1. Классическое определение экологии.2. Неклассическое современное определение экологии.3. Объекты классической экологии и современной экологии.4. Цель экологии в общенаучном и православном понимании.5. Книга Бытия об отношении человека к природе.6. Псалтирь об отношении человека к природе.7. Системность и единство мира, краеугольные камни современной экологии.8. Какие науки обобщает современная экология, и в каких их частях. 9. В чём реально выражается единство мира, и какое значение это имеет для объектов экологии.^ 10. Ядро Земли. Его строение, состав и значение для биосферы.11. Мантия Земли. Её строение, состояние и состав. Её значение для биосферы.12. Земная кора. Её состав. Процессы, в ней протекающие и их значение для человека и биосферы.13. Минералы и их экологическое значение.^ 14. В чём уникальность планеты Земля, как дома для человечества. 15. Строение молекулы воды и его экологическое значение.16. Межмолекулярные связи в воде и их экологическое значение.17. Химические и физико-химические свойства воды.^ 18. Капиллярность и её значение для растений, почв и грунтов.19. Теплофизические свойства воды и их экологическое значение.20. График изменения плотности воды и льда в зависимости от температуры и его экологическое значение.21. Вода как средство наказания людей в Библии.^ 22. Современные стихийные бедствия, вызванные движением воды.23. Вода в таинствах и обрядах православной Церкви.24. Поверхностные воды гидросферы и их экологическое значение.25. Подземные воды на континентах и их экологическое значение. ^ 26. Состав тропосферы и её значение для биосферы.27. Строение атмосферы Земли и значение для биосферы её слоев, расположенных над тропосферой.28. Круговорот воды в природе и участие в нём атмосферы.29. Атмосферные процессы полезные для биосферы и вредные, карающие.^ 30. Пророк Давид назвал небо кожей, простертой над Землёй. Что общего у живой кожи с атмосферой?31. Определение «биосфера».32. Верхняя и нижняя границы биосферы.33. Формальные признаки живого организма.^ 34. Мнение св. Луки (Войно-Ясенецкого) о наличии души у растений. На чем оно основано?35. Классификация живых организмов и порядок их появления на земле по данным наукии по главе 1 книги Бытия. ^ 36. Состав и строение животной и растительной клетки.37. Два надцарства в биологической классификации, время их появления на земле и экологическое значение.^ 38. Царства в биологической классификации, их особенности и экологическое значение. 39. Определение экосистема и примеры.40. Определение биом и примеры.41. Липидная цепь и её значение для чистоты земли.42. Экологическая пирамида.^ 43. Соотношение божественной и человеческой воли в управлении экосистемами.44. Пояснить на основе священного писания права человечества в отношении биосферы и конкретных людей в отношении отдельных экосистем.^ 45. Назовите некоторые законы, по которым функционирует биосфера.46. Сущность закона поддержания стабильной численности популяции в экосистеме. ^ 47. Значение сохранения численности популяции в экосистеме для сохраненияэкосистемы.48. Определение понятия «экологическая ниша». 49. Закон лимитирующего фактора.^ 50. Священное Писание и искусство о красоте биосферных объектов. Духовное значениекрасоты.51. Два назначения видового многообразия в экосистемах.52. Понятие интродукции и связанные с ней опасности.^ 53. Понятие первичной и вторичной сукцессии.54. Агроценоз и его отличие от природного биоценоза. 55. Основные задачи экологии с общенаучной и православной точек зрения.56. Экологический кризис современности. В чём он конкретно выражается?^ 57. Основные причины экологического кризиса.58. Пути преодоления кризиса с общенаучных позиций.59. Православный подход к преодолению экологического кризиса.60. Русские православные традиции природопользования и сохранения природы.^ 61. Эстетический аспект природопользования и его значение. 62. Объект, изучаемый экологией культуры, её цели и методы.63. Основные понятия экологии культуры.64. Основные теоретические положения экологии культуры.^ 65. Связь экологии и экологии культуры.66. Православное природопользование с примерами из национального опыта1. Классическое определение экологии. Экология (от др.