Реферат по предмету "Психология"


Внимание и его диагностика у младших школьников.

Рефератна тему Внимание Сосинович Ирины, студенткиФАЯ, гр 2002МГЛУ План. 1. Понятиео внимании.2. Физиологическиеосновы внимания3. Видывнимания4. Основныесвойства внимания5. Методикидиагностики внимания у детей. 1. Понятиео внимании. Ни одинпсихический процесс не может протекать целенаправленно и продуктивно, есличеловек не сосредоточит своего внимания на том, что воспринимает или делает.


Мыможем смотреть на какой-либо предмет и не замечать его или видеть очень плохо.Занятый своими мыслями, человек не слышит разговоров, которые ведутся рядом сним, хотя звуки голосов доходят до его слухового аппарата. Мы можем непочувствовать боли, если наше внимание направленно на что-нибудь другое.Напротив, глубоко сосредоточившись на каком-либо предмете или деятельности,человек подмечает все детали этого предмета и действует очень продуктивно.


Афиксируя свое внимание на ощущениях, мы увеличиваем свою чувствительность. Что же такоевнимание ? Внимание направленность и сосредоточенность сознания на каком-нибудь предмете, явленииили деятельности. Направленность сознания выбор объекта, а сосредоточенностьпредполагает отвлечение от всего, что не имеет отношения к этому объекту. Вниманиеобуславливает успешную ориентировку субъекта в окружающем мире и обеспечиваетболее полное и отчетливое отражение его в психике.


Объект внимания оказываетсяв центре нашего сознания, все остальное воспринимается слабо, неотчетливо,однако направленность нашего внимания может меняться. Внимание непредставляет самостоятельного психического процесса, так как не можетпроявляться вне других процессов. Мы внимательно или невнимательно слушаем,смотрим, думаем, делаем. Таким образом, внимание является лишь свойствомразличных психических процессов.2.


Физиологические основы внимания. В коре большихполушарий мозга могут протекать два процесса возбуждение и торможение. Когдачеловек внимателен к чему-либо, это значит, что у него в коре мозга возник очагвозбуждения. Остальные участки мозга в это время находятся в состоянииторможения. Поэтому человек, сосредоточенный на чем-либо одном, может ничегодругого в этот момент не замечать. Деятельностьневозбужденных участков мозга связана в это время с тем, что обычно называетсянеосознанной,


автоматической деятельностью человека. Большое значениедля появления внимания имеет так называемый ориентировочный рефлекс. Онпредставляет собой врожденную реакцию организма на всякое изменение окружающейсреды. Способностьнастораживаться, реагируя иногда на очень незначительное изменение в окружающейсреде, объясняется наличием в больших полушариях мозга сети нервных путей,соединяющих ретикулярную формацию совокупность структур головного мозга,регулирующих уровень возбудимости с разными участками коры больших полушарий.


Нервныеимпульсы, идущие по этой сети, возникают вместе с сигналами от органов чувств ивозбуждают кору, приводя ее в состояние готовности реагировать на ожидаемыедальнейшие раздражения. Таким образом, ретикулярная формация вместе с органамичувств обуславливает появление ориентировочного рефлекса, являющегося первичнойфизиологической основой внимания.3. Виды внимания. Если лекцияпреподавателя интересна по содержанию, то студенты без всяких усилий,внимательно


ее слушают. Это проявление так называемого непроизвольноговнимания. Оно нередко появляется у человека не только без всяких волевыхусилий, но и без намерения что-либо видеть, слышать и т.п. Поэтому данный видвнимания называют также непреднамеренным. Что же вызываетнепроизвольное внимание? Тут имеется несколько причин 1. Относительная сила раздражителя.2. Неожиданность раздражителя.3.


Движущиеся предметы. Французский психолог Т. Рибоособенно выделял этот фактор, он считал, что именно благодаря целенаправленнойактивизации движений происходит концентрация и усиление внимания на предмете.4. Новизна раздражителя.5. Контрастные предметы или явления.6. Внутреннее состояние человека. Иной характеримеет так называемое произвольное внимание. Оно возникает потому, что учеловека появляется цель, намерение что-то воспринимать или делать.


Этот видвнимания называют также преднамеренным. Произвольное внимание имеет волевойхарактер. Психологи ещетретий вид внимания, которое возникает после определенных волевых усилий, нокогда человек как бы входит в работу, начинает легко сосредотачиваться наней. Такое внимание советский психолог Н. Ф. Добрынин назвал послепроизвольным или вторичным , так как оно приходит на смену обычному произвольному вниманию.


