Институт международных отношенийкаф. Международных отношений и американистики (ауд. 5505)Котляр Надежда Васильевна, ст. преп.ОСНОВЫ ТЕОРИИ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙРАЗДЕЛ I. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ ТМОКонцепции и теоретико-методологические подходы в изучении МОТема 1. Объект и предмет ТМО. Основное направление исследований в области международных отношений. Теория международных отношений (ТМО) представляет собой одну из научных и учебных дисциплин, направленных на изучение такого многопланового объекта исследования как международные отношения. Появлению в науке о международных отношениях этой самостоятельной отрасли научных знаний способствовал ряд обстоятельств. В частности, такие события первой половины ХХ века как две разрушительные мировые войны и создание ядерного оружия, привели к объективной необходимости теоретического осмысления международных отношений, выявлению внутренней логики и закономерностей международных отношений, знание которых позволило бы повысить предсказуемость изменений, происходящих в данной сфере социальных отношений, и управляемость международно-политическими процессами. Таким образом, теория международных отношений стала формироваться как «сумма» множества теорий о том, что представляют собой система международных отношений, участники международных отношений, их цели, закономерности поведения и т.д. Центральную методологическую роль в формировании теории играет идеализированный объект (его идеальная модель) модель исследуемой части реального мира в совокупности важнейших для этой реальности связей. Создание в рамках ТМО систематизированного знания об объекте исследования (международных отношениях) и предмете исследования (теориях МО) вызвало появление целого ряда спорных вопросов. Наибольшие разногласия в определении международных отношений как всей совокупности отношений, возникающих в ходе многомерных контактов основных субьектов (акторов) на международной арене вызывает расшифровка термина «актор» или «субъект». Большинство исследователей сходятся на том, что главным действующим лицом и основным элементом МО является государство. Определяющая роль государства в идентификации объекта объясняется тем, что вместе с государством появляется понятие границы – воображаемой линии, отделяющей «нас» от «них». Граница зримо показывает пределы МО и придает «физический смысл» понятию. Без возвращения к идее государства пришлось бы отказаться от утверждений о специфике международной (межгосударственной) сферы. Таким образом, государство стало основным компонентом всего «международного», поскольку без государства нет и международных отношений. Можно отметить некоторые характеристики государства, позволяющие признать государство главным действующим лицом на международной арене:обладает способностью и моральным правом производить и использовать наиболее эффективные инструменты принуждения, в т.ч. военные средства;опирается на ресурсы своих экономик;опирается на лояльность граждан;имеет осознанные, долгосрочные интересы, борьба за реализацию которых способствует формированию альянсов, конфликтов, т.е. наполняет содержанием функционирование системы МО. Теоретические представления о ведущей роли государства в сфере МО (государственном центризме) являются наиболее распространенным направлением исследований в области МО. Основные закономерности, государственно-центристской системы:Главным действующим лицом МО является государство, а формами его международной деятельности – дипломатия и стратегия.Государственная политика существует в двух разновидностях: внутренней и внешней (международной), между которыми имеется как взаимосвязь, так и существенные различия, в силу которых международная политика государства обладает хотя и относительной, но в то же время весьма значительной автономией.Основа основ всех международных действий государства национальном интерес, наиболее существенными составными элементами которого являются безопасность, выживание и суверенитет. Потребность в защите и продвижении национального интереса вызывает необходимость обладания как можно более мощным военным потенциалом, который, в свою очередь, зависит от природных, экономических и иных ресурсов государства. Поэтому МО – это силовое взаимодействие государств, баланс сил, в кот. преимущества с точки зрения национальных интересов имеют наиболее мощные державы.