Материалы к заседанию Совета по конкурентоспособности и предпринимательству при Правительстве Российской ФедерацииО деятельности финансовых институтов развития Содержание Общие положения об институтах развития 4 Понятие институтов развития, их цели и задачи 4Типы институтов развития 7 Необходимость институтов развития на современном этапе 8Риски институтов развития 11Принципы создания институтов развития и организации их деятельности. 131) Четкое определение стратегических целей (миссии) институтов развития и направлений их деятельности 132) Четкое определение критериев и процедур отбора проектов институтами развития для оказания финансовой поддержки 133) Проектный подход и ориентация на результат при предоставлении финансирования 144) Самоокупаемость без максимизации рентабельности 145) Использование механизмов частно-государственного партнерства: целесообразность софинансирования проектов 156) Профессиональное, гибкое и эффективное корпоративное управление и менеджмент 157) Системный подход к определению форм, структуры и направлений деятельности институтов развития 168) Развитый механизм государственного контроля и надзора 169) Прозрачность деятельности 1710) Эффективные принципы финансирования. 1711) Активное использование лучшего зарубежного опыта. 1812) Гибкость используемых средств поддержки бизнеса, открытость дизайна программ и проектов для корректировки. 18Институты развития в Российской Федерации 19 Необходимость системы институтов развития для удовлетворения потребности российской экономики в инвестиционных ресурсах 19Структура сложившейся системы российских институтов развития 22Структура существующей системы российских институтов развития 25 Проблемы и риски, возникающие в деятельности российских институтов развития 28Совершенствование системы институтов развития в России 311) Реализация системного подхода и координации деятельности институтов развития. 312) Разработка индивидуальных стратегий институтов развития 323) Разработка внутренних документов институтов развития, определяющих порядок принятия решений по их основной деятельности и порядок осуществления контроля 324) Повышение прозрачности и публичности деятельности институтов развития 335) Капитализация институтов развития 33Ожидаемые результаты деятельности российских институтов развития в среднесрочной перспективе 42Приложения 44Приложение 1 44Справочные сведения о деятельности российских институтов развития 44А. Финансовые институты развития 44Инвестиционный фонд Российской Федерации 44Государственная корпорация «Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк») 46ОАО «Российский банк развития» 48ЗАО «Государственный специализированный Российский экспортно-импортный банк» 49ОАО «Российский сельскохозяйственный банк» 49ООО «Росагролизинг» 50ОАО «Российская венчурная компания» 51Государственная корпорация «Российская корпорация нанотехнологий» 53ОАО «Особые экономические зоны» 55ОАО «Российский инвестиционный фонд информационно-коммуникационных технологий» 57Государственная корпорация «Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» 58ОАО «Агентство по ипотечному жилищному кредитованию» 60Б. Нефинансовые институты развития 62Технопарки 62Промышленные парки 63Особые экономические зоны 64ОЭЗ технико-внедренческого типа. 64ОЭЗ промышленно-производственного типа. 68ОЭЗ туристско-рекреационного типа. 70ОЭЗ портового типа (перспективы). 71Институты развития малого предпринимательства 71Центры субконтрактации 76Центры развития дизайна 77Приложение 2. 80Международный опыт создания и функционирования институтов развития 80Банки развития 80Национальные банки развития 80Международные банки развития 83Экспортно-импортные банки и агентства 86Фонды и агентства социального и регионального развития 89Фонды и центры поддержки прикладных инноваций 92Нефинансовые институты развития 100 ^ Общие положения об институтах развития Понятие институтов развития, их цели и задачи Приоритетом экономической политики Правительства Российской Федерации является обеспечение долгосрочного и устойчивого экономического роста. Решение этой задачи невозможно без создания развитой экономической и социальной инфраструктуры, формирования диверсифицированной отраслевой структуры экономики, развития инновационной сферы, активной внешнеэкономической деятельности и высокого уровня привлечения инвестиций. Указанные элементы представляют собой основу для экономического роста. Сегодня в результате проводимой экономической политики, направленной на обеспечение макроэкономической сбалансированности, российская экономика показывает уверенный рост, который за январь август 2007 года составил 7,7%. Темпы роста инвестиций 22,1% за январь-август 2007 года позволяют характеризовать данную