Узнать стоимость написания работы
Оставьте заявку, и в течение 5 минут на почту вам станут поступать предложения!
Реферат

Реферат по предмету "Психология"


Гиперактивность с дефицитом внимания у детей

Гиперактивность с дефицитом внимания у детей Синдром дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ) представляет исключительно актуальную проблему в связис высокой распространенностью среди детского населения, достигающей по данным отечественных и зарубежным исследований 4-10 %, выраженными трудностямиобучения и нарушениями поведения у детей этой группы. Социальная значимость проблемы определяется тем, что к подростковому возрасту у этих детей можетнаблюдаться нарастание нарушений поведения.


Подростки с СДВГ входят в группу риска по совершению антисоциальных действий и правонарушений, развитиюалкоголизма и наркоманий. Поэтому усилия специалистов должны быть направлены на своевременную диагностику и коррекцию СДВГ. Клиническую картину СДВГ определяют не только избыточная двигательная активность и импульсивность поведения, но также нарушениякогнитивных функций (внимания и памяти) и двигательная неловкость, обусловленная статико-локомоторной недостаточностью. Эти проявления взначительной степени связаны с недостаточностью


организации, программирования и контроля психической деятельности и указывают на важную роль дисфункциипрефронтальных отделов больших полушарий головного мозга в генезе СДВГ. Формирование концепции СДВГ имело тесную связь с развитием представлений оминимальных мозговых дисфункциях (ММД). СДВГ представляет собой наиболее распространенный вариант ММД. Лечение СДВГ должно быть комплексным и включать методы модификации поведения, психотерапии, педагогической


и нейропсихологическойкоррекции. Лекарственная терапия назначается по индивидуальным показаниям в тех случаях, когда нарушения со стороны когнитивных функций и проблемы поведения уребенка с СДВГ не могут быть преодолены лишь с помощью немедикаментозных методов. В настоящее время при лечении СДВГ находят применение различныепрепараты. За рубежом с этой целью обычно используются психостимуляторы (метилфенидат, пемолин) либо трициклические


антидепрессанты, реже - тиоридазин. Учитываявысокие показатели распространенности СДВГ в детской популяции, продолжается поиск новых эффективных фармакотерапевтических средств для лечения этогосостояния, в том числе среди препаратов ноотропного ряда. Исследования в данном направлении весьма актуальны и в связи с тем, что применение психостимуляторов,антидепрессантов и тиоридазина в лечении СДВГ нередко сопровождается побочными эффектами.


Целью настоящего исследования явилось сравнительное изучение терапевтической эффективности ноотропных препаратов, а также сонапаксапри СДВГ у детей. Характеристика пациентов и методы исследования. Всего было обследовано 160 детей с СДВГ в возрасте от 7 до 10 лет. Диагноз СДВГустанавливался по данным клинического, психологического и нейрофизиологического обследования. Постановка диагноза основывалась на критериях 10-го пересмотраМеждународной классификации болезней


[ВОЗ, 1994] для гипердинамического (гиперкинетического) синдрома с дефицитом внимания. Одновременно использовалиськритерии диагноза СДВГ по классификации DSM-IV [1994] Американской психиатрической ассоциации, которые рекомендованы ВОЗ в качествеисследовательских диагностических критериев [ВОЗ, 1994]. Основываясь на классификации DSM-IV, пациенты были распределены на две группы:


1 - ссочетанной формой СДВГ (СДВГ/ВГ) и 2 - с формой СДВГ с преимущественными нарушениями внимания (СДВГ/В). Таблица 1. Исследованные группы детей с СДВГ, получавших медикаментозное лечение № группы Лекарственный препарат Число обследованных Лечение, 30-дневный курс: дозы(средняя и суточная), способ, кратность и время введения 1.


Церебролизин 42: 35 мальчиков, 7 девочек 0,1 мл/кг (2,0-3,0 мл) внутримышечно, ежедневно, 1 раз в день (в утренние часы) 2. Пирацетам 27: 21 мальчик, 6 девочек 40 мг/кг (800-1200 мг) перорально, в 2-3 приема (утром и днем) 3. Фенибут 20: 17 мальчиков, 3 девочки 12,5 мг/кг (250-375 мг) перорально, в 2-3 приема (утром и днем) 4. Инстенон 22: 18 мальчиков, 4 девочки 1,5-2 таблетки в день перорально, в 2 приема (утром и днем); в


одной таблетке: 50 мг этамивана, 20 мг гексобендина, 60 мг этофиллина 5. Сонапакс(группа сравнения) 18: 16 мальчиков, 2 девочки 1 мг/кг (20-30 мг) перорально, в 3 приема (утром, днем и вечером) 6. Поливитамины (контрольная группа) 31: 27 мальчиков, 4 девочки по 1 пастилке перорально, однократно, через день (утром)


