Реферат по предмету "Разное"


1. Это понятие трактуется в мировой литературе по управлению достаточно широко

Раздел 1. Методологические основы менеджмента1.1. Менеджмент. Основные понятия1.1.1. Сущность и содержание понятия “ менеджмент“ 1. Это понятие трактуется в мировой литературе по управлению достаточно широко. Например, в фундаментальном Оксфордском словаре английского языка, менеджмент определяется так: способ (манера) обращения с людьми, власть и искусство управления, особого рода умения и административные навыки, орган управления, административная единица. В одном из наших словарей иностранных слов “менеджмент“ переводится на русский язык следующим образом: “управление производством“, “совокупность принципов, методов, средств и форм управления производством с целью повышения эффективности производства и его прибыльности“. В специальной литературе по управлению этот термин также трактуется широко и многогранно. Наиболее часто используются следующие подходы при определении менеджмента. (рис.1)Рис.1.1. Основные подходы при определении менеджмента. Между ними нет противоречий, наоборот, они взаимно дополняют друг друга, что позволяет глубже уяснить сущность и содержание менеджмента, сделать вывод о его значимости и необходимости изучения. Это можно проиллюстрировать, дав краткий анализ определений различных сторон рассматриваемой категории. Так, при определении сущности и содержания менеджмента подчеркивается прежде всего его процессный характер. Менеджмент определяется как интеграционный процесс, с помощью которого профессионально подготовленные специалисты формируют организации и управляют ими через постановку целей и разработку способов их достижения. Менеджмент предполагает выполнение ряда функций (в их числе планирование, организовывание, координирование, контроль, мотивирование и т.п.), осуществляя которые менеджеры обеспечивают и условия для эффективного труда занятых в организации работников, и получение результатов, соответствующих целям. Поэтому менеджмент - это еще и умение добиваться поставленных целей, направляя труд, интеллект и поведение людей, работающих в организации. Это является основанием для рассмотрения менеджмента как процесса воздействия на деятельность отдельного работника, группы и в целом организации ради достижения желаемых результатов. Такой подход был центральным в работах, посвященных теории и практике управления социалистическим производством. Умение ставить и реализовывать цели Ф. У. Тейлор определил как искусство точно знать, что предстоит сделать и как сделать это самым лучшим и дешевым способом. Таким искусством должна обладать определенная категория людей - менеджеры, чья работа состоит в организации и руководстве усилиями всего персонала для достижения целей. Поэтому, менеджмент нередко идентифицируется с менеджерами, а также с органами или аппаратом управления. Например, в одном из западных справочников по бизнесу и менеджменту общий менеджмент определяется как “лицо или группа лиц, ответственные за изучение, анализ и формулирование решений, и инициирующие соответствующие действия в интересах организации“. Такие лица образуют специфический орган современных предприятий, коммерческих и некоммерческих. Без него организация как целостное образование не может существовать и работать эффективно. Поэтому аппарат управления является составной частью любой организации и ассоциируется с понятием ее менеджмента. Главная же задача людей, занятых в этом аппарате, состоит в эффективном использовании и координации всех ресурсов организации (капитала, оборудования, зданий, материалов, труда, информации) для достижения ее целей. Во многих определениях менеджмента авторы делают акцент на то, что управление - это самостоятельная область знаний, наука, имеющая свой предмет, свои специфические проблемы, методы и способы их решения. Основу этой научной дисциплины составляет вся сумма накопленных за многие тысячелетия управленческой практики знаний, представленная в виде концепций, способов и форм управленческой деятельности. Авторы определений менеджмента как науки направляют свои усилия на объяснение природы управленческого труда, установление причинно- следственных связей, выявление факторов и условий, при которых совместный труд людей оказывается и более полезным, и более эффективным. В определениях менеджмента как науки подчеркивается важность упорядоченных знаний об управлении. Они позволяют не только своевременно и качественно управлять текущими делами, но и прогнозировать эволюцию событий и в соответствии с этим разрабатывать стратегию и тактику организаций. Они служат опорой и при постановке задач, и при осуществлении управленческой практики. Поэтому наука управления имеет свою теорию, содержанием которой являются законы и закономерности, принципы, функции, формы и методы целенаправленной деятельности людей в процессе управления. Наряду с этим широко распространено понимание менеджмента как искусства. Оно базируется на том, что организации представляют собой сложные системы, на функционирование которых воздействуют многочисленные и разнообразные факторы как внешней, так и внутренней среды. Среди них люди, работающие в организациях и с организациями, - это, пожалуй, самый главный фактор, управление которым требует неких особых качеств, связанных с феноменом человеческой личности. Ведь каждый работающий индивид обладает своим особенным характером, имеет свою систему ценностей и мотивы к труду и т.