В зависимости от распределения мощи между наиболее крупными с т.з. военного потенциала государствами – т.н. великими державами – баланс сил может принимать различные формы, или конфигурации: биполярную, трехполюсную, мультиполярную и т.д. (Подробнее см.: Цыганков П.А. Теория международных отношений: Учеб. пособие. – М., 2002. С. 84-85)^ Основные понятия и термины.Актор (лат. aktor – деятель. Букв. – «актёр») – субьект международно-политических отношений; «действующее лицо» на международной арене. В сфере МО актор – любой авторитет, любая организация, любая группа и даже любой индивид, способный играть определенную роль, оказывать влияние.^ Международные отношения (МО). Русскоязычное понятие существенно расходится с вроде бы родственным ему в английском – языке, на котором почти исключительно создавались пока наука о международных отношениях и теория международных отношений. «International relations» значительно более богато смыслом и содержательным контекстом. Relations – тождественно “отношениям”. Inter- приставка имеет 2 значения: в определенной группе, социальной среде (among) и между кем-то, кто разделен пространством, чем-то еще, но одновременно и соединен, сцеплен друг с другом этим разобщающим их пространством (between).Nation – является целой концепцией и в этом своем качестве означает не “народ” и не “нацию”, но определенный тип государства – мононационального или с доминированием ведущего этноса; государства, сложившегося в Европе параллельно со становлением капитализма, как своего рода предпосылка и первый его результат. International relations – в строгом смысле этих слов – отношения между государствами вполне определенного социально-исторического и политико-экономического типа, притом отношения, складывающиеся и действующие в среде именно таких (а не иного типа) государств (Подробнее см.: Косолапов Н.А. Явление международных отношений: историческая эволюция предмета исследования // Богатуров А.Д., Косолапов Н.А., Хрусталев М.А. Очерки теории и методологии политического анализа международных отношений. М., 2002. С. 36-68. С. 37).^ Теория международных отношений (ТМО) – совокупность множественных концептуальных обобщений, представленных полемизирующими между собой теоретическими школами и составляющих предметное поле относительно автономной дисциплины (Цыганков П.А. Теория международных отношений: Учеб. Пособие. – М., 2002. С. 95. См. также: Теория международных отношений: Хрестоматия / Сост., научн. ред. и коммент. П.А. Цыганкова. – М., 2003. - С. 21).Теория» (лат.) – наблюдение, исследования может также употребляться в «широком» и «узком» смыслах. Весь комплекс наук о международных отношениях (историю международных отношений, историю дипломатии, международную экономику, международное право, теорию международных отношений и т.д.) обозначают теорией в широком смысле слова. Под «широким» смыслом понимается максимальный комплекс представлений о выбранном объекте. В таком случае слово «Теория» пишут с большой буквы. В «узком» смысле под теорией подразумевается наблюдение, исследование более конкретного объекта. Так, дисциплина ТМО для комплекса наук о международных отношениях будет являться теорией в узком смысле слова. Если обозначить дисциплину ТМО теорией в широком смысле слова, то «узкими» теориями будут, например, теория войны, теория международных режимов, концепции безопасности и т.д. (Подробнее см.: Косолапов Н.А. Тема 6. Теория международных отношений: предмет анализа и предмет теории (введение в теорию) // МЭиМО. 1998. №11. – С. 47-57).Традиция (лат. повествование, передача) – исторически сложившиеся порядки, правила.Тема 2. Этапы становления международно-политической науки. Европейские интеллектуальные традиции. Исследования международных отношений зародились в период Античности. Среди развивавшихся в этот период взглядов на природу отношений между народами, странами, государствами выделяются две идеи: идею «силы и порядка» и «космополиса», сопоставимые как «война» и «безопасность», «сила» и «разум», «государственный эгоизм» и «всемирная организация» (см.: Косолапов Н.А. Тема 1. Теоретические исследования международных отношений (Историко-интеллектуальный фон и этапы становления науки) // МЭиМО. 