Реферат по предмету "Разное"


1. Культура, цивилизация, культурология. Содержание понятий, их взаимосвязь

1.Культура, цивилизация, культурология. Содержание понятий, их взаимосвязь. Культура-определенный уровень развития общества, творческ. сил и спос-стей чела, кот. выраж-ся в типах и формах культуролог. деятельн-ти, а также создаваемых им ценностей. Цивилизация-целостная совокупн. эконом., духовн., соц. сфер жизни общества, кот. действует в определ. тер. границах и временных рамках. Культурология-наука, предметом изуч кот яв-ся теория и история культуры. К/гия изучает общие закономерн. развит К, факторы, предпосылки, историю развит К. Долгое время К и Ц были равными понятиями; грань м/у ними впервые провел Кант в 19в. К и Ц взаимосвязаны, они не существуют друг без друга, но Ц-такой уровень развития человеч общества, когда создаются более комфортные условия для жизни чела. В условиях цивилизов. общества более успешно развивается К. Ц-область создания определ. материальн. условий, а К-создание духовных ценностей.^ 2.История развития представлений о культуре. А)Первая попытка объяснить понятие К - греки (Протагор:К-дар Бога; Демокрит: К создает чел, а не Бог). Б)В др. Риме Цицерон считал, что К создана словом и распространяется ч/з слово; когда духовн. состоян. чела и законы гос-ва находятся в единстве. Но Римск. империя не подтвердила этого определения в отличие от Афин. В)В ср. века(5-16вв) новые представл. о К. Августин Блаженный: единствен достойной жизнью чела яв-ся жизнь по Богу; гл. ценность – духовный мир чела. Г)В конце средневековья на место Бога выступает чел. Природа – храм, а чел. достойное существо в этом храме. Д)В 17-18вв главный двигатель К-разум. (у природы нет разума, но она создание разумных людей, кот., следуя законам природы, создает К). Е) втор пол 18в – 19в евроцентристская модель К (Бог умер, К подчиняется законам накопительства, природа - мастерская, чел - творец, время - деньги).^ 3.Возникновение культуры, ее ранние формы. К создается людьми и будет пока есть человек, но К м. иметь расцвет, кризис; зависит от человеч общества. 4.Основные ф-ии К. 1.фундаментальная (гуманистическая)-чувство гуманности; 2.традиционная (трансляционная)-передает традиции; 3.гносеологическая (познавательная); 4.регулятивная (нормативная)-организация общества и каждого чела; 5.семиотическая (знаковая) - некоторые обладатели К имеют знаковую систему, ч/з которые м.б. использована; 6.аксиологическая (ценности)-каждое явление К имеет определенную ценность, кот. дает возможность отобрать наиб. ценности для себя. Важно для понимания понятие мировой К, кот. складывается из лучших достижений других культур.^ 5.Культурологические теории России 19-20вв. Россия приступила к изучению К в 19в. 1этап: филисофическое письмо Чаадаева(1836) – русск. К отсталая, так как пошла по пути православия, что породило большие споры м/у западниками и славянофилами; 2этап: Данилевский – теория культурно-исторических типов (выделяет 10 типов К); Соловьев – исследовал Россию с др. времен и выделил проблему индивидуальности К.; Плеханов – Россия длит. время испытывала влияние востока, а с Петра I – запада; 3этап: Флоровский, Вернадский, Карсавин – теория евразийства (русск. К евразийская и связана с этническими традициями; на терр. Евразии слилось неск. культур, где сильное влияние оказала Византия => на терр. Евразии уникальная культура); Бердяев – Россия – не Европ и не азиатск. страна, в ней есть замкн. локальн К-ры, но они не разобщены (этапы: 1.киевский, 2.татарский, 3.московский, 4.петровский, 5.советский); Федотов – 3этапа: 1.киевский, 2.тат-монгольск, 3.новая эпоха от Петра I; Ильин – в дух. К выдвигает первичные силы: свобода, совесть, созерцание; вторичные силы: воля, мысль, формы организации К.^ 39.