№10. Методика преподавания РЯ как наука. Одна из педагогич.наук. Она изучает процессы обуч-я школьников родному языку (усвоение ими знаний о языке, формир-е у них речев.и язык. умений и навыков). М-ка обеспечивает такую систему обуч-я я-ку, котор.соответсв. современн.теории лингвистики осущн-ти языка- быть важнейш.ср-вом чел. общения, средством формирования мысли и её выраж-я в языке (язык.коде). Предмет Методики- процесс обучения рус.языку. Обуч-е включает: 1)Содержание обуч-я, языков.материал и языков.умения; 2)Деят-ть учителя по отбору и «подаче» мат-ла учащимся, по организации их учебн.труда, их развитию, выявлению знаний и умений; 3)Деят-ть учащихся по усвоению знаний, выработка умений и навыков. Задачи Методики: 1) «зачем изучать»-опред-е целей и задач обуч-я рус. языку как родному; 2) «чему учить»- опред-е содержания обучения, обоснование и составление программ, учебников, пособий для учащ-ся; 3) «Как учить»- разработка методов и приёмов обуч-я, уроков, их циклов, методич.пособий. 4) «Как контролировать»- опред-е критериев оценки, методов контроля. МПРЯ развив-ся на стыке многих наук. Принадлежит к числу общественных наук- филос-я- обеспечивает методологич. основы Методики, понимание целей и задач обучения языку. Усвоение языка-это связь времён, овладение духовн. наследством многих поколений. Обуч-е языку формирует мировоззрение школьников, включ.их в социальн.жизнь. Изучение языка развивает интеллект. Психология- Метод-ка опирается на псих-ию в изучении процессов воспр-я учебн.материала по РЯ, его запоминании, восприятии, развитии мышления и речи. В основе Методич.разработок- мыслительные операции, изучен.в психологии: анализ и синтез, абстрагирование и конкретизация, сравнение, классификация. Понятие ЗУНов взято из псих-ии. С т.зрения псих-ии, овладение языком-это одна из граней формир-я личн-ти. Дидактика – применяемость дидактич приёмов в Методике (напр. научность); методы обуч-я; понятия и термины. Языкознание- изучение должно носить системн.хар-р. Все уровни и разделы должны изучаться во взаимосвязи и взаимодействии (напр.синтаксис + пунктуац) М-ка связана и с разделами языкозн-я: фонетикой, орфоэпией, фонологией, графикой, лексикикологией, морфемикой. Сущ-ет 2 вида науч.исследований: 1) фундаментальн. (Цель- открыть закономерн-ти обуч-я языку и речевого развития, решить общетеоретич. вопросы методики); 2) прикладные (Цель- выяснение практич.вопросов(эффективность новых приемов обучения, новых учебников). Методы исслед-я: эксперимент; изуч-е истории школы и методич. учений; теоретич.анализ лит-ры по методике в смежных областях; анализ языка в учебн.целях; моделир-е учебно-воспитат.процесса и его элементов; диагностика и прогнозир-е трудн-тей в обучении; исслед-е уровней речевого разв-я учащ-ся. Отрасли Методики: а) РЯ как родной; б) как неродной; в) как иностранный. №^ 14. Методика фонетики. Цели изучения: содержание раздела, методы, задачи, организация. Фонетика- это учение о звуках и звуковой системе языка. В школе Ф-ка изучается сначала как самостоятельный раздел, а затем попутно с морфологией и синтаксисом. По объёму раздел небольшой. Изуч-ся в 5 кл.после тем «Повторение» и «Синтаксик и пунктуация». Цели изучения: 1) дать представление о звук.системе РЯ; 2) использовать знания по фонетике при обучении правописания, а также при обучении орфоэпич.нормам РЯ. Основные понятия: а) звуки речи; б) гласн.и согласн. (различие гл-х и согл-х не механически, а по осознанию признаков); в) звуки и буквы (научить различию этих понятий); г) алфавит (необходимо добиться знания алфавита- важно для работы со словарями). Учащиеся должны знать кол-во букв, согласных и гласных (10 гл., 21 согл.); д) звонк.и глух. согласные - беседа об образовании глух.согл-х, (при помощи шума) и звонких согласных (шум+голос). Показать работу органов речи и хар-р звучания при произношении звонких и глухих; е) твёрдые и мягкие согласные (различать, беседа о понятии твёрд/мягк); ж) ударение (опора на языковое чутьё, слух, слуховая память учащихся); з) фонетичсекий разбор (содействует учащимся в усвоении произносимых норм в выработке правильного произношения). Умения: 1) на слух различать звонк. и глух, твёрд/мягк.согл. 2) выделять в слове нужн.согласн. и правильно произносить его. 3) определять ударение в слове. 4) сравнивать звуков.состав близких по звучанию слов. 5) производить фонетич.графич. анализ слова. 6) отчётливо произносить слова, следя за правильн-ю произнош-я. Принципы изучения: а) пр-п опоры на речев.