1998. №1. С. 82-93). Развитие этих идей, продолжающееся до сегодняшних дней, сформировало основу двух противоборствующих теорий МО, получивших название политического реализма и либерально-идеалистической парадигмы. Общей чертой этих идей был нормативный (от слова «норма») подход авторов: международные отношения не столько описывались и изучались, сколько декларировались. В европейской духовной и политической традиции осмысление МО было тесно связано с идеями и практикой христианства, в частности идеей всеобщности и единства христианского мира (единого религиозного пространства), универсальности жизненного пути смертных перед лицом единого высшего Бога, единой системы общественных отношений («ни эллина, ни иудея»). Однако заповедь «Богу – богово, кесарю – кесарево» сделала решающий шаг к последующему разделению религиозных и светских институтов. В период перехода к Новому времени (ХIV-ХVI вв.) проходит фактическая реабилитация светской власти и ее конкретной формы – государства. На первый план выходят проблемы межгосударственных отношений, а именно отношения войны и мира, основой для теории МО стал «вестфальский рубеж» 1648 г. – опыт возникновения и усиления суверенных государств. Христианское происхождение как европоцентристской системы МО, господствовавшее в мире до второй половины ХХ в., так и изначально теоретическое представление об этой системе и ее природе одним из следствий имело то, что практически до конца ХIХ в. в изучении международной жизни господствовало 3 теоретико-методологических постулата: 1) МО – отношения между государствами, причем государство – нечто целостное; 2) МО рассматриваются как некое взаимодействие, в ходе и результате которого происходит переплетение экономических, политических, идеологических, военных компонентов силы и могущества государства; 3) объектом исследования оставалась европоцентристская по сути всего лишь европейская система МО.^ Тема 3. «Рациональная» теория политического реализм^ Основные понятия и термины Баланс сил – относительно равномерное распределение силового потенциала между возможными противниками. Структура – ряд ограничений, порождающих расхождение между намерением и результатом (К. Уолц). Структура – совокупность сдерживающих факторов, приводящих к расхождению между намерением и результатом (см.: Сандерс Д. Международные отношения: неореализм и неолиберализм // Политическая наука: новые направления /Пер. с анг. М.М. Гурвица, А.Л. Демчука, Т.В. Якушевой. Научный редактор Е.Б. Шестопал. – М., 1999. С. 410-424).^ Тема 4. Либерально-идеалистическая парадигма. Исходный пункт теории – универсальные ценности и идеалы. Человек – «абсолютный гражданин своей личности и владений, равный самым великим людям и никому не подчиненный» (Дж. Локк). Люди «в естественном состоянии» состоянии полной свободы и равенства обладают естественными и неотъемлемыми правами человека: право на жизнь, свободу, владения (что и составляет собственность). Для всех без исключения действует закон природы общий для всех, присущий каждому от рождения, по которому «все человечество представляет собой одно сообщество, человеческий род, который в лучшем виде есть некое согласие» (Д. Алигьери). Права человека в естественном состоянии не надежны, ему (его собственности) постоянно угрожает посягательство других. Потому люди объединяются в общество ради взаимного сохранения своих жизней, свобод и владений. Управление обществом происходит по воле большинства его представителей. Обязательным условием для сохранения собственности является действие закона – нормы справедливости, основанием которого стал закон природы. Такое понимание безопасности заложило основу традиции «мира через закон», а также основы понятия «коллективная» безопасность. На международной арене право действовать имеет большинство, и это большинство – не обязательно должно состоять из глав государства, и может состоять даже из частных лиц, правительственных и неправительственных организаций. В 1980-х формируется теория неореализма (Р. Кохейн, Дж. С. Най, Х. Милнер и др.), основным понятием которой становится «комплексная» взаимозависимость (Р. Кохейн), сама собой заменившая идею коллективной безопасности. Новая идея не отрицает «классических». Напротив, глобальное взаимопроникновение международных процессов является еще одним доказательством будущего МО мирового порядка, основанного на либеральной демократии и индивидуальных правах человека. Центральные понятия: свобода (индивидуальная свобода), права человека, всеобщее законодательство, право-мораль, мир (человеческий род, «космополис»), «вечный мир», комплексная взаимозависимость, глобализация, падение роли государства.