-греч. οἶκος — обиталище, жилище, дом, имущество и λόγος — понятие, учение, наука). Экология возникла вслед за учением Дарвина о происхождении видов под влиянием меняющейся среды. Впервые термин определил немецкий биолог Эрнст Геккель, в 1866 г., в книге «Общая морфология организмов». По Геккелю, Экология - сумма знаний, относящихся к экономике природы: изучает всю совокупность взаимоотношений животного с окружающей его средой, как органической, так и неорганической, и прежде всего - его дружественных и враждебных отношений с теми животными и растениями, с которыми он прямо или косвенно вступает в контакт. Такое определение не включает человека; экология здесь - биологическая наука. Ей занимались великие ученые широкого, универсального склада: Карл Линней, Ж..-Б.Ламарк и Ч.Дарвин в XVIII и XIX веке. Развиваясь в означенных рамках она просуществовала до последней четверти XX века. Была создана классическая экология – биологическая наука. Большой вклад в неё внесли наши академики В.И.Вернадский, В.Н. Сукачёв. Классическая экология разделяется на три подраздела: Аутэкология — раздел науки, изучающий взаимодействие индивидуального организма или вида с окружающей средой (жизненные циклы и поведение как способ приспособления к окружающей среде); Демэкология — раздел науки, изучающий взаимодействие популяций особей одного вида внутри популяции и с окружающей средой; Синэкология — раздел науки, изучающий функционирование сообществ и их взаимодействия с биотическими и абиотическими факторами.^ 2. Неклассическое современное определение экологии.Экология (от др.-греч. οἶκος — обиталище, жилище, дом, имущество и λόγος — понятие, учение, наука). В 60-х-80-х годах XX в. человечество в лице передовых ученых, писателей и государственных деятелей осознало глобальное значение для природы Земли хозяйственной и строительной деятельности. Возникла новая экология, современная неклассическая экология. Классическое определение экологии: Экология - сумма знаний, относящихся к экономике природы: изучает всю совокупность взаимоотношений животного с окружающей его средой, как органической, так и неорганической, и прежде всего - его дружественных и враждебных отношений с теми животными и растениями, с которыми он прямо или косвенно вступает в контакт. Такое определение не включает человека; экология здесь - биологическая наука. Два альтернативных определения данной науки: По акад-ку В. Е. Соколову, Новая экология — междисциплинарная отрасль знаний, наука об устройстве многоуровневых систем в природе и обществе и об их взаимодействии", эта наука имеет целью дать обществу рецепты сохранения его природной среды, познание экономики природы, одновременное исследование всех взаимоотношений живого с органическими и неорганическими компонентами окружающей среды. Экология — биологическая наука, которая исследует структуру и функционирование систем надорганизменного уровня (популяции, сообщества, экосистемы) в пространстве и времени, в естественных и изменённых человеком условиях. Это определение дано на 5-м Международном экологическом конгрессе (1990) с целью противодействия размыванию понятия экологии, наблюдаемому в настоящее время. Однако это определение полностью исключает из компетенции экологии как науки аутэкологию, что в корне неверно. Классическая экология разделяется на три подраздела: Аутэкология — раздел науки, изучающий взаимодействие индивидуального организма или вида с окружающей средой (жизненные циклы и поведение как способ приспособления к окружающей среде); Демэкология — раздел науки, изучающий взаимодействие популяций особей одного вида внутри популяции и с окружающей средой; Синэкология — раздел науки, изучающий функционирование сообществ и их взаимодействия с биотическими и абиотическими факторами. Экология — междисциплинарная наука, что отражается в работах на стыке наук, в том числе на стыке с химией и биохимией. Экология является одной из основ охраны природы и сохранения биоразнообразия. А.Б. Ефимов дал православное определение: "Экология - наука о домостроительстве Божии".^ 3. Объекты классической экологии и современной экологии. Всякая наука отличается от других по трем признакам, которые можно назвать кратко: объект, цель и метод. То есть каждая наука имеет свой объект. Экология возникла вслед за учением Дарвина о происхождении видов под влиянием меняющейся среды. Впервые термин определил немецкий биолог Эрнст Геккель, в 1866 г., в книге «Общая морфология организмов». По Геккелю, Экология - сумма знаний, относящихся к экономике природы: изучает всю совокупность взаимоотношений животного с окружающей его средой, как органической, так и неорганической, и прежде всего - его дружественных и враждебных отношений с теми животными и растениями, с которыми он прямо или косвенно вступает в контакт. Такое определение не включает человека; классическая экология здесь - биологическая наука. Т.