п.. Тут и возникает проблема менеджмента как искусства, которое, подобно, скажем, медицине или инженерному делу должно опираться на определенную науку - концепции, теории, принципы, механизмы и методы. Такой подход позволяет соединить науку и искусство управления в единый процесс, требующий не только постоянного пополнения научных знаний, но и развития личностных качеств менеджеров, их способностей применить знания в практической работе. Чтобы люди, работающие в организации, направляли свои усилия на достижение ее целей, менеджеры должны постоянно взаимодействовать с ними и создавать условия для наиболее полного раскрытия потенциала работников. Связь между научным знанием и искусством удачно выразил профессор Евенко Л.И.: “менеджмент - это, конечно, самостоятельная область знаний, отдельная дисциплина, а точнее междисциплинарная область, которую правильнее всего назвать “управленческая мысль“, сочетающая в себе науку, опыт, “ноу-хау“, приумножаемые управленческим искусством... На управленческую мысль влияют достижения многих наук, а эволюция управления в ХХ веке как раз и состоит в использовании этих достижений для решения главной проблемы - как получить желаемые результаты на основе согласованных действий многих людей, производящих продукцию и услуги и использующих многообразные ресурсы” (см. Мескон М. и др. “Основы менеджмента “ - М:1991 - с.11) И в заключение, рассмотрев сущность и содержание понятия “ менеджмент“, необходимо отметить идентичность его с понятием “управление“. Поэтому их можно использовать как взаимозаменяемые термины.^ 1.1.2. Менеджмент-разновидность хозяйственного управления Существуют самые различные виды управления: производственное, техническое, государственное, идеологическое, хозяйственное. Для обозначения последнего в настоящее время во всём мире укоренился термин “менеджмент.” Но менеджмент не просто хозяйственное управление, он имеет место лишь тогда, когда хозяйствующий субъект полностью свободен, функционирует в условиях и ориентируется по его нужде и потребности, независимо от того, ставит ли он своей целью получение прибыли или нет. Возникновение управления как такового связанно с необходимостью организовывать и координировать совместный труд людей, направленный на достижение поставленных целей, независимо от среды, в которой тот труд осуществлялся - военной, строительной и пр. Функция управления этим трудом реализовалась в основном представителями власти- государственной, военной, религиозной. Управление хозяйственной деятельностью в рабовладельческих латифундиях, помещичьих хозяйствах, равно как и на государственных предприятиях в условиях командно-административной системы, господствующей в нашей стране с конца 20-х до начала 90-х годов нашего столетия, такие трудно было характеризовать как менеджмент. Его непосредственные объекты-рабы и крепостные крестьяне, работники государственных предприятий - были несвободными, а их деятельность носила натуральный характер, т.е не была ориентированна на потребности рынка. В мелких же ремесленных и крестьянских хозяйствах, основанных на индивидуальной собственности и личном труде, регулирование осуществлялось преимущественно как самоуправление. С превращением мелких индивидуальных хозяйств ремесленников и крестьян в крупные предприятия, многие из которых по количеству работников можно было сравнить с армиями, положение изменилось. Теперь уже основная масса тех, кем нужно было управлять, оказалась объединённой экономической властью, вытекающей из собственности, а управление превратилось в одну из её функций, персонифицированным носителем которой стал собственник. Первоначально собственник, трудясь в одиночестве, реализовывал все свои функции самостоятельно. Он создавал блага и услуги, предназначенные на продажу(производственная функция), принимал основополагающие решения о путях и формах развития своего дела, нёс за него всю полноту ответственности (предпринимательская функция), организовывал, контролировал, обеспечивал ресурсами текущую хозяйственную деятельность (управленческая функция), распоряжался результатом своего труда (функция присвоения). Рост масштабов хозяйственной деятельности и связанное с этим широкое привлечение наёмного труда привело к тому, что собственник стал постепенно полностью или частично отказываться от самостоятельной реализации перечисленных функций. Сначала наёмным работникам была полностью передана производственная функция, затем функция текущего управления и контроля. С появлением