^ Основные понятия и термины «Комплексная» взаимозависимость состоит в экономическом взаимопроникновении в смысле международной торговли и перетока капиталов (причина явления – интернационализация мировой экономики); в общей заинтересованности государств в предотвращении крупной ядерной войны; в общей заинтересованности в предотвращении экологической катастрофы (см.: Кеохейн Р.О. Международные отношения: вчера и сегодня // Политическая наука: новые направления /Пер. с анг. М.М. Гурвица, А.Л. Демчука, Т.В. Якушевой. Научный редактор Е.Б. Шестопал. – М., 1999. - С. 438-450). Либерализм (от лат. liberalis – свободный) – учение и общественно-политическое течение, рассматривающее политическую жизнь с точки зрения обеспечения приоритета, защиты и выражения прав личности, содержащее установку на обеспечение свободы личности и других гражданских и политических прав индивида.^ Тема 5. Марксистская (социалистическая) парадигма. Исходный пункт теории классического марксизма – экономические отношения. Общество совокупность социальных отношений – образовалось, когда люди вступили в товарно-денежные отношения (отношения обмена). Отрицательным результатом стало закрепощение и бесправие трудящегося человека, последовавшее за формированием пролетариата – особого сословия, ставшее результатом разложения всех сословий. Вместе с тем человек – высшее существо для человека. Следовательно, необходимо полное возрождение человека путем создания нового строя – строя социальной справедливости. Последователи классического марксизма полагают, что, подобно тому, как в обществе есть два сословия положительные и отрицательные представители (сословие-паработитель и сословие-освободитель), на международной арене также действуют два социальных класса: всемирная буржуазия и мировой пролетариат. Международные отношения, таким образом, имеют эксплуататорскую (империалистическую) природу и представляют собой борьбу этих двух классов. Исходный пункт теории неомарксизма (С, Амин, И. Валлерстайн и др.) «мир-система» и «мир-экономика». Акторами мира-системы, в котором выделяют центр, периферию и полупериферию (слаборазвитые государства и регионы) являются «государства-классы» и «регионы-классы». В современном мире происходит рост разрыва между центром и периферией, формирование несимметричной взаимозависимости в пользу США. Выход из сложившейся ситуации антисистемный разрыв, способствующий освобождению от эксплуатации и установлению социализма во всем мире (о содержании понятий «периферия», «центр» и процессе глобализации см.: Шинковский М.Ю. Российский регион: становление политического режима в условиях глобализации. Монография. – Владивосток, 2000. С. 150-172) .^ Основные понятия и термины. Международные отношения в теории реализма – анархия, состояние «войны против всех» (в этой войне участвуют только государства). Международные отношения в либерально-идеалистической теории отношения «обществ», т.е. различных объединений людей, протекающие по законам (нормам права и морали). Но эти отношения также представляют собой анархию, потому что каждое «общество» свободно в стремлении реализовать свои права. Международные отношения в теории марксизма – отношения в глобальной мировой системе, которые характеризуются борьбой мирового капитализма и международного рабочего класса. Международные отношения в теории неомарксизма глобальная система многообразных экономик, государств, обществ, идеологий, культур.Мир-экономика (или мировое хозяйство) – не столько сумма экономических отношений в мире, сколько система взаимодействия международных акторов, ведущую роль в которой играют экономически наиболее сильные из них (см.: Цыганков П.А. Теория международных отношений: Учеб. пособие. – М., 2002. – С. 150). Основные черты современной мир-экономики: всемирная организация производства; рост значения транснациональных монополий в мировом хозяйстве; интернационализация капитала и рынков продуктов при одновременной сегментации рынка труда, стандартизации моделей потребления; уменьшение возможностей государственного вмешательства в сферу финансов и связанная с этим глобальная тенденция «финансизации» (высоки %%-ные ставки, «плавающие» обменные курсы, свобода спекулятивных трансфертов) и повсеместная приватизация.