1.Достижение СМИ Сев Европы конца 20 начала 21 века. Страны по выбору. Журналистика скандинавских стран и стран Северной Европы - Дании, Исландии, Норвегии, Финляндии и Швеции - достигла высокого уровня развития недавно. Их печать находится в периоде расцвета, а радио и телевидение являются важной просветительской и культурной силой общества. Несмотря на существенные национальные различия между системами СМИ каждой страны, есть немалые черты сходства, а также важные особвнности, позволяющие говорить об их близости мировому процессу развития СМИ. Как и в других промышленно развитых странах, деятельность СМИ определяется принципом свободы печати, закрепленном в конституциях и специалъных законодательных актах. Как и в других странах печать, радио и телевидвние функционируют в условиях рыночной экономики и подчиняются ее законам. Многие тенденции развития, "группы влияния" и идеалы северных СМИ выявляют их неразрывную общность со средствами массовой информации развитых стран Европы и США. Тем не менее пресса и вещание стран Северной Европы имеют ряд особенностей и выделяются на богатом фоне современных средств массовой информации. Это и то, что жители этих стран больше других читают газеты и предпочитают национальные телевизионные программы зарубежным сериалам. СМИ этих стран занимают особое положение в общественно-политических системах, имеют не всегда привычные и традиционные для рыночных демократий взаимоотношения с двумя важнейшими силами общества - государством и рынком. Северные страны в послевоенное время развивались медленнее других западных стран, их в меньшей степени коснулись новые веяния в области СМИ - падение интереса к в печати, бурное развитие частного вещания, внедрение спутникового телевидения, коммерциализация СМИ. До начала 80-х гг. СМИ европейского Севера Европы сохраняли некоторые архаичные черты, но в середине 90-х они стали стремительно развиваться и обрели современное состояние. Однако следует говорить о возникновении некой "северной модели" СМИ. И тому есть несколько причин. Формальная - наличие Северного Союза, в который входят все скандинавские страны. Вторая - наличие "зашведных" условий существования партийных или экономически слабых изданий ("вторых газет"), противостоящих газетам крупных монополий. Наличие таких изданий важно для северных государств как неотъемлемая часть демократии, и их поддержка положена в основу государственной политики по отношеншо к прессе. "Вторая газета" - вторая по тиражу на географическом рынке, по мнению северян, препятствует монополюации газетного рынка крушшми компаниями. Главное различие "первой" и "второй" газет состоит в непропорциональном разрыве между разницей в тираже и доходах от рекламы. Разрыв в тираже может быть не слишком велик, а объем доходов от рекламы значителыю выше у "первой". В скандииавских странах много независимых - "надпартийных" - ежедневных газет, которые стремятся обращаться ко всему обществу, ко всем слоям населения, ко всем партиям и экономическим си-лам. Непринятие масскультуры привело к появленшо особогатйпа развлекательных издания - квалоидов. Это качественные вечерние таблоиды, массовые газеты. Они дополняют свои развлекательные материалы служением общертаенным интересам, используя серьезные аналитические материалы. Третья особенность - верность радио и телевидения принципам и задачам общественного вещания. Даже коммерческие станции придерживаются таког» же подхода. Одна из причин этого - в отсутствии тоталитарных традиций в политаческой жгани, а также неприятие идеи бесконтрольного рынка. Обществу зтих стран свойственно стремление к сосушествованию идеалов общественных и рыночных идеалов в прессе и вещании. Это удержало СМИ скандинавских стран от абсолютной коммерциализации. История печати северных стран не очень давняя. Первые газеты появились в середине 17 в., но повсеместное их регулярное распространение достигнуто лшнь на рубеже 18-19 вв. Однако в истории мировой печати некоторые события истории северных стран оказали серьезное влияние. Например, принятие шведским королем Густавом III в 1766 г. закона о свободе пе-чати, который стал частью принятой в 1772 г. Конституции.