МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ МОСКОВСКИЙ ИНСТИТУТ ЭЛЕКТРОНИКИ, РАДИОТЕХНИКИ И АВТОМАТИКИ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ РЕФЕРАТ Предмет Психология и педагогика Тема Восприятие Автор Чир А.В. Проверил Нерсесян Л.С. Подпись МОСКВА 2006 План реферата 1. Общая характеристика восприятия.
2. Физиологические основы восприятия 3. Свойства восприятия 4. Виды восприятия 5. Индивидуальные различия восприятия 6. Развитие восприятия у детей 7. Вывод Общая характеристика восприятия Восприятие это целостное отражение предметов, ситуаций, явлений, возникающих при непосредственном воздействии физических раздражителей на рецепторные органы чувств.
Восприятие связано с ощущением. Ощущение чувственное отображение объективной реальности. Понятие ощущение и восприятие взаимосвязаны между собой, однако между ними существуют и коренные различия. Если в результате ощущения человек получает знания об отдельных свойствах, качествах предмета что-то холодное прикоснулось ко мне, что-то скользкое проползло по ноге, что-то яркое блеснуло впереди, то восприятие дает целостный образ предмета или явления светлый, просторный класс, играющий малыш.
Опираясь на совместную работу органов чувств, происходит синтез отдельных ощущений. Например, воспринимая апельсин, мы объединяем зрительные, обонятельные, вкусовые, осязательные ощущения, присоединяя к ним и наши знания об этом предмете. Лишь в результате такого синтеза изолированные ощущения преобразуются в целостное восприятие. Процесс восприятия протекает в связи с другими, более сложными, психическими процессами личности мышлением
мы осознаем то, что перед нами находится, речью называем предмет восприятия, чувствами определенным образом относимся к тому, что воспринимаем, волей в той или иной степени произвольно организуем процесс восприятия. Как правило, мы опознаем внешние явления и процессы легко и быстро поэтому может показаться, что связанные с восприятием операции просты и непосредственны. На самом деле это не так. Попытки инженеров создать машины, которые были бы способны распознавать символы
и звуки, обычные для окружающей нас среды, в большинстве случаев оканчиваются неудачей. Системы восприятия животных, даже самых примитивных, по своим возможностям намного опережают подобные механизмы. Исследования психофизиологов показывают, что восприятие является очень сложным процессом. Прежде всего, получаемая нами информация об объектах и явлениях окружающего нас мира ни в коей мере не является результатом простого раздражения органов чувств и доведения до коры мозга возбуждения от
периферических воспринимаемых органов. В процесс восприятия включены двигательные компоненты ощупывание предметов и движение глаз при восприятии конкретных предметов пропевание или проговаривание соответствующих звуков при восприятии песен или речи. Поэтому восприятие правильнее всего обозначать как психическую деятельность субъекта, результатом которой является целостное представление об объектах, с которыми мы сталкиваемся в реальном мире. Таким образом, необходимо сделать вывод, что восприятие это весьма
сложный, но вместе с тем единый процесс, направленный на познание того, что в данный момент воздействует на нас. Физиологические основы восприятия Физиологической основой восприятия является комплексная деятельность системы анализаторов. Так, под действием раздражителей в окончаниях нервов, имеющихся в нервной системе органов чувств, возникает сигнал, который по проводящим нервным путям передается в кору головного мозга. Здесь сигнал поступает в проекционные сенсорные зоны коры, которые представляют собой как бы центральную
проекцию нервных окончаний, имеющихся в органах чувств. В зависимости от того, с каким органом чувств связана зона, формируется определенная сенсорная информация. Следует отметить, что описанный выше механизм является механизмом возникновения ощущений. На уровне предложенной схемы формируются ощущения. Следовательно, ощущения могут быть рассмотрены как структурный компонент восприятия.
Собственные физиологические механизмы восприятия формируются на последующих этапах, когда возбуждение от проекционных зон передается в интегративные зоны коры головного мозга, где и происходит завершение формирования образов реального мира. Поэтому интегративные зоны коры головного мозга, завершающие процесс восприятия, часто называют перцептивными Перцептивный относящийся к восприятию зонами. Их функции существенно отличаются от функций проекционных зон.
Это различие отчетливо обнаруживается при нарушении деятельности той или иной зоны. Например, при нарушении работы зрительной проекционной зоны наступает центральная слепота, т.е. при полной исправности органов зрения, человек ничего не видит. Совсем иначе обстоит дело при поражениях или нарушениях работы интегративной зоны. Человек видит отдельные световые пятна, какие-то контуры, но не понимает, что он видит.
Аналогичная ситуация наблюдается и в случае нарушения деятельности других интегративных зон. Так, при повреждении слуховых интегративных зон люди перестают понимать речь. Подобные заболевания получили название агнозий а не, гносео узнаю, или агностических расстройств. Физиологическая основа восприятия усложняется тем, что оно тесно связано с двигательной деятельностью, с эмоциями, разнообразными мыслительными процессами.