Реализм - художественный стиль западноевропейской культуры II пол. XIX в. Стиль и понятие, кот хар-ет познават. ф-ию искусства, служит правдивому изображению, не бежит от действительности. Меру реалистичности определяет глубина проникновения в действительность. С 40-х гг. 19 в. – время наиболее острых соц. противоречий. Реализм пытается раскрыть сущность соц. конфликтов, это стиль, кот созд. типические хар-ры в типических обстоятельствах, отображает индивидуальность чела. Создает идеалы, преобладает одна ведущая идея «чел – общество, общество – чел». Реализм приобрел черты, кот. позволили говорить о критическом. ^ 10.Конфуцианско-даосистский тип культуры (расцвет в 3 в. до н.э.). Духовная основа. Древний Китай имел уникальную теоретическую основу – даосизм и конфуцианство, которые определяли миропонимание людей, но являлись не религиями, а учениями. Первоначально существовало множество богов, постепенно выделился Шанди, затем вместо него Небо (=> Поднебесная). Основатель даосизма – Лао Цзы (книга «О пути в добродетели», в ней природа обладает человечностью, чувством долга, благодарностью, благопристойностью, искренностью, и человек должен обладать ими). Идеал Конфуция – древность (когда властитель был мудрый, войска отважны, земля плодородна, крестьяне трудолюбивы, женщины нежны и верны), традиция. Автор сборника «Беседы и суждения». Осн. идеи: человек должен обладать качествами дома и гуманности, если не обладает, то не человек; людей К. делил на благородных и низкого уровня, управляющих и управляемых; предложил свою систему подбора кадров (необх. знать 3000 иероглифов); на первое место К. ставил народ, на второе – божество, на третье – чиновника. Важный институт для К. – семья (семья – маленькое государство, а государство – большая семья), каждый должен чтить традиции семьи и клана. NN конфуцианства действуют в Китае до настоящего времени, к-во не содержит громких деклараций, но имеет морально-нравственное содержание. Художественная культура уникальна, гармонична. Её норма – естественная красота (красива сама жизнь, нужно только её увидеть)=>живопись, поэзия о насекомых и растениях. Ций Ва Джи – картина «Диалог» (2 цветка в стакане). Иерархия среди растений, животных (лотос – господин, бегонии – служанки). При храмах, монастырях создавались каменные сады (особое поклонение камню – грубый ценился выше, чем драгоценный). Литература. В худ. литературе существовала только поэзия (поэт Соой Юунь); в виде прозы – мифы, легенды. Наука. Развитие астрономии, математики. Было известно время летнего и зимнего противостояния. IV век – составление звездного атласа на 800 светил. Развитая медицина. Изобретены шелк, бумага, лак, компас, порох, фарфор. Вывод: Древнекитайская культура имеет 2 основы – даосизм и конфуцианство. Особенность менталитета – послушание, повиновение старшим, культ предков. Строго регламентировалась гос. жизнь. Уважением пользовалась грамотность. Была характерна тяга к знаниям. Др-Кит. к-ра – высокоразвитая и уникальная.^ 11.Индо-буддийский тип культуры. Абсолютно оригинален, высоко развит духовно. Религия. Особенности: 1-опора на 6 филос. школ, 2-ориентация на крестьянство, 3-поклонение природе, 4-запрет изображения богов. __­­­­­­Др. Индия имела множество богов (офиц. 33). Затем признание получает один источник – Веды, принесенный арийцами (сборник гимнов, молитв). Он выражает восхищение и ужас перед силой природы. 800 г. до н.э. – Упанишады, источник религ-но-философского сод-я. Содержит рассуждения о реальности и нереальности, понятие истин, благородного чела, обоснование идеи брахмана – носителя духовности; «атман» - сознание собст. Я. На основе Упанишад возникает 6 философск. школ. Особенность брахманизма – идея скоротечности земной жизни; поведение человека определяет его судьбу после смерти. В 6 в. до н.