Мир-система – общность с единой системой разделения труда и множественностью культурных систем. Отсюда логически следует, что могут существовать две разновидности такой системы – с общей политической системой и без нее. Мы можем описать их соответственно как мир-империю и как мир-экономику (Валлерстайн И. Система переживает коллапс. Режим доступа: http://traditionallib.narod.ru/slovo/philos/polit/vallerst01.htm). Определяющим культуры капиталистического мира-системы И. Валлерстайн называет либерализм.Марксизм – целостное учение, созданное во второй половине ХIХ в. немецкими учеными К. Марксом и Ф. Энгельсом. Философско-историческая доктрина марксизма исходила из признания закономерного поэтапного движения общества от одной «общественно-экономической формации» к другой посредством социальных революций, совершаемых исторически передовым классом. Высшим типом общественно-экономической формации признавался «коммунизм», как форма реализации рабочим классом своей исторической миссии. В качестве причины исторически-восходящего движения признавались изменения в способе производства, обмена и потребления материальных благ и сопровождавшая их классовая борьба.^ Теория социальной истории. Основу марксистской теории социальной истории, помимо идеи развития, составила гипотеза, что развитие подчиняется неким объективным (т.е. зависящим от воли человека) закономерностям и потому проходит через ряд сменяющих друг друга непременных для всех субъектов развития качественных этапов – формаций. Главным критерием и решающим признаком последней марксизм избрал способ производства, соответственно и формации назывались «социально-экономическими». Признавалась, однако, специфичность развития и проявлений одной и той же формации у разных народов. Каждая формация, в свою очередь, имеет собственные этапы (эпохи, периоды) развития, что определяет социально-историческое качество конкретных обществ как субъектов развития. По мере формационного перехода стран, народов, человечества от «низших» формаций и этапов к «высшим» должны меняться, развиваться и усложняться международные отношения.Социализм (от лат. socialis – общественный) – 1) совокупность различных учений, проповедующих радикальное изменение хозяйственного правопорядка путем устранения частной собственности и свободной конкуренции. Социализм стремился к тому, чтобы подчинить частный интерес общей пользе, изъяв производство и распределение продуктов из ведения частного интереса, поставив на его место регламентацию. 2) общественный и государственный строй, приходящий на смену капитализму; первая фаза коммунизма; основной принцип социализма: «От каждого по способностям, каждому – по труду». При социализме власть принадлежит трудящимся, упразднена частная собственность на основные средства производства и господствует общественная, коллективная собственность в двух ее формах: общегосударственной и кооперативно-колхозной; ликвидированы эксплуататорские классы и причины, порождающие эксплуатацию человека человеком.^ Тема 6. Проблема закономерностей международных отношений. Понятие закона в сфере МО имеет относительный характер. Причина такого явления невозможность точного повторения общественного факта или события (Цыганков П.А.), вероятность как основание всякой деятельности в сфере МО и непредсказуемость человеческих решений (Р. Арон) и человеческой природы (Ж.-Б. Дюрозель), относительность и не окончательность любого объяснения в МО (Ж. Уинцигер).Закономерности в МО проявляют себя как повторяемость, и имеют достаточно относительный характер, немногочисленны. Наиболее общими являются 5 закономерностей, сформулированных в рамках государственно-центристской парадигмы (см. тему 1). В сфере МО действуют закономерности менее общего порядка «временные правила» хорошо систематизированные наблюдения и «рецепты», отражающие уровни менее общего порядка, чем совокупная история человечества: данной эпохи; данного географического региона; данного политического режима. В сфере МО действуют так называемые детерминирующие факторы: национальный интерес и структура международной системы; взаимозависимость; мировая экономика. Относительно бесспорные закономерности, признаваемые всеми теориями МО: рост взаимозависимости, транснациональные отношения международного общества, необходимость международного права. ^ РАЗДЕЛ II. СИСТЕМНОЕ ИЗМЕРЕНИЕ МОСистема международных отношений и ее основные характеристики Тема 7. Система международных отношений. В международных отношениях идея системности