Хотя действовал он всего иесколько лет, это был первый законодательный акт, который отменил цензуру, гарантировал свободу выражения мнений и открыл шведским гражданам доступ к официальным документам. Действие закона распространялось в на финнов, которые входили в состав шведского королевства. Любовь жителей северных стран к чтеншо газет вывело Норвегшо на первое место в мире по этому показателю. На 1000 человек здесь приходится 600 газет. Другие страны тоже числятся в числе "передовиков" - более 400 газет на 1000 жителей. И хотя тиражи газет сокращаются и в северных странах, положение прессы здесь одно из наиболее стабильных в Европе. По данным Европейской ассоциации газетных издателей, тираж крупнейшей северной газеты "Хельсингин саиомат" (около полумиллиона) равен общему тиражу всей португальской ежедневной прессы. Постоянные исследования читательского спроса выявляют наиболее популяриые типы изданий в разных странах Севера. У шведов это общеполитические газеты. Интерес к ним даже выше, чем к развлекателъным газетам. Причем, по данным опросов, газеты особенно популярны в провинции, столичные жители отдают предпочтение журналам. Газеты выполняют информационную функцию, в ТВ и видео - развлекательную, Снижение тиражей в Финляндии связано с неблагоприятным развитием экономики, а не с падением интереса к прессе. Растет популярность ТВ, особенно у молодежи. Изменению спроса на газеты способствует и изменившаяся форма их доставки. Теперь их меньше выписывают, больше покупают в розницу. В странах Северной Европы с населением в 23 млн. чел. в 90-е г. издавалось 700 газет. Это общенациональные, региональные, областные (окружные) и местные (коимунальные, муниципальные) газеты. В общенациональных газетах публикуется много общенациональных и международных новостей — зсго шведская "Дагенс нюхетер", финская "Хельсинган саномат", норвежская "Афтенпостен", которые издаются в столицах. В различных областях, совпадающих с экономическими регионами стран распространяются региональные шдания, в которых соблюдается баланс национального и регионального. К ним относятся финская "Аамулехти" ("Утренняя газета", орган Национальной коалиционной партии, основана в 1881 г., тираж 140 тыс. экз.), шведская "Гетеборгс постен" ("Гетеборгская почта", отражает позиции Народной партии, издается с 1858 г., тираж 269 ТЫС.ЭКЗ.), норвежская "Берген тидевде" ("Бергенская газета", основана в 1868 г., тираж 93 тыс.экз.), датская "Юландс-постен" ("Ютландская почта", самая консервативная газета сфаны, основана в 1871 г., тираж 250 тыс.экз. - наиболыний в стране). В местных газетах местная информация преобладает, в их названиях фигурирует название местности, в которой она распространяется. У этих газет в последнее время наблюдается стабильный рост тиражей. Как показывают исследования, интерес к местным новостям является источником устойчивости этих изданий. Они остаются для читателей наиболее достоверными и надежными средствами информации по широкому спектру проблем. Эта тенденция возрастания роли местной прессы оказывает влияние и на общенациональные юдания, которые расходятся в основном среди столичных подписчиков и обретают черты местной прессы. Подтверждением устойчивости местаой прессы в скандинавских странах служит факт, что из всех изданий, созданных в последние 50 лет, выжили только те, что не претендовали на общенациональный статус. Отчасти это объясняется отсутствием конкуренции у местных газет с другими СМИ, ибо создание меетаых радиостанций стало возможным лишь на рубеже 1980-1990 гг. Местные газеты сегодня составляют серьезную конкуренцию регионапьным изданиям. При выборе между двумя газетами предпочтение отдается наиболее мвстной из них. Этим объясняется значительное сокращение тиражей газет вне городов их издания. Например, тираж газеты второго по величине города Швеции "Гетеборгс постен" за пределами города сократился за 30 лет вдвое. А выходящие здесь местные газеты увеличили периодичность, перешли на утренний выпуск, расширили спектр предлагаемой информации, улучшили полиграфическое оформление. Это удовлетворяло запросы подписчиков и заставляло их делать выбор в пользу местной прессы Твеции, но в ущерб регионалыюй. Этим объясняется общее падение тиражей ежедневных газет в Швеции. Кроме того, чтеше местной прессы приобщает скандинавов к местной политической жизни, является формой их гражданской активности, что типично для ранних стадий развития демократии, но становится архаичным в развитых странах с рыночной экономикой. Такой влюралюм традиций - характерная особенность северной модели СМИ. Единственные столичные газеты, которым удается увеличивать тиражи - это вечерние таблоиды - массовые развлекательные газеты. У газет каждой