ситуацию как «инвестиционный бум». Однако инвестиционные потребности, необходимые для решения задач диверсификации экономики, модернизации энергетической, транспортной, жилищно-коммунальной инфраструктуры, обновления производственного потенциала только ведущих инновационных отраслей российской промышленности составляют, по оценкам Минэкономразвития России превышают 3,8 трлн. руб. Для обеспечения поступления в экономику столь большого объема долгосрочных инвестиционных ресурсов необходимы меры государственного стимулирования. Решение этих задач с использованием только прямого бюджетного финансирования невозможно, в том числе в силу ограниченности государственных ресурсов. Вместе с тем привлечение частных инвестиций осложняется высокими рисками и долгосрочностью соответствующих проектов. Механизмом, способствующим решению задач по развитию и диверсификации экономики и позволяющим повысить эффективность использования государственных ресурсов, являются специализированные организации с государственным участием – институты развития. Они выступают катализаторами частных инвестиций в приоритетные сектора и отрасли экономики, способствуют созданию и внедрению инноваций, улучшают институциональную среду. Мировой опыт свидетельствует об успешности институтов развития в решении следующих задач: развитие экономической (энергетика, транспорт, коммуникации) и социальной (жилищно-коммунальный комплекс, образование, здравоохранение) инфраструктуры; обеспечение диверсификации отраслевой структуры экономики (преодоление организационных, финансовых и информационных барьеров, препятствующих диверсификации); устранение «институциональных провалов», т.е. формирование отсутствующих, но необходимых для национальной экономики сегментов и инструментов рынка (ипотека, долгосрочные долговые инструменты, финансовый лизинг, среднесрочное и долгосрочное экспортное финансирование и др.); содействие развитию инновационной сферы путем усиления стимулов и/или снижения рисков осуществления стратегических и прикладных инноваций (как технологических, так и организационных); содействие развитию внешнеэкономической деятельности и привлечению инвестиций в эту сферу (поддержка экспорта высокотехнологичной продукции, поддержка импорта передовых технологий); поддержка малого бизнеса; устранение региональных дисбалансов в развитии, содействие межрегиональной специализации и кооперации. Опыт зарубежных стран свидетельствует о значительном разнообразии как форм институтов развития, так и механизмов реализации ими своих функций. Так, государственные финансовые институты развития (далее также – ГФИР) предоставляют хозяйствующим субъектам прямое или косвенное финансирование в различных формах (кредиты, займы, гарантии, лизинг, приобретение ценных бумаг, участие в капитале) для осуществления инвестиционных проектов в приоритетных сферах. К их числу относятся универсальные и специализированные банки развития, экспортно-импортные банки, экспортные страховые компании, государственные лизинговые компании, инновационные фонды, фонды и агентства регионального развития, фонды и агентства социального развития, и т.д. Их задача – отбор и финансовая поддержка проектов, важных для развития национальной экономики, однако не получающих необходимых ресурсов со стороны частного сектора из-за своей высокой рискованности, длительных сроков окупаемости или сложности используемых финансовых инструментов. К их задачам также относится информационно-консультационная деятельность, направленная на облегчение частному бизнесу действий в инвестиционной сфере. Наиболее масштабной является деятельность универсальных банков развития, которые могут реализовывать практически весь спектр отмеченных выше задач. В некоторых странах такие банки также координируют деятельность других национальных финансовых и нефинансовых институтов развития. Наряду с универсальными, существуют и специализированные институты развития – отраслевые, экспортно-импортные, инновационные и т.д. Специализация способствует повышению эффективности деятельности институтов развития, поскольку она позволяет сделать эту деятельность максимально предсказуемой для участников рынка, снизить издержки и повысить качество оценки проектов. Специализация одновременно упрощает оценку эффективности деятельности институтов развития. Нефинансовые институты развития не предоставляют ни прямого, ни косвенного финансирования хозяйствующим субъектам. Их задача – формирование инфраструктуры предпринимательской деятельности в широком смысле, включая предоставление специализированных информационных, консультационных и посреднических услуг в тех сферах, где подобные услуги отсутствуют или слабо развиты. К нефинансовым институтам развития относятся технопарки, промышленные парки, «бизнес-инкубаторы», технико-внедренческие промышленно-производственные и туристско-рекреационные особые экономические зоны, центры трансферта технологий, центры субконтрактации, центры развития дизайна, центры энергосбережения и др. В мировой практике такие институты играют важную роль в создании кластеров – систем горизонтальных связей в экономике (межфирменных сетей, промышленных районов, особых экономических зон).