э. возникает буддизм. NN поведния буддизма: 1-предотвращать зло; 2-способств-ть добру; 3-пресекать зло; 4-поддерж. добро. Буддизм, как и брахманизм, быстро распространяется на всю Азию. 3-4 вв. до н.э. – сближение брахманизма и буддизма, возникает индуизм, более пригодный для кастовой структуры. Осн. боги индуизма: Брахма (бог духовности), Вишну (созидатель), Шива (разрушитель)=> понятие триединства бога. Бог Кришна – земное воплощение Брахмы. Соц. стр-ра. Варны, касты – родовые общины, правитель Индии не мог вмешиваться в их жизнь при условии своевременной уплаты налогов. В каждой касте множество обрядов, за несоблюдение которых – исключение. Следствие этого – замкнутый образ жизни, социальная пассивность. Литература: 1-Махабхарата (прославление брахмана), 2-Рамаяна (Рама ищет свою возлюбленную), 3-Камасутра (красота физ. любви). Искусство. Театральн. действо органично сочетало музыку, танец, слово, костюм; распространена пантомима. Развито изобр. искусство, зодчество (мавзолей Тадж-Махал). Нет равных в резьбе по кости, камню, дереву. Наука, образование. В Др. Индии было накоплено много знаний, но не было высоких достижений (все по воле Брахмы). Существ. неск. университетов, в к-рых изучались астрология, астрономия (они особо почитались), математика, медицина. Знания не отличались рационализмом.14.Культура древневосточных цивилизаций (Месопотамия, Египет). период: 4 в. до н.э. – 5 в. н.э. Это доосевые культуры. 500 г. до н.э. – ось, мифологическое сознание превращается в логическое (Ясперс). Месопотамия вкл. Шумер, Аккад, Вавилон, Ассирию. Крамер: история началась в Шумерах (возникновение письменности – сначала доалфавитные виды /пиктография/, затем клинопись). Религия: поклонение силам природы: сначала культу предков, затем богу Ану, который признавался отцом богов, затем -обожествление вождей. Существовал мифол. эпос о сотворении мира (мир сотворен Мардуком), устное народное творчество. Литература: «О всевидящем» (о царе Гильгамеше) – основная тема – назначение человека, отношения людей. Скульптура+Архитектура (мозаика), кораблестроение. Образование: 2 типа школ: для подготовки писцов/жрецов + спец. училища. Изучались письмо, счёт, астрономия, астрология, основы права и медицины. Библиотека ассирийского царя Ашурбанапала в Ниневии (30 тыс. глин. табличек). Египет (расцвет во 2 тыс-летии до н.э.) Главная особенность – символичность: Сфинкс (символ силы и ума), Анкх – крест с петлей (символ Нила), фараон, боги Осирис, Ра. Всё в Египте есть соединение мифа и реальности. Религия: Ра – всем распоряжается, Осирис - бог подземного царства. Характерен фетишизм – поклонение животным, растениям: бог Нила – крокодил, бог радости – кошка, богиня мудрости – птица Ибис. постепенно мифология Египта стремится к триединству бога. Человеч. существо делили на Ка (тело) и Ба (душа). Египет – первый образец рабовладельческого государства, развиты ирригационные системы=>развитие математики. Хорошо развита деревообработка (топор, тески, нумеровочный камень, линейка), обработка камня до изящных изделий, развито ремесло (обработка глины, кожи, папируса). Особенность искусства – включение элементов реалистичного искусства. Создание алфавита(24 буквы), десятичная система исчисления. Приоритет имели прикладные знания. Литература: «Книга мертвых» (описывает ритуал разговора мертвого с Осирисом, роль жрецов, отношение к умершим). Светские произведения: «Сказка о двух братьях», «Сказка о правде и кривде». 15.Основные понятия древнегреческой культуры. Периодизация ее развития. (8 в. до н.э. – 5 в. н.э.) Особенности: 1-теорийный характер, 2-эстетическое восприятие мира, 3-стройная логика. Периодизация: (предшествует Крито-Микенская культура – переходная от др. восточной к античной: централизация, бюрократизация, большая роль жречества; 3-2 тыс-летие до н.