о. объектом классической экология является – животное. Большой вклад в неё внесли наши академики В.И.Вернадский, В.Н. Сукачёв. В 60-х-80-х годах XX века человечество в лице передовых ученых, писателей и государственных деятелей осознало глобальное значение для природы Земли хозяйственной и строительной деятельности. Возникла новая экология, современная неклассическая экология. По акад-ку В. Е. Соколову, Новая экология — междисциплинарная отрасль знаний, наука об устройстве многоуровневых систем в природе и обществе и об их взаимодействии", эта наука имеет целью дать обществу рецепты сохранения его природной среды.познание экономики природы, одновременное исследование всех взаимоотношений живого с органическими и неорганическими компонентами окружающей среды. Объект современной экологии – Земля. Образно Земля – корабль в космосе с население, которое с кораблем составляет единую сложно построенную систему. Системность и единство мира - основные идеи экологии XX века. Это есть отрицание случайности и независимости объектов на земле. До этого отрицания наука развивалась в представлении независимости процессов в разных областях Земли и даже в разных частях одного природного тела. Представлением о независимости явлений порождено разветвление, специализация, наук.^ 4. Цель экологии в общенаучном и православном понимании. Экология (от др.-греч. οἶκος — обиталище, жилище, дом, имущество и λόγος — понятие, учение, наука). Экология — междисциплинарная отрасль знаний, наука об устройстве многоуровневых систем в природе и обществе и об их взаимодействии", эта наука имеет целью дать обществу рецепты сохранения его природной среды, познание экономики природы, одновременное исследование всех взаимоотношений живого с органическими и неорганическими компонентами окружающей среды. А.Б. Ефимов дал православное определение: "Экология - наука о домостроительстве Божии". Цель экологии - обеспечить сосуществование людей на Земле. Обеспечить им необходимые физические условия для благополучного, даже комфортного проживания. Основная цель современной экологии сформулирована в рамках европейской системы ценностей, в которой жизнь человека на Земле рассматривается как величайшая ценность. В неискаженном христианском представлении, как ни высока ценность земной жизни человека, для него есть более высокие ценности. Самая очевидная из них спасение в будущем веке. Современная западная цивилизация близка к тому, чтобы рассматривать жизнь, как цепь праздников, наслаждений и удовольствий с включением, звеньев труда и болезней, без которых, по идее, лучше обойтись. При таком подходе к жизни возникает противоречие между ростом потребления в связи с ростом населения и, главное, ростом запросов и убыванием, ресурсов планеты. На Земле неуклонно сокращается главная, по Докучаеву, ценность ее – плодородный почвенный слой, уменьшаются ресурсы чистой воды, воздуха, а также топлива. Цель экологии - снять это противоречие и обеспечить устойчивое развитие общества на сотни и тысячи лет. Коротко, цель экологии охрана окружающей среды. Но было бы неверно сказать, что экология есть наука об охране среды. Охраной среды занимаются прикладные технические науки, которые входят в экологию. Православное понимание цели экологии - разумное управление даром Божиим для сохранения его целостности, приумножения его ресурсов и их красоты. Вспомним Священное Писание (Быт. 1.27-29), Бог поставил людей управлять его достоянием на Земле. Он не подарил Землю Адаму для безотчетного пользования, но дал в управление. Этим Бог наложил ограничение на пользование ресурсами Земли, которое преступили Адам и Ева. Рациональному использованию ресурсов учит современного человека наша дисциплина экология. В век науки, без науки о природной среде и её охране нам не обойтись. С оппонентами, защищая дар Божий Землю, можно говорить только языком и терминами науки.