исходит из того, что государства стремятся существовать и признавать правомерность интересов друг друга, чтобы гарантировать стабильность МО. Следствием такого взаимного стремления является взаимозависимость государств и необходимость правовой регламентации базовых аспектов международной деятельности. Функции системы, таким образом, становится гарантия стабильности и регулирования МО. Причины возникновения системности в МО:наличие комплекса устойчивых целей акторов;необходимость стабильности и предсказуемости долговременных взаимоотношений между государствами;наличие правовой регламентации МО. Предпосылки, обусловившие формирование общеевропейской системы МО: 1) формирование осознанных элитами государственных интересов, произошедших, как и сами государства, в результате развития буржуазных отношений. С формированием государственных интересов появляется необходимость в стабильности и предсказуемости МО. 2) Сознание оптимальности системного режима контактов. 3) Социально-политическая ситуация, требованием которой стала необходимость сплочения европейской цивилизации. Одной из характеристик системы является ее структурная организация (внутреннее устройство). В зависимости от исторической эпохи, на протяжении которой сформировалась и функционировала система, выделяют 4 типа структурной организации системы, называемых также моделями. Это Вестфальская система (1648-1789 гг.) – система «классического европейского равновесия», Венская (1814-1914 гг.), Версальско-Вашингтонская (1919-1939 гг.), Биполярной (1945-1991 гг.) – система «холодной войны» или «Ялтинско-Потсдамский порядок». Каждая из названных моделей систем переживает в своем развитии 3 фазы: 1) от столкновения к консолидации (фиксация перегруппировки сил и изменения баланса сил и интересов). 2) устойчивое развитие (консолидация) – формирование устойчивого баланса сил между составными компонентами системы. 3) кризис модели и ее распад (накопление конфликтного потенциала до кризисной фазы) (Маныкин А.С. Системность в международных отношениях: содержание, причины формирования и этапы развития // Введение в теорию международных отношений: Учебное пособие / Отв. редактор А.С. Маныкин. – М.: Изд-во МГУ, 2001. – С. 14). На протяжении каждой из фаз на модель системы воздействует ряд стабилизирующих и разрушающих систему факторов, особым образом проявляющихся в каждой из систем.^ Основные понятия и термины Государственные интересы – такая совокупность долгосрочных программно-целевых установок (военных, экономических, пропагандистских и т.д.), реализация которых гарантировала бы данной стране сохранение суверенитета и безопасности (Маныкин А.С. Системность в международных отношениях: содержание, причины формирования и этапы развития // Введение в теорию международных отношений: Учебное пособие / Отв. редактор А.С. Маныкин. – М.: Изд-во МГУ, 2001. – С. 11-41)^ Модели системы международных отношений – тип структурной организации системы, развивающийся по определенному агоритму, характерному для данной исторической эпохи.^ Процесс – взаимодействия между элементами, особенно прочные и периодически повторяющиеся модели таких взаимодействий.Система (гр. systema – целое; составленное из частей, соединение) – множество закономерно связанных друг с другом элементов, представляющее собой определенное целостное образование, единство. Слово «система» применяется для подчеркивания взаимосвязанного, сложно переплетенного характера обязательств и обусловленных ими отношений между государствами (Богатуров А.Д. «Плюралистическая однополярность» // Богатуров А.Д., Косолапов Н.А., Хрусталев М.А. Очерки теории и методологии политического анализа международных отношений. М., 2002. С. 114). Система Sy предполагает наличие состава ее элементов C, специфические взаимосвязи между ними, структуру S и среду E.Системный подход, системный (комплексный) анализ предполагает изучение всего комплекса межгосударственных отношений как некоего развивающего, совершенствующегося, живущего по своим законам организма.Среда системы МО то, что окружает систему, влияет на систему и взаимодействует с ней.^ Функция системы – ее реакция на воздействия среды, направленная на сохранение определенного типа отношений между элементами, т.е. на сохранение “устойчивости” системы.Элементы системы МО простейшие составные части системы. Главными элементами системы являются национальные государства.