слух учащ-ся. Реализация этого принципа приводит шк-ов к сознательному восприятию звуков и правильн.опред-ю их свойств; б) принцип рассмотр-я звука в морфеме. Способствует пониманию изменений в зависимости от позиций и чередований сильных и слабых звуков; в) пр-п сопоставления звуков и букв. Этот пр-п предупреждает смешение букв и зв-ов, что влияет на овладение орфографией. Упражнения: 1) на различение зв-в в словах (опр-ть по слуху, какие гласн.и согласн. произнос-ся в словах (луг-луга); 2) на смыслоразличительную роль звуков (назвать звуки, которые различают слова) (линовать-миновать); 3) деление слова на слоги; 4) на постановку ударения в словах; 5) группировка слов с опр.звуками; 6) опр-е звукового состава слова (произнести звуки в данных словах). Фонетически-графические упр-я: а) обозначьте звуки буквами; б) расположите слова по алфавиту; в) подчеркните буквы, не совпадающ.со зв. № ^ 28. Связная речь в школьном курсе РЯ. В речев. часть школьн.программы каждого класса, которая наз-ся «Развитие связ.речи» включены 2 вида учебного материала: речеведческие понятия и виды работ по развитию связн.речи. Речеведческие понятия даны ступенчато в 5, 6 и 7 кл. Они отражают во-первых типологию текстов по их функционально-смысловым св-вам (текст повествование, описание, рассуждение) и по связи с разновидностями литературн.языка (стиль, разг.стиль, публ.стиль, научн. стиль, офиц-делов.стиль, худ. стиль). Во-вторых, текстообразующие явления (тема текста, осн.мысль т-та, план простого и сложн.т-та, части т-та, средства связи ч-тей т-та). Виды работ: по развитию связн.речи рассредлточены по всем классам, начиная с 5 и конч. 9 кл. К ним относятся и изложения и сочинения. Ступенчатая их подача от класса к классу основыв-ся на учёте след.факторов- сложности вида работы и содержания высказывания. В соотв-вии с 1-м фактором в 5 кл. из 3-х видов излоложений предлагается работать только над двумя: подробн.и сжатым; 3-й вид- выборочное изложение- включён в программу 6 кл. Второй фактор учитывается при опр-ии объектов описания. Так, в 5 кл.предлагается описывать несложный отдельный предмет, животное, а более сложные объекты предлагается описывать в 6 кл.(интерьер, пейзаж), в 7 кл.-внешность человека, в 8-местность и т.д. № ^ 34. Урок обобщающего повторения. Обычно проводится в конце изуч-я темы или большого раздела программы с целью более глубок.обобщения и дальнейшей систематизации знаний учащегося. При всём многообразии их содерж-я и используемых учителем приёмов работы они включают целый ряд дидактических компонентов, котор.явл. важными дифференцирующими признаками уроков данного типа. Компоненты эти таковы: проверка диф-ных практических заданий; углублен.работа над теоритич сведениями в связи с осознанием изученного материала на уровне более широкого обобщения; выполнение учащимися диф-ных практич.заданий с постепенным нарастанием трудностей; контроль за усвоением ЗУНов, предполагающий высокий уровень самостоятельной работы учащихся. Психологи при организации ур.обобщ.повт-я особо серьёзное внимание обращают на обучение учащихся умственным действиям, которые лежат в основе умений: а)классификации языковых фактов; б) абстрагирования и конкретизации усваиваемых понятий; в) систематизации знаний. Важная роль при этом отводится уяснению учащимися логики учебного труда. №^ 27. РЯ как предмет преподавания в школе. На всех учебных предметах в школе, в том числе на уроках русского языка, реализуются следующие общедидактические (или общепредметные) цели: - воспитание учащихся; - развитие логического мышления; - обучение школьников самостоятельному пополнению знаний о русском языке. Воспитание учащихся на уроках русского языка:В воспитание учащихся включаются следующие структурные элементы: эстетическое, морально-этическое, трудовое воспитание и др. Оно реализуется как в классной, так и во внеклассной и внешкольной работе, на всех учебных предметах в процессе соединения обучения и воспитания детей. В нашем предмете имеются два типа учебного материала, который можно использовать для воспитания учащихся: во-первых, общие сведения о языке, во-вторых, дидактический материал, служащий для целей обучения. Общие сведения о языке, сообщаемые в начале учебного года в каждом классе, а также в конце учебного года в IX классе, включают темы о месте и роли русского языка в современном мире. В связи с работой над этими сведениями учитель говорит о равноправии языков, об уважении к национальным языкам, об