1.Сущность менеджмента Менеджмент- самостоятельный вид профессионально осуществляемой деятельности, направленной на достижение фирмой, действующей в рыночных условиях, намеченных целей путем рационального использования материальных и трудовых ресурсов с применением принципов, функций и методов экономического механизма менеджмента.Менеджмент как управление в условиях рынка означает:-ориентацию фирмы на спрос и потребности рынка-постоянное стремление к повышению эффективности производства, получению оптимальных результатов с меньшими затратами-хозяйственную самостоятельность(свободу принятия решений теми лицами, которые несут ответственность за конечные результаты)-постоянную корректировку целей и программ-выявление конечного результата деятельности фирмы на рынке в процессе обмена-использование современной информационной базы для проведения многовариантных расчетов и принятия оптимальных решенийТермин «менеджмент» применяется в основном к управлению социально-экономическими процессами на уровне фирмы, действующей в условиях рынка.Отдельные положения, входящие в термин «менеджмент»:Менеджмент как самостоятельный вид профессиональной деятельности:Менеджер не зависит от собственности на капитал фирмы; может владеть акциями фирмы или нет, работая по найму. Труд мен-ра возникает в условиях комбинирования высокотехнологичного производства с высоким уровнем специализации работников, заключается в обеспечении связи и единства всего производственного процесса.Принадлежность конкретного лица к менеджерской деятельности не зависит от уровня управления.Субъект менеджмента- специалист-менеджер; объект- хозяйственная деят-ть фирмы в целом или какой-либо отдельной сферы. Хозяйственная деятельность: деят-ть фирмы в любой отрасли экономики, в любой сфере деятельности, направленная на получения прибыли или предпринимательского дохода как конечного результата. Содержание хоз.деят-ти фирмы заключается в обеспечении процесса производства всеми необходимыми ресурсами и организации технологического цикла в целом, внедрение результатов НИОКР, осуществлении контроля, коммерческих операций, всех видов расчета.Определение целей деятельности фирмы на ближнюю и дальнюю перспективу- главное в менеджменте. Цели есть общие (концепция развития фирмы в целом) и специфические (в рамках общих по основным видам деят-ти)Рациональное использование материальных и трудовых ресурсов: достижение цели при минимуме затрат и максимуме эффективностиЭкономический механизм менеджмента: направлен на решение конкретных проблем взаимодействия в реализации соц.-эк., технических, соц.-психолог. задач. Состоит из внутрифирменного управления, управл. производством , управл. персоналом.^ 2. Содержание понятия «менеджмент» Раскроем аспекты, раскрывающие содержание понятия менеджмент:Менеджмент как наука и практика (см.вопрос 3)Менеджмент как организация управления фирмой: фирма осуществляет любые виды предпринимательской деятельности, направленной на получение прибыли. Содержание менеджмента состоит в достижении фирмой определенных результатов в ходе предпринимательской деятельности. Цели фирмы предполагают преобразование ресурсов для достижения конечных результатов. Для их реализации необходимо осуществление различных видов деятельности. В зависимости от конкретных функций фирма делится на подразделения, выполняющие возложенные на них задачи по реализации специфических целей. Подразделения (отделы, службы, отделения) представляют собой группы людей, которые скоординированы для достижения общей цели, речь идет об управлении фирмой.Менеджмент как процесс принятия управленческих решений:Любая ситуация, возникающая в процессе управления, является задачей для руководителя-менеджера- и требует от него принятия решений. Это касается всех уровней управления. Управляемый объект имеет внешнюю среду- рыночные отношения, к состоянию которых надо приспосабливаться на основе обратной связи. Менеджерское решение- результат обратной связи с рынком и элементами внешней среды. Решения принимаются на основе полученной информации. Решение должно содержать ответ на вопрос: как реализовать принятое решение и как проконтролировать его исполнение.Принятие решение –прерогатива менеджеров всех уровней, имеющих соответствующие полномочия. Менеджер рассматривает принимаемое решение с точки зрения лиц, отвечающих за доведение решений до исполнителей, и лиц, обеспечивающих контроль исполнения.