Следовательно, начавшись в органах чувств, нервные возбуждения, вызванные внешними раздражителями, переходят в нервные центра, где охватывают собой различные зоны коры, вступают во взаимодействия с другими нервными сигналами. Вся эта сеть возбуждений, взаимодействующих между собой и широко охватывающих разные зоны коры, и составляет физиологическую основу восприятия. Поскольку восприятие тесно связано с ощущением, можно предположить, что оно, как и ощущение, является
рефлекторным процессом. Рефлекторную основу восприятия раскрыл И.П. Павлов. Он показал, что в основе восприятия лежат условные рефлексы, то есть временные нервные связи, образующиеся в коре больших полушарий головного мозга при воздействии на рецепторы предметов или явлений окружающего мира. При этом последние выступают в качестве комплексных раздражителей, так как при обработке вызванного ими ощущения возбуждения в ядрах корковых отделов анализаторов протекают
сложные процессы анализа и синтеза. И.П.Павлов писал В гармонии с беспрерывно и многообразно колеблющейся природой, агенты в качестве условных раздражителей то выделялись полушариями для организма в виде крайне мелких элементов анализировались, то сливались в многообразные комплексы синтезировались. Анализ и синтез обеспечивают выделение объекта восприятия из окружающей среды, и на этой основе все его свойства объединяются в целостный образ.
Временные нервные связи, обеспечивающие процесс восприятия, могут быть двух видов образуемые внутри одного анализатора и межанализаторные. Первый вид имеет место при воздействии на организм комплексного раздражителя одной модальности. Например, таким раздражителем является мелодия, представляющая собой своеобразное сочетание отдельных звуков, воздействующих на слуховой анализатор. Весь этот комплекс действует как один сложный раздражитель.
При этом нервные связи образуются не только в ответ на раздражители, но и на их отношение - временное, пространственное и пр. так называемый рефлекс на отношение. В результате в коре больших полушарий происходит процесс интегрирования, или сложного синтеза. Другой тип нервных связей, образуемый при воздействии комплексного раздражителя разных модальностей это связи в пределах разных анализаторов. К примеру, при восприятии лекции студент видит преподавателя,
слышит его речь, записывает основное содержание лекции. Комплекс действующих раздражителей вызывает возбуждение в зрительных, слуховых, двигательных рецепторах. Возникшее возбуждение передается в мозговые корковые центры. Здесь задействованы межанализаторные нервные связи, возникновение, которых И.М.Сеченов объяснил существованием ассоциаций зрительных, кинестетических, осязательных и т.д.
Эти ассоциации у человека обязательно сопровождаются слуховым образом слова, благодаря которому восприятие приобретает целостный характер. Например, если вам завязать глаза и дать в руки шарообразный предмет, предварительно сказав, что это съедобный предмет, и при этом вы можете ощутить его своеобразный запах, попробовать его на вкус, то вы без труда поймете, с чем имеете дело. В процессе работы с этим знакомым, но невидимым для
Вас в данный момент предметом. Вы обязательно мысленно назовете его, то есть произойдет воссоздание слухового образа, который по своей сути является своеобразным ощущением свойств предмета. В результате вы сможете описать даже то, что в данный момент не наблюдаете. Следовательно, благодаря связям, образуемым между анализаторами, мы отражаем в восприятии то, для восприятия чего нет у нас специально приспособленных анализаторов например, величина предмета, удельный вес и др.
Таким образом, в основе сложного процесса построения образа восприятия лежат системы связей внутри и между анализаторами, обеспечивающих наилучшие условия видения раздражителей и учет взаимодействия свойств предмета как сложного целого. В восприятии отражаются предметы окружающего мира в совокупности различных свойств и частей. Взаимодействие системы анализаторов может возникнуть вследствие воздействия комплекса раздражителей различных анализаторов зрительных, слуховых, моторных, осязательных.
Свойства восприятия Уяснив суть понятия восприятие, мы приступаем к рассмотрению основных свойств этого познавательного процесса. К основным свойствам восприятия следует отнести следующие предметность, целостность, структурность, константность, осмысленность, апперцепция, избирательность. В результате воздействия определенных объектов окружающего мира на наши органы чувств формируется предметность восприятия способность отражать объекты и явления действительности не в виде набора не связанных друг
с другом ощущений, а в форме отдельных предметов. Наглядный образ относится к определенному предмету или явлению внешнего мира. Это соотношение является основой ориентировочной функции нашего поведения и деятельности. Полнота и точность восприятия зависят от общественной практики и опыта людей, накопленных знаний о признаках и свойствах предметов. Следует отметить, что предметность не является врожденным свойством восприятия. Возникновение и совершенствование этого свойства происходит в процессе онтогенеза,
начиная с первого года жизни ребенка. И.М. Сеченов полагал, что предметность формируется на основе движений, обеспечивающих контакт ребенка с предметом. Без участия движения образы восприятия не обладали бы качеством предметности, т.е. отнесенности к объектам внешнего мира. Практика, являясь источником знаний и навыков человека, в то же время вносит свои поправки в приобретаемые знания. Приведем простой пример. Если в стакан с водой опустить палочку, то на стыке
двух сред возникает искаженное восприятие е палочка нам кажется смещенной в другой среде. Это связано с преломлением света. Простая практическая проверка снимает эту иллюзию. Возникший образ восприятия приводится в соответствие со свойствами предмета. На уроках химии ученик приобретает знания о свойствах различных химических элементов узнает об атомном весе каждого из них, о валентности, веществах, которые может образовывать этот элемент, их структуре,