из стран Скандинавии есть свои особенности. Например, в Дании наибольшей популярностью пользуется нестоличная газета "Ютланд-постен", выходящая в Ютландии, имеющая самый большой тираж среди утренних газет. Она единственная из региональных газет вышла за пределы своего регио-нального рынка, наладив систему общенационального распространения. В Финляндии столичная "Хельсингин саномат", имеющая самый высокий тираж среди ежедневных газет северных стран, успешно конкурирует с региональными газетами. Во всех 5 губерниях она занимает 2-3 позицюо на региональных газетных рынках, вытесняя "вторые" газеты. В Норвегии газета "Афтенпостен" одновременно является и региональной, и общенациональной. Но эти функции разделены между утренним и вечерним выпусками. Соответственно различаются и тиражи утром и вечером. Общенациональный угреиний выпуск лвдирует в списке крупнейших газет, а вечерний региональный находится на обычном уровне тиражей региональных газет. В десятку наиболее крупных газет стран Северной Европы сегодня входят: в Швеции - Экспрессрн" (вечерняя, тираж 415 тыс.экз., годается АО "Тидгинс Мариенберг", семьей Бонньеров), "Дагенс нюхетер" (утренняя, тираж 475 тыс. экз., издается там же), "Афтобладет" (вечерняя, тираж 362 тыс.экз., издается АО "ЛО МЕдиа" профсоюзным движением), "Гетеборг постен" (утренняя, тираж 210 тыс. экз., юдается АО "Свенска дагбладет" финансовой группой Валленбергов); в Норвегии - "Верленс ганг" (вечерняя, тираж 371 тыс.экз., издается АО "Верленс ганг" семьей Шибстед), "Афтенпостен" (вечерняя, тираж 362 тыс.экз., издается АО "Верленс ганг" семьей Шибстед), "Дагбладет" (вечерняя, тираж 210 тыс.экз., юдается АО "Дагбладет" концерном "Оркла"); в Финляндии - "Хельсингин саномат" (утренняя, тираж 470 тыс.экз., издается АО "Санома" семьей Эркко), "Илта саномат" (вечерняя, тираж 214 тыс.экз, юдается АО "Санома" семьей Эркко). Отличительной чертой тшюлогического деления прессы долгое время был партийный принцип. Пресса стран Северной Европы развивалась как пресса политических партий. Многопартийность этих стран вызвала к жизни многообразные издания ежедневной прессы, но ограничивала влияние независимых шданий. В 50-е гг., когда на арену СМИ вышло телевидение, в Дании существовала "система четырех газет": 4 основных политических партий (социал-демократическая, консервативная народная, аграрно-либералъная и радикально-либеральная) имели свои печатные органы во всех значимых населенных пунктах. Такая же система действовала в Норвегии. Важнейшим изменением последних десятилетий стало усиление влияния независимых, неприсоединившихся газет. Они формировались из изданий, которые отказались от четкой партийной ориентации, в Швеции - это "Свенска дагбладет" и "Дагенс нюхетер", в Финляндии -"Аамулехти"). Создание новых газет "общего интереса". Кроме того, часть партийных газет, не выдержав конкуренции исчезла, освободив место для новых изданий. Причем столичные утренние газеты имели общеполитическую направлен-ность, вечерние - удовлетворяли "общечеловеческие" интересы. Регаональные и местные газеты пошли по пути соединения двух типов содержания. Их стали называть в Дании "омнибусными" газетами. Они стали популярны - своеобразная смесь качественной и массовой газеты. Это общее явление газетного рынка большинства скандинавских стран.^ Отличительные черты газетных систем стран Северной Европы: 1. Общенациональное распространение партийных газет и региональный характер неприсоединившихся изданий; 2. Сокращение доли партийных газет и рост доли неприсоединившихся в общенациональном газетном тираже; 3. Более быстрое сокращение сектора печати буржуазных партий по сравнению с социалистическими. На смену общенациональным газетам политических партий стали приходить религиозные и финансово-экономические. Это необычно, но объяснимо. Церковь в этих странах - государственный институт и формально процент верующих очень высок. Наиболее влиятельная религиозная газета в Финляндии "Котимаа" уделяет больше внимания общеполитическим вопросам, чем религиозным. Развитие деловой прессы отражает общемировую тенденцию. Шведская газета "Даген индустри" (основана в 1985 г. медиаконцерном Бонньеров, тираж 100 тыс-экз.), действуя по модели британской "Файнэншл таймс", стала крупнейшей деловой газетой региона. Она ориентируется на "болыыой бизнес" регаона. Стала развиваться по горюонтали, выпускает шесть аналогичных газет в Литве, Латвии, Эстонии, России, Австрии. В