акционерной формы собственников стал легко и изменился сам объект собственности: теперь это было не предприятие как таковое, а денежный вклад в капитал акционерного общества, которому предприятие принадлежало. В этих условиях большинство собственников не могло постоянно осуществлять не только функцию текущего управления, но и предпринимательскую функцию, ставшую уделом выборного органа-совета директоров (наблюдательного совета), членами которого могли быть лишь немногие из них. Остальные полностью устранившись от участия в текущих делах, лишь формально одобряли принятые решения и присваивали доходы. Усложнение производственной и хозяйственной жизни привело к тому, что не все собственники могли выполнять и предпринимательскую функцию, поскольку это требовало определённых знаний и опыта, и её тоже в значительной мере пришлось передать в руки наёмных управляющих. Последние таким образом сосредоточили в руках две функции: управление текущей деятельностью и предпринимательство. помощью организационных методов создаются необходимые условия функционирования организации, поэтому они логически предшествуют всем остальным. При их посредстве организация проектируется, учреждается, организуется во времени и пространстве, ёе деятельность нормируется, регламентируется и обеспечивается необходимыми инструментами фиксирующими расстановку персонала, его права, обязанности, специфику поведения в различных ситуациях. Эти методы создают лишь своего рода рамки, направляющие будущее функционирование и развитие организации, а поэтому по сути своей являются пассивными. К ним относятся: методы формирования управленческих структур; методы создания трудовых коллективов; методы подготовки и проведения различных общественных мероприятий и т.п. Административные методы активны, т.к. на их основе происходит вмешательство в саму деятельность. По-другому они называются методами властной мотивации и ориентированы либо на прямое принуждение людей к определённому поведению в интересах организации, либо на создание возможности такого принуждения. На практики административные методы реализуются в виде конкретных безвариантных заданий исполнителям, обладающим минимальной самостоятельностью при выполнении порученной работы. Применение административных методов может сопровождаться поощрениями или санкциями в отношении исполнителей за успешную или неуспешную работу, в том числе экономического характера в виде премий или штрафов. Их принципиальной особенностью является субъективность, отсутствие прямой связи с конкретными позитивными или негативными результатами, полученными данным человеком. Самый главный недостаток административных методов управления состоит в том, что они ориентируются на достижение заданной результативности, а не на её безграничный рост, поощряют исполнительность, а не инициативу. Поэтому в условиях огромного усложнения деятельности организации, необходимо оперативно решать самые разнообразные проблемы, на что у руководителей часто не хватало времени или знаний, а порой и того и другого одновременно, административные методы, сковывающие инициативу исполнителей, перестали соответствовать реальным потребностям управления. Нужны были методы, позволяющие рядовым работникам на основе материальной заинтересованности самим проявлять инициативу и отвечать за результаты принимаемых ими решений. И такие методы, получившие название экономических, начали внедрятся в начале ХХ века во многом благодаря усилиям одного из основоположников научного менеджмента, американского инженера Фредерика Тейлора. В отличии от административных экономические методы предполагают не прямое, а косвенное воздействие на объект управления. Непосредственным исполнителем устанавливаются только цели, ограничения и общая линия поведения, в рамках которых они сами ищут оптимальные способы решения проблем. Своевременное и качественное выполнение заданий вознаграждается различного рода денежными выплатами, которые в отличии от предыдущего случая являются не просто заслуженными, а заработанными, например за счёт экономии или дополнительной прибыли, полученных вследствие проявления личной инициативы. Поскольку размер выплат напрямую зависит от достигнутого результата, работник непосредственно экономически заинтересован в его улучшении. Однако экономические методы управления также довольно быстро показали свою ограниченность, особенно применительно к людям интеллектуальных профессий, которых в настоящее время большинство, ибо для них деньги- важный, но чаще всего не самый главный стимул работы. И здесь на помощь пришли социально-психологические методы сформировавшиеся в 20-х гг. ХХ-столетия.Социально-психологические методы предполагают два направления воздействия на поведение работника и повышение его трудовой активности. С одной стороны, они нацелены на формирование благоприятного морально - психологического климата в коллективе, развитие благожелательных отношений между её членами, изменение роли руководителя, а с другой стороны- на раскрытия личных способностей каждого работника, помощи в его совершенствовании, что в конечном итоге ведёт к максимальной самореализации человека в своей повседневной деятельности, а следовательно- к повышению её эффективности. Перечисленные выше методы управления реализуются в соответствии с определёнными принципами, т.