э. – крушение Крито-Мик. к-ры, род. знать борется за власть, формируется к-ра Др. Греции) 1)-Гомеровский период: культура направлена на развитие личности, военных качеств – смелости, выносливости, благородства => агонистика; 2)-архаический: появление полисов, чел в полисе собственник и политик одновременно; ценятся мирные качества – рассудительность, порядочность; общее благо достигается совместным трудом и справедливым распределением его результатов; поэты: Алкей, Феогнид, Архелох; 3)-классика – расцвет: человек – высшая культурная ценность, человек-гражданин; 4)-эллинизм: походы А.Македонского=>империя, слияние нескольких культур (италийской, этрусской, критомикенской). Осн. понятия: 1-агонистика – соревновательность (во всех областях), 2-полис, 3-пайдейя (букв. «ребенок») – система воспитания, подготовка к жизни (строго соблюдалась), 4-калакоготия («прекрасный») – набор достоинств, необх. члену общества, сочетание разумного и телесного совершенства, по Сократу – природное совершенство, 5-арестой – вождь, лидер, 6-катарсис – нравственное, эстетическое, религиозное очищение. Мифология играла важную роль, боги антропоморфны. ^ 26. Художественная культура Западной Европы в XVII в. Осн худ стили: Барокко – (странный, вычурный) элементы помпезности, непрямые линии (особ. проявл. в Вене); Роккоко – (ответвл. от барокко) изготовл. посуды, мебели, интерьеров (задача – украшение); Классицизм – (образцовый) отлич. от 2-х первых, простота линий, величествен, выражает идеи государственн и гражданствен; Ампир – характ. для Франции, гл. цвета: красный, золотой, голубой, передается величие власти. Зарождаются элементы реализма (творчество Рембрандта). Литература: Серано де Бержерак – фантастика, критика мерзостей; Мольер – высмеивает буржуазный образ жизни; Корнель – конфликт гос. и воли чела («Гораций»); Сервантес («Дон Кихот»); Кольдерон – драматург («Дама – невидимка»). Живопись: Рембрандт – картины окружающей действительности («Ночной дозор»), предвестник реализма; Рубенс – картины религ. хар-ра; Веласкес – стиль реализма. Музыка: Жан Батис Люлю – француз, основоположник фр. оперы и школы.16.Научные и художественные достижения культуры Древней Греции. Философия – способность и стремление к мудрствованию. Ф. по Сократу должна заниматься только проблемами чел. бытия. Платон и Аристотель вводят диалектику, проблемы бытия/небытия, логику, эстетику. Наука. Прежде всего – астрономия: мир неделим, купол, мир никем не создан, вечен (космизм). Евклидова геометрия, механика Архимеда, физика Аристотеля, основы биологии (Эмпидокл, Демокрит), медицина – Гиппократ, география (Эратосфен измерил меридиан и R Земли), История («рассказ») рассматривалась как искусство, своя богиня – Клио, Геродот – отец, также Фукедит, Полибий (стремился раскрыть прич-сл связи), Гесиод («Теология» - о сотворении мира, «Труды и дни» - исследование норм чел. бытия). Литература. Поэмы - Гомер ( Илиада, Одиссея). Трагедия: Эсхил – отец, 90 шт. в осн. соц. сод-я; Софокл – личные темы; Эврипид – психология («Медея»). Комедия: Аристофан – отец («Птицы», «Лягушки»). Плутарх – «Сравнительные жизнеописания», Застольные беседы, «Моралия». Скульптура. На первых этапах – статичный характер. Затем Фидий (скульптура Зевса), Мирон (дискобол, А.Македонский, Венера). Архитектура. Храм Аполлона, Артемиды. 17.Культура Древнего Рима и ее особенности. Мифология. Получает развитие в царский период: в это время Рим – город-государство под управлением 7 царей, 3 из них этруски.(до 3 в. до н.э.). Римск. к-ра форм-ся на осн. этрусской, которая напоминает к-ру др. востока, но в к-рой возникли римские цифры, лат. алфавит, оружие. Янус – бог вулкана, начала и конца (двуликий); Марс – войны, Минерва – мудрости, Юпитер – грозы. I в. до н.