Финляндии подобная газета "Кауппалехти" ориентируется на среднего бизнесмена. Это прибыльная и наиболее читаемая из аналогичных северных изданий. Норвежская "Дагенс нэрингслив" и датская "Берсен" имеют меньшие тиражи. В последние годы на газетном рынке северных стран происходят большие перемены. В 90-е гг. появилась воскресная пресса, выпуск которой был затруднен в 1919 г., когда профсоюз печатников добился нерабочих суббот и воскресений для своих членов. Выпуск воскресных газет был вызван борьбой на прибыли от рекламы и конкуренцией с другими СМИ. Две вечерние шведские газеты "Верленс ганг"и "Дагбладет" стали выпускать номера по воскресеньям. Но газеты были дороги, их распространение было затруднено отсутствием системы воскресной доставки. Это были первые ласточки. Но предприятие сочли выгодным. Стали выходить тематические приложения к ежедневным газетам. Они рассчитаны на молодежь и призваны формировать у нее интерес к прессе. Редакции, например шведской "Дагенс нюхетер", начинают готовить для школьников специалыше приложения, где все события излагаются на языке, приближенном к языку улицы, новости кратки, упрощены, графично представлены, дополнены иллюстрациями. Другие газеты - "Афтонбладет" и норвежская "Верденс ганг" -ссйдали "медиацентр" для школьников, где можно научиться в считанные часы готовить на компьютере газетные полосы и выпускать собственные приложения. Такой подход газеты рассматривают как важный элемент маркетинговой стратегии. Газета "Хельсингин саномат" выпустила приложение "Нют", адресованное молодым, бросившим вызов ТВ, вечерним и бесплатным газетам, видео и Интернету. Незаметными конкурентами ежедневных газет стали на рубеже 80-90 гг. бесплатные рекламные газеты, которые отняли у ежедневных газет некоторые рекламные ниши - программу ТВ, кинозалов, театров и прочее. В 1995 г. появилась и начала распространяться в шведском метро новая вечерняя бесплатная газета "Метро". За два года ее тираж достиг 250 тыс. экз. В ней печатались последние и некомментированные новости информационных агентств, сенсации дня, о которых на следующий день сообщают другие газеты. Здесь же печаталась на 2-х полосах информация о рабочих местах и другая информация. Характер газеты блгоок к информационной ежедневной газете, чем к развлекательной. Адресована на наиболее проигрышные группы читателей - молодежь, беженцев, безработных, которые не покупают вечернюю прессу. Пресса северных стран зависит от рекламы, ибо подписная цена имеет небольшое значение в бюджетах редакций. До середины 80-х гг. газеты были важнейшим средством распространения информации для рекламодателей. Но и после разрешения показа рекламы по ТВ ее доля в прессе значительна - до 30 процентов всей рекламы. Это дает ей неплохой доход. В странах северной Европы несколько крупных газетно-издательских компаний сосредоточшш в своих руках основные тиражи периодических изданий. В Дании их 4, они владеют третью ежедневных газет, выпускают более половины национального тиража газет; в Финляндии - 9, в их руках около половины газет и две трети тиражей; в Норвегии- 7 компаний владеют более чем половиной газет и обеспечивают выход 90% общенационального тиража; в Швеции - 17 компаний владеют 80*/о газет и их тиражей. В странах существуют успешно действующие газетные цепи: например, "Аамулехти", в нее, кроме нестоличной "Аамулехти", входит 12 местных газет. Это экономическая форма влияния на шдания, когда приобретенный пакет акций позволяет диктовать свою финансовую и шформационную политику, позволяет обеспечить эффективное управление. Однако для северной прессы характерно получ'ение средств не только от своих доходов, но и от своих партий и государства через систему дотаций. Как правило в цепь партийных газет входят центральное столичное годание, региональные и местные газеты. Сегодня самой многочисленной газетной цепью является цепь социал-демократических газет Фннляндии: в нее входят 14 газет на финском и шведском языках. Второй по величине цепью в Швеции являлась социал-демократическая группа "А-прессен" - 7 газет, находящихся в совместной собственности социал-де-мократической партии и конфедерации шведских профсоюзов. Потом оно пережило финансовые трудности, реорганизовалось и сегодня вновь контролирует более 5% национальных тиражей газет. Число газетных цепей в разных скандинавских странах различно. Как и в других странах запада на Севере Европы идет процесс взаимопроникновения