Реферат по предмету "Разное"


1. предмет и значение логики для выяснения предмета логики можно использовать несколько методов, каждый из которых дает опреде­ленный результат. Первый метод этимологиче­ский

1. ПРЕДМЕТ И ЗНАЧЕНИЕ ЛОГИКИДля выяснения предмета логики можно использовать несколько методов, каждый из которых дает опреде­ленный результат. Первый метод - этимологиче­ский. Он заключается в том, что требуется прояснить значение слова, которое используется для названия данной науки. Термин «логика» восходит к древнегре­ческому слову «логос», означавшему слово, мысль, понятие, рассуждение и закон. Древнегреческие фи­лософы считали, что в речах человека есть некая сила. Она побуждает, сказав «А», сказать и «Б». В основе этого принуждения лежит человеческий разум, кото­рый отыскивает в природе необходимое и отбрасывает случайное.Этимология слова «логика» показывает, что это нау­ка, имеющая отношение к человеческому мышлению, обосновывает рассуждения с помощью оснований, ^" которые впоследствии стали называться логически­ми законами.Недостатком данного метода является многознач­ность слова «логика». В повседневной жизни, в попу­лярной, общенаучной и философской литературе это слово используется в большом спектре значений. Оценки «логично» и «нелогично» могут использовать­ся для характеристики человеческих действий, оцен­ки событий и т. п.Второй метод - справочно-академический. Он за­ключается в том, что ответ на вопрос мы ищем в слова­рях и энциклопедиях. В большинстве словарей и учеб­ников логика определяется как наука о законах и формах правильного мышления, а предметом данной науки при­знается человеческое мышление. Однако логика рас-сматриваетне только правильное мышление, но и ошиб­ки, возникающие в процессе мышления: софизмы, парадоксы и т. д.Логика - наука о законах и формах человеческого мышления, рассматриваемого как средство познания окружающей действительности.Значение логики состоит в следующем: (логика выступает важнейшим средством формиро­вания убеждений (прежде всего научных). Эти убеж­дения опираются на доказательные процедуры свое­го представления и обоснования. Именно в этом плане логика применялась даже средневековыми схоластами, пытавшимися придать христианскому вероучению рациональную форму, что послужило формальной предпосылкой возникновения действи­тельной науки, отказавшейся от теологических под­ходов; формальная логика применяется в науке и технике. При этом техническими приложениями формальной логики являются: исчисление высказываний и ис­числение предикатов. Без исчисления предикатов не могли появиться искусственные информацион­ные языки,основа современной компьютерной тех­ники. Традиционная формальная логика остается важнейшим логическим инструментом построения доказательств, обоснований во всех науках;традиционная формальная логика остается важней­шим средством в сфере всех видов образования. Она является основой организации всех видов зна­ния для его подачи в процессе обучения;логика является важнейшим и незаменимым инст­рументом развития культуры. Без логики не может обойтись никакая культурная деятельность вооб­ще, поскольку в ней присутствуют и играют принци­пиальную роль рациональные элементы.^ 2. МЫШЛЕНИЕ КАК ПРЕДМЕТ ЛОГИКИПредмет логики - человеческое мышление. Сам термин «мышление» является достаточно широким и не дает возможности определить специфику логики по от­ношению кдругим наукам. Психология тоже анализирует условия и причины, обеспечивающие развитие и нор­мальное функционирование человеческого мышления. Физиология высшей нервной деятельности раскрывает естественно-научные основы механизма деятельности головного мозга. Кибернетика пытается выяснить зако­ны мышления путем их моделирования. Массовое со­знание и мышление изучается социологией.Однако логика, в отличие от других наук, рассматри­вает мышление не как само по себе, а как средство познания. Сущность познания заключается в сле­дующем:1)оно начинается с отражения окружающего мира органами чувств, дающих непосредственное зна­ние о действительности. Чувственное познание про­текает в трех основных формах: ощущение, восприя­тие, представление. Но чувственное познание дает представление лишь о внешних свойствах предме­тов, об отдельных конкретных вещах. Подобное познание присуще и высшим животным; 2(познание сущности вещей, законов природы и об­щества невозможно без абстрактного мышления. Абстракция - это результат процесса отвлечения от одних свойств предмета и выделения его других свойств.