Реферат по предмету "Разное"


2 Определение факторов внешней и внутренней среды

Министерство экономического развития Республики КарелияАдминистрация местного самоуправленияКалевальского национального районаИнститут экономики Карельского научного центраРоссийской академии наукстратегияразвития туризма вКалевальском национальном районедо 2015 годаПетрозаводск-2005 содержание содержание 3преамбула 51.1. краткая характеристика и Анализсоциально-экономического положенияКалевальского национального района 81.2. Анализ состояния и развития туризма вРеспублике Карелия 121.3. Анализ состояния и развития туризма вкалевальском национальном районе 23Сезонность 232.1. Условия, необходимость и принципы общейстратегии развития туризма в Калевальскомнациональном районе 282.1.1. Необходимость встраивания во внешние системы ценностей 282.1.2. Позиционирование Калевальского национального района 292.1.3. Принципы разработки стратегии развития туризма 302.2. SWOT-анализ и определение стратегическихприоритетов развития туризма в калевальскомнациональном районе 352.2.1. Определение факторов внешней и внутренней среды. 352.2.2. Синтез факторов внешней и внутренней среды(матрица SWOT). 382.3. Стратегические приоритеты развития туризмав Калевальском национальном районена период до 2015 года 422.4. содержание стратегических приоритетови комплекс мероприятий 452.4.1. Приоритет 1: Определение стратегических приоритетови направлений развития района 452.4.2. Приоритет 2: Формирование и развитие деятельностиНационально-культурного и туристского Центра 462.4.3. Приоритет 3: Формирование и продвижение единогодля территории района брэнда 472.4.4. Приоритет 4: Включение во внешние системы ценностей.Вхождение в международные партнерские сети и развитиесистемы субконтрактинга в туризме. 492.4.5. Приоритет 5: Развитие международного сотрудничества. 502.4.6. Приоритет 6: Развитие транспортного и дорожного сервиса. 512.5. оценка факторов конкурентоспособноституризма в калевальском национальном районе 522.5.1. Оценка факторных условий. 522.5.2. Оценка конъюнктурных факторов. 542.5.3. Оценка стратегий фирм и внутренней конкуренции. 552.5.4. Оценка развития вспомогательных отраслей. 562.5.5. Рейтинговая оценка факторов конкурентоспособноституризма в районе. 572.6. Продуктовые стратегии развития туризма вкалевальском национальном районе 602.6.1. Стратегии разработки и продвижения турпродуктов 602.6.2. Предложения по вспомогательным продуктам 652.7. организация реализации стратегии 66использованные материалы 67 преамбула Калевальский национальный район расположен в Северо-Западной части Республики Карелия. Граничит на севере – с Лоухским районом, на востоке - с Кемским и Беломорским районами, на юге – с Муезерским районом и г. Костомукша, на западе граница района совпадает с государственной границей России и Финляндии (Губерния Каяни). Общая площадь района составляет около 13 тыс. кв. км. Степень освоенности территории весьма низкая – показатель средней плотности населения по району составляет 0,8 человек на 1 кв. км. На территории района в 9 населенных пунктах проживает 11,0 тыс. человек. От столицы Республики Карелия – г. Петрозаводска районный центр ПГТ Калевала расположен на расстоянии 550 км. Ближайшая железнодорожная станция расположена в поселке Новое Юшкозеро на расстоянии 105 км от поселка Калевала, станция г. Кемь находится на расстоянии 108 км, станция г. Костомукша – 150 км, станция поселок Лоухи – 170 км. Протяженность судоходных путей составляет 185 км, несудоходных – 1307 км. Район обладает богатейшим природным и культурно-историческим потенциалом. Помимо многочисленных памятников природы, имеющих большое рекреационное, природоохранное и научное значение, здесь пелись руны, вошедшие во всемирно известный карело-финский эпос «Калевала». Район является титульным национальным районом Республики Карелия. В силу этого Калевальский национальный район имеет исключительно важное значение с позиции удержания, сохранения и возрождения национально-культурных традиций, промыслов, карельского образа жизни. В современной мировой экономике – экономике брэндов стратегии развития территорий строятся на основе их национально-культурных особенностей, сочетание которых для каждого отдельно взятого региона (государства) является уникальным. Национальная культура – это то, что создает уникальный образ (гештальд) территории и делает ее привлекательной для внешних субъектов (инвесторов, туристов, регионов, стран и др.). В этом смысле Калевальский национальный район имеет шанс выступить в качестве центра современной северной карельской культуры, «национальной витрины» республики, транслируя культурные стандарты на территорию Республики Карелия и соседние регионы и страны. Основная цель данного документа заключается в осмыслении необходимости брэндинга территории, повышении ее конкурентоспособности и привлекательности (как инвестиционной, так и социальной) с точки зрения встраивания во внешние системы ценностей, системы логистики факторов производства, сохраняя при этом национально-культурную самобытность. Туризм с позиции брэндинга позволяет не только повысить известность и создать благоприятный имидж территории, но также и создать реальную экономическую и финансовую базу для развития других секторов и отраслей экономики. Однако развитие туризма, создание привлекательного брэнда территории невозможно без активной позиции и согласования усилий органов государственной власти, местного самоуправления, хозяйствующих субъектов и населения района. В этом случае стратегия развития туризма не только устанавливает и осуществляет приоритизацию стратегических целей и задач, предоставляет необходимый инструментарий для их достижения, но также и является консолидирующей основой для объединения всех возможных общественных сил и ресурсов на достижение общей цели. Целесообразность развития туристской индустрии в районе обосновывается тем фактом, что лесопромышленный комплекс (прежде всего его низшие технологические этажи – лесозаготовительная промышленность) не может выступать в качестве основного приоритета социально-экономического развития района. Рычаги управления предприятиями ЛПК, существующими на территории района уже выведены за его пределы. Основные решения о развитии этих предприятий, их производственной деятельности принимаются внешними субъектами, значительного влияния на которые у Администрации Калевальского национального района не существует. Настоящая стратегия развития туризма носит долгосрочный характер, имеющий горизонт планирования до 2015 года, и включает как долгосрочные, так и среднесрочные целевые установки и задачи для Калевальского национального района. Стратегия носит комплексный и межведомственный характер, поскольку направлена не только и не столько на развитие конкурентоспособных и привлекательный туристских продуктов и инфраструктуры туризма, сколько на формирование брэнда района, повышение предпринимательской активности, маркетинг территории. Особой задачей настоящей стратегии является поиск возможностей и путей встраивания местной экономики в существующие внешние системы ценностей и сферы интересов, обоснование и выделение «культурных границ» территории, которыми фактически и определяется масштаб управления территориальным развитие и региональным брэндов. Обладая незначительным производственным и экономическим потенциалом у Калевальского национального района единственным реальным направлением развития, позволяющим не допустить выведения рычагов управления территорией за ее пределы, является встраивание экономики района в систему международного разделения труда, возможность занять стабильное место в глобальных системах производственных, экономических, финансовых отношений. Поэтому актуальной задачей для Калевальского национального района является включение в международные межкорпоративные сети на условиях развития различных форм агентских отношений, ставя во главу этого процесса национально-культурную самобытность и уникальные сочетания различных видов потенциала территории, создавая благоприятные условия их использования этого потенциала (создавая условия для капитализации ресурсов и факторов производства). Стратегия в этом плане формулирует не только принципы и цели управления территорией в современных условиях глобализирующейся экономики, но также содержит подробный структурный и социально-экономический анализ района, оценку факторов его конкурентоспособности, но также формулирует основные стратегические приоритеты, направленные на стимулирование развития туризма и социально-экономического развития Калевальского национального района в целом. В стратегии выделены также продуктовые стратегии, предполагающие формирование и продвижение туристских и вспомогательных продуктов в рамках сформулированных приоритетов. Долгосрочные и среднесрочные мероприятия и проекты, предложенные в стратегии также нашли отражение в Программе развития туризма в Калевальском национальном районе, являющейся среднесрочным практическим инструментом ее реализации. Стратегия разработана специалистами Института экономики Карельского научного центра Российской академии наук (Ю.