^ 5. Книга Бытия об отношении человека к природе. Только человек живет повсюду на земле и над всем царствует. Бог наделил его разумом и бессмертной душой. Он дал человеку особое, великое назначение: познавать Бога, уподобляться Ему, то есть становиться все лучше и добрее, и наследовать жизнь вечную. В кн. Бытия 1:27-29: «И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему по подобию Нашему, и да владычествуют они над рыбами морскими, и над птицами небесными, и над скотом, и над всею землею, и над всеми гадами, пресмыкающимися по земле. И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их. И благословил их Бог, и сказал им Бог: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею, и владычествуйте над рыбами морскими и над птицами небесными, и над всяким животным, пресмыкающимся по земле. И сказал Бог: вот, Я дал вам всякую траву, сеющую семя, какая есть на всей земле, и всякое дерево, у которого плод древесный, сеющий семя; - вам [сие] будет в пищу…», в кн. Бытье 2:15:«И взял Господь Бог человека, и поселил его в саду Едемском, чтобы возделывать его и хранить его», а также Быт.2:19-21 «Господь Бог образовал из земли всех животных полевых и всех птиц небесных, и привел к человеку, чтобы видеть, как он назовет их, и чтобы, как наречет человек всякую душу живую, так и было имя ей. И нарек человек имена всем скотам и птицам небесным и всем зверям полевым; но для человека не нашлось помощника, подобного ему». Отсюда мы видим, что Бог поставил людей управлять его достоянием на Земле. Он не подарил Землю Адаму для безотчетного пользования, но дал в управление. Этим Бог наложил ограничение на пользование ресурсами Земли, которое преступили Адам и Ева. Рациональному использованию ресурсов учит современного человека наша дисциплина экология. Итак, православное понимание цели экологии - разумное управление даром Божиим для сохранения его целостности, приумножения его ресурсов и их красоты. ^ 6. Псалтирь об отношении человека к природе. Только человек живет повсюду на земле и над всем царствует. Бог наделил его разумом и бессмертной душой. Он дал человеку особое, великое назначение: познавать Бога, уподобляться Ему, то есть становиться все лучше и добрее, и наследовать жизнь вечную. В 49 псалме мы читаем о жертве Богу, где сказано: «Не за жертвы твои Я буду укорять тебя; всесожжения твои всегда предо Мною; не приму тельца из дома твоего, ни козлов из дворов твоих, ибо Мои все звери в лесу, и скот на тысяче гор, знаю всех птиц на горах, и животные на полях предо Мною. Если бы Я взалкал, то не сказал бы тебе, ибо Моя вселенная и все, что наполняет ее. Ем ли Я мясо волов и пью ли кровь козлов? Принеси в жертву Богу хвалу и воздай Всевышнему обеты твои, и призови Меня в день скорби; Я избавлю тебя, и ты прославишь Меня» (Псалтирь. 49:8-15). Жертва не во всесожжении, а в том, чтобы отнять от себя лучшее, как сделал Авель и как не смог сделать Каин. В Псалме 8:5-10 так же отражена великая миссия человека на земле – «…то что [есть] человек, что Ты помнишь его, и сын человеческий, что Ты посещаешь его? Не много Ты умалил его пред Ангелами: славою и честью увенчал его; поставил его владыкою над делами рук Твоих; все положил под ноги его: овец и волов всех, и также полевых зверей, птиц небесных и рыб морских, все, преходящее морскими стезями. Господи, Боже наш! Как величественно имя Твое по всей земле!».^ 7. Системность и единство мира, краеугольные камни современной экологии. Основные идеи экологии XX в. - системность и единство мира, что является отрицанием случайности и независимости объектов на земле. До этого отрицания наука развивалась в представлении независимости процессов в разных областях Земли и даже в разных частях одного природного тела. Представлением о независимости явлений порождено разветвление, специализация, наук. В каждой ветви рассматривались и глубоко анализировались свои малые объекты и явления в них независимо от соседних объектов и явлений. Дифференциация наук необходимая для углубления знаний в частных областях, необходима из-за ограниченности познавательных способностей человека. Но при этом нельзя упускать единства и системности мира. Единство и системность мира лежат в основе христианского представления о мироздании. Вместе с верой в Бога интеллигенция XIX – XX веков потеряла представление о единстве мира и взаимозависимости событий. Возобладало представление о случайности и независимости событий. Дифференциация науки к концу XX века дошла до абсурда. На научных основах разработанные проекты электрификации гидроэлектростанциями привели к гибели под водой мощного плодородного потенциала, затоплению городов и сёл, поскольку не учитывали, как следует воздействия водохранилищ на окружающую