капиталов прессы, радио и телевидения. Деятельность национальных концернов выходит на международный рынок. Такая концентрация СМИ в руках небольшой группы дельцов вызывает озабоченность у общественности. Идея контроля государства, защищающего интересы общества, за процессами этой концентрации вызывает все больший интерес у людей. Возникают разговоры о возможности принятия антимонопольного закона в области СМИ в скандинавских странах, но их разработка пока не ведется. В Норвегии и Швеции работали общественные комиссии, призванные проанализировать состояние СМИ, сохранения их плюралюма и разносторонности. Одна из них предложила меры по регулированшо отаошений собственности в СМИ. Она рекомендовала принять закон о печати, гарантирующий соблюдения принципа свободы печати и ограничивающий концентрацию собственности в руках отдельных групп - не более 30%. Временно действовавшее в Норвегии аналогичное положение предлагают сделать постоянным.Государство в северных странах оказывает постоянную финансовую поддержку партийным и экономически неблагополучным шданиям. Эта мера считается эффективной. Но эти субсидии составляют лишь 2% от общих доходов газетаой индустрии. В последнее время в этой области стала проявляться новая тен-денция - поддерживать "вторые" газеты, которые составляют конкуренцию газетам крупных корпораций. В последние годы особое значение приобретают электронные СМИ. В северных странах Европы развивается так называемое общественное телевидение (европейский вариант по типу Би-Би-Си), но имеющее и сущест-венные отличия. Важнейшими принципами его являются: универсальный доступ; программная политика, сочетающая удовлетворение общих интересов с вниманием к интересам меньшинств; развитие национального самосознания; отстраненность от откровенных политических интересов; приемлемый для всех размер лицензионной платы. Общественное телевидение имеет четкую социальную и культурную направленность, служит просвещению, в отличие от прессы, деятельность которой во многом подчинялась коммерческим интересам. Концепция общественного телевидения исюпочает частную собственность в аудиовизуальной сфере. Даже появление рекламы на радио в 20-е гг. считалось в Швецин "дурным тоном", ибо распространение культуры и просвещения не могло находиться под влиянием продавцов товаров и услуг. В Швеции в 60-е гг. - время индустриализации - перед телевидением и радио была поставлена государством задача - создавать единую национальную культуру. Тогда и государство, и политические партии выступали единой силой, которая и формировала единые нормы и ценности для строящегося общества. Аналогичными соображениями о защите национальной культуры от американшации руководствовалось и исландское государство при создании нацио-нального телевидения.^ В Норвегии, где телевидение возникло одним ш последних на европейском континенте, коммерческие принципы финансирования телевидения тоже были отвергнуты. Несмотря на усилия норвежских промышленников в конце 60-х гг., влияние которых на ТВ было значительным, государственный регулирующий орган - вещательный совет - высказался против показа рекламы по национальному ТВ. Главной задачей радио- и телевещания по-прежнему оставалось образование нации. Таким образом, скандинавский вариант концепции общественного вещания до второй половины 80-х гг. существенно отличался от британской, взятой за основу, и финской моделей (она допускает участие частного капитала), в основном в вопросах собственности. Для них обязательными условиями были государственная или общественная собстввнность, а также финансирование за счет лицензионной платы и специальных налогов. Это предполагало полную "закрытость" радио и ТВ для частного кашггала.^ Принципы деятельности и ценности программной политики северных радио- и телекомпаний таковы: разнообразие программ для всех слоев и групп населения; значнтельная часть программ собственного производства; поошрение и преимущественное использование в программах прошведений национальных мастеров искусств; независимость от государства, политических тртий, экономических сил; возможность универсального и технически простого доступа к программам всего населения.