интернационализме, о любви к родному языку. Правильно раскрывая эти темы, преподаватель тем самым воспитывает учащихся идейно-политически и морально-этически. В данном направлении необходимо систематически работать, подсказывать детям правильный взгляд на языковую политику в нашей стране. Дидактический материал, используемый для целей обучения,- это тексты упражнений учебника, диктантов и изложений, темы сочинений, материалы, подбираемые учителем из жизни школы, страны, внеклассной и внешкольной работы. Дидактический материал разного типа (в зависимости от его содержания) позволяет воздействовать на чувства учащихся, формируя любовь и преданность Родине, уважение к другим народам, любовь к родной природе и т.д. Воспитывает учащихся и их деятельность по сбору материала на патриотические, морально-этические и другие темы (составление тематических словариков, подбор учащимися художественных и публицистических текстов на указанные темы, запись рассказов героев войны и использование их на уроках русского языка и т. п.). В процессе воспитания учащихся на уроках русского языка, учитывая специфику нашего предмета, используются следующие методы: - попутные разъяснения учителя, раскрывающие воспитательный смысл содержания текстов упражнений учебника или текстов изложений; - фронтальная беседа, направленная на разъяснение воспитательного смысла темы, по которой учащиеся будут составлять предложения или писать сочинения; - словесное поощрение учащихся, добивающихся настойчивым трудом, упорными занятиями известных успехов или преодолевающих учебные трудности, собравших интересный материал для уроков русского языка и т.д.; - эмоциональное чтение текстов, используемых на уроке; - внеурочные встречи учащихся с интересными людьми, служащие в дальнейшем материалом для составления предложений и для написания сочинений; - написание сочинений на патриотические, морально-этические, трудовые и другие воспитательные темы. Предметом методики является процесс обучения русскому языку, причем понятие обучение включает в себя: а) содержание обучения, языковой материал, который изучается, языковые умения, которые должны быть усвоены; б) деятельность учителя по отбору и "подаче" материала учащимся, по организации их учебного труда, по их развитию, по выявлению их знаний и умений; в) деятельность учащихся по усвоению знаний, их творческий труд по применению знаний, выработка умений и навыков. Результат обучения также входит в объем понятия предмет методики как его важнейшее звено. Деятельность учащихся и учителя методика рассматривает как взаимодействие, как совместную деятельность, как сотрудничество при ведущей роли учителя. Задачи методики. Методика решает четыре задачи: первая -"зачем изучать", т.е. определение целей и задач обучения русскому языку как родному; вторая - "чему учить", т.е. определение содержания обучения; обоснование и составление программы, учебников и учебных комплексов для учащихся, пособий. Методика определяет максимум знаний, умений по языку, критерии их выявления и оценки. Третья задача - "как учить": разработка методов и приемов обучения, конструирование уроков и их циклов, методических пособий и учебного оборудования. Четвертая - "как контролировать усвоенное", т.е. определение критериев оценки, методов контроля. № ^ 17. Оценка знаний, умений и навыков учащихся. «Нормы оценки…» призваны обеспечить одинаковые требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся по русскому языку. В них устанавливаются: 1) единые критерии оценки различных сторон владения устной и письменной формами русского языка (критерии оценки орфографической и пунктуационной грамотности, языкового оформления связного высказывания, содержания высказывания); 2) единые нормативы оценки знаний, умений и навыков; 3) объем различных видов контрольных работ; 4) количество отметок за различные виды контрольных работ. Ученикам предъявляются требования только к таким умениям и навыкам, над которыми они работали или работают к моменту проверки. На уроках русского языка проверяются: 1) знание полученных сведений о языке; 2) орфографические и пунктуационные навыки; 3) речевые умения. Оценка устных ответов учащихся Устный опрос является одним из основных способов учета знаний учета учащихся по русскому языку. Развернутый ответ ученика должен представлять собой связное, логически последовательное сообщение на определенную тему, показывать его умение применять определения, правила в конкретных случаях. При оценке ответа ученика надо руководствоваться следующими критериями: 1) полнота и правильность ответа; 2) степень осознанности, понимания изученного; 3) языковое оформление ответа.