1.Предмет и задачи психологии.Психология-наука о чел-ке,его духовной сущности и психике в их развитии и во всем многообразии форм.Предмет психол.:-психика чел-ка,-психика животн, -познавательные пр-сы,-психич. св-ва и состояния, -человеческое поведение,общение-отношение м-ду людьми, -взаимод. псих. пр-ов и взаимодейств. их с природой и обществ.Всем важно понять как ориентир. в особ. личн-ти,мотивах повед,памяти,мышлен,характры и темпераменты,не менее важно понять свои возм. и достоинства,недостатки,одним слово уметь психол,достоверно охарактеризов. самого себя как личность-эти зададач отвечает сис-ма знаний именуемая психологие.-Научиться понимать сущность псих я влен. и их закономерности,-научится управлять ими,-использ. получен. знания,с целью повышения эфективн. тех отраслей практики на песечении с которыми лежат уже офрмившиеся науки и отросли,-быть теорит. основой практики психолог. службы.^ 2.Место психологии в системе наук.Отрасли психол.1961г. Кедров создал классификацию наук.(треугольник НАРИСОВАТЬ!,углы:естеств.,обществ(гуматиран.),технич.; психология стронана-естест.-обществ.)Психол. связана с философией,биологией,с физиологией,культурологией,педагогикой.Основные отрасли:-ФУНДАМЕНТАЛЬН. отрас. псих.:теория и определение гипотезы.важны для всех направлений.разрабатывают общие проблемы и изучают общие закономерности психики,проявляющ. у людей внезависимости от того какой дея-ю они занимаются.:-общая-важны для всех направлений.-ислед. индивида,выделяя в нем псих.познават пр-сы и личность.а)псих. познават. пр-ов,б)личности-прикладные-использ. на пркатике(возр.псих,клинич. психол.)-СПЕЦИАЛЬН.-изучают проблемы конкретных видов деятельности:труда, пед. псих.,медицинскую,юридическую,военную,торговли,спорта, и т.д.^ 3.Методы исследования в современ. психологии.Приемы и средства с помощ. которых получ. достоверные свед.,которые будут использов. для построения научн. теорий и рабатываться практические рекомндации.+ наблюдение-общенаучн. мет-д получ. инф-и путем непосред. регистрации наблюдаемых событий.+беседа-псих. м-д котор. представляет прямое или коственное,устн. или письмен. получ. инф-и об изучаемом объекте.+опрос-при использ. котор. испытуемый отвечает на ряд заранее подготовлен. вопросов.+эксперимент-общенауч. м-д получ. инф-и в конролируем. и управляемых условиях.+тест-м-д для получ. точн. количеств. и качеств. хар-ки изуч. объекта или явления.+моделирование-м-д когда ислед. объекта невозможно или затруднено предыдущ. мет-ми^ 4.Отечествен. психол. мысль ХХ века.Сеченов(нач ХХв)определял псих. как науку о происхожден.психич. дея-ти,к которой относ. восприятие,память,мышление.В работах Сеченова впервые в истор. псих. предмет науки стал охватывать не только явл. и пр-сы сознания и бессознат. психики,но и весь цикл взаимодейств.орг-ма с миров,вкл. его внешн. телесные действия.сеченовские идеи оказали влияние на развитие мировой науки,но в основном они получили развитие в в России в учениях Павлова,Бехтерева,приоритетом в их трудах был рефлексологический подход.В 1926 в стране вышло порядка 600 книг по психологии.Возникают нов. направлен.:в области психол. обучения-педология,в обл. псих. труд. деят.-психотехника,проводились блестящие работы по дефектологии,судебной психологии,зоопсихологии.В 30-е годыпостановлен. ЦК ВКП(б) почти все основ. псих. концепц. и псих. ислед. ВНЕ РАМОК МАРКСИСТСКИХ установок были запрещены.Психологи как бы отодвигали на второй план,а потом вовсе отрицали у человека право га бессмертн. душу и духовн. жизнь.Затем на смену теоретикам пришли практики,котрые обращались с людьми как с бездушными объектами.к концу 50-х -нач.60, когда психол. была отведена роль раздела в физиологии высшей нервной деятельности и комплекса психол. знаний в марксист.-ленинской фолософии.Псих понималась как наука,изучающая психику,законмерности ее появления и развития. В постсоветск. эпоху перед отечеств. псих. открывались новые возможности и встали нов. проблемы.Развитие отеч. психол. в современ. условиях уже не соответств. жестким догмам диалектическо-материалистич. философии.