е правилами. На практики таких принципов может быть очень много, поэтому остановимся на наиболее важных 1. ^ Научность в сочетании с элементами искусства. Менеджмент использует данные и выводы множества наук, поскольку сложным современным хозяйством невозможно управлять, опираясь на интуицию. В то же время ситуация может меняться столь стремительно и непредсказуемо, что на поиск научно обоснованного решения попросту не останется времени, и тогда приходится импровизировать, искать нетрадиционные подходы к проблемам. Это помимо глубоких знаний требует от руководителей большого опыта, владение искусством межличностного общения, умение наладить выход из безвыходных положений. 2. Целенаправленность. Процесс управления должен быть направлен на решение конкретных проблем, стоящих в данный момент перед организацией. 3. ^ Функциональная специализация в сочетании с универсальностью. К каждому объекту управленческой деятельности существует индивидуальный подход, соответствующий направленности и особенностям его функционирования. 4. ^ Принцип последовательности. Действия, из которых состоит любой управленческий процесс, располагаются в строго определенном порядке как в пространстве, так и во времени. В ряде случаев последовательность управленческих действий может иметь циклический характер предполагающий их повторение в том же виде через определенные промежутки времени. Циклическими часто являются текущее планирование, контроль, составление Бухгалтерских отчётов и т.п. 5. ^ Непрерывность в управлении. Это позволяет своевременно обнаруживать и решать возникающие проблемы, а следовательно, обеспечивать стабильное развитие и функционирование организации. 6. Оптимальное сочетание централизованного регулирования и самоуправления отдельных элементов организации. 7. Учёт индивидуальных особенностей и психологии работников, закономерностей межличностных отношений и группового поведения. Это обеспечивает морально-психологический климат в организации и принятие временных решений, которые будут надлежащим образом исполнятся. 8. ^ Обеспечение единства прав и ответственности в каждом его звене. Избыток прав по сравнению с ответственностью приводит на практике к управленческому произволу; недостаток же парализует деловую активность и инициативу, поскольку даже небольшой “перебор” здесь может привести к крупным неприятностям. 9. Состязательность участников управления на основе личной заинтересованности в успехе, поддерживаемой с помощью разнообразных мотиваторов, таких как материальное поощрение, возможность продвижения по службе, самореализации, получение новых знаний и навыков. 10. ^ Максимально широкое вовлечение исполнителей в процесс подготовки решения. Данный принцип исходит из того непреложного факта, что решения, в которые вложен собственный труд и идеи, будут реализовываться с большой активностью и заинтересованностью, чем “спущенные сверху”.1.2. Управленческий труд и менеджеры^ 1.2.1. Управленческий труд и его специфика Управление - специфический вид человеческой деятельности, обособившийся в ходе разделения и кооперации общественного труда. Это обособление - объективно необходимое условие развития общественного производства. Сущность управления, его функции и специфика определяются, с одной стороны задачами, которые оно решает, с другой - содержанием “простых” моментов управленческого труда, т.е. его предметом, средствами и самим трудом. Управленческий труд - разновидность умственного труда. Он хотя непосредственно и не выступает создателем материальных благ, является неотъемлемой частью труда совокупного рабочего. В условиях кооперативного характера производства, подчеркивал К. Маркс, определение производственного труда применимо только к “совокупному рабочему, рассматриваемому как одно целое. Но оно не подходит более к каждому из его членов, взятому в отдельности”. И к числу производительных работников в этих условиях принадлежат “... все те, кто так или иначе участвуют в производстве товара, начиная с рабочего в собственном смысле слова и кончая директором, инженером...” А значит, управленческий труд - “производительный труд, выполнять который необходимо при всяком комбинированном способе производства”. Основная цель управления как такового - создание необходимых условий (организационных, технических, социальных, психологических и т.