э. – начало римской аристократической к-ры, хар-ся абсолютным влияние др-греч к-ры, из Афин перевозятся скульптуры. Зарождение театра, появление монет, строительство дворцов. Разв-е военной науки. Личности. Ливий Андроник, Гораций, Вергилий, Овидий, Тит Лукреций Кар (Ученый, ест-научный труд «О природе вещей»), Цицерон (сенатор, ученый, философ, оратор, труд «О галльской войне»). Архитектура: практическая направленность, строились дворцы, акведуки, цирки, бани, театры + Колизей, пантеон. Скульптура: Скульптурные портреты передают хар-р челов, особое внимание глазам. Портреты Цицерона, Брута, Цезаря. Периодизация Средневековья 1) Раннее. (V-XI) Переход от римской к-ры к к-ре МА. Разрушение равновесия между варварскими племенами, кризис римской культуры, возрастание влияния церкви, к-рая монополизирует толкование св. Писания. Состояние нестабильности в Европе + набеги арабов, викингов. К н. XI в. – относит. самостоятельность гос-в, 1054 г. – разделение церкви 2)Зрелое. 1-окончательно сформировались все инст-ты МА общества, в т.ч. феод. г-во; 2-феод. способ производства; 3-четкая соц. структура (феодалы, духовенство, крестьянство); 4-Сonst борьба за власть (короли VS клерикалы); 5-окончательное складывание христианства, вобравшее гл. обр. традиции византивизма. 3) Позднее (XV- XVI). Под влиянием товарного производства происходит распад МА к-ры, кризис Рим. кат. церкви. Образование самост. гос-в (рев-я в Нидерландах). реформация. ^ 40.Западноевропейская художественная литература реализма; выдающиеся литераторы. Франция: Бальзак: «Чел. комедия»: дал широкую картину франц. общества, пол-я в нем чела + о эконом., соц., полит. сферах.; Флобер: «Госпожа Баварии» - отражение жизни нар. общества; Эмиль Золя: жизнь тружеников, 20 томная серия романов «Руган Могары» (западня, чрево Парижа, Жерминаль); Жюль Верн: научно – фантастические романы («Дети капитана Гранта»); Мериме: мастер новелл, в кот. раскрываются чувства и страсти («Кармен»); Англия: Диккенс: анализ нравственности, совести, добропорядочности («Записки пиквикского клуба», «Холодный дом», «Приключения Оливера Твиста»); Теккерей: вывернул на изнанку жизнь буржуйского общества («Ярмарка тщеславия», «Анализ обманщиков и обманутых»); Германия: Раабе – тема маленького человека («Воробьиная улица»); Шпильгаген – политические романы («Один в поле не воин»); Америка: Марк Твен – очерки, политические темы («Таинственный незнакомец»).18.Материальные, социальные и духовные основы культуры Средневековья. 2 осн. фактора, повлиявших на МА к-ру: 1-внутренний – воздействие римской и варварской к-р; 2-внешний – влияние Византии, арабской к-ры. Материальная основа – феодальный способ производства. Дух. основа. К-ра МА связ. с идеями византивизма, который прежде всего опирался на христ. идеологию (новая Византия – сплав иудейской, арабской, эллинической и др. к-р). Христианство возникает в I в. в Палестине на основе иудаизма, его идеи изложены в Ветхом Завете, к-рый переведен на греческий. Далее – откровение Иоанна Богослова, формулирование идеи Христа, мессии. Новый Завет – идея спасения. Христианство провозгласило равенство всех людей перед богом. Богословы христианства. Филон Александрийский соединил греческую философию и иудейское мировоззрение, идея мессии. Сенека под богом понимал высший разум. Авг. Блаженный: назначение (ад/рай) определяется заранее, «О граде божьем», «Исповедь». Ф. Аквинский: Бог – сгусток энергии, который из ничего может создать всё. с XIV в. богословы интересуются соотношением веры и науки: Ансельм Кентерберийский: «Верую, чтобы понимать». П. Абеляр: «Понимаю, чтобы верить». Бэкон: вера и знания суть разные вещи. Мусульманство. (возн. в VII в.). У Курийшитов появляется бог Аллах. Кааба, Мекка – святые места, куда каждый мус-н обязан совершить хадж. Аллах не изображается. Система молитв (5 раз в сутки). Аллах не изображается. Отступничество жестоко каралось. Закят – приношение богатых в пользу бедных, Таляк – развод. Причины распространения ислама: 1-Перевод Корана запрещен, 2-принявшие ислам становились под защиту аллаха + уменьшение налогового бремени, 3-противостояние верных и неверных. В мусс. к-ре нет живописи, скульптуры (только мечети). Философия: Авиценна, ориентирован на Аристотеля. Поэзия: поэтов поддерживали ханы, султаны, т.