запахе и других характеристиках. Все эти сведения об отдельных химических свойствах синтезируются в целостное знание и обусловливают целостное восприятие химического элемента в совокупности присущих ему свойств. Следовательно, восприятие характеризуется целостностью. Образ предмета складывается на основе обобщения получаемой в виде различных ощущений информации об отдельных свойствах и качествах предмета. Компоненты ощущения настолько прочно связаны между собой,
что единый сложный образ предмета возникает даже тогда, когда на человека непосредственно действуют только отдельные свойства или отдельные части объекта. Этот образ возникает условнорефлекторно вследствие связи между различными ощущениями. Или, говоря другими словами, целостность восприятия заключается в том, что даже при неполном отображении отдельных свойств воспринимаемого объекта происходит мысленное достраивание полученной информации до
целостного образа конкретного предмета. С целостностью восприятия связана и его структурность. Данное свойство выражается в том, что восприятие в большинстве случаев не является проекцией наших мгновенных ощущений и не является простой их суммой. Мы воспринимаем фактически отвлеченную от этих ощущений обобщенную структуру, которая формируется в течение некоторого времени. Например, если человек слушает какую-нибудь мелодию, то услышанные раньше
ноты еще продолжают звучать в сознании, когда поступают сведения о новой ноте. Обычно слушающий понимает мелодию, т.е. воспринимает е структуру в целом. Очевидно, что последняя из услышанных нот сама по себе не может служить основой такого понимания. в сознании слушающего продолжает звучать вся мелодия с разнообразными взаимосвязями входящих в нее элементов. Таким образом, восприятие доводит до нашего сознания структуру предмета или явления, с которым мы столкнулись
в действительности. Следующим свойством восприятия является его константность. Под константностью понимается относительное постоянство воспринимаемой величины, формы и цвета предметов при изменении расстояния, ракурса, освещенности. Висящая на стене картина воспринимается нами одинаковой по величине при нашем передвижении по комнате. Стоящий на окне аквариум c рыбками воспринимается одинаковым по величине и форме на расстоянии в 50 см и в 10 м, смотрим ли мы на него прямо, сбоку или сверху.
Хотя изображение на сетчатке глаза при изменении угла будет различным в виде трапеции, прямоугольника или параллелограмма, воспринимать аквариум для рыб мы будем в виде прямоугольного параллелепипеда. Воспринимаемые нами форма и величина предмета остаются постоянными в соответствии с объективной формой и величиной самих предметов. Как известно, устройство нашего глаза напоминает оптический прибор, где хрусталик глаза играет роль двояковыпуклой линзы. Сетчатка глаза является своего рода экраном, на который
проецируется изображение. Если объект удалить, то его отображение на сетчатке уменьшится. Так происходит при зеркальном отображении. Особенность человеческого восприятия выражается в том, что при восприятии передвигающегося предмета отображаемый образ сохраняет одну и ту же, свойственную предмету величину. Это объясняется тем, что при сравнительно небольшой удаленности предметов восприятие их величины определяется не только размером образа на сетчатке, но и другими факторами.
Таким дополнительным, но весьма существенным фактором является напряжение глазных мышц, приспосабливающихся к фиксированию предмета на различных расстояниях. В результате информация о степени напряженности глазных мышц передается в мозг и учитывается в сложной аналитической работе Константность восприятия величины имеет свои пределы. При значительной удаленности объектов это свойство нарушается.
Если вы стоите на мосту и смотрите на уезжающие вдаль машины и удаляющихся людей, то воспринимаемые образы с течением времени будут изменяться по величине. Это свойство обнаруживается также при зрительном восприятии формы и цвета предметов. На уроке ботаники ученики рассматривают демонстрационный материал, со своих мест наблюдают за проводимыми учителем опытами. Каждый смотрит на объект под своим углом зрения.
Однако образ предмета сохраняет постоянную форму. и пределы. ну. тся в том, что при восприятии передвигающийся м отображении. выпуклой линзы. Классная доска воспринимается черной, потолок белым, а обложка тетради синей и при ярком солнечном свете, и при тусклом свете пасмурного утра, и вечером при электрическом освещении лампами накаливания. Явление константности цвета обусловливается совокупным действием ряда причин, в том числе адаптацией к общему уровню яркости зрительного поля, а также представлениями о реальном
цвете предметов в условиях их нормальной освещенности. При очень ярком цветном ощущении константность цвета нарушается. Вы видите, как меняется цвет костюма, краски лица актера в зависимости от сменяющегося друг друга ярко-красного, фиолетового, зеленого и другого освещения. И трудно установить истинный цвет одежды, пока не загорятся белые светильники.
Источником константности восприятия являются активные действия перцептивной системы. Многократное восприятие одних и тех же предметов при разных условиях обеспечивает постоянство зрительного образа относительно изменчивых условий, а также движений самого рецепторного аппарата. Таким образом, свойство константности объясняется тем, что восприятие представляет собой своеобразное саморегулирующееся действие, обладающее механизмом обратной связи и подстраивающееся к особенностям
воспринимаемого объекта и условиям его существования. Без константности восприятия человек не смог бы ориентироваться в этом многообразном и изменчивом мире. Следует отметить, что восприятие зависит не только от характера раздражения, но и от самого субъекта. Воспринимают не глаз и ухо, а конкретный живой человек. Поэтому в восприятии всегда сказываются особенности личности человека.