В. Савельев, О.В. Толстогузов, Е.В. Жирнель) при консультационной, информационной и экспертной поддержке Отдела туризма и социального развития Министерства экономического развития РК (В.Б. Чехонин, В.В. Громов) и Администрации местного самоуправления Калевальского национального района (Степанов В.Я., Иванова В.К., Дрючин А.И.), руководителей турфирм (ООО «ВелТ-Мааилма», ООО «ВелТ – Карельские путешествия»).1. аналитическиематериалы^ 1.1. краткая характеристика и Анализсоциально-экономического положенияКалевальского национального района Калевальский национальный район расположен в северо-западной части Республики Карелия. На севере район граничит с Лоухским районом, на юго-западе с городом Костомукша, на западе – с Финляндией, на юге – с Муезерским районом, на востоке – с Кемским районом. К разряду особых характеристик территории следует отнести статус территории – территория компактного проживания карелов и финнов. На территории района исторически происходило формирование карельского этноса. Калевальский национальный район является центром северной ветви развития карельского этноса. Для развития территории важным является исторический факт – на территории района в XIX веке были записаны руны карело-финского эпоса «Калевала». Площадь района составляет 13 тысяч квадратных километров. Земельные угодья в районе составляют 1325990 га, в том числе сельскохозяйственные угодья 2964 га, из них пашня 1183 га, пастбища и сенокосные угодья 1781 га. Основным природным ресурсом Калевальского национального района являются леса, преимущественно хвойные с высоким качеством древесины. Основной специализацией района выступала заготовка древесины. Запасы леса по району составляют 59,7 млн. куб. м, в т.ч. леса хвойных пород – 59, 2 млн. куб. м, мягколиственные породы – 0,5 млн. куб. м. Основные запасы лесных ресурсов распределены между двумя лесхозами – Калевальским и Юшкозерским (табл. 1).^ Табл. 1 Запасы леса и их распределение по лесхозам района, млн. куб. м Калевальскийлесхоз Юшкозерскийлесхоз ^ Всего по району Всего запасы леса, в т.ч.: 37,9 21,8 59,7 хвойные породы 37,5 21,7 59,2 мягколиственные породы 0,4 0,1 0,5 Климат континентальный .Зима холодная, температура достигает до –300 С, лето умеренно теплое, в июле - до +200 -250 . В конце июня над Калевальской землей почти незаходящее солнце, т.е. наступает время белых ночей. В зимний период световой день очень короткий – 4 часа. Для рельефа района типичны узкие и длинные гряды –сельги, вытянутые с северо-запада на юго-восток. Часто встречаются холмы и возвышенности. Они состоят в основном из песка, щебня и валунов. Недра богаты полезными ископаемыми: гранит, гнейс, диабаз, белый камень. имеются залежи железной руды. Главным природным богатством района является лес. Леса здесь преимущественно хвойные. Имеются береза, ольха, ива, осина, рябина. В лесах растет брусника, черника, голубика, малина, морошка, очень много различных грибов : от сыроежек до белого гриба, груздя, волнушки. Тайга богата зверем и дичью. Обитают белка, куница, лиса, медведь, волк, лось, олень. Из боровой дичи присутствует глухарь, тетерев, куропатка, рябчик. Для Калевальского района характерно изобилие водоемов. Их в районе несколько тысяч: от маленьких лесных ламбушек до величавого озера Куйтто. Водоемы занимают шестую часть всей территории района. Озера разнообразны по форме, размеру, глубине, гидрологическим и биологическим условиям. В водоемах водятся щука, окунь, сиг, плотва, ряпушка, язь, лещ, лосось. Болота занимают около 30 % всей территории района. Преобладают торфяники.