^ Оценка «5» ставится, если ученик: 1) полно излагает изученный материал, дает правильное определение языковых понятий; 2) обнаруживает понимание материала, может обосновать свои суждения, применить знания на практике, привести необходимые примеры не только по учебнику, но и самостоятельно составленные; 3) излагает материал последовательно и правильно с точки зрения норм литературного языка.^ Оценка «4» ставится, если ученик дает ответ, удовлетворяющий тем же требованиям, что и для оценки «5», но допускает 1-2 ошибки, которые сам же исправляет, и 1-2 недочета в последовательности и языковом оформлении излагаемого. Оценка «3» ставится, если ученик обнаруживает знание и понимание основных положений данной темы, но: 1) излагает материал неполно и допускает неточности в определении понятий или формулировке правил; 2) не умеет достаточно глубоко и доказательно обосновать свои суждения и привести свои примеры; 3) излагает материал непоследовательно и допускает ошибки в языковом оформлении излагаемого.^ Оценка «2» ставится, если ученик обнаруживает незнание большей части соответствующего раздела изучаемого материала, допускает ошибки в формулировке определений и правил, искажающие их смысл, беспорядочно и неуверенно излагает материал. Оценка «2» отмечает такие недостатки в подготовке ученика, которые являются серьезным препятствием к успешному овладению последующим материалом.^ Оценка «1» ставится, если ученик обнаруживает полное незнание или непонимание материала. Оценка диктантовДиктант – одна из основных форм проверки орфографической и пунктуационной грамотности. При оценке диктанта исправляются, но не учитываются орфографические и пунктуационные ошибки: -В переносе слов; -На правила, которые не включены в школьную программу; -На еще не изученные правила; -В словах с непроверяемыми написаниями, над которыми не проводилась специальная работа; -В передаче авторской пунктуации. Исправляются, но не учитываются описки, неправильные написания, искажающие звуковой облик слова. К негрубым относятся ошибки: -В исключениях из правил; -В написании большой буквы в составных собственных наименованиях; И другие. Необходимо учитывать также повторяемость и однотипность ошибок. ^ Оценка «5» выставляется за безошибочную работу, а также при наличии в ней одной негрубой орфографической или одной негрубой пунктуационной ошибки. Оценка «4» выставляется при наличии в диктанте двух орфографических и двух пунктуационных ошибок(или другие вариации) ^ Оценка «3» выставляется за диктант, в котором допущены 4 орфографические и 4 (и др. вариации)Оценка «2» выставляется за диктант, в котором допущено до 7 орфографических и 7 пунктуационных ошибок(и другие вариации). В комплексной контрольной работе, состоящей из диктанта и дополнительного (фонетического, лексического, орфографического, грамматического) задания, выставляются 2 оценки за каждый вид работы. Оценка сочинений и изложений Сочинения и изложения – основные формы проверки умения правильно и последовательно излагать мысли, уровня речевой подготовки учащихся. Сочинения и изложения в 4-8 классах С помощью сочинений и изложений проверяются: 1) умение раскрывать тему; 2) умение использовать языковые средства в соответствии со стилем, темой и задачей высказывания; 3) соблюдение языковых норм и правил правописания. Любое сочинение и изложение оценивается двумя отметками: первая ставится за содержание и речевое оформление, вторая – за грамотность, т.е. за соблюдение орфографических, пунктуационных и языковых норм. Обе оценки считаются оценками по русскому языку, за исключением случаев, когда проводится работа, проверяющая знания учащихся по литературе. В этом случае первая оценка (за содержание и речь) считается оценкой по литературе. Содержание сочинения и изложения оценивается по следующим критериям: соответствие работы ученика теме и основной мысли;полнота раскрытия темы; правильность фактического материала; последовательность изложения. При оценке речевого оформления сочинений и изложений учитывается: -Разнообразие словаря и грамматического строя речи; -Стилевое единство и выразительность речи; -Число речевых недочетов. Грамотность оценивается по числу допущенных учеником ошибок – орфографических, пунктуационных и грамматических.Оценка «5» 1. Содержание работы полностью соответствует теме. 2. Фактические ошибки отсутствуют. 