Зависимость восприятия от общего содержания нашей психической жизни называется апперцепцией. Огромную роль в апперцепции играют знания человека, его прошлые опыт и практика. Если Вам предъявить ряд незнакомых фигур, то уже на первом этапе восприятия вы постараетесь обнаружить какие-то эталоны, с помощью которых можно было бы охарактеризовать воспринимаемый объект. В процессе восприятия, для того чтобы классифицировать то, что воспринимаете, вы будете выдвигать и
проверять гипотезы о принадлежности объекта к той или иной категории предметов. Таким, образом, при восприятии активизируется прошлый личный опыт. Поэтому один и тот же предмет может неодинаково восприниматься различными людьми. Знания и опыт оказывают на восприятие значительное влияние. Например, не узнавая при восприятии иностранного языка малознакомые слова, мы тем не менее безошибочно
разбираем родную речь даже тогда, когда слова произносятся невнятно. Содержание восприятия определяется и поставленной перед человеком задачей, и мотивами его деятельности, его интересами и направленностью. Например, тот, кто мало интересуется техникой, чаще всего видит только грубые различия между автомобилями разных конструкций и не замечает многих других особенностей машин. Существенное место в апперцепции занимают установки и эмоции, которые могут изменять содержание восприятия.
Например, контролер ОТК на производстве легко и безошибочно находит брак не только потому, что хорошо умеет это делать, а потому что в результате профессиональной деятельности у него выработалась установка на восприятие проверяемых им изделий именно с этой стороны. Аналогичную картину мы наблюдаем и в отношении эмоциональной окраски. Так, мать спящего ребенка может не слышать то, что делается на улице, но мгновенно реагирует на любой
звук со стороны ребенка. Следующим важным свойством восприятия является его осмысленность. Хотя восприятие возникает при непосредственном действии раздражающих факторов на органы чувств, перцептивные образы всегда имеют определенное смысловое значение. Как уже было сказано, восприятие тесно связано с мышлением. Связь этих психических процессов, прежде всего, выражается в том, что сознательно воспринимать предмет
это значит мысленно назвать его, то есть отнести к определенной группе, классу, связать его с определенным словом. Даже при виде незнакомого предмета мы пытаемся установить его сходство с другими предметами. Следовательно, восприятие не определяется просто набором раздражителей, воздействующих на наши органы чувств, а представляет собой постоянный поиск наилучшей интерпретации имеющейся информации. Процесс осмысления воспринимаемой информации может быть представлен структурно-логической схемой.
На первой фазе процесса восприятия происходит выделение комплекса стимулов из потока данных и принятие решения о том, что они относятся к тому же самому объекту. На второй фазе происходит поиск в памяти аналогичного или близкого по составу ощущений комплекса признаков, по которым можно идентифицировать объект. На третьей фазе происходит отнесение воспринятого объекта к определенной категории с последующим поиском дополнительных признаков, подтверждающих или опровергающих
верность принятого решения. И, наконец, на последней фазе формируется окончательный вывод о том, что это за объект, с приписыванием ему еще не воспринятых свойств, характерных для объектов одного и того же класса. Таким образом, восприятие это в значительной мере интеллектуальный процесс. Предметы и явления действуют на человека в таком многообразии, что он не может все их воспринимать и на них реагировать одновременно. Из огромного числа воздействий лишь некоторые мы выделяем с большой
отчетливостью и осознанностью. Эта особенность характеризует избирательность восприятия. В избирательности раскрывается активность процесса восприятия как проявление отражательной деятельности личности. Избирательность восприятия зависит от интересов, установок, потребностей личности. Восприятие спектакля будет различным в зависимости от различных установок личности смотреть и слушать спектакль или смотреть и слушать какого-либо знаменитого артиста в одной из ролей этого спектакля.
Отношение человека к воспринимаемому определяет организацию и протекание процесса восприятия. Или другой пример. Для решения возникшего вопроса нужны Анна или Петр. Вы заглядываете в одну, другую, третью комнаты и говорите, что там никого нет, хотя в каждом помещении находятся другие, совершенно посторонние, люди. В восприятии фиксируется невозможность удовлетворить возникшую потребность.
Таким образом, мы можем полагать, что природа избирательности восприятия обусловлена самой природой нашего сознания. Виды восприятия Опираясь на современную литературу по психологии, можно выделить несколько подходов к классификации восприятия. В основе одной из классификаций восприятия, так же как и ощущений, лежат различия в анализаторах. В соответствии с тем, какой анализатор или какая модальность играет в восприятии преобладающую роль, различают зрительное, слуховое, осязательное тактильное, кинестетическое
восприятие движения, обонятельное и вкусовое восприятие. Различные виды восприятия редко встречаются в чистом виде. Обычно они комбинируются, и в результате возникают сложные виды восприятия. Так, восприятие учеником текста на уроке включает зрительное, слуховое и кинестетическое восприятие. Основой другого классификатора типов восприятия является формы существования материи пространство,
время и движение. В соответствии с этой классификацией выделяют восприятие пространства, восприятие времени, и восприятие движения. Отдельно выделяется восприятие человека человеком. Приведем подробно механизмы восприятия по второму из вышеназванных классификаторов. Восприятие величины и формы предметов При восприятии величины и формы предметов большое значение имеет изображение их на сетчатке глаза. Однако наблюдения за деятельностью слепорожденных людей, прозревших
после удачной операции, свидетельствуют, что правильное восприятие зависит не только от зрения. Прозревшие люди не сразу научаются лишь с помощью зрительного восприятия определить величину и форму предмета. Вначале они затрудняются отличить шар от круга, четырехугольный предмет от треугольника, не могут определить расстояние до предмета. Лишь после определенной практики в комплексном сочетании зрения, ощупывания предметов и двигательных реакций прозревшие приобретают свободную ориентировку в пространстве.