Сеть дорог представлена в основном ведомственными дорогами низкого качества. Ближайшая железнодорожная станция находится в поселке Новое Юшкозеро на расстоянии 113 км от районного центра Калевала, станция г. Кемь - на расстоянии 180 км, станция г. Костомукша – 150 км, станция п. Лоухи – 170 км. В настоящее время в районе почти полностью прекращено воздушное и водное сообщение. Протяженность автомобильных дорог в районе составляет 456 км, в том числе с твердым покрытием 431 км. Плотность автодорог с твердым покрытием по району – 32 км на 1000 кв.км территории (по РК – 36 км). Автомобильные и автобусные перевозки осуществляются круглогодично. По территории района проходит автодорога республиканского значения «Кемь - Лонка» (169 км), связывающая федеральную автотрассу «Кола» с международным пунктом пропуска Лонка - Корттимо, находящимся на территории района. В районе имеется в наличии 44 моста общей длиной 1283 погонных метра, в том числе длиной более 100 метров – 2 шт. В районе автотранспортные предприятия, специализирующиеся на грузовых перевозках, отсутствуют, перевозки грузов осуществляются транспортными средствами организаций и предприятий. В район ввозятся продукты питания, ГСМ, промышленные товары, вывозятся лесоматериалы. Пассажирскими перевозками по району и за пределы района занимается ЧП Тимонен А.А.К финансово-кредитным организациям района относятся Костомукшский филиал Отделения Сбербанка России, казначейство и районный финансовый отдел. РКЦ Национального Банка в районе отсутствует, поэтому почти 100% наличных средств завозится в район и практически сразу вывозится без посредства местных финансовых структур. Численность населения Калевальского района составляет 10.5 тыс. человек. Следует отметить невысокую степень хозяйственного освоения территории. На один квадратный километр площади приходится 0,8 человека. В районе находится один поселок городского типа (Калевала), населенных пунктов, отнесенных к сельской местности – 8. Численность населения в населенных пунктах представлена в табл. 2.^ Табл. 2 Численность населения в населенных пунктахКалевальского национального района ^ Населенный пункт Численность населения, чел. пгт Калевала 5191 п. Боровой 2502 д. Войница 49 п. Куусиниеми 445 п. Кепа 560 п. Луусалми 507 д. Юшкозеро 743 п. Н.Юшкозеро 500 Всего: 10497 На протяжении ряда лет в районе наблюдается низкая рождаемость и высокая смертность, которые определяют устойчивый характер естественной убыли населения.Степень благоустройства жилья в районе крайне низкая, особенно в городской местности (пос. Калевала). Благоустроенное жилье преобладает в поселках Боровой и Новое Юшкозеро.В Калевальском районе функционирует 8 школ, из них 6 средних , 1 основная и 1 начальная ; детских дошкольных учреждений –10; ДЮСШ – 1; Дом детского творчества –1. В школах района обучается 1559 учащихся:Здравоохранение Калевальского национального района представлено двумя больницами: центральной районной в поселке Калевала на 72 койки с поликлиникой на 150 посещений в смену и районной больницей в поселке Боровой на 54 койки и поликлиникой на 105 посещений, Юшкозерской врачебной амбулаторией в деревне Юшкозеро; фельдшерскими пунктами в поселках Луусалми, Новое Юшкозеро, Куусиниеми, Кепа. В деревне Войница предусмотрена должность медицинской сестры для организации неотложной медицинской помощи, организации медосмотров на дому и выдачи лекарственных препаратов.К социальным объектам, имеющихся в районе, относятся муниципальные учреждения – Центр реабилитации для детей с ограниченными возможностями, рассчитанный на 20 мест, социальный приют для детей и подростков на 15 мест, социальное отделение при Боровской районной больнице на 29 коек, отделение социального обслуживания на дому, обслуживающее 92 граждан пожилого возраста и государственное предприятие – Дом - интернат для престарелых и инвалидов, рассчитанный на 30 мест.Администрацией местного самоуправления Калевальского национального района разработана и реализуется Программа социально-экономического развития Калевальского района на период 2002 – 2006 гг. Предприятиями и организациями района разработаны программы развития отраслей. В Калевальском районе отмечен рост инвестиций в 2,9 раза в рамках проекта «Сведвуд-Карелия» (Концерн «ИКЕА») «Строительство завода по производству мебельных щитов». Данным проектом предусматривается осуществление лесозаготовок в Калевальском районе с последующей установкой лесопильного деревообрабатывающего завода в г. Костомукша. Стоимость проекта составляет порядка 970 млн.