Таблица 1.1. ^ Типы институтов развития 1 2 3а 3б 4 5 6 7 Задачи институтов развития (по типам устраняемых «провалов рынка») Преодоление барьеров для диверсификации экономики (отраслевая политика) Развитие экономической инфраструктуры Преодоление «провалов» в сфере инноваций Поддержка социально- приоритетных отраслей и сфер Преодоление региональных дисбалансов Преодоление институциональных «провалов» Преодоление барьеров выхода на внешние рынки Типы институтов развития Прикладные инновации Инновации в сфере стратегических технологий Универсальные банки развития X X X X X X X X Отраслевые банки развития X X Институты поддержки прикладных инноваций (бизнес-инкубаторы, центры трансферта технологий, венчурные фонды и др.) X Институты поддержки развития стратегических технологий X Фонды и агентства социального развития X Фонды регионального развития X Технопарки Х Х Особые экономичес-кие зоны Технико-внедренческие Х Промышленно-производственные Х Туристско-рекреационные Х Моноинструментальные институты развития (государственные лизинговые компании, ипотечные агентства и др.) X Экспортно-импортные банки и страховые агентства X ^ Необходимость институтов развития на современном этапе Обеспечение высокой эффективности инвестиционных процессов на современном этапе развития экономики в Российской Федерации невозможно без финансовой, организационной и информационной синергии государства и бизнеса. Так, участие государства в инновационных процессах позволяет создать в частном секторе необходимые стимулы к инновациям (в том числе для создания и внедрения новых технологий, выхода на новые рынки, создания новых форм организации бизнеса). Кроме того, в настоящее время многие инновации, как технологические, так и институциональные, не осуществляются (либо осуществляются медленными темпами) из-за высоких издержек и высоких рисков начальных стадий реализации таких проектов. Принимая на себя часть издержек и рисков, государство тем самым стимулирует участие бизнеса в приоритетных проектах. Участие государства в финансировании проектов повышает их инвестиционную привлекательность, а также формирует необходимые репутационные стимулы для вовлечения бизнеса в инвестиционный процесс. Следует также отметить, что в настоящее время в связи с недостаточным уровнем развития финансовых рынков наблюдается дефицит предложения частного капитала для долгосрочных инвестиций со средним или высоким уровнем риска. Использование механизмов институтов развития создает возможность для государства предоставлять долгосрочные инвестиции для реализации социально и экономически значимых проектов. Участие институтов развития в реализации инфраструктурных проектов, имеющих низкую собственную рентабельность и большие сроки окупаемости, однако обеспечивающих значительный мультипликативный эффект, позволяет, как привлечь к их осуществлению частный бизнес, так и обеспечить повышение темпа осуществления инвестиционного процесса. Учитывая, что приоритетами институтов развития являются не только интересы отдельных отраслей, секторов или регионов, но и макроэкономическое развитие в целом, их участие позволяет, при реализации социально значимых проектов (например, таких, как развитие рынка жилья), способствовать развитию смежных отраслей (соответственно – строительство, промышленность стройматериалов и т.п.). Кроме того, особенности целеполагания и гибкость механизмов финансирования институтов развития позволяют привлечь с использованием механизмов частно-государственного партнерства ресурсы для регионов с низким уровнем экономического развития. Активизация внешнеэкономической деятельности на современном этапе также требует участия институтов развития. В большинстве стран мира с помощью институтов развития осуществляются разнообразные формы государственной поддержки частного бизнеса в этой сфере, включая предоставление экспортных и импортных кредитов, гарантий, сбор и распространение информации о потенциальных деловых партнерах, продвижение имиджа национальных товаров и (или) компаний, и т.