В НАСТОЯЩ. время в отечеств. псих. существ. несколько ориентаций.Марксистская ориентированная психол.Хотя эта ориентация перестала быть доминирующей,единствен. и обязательной,однако долгие годы сформировали пардигмы мышления,которые определ. психологические исследования.Западнически ориентир. псих. представл. собой подражен. западным течен. в псих.,которые были отторгаем. предыдущ. режимом.Основн. течен. зап. псих. отраж псих. западноевропейск.чел-ка и т.д, а не русского,китаца,индуса.Поскольку универс. психики не сущ.,теорит. схемы и модели зап. псих. универсальностью не обладают.Духовноориентирован. псих.направленая на восстановления "вертикали чел-ой души".Опирается на традицион. духовные ценности и признания реальности духовн. знания.^ 5.Этапы развития психологии.1. как наука о душе(IIIв. до н.э.) Аристотель"О душе".2.XVII в псих. как наука о сознании. Связано с развитием естественых наук.Гпрвей впервые искл. душу из ряда внутрен. органов.Де Карт-вперв. породил проблему соотн. сознания,души и тела.3. XVIII Вольтер ввел понятие "психология"4.XIX психол. самостоят. и экперим. область знаний. Вундт 1879 основал эксперим. психолог. лабораторию.5.XX Псих. как наука о поведении. Уотсон -псих. должна иследовать не сознание,а поведение.(1913 г. псих. с точки зрения бихивеаризма)6. 30-40-е гг. Кризис псих. науки из-за большого кол-ва разнообраз. псих. направлений.7. 2 пол. XXв. объединение псих. знаний 8.Псих.-наука изуч-я объект закономерности,механизмы и проявления психики.^ 6.Структура психики чел-ка.Психика- общее понятие,обозначающее совокупность всех психических явлен.,изучаемых психологией.Основным св-ом психики явл. ее системность,целостность и нерасчлененность.Психика как сис-ма обладает определен. организацией.в ней выделяют психич. пр-сы,псих. св-ва и псих. состояния.Психические пр-сы- пр-сы,происход. в голове чел-ка и отрожающиеся в динамически изменяющихся психич. явлениях.Они подразделяются:-познавательные-обеспечивают отражение мира и преобразование ин-ции( вкл. в себя ощющения,восприятие,пр-сы памяти,воображения,мышления)-пр-сс психическ.регуляции обеспечив. направленность, интенсивность и временную организацию поведения.(к ним относ.:пр-сы мотивации,целепологания,принят. решений,пр-сы контроля,эмоцион. и волевые пр-сы)-коммуникатичн. пр-сы обеспеч. общение м-дц людьми, выражение и понимание мыслей и чувств.(предствлены в речи и невербальном общении(передача инф. с помощью жестов,взглядов,интонации,поз,мимики,громкости голоса и т.д)Психические св-ва- индивидуально-психологические особенности,определяющие постоянные способы взаимодействия чел-ка с миром.Свойства относительно неизмены во времени,хотя могут изменятся в ходе жизни под влиянием внешних воздействий,опята деятельности и биологических факторов.КК психич. св-ам относят темперамент,характер,способности личности.Психическое сосотояние-внутрен. целостная характеристика индивидуальн. психики,онтосительно неизменная во времени. Основн. характеристики психич. состояний:-эмоциональные(тревога,радость,печаль и др.)-активационные(активность, пассивность)-тонические(бодрость,угненность)-временные(длительность сострояния)все формы психическ. явлений взаимосвязанны между собой и переходят одна в другую. Далеко не все пр-сы ,происод. в псих. чел-ка осознаются им, кроме сознания у чел-ка есть и бессознательное. В стр-ре психики чел-ка с точки зрения осознаваемости псих. явлений выделяются бессознательное,подссознание,предсознание,сознание и сверхсознание.Первоночальн. уровень псих. явл. бессознательным,который представлен в форме индивидульно бессозн.(связано с инстинктами,к которым относятся инстинк. свамосохранения,размножения,террриторияльный и пр.) и коллективного бессознательного(едино у всех,выражается в архитипах-древнейш. псих. первообразах,непосредствен. вопрлощенных в мифах)К подсознанию относятся те представления и желания,устремления,которые ушли из сознания или же были восприняты психикой в форме сигналов,но не были допушщены в сферу сознсния.