д.) для реализации задач организации (предприятия), “установление гармонии” между индивидуальными трудовыми процессами, координация и согласование совместной деятельности работников ради достижения конкретных запланированных результатов. Следовательно, управление - это прежде всего работа с людьми, а их трудовая деятельность служит объектом управляющего воздействия. Трудовая деятельность людей в производстве, как предмет управленческого труда может опосредованно выступать в виде информации в ее различных формах. Информация - специфический объект приложения управленческого труда. В связи с этим последний имеет информационную природу. В нем сочетаются творческие, логические и технические операции, связанные с обработкой информации. Достижение цели управления осуществляется путем подготовки и реализации совокупности управляющих воздействий. Управляющее воздействие на коллективы людей, на их трудовую деятельность - это и есть специфический продукт управленческого труда. Управление - процесс многогранный, неоднозначный. Соответственно, анализ внешней и внутренней среды, принятие на этой основе управленческих решений - процедура, зависящая от совокупности факторов, постоянно создающих нестандартные ситуации. Именно эти обстоятельства требуют от человека, занимающегося данной специфической деятельностью, творческого к ней подхода. Решения, принимаемые управленцами, зависят не только от их знаний и квалификации, но и от личных качеств, практического опыта, интуиции, здравого смысла. Когда при принятии решения используется весь этот арсенал, речь может вестись об искусстве управления. Средствами управленческого труда является организационная и вычислительная техника, а уровень и полнота ее использования определяет культуру и эффективность управления. А сейчас попробуем охарактеризованные параметры и процесс управленческого труда системно показать на схемах. (Схемы 1.1, 1.2). Схема 1.1. Управленческий труд. Схема 1.2. Процесс управленческого труда в организации.1.2.2. Классификация управленческих работников Разделение управленческого труда - объективный процесс обособления его отдельных видов в самостоятельные сферы трудовой деятельности различных групп управленческих работников - Это способствует повышению качества управляющих воздействий. Выделяют несколько видов разделения управленческого труда (табл. 1.) Ведущее место среди них занимает функциональное разделение, поскольку именно оно определяет появление других видов.^ Таблица 1.1 Виды разделения управленческого труда. Понятие Определение понятия Функциональное Выделение функций, объективно необходимое для эффективного управления производством, выполнение которых закрепляется за определенными работниками или подразделениями аппарата управления. Иерархическое Распределение комплексов работ по реализации функций и уровням иерархии управления, закрепление их за определенными управленческими работниками и формирование на этой основе полномочий последних. Технологическое Дифференциация процесса управления на операции по сбору, передаче, хранению и преобразованию информации, выполняемые определенными категориями работников. Профессиональное Дифференциация управленческих работников в соответствии с их профессиональной подготовкой. Квалификацион-ное Распределение работ по функциям управления и закрепление их за управленческими работниками в соответствии с квалификацией, стажем работы и личными способностями последних. Должностное Распределение управленческих работников в системе управления в соответствии с их компетенцией (компетенция - совокупность прав, обязанностей и ответственности управленческого работника по реализации какой - либо функции управления). Указанные в таблице виды разделения труда могут служить основой классификации работников, занимающихся управленческим трудом. В соответствии с подходом, получившим у нас распространение, управленческих работников по их функциональной роли в процессе управления подразделяют на руководителей, специалистов, служащих (технических исполнителей). Центральное место в управлении занимает руководитель - возглавляющий определенный коллектив работник, наделенный необходимыми полномочиями принятия решений по конкретным видам деятельности организации (предприятия) и несущий всю полноту ответственности за результаты работы возглавляемого им коллектива. В современной российской экономике все чаще как синоним понятия “руководитель” стало употребляться понятие “менеджер” (управляющий). По мнению отечественных и зарубежных специалистов, принципиальных различий в труде руководителя, менеджера (управляющего), администратора, начальника нет. Менеджер - это руководитель или управляющий, занимающий постоянную должность и наделенный полномочиями в области принятия решений по конкретным видам деятельности фирмы, функционирующей в рыночных условиях. Термин “менеджер” употребляется применительно: к организатору конкретных видов работ в рамках отдельных подразделений или п.. - целевых групп; к руководителю предприятия в целом или его подразделений (управлений, отделений, отделов); к руководителю по отношению к подчиненным; к администратору любого уровня, организующего работу на основе современных методов. Специалисты - работники, выполняющие определенные функции управления. Они анализируют собранную информацию и готовят варианты решений для руководителей соответствующего уровня. К специалистам относятся экономисты, бухгалтера, юристы и другие. Главная особенность их деятельности состоит в том, что они работают в условиях жестких ограничений, в качестве которых могут выступать приказы и распоряжения руководителей, технико-технологические нормативы и организационные регламенты деятельности, четкие квалификационные требования относительно специальных знаний. В их деятельности преобладают логические операции, что, впрочем, не исключает творчества.