руб. Планируемый бюджетный эффект предполагается получить в размере 473,5 млн.руб. Темп роста инвестиций в основной капитал в расчете на душу населения составил 757,3% (для сравнения тот же показатель в Лоухском районе – 115,1%). В 2004 году в районе индекс физического объема производства промышленной продукции по кругу крупных и средних предприятий в районе составил 102%, производство промышленной продукции на душу населения – 13960 руб. За данный период был отмечен значительный рост производства промышленной продукции предприятиями лесопромышленного комплекса – в 1,4 раза. За первые девять месяцев 2005 года в районе было зарегистрировано снижение физических объемов обрабатывающих производств (81,6%). Объем платных услуг, оказанных населению через все каналы реализации составил 7225,8 млн.руб. и увеличился в сопоставимых ценах по сравнению с предыдущим годом на 10,2%. В то же время необходимо отметить, что объем платных услуг, оказанных крупными и средними предприятиями на душу населения в Калевальском национальном районе составляет менее 30% от среднереспубликанского уровня. Темпы роста налоговых платежей и других доходов в консолидированный бюджет на душу населения в 2004 г. составили 131,6%. Темп роста инвестиций в основной капитал в расчете на душу населения за тот же период составил 290%. Достаточно низким оставался уровень среднемесячной заработной платы одного работающего (по крупным и средним предприятиям), в 2004 г. он составил 4755 руб. В то же время следует отметить достаточно высокие темпы роста среднемесячной заработной платы, за первые девять месяцев 2005 года они составили 138,3%., таким образом ее размер составил 6367 руб. Высокими являются темпы роста фактических расходов местного бюджета на социальную сферу в расчете на душу населения (126,5% в 2004 году). В целом по местным бюджетам расходы на социальную сферу на душу населения в Республике Карелия в 2004 г. составили 6650 руб., в Калевальском национальном районе показатель фактических расходов на социальную сферу на душу населения за год превышает среднереспубликанский уровень (10 тыс.руб.). Прирост фактических расходов на социальную сферу в расчете на душу населения к уровню предыдущего года составил более двух тысяч рублей. Уровень безработицы на 01.01.2005г. в Калевальском национальном районе составлял – 9,9%. Кроме того, следует отметить высокий уровень незарегистрированной безработицы. Уровень профессиональной квалификации населения является невысоким и узкоспециализированным. При наличии незанятого местного населения растет число работников-нерезидентов. Значимым фактором развития территории является наличие крупного погранотряда, местом дислокации штаба является поселок Калевала. Это обеспечивает наличие определенного количества относительно высокого платежного спроса населения и возможность привлечения членов семей военных на гражданские профессии. В целях обеспечения самозанятости безработных граждан (шитье изделий из лоскута, плетение изделий из лозы, печники) организовано обучение безработных. Целью курсов является не только обучение людей ткачеству, лоскутному шитью, но и выявление потребностей жителей к этому ремеслу.^ 1.2. Анализ состояния и развития туризма вРеспублике Карелия Туризм представляет собой сферу экономики, которая основана на использовании экономического потенциала многих отраслей общественного производства, и, следовательно, характеризуется высоким мультипликативным эффектом. В настоящее время туризм в Республике Карелия является одним из приоритетных направлений экономического развития. Среди основных показателей характеризующих развитие туризма в первую очередь необходимо выделить такие как: степень развитости инфраструктуры, численность туристов, посетивших республику, а также показатели роста или снижения доходов туристских предприятий. Экономическое развитие регионального туризма обусловлено такими факторами как рост численности городского населения в регионе; рост реальных доходов и соответственно покупательной способности населения; изменением структуры потребительского спроса; развитие транспортной инфраструктуры; перераспределение собственности и т.