Анализ информации и принятия на ее основе управленческих решений составляют технологию менеджмента Иерархия в системе управления решает проблемы в передаче ответственности на более низкие урони управления, централизации и децентрализации.Менеджмент как аппарат управления: аппарат управления- состав подразделений, в рамках которых проводятся сознательно координируемые мероприятия, направленные на достижение общих целей. Под аппаратом также понимают руководство, которое представляет фирму и действует от ее имени. Менеджмент как различные уровни аппарата управления: 1)Top management- высшее звено управления2)Middle management- среднее звено3)Lower management- низовое звеноМенеджмент как управление персоналом: понимается как организация работы людей для достижения намеченной цели наиболее рациональным образомМенеджмент как система управления: важны взаимные связи между подразделениями фирмы. Система управления должна располагать материальными, финансовыми, трудовыми ресурсами, обеспечивающими реализацию управленческих воздействий. Наличие информации о внешней среде и выводы о ее влиянии на систему управления повышают эффективность системы. Основной оценки эффективности и качества управления служит степень достижения поставленных целей.Менеджмент как управление любой организацией: государственные и публичные организации используют принципы и методы менеджмента, хотя многие специалисты руководство такими организациями к менеджменту не относят.^ 3. Менеджмент как наука и практика управления Научные основы менеджмента- система научных знаний, которая составляет теоретическую базу практики управления, обеспечивает практику менеджмента научными рекомендациями.Концепция научного управления: получила развитие в США с начала 20 века (1920 годы). Основоположник- Ф.Тейлор, его книга «Принципы научного управления»- начало признания менеджмента наукой и самостоятельной областью исследования. Еще:Г.Френк, Л.Гилберт.Тейлор считал менеджмент истинной наукой, покоящейся а фундаменте точных законов, правил, принципов отделения планирования от фактического выполнения самой работы. Работа по управлению- это определенная специальность, и организация в целом выигрывает, если каждая группа работников сосредоточится на том, что она делает успешнее всего.Благодаря разработке концепции научного управления менеджмент был признан самостоятельной областью научных исследований. Для школы характерно систематическое использование стимулирования с целью заинтересовать работников в увеличении производительности труда и объема производства. Количество времени, выделяемое на выполнение отдельных заданий реалистично, это позволяет руководству устанавливать выполнимые нормы производства и платить дополнительно тем, кто превышает эти нормы. Признается важность отбора людей , физически и интеллектуально соответствующих выполняемой работе.Концепция административного управления aka классическая школа управления:Направлена на разработку общих проблем и принципов управления организацией в целом В 1920 годы было сформулировано понятие организационной структуры фирмы как системы взаимосвязей, имеющей определенную иерархию. Организация рассматривается как замкнутая система, улучшение функционирования которой обеспечивается внутрифирменной рационализацией деятельности без учета внешней среды.Основатель- Анри Файоль(работа «Менеджмент- основы и управление производством»). Файоль рассматривает управление(администрирование) как совокупность принципов, правил, приемов, направленных на осуществление предпринимательской деятельности при наиболее эффективном, оптимальном использовании ресурсов и возможностей фирмы. Главный вклад Файоля в теорию управления в том, что он рассматривает управление как универсальный процесс, состоящий их нескольких взаимосвязанных функций, таких, как планирование, организация, контроль. Он сформулировал следующие требования к управлению: Разделение труда; Полномочия и ответвенность; Дисциплина; Единоначалие; Единство направления; Подчиненность личных интересов общим; Вознаграждение персонала; Централизация; Скалярная цепь(т.е. ряд лиц, стощих на руководящих должностях, начиная от лица, занимающего самое высокое положение, - вниз, до руководителя низового звена); Порядок; Справедливость; Стабильность рабочего места для персонала; Инициатива; Корпоративный дух.