Служащие (технические исполнители) - работники, обслуживающие деятельность специалистов и руководителей. Они призваны выполнять информационно - технические операции, освобождая руководителей и специалистов от этой трудоемкой работы. Сюда относятся секретари, машинистки, архивариусы и другие. Специфика их деятельности состоит в том, что в ней используются стандартные процедуры и операции, что она в большей степени поддается нормированию. В труде технических исполнителей доминируют логические и технические операции. Поскольку ключевой фигурой в любом управленческом “ансамбле” является руководитель (менеджер, управляющий), его деятельность следует рассмотреть подробнее. Когда говорят о предпринимателе, речь ведут о человеке, который берет на себя риск, связанный с организацией нового предприятия или разработкой новых идей, продукции, вида услуг, предназначаемых обществу. Согласно В. Далю, “предпринимать” означает затевать, решаться исполнить какое - либо новое дело, приступать к совершенствованию чего - либо значительного; “предприимчивый человек”, “предприниматель” - тот кто способен к “предприятию”, к крупным оборотам, кто смел, решителен, в действиях такого рода. Менеджер же - это наемный работник, обладающий специальной профессиональной подготовкой в области менеджмента (теории и практики управления). Его доходы зависят от качества его труда. Из этих исходных позиций вытекают различия предпринимателя и менеджера. Предприниматель работает в неструктурированном окружении, где быстрые изменения - ситуация типичная. Он имеет возможность самостоятельного целепо, конструирования целей деятельности. Для менеджеров не характерна целенаправленность в действиях, продиктованная, заданная извне - жесткой логикой сохранения и воспроизводства существующих организационно - хозяйственных структур. Современной предпринимательство предполагает умение пойти на риск, эвристическую способность прогнозирования изменений в потребностях рынка, хорошую реакцию на динамику финансовой конъюнктуры, восприимчивость к инновациям; инновационность в действиях - наиболее отличительная черта предпринимательства. Инновационный момент, конечно, присущ и деятельности менеджера, однако лишь частичный и локализованный. Хороший предприниматель вовсе не обязательно хороший менеджер, который сможет эффективно осуществлять управленческие функции (планирование, организовывание, координирование, мотивирование, контроль). Их выполнение требует не только специальной подготовки но и особых, отличных от предпринимательских, способностей. В экономике России одновременно сосуществуют предприятия различных организационно - правовых форм. При этом, с одной стороны, идет активный процесс приватизации и акционирования государственных предприятий, а с другой - развитие мелкого, среднего и крупного бизнеса. В этих условиях управлением заняты: “классические” менеджеры - хозяйственные руководители управляющие государственными предприятиями (реже частными) на основе найма, т.е. за “зарплату”, менеджеры - совладельцы - хозяйственные руководители акционированных предприятий (как правило, мелких и средних), работающие по найму и одновременно имеющие пакеты акций управляемых предприятий, менеджеры - бизнесмены (предприниматели) - частные собственники преимущественно мелких предприятий и фирм, лично управляющие ими. 1.2.5. Содержание труда менеджера и требования, предъявляемые к ним Основная задача управляющих состоит “в создании окружающих условий для групповой деятельности таким образом, чтобы индивиды вносили свой вклад в достижение групповых целей с минимальной затратой денег, времени, усилий и материалов, а также с минимальными неудобствами.” (См. Кунц Г., О’ Доннел С. Управление. Системный и ситуационный анализ управленческих функций. Кн. 1 Основы науки управления. М., 1994 - С. 40). Поскольку управление - это планирование, организовывание, координирование, мотивирование, контроль, то и содержание деятельности руководителя можно рассматривать как процесс реализации вышеназванных функций. При планировании руководитель различных уровней выявляют цели и задачи возглавляемого ими объекта (организации в целом, и подразделений), определяют, что должны делать подчиненные, чтобы достичь этих целей. С помощью планирования руководство, иначе говоря, обеспечивает единую направленность усилий всех членов организации на достижение ее общих целей. Для этого необходимо увязать цели различных уровней: организации, управляющих, подразделений, работников. По мнению Питера Друкера, цели деятельности компании надлежит определять по следующим ключевым позициям: положение на рынке; инновации; производительность труда и оборудования; материальные ресурсы; доходы (прибыль); организация деятельности людей; социальная сфера. Областями же реализации личных целей могут быть, по мнению зарубежных специалистов, карьера, финансы, душевное и физическое состояние, религия, друзья и семья” (см. Фалмер Р.