^ Общие черты ТВ скандинавских стран: доминирование национальных, в основном документальных, программ, причем большая часть производится самими вещательными компаниями - во всех странах около 55-60%; преобладание отечественных каналов: отечественные фильмы и телевизионные программы поступают к зрителям через общетациональные каналы государственных общественных вещательных компаний; замкнутость национальных рынков телепрограмм: телепрограммы, производимые в северных странах редко экспортируются в другие страны. Самое "слабое" место в программной политики ТВ скандинавских стран -художественные фильмы и развлекательные программы. Лишь треть транслируемых программ - собственного проговодства национальных телекомпаний. Главная причина - в их дороговизне. Только в Финляндии допускается частный капитал на обшественное телевидение. Там мирно "сосуществуют" на одном каналв программы общественного и коммерческого телевидения. Этот опыт, наряду с опытом европейского телевидения, привел к существенным переменам на ТВ скандинавских стран. С появлением в Норвегии, Данин, Швеции коммерческих каналов, существующих на доходы от рекламы и другие вложений частного капитала, представление об однозначной связи между общественной собственностью и общественным телевидением стало исчезать. В конце 80-х гг. прошошла частичная приватизация общественного сектора ТВ и радиовещания. Были приняты законы, обязующие негосударственные (частные) каналы придерживаться принщшов общественного вещания. Все это расширило традиционно замкнутую сферу общественного вещания. Сегодня телевидение скандинавских стран переживает те же процессы, что и во всем мире. Растет конкуренция между общественным и коммерческими каналами. Кабельное и спутниковое телевидение привлекает все большее количество зрителей. Идут процессы технологического и информациошого обновления электронных средств массовой информации. ^ 2. Зарубежная журналистика 20 в. Новые технологии и их влияние на СМИ. Начало XX в. характеризуется развитой системой СМИ в болышшстве промышленных стран. Уже произошло разделение газет на качественные и массовые издания. Технические достижения сделали прессу достаточно оперативной, она активно влияет на политическую жюнь стран, на их деловую активность, на экономику. Сформировалась развитая сеть изданий политических партий и профсоюзов, религиозных организаций. Часть шданий выходила нелегально. Периодическая печать стандартизировалась и специализировалась. Многочисленные информационные агентства, крупные годательские и типографские комплексы позволили поставить проговодство газет на поток, образование крупных издательских групп, широкое распространение рекламы в средствах массовой информации удешевили газеты и журналы, сделали их доступными практически всем слоям населения. В болышшстве стран было принято законодательство, регламентирующее деятельность СМИ. Большая часть гаэет и журвалов были частными, но ряд из них являлись официальными рупорами пра-вительственных кругов, имели проправительственную ориентацию. Характерной чертой буржуазной демократической журналистики этого времени было наличие оппозиционных газет. Газеты и журналы с первых дней своего существования выполняли идеологические функции - выражапи и оценивали существующие общественные отношения, отстаивали определенные пути общественного развития. Это справедливо и по отношению к буржуазным СМИ. Монополизация производства, создание крупных промышленных монополий вызвали процесс концентрации прессы в руках монополистических дельцов, которые через СМИ влияли на политику и экономику, на сознание людей, на общественное мнение, пропагандировали свои ценности. Жесткая конкуренция заставляла журналистов и издателей искать наиболее действенные формы и способы достижения этих целей.Родшгась так называемые бульварные газеты, расвчятанцМе на обывателей, на недостаточно образованных людей, а порой и почти ййграмотных. Сенсации, криминальные иовости, материалы "человеческого интереса", комиксы - все эти жанры привлекали массового читателя, заставляли его покупать и читать газеты. Средства массовой шформации в период развития и становления монополистического капитализма превращаются в своеобразные предприятия по производству специфической продукции, и она пере-страиваются на работу, на новый экономический лад. В США, например, первые моно-полистические газетные объединения - так называемые цепи - появились в начале XX в. Их появление связано с именами Херста и Скриппса-Говарда. Эти издатели стремились установить контроль над возможно большим числом газет, а также захватить производство бумаги. Комиссия по вопросам свободы печати в своем докладе Конгрессу США в 1947 г. отмечала постоянное