Особенность строения человеческого глаза такова, что изображение удаленного предмета будет меньшим, чем изображение равного ему предмета, находящегося вблизи. Вполне вероятно, что величина изображения на сетчатке зависит от величины зрительного угла. Принято считать, что закон зрительного угла как закон восприятия размера открыл Эвклид. Из этого закона следует, что воспринимаемый размер предмета изменяется прямо пропорционально
размеру его ретинального изображения. Вполне логично, что эта закономерность сохраняется при одинаковом удалении от нас предметов. Например, если длинный шест находится от нас в два раза дальше, чем палка, которая в два раза короче шеста, то угол зрения, под которым мы видим эти предметы, одинаков и их изображения на сетчатке равны друг другу. Однако на практике этого не происходит. Мы четко видим, что шест все равно длиннее палки.
Восприятие величины предмета сохраняется, если отходить все дальше и дальше. Это явления носит название константностью зрительного восприятия. О ней мы писали выше. Восприятие величины предмета определяется не только величиной изображения объекта на сетчатке, но и восприятием расстояния, на которое мы удалены от объекта. Данную закономерность можно выразить так Воспринимаемый размер
Зрительный угол х расстояние. Учет удаления предметов в основном осуществляется за счет нашего опыта восприятия предмета при меняющемся расстоянии до них. Существенной поддержкой восприятия размеров служит знание о примерной величине предметов. Как только мы узнаем предмет, мы сразу воспринимаем его величину такой, какая она на самом деле. Следует отметить, что константность величины значительно повышается, если мы узнаем знакомые предметы,
и значительно уменьшается в случае отвлеченных геометрических фигур. Другой особенностью восприятия предмета в пространстве является контраст предметов. Окружение, в котором находится воспринимаемый нами предмет, оказывает заметное влияние на его восприятие. Человек среди высоких людей значительно меньше своего настоящего роста. Подобное искажение пространства называют иллюзией.
На восприятие величины предмета может оказывать и та среда, в которой находится предмет. Так, например две совершенно равные диагонали параллелограмма кажутся разными по длине, если одна находится в маленьком, а другая в большом параллелограмме. Здесь имеет место перенесение свойств целого на его отдельные части. На восприятие предметов в пространстве влияют и другие факторы, такие как цвет. Светлые предметы кажутся несколько большими, чем темные.
Поэтому, кажется, что белая одежда полнит. Объемные формы шар, цилиндр, кажутся меньше своих плоских проекций. Если предмет находится от нас слишком далеко, то может меняться его восприятие формы. Так, мелкие детали контура по мере удаления объекта исчезают, и его форма принимает более упрощенный вид. Прямоугольные предметы издалека кажутся округлыми. Это объясняется тем, что расстояние между сторонами прямоугольника возле его вершин мы видит под столь
малым углом, что перестаем его воспринимать, и вершины как бы втягиваются вглубь, то есть углы закругляются. По законам оптики, наш глаз дает перевернутое изображение, а мозгу ничего не остается делать, как корректировать его. Поэтому мы воспринимаем предметы, такими как они есть. Та же самая корректировка изображения происходит и при изменении угла зрения. Например, куб мы все время видим кубом, независимо от того, под каким ракурсом мы посмотрели на него.
Восприятие величины и формы предметов осуществляется, следовательно, при сложном сочетании зрительных, осязательных и мускульно-двигательных ощущений. Восприятие объемности и удаленности предметов. При восприятии объемности или глубины предметов основную роль играет бинокулярное зрение восприятие двумя глазами. Монокулярное зрение определяет правильную оценку расстояния одним глазом в очень ограниченных пределах. Если смотреть одним глазом на нитку, натянутую на некотором расстоянии от нас трудно определить
точно, впереди или позади нее падает бросаемый сверху маленький шарик. Если же смотреть двумя глазами, нам нетрудно будет правильно воспринять это же явление. При бинокулярном зрении изображение предмета падает на диспаратные, т.е. на не вполне соответствующие точки сетчатки правого и левого глаза. Эти точки располагаются на некотором неодинаковом расстоянии от центральных ямок сетчатки в одном глазу справа от центральной ямки, в другом слева от нее.
Когда изображение падает на идентичные, то есть вполне совпадающие точки сетчатки, оно воспринимается как плоское. Если диспаратность изображения слишком велика, то изображение начинает двоиться. Так, если смотреть на вертикально висящий в нескольких метрах шнур и в то же время держать перед глазами карандаш, то увидим два карандаша. Переведя взор на карандаш, мы увидим двоящийся шнур. Если же диспаратность не превышает определенной величины, возникает восприятие глубины.
