Введение Данная курсовая работа проведена по курсу Психодиагностика. Основными составляющими этой работы являются теоретическая часть, которая включает в себя обзор литературы по проблеме исследования и обоснование выдвинутой автором гипотезы, и эмпирическая часть, где описывается порядок организации и проведения исследования, также описаны использованные методы в исследовании, процедуры обработки и анализа исходных данных.
Что касается тематики курсовой работы, она была выбрана по собственному усмотрению. Темперамент был выбран, потому что является биологическим фундаментом, на котором формируется личность как социальное существо. Что же касается исследования социального статуса личности в группе, то интерес к этому был вызван желанием рассмотреть межличностные отношения учащихся, которые могут быть следствием их личностных особенностей. Изучению зависимости социометрического статуса от тех или иных факторов
посвящено большое число исследований. Но не одно из них не дат ответа на вопрос что же влияет на становление статуса личности в группе. В нашей работе высказано предположение о том, что на социометрический статус личности влияет тип темперамента. Проблема Влияет ли тип темперамента на социометрический статус личности в группе учащихся Гипотеза Социометрический статус личности зависит от типа темперамента. Объектом исследования явился социометрический статус личности в группе.
Предметом исследования стала зависимость социального статуса от типа темперамента. Цель Изучить влияние типа темперамента на социальный статус личности. В качестве задач исследования можно выделить следующие 1. Проанализировать понятия социометрического статуса и темперамента. 2. Сформировать выборку учащихся. 3. Подготовить необходимый для проведения исследования психодиагностический
инструментарий выбрать методики, подготовить опросные листы. 4. Провести психодиагностическое обследование учащихся выбранной группы. 5. Провести сравнительный анализ результатов обследования и определить типы темперамента и социометрический статус каждого члена группы. 6. Определить степень зависимости социометрического статуса от типа темперамента. Метод исследования Для данного исследования был выбран психодиагностический метод тестирования.
Методики исследования Тест-опросник Айзенка, методика по определению социометрического статуса. Испытуемые учащиеся 10 Б класса Васильевской Средней Общеобразовательной Школы 2 Зеленодольского района РТ. 1. Теоретическая часть 1. Общие сведения о темпераменте. Личность человека неповторима Нет одинаковых людей от рождения человек обладает определнными, присущими
только ему психологическими свойствами. Эти свойства одинаково проявляются в различной деятельности независимо от е содержания и остаются сравнительно постоянными на протяжении всей жизни В своих взаимосвязях эти индивидуальные свойства образуют типы темперамента. Родоначальником учения о темпераменте принято считать древнегреческого врача Гиппократа V-IV вв. до н.э. Гиппократ, используя гуморальный подход, выделил четыре типа красиса в переводе
с греческого смешения, т.е. соотношения в организме четырх жидкостей соков крови, жлтой и чрной желчи и слизи. Каждая жидкость имеет свои свойства кровь тепло, слизь холод, жлтая желчь сухость, чрная желчь влажность, и поэтому преобладание одной из них определяет состояние организма, его склонность к тем или иным заболеваниям. Древнегреческий философ Аристотель видел причину различий между людьми не в преобладании того или иного сока, а в различиях состава важнейшего из этих соков крови.
Следы аристотелевской теории сохранялись очень долго. И. Кант в своей работе Антропология 1798 соотносил тип темперамента с характеристиками крови легкокровный, или сангвинический тяжелокровный, или меланхолический теплокровный, или холерический хладнокровный, или флегматический. Названия же типов темпераментов появились позже и связаны с именами римских врачей, живших несколько столетий спустя, и использовавших представления
Гиппократа о смешении жидкостей. Они заменили греческое слово красис на латинское слово temperamentum, от которого и ведт сво начало термин темперамент. Гален II в. н.э дал первую разврнутую классификацию темпераментов, базировавшуюся на гуморальных представлениях Гиппократа о красисе. Она включала 13 типов темперамента, в том числе и те, о которых речь шла выше. С его точки зрения, преобладание жлтой желчи по-латыни chole холе свидетельствует о холерическом темпераменте,
преобладание крови sanguis сангвис о сангвиническом темпераменте, преобладание чрной желчи melanos chole меланос холе о меланхолическом темпераменте, а преобладание слизи phlegma флегма о флегматическом темпераменте. Понятие о темпераменте в те времена существенно отличалось от нынешнего. Психологические характеристики темперамента у древних врачей почти отсутствовали. В основном эти характеристики касались организма и даже отдельных органов.
Например, Гален говорил о темпераменте отдельных частей тела сердца, печени, мозга. В средние века, с возникновением алхимии, появились попытки объяснить темпераменты преобладанием в теле тех или иных алхимических элементов соли, серы и ртути, даже эфира и воздуха. Развитие в эпоху Возрождения анатомии и физиологии придало новое направление объяснению типов темперамента. Их вс больше стали связывать с особенностями строения тела.