В мышлении, его образах выделяют две стороны: содержательную и формальную. Содержательная сторона мышления определяется признаками тех предметов, которые оно отражает.Формальная сторона мышления связана с от­ношениями, которые возникают между образами, их Vсоставными частями (мыслями и частями мыслей)отражающими те или иные стороны предметного со­держания. Формальная сторона мышления не совпа­дает с отношениями, которые имеют место в самих предметах, отраженных в мышлении.Логика отвлекается от всего богатства предметно­го содержания мышления и сосредоточивает все свое внимание на формальной стороне мышления, учитывая при этом основные особенности предмет­ного содержания.С формальной стороны мышление предстает как не­который набор форм. В широком смысле формой мыш­ления называют всякое отношение между мыслями или частями отдельной мысли. Взятое в чистом виде всякое такое отношение называется логической фор­мой. Логическая форма мысли не зависит от конкрет­ного предметного содержания и может характеризо­вать различные виды предметного содержания.Логические формы, носящие необходимый, устой­чивый и повторяющийся характер связи мыслей, на­зывают логическими законами.Мышление отражает познаваемый мир в абстрак­циях. Отвлекаясь от конкретного, присущего только одному предмету, абстрактное мышление способно обобщать множество однородных предметов, выде­лять наиболее важные свойства, раскрывать законо­мерные связи,Свойства абстрактного мышления:отражение действительности в обобщенных образах;опосредованное отражение действительности (не наблюдаемое непосредственно);3)неразрывная связь с языком.Предметом логики является правильное мышле­ние, т. е. такое, которое соответствует логическим законам(принципам).^ 3. ВЗАИМОСВЯЗЬ ЛОГИКИ И ЯЗЫКАЯзык - знаковая информационная система, выпол­няющая функцию формирования, хранения и переда­чи информации в процессе познания действительно­сти и общения между людьми.При создании языка основным элементом являются знаки. Знак - это любой чувственно воспринимае­мый предмет, выступающий представителем другого предмета.Выделяют несколько видов знаков: 1) знаки-копии (фотографии, отпечатки пальцев и т. п.); 2)знаки-признаки (дым - признак огня, боль- при­знак болезни и т. п.); 3) знаки-сигналы (звонок - начало занятия); 4)знаки-символы (дорожные знаки, буквы алфавита и т. п.). По происхождению языки бывают естест­венные и искусственные.Естественные языки - исторически сложившие­ся в обществе звуковые (речь), а затем и графиче­ские (письмо) информационные знаковые системы. Они возникли для закрепления и передачи накоплен­ной информации в процессе общения между людьми. Искусственные языки - вспомогательные знако­вые системы, создаваемые на основе естественных языков для точной и экономичной передачи научной и другой информации.Естественные языки имеют определенные недостат­ки, затрудняющие точную передачу информации. К таким недостаткам относится тот факт, что со време­нем слова изменяют свое значение. Например, слово «танк» первоначально обозначало резервуар, цистер­ну, а сейчас оно обозначает боевую машину. В естест­венном языке также одно слово часто обозначает разные предметы и имеет несколько смысловых зна­чений (кисть руки и кисть винограда). Бывает, что V разные слова имеют одно и то же значение (перевес и превосходство). Иногда значение слов естествен­ного языка бывает неопределенным, расплывчатым (человек не совсем здоров). Искусственные языки лишены данных недостатков, но бедны образами. Логика пользуется искусственным языком, который создан с помощью формализации. В логике операции с мыслями заменяют действиями со знаками. Основ­ными знаками формальной логики являются слова, а сложными - предложения естественного языка. С помощью формализованного языка из формул, со­ответствующих истинным высказываниям, можно по­лучить формулы, соответствующие другим истинным высказываниям, не принимая во внимание преобра­зование самого высказывания.Общепринятым является язык логики предикатов. Его основными категориями являются: имена пред­метов, выражения, обозначающие свойства и отно­шения, и предложения.