3. Содержание излагается последовательно. 4. Работа отличается богатством словаря, разнообразием используемых синтаксических конструкций, точностью словоупотребления. 5. Достигнуто стилевое единство и выразительность текста. В целом в работе допускается 1 недочет в содержании и 1 – 2 речевых недочета. Грамотность: допускается 1 орфографическая, или 1 пунктуационная, или 1 грамматическая ошибка.^ Оценка «4» В целом в работе допускается не более 2 недочетов в содержании и не более 3 – 4 речевых недочетов.Грамотность: допускаются 2 орфографические и 2 пунктуационные ошибки Оценка «3» 1. В работе допущены существенные отклонения от темы. 2.Работа достоверна в главном, но в ней имеются отдельные фактические неточности. 3. Допущены отдельные нарушения последовательности изложении 4. Беден словарь и однообразны употребляемые синтаксические конструкции, встречается неправильное словоупотребление.В целом в работе допускается не более 4 недочетов в содержании и 5 речевых недочетов.Грамотность: допускаются 4 орфографические и 4 пунктуационные ошибки Оценка «2» 1. Работа не соответствует теме.2. Допущено много фактических неточностей 3. Нарушена последовательность изложения мыслей во всех частях работы, отсутствует связь между ними, работа не соответствует плану.В целом в работе допущено 6 недочетов в содержании и до 7 речевых недочетов.Грамотность: допускаются 7 орфографических и 7 пунктуационных ошибок, или 6 орфографических и 8 пунктуационных ошибок, 5 орфографических и 9 пунктуационных ошибок, 8 орфографических и 6 пунктуационных ошибок, а также 7 грамматических ошибок. Оценка «1» . В работе допущено более 6 недочетов в содержании и более 7 речевых недочетов. Грамотность: имеется более 7 орфографических, 7 пунктуационных и 7 грамматических ошибок.№ ^ 33. Типы и структура уроков РЯ. Соотношение в учебном процессе уроков разных типов. Структура урока — это совокупность его элементов, обеспечивающих целостность урока и сохранение основных проявлений при различных вариантах. Составные части урока находятся в тесной взаимосвязи и осуществляются в определенной последовательности. Уроки имеют самую разнообразную структуру, их нельзя планировать и проводить шаблонно, по единой, раз и навсегда установленной схеме. Структура урока зависит от поставленных целей, содержания изучаемого материала, методов и приемов обучения, используемых на уроке, уровня подготовки и развития учащихся, места урока в учебном процессе. 1)Организационный момент; 2)Проверка домашнего задания включает в себя опрос учащихся и проверку письменного задания; 3)Объяснение нового материала; 4) Обучение школьников применению на практике полученных знаний. Данный этап включает в себя: - запоминание новых сведений; - воспроизведение усвоенного; - усвоение алгоритма применения. 5)Формирование умений и навыков; 6)Подведение итогов урока; 7) Задавание работы на дом. Виды уроков русского языка 1.Обучающие уроки - уроки сообщения нового материала; - уроки формирования умений и навыков; - уроки повторения пройденного; - уроки работы над ошибками учащихся. 2. Контрольные уроки - контроль за усвоением знаний и учебно-языковых умений; Основу этих уроков составляют ответы детей на вопросы, требующие сопоставления, сравнения и выводов о сходстве и различии тех или иных языковых явлений. - контроль за овладением орфографической и пунктуационной грамотностью; - контроль за овладением навыками связной речи. 3. Нетрадиционные формы: -Урок - семинарское занятие, - Урок-диспут, - Помощь старших школьников младшим на уроке. По логическому содержанию работы и характеру познавательной деятельности различают следующие типы уроков: 1) вводный, 2) урок первичного ознакомления с материалом, 3) усвоение новых знаний, 4) применение полученных знаний на практике, 5) урок навыков, 6) закрепления, повторения и обобщения, 7) контрольный 8) смешанный, или комбинированный. Наибольшую поддержку среди теоретиков и практиков получила классификация уроков по двум существенным признакам — дидактическим целям и месту уроков в общей системе: 1) комбинированные, или смешанные, уроки; 2) уроки ознакомления учащихся с новым материалом; 3) уроки закрепления знаний; 4) имеющие основной целью обобщение и систематизацию изученного; 5) имеющие основной целью выработку и закрепление умений и навыков; 6) имеющие основной целью проверку знаний. №9. Методика орфографии: теоретические основы изучения орфографии в школе. Работа по орфографии в