Функциональная школа- последователи концепции административного управления(Муни, Рейли, Гулик)М.Вебер- концепция рационалистической бюрократии с четким определением обязанностей каждой должности на основе функциональной ответственности. По Веберу- предприятие- это механизм, представляющий собой комбинацию основных производственных факторов: средств производства, рабочей силы, материала.Орудие завоевания рынка- не рост доходов, а снижение издержек. При этом, обеспечение высокого качества, удовлетворение спроса, низкие затраты и цены, эффективное распределение продукции или услуг.Концепция управления с позиции психологии и человеческих отношений:1930 годы, А.Маслоу, менеджмент- как обеспечение выполнения работы с помощью других лиц. Маслоу показал, что поступки людей мотивируются не экономическими силами, а различными потребностями, которые не могут быть удовлетворены в денежным эквиваленте. Эта концепция получила наибольшее развитие в 1930-1950 годы и была основана на важнейшем положении о том, что применение приемов управления межличностными отношениями для повышения степени удовлетворенности работников результатами труда составляет основу его производительности. Концепция управления с позиции науки о поведении:Теория получила развитие в 1950-1960 годы. Представители- Мак-Грегор, Герцберг. Основное- повышение эффективности организации в результате повышения эффективности ее человеческих ресурсов. Для этого- исследование различных аспектов социального взаимодействия. Основная цель- стремление оказать помощь работнику в создании своих собственных возможностей на основе применения положений поведенческих наук к построению и управлению организациями. Концепция адаптации или стратегия приспособления: стратегия фирмы- это всегда комбинация наиболее выгодных курсов действий с учетом факторов внешней среды, т.е. это стратегия маневрирования в распределении и перераспределении производства и товаров между предприятиями, расположенными в разных странах.Концепция глобальной стратегии: направлена на оптимизацию международной деятельности фирмы- выработка единой стратегии, направленной на оптимизацию всей деятельности корпорации.Концепция целевой ориентации: доминирующей является роль целеполагания в процессах планирования, организации, контроля, мотивацииКонцепция рыночного управления: объективная тенденция к обобществлению производства, в результате которого у крупнейших фирм появилась возможность воздействовать на рынок, влиять на характер и механизм экономических отношений. Здесь обосновывается необходимость в некоторой степени регулировать процессы развития, а не полагаться полностью на рынок, стихийно регулирующий экономические процессы.Концепция инноваций и лидерства: (1980-1990 годы) . Инновации- основа конкурентоспособности фирмы. Повышение практической значимости исследований.^ 4. Менеджер и его функции Менеджер- руководитель или управляющий, занимающий постоянную должность и наделенный полномочиями в области принятия решений по конкретным видам деятельности фирмы, функционирующей в рыночных условиях.Функции менеджера:Постановка задач Планирование и прогнозированиеКоординация и принятие решенийМотивацияКонтрольМенеджер ставит цели и разрабатывает методы их достижения. Одна из проблем- повышение результативности труда управляющих. Эта проблема решается на основе разделения труда менеджеров, т.е. специализация управленческих работников на выполнении определенных видов деятельности, разграничений полномочий прав и сфер ответственности.Вертикальное разделение труда предполагает выделение высшего, среднего и низового уровней управления. К менеджеру любого уровня предъявляются высокие требования в частности: наличие общих знаний в области управления предприятием, компетентность в вопросах технологии производства, принятие обоснованных решений на основе согласования с нижестоящими, наличие опыта и знаний в области анализа экономической ситуации, умение предвидеть тенденции, умение управлять людьми.