^ Тема 8. Структура системы международных отношений. Глобальная мирополитическая систем^ Основные понятия и термины Биполярная система – характеризуется господством двух наиболее мощных государств. Система трансформируется в мультиполярную – если сопоставимой с ними мощи достигают др. державы. В равновесной системе или система баланса сил несколько крупных государств сохраняют примерно одинаковое влияние на ход событий, обуздывая «чрезмерные» претензии друг друга. В имперской системе господствует единственная сверхдержава, опережая все остальные государства совокупной мощью (размерами территории, уровнем вооружений, эк. потенциалом, запасом природных ресурсов и т.п.). (См.: Цыганков П.А. Теория международных отношений: Учеб. пособие. – М., 2002. С. 182-183; Богатуров А.Д. Плюралистическая однополярность и интересы России // Свободная мысль. – 1996. №2. – С. 25-36; Страус А.Л. Униполярность. Концентрическая структура нового мирового порядка и позиция России // Политические исследования. – 1997. №2. – С. 27-50 и др.).Структура системы – внутренняя организация целостной системы, представляющая собой специфический способ взаимосвязи, взаимодействия образующих ее элементов – государств, межгосударственных объединений, МПО и некоторых других. Точнее, это политические отношения (Система, структура и процесс развития современных международных отношений. Отв. ред. В.И. Гантман. – М., 1984. С. 80).^ Структура системы – это совокупность воздействий системы на свои элементы. Включает три понятия: А) соотношение элементов системы; Б) способ организации элементов в системы; В) совокупность принуждений и ограничений, которые вытекают из существования системы для ее элементов (Цыганков П.А. Теория международных отношений: Учеб. пособие. – М., 2002. С. 193).^ Тема 9. Глобальное лидерство. Пространственные и лидерские системы МО. Появление понятия «гегемония» связано с теорией гегемонистской стабильности (Киндельбергер, Р. Кохейн, Р. Гилпин, Дж. Най). Оно было дано в 1970 г. американским историком Киндельбергером, выводящим его из исследования мирового экономического кризиса 1929 г., рассматриваемого, прежде всего, как кризис стабильности. Автор не использовал термин «гегемония» предпочитая «ответственность». Ответственным должен быть кто-то один, это и есть гарантия стабильности. В международной политике «ответственной» становится господствующая в МО держава. Она в состоянии «распределять» между государствами коллективные, общественные блага и этим ограничивает анархичность, присущую системе. В 1980 г. термин «гегемонистская стабильность» был предложен Р. Кохейном как название группы работ о роли лидерства в мировых связях. Одновременно идентичный взгляд высказал Р. Гилпин, хотя он первоначально предпочитал пользоваться в своих рассуждениях словом «лидерство» вместо «гегемония». Процесс теоретического оформления гегемонии завершился в 1980-1990-х гг., когда Дж. Наем была предложена цельная политико-военно-экономическая теория, которая была приложена им к реалиям рубежа 1980-х и 1990 х годов. Условия, при которых государство может стать гегемоном (Р. Кохейн, Р. Гилпин):если его положение будет обеспечивать ему контроль над сырьевыми ресурсами;источниками капитала;рынками;конкурентные преимущества в производстве наиболее высокоценных товаров. Понятие гегемонии было по прежнему близко понятию «лидерство», и включало в себя значительную степень идеологического согласия держав, возможность сложится в силу объективных обстоятельств: наличия передовой экономики, отстраненности от вызванной войной разрухи. В период существования биполярной системы к понятию «гегемон» добавляется представление о том, что гегемон не обязательно единственная сверхдержава в мире (возможно существование контргегемона). Гегемоном в этот период названа держава, имевшая и разрушительную военную силу, и созидательный потенциал для структурирования мировой системы в соответствии со своими интересами. В современных теориях главенствуют две противоположные теории. Первая - говорит о «закате Запада», окончании Нового времени, «упадке величия традиционных международных лидеров и распаде мировых империй». Все эти образы подразумевают, прежде всего, «уход» США с лидирующих международных позиций. Вторая группа воззрений на лидерство восходит к западной политэкономии международных отношений, это школа «структурного лидерства». Систему называют лидерской, если она