Например, ряд учных в основу деления темпераментов кроме физических свойств крови положили различие тканей и ширину просвета сосудов. Другое анатомическое направление связывало типы темперамента со строением центральной нервной системы, так как именно мозг теснее всего связан с теми психическими особенностями, которые характеризуют различные темпераменты. Некоторые видели главную основу темперамента в величине мозга и толщине нервов, другие в особенностях их функционирования.
Так, А. Галлер утверждал, что основными факторами различий по темпераменту являются возбудимость самих кровеносных сосудов, через которые проходит кровь. Идея связи особенностей темперамента с определнными анатомическими и физиологическими характеристиками нервной системы в различных формах появляется в учениях многих философов, анатомов и врачей XIX века. Известный в сво время анатом И. Генле, предложил собственную теорию темпераментов, базирующуюся
на тонусе нервной и мышечной систем. С точки зрения этого учного, никогда не прекращающийся тонус нервной системы достигает у разных людей весьма различной степени. Чем сильнее тонус, тем легче возбуждается данный человек, тем меньшее прибавочное раздражение требуется для того, чтобы вызвать в нм соответствующие ощущения, чувства или действия. Слабая степень тонуса свойственна флегматикам. Холерики и сангвиники отличаются лгкой возбудимостью,
однако у первых возбуждение проходит так же быстро, как и возникло, а у вторых оно сохраняется долго, от чего зависит постоянство и глубина их чувствований и настойчивость их поступков. Меланхолический же темперамент характеризуется несоответствием между сильными, глубокими чувствами и мало развитой наклонностью к деятельности. Попытки построить классификацию типов поведения человека, исходя из факта повышенной или пониженной деятельности отдельных желз внутренней секреции, предпринимали
Н. А. Белов, Б. М. Завадовский и др. Так, по мнению Б. М. Завадовского, различия в темпераментах обусловливает взаимодействие щитовидной и надпочечной желз сангвиник отличается высокой активностью обеих желз, флегматик слабостью и той и другой, холерик слабостью щитовидной железы, но сильной активностью надпочечников, меланхолик сильной активностью щитовидной железы, но слабой надпочечников. Концепция четырх темпераментов оказалась чрезвычайно жизнеспособной.
На протяжении последующих восемнадцати веков менялись представления о механизмах формирования типов темперамента возникали их гуморальные обоснования, различия между типами относили к возбудимости различных тканей, к величине мозга и к морфологии нервов, к деятельности эндокринной системы, наконец, к свойствам нервной системы человека. Однако в течении всего этого времени синдромы психологических свойств, составляющие тот или иной тип темперамента, не подвергались сомнению.
Вундт предположил, что в основе тех психологических свойств, сочетания которых образуют разные типы темперамента, лежат две базовые характеристики, связанные с динамикой протекания эмоциональных реакций. Сильные эмоциональные реакции в сочетании с эмоциональной нестабильностью способствуют образованию тех психологических свойств, которые обычно приписывают холерическому темпераменту. Нестабильность в сочетании с невысокой силой эмоциональных реакций свойственна обладателям сангвинического
синдрома свойств и т.д. Вундт отходит от чисто описательной типологии темперамента, вводя две психологические характеристики, которые, в принципе, могут быть объектом экспериментального исследования. И сила, и стабильность эмоциональных реакций могут быть измерены в психологическом эксперименте и, значит, отнесение индивида к тому или иному типу темперамента может теперь основываться не только на умозрительных заключениях, но и на объективных данных.