учебнике строится на основе, во-первых, системы орфографических понятий, во-вторых, усвоения сведений о языке — фонетических, морфемных, словообразовательных, морфологических и синтаксических. Базовыми для овладения школьниками правописной грамотностью являются следующие орфографические понятия: орфограмма («точка» применения правила), типы орфограмм, опознавательные признаки орфограмм, условия выбора орфограмм, орфографическое правило, орфографическая ошибка. Центральным из них является орфограмма. Ее называют единицей орфографии. Вооружить учащихся прочными орфографическими навыками — одно из важнейших программных требований, выполнение которого при обучении русскому языку требует от учителя немало усилий. Согласно школьным программам орфография изучается в I— III и IV—VI классах. Анализ учебного процесса показывает, что решающее значение для становления навыков орфографии, их прочности и темпа формирования имеет опора на те основные понятия, которые или специфичны для самой орфографии (орфограмма, виды и типы орфограмм, принцип правописания), или, не являясь орфографическими, составляют теоретическую основу правил (часть речи, склонение, спряжение, однокоренные слова и др.). В школе изучаются все разделы русской орфографии: и правила обозначения буквами звукового состава слова и их частей, и правила слитно-дефисно-раздельных написаний, и правила употребления прописных и строчных букв, и правила переноса слов. Принципы, общие для всей методики орфографии. Русская орфография связана со всем языком - с его звуковой стороной (с фонетикой), со структурой слова (с морфемикой), с формообразованием (с морфологией), с позицией слова в предложении (с синтаксисом). -опора на связь изучения орфографии с изучением грамматики и фонетики. -опора на опознавательные признаки орфограмм. Частные принципы методики орфографии. Принципы орфографии – основные, исходные положения, определяющие специфику правописания и лежащие в основе методики обучения ему. Традиционно указываются 4 принципа орфорграфии: морфологический, согласно которому соблюдается единообразие в написание морфем (корней, приставок, суффиксов, окончаний) несмотря на различия в их произношении. Согласно морфологическому принципу пишутся проверяемые безударные гласные, звонкие, глухие и непроизносимые согласные, встречающиеся в этих морфемах. Орфограммы, соответствующие этому принципу, проверяются на основе знания грамматики, состава слова и словообразования. Фонетический принцип орф. – согласно ему, вопреки морфологическому П.о., пишется та буква, которая обозначает слышимый звук; например, приставки рас- - рос-: роспись – расписался. Традиционно-исторический принцип орф. – написание закреплено традицией, не определяется другими принципами, хотя далеко не всегда противоречит основному, морфологическому Напр:вагон, касса и др. Орфограммы усваиваются запоминанием. Дифференцирующий принцип орф. предполагает различное написание с целью различия слов-омофонов: туш – тушь, поджог – поджег. Усваиваются орфограммы на основе понимания значений слов, словосочетаний. В последние годы в литературе рассматривается фонематический принцип орф., область применения которого в основном совпадает с областью морфологического П.о. Согласно этому П.о., одни и те же буквы алфавита обозначают фонему во всех ее видоизменениях. На принципы орфографии - общие и частные - учитель опирается при объяснении сущности вида орфограммы (используются необходимые сопоставления) и в процессе обучения умению применять орфографические правила. Упр:диктанты. №^ 7. Лексика в кшольном курсе РЯ. Работа по лексике в школе имеет огромное как общеобразовательное, так и практическое значение. Общеобразовательное значение лексики заключается в том, что ее изучение расширяет знания учащихся о языке, знакомит с одной из единиц языка — словом (наряду со звуком и предложением), показывает существующие в языке связи между лексикой и другими уровнями языка: между фонетикой и лексикой, между лексикой и словообразованием, между лексикой и морфологией, между лексикой и синтаксисом, между лексикой и стилистикой, формирует лексико-семантический подход к слову, знакомит со сферами употребления слов. Практическое значение лексики заключается в том, что ее изучение раскрывает слово как элемент словарной системы. Изучение лексики развивает внимание учащихся к значениям и употреблению слов, воспитывает у них потребность в выборе подходящего слова для выражения той или иной мысли в собственной