д. Отсутствие такой поддержки на современном этапе снижает конкурентоспособность российских товаров и компаний на мировых рынках. Существенным препятствием на пути развития экономики являются различные информационные проблемы: отсутствие или недостоверность необходимой деловой информации (о рынках, клиентах, конкурентах); асимметрия информации для разных экономических агентов, затрудняющая принятие предпринимательских решений и приводящая к завышенной оценке рисков; проблема координации деятельности компаний из разных, но сопряженных сфер; недостаточный уровень предпринимательской грамотности экономических агентов, и т.д. Учитывая, что реализация функций по сбору и распространению такой информации на коммерческой основе может не быть рентабельной, но при этом снижение издержек частного бизнеса на получение такой информации обеспечивает значительный макроэкономический эффект, соответствующие функции должны реализовываться институтами развития. Институты развития также могут стать эффективным механизмом реализации мер государственной поддержки малого бизнеса. Передача этих функций от государства к институтам развития позволит перейти от механизма формального бюджетного перераспределения средств к реализации целеориентированных комплексных программам поддержки. На основании изложенного представляется, что для современного этапа развития российской экономики реализация государственной политики, направленной на создание институтов развития экономически обоснована, позволит повысить темпы экономического роста, приведет к снижению общей неопределенности и рисков и тем самым к снижению издержек ведения бизнеса.^ Риски институтов развития Построение эффективной системы управления институтами развития и реализации возложенных на них задач и функций должно осуществляться с учетом рисков связанных как со спецификой данных институтов, так и общих рисков неэффективности участия государства в экономике. При этом должен быть соблюден баланс в обеспечении следующих требований: финансовая устойчивость институтов развития – высокая общественная отдача от поддерживаемых проектов; финансовая устойчивость институтов развития – трансформация привлекаемых средне- и краткосрочных ресурсов в долгосрочные инвестиции; диверсификация ресурсов между большим числом проектов для усиления общесистемного воздействия институтов развития и снижения инвестиционных рисков – необходимая концентрация ресурсов для решения крупных задач; исключение административного влияния и рисков «коррупции» – тесное взаимодействие с бизнесом для определения направлений деятельности. При нарушении баланса требований возникают следующие риски: риски значительных финансовых потерь институтов развития, ведущие к утрате финансовой устойчивости, в том числе: - риск неполной оценки возможных негативных последствий проекта (макроэкономических, включая возможность усиления инфляции в результате принимаемых инвестиционных решений; влияния на смежные отрасли; экологических последствий, и др.); - риск неадекватных методик оценки рисков и контроля за ними (например, недоучет косвенных издержек); - риск «политически мотивированного» использования средств в ущерб социально-экономической эффективности; - риск коррупции, - использования исполнительными органами институтов развития своих прав и полномочий в целях личной выгоды (при этом средства будут расходоваться либо целевым образом, но неэффективно, либо вообще нецелевым образом); риски неполучения адекватной общественной отдачи от деятельности институтов развития, в том числе: - риск нечеткого установления целей и задач для институтов развития, что приводит к дезориентации их менеджмента и принятию решений (в том числе финансовых) случайным образом; - риск ошибочного выбора секторальных и отраслевых приоритетов для инвестиций и кредитов; - риск добросовестного неэффективного отбора проектов для поддержки вследствие недостаточности информации или низкой квалификации менеджмента: поддержка либо убыточных (что не соответствует целям института развития как катализатора частных инвестиций), либо слишком прибыльных проектов (в этом случае институт развития начинает «играть на поле» коммерческих финансовых институтов); - риск недофинансирования институтов развития со стороны государства и/или чрезмерного распыления ресурсов по разным направлениям, не позволяющего добиться ощутимого эффекта по большинству из них; - риск «сверхфинансирования» институтов развития со стороны государства, что может привести к неспособности ИР эффективно применить все полученные ресурсы для реализации своих целей и задач; - риск недостаточной координации деятельности различных институтов развития, вследствие чего одни сектора (отрасли, регионы) будут получать избыточные возможности поддержки со стороны различных ИР, а другие будут недополучать такую поддержку; - риск сохранения «узких мест» в смежных отраслях, что не позволяет реализовать потенциальный эффект от проектов; - риск предъявления институтами