Общий уровень интеллектуального развития детей с СДВГ был нормальным (показатели IQ по тестуД.Векслера превышали 90), росто-весовые показатели находились в пределах нормы. Из исследования исключались дети с наличием в анамнезе нейроинфекций(менингита, энцефалита), эпилепсии, хронических соматических заболеваний, анемии, эндокринных заболеваний (гипер- и гипотиреоза, сахарного диабета),психических нарушений, связанных с психопатией, аффективными расстройствами, шизофренией, аутизмом,


умственной отсталостью. Таблица 2. Комплексная методика оценки эффективности лечения СДВГ у детей 1. Анкетирование родителей с помощью структурированного опросника C.K.Conners [1985]. 2. Исследование координаторной сферы и “мягкой” неврологической симптоматики по методике M.B.Denckla [1985]. 3. Исследование слухо-речевой и зрительной памяти по методике “Лурия-90” [Э.Г.Симерницкая, 1991]. 4. Исследование сферы внимания: а) поддерживаемое внимание - корректурная проба


в модификацииBourdon-Vos; б) направленное внимание - тест “кодирование” из методики Д.Векслера; в) распределенное внимание - тест Струпа; г) серия заданий на реакцию выбора с определением времениреакции. В открытом контролированном исследовании дети с СДВГ были разделены на шесть групп (табл.1), в каждой из которых проводился курс лечения в течение одного месяца в виде монотерапии. В четырех группах детям с


СДВГ назначался один из ноотропов: 42ребенка получали пептидергический препарат церебролизин, 27 - пирацетам, 20 - фенибут, 22 - комбинированный препарат инстенон. В группе сравнения 18 детямназначался сонапакс (производное фенотиазина). В контрольной группе 31 ребенок принимал поливитамины пиковит в низких дозах. Дозы препаратов, способы введенияи периодичность их приема приводятся в таблице 1.


С целью улучшения переносимости в начале лечения производилось постепенное повышение доз. Таблица 3. Динамика результатов исследования координаторной сферы и “мягкой” неврологической симптоматики у детей с СДВГ на фоне лечения (M ± m) Лечение Дни Общая сумма баллов Оценка за задания на ходьбу и равновесие, баллы Оценка за задания на чередование движений, баллы Церебролизин 0 48,7±3,1 16,2±1,7 31,8±1,4 30 33,3±2,1* 10,5±1,0* 23,5±1,4*


Пирацетам 0 43,1±4,5 14,2±2,3 28,9±2,6 30 31,3±2,9* 11,0±1,8 21,8±1,9* Фенибут 0 46,9±2,9 13,3±1,7 33,6±2,0 30 40,2±3,0 12,8±1,6 27,4±2,2 Инстенон 0 55,0±2,6 19,3±1,5 35,7±1,8 30 40,6±2,6* 11,0±1,3* 29,6±2,0* Сонапакс 0 49,1±4,7 13,9±2,3 35,3±2,7 30 38,8±3,6* 10,9±2,1 27,9±2,5 Поливитамины 0 44,3±2,7 13,5±1,1 30,6±1,9 30 39,4±2,0 10,9±1,0 28,5±1,4


Примечание. * - достоверное улучшение, p С целью оценки эффективности лечения все пациенты проходили двукратное обследование:непосредственно перед началом лечения (день 0) и в день его окончания (день 30). Эффективность оценивалась как с качественной, так и с количественнойстороны, с использованием специально разработанной комплексной методики (табл. 2). При индивидуальной оценке положительными результаты лечениясчитались в тех случаях, когда у ребенка существенно улучшались характеристики поведения, моторики, памяти, а


также результаты выполнения по меньшей мере двухиз четырех заданий на внимание при отсутствии ухудшения результатов в двух остальных. Таблица 4. Особенности действия исследованных препаратов на показателиповедения, моторики, внимания и памяти у детей с СДВГ: положительные эффекты Исследованные показатели Церебролизин Пирацетам Фенибут Инстенон Сонапакс Поливитамины ПОВЕДЕНИЕ: Общая оценка по опроснику


C.K.Conners + + + + Оценка по шкалам: + Импульсивность-гиперактивность + Проблемы поведения + + Тревожность + + + Трудности обучения + Психосоматические жалобы + МОТОРИКА: Общая оценка по методике M.B.Denckla + + + + Крупные локомоции + + Последовательные движения конечностей + + + ВНИМАНИЕ: + + + + ПАМЯТЬ: Слухо-речевая + + Зрительная + +