^ 5. Суть и содержание понятий «предпринимательство», «бизнес», «предпринимательская структура» Предпринимательство- особый вид самостоятельной хозяйственной деятельности (производственной или коммерческой), осуществляемой систематически физическими и юридическими лицами, именуемыми предпринимателями, от своего имени и на свой риск на постоянной основе. Напраалена на достижение намеченного результата (получение прибыли или дохода) путем наиэффективнейшего использования капитала и ресурсов экономически обособленными субъектами, несущими полную имущественную ответственность за результаты своей деят-ти и подчиняющимися правовым нормам.Составляющие понятия предпринимательство: -Предпринимательство как особый вид профессиональной деятельности предполагает наличие у субъектов этой деятельности определенного образа мышления, особого стиля и типа хозяйственного поведения. -Предпринимательство как самостоятельная деятельность предполагает свободу и самостоятельность субъектов этой деятельности в различных направлениях(выборе вида и сферы деятельности, методов и направлений, принятии хоз.решений, выборе каналов и методов сбыта и т.д.) -Предпринимательство как хозяйственная деятельность предполагает организацию и управление хоз.процессом независимо от вида и сферы деятельности фирмы или индивидуального предпринимательства. -Предпринимательская деятельность физ.лиц относится к индивидуальной предпринимательской деятельности. Индивидуальный предприниматель может быть собственником капитала. Вложенного в конкретное имущество, может привлечь заемные средства и имущество. -Предпринимательская деятельность юр.лиц относится к коллективному предпринимательству. -Предприниматель осуществляет хозяйтственную деятельность от своего имени и на свой риск, т.е. пож собственную имущественную ответственность. -Предпринимательская деятельность осуществляется на постоянной основе, она направлена на достижение коммерческого успеха, наилучшее использование капитала, предполагает наличие экуономиче6ски обособленных субъектов рыночного хозяйства, кот вступают между собой в правовые, юридические, финансовые и другие отношения. Предполагает несение субъектом предпринимательской деятельности имущественной ответственности за результаты хоз.деятельности.Бизнес- дело, деловая активность экономических субъектов рынка, направленная на решение задач, связанных в конечном итоге с осуществлением на рынке операций обмена товарами и услугами с использованием сложившихся в рыночной практике форм и методов конкретной деятельности.Бизнес делается ради получения дохода( прибыли) от результатов деятельности в различных сферах. Субъекты в бизнесе- свободные в своих действиях на рынке единоличные собственники капитала- физические лица, а также собственники и совладельцы капитала, выступающие как юридические лица, а также заемщики капитала.Несут ответственность в соответствии с законодательством. Термин Бизнес охватывает отношения между всеми участниками рыночной экономики и включает действия предпринимателей, потребителей, наемных работников, государственных структур.Международный бизнес- деловая активность экономических субъектов рынка, направленная на совершение международных коммерческих операций между контрагентами разных стран, с конечной целью получения прибыли как результата хоз.деят-ти.Предпринимательская структура: состав субъектов рыночных отношений, целью которых является получение прибыли.^ Предпринимательская структура - состав экономических субъектов рыночного хозяйства, из которых складывается фирменная структура отрасли промышленности, торговли, транспорта, структура товарных рынков – отраслевого, национального, мирового.- состав субъектов рыночных отношений, к числу которых относятся только те организационно-хоз. единицы, целью деятельности которых явл. получение прибыли как конечного результата деятельности.^ 6. Классификация фирм по виду и характеру деятельности. 1.Промышленные фирмы. В основе деятельности имеют производство товаров (обычно 50% оборота - производство промышленной продукции). Выпуск подавляющей части продукции и значительная часть международной торговли сосредоточены в руках небольшой группы крупнейших промышленных фирм-гигантов, среди которых особо выделяются по размерам и масштабам деятельности транснациональные корпорации (ТНК). Занимают господствующее положение в торговле патентами и лицензиями, предоставлении технических услуг. Крупнейшие промышленные фирмы выступают основными экспортерами производительного капитала, направляемого на создание заграницей собственной сети филиалов и дочерних компаний, при этом значительная часть продукции импортируют со своих заграничных предприятий. Экспорт замещается производством на заграничных предприятиях. Превращение крупных компаний в многоотраслевые комплексы - следствие процесса диверсификации производства (соединение в рамках комплекса все более широкого круга отраслей промышленного производства путем проникновения одной компании в совершенно новые отрасли пр-ва, технологически не связанные между собой). 