Имена предметов обозначают как единичные пред­меты или явления, так и их множества. Например, студент Иванов и студент. Обьектом исследования могут быть как материальные, так и идеальные объек­ты. Имена бывают простые (государство) и сложные (студенты третьего курса); единичные (обозначающие один предмет) и общие (обозначающие множество предметов).Выражения, обозначающие свойства и отношения, называются предикаторами. В предложении они обыч­но играют роль сказуемого (например, быть синим, бегать и т. п.).Предложение - это выражение, обозначающее высказывание о предметах, в котором утверждает­ся или отрицается наличие определенных призна­ков или свойств у предмета или отношения между предметами. По своему значению они выражают истину или ложь.^ 4. ИСТОРИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ЛОГИКИВ своем развитии логика прошла два этапа:1)с IV в. до н.э. до XIX в. и. э. В этот период произош­ло возникновение формальной логики, автором ко­торой традиционно считается Аристотель, и ее мед­ленное совершенствование; 2)с конца XIX в. до наших дней произошла научная революция и на смену аристотелевской логике при­шла современная.Отдельные логические проблемы возникали перед человечеством уже свыше 2,5 тыс. лет назад в Древ­ней Индии. В индийской логике много внимания уде­ляется теории умозаключения, которое в ней отождеств­ляется с доказательством.Логика в Древней Индии не рассматривалась как система, а трактовалась в виде кратких афоризмов. При этом логика была полностью зависима от других -^| наук. Логика Древней Индии была практически неиз­вестна в Западной Европе. Поэтому считается, что логические проблемы получают свое освещение толь­ко в Древней Греции и Риме.Основными причинами возникновения логи­ки как науки являются:1 (зарождение и развитие наук. Логика и пыталась выявить и объяснить те требования, которым долж­но удовлетворять научное мышление, чтобы его результаты соответствовали действительности; 2) развитие ораторского искусства и искусства спора. Основателем логики как науки принято считать Аристо­теля. Однако первое систематическое изложение логических проблем было раньше дано другим древ­негреческим философом - Демокритом. Среди его многочисленных трудов был и обширный трактат в трех кни­гах «О логическом, или о канонах» (от греч. canon -«правило, предписание»). В данной работе была рас­крыта сущность основных форм познания и критерии истины, показана роль логических рассуждений в по­знании, дана классификация суждений и предпринята попытка разработать индуктивную логику.В центре логических размышлений Аристотеля ле­жит теория дедуктивных умозаключений и доказатель­ства. Он также дал классификацию категорий и близ­кую к демокритовской классификацию суждений, сформулировал три фундаментальных закона мышле­ния - закон тождества, закон противоречия и закон исключенного третьего.В Средние века в развитии логики как науки сыграла проблема общих понятий - «универсалий». Суть проб­лемы заключается в том, что появляется раньше -общие понятия, вытекающие из нашего разума (рацио­нализм), или единичные, фактические предметы (номинализм).В эпоху Возрождения логика переживала настоя­щий кризис. Она расценивалась как искусственное мышление и противопоставлялась естественному мышлению, основывающемуся на интуиции и вообра­жении.Следующий этап в развитии логики начинается сXVII в. Он связан с созданием в ее рамках индуктивной логики, в которой нашли отражение многообразные процессы по­лучения общих знаний на основе накопившегося эмпи­рического материала. Потребность в таких знаниях наи­более полно осознал и выразил в своих трудах Ф. Бэкон. Он и стал родоначальником интуитивной логики.Растущие потребности научно-технического про­гресса обусловливают дальнейшее развитие совре­менной логики.^ 5. ЛОГИКА И ЯЗЫКПредметом изучения логики являются формы и законы правильного мышления. Мышление есть функция человеческого мозга, которая неразрывно связана с языком.Функции естественного языка многочисленны и мно­гогранны. Язык - средство повседневного общения людей, средство общения в практической и научной деятельности. Языку свойственны и такие функции: хранить информацию, быть средством выражения эмо­ций, быть средством познания. Язык является знако­вой информационной системой, продуктом духовной деятельности человека. Накопленная информация пе­редается с помощью знаков (слов) языка.Речь может быть устной или письменной, звуковой или незвуковой, внешней или внутренней, выражен­ной с помощью естественного или искусственного языка, в основе которых лежит естественный язык, сформулированы положения всех наук.