Примечание. + - положительное влияние лечения на исследованные показатели и функции Результаты и их обсуждение. Эффективность лечения по оценке динамики индивидуальныхпоказателей оказалась следующей: при лечении церебролизином улучшение состояния было достигнуто у 60 % детей с СДВГ, пирацетамом - 48%, фенибутом - 50%,инстеноном - 59%. На фоне терапии сонапаксом (группа сравнения) положительная динамика отмечалась у 22% детей с


СДВГ, поливитаминами (контрольная группа) -только у 10%. У остальных пациентов существенных изменений состояния в ходе проведенного лечения не обнаруживалось. Что касается положительной динамики у10% детей контрольной группы, то данный факт мог обусловливаться свойственными клинике СДВГ некоторыми колебаниями выраженности симптомов на протяжениивремени. Согласно результатам анкетирования родителей с помощью структурированного опросника


C.K.Conners, общее улучшение поведения детей сСДВГ прослеживалось после курса церебролизина, семакса, пирацетама, инстенона и сонапакса. Характеристики поведения детей с СДВГ также оценивались по пятишкалам: “импульсивность-гиперактивность”, “проблемы поведения”, “тревожность”,“трудности обучения”, “психосоматические жалобы”. В группе, получавшей лечениецеребролизином, было отмечено достоверное улучшение балльных оценок по всем пяти шкалам, по окончании лечения пирацетамом - “проблемы


поведения” и“тревожность”, сонапаксом - “импульсивность-гиперактивность” и “тревожность”. В неврологическом статусе для пациентов с СДВГ былихарактерны негрубые нарушения в координаторной сфере: в 100% случаев у них обнаруживались нарушения тонкой моторики и элементы динамической атаксии, в 84%случаев - признаки статико-локомоторной недостаточности. Дети с СДВГ гораздо хуже, чем их здоровые сверстники, справлялись с выполнением двух типов заданийметодики


M.B.Denckla: на крупные локомоции и пробы на чередование движений конечностей. Общие суммы баллов и балльные оценки за первую и вторую частиисследования были у детей с СДВГ достоверно хуже (более высокими), чем у здоровых сверстников. Это обусловливалось значительным числом ошибок, наличиемпошатывания, тенденции к использованию вспомогательных установок рук и падению при выполнении заданий на ходьбу и равновесие.


В пробах на мелкую моторику у детейс СДВГ отмечались гиперметрия, дизритмия, большое количество синкинезий в виде зеркальных движений, сопутствующих движений мышц лица, головы, туловища,конечностей, медленный темп выполнения последовательных движений. На фоне лечения ноотропами у детей с СДВГ наблюдалисьотчетливые положительные изменения в двигательной сфере. Это обусловило достоверное улучшение суммарных оценок за выполнение заданий методикиM.


B.Denckla в группах, прошедших курс церебролизина, пирацетама и инстенона (табл. 3). Значительное улучшение балльной оценки за задания на ходьбу иравновесие регистрировалось после лечения церебролизином, семаксом и инстеноном, за пробы на чередование движений - церебролизином, пирацетамом иинстеноном. В контрольной группе не наблюдалось существенных изменений качества выполнения этих заданий; у детей с СДВГ, которым назначался сонапакс,отмечалось улучшение общей суммы баллов, а оценки за каждый


из двух разделов методики не претерпели достоверных изменений. Положительным влиянием на поддерживаемое внимание обладали все ноотропы, но в большей степени данный эффект проявлялся при лечениицеребролизином и инстеноном. В группах пациентов, прошедших курс церебролизина, фенибута и инстенона, наблюдалось достоверное увеличение средней балльнойоценки за выполнение теста “кодирование”, что свидетельствовало об улучшении направленного


внимания. Изучение показателей распределенного внимания такжепозволило установить их положительную динамику: в группах детей с СДВГ, получавших церебролизин, пирацетам, фенибут и инстенон, заметно улучшилисьточность и скорость выполнения теста Струпа. В группах сравнения и контроля результаты, продемонстрированные при исследовании внимания в день 0, оставалисьпрактически неизменными ко дню 30. Обобщенные данные по оценке влияния изученных препаратов напоказатели поведения, моторики, внимания


и памяти представлены в табл. 4. Действие каждого из них отличалось своеобразием, что можно использовать вклинической практике при разработке тактики лечения с учетом индивидуальных особенностей детей с СДВГ. Так, ноотропы по-разному влияли на характеристикипамяти детей с СДВГ. Состояние слухо-речевой памяти улучшали инстенон и фенибут, зрительной памяти - пирацетам и церебролизин. Следует подчеркнуть, чтосонапакс и поливитамины не оказывали значимого действия на показатели внимания