2. ^ Торговые фирмы. Занимаются осуществлением в основном операций по купле-продаже товаров. Могут входить в систему сбыта крупных промышленных компаний, либо существовать независимо и осуществлять посреднические операции. Бывают узкоспециализированными, либо торгующими широкой номенклатурой изделий. Выделяют монополистические объединения (торговля сахаром, цветными металлами, зерном. каучуком, хлопком, лесоматеримлами, др). 3. ^ Транспортные фирмы. Осуществляют международную перевозку грузов и пассажиров. Обычно специализируются на отдельных видах перевозок: судоходные, автомобильные, авиационные, железнодорожные. 4^ . Страховые фирмы. Осущ. страхование грузов при международных перевозках. 5. Транспортно-экспедиторские фирмы. Осуществление операций по доставке товаров покупателю, выполняя поручения других фирм. Функции: проверка тары, упаковки, маркировки, оформление товаросопроводительных документов, оплата стоимости перевозки, осуществление погрузочных работ, хранение.^ 7.Классификация фирм по правовому положению. Этим положением определяется, кто и в каком размере несет ответственность по обязательствам фирмы. Обычно все фирмы, зарегистрированные в реестре данной страны явл юридическими лицами (объединения лиц и объединения капиталов, наделенные присущими им правами и обязанностями, имеющими имущественную обособленность).Юридические лица делятся на:1.юр.лицапубличного права(гос.органы, торговые и промышленные палаты. Союзы предпринимателей,кот.не занимаюся предпринимательской деятельностью.2.юр.лица частного права объединения лиц или капиталов, зарегистрированные как фирмы, независимо от хар-ра деятельности, собственности, принадлежности капитала и контроля.Юридические лица частного права делятся на:1.единоличное предприятие – собственность одного лица или семейства, которое несет ответственность по его обязательствам всем капиталом предприятия и всем личным имуществом. Дела предприятия ведет собственник или специально уполномоченный менеджер. Это как правило мелкие и средние фирмы, но есть и гиганты: Rotshild Frere, Olivetti.2.объединения предпринимателей. В свою очередь делится на:-товарищества лиц.Полное товарищество – объединение 2х или более лиц для осуществления предпринимательской деятельности в целях извлечения прибыли, участники которого лично участвуют в делах товарищества и каждый несет полную ответственность по обязательствам товарищества не только вложенным капиталом, но и всем своим имуществом. Полное товарищество не обязано публичной отчетностью. Может быть распущено. Если один из участников пожелает из него выйти. В случае приема нового члена, смерти или выхода одного из членов товарищества вновь заключается договор о создании товарищества. Руководят тов-вом или все или несколько выбранных членов.В форме полного тов.создаются кооперативные тов-ва. Капитал складывается из взносов, размер кот.опред-ся уставом. Число членов и капитал кооперативного тов.может меняться.В США полное тов-во не признается юридическим лицом. Ответственность персональная. Прибыли и убытки делятся поровну между участниками.^ Коммандитное товарищество – объединение 2х или нескольких лиц для осуществления предпринимательской деятельности, в кот.одни участники несут ответственность по делам тов-ва и вкладом, и имуществом, а другие только вкладом. Не обязано публичной ответственностью.В США – товарищество на вере-общества капиталовООО – участники несут ответственность только своим вкладом. Капитал ООО подразделяется на доли – паи, кот.распространяются между учредителями без применения публичной подписки и должны быть обязательно именными. Об уплате пая выдается письменное свидетельство, не являющееся ц.б., не может дробиться и быть продано другому лицу без разрешения общества. Пай дает право на участие в собраниях, получение дивидендов и части имущества компании при ее ликвидации. Не обязано публичной отчетностьюСША – компания частного типа^ АО(Joint stock company) - объединение капиталов, образуемое путем выпуска акций, кот.