М. “Энциклопедия современного управления.” т.1 М. 1992 с.121). Цели должны быть известны всем, кого они затрагивают, причем представлены в такой форме, которая позволила бы проверить их достижение. О взаимоувязке целей, присущих разным сферам деятельности в рамках организации, удачно написал Р.М. Фалмер. Он считает, что следует увязывать цели: высшего уровня управления с его акцентом на больших прибылях и удовлетворения запросов держателей акций; производственников с их прицелом сделать больше, быстрее и дешевле; персонала занимающегося маркетингом, чей взгляд всегда обращен на квоты, премии и проценты; финансистов, с их любовью дивидендам, процентам и, прежде всего, к балансу; мастеров, которые смотрят вверх, чтобы удовлетворить руководство, и вниз, чтобы рабочие продолжали работать; рабочих, управляющих лишь своими собственными усилиями, чтобы удовлетворить мастеров, заработать на жизнь и дожить до пятницы (с.122-123) Организовывание - следующая основная функция менеджера. Ее реализация предполагает проектирование структуры организации и ее подразделений, определение конкретных заданий и их распределение между людьми (подразделениями) внутри фирмы, дилегирование полномочий для выполнения соответствующих заданий. В идеале работа каждого человека, каждого подразделения - фактор успеха организации в целом. Реализуя функцию координирования, руководитель согласовывает, взаимоувязывает действия различных людей и подразделений. Основная задача мотивирования состоит в том, чтобы члены организации выполняли работу в соответствии с дилигированными им обязанностями и с планом. Управляющие должны создать такую систему стимулов, при которой действия структурных подразделений их коллективов, равно как и отдельных работников, были направлены на достижение поставленных целей. Для этого они должны выявить потребности подчиненных и обеспечить им такие условия деятельности, которые гарантируют увязку роста эффективности последней с ростом благосостояния. Контроль - это непрерывное сопоставление фактических результатов работы с запланированными, оценка и корректировка их деятельности в соответствии с поставленными целями. Руководитель (управляющий), выполняя перечисленные функции, организует сбор информации и разработку вариантов решения, выбирает наилучший вариант, принимает окончательное решение и, наконец, направляет усилия подчиненных, а его реализацию. Однако, нередко управляющий не только принимает решения исходя из предложенных ему вариантов, но и участвует в разработке последних, выступая при этом, как специалист в конкретной области. Специфика и содержание труда руководителя, места, которое он занимает в организации, определяют его ролевые функции.  Схема 1.4. Требования предъявляемые к менеджерам. Специфика управленческого труда, сложность и многообразие управленческих функций обуславливают особые требования, предъявляемые к менеджерам. В зарубежной и отечественной литературе по проблемам управления, в многочисленных социологических исследованиях приводятся самые различные наборы качеств, необходимых управляющим. Что же это за качества? Данная проблема всегда была в центре внимания практиков и теоретиков управления. Интересна эволюция взглядов на нее с начала ХХ в. до настоящего времени. В период становления системы управления предприятием (организацией) и далее в течение длительного времени (примерно до 70х годов) качества, которыми должны обладать менеджеры, связывались с характером и содержанием деятельности самой организации. Причем перечень этих качеств с течением времени постоянно расширялся. Так, по мнению классика научного менеджмента Ф.У. Тейлора, мастер обязан обладать такими качествами, как “ум, образование, специальные или технические познания, физическая ловкость или сила, такт, энергия, решительность, честность, рассудительность и здравый смысл, крепкое здоровье”. Руководителям крупных предприятий должно быть присуще, согласно утверждению другого специалиста в области управления - А. Файоля, следующее. Здоровье и физическая выносливость. Ум и умственная работоспособность. Нравственные качества: сознательная, твердая, упорная воля; активность, энергия и (в известных случаях) отвага; мужество ответственности; чувство долга, забота об общем интересе. Значительный круг общих познаний. Административные способности; дар предвидения и умение разрабатывать программы действий; организаторские качест


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.