицо или ни на кого не направленная. 3. Раздражение – готовность к проявлению негативных чувств при малейшем возбуждении (вспыльч