явл документом на предъявителя, котируются на вондовой бирже и могут свободно переходить от одного лица к другому. Ответственность – только суммой, уплаченной за акции. Руководство – распорядитель или правление фирмы . Обязаны публиковать годовые отчеты о своей деятельности. АО образуется на основе устава, в кот.указана макс.сумма на кот.могут быть выпущены акции, именуемые уставным капиталом, и их номинальная стоимость. США – компания публичного типа + предпринимательское объединение(отл-ся от комп.публ.типа тем, что не преследует получение прибыли^ 8.Классификация фирм по характеру собственности. Частные. Могут существовать в виде самостоятельных, независимых компаний или в виде объединений, созданных как на основе системы участия, так и на основе договоренностей между участниками объединения. Фирма может быть юридически самостоятельной или быть лишена хоз. и юр. самостоятельности. Типы объединений: картель (объединение фирм в одной отрасли, которой вступают в соглашение касающееся совместной коммерческой деятельности). Договорный характер, сохранение права собственности участников на свои предприятия и обеспечиваемая самостоятельность, совместная деятельность по реализации продукции. Синдикат (разновидность картельного соглашения, предполагает сбыт продукции его участников через единый сбытовой орган, создаваемый в форме акционерного общества или общества с ограниченной ответственностью. Функции могут быть поручены одному из участников. Участники сохраняют юр. и коммерч. самостоятельность). Пул (Объединение картельного типа. Объединение предпринимателей, предусматривающее особый порядок распределения прибылей его участников - в общий котел и распределяются по заранее установленной пропорции). Трест (объединение, в кот. различные предприятия, ранее принадлежавшие разным предпринимателям, сливаются в единый производственной комплекс, теряя юр. и хоз. самостоятельность. Объединяются все стороны хоз. деятельности. Предприятия подчиняются одной головной компании.) Концерн (объединение самостоятельных предприятий, связанных посредством системы участия, персональных уний. Концерн полностью контролирует деятельность входящих в него компаний. объединение производственного характера, в кот. входят предприятия различных отраслей.) Промышленные холдинги (не занимаются производственной деятельностью, а осуществляют контроль за деятельностью входящих предприятий. Компании облядают самостоятельностью, заключают сделки от своего имени. Решение основных вопросов принадлежит холдинговой компании). Финансовая группа (объединяет юридически и хозяйственно самостоятельные предприятия различных отраслей хозяйства. Во главе стоит один или несколько банков, кот. распоряжаются денежным капиталом входящих в него компаний). ^ Государственные фирмы. Распространенная форма - объединения предпринимателей - акционерных обществ или обществ с ограниченной ответственностью. Кооперативные фирмы (союзы). Паевые объединения потребителей, фермеров, мелких производителей для осуществления хоз. деятельности, преследующей коммерческие цели. Задача: устранение посреднических звеньев на внутреннем и внешнем рынках. ^ 9.Классификация фирм по капиталу и контролю. 1.Национальные – капитал принадлежит предпринимателям своей страны. Нац.принадлежность определяется также местоположением и регистрацией материнской компании. Пр:IBM зарег. в США. Около 60% произ-ва автомобилей в Германии – нац.фирмы.2.Иностранные – капитал принадлежит иностранным предпринимателям полностью или частично(но обеспечивает им контроль). Такие фирмы создаются в форме филиалов, дочерних, ассоциированных фирм, регистрируются в стране местонахождения. Организация и деятельность иностранных компаний устанавливается законодательством страны местонахождения. Обычно иностранные компании пользуются равными правами с национальными компаниями(однако в ряде стран сущетсвуют ограничения в отношении привлечения иностранного персонала).Иностр.фирмы образуются путем создания АО или скупкой пакетов акций местных фирм.(очень развитый способ) , получение акций иостранного предприятия в обмен на лицензии и патенты. Сбыт изделий иностранной фирмы входит в экспорт данной страны. В ряде стран представители инотр.