уменыпение количества газет с 1909 г., несмотря на рост населения. Более половины принадлежала крупным концернам. Во второй половше XX в. этот процесс углубился. В большинстве стран развернулась так называемая "комплексная" монополюация СМИ, вопреки антитрестовскому законодательству, когда крупные газетные концерны становятся владельцами радио- и телестанций. "Перекрестная собствешюсть" стала обычным явлением сегодняшнего дня. Более того, процесс концентрации СМИ, взаи-мопроникновения капиталов, перекрестное владение информационными компаниями ста-новятся явлениями международными. Сегодня это доминирующая тенденция, родившаяся на рубеже веков. Приватизация государственных СМИ приводит к необходимости более четкого регулирования их деятельности. Вопросы государственного регулирования, особенно в области радио и ТВ, в европейских странах решены в пользу государства, которое имеет надежные юридические и финансовые рычаги влияния на СМИ. Несмотря на это, важнейшим принципом западной журналистики XX в. является принцнп свободы печати, право журналистов вмешиваться в дела государства, быть "четвертой властью". Можно считать, что XX в. стал временем постоянной успешной борьбы прессы запада за расширение своей свободы, за право быть важной политической силой. Прогресс в этой области с начала XX в. до сегодняшних дней весьма значителен. Появление электронных средств массовой информации - радио, телевидения, компьютерных сетей - породипо так называемый информащюнный взрыв, дало обществу некое новое информационное состояние, фактически до отказа заполнив информационный рынок и удовлетворив имеющийся спрос на информацию. Эти оперативные и с шформационной стороны очень многогранные СМИ теснят сегодня традиционные периодические издания как в отношении иривлечения аудитории, так и в получении доходов от рекламы. Поэтому сегодняшний процесс срастания газетно-юдательских концернов с радио- и телевещанием экономически обоснован.^ 3. СМИ США на современном этапе. Достижения и проблемы. РадиоСовет управляющих вещанием. В рамках многоплановой работы по формированию благоприятного общественного мнения к внешнеполитическому курсу США важная роль отводится СМИ, осуществляющим вещание на зарубежную аудиторию. Таких СМИ в США - 5: «Голос Америки», Радио «Свобода»/Радио «Свободная Европа», «Радио и телевидение Марти», система спутникового телевидения «Уорлднет» и Радио «Свободная Азия».Радиостащия «Голос Америки». В 1941г. президент США Ф.Д.Рузвельт принял решение о создании американской службы иновещания, которая готовила материалы для частных американских радиостанций, транслирующих свои программы в коротковолновом диапазоне на страны Европы. Вегупление США во Вторую мировую войну потребовало значительной интенсификации пропагандистской работы на иностранную аудиторию. Важным инструментом в этой работе стала радиостанция «Голос Америки», которая впервые вышла в эфир 24 фев. 1942г.В 1996г. после ввода в строй новой телевизионной студии «Голоса Америки» началось одновременное радио и телевещание части новостных программ на 12 языках, вюпочая арабский, русский, испанский и китайский. «Голос Америки» проводит активную политику по наращиванию своего присутствия в глобальной компьютерной сети Интернет, постоянно увеличивая объем и качество материалов, предлагаемых в электронном виде. На веб-сайтах радиостанции (\т^у.уоа.§оу и №\у\у.уоапечУ5.сот) доступны информационные материалы на всех 53 языках вещания, причем ннтернет-аудитория постоянно возрастает. В случае блокирования в той или иной стране доступа к сайтам радиостанции, «Голос Америки» практикует целевую рассылку своих материалов по электронной почте, практически не поддающейся цензуре. Газеты«Балтимор Сан» - одна ю крупнейших компаний штата Мериленд, насчитывающая 1,600 сотрудников. Ежедневный тираж газеты составляет 430 тыс., а воскресный 530 тыс.экз. Газета развивалась как самостоятельная компания под руководСтвом трех поколений семейства Абелей. Газета традиционно занимает ведущее место в издательской индустрии США по применению новейших технологий. Одними из первых издатели «Сан» начали применять телеграф, железные дороги, и даже организовали эстафету ддя доставки новостей и номеров газеты в удаленные районы штата. В 1975г. газета первой установила электронную систему редактирования, а годом позже перешла с технологии набора «горячими шрифтами» с использованием линотипов на компьютерный набор с использованием новейших шрифтов из светочувствительного пластика.