Предсознание предст. собой промеж. состояние между бессоз. и сознанием,существ. в форме "потока сознания"-спонтанного течения мыслей,образов,ассоциаций.Сознание как компонент псих. вкл. в себя такие высшие психич. функции, как представление,мышление,воля,память,воображение.к сверхсознанию относ. псих. образования которые способен сформировать сам человекв рез-те целенаправлен. усилий.(хождение по углям,замедление ритма сердцебиения и т.д.)^ 7.Сознание как высший уровень псих. отражения.Структура сознания.Сознание и самосознание.Сознание явл. высшим уровнем отражения человеком действительности, врезульт. чего достигается познание и преобразован.окруж. мира.Сознание структурировано и вкл. в себя нескольк. слоев.В работах Зинченко выдел. 2 уровня сознания:1)бытийное,котор. вкл. в себя:-биодинамические св-ва движений, опыт действий;-чувственные образы.На бытийном уровне сознания решаются очень сложные задачи, поскольку для эффективного поведения наобходима актуалтизация нужного в данный момент образа и нужной программы движений.2)рефликсивное(сознание для сознания)-включает в себя:-значение(содержание общественного сознания,усваиваемое чел-м);-смысл(субъективное понимание чел-м ситуации,информации и отношение к ним.Эпицентром сознания явл. сознан. собственного "Я", или самосознание.Сознание внешнего мира и самосознание возник. и развивают. одновременнои взаимообусловлено.Выделяются 2 основн. этапа сформир. самосозн.:на 1 формируется схема собственого тела и формируется чувство "Я" как целостная сис-ма чувственной самоидентификации.(формирование происход. на основе реакций окруж. людей)на 2 этапе,по мере совершенств. интелектуальн. возможностей и становления понятийного мышления,самосознан. достигает рефлексиного уровня,благодаря чему чел-к оказывается способн. не просто отличать свое бытие от внешнего на чувственном уровне,но и осмысливать это преживание в понятийной форме.Самосозн. связано с ощущением своей единственности,которая поддерживается непрерывностью его переживаний во времени: каждый психич. здоровый чел-к помнит о прошлом,переживает настоящее, обладает надеждами на будущее.Главная функция самосознания-сделать достигнутыми для человека мотивы и результаты его поступков и дать возможность понять,каков он на самом деле. ^ 8.Ощущение как первичная форма отражения действительности.Ощущение-начальный источник всех наших знаний о мире, отражение свойств предметов внешн. мира, возникающее при их непосредств. воздейств. на органы чувств, а тж отражение сигналов внутренней среды организма.Способность к ощ. есть у всех живых существ, облад нервной системой.Осозноваемые ощ.-только у тех,кого есть головн. мозгс высокоразвитой корой.Ощ. как псих образы формир.в рез-те деят. сенсорной системы(чать нервн. си-мы, восприним. внешн. для мозга информ.,передающ. ее в мозг и анализир. ее.Сенсорн. сис-мы формир. на основе деят. соответств. орган. чувтсв(зрительн.,слухов.,обонятеьн.,тактильн.,вкусовые,температурн.,кинестические(регулир. движен.))Тражицион. считает. что через зрен. получ. 80% инф. о внешн. мире, слух-15%,а остольн-5%.При поврежден. или потери какого либо анализатора его функц. берут на себя др.^ 9.Восприятие,его св-ва и закономерности.Восприятие-псих. познавательный процесс отражающий предметы или явления в целом при влиянии на органы чувст.св-ва:-активность(пр-сы формируются только при возможн. совершать активные исследоват. действия)-предметность(антиобъективация-отнесение предметов внешнего мира к этому миру)-целостность(все предметы воспринимаются целостно; человеческая речь_-константность(постоянство, мир не меняется в зависимости от условий восприятия)Виды восприятия:зрительное,слуховое,кожное,мышечное. Законы восприятия:1.в непосреддственой связанности с работой мышц, с разного рода движениями, несущими в себе многостороннюю инф-ию о воспринимаемых объектах.2. в относительной устойчивости уже сформировшихся образов, в особенности тогда, когда их функционирование связано с мышлением.^ 11.Внимание:понятия,виды и св-ва.Внимание-сосредоточение психики на определенных объектах, предпологающих повышенный уровень сенсорной, интелектуальной, двигательной активности.