компаний становятся участниками отраслевых союзов предпринимателей.3.Смешанные – капитал принадлежит предпринимателям 2х или нескольких стран. Регистрация в стране одного из учредителей. Смешанные компании – разновидность международного переплетения капиталов. Если они создаются для осуществления совместной предпринимательской деятельности их называют совместными предприятиями. Форм смешанных компаний очень много. Чаще всего их именуют многонациональными(если капитал принадлежит многим странам). Пр:Royal Dutch-Shell, Unilever, Philips (бельгийско-франко-американо-швейцарский).Образуются такие компании слиянием активов фирм разных стран или выпуском акций созданной компании.+обмен акциями между фирмами при сохранении юрид.самост., создание совместных компаний, приобретение иностранной компанией доли пакета акций, не дающей права контроля.^ 10. Классификация фирм по размеру. Размеры фирмы определяются основными экономическими показателями их деятельности: велчиной доходов и активов, численностью занятых.1.^ Крупнейшие фирмы – компании, входящие в Fortune 500 (американский журнал). Одни из крупнейших компаний: Wal-Mart Stores(доходы 246,5млрд.долл.,350 тыс.занятых), General Motors, Exxon Mobil, Mitsubisi, Mitsui. В число крупнейших фирм входят также те, которые занимают господствующее положение на мировых отраслевых рынках, вследствие наличия большого числа подконтрольных производственных предприятий во многих странах мира.2.^ Крупные фирмы – фирмы, которые не относятся к числу мелких и средних, объединяемых понятием «малое предпринимательство»ТНК – крупные фирмы, имеющие зарубежные производственные активы. В 1998г. в мире было 63тыс.ТНК. На долю ТНК приходится до 2/3 международного товарооборота.3.^ Малые и средние – выступают самостоятельно как экономические субъекты рынка, не входят в состав монополистических объединений, обладают юридической независимостью, управляются собственником капитала или партнерами-собственниками и осуществляют деятельность в целях получения предпринимательского дохода. Критерий, по кот.предприятие относится к малому или среднему бизнесу устанавливается законодательно, или разрабатывается объединениями предпринимателей.В США малым считается бизнес, принадлежащий одному лицу, независимо им управляемый и не являющийся доминантом в отрасли(численность до 500 чел-к). В ЕС числ.занятых на малых предпр.- 10-49 ч-к, средних 50 –249ч-к. Доля участия крупных компаний в капитале не должна превышатьь 25%.Это самый развитый сектор в предпринимательстве развитых стран. В США это 98%предприятий. В отличие от крупных компаний, ориентированных на массовый выпуск однородной продукции, малые и средние предпр.функционируют на небольших сегиентах рынка. Они часто работают как субпоставщики и субподрядчики крупных фирм, выполняя несколько опреаций в сложном технологическом процессе. Они сотрудничают с крупными на основе лицензионных соглашений, франчайзинга. Также объединяются в консорциумы, синдикаты.Характерные особенности в управлении малыми и средними предприятиями: Высокая степень централизации и персонализации в управленииОтсутствие системы долгосрочного планированияВысокая зависимость от внешней средыДефицит финансовых ресурсовСлабое развитие системы инф.обеспечения^ 11. Международные компании как интегрированные корпоративные структуры. Международная компания – организационная форма объединения на основе системы участия подконтрольных компаний, расположенных в разных странах, в единую экономическую интегрированную структуру на базе единого титула собственности, принадлежащего материнской компании, зарегистрированной как юридическое лицо национальной принадлежности. Это ТНК, глобальные корпорации, группы. К международным относятся компании, сфера производственной и коммерческой деятельности которых распространяется на зарубежные страны. Особенности: наличие сети подконтрольных производственных филиалов и дочерних компаний в других странах с ориентацией на выпуск определенных видов продукции для сбыта или снабжение материнской компании компонентами или сырьевыми и материальными ресурсами; использование технолог кооперирования и специализации подконтрольных предприятий; контроль и координация деятельности филиалов и дочерних компаний из одного центра. Пр: General Motors(США), Ford Motor(США), Daimler-Chrysler(Германия).