Основатель «Сан» считал, что настоящая «народная» газета должна уделять основное внимание новостям, прямо влияющим на жизнь читателей. «Сан» сохраняет эту традицию - газета считается одной из лучших в стране по освещению местных новостей Балтимора, Вашингтона и соседних графств Мериленда. Впрочем, «местная» ориентация не помешала газете проявлять интерес к событиям в остальном мире - первый заграничный офис «Сан» открыла в Лондоне в 1847г. Издание располагает обширной сетью бюро за границей.«Балтимор Сан» является лауреатом многочисленных журналистских наград, включая «Пулицеровскую» премию. Практически все известные на восточном побережье журналисты прошли через «Сан».«Лос-Анджелес Таймс» — крупнейшая газета зашдного побережья США и основная газета г.Лос-Анджелеса. Первый номер газеты вышел в 1881г. под названием «Лос- Анджелес Дейли Таймс». С 1884г. газета стала частью издательской компании «Тайме Миррор». С 1940г. «Тайме» - газета «номер 1» в Лос-Анджелесе. Ежедневный тираж газеты составляет 1 млн.экз., а воскресный - 1,3 млн.экз. Газета обладает разветвленной сетью бюро - 23 зарубежных, включая Москву, 9 национальных и 5 - в шт.Калифорния. «Таймс» - неоднократный лауреат престижной «Пулицеровской» премии, в общей сложности газета удостаивалась этой чести 27 раз. Ежедневно выходит 4 регионалышх издания газеты - городское и ориентированное на три соседних графства шт.Калифорния. С 1998г. выходит «национальное» издание «Таймс», рассчитанное на политическую и деловую элиту, заинтересованную в получении новостей о стране в целом. «Лос-Анджелес Таймс» - типичная для Америки «толстая» газета - ежедневный выпуск включает в себя 7 разделов (Основной, «Калифорния», Бизнес, Спорт, «Жизнь в Южной Калифорнии», «Календарь» и Объявления), а в воскресном номере есть еще 8 дополнительных разделов. Газета печатает 4 еженедельных секции: «Здоровье», «Питание», «Шоссе 1», и «Календарь Уикэнда». До 80% тиража расходится по подписчикам, а остаток распродается в розницу. Газета печатается одновременно в трех типографиях, расположенных в разных городах Кал ифорнии.«Чикаго Трибюн» - основная газета делового центра севера США - г.Чикаго, основана в 1847г. Распространяется как утренжяя газета по 9 графствам северной части шт.Иллинойс и Индиана. Этот регион - третий в стране по количеству домохозяйств.«Чикаго Трибюн» имеет 22 «Пулицеровские» премии, в т.ч. 2 за 2001г. что«видетельствует о высоком качестве журналистики юдания. По размеруОкедневного тиража (600 тыс.экз.) газета занимает 7 место в стране, а по'*6скресному тиражу (750 тыс.) - четвертое. 78% тиража газеты распространяется поЙодписке, а остальное продается в розницу. Это очень высокий показатель«читательского доверия» к газете.«Чикаго Трибюн» - флагман одной из крупнейших медийных корпораций США -«Трибюн», которая также владеет 10 другими ведущими газетами страны, включая «Лос-Анджелес Тайме» и «Балтимор Сан». Компания «Трибюн» имеет серьезные позиции в телерадиовещании (23 телестанции в крупных городах США) и Интернете (10 сайтов, привлекающих 8 млн. посетителей ежедневно), в общей сложности покрывая до 80% аудитории читателей и зрителей в США. 73% прибыли корпорация получает от своего газетаого сегмента. На компанию работает 25 тыс.чел. Акции компании котируются на Нью-йоркской фондовой бирже, в фев. 2002г. капитализация «Трибюн» превышала 9 млрд.долл. Суммарный тираж газет, принадлежащих «Трибюн» в воскресенье достигает 5 млн. номеров. Штаб-квартира компании находжся по адресу 435 МойЬ М1сЫ§ап Ауеше, СЫса§о, П1то1з. В 1992г. «Пиггсбург Пост» приобрела у корпорации «Херст» последнего из своих конкурентов - газету «Пресс», и стала единственным ежедневным изданием гЛитссбурга. Редакционный совет газеты считает своей миссией способствовать «общественному благу, а не интересам конкретной фуппы или политической партии», поэтому издание не имеет четкой «партийной» окраски, придерживается либеральных взглядов на гражданские права и консервативных - по вопросам экономики и госбюджета.Типология печатных СМИ на современном этапе:1. Преобразование воскресных изданий в ежедневные.2. Преобладание региональной и местной прессы над общегосударственной. Это придает провшщианалюм печати, сосредоточение на местных новостях.3. Выход из кризиса был связан с возрастанием роли рекламы. Среднее число полос в ежедневной газете - 50. Реклама занимает около 65%