речи. В школьном курсе русского языка лексика изучается как особый раздел науки о языке и как лексический аспект изучения грамматики. Аспектное изучение лексики позволяет лучше осознать грамматические явления и понять особенности функционирования лексических явлений в предложении. Лексические упражнения — это упражнения, направленные на осознание сущности лексикологических понятий и на формирование лексических умений. В совокупности лексические упражнения объединяются в несколько типов: 1) нахождение изучаемого явления среди слов (в словосочетании, в предложении, в связном тексте) по образцу и без него; 2) подбор примеров, иллюстрирующих изучаемое явление (по памяти или по каким-либо печатным источникам); 3) нахождение ошибок в использовании лексических явлений (в контексте или в тексте под рисунком); 4) группировка изучаемых лексических явлений (в том числе составление таблиц, направленных на группировку этих явлений); 5) лексический разбор; 6) определение роли изучаемого явления в тексте; 7) использование в своей речи изучаемого явления для определенной цели. В методике лексики следующие принципы: - лексико-грамматический (сопоставление лексического и грамматических значений слова); - системный (учет всех элементов лексической парадигмы); - контекстный (рассмотрение слова в его синтагматических связях в достаточном контексте); - лексико-синтаксический (сопоставление слова и словосочетания). Основу школьного курса лексики составляют лексические понятия современной лексикологии. Отсюда вытекает синхронный принцип отбора лексических понятий. Но в реальном учебном процессе учащиеся сталкиваются с лексическими явлениями, рассматриваемыми в исторической лексикологии. Поэтому в школьный курс лексики включаются отдельные понятия исторической лексикологии: устаревшие и новые слова, заимствованные слова. В школе изучается литературный язык, однако учащиеся в художественных произведениях нередко встречают слова из других частей национального языка. Поэтому в школьный курс лексики включены отдельные понятия, характеризующие необщеупотребительные слова — диалектные, профессиональные слова. Слова литературного языка по-разному используются в функциональных стилях, в силу того что они обладают (или не обладают) стилистической окраской. В соответствии с этим в школьном курсе лексики следовало бы изучать стилистически окрашенную лексику. №^ 11. Методика пунктуации. Синтаксическая основа является фундаментом современной пунктуации.1.Синт-ий принцип пунктуации оправдывает параллельное изучение синтаксиса и пунктуации в школе. Изучение пунктуации на синт-ой основе дает возможность вместе с усвоением пункт-ых правил углублять знание по синтаксису. 2.Правила, сформулированные на синтаксической основе, составляют необходимый минимум употребляемых знаков, без которых затруднено общение между пишущим и читающим. 3.Грамматическая синт-ая основа унифицирует пунктуацию, т.е. в сходных конструкциях по аналогии ставятся одинаковые знаки препинания. 4.Синтаксическая основа не снижает роли смыслового анализа при расстановке знаков препинания, т.к. синт-ое членение речи в конечном счете отражает смысловое (или логическое) членение речи.5. В немногих правилах интонация выступает, как условие постановки знаков препинания. В ряде правил интонация сочетается с другими условиями, определяющими пунктуационную норму. Т.о. синт-ий принцип как ведущий оправдан в школьном изучении. Изучение пунктуации должно сопровождаться выразительным чтением со стороны учителя и учеников. Типы пунктуационных правил. Пунктуационная норма – это не только пункт-ый знак и его употребление, но и отсутствие знака. По характеру пунк-ой нормы правила бывают позитивными (когда и какой знак следует ставить) и негативными (запрещают употребление знака). Основу школьной пунктуации составляют позитивные правила. В зависимости от функций знаки препинания делятся на разделительные и выделительные (двойные) – считаются одной пункт-ой ошибкой. Условиями действия пункт-ой нормы могут быть синт-ие особенности пред-ия, указания на смысловые отношения между частями, интонация. Норма может действовать при одном или нескольких условиях. Пункт-ые правила могут быть простые (включающие одно условие) и сложные (разные условия, могут сочетаться и взаимодействовать). В правилах должно быть столько условий, сколько их необходимо для определения нормы. неполнота условий действия нормы затрудняет применения нормы и может стать причиной ошибки. В практике письменной речи иногда наблюдаются несоответствия указанных в правиле условий и норм. По степени обобщения грамматического материала пункт-ые правила бывают обобщенные и частные. Обобщенные правила раскрывают общие закономерности, выражают основные тенденции, дают нормы, которые будут общими для аналогичных синт-их единиц. Частные создают варианты, уточняют обобщенное или ограничивают сферу его действия. Соотношение обобщенных и частных правил бывает разным: 1) а) обобщенные дифференцируются частными; б)частные расширяют, уточняют или ограничивают действие основного; в)сочетание обобщенных и частных правил обслуживает комплексную пунктограмму. 