Для восприятия глубины немалое значение имеют мускульно-двигательные ощущения, возникающие при сокращении и расслаблении глазных мышц. Медленное приближение пальца к носу вызывают заметные проприоцептивные ощущения как результат напряжения глаз. Эти ощущения идут от мышц, сближающих явление конвергенции и разводящих явление дивергенции оси глаз, и от мышцы, изменяющей кривизну хрусталика явление аккомодации. При одновременном видении двумя глазами соответствующие возбуждения от правого и левого глаза объединяются
в мозговой части зрительного анализатора. Возникающие ощущения создают впечатление объемности воспринимаемого предмета. При удаленности предметов большое значение в восприятии пространства имеет взаиморасположение светотеней, которое зависит от расположения предметов. Человек подмечает эти особенности и приобретает умение, пользуясь светотенями, правильно определять положение предметов в пространстве. В восприятии пространства, в частности в оценке расстояния, играют
роль обонятельные и слуховые ощущения. По возникшему запаху можно, например, определить, что где-то недалеко находится столовая, по звуку шагов распознать, далеко ли от вас идет человек. Восприятие времени Восприятие времени это отражение длительности и последовательности явлений или событий. Благодаря восприятию времени отражаются изменения, происходящие во внешнем мире. Физиологической основой этого процесса, как это доказали
И.П.Павлов и его последователи, являются условные рефлексы на время, которые постоянно вырабатываются у человека. Временные промежутки определяются ритмическими процессами, происходящими в организме человека. Ритм в работе сердца, в дыхании, ритмический характер ежедневной жизни влияют на выработку рефлексов на время. Точному, непосредственному восприятию поддаются лишь короткие промежутки. Установлено, что наиболее точной оценки времени способствуют слуховые и двигательные ощущения.
При восприятии времени обнаруживается склонность преувеличивать небольшие и преуменьшать большие промежутки времени. Восприятие длительности времени зависит от содержания деятельности человека. Время, заполненное интересными, значимыми делами, течет быстро. Если же события неинтересные, малосущественные, время тянется медленно. Учащиеся не замечают как летит время на уроке, когда они заняты активной деятельностью.
На оценке времени сказывается также установка личности. Ожидание неприятного вызывает восприятие быстрого течения времени. И наоборот, при ожидании приятного или желанного события, кажется, что оно долго не наступает. При воспоминаниях наблюдается иная оценка времени. Время, насыщенное в прошлом переживаниями, деятельностью, вспоминается как более продолжительное, а
длительные периоды жизни, наполненные малоинтересными и однообразными событиями, вспоминаются как быстро прошедшие. Некоторый субъективизм в оценке времени зависит и от возраста человека детям кажется, что время тянется медленно, взрослые поражаются, как быстро оно летит. Субъективизм в восприятии времени преодолевается опытом и практической деятельностью человека. Некоторые виды профессиональной деятельности вырабатывают умение очень точно оценивать промежутки времени.
Так опытный учитель без часов свободно ориентируется во времени на уроке и правильно оценивает временной интервал в 45 минут. Восприятие движения Восприятие движения это отражение направления и скорости пространственного существования предметов. Оно дает возможность людям и животным ориентироваться в относительных изменениях взаимоотношений и взаиморасположения предметов окружающей среды. Знания о перемещении предметов человек получает, непосредственно воспринимая движение.
Куда пошел ребенок, с какой примерно скоростью прошел поезд можно установить, имея опыт практической ориентировки. Восприятие движения может осуществляться также на основе умозаключений. Например, о незначительных изменениях скорости автомобиля судят по показателям спидометра. Существуют позы бега, ходьбы, ползания, прыжка, падения, по которым на основании личного опыта делают заключения о совершаемом движении. Впечатление движения может возникнуть и при отсутствии реального
перемещения или вращения предмета, если через небольшие промежутки времени показывать ряд изображений, воспроизводящих этапы движения предмета, то складывается впечатление перемещения. Это явление получило название стробоскопического эффекта. На нем основано восприятие кинофильмов. Исследования В.П.Зинченко показывают, что знания о движении возникают как при фиксированном взгляде, так и при прослеживании
взором движущегося предмета. Восприятия движения осуществляется зрительным, слуховым и кинестетическим анализаторами. Восприятию движения способствует осмысление изменений во внешнем мире на основе индивидуального опыта и знаний личности. Восприятие человека человеком. В процессе общения каждый человек раскрывается как личность, как индивидуальность в совокупности возрастных, половых, конституционных, психологических особенностей, которые запечатлеваются в образах и понятиях
взаимодействующих людей. В зависимости от задач совместной деятельности, обстановки общения, характерологических свойств окружающих, значимость каждой из особенностей личности может быть различной и отражаться своеобразно. В процессе коммуникации отражаются особенности внешнего облика людей, их манеры, привычки, речь, эмоции, непосредственные реакции, действия и прочее. Сложные психические образования непрерывно перестраиваются в зависимости от изменения переживаемых состояний человека или протекающих психических процессов.
Каждая новая структура, сопровождаясь мимикой, пантомимой, речевыми интонациями, экспрессией выражений, является сигнальной и информационной для другого человека. Выразительные движения, отражающие радость, отчаяние, страх, гнев, робость, являются сигналами этих состояний. Эти проявления имеют не только информативное значение для окружающих людей, но и выполняют и регулятивную функцию. Партнеры настраиваются на определенный психологический контакт и изменяют свое
поведение, выделяя существенные признаки каждого их психических состояний среди многочисленных сопутствующих проявлений. В исследованиях, посвященных изучению особенностей восприятия человека человеком, подчеркивается чрезвычайное значение выражений лица для распознавания эмоциональных состояний. Особенности жестикуляции могут раскрывать определенные качества личности, например, несобранность, суетливость, склонность к позерству. Наблюдения за походкой ее ритмом, скоростью, помогут сделать выводы
о психическом состоянии человека , о роде его занятий моряк, солдат, спортсмен, балерина. Много дает восприятие особенностей речи скорости разговора, длины фразы, конструкции предложений, использования художественных средств, жаргона, расстановок ударения, пауз, оговорок, речевых ошибок и т.д. Стиль речи оценивается партнером и влияет на общее мнение о личности говорящего. Воспринимая действия, движения, поступки, деятельность человека, люди уточняют свои впечатления друг
о друге и глубже проникают во внутренне психологическое содержание, познают чувства, интересы, привычки, убеждения, характер, способности личности. Внешняя сторона отдельных проявлений, поступков человека может и не раскрывать всей сложности их внутреннего содержания. Поэтому процесс общения не простое отражение психологических проявлений собеседников. Он становится процессом психологического познания человека другой личностью.