развития завышенных требований к качеству инвестиций и условиям предоставления финансирования, что препятствует получению необходимых средств хозяйствующими субъектами; - риск непрозрачности институтов развития и связанной с этим затруднительности оценки эффективности их работы; - риск неэффективности мониторинга работы институтов развития вследствие отсутствия четкой системы показателей оценки их эффективности. Указанные риски возникают и реализуются как в развивающихся, так и в развитых странах. Они имеют существенное значение и для российских институтов развития. Для снижения указанных рисков необходимо соблюдение следующих принципов при создании институтов развития, а также организации их деятельности. Принципы создания институтов развития и организации их деятельности. 1) Четкое определение стратегических целей (миссии) институтов развития и направлений их деятельности Стратегические цели каждого института развития и направления его деятельности, включая направления и способы использования средств, подлежат закреплению на уровне нормативных актов, регламентирующих деятельность институтов развития, или их уставных документов. При этом четкая специализация институтов развития снижает вероятность неправильного выбора направлений деятельности и облегчающая оценку эффективности их работы. Для универсальных ИР, таких, как банки развития, возможна специализация по направлениям работы на уровне отдельных подразделений. 2) Четкое определение критериев и процедур отбора проектов институтами развития для оказания финансовой поддержки Снижение рисков оппортунистического поведения и коррупции менеджеров институтов развития, а также исключение условий для административного влияния при принятии решений о выборе проектов, возможно обеспечить при четкой формализации критериев отбора проектов и процедуры такого отбора. Эти вопросы могут решаться высшим коллегиальным органом института развития (советом директоров), если они не определены на уровне нормативного акта. При этом отбор конкретных проектов может осуществляться в соответствии с этими критериями и процедурами на конкурсной основе не только менеджментом ИР, но и частными финансовыми институтами, выполняющими агентские функции. 3) Проектный подход и ориентация на результат при предоставлении финансирования Значительная часть проектов, претендующих на финансовую поддержку институтов развития, имеет долгосрочный или среднесрочный характер. Для предотвращения неэффективного использования средств такие проекты следует структурировать на несколько этапов и осуществлять поэтапное финансирование в увязке с результатами, достигнутыми в рамках реализованного этапа. Применение проектного подхода также обеспечивает текущую оценку эффективности осуществленного финансирования – в отношении как промежуточных, так и окончательных результатов. В этой связи при серьезных нарушениях условий работы по проекту со стороны реципиента средств институт развития должен иметь право прекратить финансирование на любом этапе, с применением соответствующих санкций. 4) Самоокупаемость без максимизации рентабельности Максимизация прибыли не является целью деятельности финансовых институтов развития, однако их деятельность, как правило, должна быть окупаемой. Плановая убыточность финансовых институтов развития может привести, с одной стороны, к неэффективному использованию располагаемых финансовых ресурсов, а с другой – к искажению рыночной среды. Предоставление средств на безвозвратной основе допустимо только в определенных сферах (например, поддержка НИОКР, осуществление социальных проектов). Институты развития сталкиваются в своей деятельности с двумя типами рисков отклонения от этой оптимальной модели. С одной стороны, для менеджмента этих организаций может оказаться привлекательной бизнес-ориентированная модель, ставящая своей целью получение прибыли («риск коммерциализации»), что не соответствует целям, для которых государство создает институты развития. С другой стороны, у государственных органов, курирующих институты развития, может возникать мотивация использовать их для распределения бюджетных средств в рамках решения текущих задач, что препятствует стратегически ориентированному поведению ИР на финансовых рынках («риск превращения в агентов правительства»). Требование о самоокупаемости институтов развития также позволяет сформировать необходимую финансовую дисциплину при принятии решений о финансировании проектов и снизить расходы государства на финансирование деятельности институтов развития. 