строится на бесспорном преобладании разного, но всегда жестко ограниченного круга наиболее сильных государств (в этом смысле лидерскими были все системы международных отношений со времен 1648 г. до 1991 г.). В регионах необходимо выделить пространственные системы – там, где полюсы-лидеры почему-либо не в состоянии оказывать определяющее влияние на положение дел, а «фоновые» страны приблизились к тому уровню, когда сопротивление регионального пространства может нейтрализовать импульсы со стороны, как минимум одного, наиболее мощного полюса или всех полюсов. Пространственные системы преимущественно – тип организации среды (фона, пространства) – в них стабильность обеспечивают объекты, в –лидерских стабильность обеспечивают субъекты (см. Богатуров А.Д. Великие державы на Тихом океане. История и теория международных отношений в Восточной Азии после второй мировой войны (1945-1995). М., 1997). ^ Основные понятия и термины Гегемона характеризует влияние и главенство; способность и возможность структурировать мировую систему в соответствии со своими интересами; способность и возможность определять параметры производства и вооруженных сил крупных региональных держав. Вместе с тем в понятие «гегемон» входит понятие ответственности (1970 г.), лидерства (1980 г.), существование которого является необходимым для стабильности мира.Гегемония (гр. господство, первенство, руководство, преобладание). В 1977 г. по совместному определению Р. Кохэйна и Дж. Ная, под гегемонией понималась международная ситуация, в которой «одно государство является достаточно сильным, чтобы утверждать основные правила, регулирующие межгосударственные отношения, и обладает волей поступать таким образом». Лидера характеризуют высокий уровень экономического развития (это государство доминирует в экономике), военная сила и созидательный потенциал; желание и способность заручиться поддержкой других стран. Лидер не определяет параметры крупных держав. Признание его авторитета исключает прямое подавление лидером тех, кто не стремится войти в сферу его влияния, а также общие интересы лидера и его последователей. К числу лидеров иногда относят государства-доминанты – государства, занимающие лидирующие позиции в мире по своим характеристикам (Э.Я, Баталов, А. Воскресенский, Т. Шаклеина). Таким образом, выстраивается «иерархия» ведущих держав: 1) гегемон 2) доминант (мировой лидер) 3) лидер.^ Типичный лидер государство, обнаруживающее объективную способность и выраженную волю, во-первых, навязывать свое видение перспективы международного развития, оптимальных способов обеспечения мира и стабильности другим странам, сообществу государств в целом или какой-то его части; во-вторых, противостоять аналогичным устремлениям других лидеров или игнорировать их, не подрывая при этом основы собственной выживаемости в политическом и страновом качестве (Богатуров А.Д. Великие державы на Тихом океане. История и теория международных отношений в Восточной Азии после второй мировой войны (1945-1995). М., 1997. – С. 59-60).РАЗДЕЛ III. Системообразующие и системоразрушающие факторы МО.^ Тема 10. Национальный интерес ^ Основные понятия и термины Нация (лат. natio – племя, народ) – устойчивая общность людей, сложившаяся на основе единства происхождения (общность «крови»); совместного проживания; культуры и коммуникаций (экономических, политических и др.).^ Национальный интерес ^ Основные понятия и термины Идеология в МО – устойчивые представления о роли государства в среде международных отношений, разделяемые большими массами людей и правящими элитами.^ Национальная идеология – разновидность идеологических течений, предполагающая постановку властью значимых проблем в качестве составных частей решения национального вопроса.^ Тема 12. Глобальная безопасность. Безопасность является неотъемлемой характеристикой национального интереса. Будучи достаточно многогранным понятием, безопасность включает в себя гарантии суверенитета, целостности, защиты населения, составляя существенный элемент национального интереса. Безопасность относится к тому интересу, который «вошел в состав» жизненно важных интересов государства-нации (т.е. в государственный интерес). Безопасность относится к интересу, который призвана гарантировать национальная безопасность (стратегия национальной безопасности). Существует два понимания безопасности: 1) неугрожаемое состояние (связываем с отсутствием внешних