Процесс общения регулирует поведение личности. Отражательная и регулятивная функции общения во многом зависят от особенностей возраста общающихся, их установок, профессиональных качеств, пола, воспитанности, интересов, участия в совместной деятельности, нравственных позиций личности. Индивидуальные типы восприятия Всем людям свойственны общие проявления психики, благодаря чему происходит отражение основных закономерностей реальности. Наличие общей отражательной психической деятельности
дает возможность людям понимать друг друга, приходить к понятным для всех заключениям, объективно отражать окружающий мир. Наши знания, интересы, привычные установки, эмоциональное отношение к тому, что воздействует на нас, влияют на процесс восприятия объективной реальности. Поскольку все люди различаются по своим интересам, наклонностям, темпераменту и другим характеристикам, мы можем утверждать, что существуют большие индивидуальные различия в восприятии.
Они объясняются психическим складом личности и, как уже говорилось, апперцепцией. Индивидуальные особенности могут зависеть также от различий в анатомии и физиологии органов чувств. Это определяет остроту и четкость зрения, чуткость слуха, тонкость обоняния, вкуса, осязания. Индивидуальные особенности придают восприятию каждого человека особую окраску, делают отражение индивидуально-своеобразным. Индивидуальный характер восприятий и наблюдений проявляется в их динамике, точности, глубине,
степени их обобщенности и в особенностях эмоциональной окраски. В человеческой практике и при психологическом изучении особенностей восприятия людей сложились знания о следующих основных типах восприятия и наблюдения синтетическом, аналитическом, аналитико-синтетическом, эмоциональном. У людей синтетического типа проявляется явная склонность к обобщению и к определению основного смысла происходящего. Они не придают значения деталям и не любят вдаваться в подробности.
Поэтому многие детали остаются ими незамеченными. Они больше улавливают смысл целого, чем детальное содержание и особенно его отдельные части. Учитель этого типа весьма кратко и обобщенно характеризует учащегося Дисциплинированный, исполнительный, добросовестный или Распущенный, невоспитанный, не проявляя должного внимания к анализу причин проступков.
Сами проступки детей очень быстро перестают быть существенными для учителя. Прочным оказывается его общее мнение об ученике. Люди аналитического, или детализирующего, типа в гораздо меньшей мере проявляют склонность к обобщенной характеристике явлений. Для них характерно стремление выделить и проанализировать, прежде всего, детали, частности. Предмет или явление в целом, отходят для них на второй план, иногда даже совсем не замечаются.
Для того чтобы понять суть явления или адекватно воспринять какой-либо предмет, им необходимо поставить перед собой специальную задачу, выполнить которую им не всегда удается. Их рассказы всегда наполнены подробными описаниями частных деталей, за которыми весьма часто теряется смысл целого. Учитель подобного типа восприятия, тщательно и подробно анализируя заслуги или проступки ученика, не замечает основных черт его личности. У людей аналитико-синтетического типа восприятия и
наблюдения в равной мере обнаруживается стремление к пониманию основного смысла явления и фактическому его подтверждению. Такие люди всегда соотносят анализ отдельных частей с выводами, установление фактов - с их объяснением. Этот тип восприятия является наиболее оптимальным для деятельности. Встречаются люди, для которых характерно не столько выделение сущности явления и его частностей, сколько стремление, прежде всего, выразить свои переживания, вызванные этим явлением.
Восприятия и наблюдения таких людей путаны, неорганизованны. Этот тип называется эмоциональным. У людей этого типа обнаруживается повышенная эмоциональная возбудимость на самые разные раздражители. Предметное отражение действительности они подменяют излишним вниманием к своим переживаниям. Существуют и другие типы восприятия, например описательный и объяснительный. Лица, относящиеся к описательному типу, ограничиваются фактической стороной того, что чувствуют, не
пытаются объяснить себе суть воспринимаемого явления. Мотивы действий людей, причины событий или других явлений остаются вне их поля внимания. Напротив, лица объяснительного типа, не удовлетворены тем, что непосредственно дано в восприятии. Они всегда стремятся объяснить увиденное и услышанное. Этот тип поведения чаще всего сочетается с синтетическим типом восприятия.
Также замечают объективный и субъективный типы восприятия. Для объективного типа характерно строгое соответствие действительности. Лица же с субъективным типом восприятий выходят за пределы того, что им дано фактически, и привносят многое от себя. Их восприятие подчинено пристрастной оценке, предвзятому отношению. Эти люди больше говорят о том, что чувствовали или думали в момент событий, о которых они рассказывают.