На базе естественных наук возникли искусственные языки науки. К ним принадлежат языки математики, символической логики, химии, физики, а также алго-метрические языки программирования для ЭВМ, ко­торые получили широкое применение а современных вычислительных машинах и системах.Имя - это-слово или словосочетание, обозначающее какой-либо определенный предмет. Предмет в данном случае понимается в широком смысле: это вещи, свой­ства, отношения,процессы,явления как природы,так и общественной жизни, психической деятельности людей, продуктов их воображения и результатов абстрактного мышления.Имена делятся на: 1)простые (книга, снегирь); 2)сложные или описательные (самый большой во­допад в Канаде и США);3)собственные, т. е. имена отдельных людей, пред­метов или событий (П. И. Чайковский); 4(общие (действующие вулканы).Каждое имя имеет значение или смысл. Значением или смыслом имени является способ, которым имя обозначает предмет, т. е. информация о предмете, содержащаяся в имени.В логике различают выражения, которые являются именными функциями, и выражения, являющиеся про­позициональными функциями.Именная функция - это выражение, которое при замене переменных постоянными превращается в обо­значение предмета. Возьмем именную функцию «отецу». Подставим вместо «у» имя «писатель Жюль Верн», получим «отец писателя Жюля Верна» - имя предмета.Пропозициональной функцией называется выраже­ние, содержащее переменную и превращающееся в истинное или ложное высказывание при постанов­ке вместо переменной имени предмета из определен­ной системной области.Понятие пропозициональной функции широко ис­пользуется в математике. Все уравнения с одним неизвестным представляют собой одноместные про­позициональные функции.При логическом анализе язык рассматривается как знаковая система.Знак - это материальный объект, используемый в процессе познания или общения в качестве пред­ставителя какого-либо объекта.Можно выделить знаки следующего вида: 1)знаки-индексы; 2(знаки-образцы; 3) знаки-символы.Логика исследует знаки последнего вида.Знаки-символы не связаны причинно и не сходны с представляемыми ими объектами.^ 6. ОСОБЕННОСТИ СОВРЕМЕННОЙ ЛОГИКИНеобходимые потребности научно-технического про­гресса ведут к развитию современной логики. Прошед­шая революция в логике в конце ХГХ-начале XX вв. послужила результатом возникновения логической тео­рии, впоследствии получившей название «классиче­ская логика». Ее основателями являются ирландский логик Д. Буль, американский философ и логик Ч. Пирс и немецкий логик Г. Фреге. В своих работах они пере­носили в логику методы, в своем большинстве прини­маемые в математике. Но классическая логика все еще остается центром современной логики, она продолжа­ет традиции аристотелевской логики, используя при этом современный математический путь.В первой половине XX в. классическая логика под­верглась критике, после чего возникло большое ко­личество новых направлений, которые и получили название неклассической логики. Ее главное отли­чие от классической логики состоит в том, что она сформировалась не как единое целое, а стала пред­ставлять собой различные теории. К их числу мож­но отнести следующие направления: 1 {многозначная логика. Она начала складываться в 20-х гг. XX в. В классической логике присутство­вал один особенный принцип, на основании кото­рого все высказывания либо истинны, либо ложны. Данный принцип назывался принципом двузначно­сти. В противопоставление данному принципу были выведены многозначные системы. В них вместе с истинными и логическими суждениями допуска­ются и неопределенные суждения. Данный принцип был известен еще Аристотелю, кото­рый не считал его лучшим. Данный подход Аристотеля еще в древности вызывал споры. В более позднее время принцип двузначности также оспаривался мно-V гими логиками. Но только в современной логике стало возможный использовать, сомнения в универсально­сти принципа двузначности в форме логических систем. Независимо друг от друга первые многозначные логи­ки были построены польским логиком Я. Лукасевичем и американским логиком Э. Постом. Лукасевичем была предложена трехзначная логи­ка, которая основана на предположении, что вы­сказывания бывают истинными,ложными и неопре­деленными, в отличие от него, Пост формально подходил к многозначной логике; 2)интуиционистская логика. В 1908 г. классические законы исключенного третьего, двойного отрица­ния и косвенного доказательства были подверже­ны сомнению голландским математиком и логиком Л. Брауэром. В результате чего возникла интуицио­нистская логика, которая, естественно,не содер­жала данных законов. Брауэр полагал, что, возник­нув в рассуждениях о конечном множестве объектов, закон исключенного третьего впоследствии был распространен на бесконечные множества, в ре­зультате чего проверить, обладают ли все предме­ты определенным свойством или нет, не представ­ляется возможным; 3)релевантная логика.