5) Использование механизмов частно-государственного партнерства: целесообразность софинансирования проектов Реализация данного принципа имеет важное значение не только для обеспечения привлечения в инвестиционный процесс частной коммерческой инициативы, но и для повышения качества риск-менеджмента. Участие частного бизнеса в проекте позволяет повысить эффективность оценки рыночных рисков проекта. При этом в ряде сфер деятельности институтов развития (например, финансирование инновационной деятельности) требуется устанавливать фиксированный уровень участия в финансировании институтов развития, для обеспечения прозрачности для частного бизнеса данного решения. 6) Профессиональное, гибкое и эффективное корпоративное управление и менеджмент В силу сложности и масштабности задач, решаемых институтами развития, а также общественной значимости их деятельности, система управления институтов развития должна формироваться с учетом лучшей международной практики корпоративного управления. В частности, включение в состав высших органов управления не только представителей государства, но и независимых директоров повышает эффективность деятельности институтов развития . Требуется также обеспечить на систематической основе привлечение для постоянной работы в институтах развития в качестве менеджеров профессионалов высокой квалификации в своих областях, для снижения риска принятия непрофессиональных и необоснованных инвестиционных решений. Для формирования стабильной системы управления институтов развития основы и структуру такой системы следует закреплять на законодательном уровне. При этом требуется обеспечить необходимую гибкость системы управления для исключения пассивности менеджмента институтов развития в принятии оперативных решений, но при этом не создав условий для повышения рисков коррупции и исключения возможностей оценки эффективности работы менеджмента. Требуется обеспечить и формирование механизмов обратной связи между институтами развития и их бенефициарами, позволяющая учитывать потребности бизнеса, но избегать зависимости от него. Важным условием, определяющим общую эффективность менеджмента институтов развития, признается персонификация ответственности высших менеджеров ИР за реализацию наиболее крупных проектов. 7) Системный подход к определению форм, структуры и направлений деятельности институтов развития Для исключения системных ошибок в управлении институтами развития (риск недофинансирования, риск «сверхфинансирования», риск несбалансированности финансирования между отраслями и регионами и др.), необходимо рассматривать все институты развития в целом в общенациональном масштабе – независимо от того, что ряд институтов развития может иметь четкую секторальную, отраслевую или региональную задачу. Реализация данного принципа может также осуществляться при формировании национальной концепции (стратегия) развития институтов развития, позволяющая обеспечить комплексный подход к оценке деятельности и определению задач и координации институтов развития , для чего необходима система регулярного мониторинга этих институтов. Такой подход позволяет обеспечить учет возможных макроэкономических изменений, узких мест в смежных секторах и косвенных издержек при реализации проектов. Кроме того, системный подход позволяет определить, достаточность в целом ресурсов, концентрируемых институтами развития, для решения поставленных социально-экономических задач и необходимость их перераспределения.. 8) Развитый механизм государственного контроля и надзора Эффективность механизма государственного контроля за институтами развития повышается в случае его одновременной реализации в рамках нескольких форм: через участие представителей в органах управления институтами развития, через регулярный мониторинг их деятельности, а также через специальную систему пруденциального надзора, при которой устанавливаются показатели и нормативы, в том числе иные чем для частных институтов. Такие нормативы (например, по ликвидности и достаточности собственного капитала) могут быть индивидуальными для различных институтов развития с учетом их специфики. При этом важным условием организации эффективной работы институтов развития является определение четкой системы критериев оценки эффективности их деятельности, закрепленная на уровне нормативного акта или в документах, утверждаемых высшими органами управления института развития. Полезным инструментом для оценки эффективности институтов развития может быть их бенчмаркинг - сопоставление результатов и издержек их деятельности с результатами и издержками аналогичных зарубежных институтов развития. Изложенное также позволяет сформировать систему мотивации исполнительных органов институтов развития. При этом требуются и четкие и формализованные санкции (репутационные, административные, а при необходимости и уголовные) по отношению к менеджерам или членам высших органов управления ИР, которые были уличены в коррупции