среду. В сельском хозяйстве компания по борьбе с сорняками и вредителями средствами химии нанесла ущерб лесам и лугам, ввела в оборот термин экологически чистые продукты питания. Тем самым иные продукты были отнесены к экологически загрязнённым. Приближение экологического кризиса в конце прошлого века привело науку к смене философского представления о картине мира, к признанию системности, а с ней и единства мира. Философская база науки сомкнулась с богословием. На этой базе возникла современная экология, как объединение наук. Экология возникла для управления всей системой Земли, что вменил Господь Человеку. Современная экология ощущает себя всеобъемлющей наукой. В ее модели выстроены снизу вверх по степени совершенства: Человек-Живое-Неживое. Человек, даже вооруженный экологией, не самодостаточен для управления как большими, так и малыми делами на Земле. Он действует в потоке божественной любви и обязан согласовывать свои действия с волей Божией. Поток этот идет на человека и помимо человека на природу ("прикасается к горам и дымятся" и др. из Пс.103).^ 8. Какие науки обобщает современная экология, и в каких их частях. Экология обычно рассматривается как подотрасль биологии, общей науки о живых организмах. Живые организмы могут изучаться на различных уровнях, начиная от отдельных атомов и молекул и кончая популяциями, биоценозами и биосферой в целом. Экология также изучает среду в которой они живут и её проблемы. Экология связана со многими другими науками именно потому, что она изучает организацию живых организмов на очень высоком уровне, исследует связи между организмами и их средой обитания. Экология тесно связана с такими науками, как биология, химия, математика, география, физика, эпидемиология, биогеохимия. Науки, которые входят в экологию, разделяются по объектам исследования: о земле [геологические], о воде [гидрологические], о живом [биологические: зоология, ботаника, сельскохозяйственные науки], о человеке [медицинские и социальные], другая группа наук выделяется по аспектам изучения проблемы: юридические, экономические, богословские аспекты. В последнее время активно о себе заявляют междисциплинарные комплексные области исследования. В частности, на стыке экологии и классической этики сформировалась экологическая этика, а на пересечении интересов этнографии, культурологии и экологии — этноэкология. Экология, как и все науки, функционирует неизолированно. Она находится во взаимосвязи с другими естественными науками. Согласно классификации биологических наук по Б.Г. Иоганзену выделяют общие науки, частные и комплексные. К общим наукам относят систематику, морфологию, физиологию, экологию, генетику, биологию. В состав частных наук входят: микробиология, ботаника, зоология, антропология; среди комплексных наук выделяют гидробиологию, почвоведение, паразитологию. Если частные науки изучают подробно конкретные объекты органического мира, то общие биологические науки изучают органический мир в целом, «немного обо всем». Связи экологии с другими науками, разделы которых она ассимилирует и перерабатывает, объединяя, можно классифицировать по четырем уровням обобщения. В 1-м высшем уровне обобщения находятся только богословие и философия, как науки обобщающие наши представления обо всём, что в какой-либо мере доступно человеку. Объектом для них являются мир видимый и невидимый. На 2-м уровне обобщения находятся математика и экология. Они изучают и формулируют законы видимого мира во всей его полноте. На 3-м уровне обобщения находятся науки, избравшие себе какой-то крупный объект в мире видимом. Медицина - объект тело человека, география - изучает поверхность планеты, геология – недра планеты, химия - рассматривает всё материальное на молекулярном уровне, физика - рассматривает тела и поля на уровне элементарных частиц и т.