д. В то же самое время развитие непосредственно въездного туризма в регионе связано с туристской привлекательностью данной территории и наличием ее уникального бренда. Создание бренда территории должно происходить на основе готовых турпродуктов, предлагаемых туристам. При этом одним из условий реализации этих турпродуктов является развитая туристская инфраструктура и наличие необходимых условий для реализации бренда, среди которых следует особо отметить наличие и доступность необходимой информации о существующих турпродуктах, оперативность выхода туристов на хозяйствующие субъекты туризма. Соответствие потребительских ожиданий качеству предоставляемых услуг становиться в этих условиях одним из определяющих факторов. Уровень развития туристской инфраструктуры является одним из самых важных факторов конкурентоспособности региональных туристских продуктов. Во многом возможность вовлечения туристского ресурса определяется его доступностью. Кроме того, развитие массового туризма требует комфортных условий пребывания в месте посещения. Одним из условий развития туризма в регионе является обеспеченность средствами размещения. Возможность размещения туристов в период максимальной туристской активности во многом определяет мощность туристских потоков. В Республике Карелия за последние несколько лет произошло как количественное, так и качественное изменение предложения услуг по размещению туристов. По данным Карелиястата за период с 1996 г. по 2004 г. значительно сократилось количество гостиничных предприятий. Если в 1996 г. их общее число составляло 88, то на конец 2004 г. насчитывалось только 45. Изменение их количества представлено на рис. 1.В 2004 году (на конец года) в гостиницах на территории республики насчитывалось 1276 номеров (комнат). Единовременная вместимость гостиничных средств составила 2378 мест. По данным Госкомстата РК произошло сокращение номерного фонда гостиничных предприятий по сравнению с 2003 г (1324 номеров в 2003 г.). В то же время, по данным Министерства экономического развития РК, прирост номерного фонда по итогам 2004 года составил 9-10% от наличного на его начало – введено более 350 новых мест для размещения туристов. (Материалы по вопросам развития туризма в РК). Из общего количества номеров 383 (30%) не имеют удобств, 78 (6,1%) относятся к классу «Люкс»1 По сравнению с 2000 г. произошло незначительное увеличение коэффициента использования гостиничного фонда – 0,35 в 2004 г. и 0,33 в 2000 г. В то же время общее количество ночевок в 2004 г. по сравнению с 2000 г. сократилось с 331,3 тыс. до 299,8 тыс. ночевок.Рис. 1. Число гостиничных предприятий.Распределение гостиничных предприятий по формам собственности в 2004 г. представлено на рисунке 2.Рис.2 Распределение гостиничных предприятий по формам собственности в 2004 г.Общее количество ночевок в 2004 г. составило 299844. Из них 78% было предоставлено гражданам России, 19,8% - гражданам государств, не входящих в СНГ и 2,3% гражданам стран-участников СНГ. 10,5% от общего количества туристов, размещенных гостиничными предприятиями, было размещено по путевкам. Следует отметить высокую долю российских туристов, воспользовавшихся услугами размещения на территории республики. В то же время, если в 2000 г. гостиницами было предоставлено 331335 ночевок, то в 2004 г. этот показатель был на 31491 ночевку меньше. Распределение лиц, размещенных в гостиничных предприятиях, по целям поездок представлено на рис.3.^ Рис.3 Распределение численности лиц, размещенных в гостиничных предприятияхпо целям поездок в 2004 г.