Классическая логика была подвержена критике еще и за то, что не дает никакого описания логического следования. Логическое следование - это отно­шение, которое существует между утверждением и вы­водимыми из него заключениями. Выводимое след­ствие должно быть связано с тем, из чего оно выводится. Наиболее полное развитие данное поло­жение получило в релевантной логике.^ 7. МНОГОЗНАЧНАЯ ЛОГИКАПринцип двузначности был известен еще Аристоте­лю, который не считал его, однако, универсальным и не распространял его действия на высказывания о бу­дущем. Аристотелю казалось, что высказывания о буду­щих случайных событиях, наступление которых зависит от человека, не являются ни истинными, ни ложными. Они не подчиняются принципу двузначности. Прошлое и настоящее определены однозначно и не подверже­ны изменению. Будущее же в определенной мере сво­бодно для изменения и выбора.Подход Аристотеля уже в древности вызывал ожес­точенные споры. Его высоко оценивал Эпикур, кото­рый допускал существование случайных событий. Другой древнегреческий логик Хрисипп, категориче­ски отрицавший случайное, с Аристотелем не согла-шалея. Он считал принцип двузначности одним из ^ основных положений не только всей логики, но и фи­лософии.В более позднее время положение, что всякое вы­сказывание либо истинно, либо ложно, оспаривалось многими логиками и по множеству причин. В частно­сти, указывалось на неприменимость данного прин­ципа к высказываниям о неустойчивых, переходных состояниях, о несуществующих объектах, об объектах, недоступных наблюдению.Но только в современной логике оказалось возмож­ным реализовать сомнения в универсальности прин­ципа двузначности в форме логических систем. Пер­вые многозначные логики построили независимо друг от друга польский логик Я. Лукасевич в 1920 г. и аме­риканский логик Э. Пост в 1921 г.Лукасевичем была предложена трехзначная логи­ка, основанная на предположении, что высказывания бывают истинными, ложными и неопределеннымиК последним были отнесены высказывания наподо­бие: «Студенты летом поедут в отпуск». Событие, опи­сываемое данным высказыванием, сейчас никак не определено - ни позитивно, ни негативно. Значит, высказывание не является ни истинным, ни ложным, оно только возможно.Все законы трехзначной логики Лукасевича оказа­лись также и законами классической логики, однако обратное утверждение смысла не имело. Ряд класси­ческих законов в трехзначной логике отсутствовал. Среди них были закон противоречия, закон исключен­ного третьего, закон косвенного доказательства и ряд других.В отличие от Лукасевича, Э. Пост подходил к по­строению многозначной логики чисто формально. До­пустим, 1 обозначает истину, а 0 - ложь. Естественно допустить, что числа между единицей и нулем обо­значают степени истины.В то же время, чтобы построение логической системы перестало быть чисто техническим упражнением, а сама система - сугубо формальной конструкцией, необходи­мо придать символам данной системы определенный логический смысл и содержательно ясную интерпрета­цию. Вопрос о такой интерпретации - самая сложная и спорная проблема многозначных логик. Как только между истиной и ложью допускается что-то промежу­точное, встает вопрос: что означают высказывания, не относящиеся ни к истинным, ник ложным? Кроме того, введение промежуточных степеней истины изменяет обычный смысл самих понятий истины и лжи.Было много попыток содержательно обосновать многозначные логические системы, однако удовлет­ворительного объяснения до сих пор нет.^ 8. РЕЛЕВАНТНАЯ ЛОГИКАНепосредственным результатом революции, произо-| шедшей в логике в конце 1ХХ-начале XX вв., было ' возникновение логической теории, получившей со I временем название «классическая логика».