Вн.-пр-сс,улучшающий любую деятельность.1)непроизвольное.не связано с волей, возникает и поддержива. независимо от сознательн. намерений человека.интерес,разкий звук/запах,раздражитель.2)произвольное-связано с волей.сознательно регулируется3)после произвольное, возникает тогда,когда объект на котором мы концентр. внимание,начинает вызыватьинтерес, и тогда концентр. внимания ослабевает.св-ва внимания:а)объем(кол-во объектов,которые одновременно воспринимаются ясно и отчетливо)б)концентрация(интенсивность) степень напряженности внимания. Концентр >тогда,когда у человека произвольн. или послепроизв. вн.в)устойчивость внимания-особенность в течении длительного времени сосредотачив. на одном объекте.Зависит от возрастных показателей, наследствен.(темперамент).г)переключаемость-способность переносить вн. с одного объекта на др.(зависит от высш.нервн.деят)д)распределение вн.-способность держать в фокусе несколько объектов.^ 12.Память,ее виды и характеристика.Память-способ существования психики во времени, способность удержания прошлого.Без памяти невозможн. норм. функцион. ни личности,ни общества.Память выполняет функции:запоминание,сохранение,воспроизведение.мгновенная пам.-непосредственное отражение информации органами чувств.(сохран. на короткое время 1/4сек.)ВО ВРЕМЕНИ:кратковременная пам. представл. собой способ хранения информации в течении короткого промежутка времени(порядка 20 сек.)в среднем чел-к с 1раза может запомнить 5-9 слов(фигур,знаков и т.п)оперативная-вид пам., проявл. в ходе выполения опред. деятельности.Обслужив. конретн. дея-ти благодаря сохран. ин-ции, поступающ. как из кратковремен., так и долговремен.пам.промежуточная пам. обеспечив. сохранен. ин-ции в течении дня(во время ночн. сна промеж. пам. очищается)Чел-к котор. спит менее 3-х часов в сутки, промеж. помять не очищ. и происход. нарушение мыслительн. процессов.долговремен. пам. способна сохран. ин-цию в течении практически неограниченного срока.2 типа:- с сознательн. доступом,т.е. применя волю чел-к может вспомнить.-закрытая, чел-к не имеет доступа, воспроизв. ин-ции возможно только в состоянии гипонза.генетическая пам. передает и воспроизв. ин-цию по наследству, храня ее в генотипе.(не поддается воспитанию,и обучению)ПО преоблад. в запомин. анализаторам:ЗРИТЕЛЬНАЯ,СЛУХОВАЯ,ДВИГАТЕЛЬНАЯ,ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ,ОСЯЗАТЕЛЬНАЯ,ОБОНЯТЕЛЬНАЯ И ВКУСОВАЯ.ПО УЧАСТИЮ ВОЛИ:-не произвольная выраж. в автоматич. запоминании и воспроизв. ин-ции, без особ. усилий со стороны чел-а.-произвольн,связ. с волевым контролем(сознательное усилие,повторение)13. Мышление познавательный процесс опосредованного и обобщенного отражения действительности в ходе ее анализа и синтеза. ^ Форма: понятие, суждение, умозаключение (дедуктивное и индуктивное). Виды: наглядно-действенное /практическое/ (преоблад. у детей до 3-х лет), наглядно-образное (формир. у детей 4-7 лет), словесно-логическое.^ 14.Мыслительные операции и их характеристика.Мышлен.- высший психич. процесс обощенного и опосредованого отражения действительности.(тесно связано с восприятием,памятью,вниманием,воображением).а)сравнение-основана на устоновлен. сходства и различия между объектами.Результатом может стать классификация,котор. выстувает как форма теоретического познан.б)анализ-мыслител. операц. разчленения сложного объекта на составные части или характеристики с послед. сравнением.в)синтез-обратен анализу,мысленное воссозданиецелого из заданных частей. Анали и синтез осуществ. вместе, способств. более глубокому познан. действительности.г)абстрогирование-выделение существен. св-в и связей предмета и отвлечение от других,несущественных.Абстрогиров. способств. более тщательн. изучению. Результ. абстр. выступает формирование понятий.д)обобщение-мыслен. объедин. предм. и явл. по их общим и существ. признакам.^ 15.Воображение и творчество.Воображение-психический процесс создания нового в форме образа, представления или идеи. Свойственен только человеку и явл.необходимым условием труд.деятельности.