Анализируя данные диаграммы и сравнивая представленные показатели с аналогичными показателями 2000 г., можно сделать следующие выводы: За период 2000 – 2004 гг. значительно увеличилась доля иностранных граждан, посетивших республику в целях досуга, рекреации и отдыха (с 59% до 83%); В то же время за рассматриваемый период сократилась доля как российских, так и иностранных граждан, посетивших республику в деловых и профессиональных целях и воспользовавшихся услугами средств размещения (с 62% до 58% и с 33% до 15,8% соответственно); В целях лечения и профилактики, услугами гостиничных предприятий в 2004 г. воспользовались только российские туристы, в то время как спрос на данные услуги со стороны иностранных граждан был незначительным; Среди всех категорий посетителей, за 2000 – 2004 гг. произошло увеличение доли лиц, посетивших республику в целях рекреации, досуга и отдыха и размещенных в гостиничных предприятиях республики. Данные выводы позволяют говорить о том, что за последние несколько лет произошло изменение структуры спроса и в настоящее время наблюдается сокращение деловых и профессиональных поездок (особенно со стороны иностранных граждан), которое одновременно сопровождается увеличением доли поездок в целях отдыха. Доля поездок, совершаемых гражданами стран, не входящих в СНГ, в деловых целях, за рассматриваемый период сократилась в 2 раза. В то же время в настоящее время в этих целях более половины российских туристов посещает республику– 58%. В целях рекреации, досуга и отдыха республику посетило в 2004 г. 36,2% всех российских граждан, 83% граждан стран, не входящих в СНГ, 43% граждан государств - участников СНГ. Самое значительное увеличение доли поездок в целях отдыха произошло в категории иностранных граждан, что позволяет говорить об увеличении интереса к республике за рубежом. Значительная доля туристов, воспользовавшихся услугами гостиничных предприятий, проживали от 1 до 3 суток (87,8%) – табл. 3. В то же время по сравнению с 2003 г. произошло увеличение количества проживающих более 3-х суток. Например количество лиц, проживающих от 4 до 7 суток увеличилось в 1,47 раза, от 8 до 28 суток в 2,3 раза.2 Несмотря на сокращение количества гостиничных предприятий, наблюдавшееся на протяжении ряда последних лет, произошло увеличение количества занятых в гостиничном хозяйстве. Среднесписочная численность занятых в гостиничном хозяйстве в 2004 г. составила 455 чел., что в 1,7 раза больше, чем в 2001 г. Среднемесячная начисленная заработная плата составила 5061,8 руб. Среднегодовая численность работников сферы туризма представлена на рис. 6.^ Табл. 3 Распределение численности лиц, размещенных гостиничнымипредприятиями по продолжительности пребывания в 2004 г. (человек) Человек 2004в процентах к 2003 В процентах к итогу 2003 2004 2003 2004 Размещено - всего 162656 159933 98,3 100 100 в том числе по продолжительности пребывания, ночевок 1-3 150232 140370 93,4 92,4 87,8 4-7 10665 15674 147,0 6,5 9,8 8-28 1653 3804 в 2,3р. 1,0 2,4 29-91 84 77 91,7 0,1 0,0 92-182 15 6 40,0 0,0 0,0 183-365 7 2 28,6 0,0 0,0 Следует отметить достаточно высокий уровень производительности труда в сфере туризма. Так, например, в 2002 году доля туризма в ВРП составляла 5,3%. Но в то же время количество занятых в данной сфере экономики было незначительным, по сравнению, например с сельским и лесным хозяйством, которые характеризуются значительно меньшей долей в ВРП республики. В сельском хозяйстве в 2002 году было занято 9,1 тыс. чел., а на его долю приходилось 2,6% ВРП. В лесном хозяйстве на данный период 3,1 тыс. занятых и 0,5% ВРП. Более того, сравнивая уровень производительности труда в туризме с производительностью труда в промышленности, можно установить, что производительность труда в сфере туризма превышает аналогичный показатель в промышленности более чем в 10 раз. Распределение занятых в сфере туризма по формам собственности представлено на диаграмме (рис.4)^ Рис.4 Распределение численности работников предприятий иорганизаций сферы туризма по формам собственности в 2004 г. Как видно из диаграммы, в гостиничном хозяйстве занятость населения большей частью обеспечивают предприятия муниципальной (47%) и частной собственности (49,3%). Предприятия и учреждения государственной формы собственности в целом обеспечивают менее 15% рабочих мест по всем видам деятельности. В сфере туризма предприятиями и учреждениями частной собственности обеспечивается 73,6% рабочих мест. Следует отметить значительные изменения, которые произошли за период с 2001 года. Так, например, в 2001 г. в гостиничном хозяйстве предприятиями частной формы собственности обеспечивалось 5,6% рабочих мест, смешанной российской – 37,2%, а в 2004 году доля рабочих мест в гостиничном хозяйстве, обеспечиваемых предприятиями частной собственности возросла до 49,3%, смешанной российской упала до 2,6%. Данное обстоятельство может