Классическая логика по-прежнему остается ядром I современной логики, сохраняющим как теоретическую, I так и практическую значимость. Основной задачей ло-' гики считается систематизация правил, которые позво-I ляют из принятых утверждений выводить новые. Клас-сическая логика подвергалась критике долгое время за I то, что она не дает корректного описания логического I следования, которое представляет собой отношение, 1 существующее между утверждениями и обоснованно | выводимыми из них заключениями. Для логики важноуточнить интуитивное представление о следовании, I а также сформулировать на этой основе однозначно I определенное понятие следования. Основная задача . логики - систематизация правил, позволяющих из при-I нятых утверждений выводить новые.Логическое следствие - это отношение, существую-' щее между утверждениями и обоснованно выводи-I мыми из них заключениями. Логика должна уточнить■ интуитивное представление о следовании и сформу-I пировать на этой основе однозначно определенноеI понятие следованиия. Логическое следование ведетот истинных положений только к истинным. Класси-| ческая логика удовлетворяет этим требованиям, но I многие ее положения плохо согласуются с привыч-I ными представлениями.Так, классическая логика говорит, что из противоре-. чивого суждения «Студент Иванов - отличник» и «Сту-| дент Иванов не является отличником» следует утверж-V дение «Студенты не хотят учиться». Но при этом между исходным утверждением и этими вытекающими из него утверждениями нет никакой содержательной связи. Здесь видно уклонение от обычного представления о следовании, выводимое следствие должно быть ка­ким-либо образом связано с тем, из чего оно выводит­ся. Но классическая логика пренебрегает этим обстоя­тельством.Американский логик К. И. Льюис в 1912 г. обратил внимание на эти так называемые «парадоксы импли­кации». Он разработал неклассическую теорию логи­ческого следования,основанную на понятии строгой импликации.Американскими логиками А. Р. Андерсоном и Н. Д. Бел-напом эта концепция получила наиболее полное разви­тие в релевантной логике, которая была в суммирован­ном образе представлена в их работе «Выведение следствий» (1975). Они считали, что для высказываний характерно существование некой связи между их содер­жанием, так как для релевантной логики не считается постыдным быть интенсиональной и допускать свободные рассуждения о значениях.Это учение об импликации, об обусловливании (в бо­лее широком смысле) получило развитие в довольно неортодоксальных направлениях в Австралии и Южной Америке, положив начало «паранепротиворечивым» логикам. Требования релевантной логики исключали парадоксы как строгой, так и материальной имплика­ции. Существовало множество дискуссий о том, что является ли «релевантность» формальным понятием, отличным от понятий риторики, или нет.^ 9. ОСОБЕННОСТИ ЛОГИЧЕСКИХ ЗАКОНОВ И ИХ СВЯЗЬ С ПРИНЦИПАМИ МЫШЛЕНИЯСвязность - всеобщее свойство составляющих его элементов. Это способность предметов и явлений существовать не порознь, а вместе, вступая в те или иные связи и отношения. Одним из видов связей яв­ляется и закон.Закон - это внутренняя, существенная и необходи­мая связь между предметами и явлениями, повторяю­щаяся всегда и всюду при определенных условиях.Мышление тоже имеет связный характер, но его связ­ность качественно иная. Структурными элементами здесь выступают не сами вещи, а лишь мысли, т. е. отражения вещей. Поэтому связность проявляется в том, что возникающие и циркулирующие в головахлю-дей мысли существуют не отдельно и изолированно одна от другой, подобно осколкам разбитого зеркала, в каждом из которых отражаются лишь какие-то отдель­ные кусочки действительности. В логике аналогом любой формы целостности, в которой прослеживаются те или иные связи, выступает универсум - та сово­купность объектов, мыслимая как единое целое, на элементах которой мы рассматриваем необходимые нам связи. Универсум задает предметную область ло­гических действий, связывает в одно целое все части рассуждений. Например,если мы собираемся рассмат­ривать преступления, то универсумом выступают все преступления, совершаемые сейчас, совершенные ранее, а также те, которые будут совершены в будущем.