д., биология – наука о живом веществе. Науки о человеческой надстройке над природой: социология, экономика и архитектура, также теперь связаны с экологией. Архитектура вцелом в общепринятом понимании не является наукой, так как в заметное место занимает творческий элемент из области искусства. Но с экологией она соприкасается теми своими частями, которые разрабатываются научно. Это разделы о проектировании планировки и застройки населенных мест, о проектировании экологически чистых сооружений, о проектировании природоохранных очистных сооружений и сооружений для защиты от опасных природных процессов. На 4-м уровне находятся некоторые из разделов наук, востребованные в экологии: климатология, гляциология (лёд), гидрология, геохимия, экономика природопользования, экология города, демография, физиология, сейсмология, геоэкология и др. Зарождение геоэкологии связывают с именем немецкого географа Карла Тролля (нем. Carl Troll) (1899-1975), который ещё в 1930-х годах понимал под ней одну из ветвей естествознания, объединяющую экологические и географические исследования в изучении экосистем. В России широкое использование термина «геоэкология» началось с 1970-х г., после упоминания его известным советским географом В. Б. Сочавой (1905-1978). Как отдельная наука окончательно сложилась в начале 90-х годов XX в.^ 9. В чём реально выражается единство мира и какое значение это имеет для объектов экологии. Основные идеи экологии XX в. - системность и единство мира, что является отрицанием случайности и независимости объектов на земле. До этого отрицания наука развивалась в представлении независимости процессов в разных областях Земли и даже в разных частях одного природного тела. Представлением о независимости явлений порождено разветвление, специализация, наук. В каждой ветви рассматривались и глубоко анализировались свои малые объекты и явления в них независимо от соседних объектов и явлений. Дифференциация наук необходимая для углубления знаний в частных областях, необходима из-за ограниченности познавательных способностей человека. Но при этом нельзя упускать единства и системности мира. Единство и системность мира лежат в основе христианского представления о мироздании. В Быт. 1.1 - "В начале сотворил Бог небо и землю. Земля же была безвидна и пуста, и тьма над бездною". Понятие "начало" - понятие из категории времени. В современной физике понятие времени связано функционально с понятиями пространства и материи, и все законы физики материального мира записываются в четырехмерном пространстве-времени, где имеются три пространственные координаты объема и четвертая координата времени. Отсюда следует, что пространство не могло существовать без времени, и до начала не было ничего, ни пространства, ни времени, ни материи, которая может существовать только в пространстве и времени. Современная физика в союзе с астрономией нашла это начало и назвала его "Большим взрывом". Только через 1 млрд. лет из элементарных частиц сформировались химические элементы, составляющие таблицу Менделеева. Вся масса нашей планеты, тела всех растений и животных состоят из этих элементов. В этом единство состава мира, которое может свидетельствовать о единстве происхождения. Для экологии важно, что единство состава определяет возможность обмена веществами между различными живыми и не живыми телами. Динамика жизни на Земле - это круговорот веществ и круговорот химических элементов. Из круговорота веществ нам наиболее известен круговорот воды, которая испаряется с поверхности океанов и выпадает дождём на континентах. 2-я черта единства мира – единство физических, химических, биологических и других законов в нем на всем доступном для наблюдения пространстве. За пределами видимого, что не изучает экология, законы иные. К ним уже прикоснулась современная наука, но это за пределами экологии. Из единого вещества и по единым законам созданы космические тела и в том числе планета Земля.^ 10. Ядро Земли. Его строение, состав и значение для биосферы. Внутреннее ядро Земли твердое. Оно состоит из магнитных элементов железа (Fe) и никеля (Ni), оно находится в автономном движении внутри жидкого внешнего ядра. В составе внешнего ядра преобладает железо и присутствуют кислород, сера, углерод и водород. Движение в ядре возбуждает магнитное поле планеты, защищающее биосферу от солнечного ветра – потока космических лучей, потока частиц, т.е. от радиации. Магнитное поле зримо проявляется в виде северного сияния, которое украшает небо в тяжелое для всего живого время полярной ночи. Соловецкие монахи за это благодарят Бога. Масса ядра составляет 32 % массы планеты. Она участвует в создании гравитационного поля, удерживающего океаны в берегах, деревья в вертикальном положении и т.д..Как магнитное поле, так и гравитационное поле совершенно не обходимы для всего живого на Земле, а так же и для большинства неодушевленных объектов. Реки не потекут без гравитации и дождь не упадёт на поверхность земли без поля тяготения. ^ 11. Мантия Земли. Её строение, состояние и состав. Её значение для биосферы.