Воображение это всегда определенный отход от действительности. Но в любом случае источник воображения-объективная реальность.виды воображения:1)пассивное:-произвольное(мечтательность,грезы);-непроизвольное(гипноз,сноведения)Пассив. вообр. подчинено внутреним, субъективным факторам, тендециозно. Материалами пас. вооб. явл. образы, предствления, эл-ты понятий и др. ин-ция, полученая с помощью опыта.Образы и представления пас.вооб. направлены на усиление и сохранение положительно окрашеных эмоций,и на вытеснение и редакцию отрицательных.2)активное включает в себя артистическое, творческое,критическое, воссоздающее и антиципирующее(возможность предугадывать будущие события,предвидеть результаты). Активное мышление всегда направлено на решение творческой или личностной задачи а)воссоздающее-при нем происходит конструктирование новых образов, представлении у людей в соответствии с воспринятой извне стимуляцией. Продуктом воссоз. воображ. явл. совершенно новые, ранее не воспринимаемые человеком образы.б)творческое-вообр. в ходе которого человек самостоятельно создает новые образы и идеи, представляющие ценность для других людей или общества, которые превращаются в конкретные оригинальные продукты деятельности.Образы творческого вообр. создаются посредством различных приемов интеллектуальных операций.^ 16.Речь и ее функцииФункции речи:а)сигнифификативная- отличает речь человека от коммуникации животных. У человека со словом связано представление предметов или явленийБ)обобщения связана с тем, что слово обозначает не только отдельный, данный предмет, но целую групп сходных предметов и всегда явл. носителем их существенных признаков.в)коммуникации, т.е. передачи информации. Выступает как внешнее речевое поведение, направленное на контакты с др. людьми.-информационная сторона проявляется в передачи знаний тесно связана с функциями обозначения и обобщения.-выразительная сторона речи помогает передать чувства и отношения говорящего к предмету обобщения.-волеизявительная?? направлена на то, чтобы подчинить слушателя смыслу говорящего.види речевой деятельности:1.внешняя: -устная(диалог,монолог), -письменная;2.внутреняяинформативность речи зависит от ценности сообщаемых фактов и от способностей её автора к общению.понятность речи зависит:-от ее смыслового содержания; - от языковых особенностей; -от соотношения между ее сложностью с одной стороны, и уровнем развития, кругом знаний и интересов слушателей с другой.выразительность речи предпологает учет обстановки выступления, ясность и отчетливость произношения, правильность интонации, уменее пользоваться словами и выражениями переносного и образного значения.^ 17. Эмоционально-чувственная сфера личности.Эмоции-физиологическ. состояние орг-ма,имеющие ярко выраженную субъективную окраску и охватывающие все выды чувстований и переживаний человека.Эмоции возник. тогда,когда происходит удовлетвор. или неудовлетв. потребностей чел-ка. Кагда появл. эмоция, изменяется не только внешн. вид чел-ка,но и деятельность внутр. органов, обменные пр-сы,состояние нерв. сис-мы.Отсутствие эмоциональности явл. признаком тяжел. заболевания-шизофринии.когда чел-ку что то нравится,то положит. эм.,кода не нрав.-отрицат.если все безразлисчсно,то станов. скучно, скука привод. к раздражен.,а это тоже эмоция.Отрицат. эмоции тоже необходимы,но в небольш дозе.Они играют роль стимуляторов,заставляя искать нов. решения,подходы,методы.Положительн. эмоции оказывают благотворное влияние на жизненный тонус чел-ка.Для того чтобы быть здоровым и активным,нужны положительные эмоции.Основные эмоциональные состояния:1) собственно эмоции. Эмоции можно коммуницировать(мне страшно);возникают в начале ситуации ,а не в конце.2) чувчтва- устойчивые эмоциональные состояния;переживание в различной форме внутрен. отнешен. чел-ка к тому что происходит в его жизни,что он знает или делает.3)настроение- эмоциональный фонд,сопровождающий деятельность.4)страсть-сплав эмоций,мотивов и чувств, сконцентрируемых вокруг определ. вида деятельности или предмета.5)аффекты-особовыражен. эмоциональное состояние, сопровождаемые видимыми изменениями в поведении чел-ка. Протекают бурно,быстро,сопровожд. резковыражен. органич. изменениями.