Система участия предполагает участие одной компании в акционерном капитале других фирм. ^ Разные типы контроля: через полную собственность, когда все или почти все акции фирмы принадлежат одному лицу, группе лиц или одной фирме; через большинство акций (51%); через механизм соподчинения (обладание большинством акций одной фирмы, в свою очередь владеющей контрольным пакетом акций другой фирмы, влечет и контроль над этой фирмой); через меньшинство акций, когда акции распылены.Контролировать деятельность фирмы – определять ее стратегию, политику, выбор долгосрочных целей и программ, иметь решающее влияние или власть. Важную роль играют холдинг-компании – держательские компании, создаваемые в целях владения контрольными пакетами ценных бумаг, главным образом промышленных фирм.^ Интегрированная организационная структура:Международная компания – экономическое объединение фирм на базе единого титула собственности, принадлежащего материнской компании(Parent company), кот. контролирует зарубежные активы родственных компаний посредством владения определенной частью их капитала.^ Материнская компания – регистрируется как юридическое лицо, явл головной компанией объединения. Она создает собственную организационную структуру управления; разрабатывает и представляет консолидированную фин отчетность; организует технолог процесс; проводит единую согласованную эконом политику на мировом рынке.Филиал(branch) – не имеет юр. самост., действует от имени и по поручению материнской компании не имеет собственного устава и баланса, как правило носит то же название, что и мат.комп. Весь ли почти весь акционерный капитал принадлежит матер компании. Обязанности: наблюдение за местными агентами по сбыту, оказание им тех.помощи, ведение переписки с матер компанией.^ Дочерние компании (subsidiary) юр самостоятельны. Заключают сделки, ведут свою документацию (балансы). Имеют достаточную фин базу и имущество. Проводят отдельно заседание правления и общие собрания акционеров. Материн компания не несет ответственности за выполнение заказов по обязательствам доч компаний. Доч компании могут владеть акциями других компаний – внучатых по отношению к головной компании.^ Ассоциированная компания(associated company – UK, affiliated - USA) – юр. и хоз. самост., не находится под контролем фирмы, владеющей ее акциями.Совместные фирмы(joint venture) – фирмы с участием одного или нескольких иностранных партнеров – инвесторов. Создание основывается на договоре. Основной признак – собственность на конечный продукт. Нац принадлежность определяется: по месту организации и регистрации; нахождения центрального аппарата управления; жительства генерального директора и президента фирмы; расположения основной производственной базы деятельности.^ Виды международных компаний:1. ТНК - особая форма организации хозяйственной деятельности фирмы, основанной на кооперации труда работников многих предприятий, расположенных в разных странах и объединенных единым титулом собственности на ср-ва произ-ва, причем такая деятельность направлена на подавление конкуренции и усиление господства на мировых отраслевых рынках. Имеет матер компанию, зарегистрированную в одной стране и филиалы и доч производственно-сбытовые компании в других странах. Черты: огромные масштабы собственности и хоз деятельности; высокая степень транснационализации производства и капитала в результате роста зарубежной производственной деятельности; особый характер соц-эконом отношений внутри ТНК; превращение в многоотраслевые концерны. Организует международное производство, основанное на разделении труда.2. Глобальная корпорация, термин применяется к ТНК, использующим глобальный подход к внутрифирменному управлению. Осуществляется по следующим направлениям: научные исследования и разработки, обеспечение ресурсами, производство, маркетинг, распределение и сбыт.3. Группа компаний – объединение юридически и хозяйственно самостоятельных фирм в организационную структуру, возглавляемую материнской компанией, выступающей в форме холдинга, или банком.Виды групп: промышленные холдинги, финансовая группа, финансово-промышленная группа.^ 12. Понятие «группа компаний». Типы интегрированных объединений компаний. Группа компаний – объединение юридически и хозяйственно самостоятельных фирм в организационную структуру, возглавляемую материнской компанией, выступающей в