Мантия составляет 67,8% массы Земли. Она создает основу гравитационного поля. Мантия находится в пластическом (с учетом существующих в ней напряжений) состоянии. В составе её преобладают кремний и алюминий, но присутствуют и все остальные химические элементы. Верхняя часть мантии астеносфера – пограничный слой мантии и литосферы служит непосредственным источником этих веществ. Астеносфера, как можно понять из её названия, находится в особо пластичном состоянии. Местами и по временам вещество её переходит в жидкое состояние. Это создаёт возможность внедрения расплава в земную кору и даже извержения его на поверхность Земли. Поскольку мантия богата всеми химическими элементами, через извержения вулканов они поступают на поверхность в атмосферу, гидросферу и почву, обеспечивая химический баланс в биосфере. Пополнение почв происходит и при выветривании горных пород, образовавшихся из расплава на глубине в недрах земной коры. Таким образом и страшные извержения вулканов полезны для природы..^ 12. Земная кора. Её состав. Процессы в ней протекающие и их значение для человека и биосферы. Литосфера и ее верхняя часть, земная кора, состоят из твердых кристаллических пород. Она является твердым фундаментом для всего живого. На ней стоят здания и сооружения. Инженерная геология изучает верхние слои земной коры для выбора оптимальных мест для зданий и сооружений. В земной коре залегают запасы необходимых для человека полезных ископаемых, созданных заблаговременно. На поверхности земной коры из ее материала с участием биоты сформирована почва – важнейший слой земной коры с точки зрения экологии. В почве наряду с инертными минералами присутствуют активные гидрофильные глинистые минералы, удерживающие воду для растений и гумус, питающий растения. Микроэлементный состав почв поддерживается выветриванием глубинных пород, извержениями вулканов, возвратом в почвы этих элементов при разложении животных и растительных организмов. Плодородие почвы обусловлено накоплением в ней гумуса – неживого органического вещества. В экологии такое вещество, не только гумус, носит название биокосного вещества.^ 13. Минералы и их экологическое значение. Минеральный состав верхней части земной коры. Здесь есть инертные минералы, которые составляют жесткий скелет подпочвенных грунтов. Они используются человеком для строительства (кварц, кремень, силикаты); есть коллоидно-активные минералы глин, из которых человек делает посуду с каменного века и кирпич. Без этих минералов не могли бы варить пищу первые люди. Они играют первостепенную роль в формировании плодородия почвы. Уникален минерал кальций CaCO3, из которого построены скелеты теплокровных животных, раковины моллюсков, коралловые рифы. Этот минерал обладает исключительной особенностью. Он слабо растворим в воде. Растворимость его падает в определенном интервале температур, благодаря чему он хорошо усваивается теплокровными. Кальций благодаря слабой растворимости содержится в природных пресных водах, как подземных, так и поверхностных, из которых его и усваивают организмы.^ 14. В чём уникальность планеты Земля, как дома для человечества. В ряде планет она сходна с соседями Марсом, Меркурием, Венерой, ее строение предопределило возможность появления жизни и человека разумного. Верхняя оболочка Земли дает человеку металлы, топливо, почву для выращивания хлеба. Она последовательно предоставила людям для топлива древесину, каменный уголь, нефть, уран. Уникальность Земли предопределили два фактора: размер планеты и расстояние от Солнца. Расстояние от Солнца определило температуру на поверхности Земли благоприятную для биосферы в отличие от горячей поверхности Венеры и холодной Марса. В создании климатического оптимума велика роль атмосферы, о чем скажем в 4-ой лекции. Земля – единственная планета, сохраняющая вулканическую активность. Это обеспечивает выделение углекислого газа, необходимого зеленым растениям для производства органического вещества и кислорода. Активность обеспечивает поставку всех элементов таблицы Менделеева, обеспечивает денудацию, благодаря чему обнажаются месторождения полезных ископаемых, формируется прекрасный рельеф гор, холмистых местностей и морских побережий. Альтернатива этому - бесплодная равнина, сухая или заболоченная (Казахстан, Западная Сибирь). Эндогенная активность Земли может продлиться еще 1-1,5 млрд. лет. Человек – последнее творение Божие. Перед ним были созданы животные. Господь создал для человека все необходимое для жизни с самого начала предусмотрев все. Земля – идеальный дом для человека, в котором все заготовлено для активной жизни.