Чел-к ведет себя безконтрольно,неосознано.6)стресс- состояние черезмерно сильного и длительного психологич. напряжения.Возникает когда нерв.сис-ма чел-ка получает эмоциональную перегрузку.Стресс так же оказывает отрицат. влияние и на физич. сос-е чел-ка.^ 18.Воля и ее характеристика.19.Структура волевого действия.Развитие воли.Воля-это сознательн. регулиров.личностью своих действ.,поступков,проявляющ. в умении преодолевать трудности в достижении цели.Препятств. и трудн. которые приход. приодолев. :-внешние-носят объективн. характер и связаны с противодейств. др. людей, различными обстоятельст., изменением условий деятельности.-внутрен.-выраж. в упорном нежеланиии делать что то,что необходимо, в лени,инертности, подавлен. эмоц. состоянии, страхе переж опред действ.Волев.действ. разделяют на простые и сложные.Простые волев. действ. вкл. в себя 2 звена:постановку цели и ее исполнение.структура Сложн.вол. дейст.: осознание и постановку цели, планиров. действ. по достиж. цели,исполнен. действ.Воля проявл. в таких св-ах личности. как целеустремленностью. самостоятельн.,решительность,настойчивость, выдержка, самообладан. и т.д.Целеустремл.- способн. чел-ка осуществл. свои жизнен. цеи.самостоятельность проявл. в способности соверешать действ и приним. решения на основе внурт. мотивации и своих знаний,умен. и навыков.решительность выражается в умении своевремен. и без колебаний принимать обдуман. решение и притворять его в жизнь.Действ. решительн чел-ка характеризуются продуманностью и быстротой, смелостью,уверен. в всоих поступк.Выдержка и самообладание умение владеть собой, своими и действ. и внешн. проявл. эмоций,постояно их контролиров., даже при неудачах.Настойчивость-умение добиваться поствленной цели, приодолев. трудности на пути к ее достижению.Дисциплинированность- осознаное подчинение своего поведен. определен. нормам и требован.Проявляется как в поведении так и в мышлении.мужество и смелость-проявл. в готовности и умении бороться,преодолевать трудности,опастности на пути к достиж к цели.Формирован.перечислен. волев. св-в личности определ. главным образом целенаправлен. воспитанием.^ 22.Бессознательно в психике чел-ка.(см вопр. 6).Первоночальным уровень психики явл. бессознательным.Бессознательное-это такое психич. образование которое ни при каких обстоятельствах не станет сознательным.Бессознательное начало так или иначе представлено практически во всех психич. пр-ах,сво-ах и состояниях чел-ка.Бессознательное ощущение-это ощущ. равновесия,мышен. ощющения,котор. вызывают непроизвольные рефлекторные реакции в зрительн. и слухов. центральных. сис-ах.Бессознательные образы восприятия появл. в чувстве знакомости, возник. при восприятии к-либо предмета или ситуации.Бессознательная память-память,которая связана с долговрнеменной пам.,управл. на бессознат ур-не мышлен.,воображ,вниманием.Бессознат. явл. и генетическая память.Бессознат мышлениепроявл. в пр-се решения творческ. задач.Бессозн. речь выступает как внутренняя.Бессозн.мотивация влияет на направлен. и характер поступков.Бессозн. и предсознат. играют большую роль в повседн. жизни,чем кажется на 1 взгляд. Сознание менее устойчиво к воздейтс. стрессов. факторов!!!^ 24.Темперамент и его характеристика.В современной психологии теммперамент определяют как постоянные и устойчивые природные св-ва личности,определяющие динамику психической деятельности не зависимо от ее содержания.Учение о темпераменте уходит корнями в античность.Гиппократ описал 4 типа темперамента, определяемые той жидкостью,которая якобы преобладает в организме:-сангвинический(кровь)-холеристический(желчь)-флегмастический(слизь)-меланхолический(черная желч). Темпераменты Гиппократом понимались в сугубо физиологическом смысле.Кант-теория определения химического состава крови.