Значит, такой тип восприятия хорошо сочетается с эмоциональным типом. Развитие восприятия у детей Однако восприятие не является врожденной характеристикой. Новорожденный ребенок не в состоянии воспринимать окружающий его мир в виде целостной предметной картины. Способность предметного восприятия у ребенка проявляется значительно позже. О первоначальном выделении ребенком предметов из окружающего мира и их предметном восприятии можно
судить по разглядыванию их ребенком этих предметов, когда он не просто на них смотрит, а рассматривает, словно ощупывает своим взором. По мнению Б.М. Теплова, признаки предметного восприятия у ребенка начинают проявляться в раннем младенческом возрасте 2 4 мес когда начинают формироваться действия с предметами. К пяти-шести месяцам у ребенка отмечается возрастание случаем фиксации взора на предмете, которым он оперирует. Однако на этом развитие восприятия не заканчивается, а наоборот, только начинается.
Так, по мнению А.В.Запорожца, развитие восприятия осуществляется и в более позднем возрасте. При переходе от раннего детства к дошкольному возрасту под влиянием игровой и конструктивной деятельности у детей складываются сложные виды зрительного анализа и синтеза, включая способность мысленно расчленять воспринимаемый объект на части в зрительном поле, исследуя каждую из этих частей в отдельности и затем объединяя их в одно целое. В процессе обучения в школе у ребенка активно происходит развитие восприятия,
которое в этот период проходит несколько этапов. Первый этап связан со становлением адекватного образа предмета в процессе манипуляции им. На следующем этапе дети знакомятся с пространственными свойствами предметов при помощи движений рук и глаз. На следующих, более высоких стадиях развития дети приобретают способность быстро и без каких-либо внешних движений узнавать определенные свойства объектов, отличать их на основе этих свойств друг от друга. Причем в процессе восприятия уже не принимают участия какие-
либо действия или движения. Можно спросить, что является важнейшим условием развития восприятия Таким условием является труд, который у детей может проявляться не только в форме общественно-полезного труда, например по выполнению своих домашних обязанностей, но и в форме рисования, лепки, занятия музыкой, чтением и другим, то есть в форме разнообразной предметной деятельности. В процессе игры ребенок расширяет не только свой двигательный опыт, но и представления об окружающих
его предметах. Следующий, не менее интересный вопрос, который мы должны задать себе это вопрос о том, как и в чем проявляются особенности детского восприятия в сравнении с взрослым человеком Прежде всего, ребенок совершает большое количество ошибок при оценке пространственных свойств предмета. Даже линейный глазомер у детей развит намного хуже, чем у взрослого. Например, при восприятии длины ошибка ребенка может быть в пять раз больше, чем у взрослого человека.
Еще сложнее детям дается восприятие времени. Ребенку очень трудно овладеть такими понятиями, как завтра, вчера, раньше, позже. Определенные затруднения возникают у детей при восприятии изображений предметов. Так, рассматривая рисунок, рассказывая, что на нем нарисовано, дети дошкольного возраста часто совершают ошибки в узнавании изображенных предметов и называют их неправильно, опираясь на случайные или несущественные признаки. Важную роль во всех этих случаях играет недостаточность знаний ребенка, небольшой его практический
опыт. Этим обусловливается и ряд других особенностей детского восприятия недостаточное умение выделить главное в том, что воспринимается пропуск многих деталей ограниченность воспринимаемой информации. Со временем эти пробелы устраняются, и к старшему школьному возрасту восприятие ребенка практически не отличается от восприятия взрослого. ВЫВОД В итоге подчеркнем только одно то, что восприятие представляет собой при ближайшем рассмотрении совсем не простой и удивительный процесс объяснения внешних закономерностей
за счет внутренних механизмов, процесс который, образно говоря, проявляется в ежесекундном без преувеличения созидании мира из хаоса пятен и цветов. В.М. Кроль Психология и педагогика. Библиографический список 1. А.Г.Маклаков Общая психология Изд. Питер 2. Общая психология под ред. В.В.Богословского, А.Г.Ковалева, А.А. Степанова. 3.
В.М. Кроль Психология и педагогика. Содержание Общая характеристика восприятия 3 Физиологические основы восприятия - Свойства восприятия 5 Виды восприятия 8 Восприятие величины и формы предметов 9 Восприятие объемности и удаленности предметов 10 Восприятие времени 11 Восприятие движения - Восприятие человека человеком 12
Индивидуальные типы восприятия 13 Развитие восприятия у детей 14 Вывод 15 Библиографический список 16 Содержание 17
! |
Как писать рефераты Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов. |
! | План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом. |
! | Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач. |
! | Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты. |
! | Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ. |
→ | Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре. |
Реферат | Жемчужины озера Малави |
Реферат | Как оформить аквариум |
Реферат | Образование навыков |
Реферат | Сравнительная характеристика Онегина и Ленского |
Реферат | Эвкалипт круглый |
Реферат | Натуралистическое направление в языкознании |
Реферат | Бух, Николай Константинович |
Реферат | Содержание жесткой кредитной политики организации |
Реферат | Attila The Hun Essay Research Paper Attila |
Реферат | Анализ деятельности органов местного самоуправления по социальной работе с населением |
Реферат | Принципы управленческой деятельности |
Реферат | Жемчужный лампролог |
Реферат | Мариинская водная система |
Реферат | Whitman Essay Research Paper Perhaps the most |
Реферат | Химические растворы |