Если условиемпоявления непроизвольного внимания являются, как было сказано, качества внешнихраздражителей и особенности внутреннего состояния человека его потребности,интересы , то для появления и поддержания произвольного внимания необходимосознательное отношение к деятельности. Однако нередко бывает так, что этосознательное отношение имеется, цель ясна и достижение ее признается совершеннонеобходимым, тем не менее человек не может работать сосредоточенно.


Так бываету людей со слабо развитой волей, которые не привыкли проявлять определенноеусилие, чтобы быть внимательными. 4. Основные свойства внимания. Внимание имеетнекоторые особенности, которые у разных людей проявляются в разной степени.Итак, свойства 1. Сосредоточенность концентрация выделение сознанием объектаи направление на него внимания.2. Устойчивость большая сопротивляемость отвлечениям,благодаря чему человек длительное время может быть


сосредоточен на каком-нибудьпредмете или действии.3. Объем внимания количество объектов воспринимаемых одновременно.4. Распределение умение одновременно следить занесколькими предметами или за выполнением различных действий.5. Переключение сознательное перемещение внимания нановый объект.5. Методикидиагностики внимания у детей. Методика 1. Определение продуктивности и устойчивости вниманияРебенку


предлагаетсябланк с кольцами Ландольта в сопровождении следующей инструкции Сейчас мы стобой поиграем в игру, которая называется Будь внимателен и работай как можнобыстрее . В этой игре ты будешь соревноваться с другими детьми, потом мыпосмотрим, какого результата ты добился в соревновании с ними. Я думаю, что утебя это получится не хуже, чем у остальных детей .


Далее ребенкупоказывается бланк с кольцами Ландольта и объясняется, что он должен,внимательно просматривая кольца по рядам, находить среди них такие, в которыхимеется разрыв, расположенный в строго определенном месте, и зачеркивать их.Работа проводится втечение 5 мин. Через каждую минуту экспериментатор произносит слово черта , вэтот момент ребенок должен поставить черту в том месте бланка с кольцамиЛандольта, где его застала эта команда.


После того, как 5 министекли, экспериментатор произносит слово стоп . По этой команде ребенокдолжен прекратить работу и в том месте бланка с кольцами, где застала его этакоманда, поставить двойную вертикальную черту.При обработкерезультатов экспериментатор определяет количество колец, просмотренных ребенкомза каждую минуту работы и за все пять минут, в течение которых продолжался психо диагностическийэксперимент. Также определяется количество ошибок, допущенных им в процессеработы


на каждой минуте, с первую по пятую, и в целом за все пять минут.Продуктивность иустойчивость внимания ребенка определяются по формуле 0,5 N 2,8 nS 60где S показатель продуктивности и устойчивости внимания N количество колец, просмотренных ребенком заминуту если с помощью этой формулы определяется общий показательпродуктивности и устойчивости внимания за все пять минут, то естественно,


N будет равно числу колец, просмотренных в течениепяти минут, следующий показатель п числу ошибок, допущенных в течениепяти минут, а знаменатель данной формулы - 300 п количество ошибок, допущенных ребенком за это жевремя.В процессе обработкирезультатов вычисляются пять поминутных показателей S и один показатель S, относящийся ко всем пяти минутам работы, вместевзятым.


По полученнымрезультатам строится график работы ребенка над заданием, аналогичный рис. 8.Его интерпретация производится так же, как и для детей дошкольного возраста.Методика 2. Оценка распределения вниманияИнструкция, которую вэтой методике получают дети, аналогична той, которая им давалась при проведениипредыдущей методики с кольцами Ландольта. Тот же самыйстимульный материал используется и в этом опыте.


Однако в данном случае детямпредлагается находить и по-разному зачеркивать одновременно два разных видаколец, имеющих разрывы в различных местах, например сверху и слева, причемпервое кольцо следует зачеркивать одним способом, авторое другим.Процедураколичественной обработки и способ графического представления результатов такиеже, как и в предыдущей методике, но результаты интерпретируются как данные,свидетельствующие о распределении внимания. Замечание. Если говорить строго, то эти данные указывают не только на распределение


внимания в чистом виде,но также на его продуктивность и устойчивость.Разделить и независимо друг от друга оценить эти свойства внимания непредставляется возможным.



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.