или иным образом причинили серьезные негативные последствия институту развития (вследствие непрофессионализма, грубой неосторожности, конфликта интересов и др.) 9) Прозрачность деятельности Дополнительным фактором, обеспечивающим эффективное функционирование институтов развития, является максимальная прозрачность их деятельности и дополнение государственного контроля общественным контролем. Введение обязательности независимого аудита, получения международного кредитного рейтинга позволяет сформировать систему оперативного независимого мониторинга деятельности институтов развития. Во многих странах практикуется также независимая внешняя оценка деятельности институтов развития с привлечением экспертов из международных организаций и представителей профессионального сообщества. 10) Эффективные принципы финансирования. Учитывая, что основным источником собственных средств финансовых институтов развития являются средства государства, государственное финансирование деятельности институтов развития должно осуществляться с учетом принципов бюджетирования по результатам. При этом для пополнения своей ресурсной базы институты развития могут также привлекать заемные средства, прежде всего путем выпуска облигаций и их размещения на внутренних или внешних финансовых рынках, либо путем привлечения банковских кредитов. Мобилизация ресурсов на рынке, создающая «финансовый рычаг», обеспечивает усиление воздействия со стороны институтов развития на экономику. Кроме того, привлечение средств на финансовых рынках служит дополнительным косвенным способом обеспечения финансовой дисциплины институтов развития. 11) Активное использование лучшего зарубежного опыта. В мире накоплен значительный опыт функционирования институтов развития, в связи с чем открытость системы институтов развития и ее взаимодействие с институтами развития иностранных государств позволит обеспечить использование как лучшего опыта, так и заимствовать новые инструменты, формы и методы работы. 12) Гибкость используемых средств поддержки бизнеса, открытость дизайна программ и проектов для корректировки. Поскольку бизнес-среда и общеэкономические условия меняются достаточно динамично, а предусмотреть все возможные риски и «узкие места» при запуске нового института развития практически невозможно, то для эффективной работы институты развития должны быть достаточно гибкими, чтобы обеспечивать возможность внесения необходимых корректировок в организацию их деятельности. ^ Институты развития в Российской Федерации Необходимость системы институтов развития для удовлетворения потребности российской экономики в инвестиционных ресурсах В настоящее время в российской экономике сохраняется ряд финансовых, институциональных и инфраструктурных барьеров, препятствующих ее диверсификации и переходу к устойчивому долгосрочному росту. При инерционном развитии негативное воздействие этих барьеров на экономическую динамику может усилиться. В то же время формирование эффективной системы институтов развития способно снять эти барьеры. В частности, объем долгосрочных заемных ресурсов, который способен предложить отечественный частный финансовый сектор, неадекватен инвестиционным потребностям экономики. Доля кредитов сроком свыше трех лет в совокупном объеме ссуд, выданных предприятиям российскими банками, составляет всего лишь 15% (без учета Сбербанка). Вклад кредитов, привлеченных на внутреннем рынке, в финансирование инвестиций в основной капитал составляет менее 9%. С одной стороны, такая ситуация обуславливает интенсивный рост внешнего корпоративного долга и усиление зависимости экономики от притока заемных ресурсов из-за рубежа. Так, к 1 апреля 2007 г. совокупный долг российских компаний и банков перед нерезидентами достиг 295 млрд. долл. (а по итогам 2007 года может составить 355 млрд.долл.). С начала 2005 г. величина корпоративного внешнего долга увеличилась почти втрое. Сохранение данной тенденции может привести к существенному повышению рисков финансовой дестабилизации экономики в среднесрочной перспективе. Эти риски могут актуализироваться как вследствие ожидаемого изменения курсовой динамики рубля, так и вследствие возможной неустойчивости глобальных финансовых рынков. Реализация этих рисков способна оказать крайне негативное воздействие на динамику экономического роста. С другой стороны, узость предложения долгосрочного кредита способствует перераспределению ограниченных ресурсов в пользу экспортно-сырьевого сектора, в ущерб инвестиционным возможностям других секторов. Так, например, около 40% выдаваемых инвестиционных кредитов в настоящее время сконцентрированы в топливно-добывающих производствах. Неравенство инвестиционных возможностей различных секторов экономики остается одн