объясняться сменой собственников отдельных предприятий. В настоящее время туризм не является сферой экономики способной обеспечить высокую занятость населения, но в то же время данный вид деятельности является высокодоходным и характеризуется значительной динамикой развития. По данным Госкомстата РК в 2004 году в Республике Карелия только 28,6% крупных и средних предприятий в сфере гостиничного хозяйства работали с прибылью, и прибыль составила 3,1 млн. рублей.3 Как отмечалось и в результатах анализа предыдущих периодов, в настоящее время данный факт может объясняться тем, что возможно часть средств, вырученных на этих предприятиях, различными доступными способами уводится из легального оборота. Финансовые результаты деятельности гостиничных предприятий в 2004 году представлены на диаграмме (рис. 5).^ Рис.5 Финансовые результаты деятельности гостиничных предприятий в 2004 г.Размещение туристов обеспечивают не только гостиничные предприятия, но и специализированные средства размещения, к которым относятся санаторно-курортные организации, организации отдыха и турбазы. В 2004 г. в Республике Карелия насчитывалось 18 специализированных средств размещения. (рис. 7). Номерной фонд специализированных средств размещения в 2004 г. был представлен следующим образом: общее число номеров (комнат) – 807, без удобств – 374 номера, 72 номера класса «Люкс». Большая часть номерного фонда специализированных средств размещения обеспечивается санаторно-курортными организациями – 576 номеров (71,3%). Номерной фонд организаций отдыха – 220 номеров. Среднесписочная численность работников специализированных средств размещения в 2004 г. составила 773 человека. Из них врачей 48, средний медицинский персонал – 162 человека.^ Рис.6 Среднегодовая численность работников сферы туризма (человек)Рис. 7. Число специализированных средств размещенияРаспределение числа специализированных средств размещения показано на диаграмме (рис. 8). В них имеются 1697 мест. В специализированных предприятиях всего за 2004 г. было размещено 27092 тыс. чел., в том числе предприятиями государственной собственности – 3884 чел., частной – 2453 чел., смешанной российской – 13968 чел., совместной российской и иностранной – 1479, и 5308 человек предприятиями общественных организаций. Большая доля посетителей республики, воспользовавшихся специализированными средствами размещения, приезжала с целью лечения и профилактики заболеваний (39,6%), часть туристов - в целях отдыха (28,8%), туристы, посетившие республику в деловых и профессиональных целях – 30,3%, с другими целями республику посещали 1,3% туристов. Сведения о площади специализированных средств размещения показаны в табл. 4. По продолжительности пребывания в специализированных средствах размещения распределение представлено в табл. 5.^ Рис. 8 Распределение числа специализированных средств размещения в 2004г.Табл. 4 Сведения о площади специализированных средств размещения ^ Санаторно-курортные организации Организацииотдыха Турбазы Земельная площадь - всего, тыс.кв.м 296,9 27,9 - в том числе под строениями 36,5 6,7 - Общая площадь строений – всего, тыс.кв.м 48,0 3,0 0,3 в том числе: собственная 46,9 3,0 - арендованная 1,0 - 0,3 ^ Табл. 5 Распределение численности лиц, размещенных в специализированныхсредствах размещения по продолжительности пребывания в 2004 г. (человек) ^ Размещено – всего В том числе по продолжительностипребывания, ночевок 1-3 4-7 8-28 29-91 92 иболее Специализированные средства размещения - всего 27092 12448 3648 10110 884 2 в них размещено граждан России 24631 10461 3420 9890 860 - стран вне СНГ 1584 1239 168 161 14 2 государств-участников СНГ 877 748 60 59 10 - Санаторно-курортные организации - всего 24015 10361 3332 9436 884 2 Организации отдыха - всего 959 228 102 629 - - Турбазы - всего 2118 1859 214 45 - - Объем платных туристских, санаторно-оздоровительных услуг и услуг гостиниц в 2004 г. составил всего 7180,8 млн. руб., из них: туристские услуги – 77,1 млн. руб., санаторно-оздоровительные – 131,4 млн. руб., услуги гостиниц – 200 млн. руб. Общий объем платных услуг населению в сфере туризма в фактических ценах вырос в 2004 году по сравнению с 2000 годом в 3,2 раза. Индексы потре


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.