^ 15. Строение молекулы воды и его экологическое значение. В молекуле воды химически связаны два атома водорода с одним атомом кислорода. Её химическая формула Н2О. В молекуле воды химически связаны два атома водорода с одним атомом кислорода. Её химическая формула Н2О. Расположение ядер атомов таково, что ни образуют равнобедренный треугольник с углом 104о 27’ при вершине. Вокруг них вращаются 5 пар электронов. Одна из этих пар вращается вокруг ядра кислорода. Она показана на рисунке небольшим кружком, охватывающим нижнюю жирную точку. Две пары связывают ядро кислорода О с двумя ядрами водорода H. Их орбиты показаны двумя большими эллипсами. Ещё две пары электронов вращаются по двум эллиптическим орбитам у ядра кислорода. Последние две пары создают слабые отрицательные заряды в нижней части фигуры молекулы. В верхней части её, напротив, имеются слабые положительные заряды, созданные не полностью компенсированными положительными зарядами ядер водорода. Таким образом, у молекулы воды имеются 4 вершины, из которых две имеют положительный заряд и две имеют отрицательный. Нижняя пара эллипсов и верхняя пара эллипсов расположены в разных плоскостях. Эти плоскости взаимно перпендикулярны. Поэтому ось, проведенная через полюса молекулы с положительными зарядами перпендикулярна к оси, проведенной через полюса с отрицательными зарядами. Оси эти не пересекаются. Они расположены по разные стороны молекулы. Такое строение молекулы воды создаёт её создает особые свойства, Вода это универсальный слабый растворитель. Молекулы воды своими зарядами растаскивают кристаллы солей и молекулы органических кислот на ионы. В веществе, попавшем в воду, межатомные силы ослабляются в 80 раз. Для физических тел, попавших в воду этот эффект действует только на поверхностях, контактирующих с водой. В зависимости от прочности внутренних связей в веществе, оно растворяется в воде с той или иной скоростью. Вода, разлогая вещества на ионы, сама не разлагается. Очень устойчива. Благодаря этому она «моет» лицо Земли, каждое животное и растение снаружи. Она «моет» их внутри, выводя шлаки из организма. Она инертный растворитель и сама не влияет на ткани, а только несет нужное и уносит лишнее. Вода растворяет газы: несет кислород водной фауне. Пространственная решетка жидких кристаллов воды имеет пустоты внутри себя. В пустотах могут располагаться ионы растворенного неорганического вещества или целые органические молекулы.^ 16. Межмолекулярые связи в воде и их экологическое значение. Молекулы воды не разделяются на ионы. Напротив, в статичной массе воды они соединяются в цепи и решетчатые структуры. В жидкой воде существуют жидкие кристаллы. Структура молекулы воды, тетраэдр с четырьмя электрически заряженными вершинами. В броуновском беспорядочном медленном движении молекулы воды встречаются противоположно заряженными вершинами. При этом они слабо соединяются между собой, гася заряды. Ядра водорода приближаются относительно свободным электронам кислорода и временно скрепляются с ними. Эти связи называются водородными. Они в несколько раз слабее ковалентных и не разрушают молекул. Водородные связи легко разрушаются при механических воздействиях в бурном турбулентном потоке или при интенсивном нагревании воды, тем более при её кипении. Тетраэдрическая фигура молекулы воды позволяет образовать четыре связи для одной молекулы, которая благодаря этому может ассоциироваться с одной, двумя, тремя или четырьмя молекулами в пары, цепи, плоские и пространственные решетки. Структурированная в жидкие кристаллы вода имеет как бы резервную, «зачехленную», способность к растворению. Она медленно растворяет погруженное вещество, но стоит её взболтать или согреть в теплокровном организме, как водородные связи частично разрушаются и вода расчленяет на ионы растворимое тело. Пространственная решетка жидких кристаллов воды имеет пустоты внутри себя. В пустотах могут располагаться ионы растворенного неорганического вещества или целые органические молекулы. Реально можно убедиться в существовании пустот следующим простейшим экспериментом. В стакан воды можно насыпать сахар(органическое вещество) или поваренную соль, наполнив тем его до краев. Когда твердое вещество