Кречмер/шелдон-конституционная:-остеник-высокий,средний,худощавый. (холерик)-пикник-маленький,ср. рост, мягие черты лица, предрасположен к полноте. (флегматик)-атлетик-высокий,средний,хорошая мускулатура,широкие плечи. (сангвиник)-диспластик- нарушение пропорций тела. (меланхолик)Научное обоснование природы темперамента дал Павлов,основанные на особенностях нервн. сис-мы. 3 св-ва:а)сила,б)уровновешенность,в)подвижность.а)-выносливость нервных клеток, б)-соотношение процессов возбуждения и торможения, в0 быстрота смены процессов воз. и торможения.Павлов говорил,что Темп. зависит не от одного из этих св-в, а от их сочетания.холерик-сильный,неуравновешенный,подвижный;флегматик-сильный,уравновешенный, малоподвижный;сангвиник- сильный, уровновешенный,подвижный;меланхолик- слабый,неуравновешенный,малоподвижный^ 25. Характер как система отношений личности.Характер-совокупность устойчивых и существенных форм индивидуальных св-в личности, отражающих все многообразие ее отношений к себе, людям и труду.В своем формиров., развитии и функциониров. хар-р чел-ка тесно связан с его темпереметром,но не совпадая с ним.(темпер.-живой,импульсивн.,вспыльчивый;характ.-добродушный,недоверчив.,сильный)Хар. формируется не только в процес. воспитания,но и самовоспитания.Личность может сознательно корект. негатив. стороны хар.М.Е.Литвак наз. хар. социогеном личности. Как биоген опред. физич. облик челов.,так социоген опред. его судьбу.Отношен. личности к себе(Я), к близким людям(ВЫ),к людям вообще(ОНИ) и к ТРУДу в психол. расм-ся как личностый комплекс. Эти отн. наз. "позиция" и кодируются знаками(+)благополучие и (-)неблагоп.(Я+)- чел. восприн. себя как как благополучн. личность:при успехе отдает долж. своим усилиям,неудачи не делают его пасивн. и он предприн. след попытку.(Я-)-чел-к восприн.и ведет себя как неприспособлен.,неблагополучн. Успехи счит. случайн., неудачи-закономерными.Активн. попыток выйти из неблагоприятн.ситуации не принимает.(ВЫ+)- человек осозн. или неосозн. апеллирует к их положит. качеств. и считает их благополучн. людьми. Это выраж. дружелюбием,привязанностью,готовностью к примирению при недоразумениях. Недостатки видит,но принимает их.(ВЫ-)- чел-к настроен на конфликт с ближн., расматр. их как неблагополучн., стремится перевоспит.. Люди с такой позицией склонны к ироничным замечаниям,сарказму,придирчивости. Ужиться с ними можно только постоян. уступая.(ОНИ+)- личность расположена к нов. контактам.Чел-к фиксирует внимание на достоинств. новых партнеров, дружелюбен и легко вступает в делов. отнош.(ОНИ-)- выражается в застенчивости и стремлении избежать нов. контактов.Вниман. фиксир. на недостатках в хар-ре и поступк. нов. партнеров.(ТРУД+)- чел-к ориентируется на сам пр-с труда или учебы.Деят-ть вызыв. живой интер. и желание внести свой вклад,приобрести навык,самосовершенств.,развить свои способности.(ТРУД-)- основн. ориентирами явл. конкретн. результ труда.Отсюда следуют постоян. поиски нов. работы,ожидание "настоящей"жизни после достижения результатов.Сам пр-с труда интереса не вызыв.Благополучн. можн. считать личность у которой все позиции (+)Такие люди верно оцен. свои полож. и отриц. кач-ва, продуктивн. общаются с др. люьми,пр-с деят. приносит радость.Появлен. минусов в одной из позиций гипертрафирует позитивное содерж. других.^ 26.способности:виды и характеристика.Понятие "способность" помогает понять почему люди,поставлен. жизнью примерно в одинаковыеусловия,достигают разных успехов.Способности-индивидульн.-психологическ. особен. личности, от которых зависит приобретение ею знаний,умений и навыков, а также успешность выполнения различных видов деятельности.Способность формируется на основе задатков,которыебольшинством психологов рассм. как генетически обусловленные. К врожденным задаткам относятся анатомо-физиолог.особенности нервной системы,состовляющие индивидуальную основу формирования и развития способностей. Хотя до сих пор этот мнение весмьма спорно.Формирование способностей, приводящее к индивид. психолог. различиям, связано со взаимодействием наследственных факторов и среды. Наследственность допускает очень широкиеграницы поведения.Внутри же этих границ результат развития зависит от внешней среды, в которой происходит развитие.1.