Поскольку мышление имеет содержание и форму, то эти связи двоякого рода - содержательные и фор­мальные. Так, в высказывании «Москва есть столи­ца» содержательная, или фактическая, связь состоит в том, что мысль о конкретном городе - Москве - соот­носится с мыслью о специфических городах - столи­цах. Но здесь есть и иная, формальная связь между самими формами мыслей - понятиями. Она выража­ется в русском слове «есть» и означает, что один предмет включается в группу предметов. С измене­нием содержания высказывания меняется и содер­жательная связь, а формальная может повторяться сколь угодно долго. Высказываниях «Право есть об­щественное явление» и «Конституция есть закон» со­держательная связь каждый раз новая, а формаль­ная - одна и та же. Так вот, логика изучает не содержание высказываний, а их форму. Соответствен­но, формальные связи между высказываниями полу­чили название «логические связи». Логических свя­зей также существует огромное множество. Это связи между признаками в понятии и самими понятиями, между элементами суждения и самими суждениями и т. п. Они выражаются союзами «и», «или», «если,... то» и др. В них отражаются реальные, объективно сущест­вующие связи и отношения между предметами и яв­лениями действительности: соединения,разъедине­ния, обусловленности и пр. Особым видом логической связи является закон мышления, или закон логики.Закон логики - это внутренняя, необходимая и су­щественная связь между мыслями в процессе рас­суждения, рассматриваемая со стороны ее формы.Цель законов логики - сформулировать основа­ния, фундамент правил и рекомендаций, следуя кото­рым можно достичь истины. Поэтому законы мышле­ния не являются законами в том смысле, в котором указанный термин используется для описания явле­ний природы.^ 10. ЗАКОН ТОЖДЕСТВАПредмет мысли понимается на всем протяжении суж­дения в одном и том же содержании его признаков. Тре­бованиями закона тождества являются определенность и однозначность. Им запрещается многозначное исполь­зование терминов.Любая мысль в процессе рассуждения должна иметь определенное, устойчивое содержание. Это коренное свойство мышления - его определенность - выражает закон тождества: всякая мысль в процессе рассужде­ния должна быть тождественна самой себе (а есть а, или а = а, где под а понимается любая мысль).Закон тождества может быть выражен формулойр ->р (если р, то р),где р - любое высказывание, —» - знак импликации.Из закона тождества следует: нельзя отождествлять различные мысли, нельзя тождественные мысли при­нимать за нетождественные. Нарушение этого требова­ния в процессе рассуждения нередко бывает связано с различным выражением одной и той же мысли в языке.Например, два суждения «Н. совершил кражу» и -Н. тайно похитил чужое имущество», выражают одну и ту же мысль(если, разумеется, речь идет об одном и том же лице). Предикаты этих суждений - равно­значные понятия: кража и есть тайное хищение чужо­го имущества. Поэтому было бы ошибочным рассмат­ривать эти мысли как нетождественные.С другой стороны, употребление многозначных слов может привести к ошибочному отождествлению раз­личных мыслей. Например, в уголовном праве сло­вом -штраф' обозначают меру наказания, предусмот­ренную Уголовным кодексом, в гражданском праве этим словом обозначают меру административного воздействия. Очевидно, употреблять подобное слово в одном значении не следует.Отождествление различных мыслей нередко связа­но с различиями в профессии, образовании и т. д. Так бывает в следственной практике, когда обвиняе­мый или свидетель, не зная точного смысла некото­рых понятий, понимает их иначе, чем следователь. Это нередко приводит к путанице, неясности, затруд­няет выяснение существа дела. Отождествление раз­личных понятий представляет собой логическую ошибку - подмену понятия, которая может быть как неосознанной,так и преднамеренной.Соблюдение требований закона тождества имеет большое значение в работе юриста, требующей упо­требления понятий в их точном значении.При разбирательстве любого дела важно выяснить точный смысл понятий, которыми пользуется обви­няемый или свидетели, и употреблять эти понятия в строго определенном смысле. В противном случае предмет мысли будет упущен и вместо выяснения дела произойдет его запутывание.Таким образом, закон тождества представляет за­кон человеческого мышления, гласящий, что в про­цессе рассуждения значение понятий и рассуждений изменять запрещается. Они должны оставаться тож­дественными сами себе, иначе свойства одного объекта незаметно окажутся приписанными совер­шенно другому объекту.Данное требование является справедливым не только в русле логики, но и в других науках, поэтому данный закон носит всеобщий характер.