и памяти у детей с СДВГ. Нежелательные побочные эффекты в группе обследованных детей с СДВГ на фоне лечения ноотропами наблюдались редко, не были стойкими изначительно выраженными и регрессировали самостоятельно без изменений доз препаратов. Обычно они возникали при неточном соблюдении родителями схемыназначения ноотропов с постепенным увеличением дозы, приемом препаратов в утренние и дневные часы. При лечении церебролизином они были зафиксированы в 2(5%) случаях(1 - учащение головных болей,


1 - трудности засыпания), пирацетамом - в 1 (4%) случае (нарастание эмоциональной лабильности), фенибутом- в 2 (10%) случаях (1 - нарастание эмоциональной лабильности, 1 - беспокойный сон) и инстеноном - в 2 (9%) случаях (1 - появление эмоциональной лабильности иголовной боли, 1 - то же с возникновением болей в животе). В отличие от этого во время приема сонапакса у 5 детей с СДВГ (28%) родители отметили появлениепсихической заторможенности и сонливости в дневные часы, причем


эти явления расценивались, как умеренно или значительно выраженные, и потребовали снижениядозы этого препарата. В исследованиях зарубежных авторов также указывается на значительную частоту и выраженность побочных эффектов тиоридазина (сонапакса)при лечении СДВГ у детей, в то время как общая его терапевтическая эффективность при СДВГ гораздо ниже, чем у психостимуляторов [Spencer


T. исоавт 1996; Findling R.L. и соавт 1998]. В связи с этим его применение рекомендуется ограничивать лишь наиболее трудными для лечения формами СДВГ, вчастности сопровождающимися стойкими нарушениями поведения. Динамика электроэнцефалограммы (ЭЭГ) у детей с СДВГ впроцессе лечения ноотропами. До и после курса лечения ноотропными препаратами большинству детей с СДВГ (60 человек) повторно проводилосьЭЭГ-исследование.


Анализ ЭЭГ показал, что до лечения у всех детей имелись те или иные изменения биоэлектрической активности мозга, варьировавшие по степенивыраженности от легких до умеренных. Характеристики ЭЭГ до и после лечения оценивались отдельно в группах детей с СДВГ с положительным эффектом от терапииноотропами и среди детей, состояние которых практически не изменилось (в соответствии с приведенными выше критериями индивидуальной оценки эффективностилечения).


Изменения на ЭЭГ у детей с СДВГ после проведения курсов лечения ноотропами в целом характеризовались положительной направленностью,которая была более отчетливой в группе пациентов с хорошими результатами терапии по данным клинического и психологического обследования. В результателечения у многих детей с СДВГ наблюдалось уменьшение выраженности отмечавшихся в исходных записях ЭЭГ диффузного усиления медленноволновой активности,неспецифической пароксизмальной активности,


а также медленного роландического ритма. Выводы. Результаты настоящего исследования показывают,что проведенное детям с СДВГ лечение препаратами ноотропного ряда в большинстве случаев сопровождалось положительным эффектом, проявлявшимся в улучшениихарактеристик поведения, а также показателей моторики, внимания и памяти. Положительное действие препаратов ноотропного ряда подтверждено у 50-60% детейс СДВГ. Важно отметить то, что при точном соблюдении схемы назначения ноотропов (постепенное увеличение


дозы, назначение в утренние и дневные часы) практическине наблюдается серьезных побочных эффектов, что свидетельствует о хорошей переносимости препаратов этой группы. Изменения биоэлектрической активности мозга у детей с СДВГ на фоне лечения ноотропными препаратами в целом характеризовались положительнойнаправленностью, которая была наиболее отчетливой среди пациентов с хорошим эффектом терапии по данным клинического


и психологического обследования. Послелечения ноотропами у многих детей с СДВГ наблюдалось уменьшение выраженности отмечавшихся в исходных записях ЭЭГ медленноволновой активности,пароксизмальной активности, медленного роландического ритма.



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Войны и становление международного гуманитарного права
Реферат А. А. Ермакова Волгоградский государственный технический университет
Реферат Співвідношення понять людина - особистість – індивідуальність
Реферат Общество не вправе заключать "контракт со смертью"
Реферат Ответственность государства перед гражданином в случае нарушения его прав. Право служебной тайны как гарантия неприкосновенности частной жизни
Реферат Формирование социальных репрезентаций практики налогообложения при участии СМК
Реферат Вексельное обращение и операции банков с векселями
Реферат Я люблю Родину, я очень люблю Родину По страницам лирики С.Есенина и А.Блока
Реферат Особенности финансового потенциала страховой организации
Реферат Расчет освещения рабочего места оператора ЭВМ
Реферат Стадии конституционного судопроизводства. Порядок заседания КС РФ
Реферат Общество. Социальные изменения
Реферат Господство над народами. Глава из книги "История Народа Хунну"
Реферат Развитие ювелирного искусства на примере алмаза
Реферат Слои, эффекты слоя в растровом графическом редакторе Adobe PhotoShop