Природн.,(естественные)-связаны с врожден. задатками,формируются на их базе при наличии жизнен. опята через механизмы научения.2Специфические(человеч.)-имеют обществен. историч происхожден. и обеспеч. жизнь иразвит в соц среде:-Общие(опред. успехи чел-ка в различн. видах деятеольности и общен.),специальные(опред усп. чел-ка в отдельн видах деят и общ. где необход особого вида задатки и их рарзвитие)-Теоретические(опред. склонность чел-ка к обстракно-логическ. мышлен.) ,Практические(лежат в осневе конкретно-практич. действиям)-Учебные(влияют на успешн. педагог. воздейств.,усвоен. чел-ка знани.,умен, навыков, формирования качеств личности),творческие(связаны с успешностью в создании произведений,материальной и духовнолй культуры,нов. идей,открытий,изобретений)Высшая степень творческ. проявлен. личности наз. гениальностью,а высш. форма способн. личности в опред. деятельности(общении) талантом.-способн. к общению,взаимодейств. с людьми(речь чел-ка как средство общения,способности восприятия и оценки людей,вхожден. в контакт и расположение людей к себе) и предметно деятельностные(связаны с взаимодейст. людей,природы,техникой, худ. образованием)^ 30.Предмет и задачи педагогики.ЕЕ роль в обществ. жизни.Предметом пед. науки определяют как совокупность размышлений об образовательной действительности и методах ее совершенствования.Раскрываетсущность и закономерности образователн. пр-ов в развитии личности и закономерностиобразоват. пр-ов в развитии личности,разрабатывающ. практические пути повышения их результативности.Задачи(???):-изучен. сущности и закономерности развития и формирования личности в спец. организован. условиях-определение целей воспитания,(кого учить)???-разработка содержания воспитания и обучения,(чему учить)????-исследование мет-в обучения и воспитания.(как учить)^ 31.Основные категории и методы пед-ки.В состав категорий соврем. пед-ки входят:-социализация-под. соц. понимается неизбежно переживаемый кажд.чел-м разносторонний и многоэтапный пр-сс изменения и развития своих физич. и психич. качеств под воздейств. окружающей социальной среды.-образование-организованная,упорядоченная,целенаправленная форма социализации,которая представл. через систему специализир. учреждений.-обучение-целенаправленый пр-сс обучения и воспитания в интересахличности,общества и гос-ва(закон РФ).-воспитание-пр-сс целенаправленного и систематического воздействия на равзвитие чел-ка.(в пед. смысле-как существующая наряду с обучен. разновидность педаг. деят-ти,специально направлен. на формирование качеств личности:убеждений,умений,навыков.УМЕНИЕ-способность выполнять к-либо действия по опред. правилам и с хорошим качеством.НАВЫК-способность к автоматич. выполненяемому действию,не требующему сознательного контроля и специальных волевых усилий.Пед. наука использует иследовательские методы 3 уровней:1)общенаучные м-ды,к которым обчычно относят:-м-д детерминизма,-системности,-развития,или деаликтический м-д,-эмпирический м-д,-рациональный.2)методы смежных спедагог. наук,таких, как психология,социология и пр. -анкетирование,наблюдение,тестирование,интервьирование и пр.3)собственно педагогические м-ды,обусловленные спецификой науки об образовании,ее объекта,предмета.(а)изучение док-в и рез-ов пед. деятельности в виде письмен.,технич. и др. материалов,таких как протоколы заседаний,письмен. контрольные,курсовые,ВКР студентов и уч-ся.(б) исследов. и обощение пед. опята представителй вузов и уч-й школ,направлен. на анализ состояния практики,выевлен.передового и отрицат опыта,ошибок,недостатков.^ 33.модели образования в современном об-ве.Система образования-совокупность образовательных программ и госуд. образоват. страндартов различного уровня и направленности,сети реализующих их образоват. учреждений.Образоват. учрежд.-органихация,осуществляющ. образоват. пр-с,реализ. одну или неск.образоват. пр-ми (или) обеспеч. содержание(питание и проживание) и воспитание.могут быть государствен.,муниципальными,негосударств.(общественными,частными,религиозн.)Типы обр. учрежд.:-дошкольные,-общеобразовательные(начальн,общеобразоват