^ 11. ЗАКОН НЕПРОТИВОРЕЧИЯЛогическое мышление характеризуется непротиво­речивостью. Противоречия разрушают мысль, затруд­няют процесс познания. Требование непротиворечи­вости мышления выражает формально-логический закон непротиворечия: два несовместимых друг с другом суждения не могут быть одновремен­но истинными; по крайней мере одно из них необходимо ложноЭтот закон формулируется следующим образом: не­верно, что а и не-а (не могут быть истинными две мысли, одна из которых отрицает другую). Он выража­ется формулой1(р л]р) (неверно, что р и не-р одно­временно истинны). Под р понимается любое выска­зывание, под ]р - отрицание высказывания]р,знак ] перед всей формулой - отрицание двух высказыва­ний, соединенных знаком конъюнкции.Закон непротиворечия действует в отношении всех несовместимых суждений.Для правильного его понимания необходимо иметь в виду следующее.Утверждая что-либо о каком-либо предмете, нельзя, не противореча себе, отрицать то же самое о том же самом предмете, взятом в то же самое время и в том же самом отношении.Понятно, что не будет противоречия между сужде­ниями, если в одном из них утверждается принадлеж­ность предмету одного признака, а в другом отрица­ется принадлежность этому же предмету другого признака и если речь идет о разных предметах.Противоречия не будет и в том случае, если мы что-либо утверждаем и то же самое отрицаем относитель­но одного лица, но рассматриваемого в разное вре­мя. Допустим, что обвиняемый Н. в начале следствия дал ложные показания, однако в конце следствия он был вынужден под тяжестью изобличающих его улик признаться и дать истинные показания. В этом слу­чае суждения «Показания обвиняемого Н. являются ложными» и «Показания обвиняемого Н. являются истинными» не противоречат друг другу.Наконец один и тот же предмет нашей мысли мо­жет рассматриваться в разных отношениях. Так, о сту­денте Щукине можно сказать, что он хорошо знает не­мецкий язык, так как его знания удовлетворяют требованиям, предъявленным к поступающим в ин­ститут. Однако этих знаний недостаточно для работы в качестве переводчика. В этом случае мы вправе сказать: «Щукин плохо знает немецкий язык». В двух суж­дениях знание Щукиным немецкого языка рассмат­ривается с точки зрения разных требований, следо­вательно, эти суждения также не противоречат друг ДРУГУ-Закон непротиворечия выражает одно из коренных свойств логического мышления - непротиворечи­вость, последовательность мышления. Его сознатель­ное использование помогает обнаруживать и устра­нять противоречия в своих и чужих рассуждениях, вырабатывает критическое отношение хо всякого рода неточности, непоследовательности в мыслях и действиях.Н. Г. Чернышевский подчеркивал, что непоследо­вательность в мыслях ведет к непоследовательности в поступках. У кого не уяснены принципы во всей ло­гической полноте и последовательности, писал он, у того не только в голове сумбур, но и в делах чепуха. Умение вскрывать и устранять логические противо­речия, нередко встречающиеся в показаниях свиде­телей, обвиняемого, потерпевшего, играет важную роль в судебной и следственной практике.^ 12. ЗАКОН ИСКЛЮЧЕННОГО ТРЕТЬЕГОЗакон исключенного третьего действует только в отно-I шении противоречащих (контрадикторных) суждений. | Он формулируется следующим образом: два противо-I речащих суждения не могут быть одновременно I ложными, одно из них необходимо истинно: а есть либо Ь, либо не-b. Истинно либо утвержде­ние некоторого факта, либо его отрицание. Проти-, воречащими (контрадикторными) называются суждения, I в одном из которых что-либо утверждается (или отрица-| ется) о каждом предмете некоторого множества, а в дру-' гом - отрицается (уПонятие, имеющее больший объем и включающее объем другого понятия, называется подчиняющим. По­нятие, имеющее меньший объем и составляющее часть объема другого понятия, - подчиненным. Если в отноше­нии подчинения находятся два общих понятия, то подчи­няющее понятие называется родом, а подчиненное -видом.Если а отношении подчинения находятся общее и единичное понятие, то общее называют видом, а еди­ничное - индивидом. Понятия, объемы которых не со­владают ни полностью, ни частично, называются не­совместимыми.Существуют три вида несовместимости: сопод­чинение, противоположность, противоречие.1. В отношении соподчинения находятся два или более неперекрещивающихся понятия, подчинен­ных общему для них понятию.Напри


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.