к. первые их прославляли. Фирдоосий – «Шахнаме» - жизнь царей. Джами – поэзия высших слоев общества. Омар Хайям – не придворный поэт, сатирический жанр рубаи.19.Научные знания, литература и искусство средневековой эпохи. Наука. 1) схоластика (Абеляр: «Да/нет») есть истина бога и истина науки, и задача ученого не доказать, а вывести истину путем умозаключений. 2) Алхимия (опыты). Наука развивается в универах (богословский, мед., юрид., артистический факультеты). Жанры богословской науки: энциклопедия, жития, богословские сочинения. Светская наука – сумма. Худ. к-ра. 2 стиля в архитектуре – романский и готика. Литература. Светские жанры: 1-куртуазный (рыцарский) роман: тема любви, подвигов («Тристан и Изольда»). 2-городской сатирический роман – роман об Алисе, все герои в образе животных. 3-роман аллегория – «роман о Розе». Характерная особенность – резкое разделение городской и сельской культуры. Город – к-ра площадей, акробаты, цирк. Деревня – религ. или связ. с уборкой урожая праздники. Расцвет творчества трубадуров, вагантов – авторская песня. Главная черта МА к-ры – господство религиозных идей, поэтому она уникальна. В то же время она противоречива: феод. способ производства (всеобщая зависимость), но есть наука, образование, светская литература. ^ 25.Характеристика социокультурной ситуации Западной Европы XVII века. Культурная парадигма. Социокультурн ситуация сложна и противоречива, переплелось то, что совсем не соединимо. 17в характер рядом новых идей и открытий (в обл физики – Ньютон, астроном Галилей, химия – Боль, изобретаются телескоп и микроскоп; теория вероятности => 17в – век гениев), сложность есть в том, что образуется научное общество, академии, объединения (Лондонское королевское общество, Парижская естественно-научная академия) + сформировалось нескольк. обществ-полит идей: Лейбниц – мир – соединение различных субстанций, кот создаются Богом. Этот мир лучший из всех возможных миров; Англ: Гоббс – «естеств право и общественн договор» (чел натура зла от природы); Локк – ест. правом чела яв-ся труд, а права чела обеспеч. гос-вом (разделение властей). 17в сформировал новую модель морали, к-рая вкл. труд, бережливость, накопительство, успех в мирских делах. Сформировалась новая культурная парадигма Вкл. теологизм, новое представление о природе (это сложный механизм, к-рый завёл Бог), рационализм, антропоцентризм.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Архитектура пк и его составные части
Реферат Gender Roles In Star Trek Next Generation
Реферат Государственное устройство Азербайджана
Реферат Звездные войны или заложники высоких технологий
Реферат Skydreamer ucoz kz
Реферат Antigone Essay Research Paper ANTIGONEComplex character and
Реферат Внутрифирменное планирование 6
Реферат Предмет і функції філософії. Світогляд, як теоретичне ставлення до сущого з позиції належного.
Реферат Апряжения для малогабаритного, транспортабельного генератора рентгеновских квантов в импульсных диодных системах с внутренним анодом и взрывоэмиссионным катодом
Реферат В чем суть маржинализма как одного из методологических принципов экономической теории
Реферат Петр Капица (english)
Реферат Барабанов, Илья Владимирович
Реферат Осень нашей жизни: как подготовиться к зрелому возрасту и достойно его встретить
Реферат Жё-де-пом
Реферат Небо и ад обитают в человеческой душе По одному или нескольким произведениям XIX века