2) частное правило не имеет соотносящегося с ним обобщенного; 3)синт-ая единица обслуживается только обобщенным пункт-ым правилом. Для методики важно знать каким по степени обобщения является обобщаемое правило, в каком отношении находятся обобщенные и частные правила. От этого будет зависеть время и место введения обобщенного правила и частного, методика работы над правилом, а также обобщение и систематизация. Пунктуационное правило и методика работы над ним. 1)разновидности пункт-ых правил и особенности работы над ними; 2)методика работы над правилом; 3)применение правила. В зависимости от видов работы правила различаются особенностями анализа материала при их объяснении. 3 группы правил: 1)правила, в которых достаточным для пункт-ой нормы является характеристика синт-ой единицы. Если в простом правиле в качестве единственного условия нормы выступает наименование синт-ой единицы, то специальный анализ правила не проводится, оно сообщается дедуктивно во время изучения синт-ой единицы. 2)правила, в которых в качестве условий пункт-ой нормы называются признаки по которым обозначается и синт-ая единица. Следовательно, хар-ка грам-го факта включает и пункт-ую норму. При работе с этими требованиями требуется специальный анализ правил – выделение условий и соотношение их с нормой. Трудности связаны с количеством условий, их неоднородностью. 3) выделение и название синт-ой единицы не является достаточным основанием для пункт-ой нормы. Начало поиска. Необходимы логические операции (при однор. членах, в БСП). Для того, чтобы работать над правилом нужно ориентироваться в его построении и формулировке. Правила может быть выражено в описательной форме. Если в пункт-ом правиле условий несколько, то необходимо обратить внимание уч-ся на их логическую связь и последовательность. Правила должны иллюстрироваться схемами, цель которых графическими средствами показать норму и условия ее действия. Принципы работы с пункт-ым правилом: 1)объяснение терминов и наименований; 2)выделение нормы и условий ее действия в формулировке правила; 3)мотивирование отдельных положений правила; 4)подбор и составление примеров; 5)сопоставление правил. (1)Начиная работу с новым правилом, необходимо проверить понимает ли уч-к значение термина (дать упр-ие). При работе с термином необходимо выявить все основания, по которым производится деление понятий. Например, определение: по способу связи (согл/несогл.), по составу (распр./нераспр.), по месту относит. опред. слова, по наличию сочинительной связи (однород./неоднород.), по смысловому и интонационному выделению (обособ./необособ.).(2)Выделяется норма и характеризуется по функции знака, по хар-ру директивы. Рассматриваются варианты норм. Выделяются условия и формулируются в виде отдельных положений. Показывается их взаимодействие и подчиненность условий. Рекомендуются упр-ия на выделение условий действия и нормы: 1)по указанным условиям назвать норму; 2)назвать условия, при которых действует указанная норма; 3) установить связи и зависимости между условиями.(3)Мотивирование – углубление понимания этого правила.(4) Чтобы подбор примером не был формальным, а осознанным необходимо вводить составление примеров по заданиям и условиям. Примеры, связанные с перестройкой пред-ий.(5) Одна и та же синт-ая конструкция может обслуживаться несколькими пунктуационными правилами. № ^ 8. Методика морфолигии. Практическая направленность школьного курса морфологии. Из специфики морфологии вытекают следующие частно-методические принципы: - лексико-грамматический; - парадигматический; - морфолого-синтаксический. Первый принцип направляет внимание учителя и учащихся на сопоставление лексического значения конкретного слова и общего смыслового значения слова как части речи, например беготня: лексическое значение "быстрые перемещения людей на ногах в р