В конце 40 х годов начинают проводиться факторно аналитические исследования. Американские исследователи А. Томас и С. Чесс считали, что изучая темперамент, можно ответить на вопрос, как человек действует в различных ситуациях. Поведенческий стиль или темперамент не позволяет оценить, почему человек поступил тем или иным образом, что ему нравится или каких успехов он может достичь в разных видах деятельности. Иначе говоря, особенности темперамента не относятся ни к содержанию, ни к
мотивации, ни к успешности деятельности. Критерии выделения свойств темперамента, предложенные А. Томасом и С. Чесс сводятся к минимуму ограничений темперамент это стилевые характеристики, не связанные с мотивацией деятельности и с успешностью е выполнения. Несколько иначе, чем американские исследователи, трактует свойства темперамента польский психолог Я. Стреляу. Он согласен с тем, что критериями для выделения свойств темперамента должны быть, во-первых,
формальный характер этих свойств несвязанность темперамента с содержанием деятельности и, во-вторых, их устойчивость, сохранность на протяжении длительных периодов времени. Кроме этого, в качестве самостоятельных критериев Стреляу выделяет связь свойств темперамента с энергетикой организма и с временными параметрами деятельности. Соответственно этим критериям Стреляу называет две характеристики темперамента, связанные с энергетическим
уровнем обеспечения жизнедеятельности, активность и реактивность и пять характеристик, связанных с протеканием реакций во времени. К последним относятся скорость реакции время, проходящее с момента появления стимула до начала ответной реакции, и скорость выполнения сложных последовательностей действий, подвижность способность переключаться с одной деятельности на другую, последействие реакции время продолжения реакции после того, как действие стимула прекратилось, темп реакций количество реакций в единицу времени и ритмичность
регулярность реакций. На первый взгляд, этот список характеристик кажется совершенно непохожим на те, которые были представлены ранее. Однако эти различия не надо преувеличивать. Так, выделяемая Стреляу реактивность может проявляться в разных сферах, в частности, в силе и интенсивности эмоциональных реакций. Активность, связанная с поддержанием определнного уровня возбуждения, может проявляться в сфере общения, как социабельность. Стреляу в большей степени, чем авторы описанных ранее концепций
темперамента, подчркивает роль темперамента как механизма, определяющего разные поведенческие особенности, и поэтому при выделении характеристик темперамента он большее внимание уделяет особенностям функциониравания этого механизма и меньшее тем сферам, в которых это функционирование проявляется. Что же касается его конкретных исследований, то в них Стреляу интересует проявление свойств темперамента и в эмоциональности, и в общении, и, что крайне редко
встречается в работах американских и западно-европейских психологов, в особенностях интеллектуальной деятельности. В исследованиях темперамента, проводящихся в нашей стране, основным критерием для отнесения той или иной поведенческой особенности к свойствам темперамента служит е формально-динамический характер. Свойства темперамента формальны, поскольку они не связаны ни с содержанием деятельности, ни с целями и мотивами человека, осуществляющего эту деятельность.
Свойства темперамента являются динамическими, поскольку они определяют динамику деятельности интенсивность, темп, ритмичность тех психологических особенностей, которые включены в осуществление этой деятельности. Перечни других признаков или критериев, позволяющих выделить свойства темперамента среди других психологических особенностей, в значительной степени совпадают у разных авторов. Критерии, которые предлагает В. М. Русалов предполагают, что свойства темперамента 1 связаны с энергетическим
потенциалом человека 2 проявляются во всех сферах жизнедеятельности 3 обнаруживаются в раннем детстве 4 устойчивы на протяжении длительного периода времени 5 связаны с биологическими подструктурами, в частности, со свойствами нервной системы 6 являются наследственно обусловленными. Соответственно этим критериям, основным из которых является формально-динамический характер свойств темперамента, выделяются различные свойства темперамента.
В. Д. Небылицын, один из создателей дифференциальной психофизиологии, выделил в структуре темперамента два основных компонента - активность, проявляющуюся в моторике, общительности и познавательной сфере, и эмоциональность. Активность является проявлением энергетических потенциалов человека и определяет динамику его деятельности в самых разных ситуациях. В исследованиях, проведнных для выяснения структуры свойств активности, было показано что об активности
можно судить по трм е проявлениям по индивидуальному темпу деятельности, т.е. по скорости двигательной реакции, которая свойственна испытуемому и которую он склонен сам выбирать, по склонности к действиям в ситуации, когда по условиям эксперимента действие не является обязательным, т.е. по склонности к сверхнормативной активности. Эмоциональность второй компонент темперамента, выделяемый в этом направлении исследования рассматривается как особенности возникновения, протекания и прекращения разнообразных чувств, аффектов
и настроений, т.е иначе говоря, эмоциональность связана с динамикой эмоциональной жизни человека. 4 В настоящее время можно считать, что понятие темперамент вполне определилось. Темперамент это индивидуальные свойства психики, определяющие динамику психической деятельности человека, особенности поведения и степень уравновешенности реакций на жизненные воздействия. Характерными особенностями темперамента являются 1. сравнительное постоянство индивидуально-психологических
свойств личности скорость восприятия, быстрота ума, скорость переключения внимания, темп и ритм речи, проявление эмоций и волевых качеств и др. 2. свойства темперамента, объединнные в определнные структуры типы темперамента, адекватны основным типам высшей нервной деятельности. Принято считать, что темперамент у людей формируется в онтогенезе. У взрослого человека свойства темперамента в основном стабильны, но могут изменяться в незначительных
пределах под воздействием психических состояний и жизненных коллизий. 1.2. Взаимосвязь типов темперамента с типами высшей нервной деятельности. Темперамент является биологическим фундаментом нашей личности, то есть основан на свойствах нервной системы, связан со строением тела человека его конституцией, с обменом веществ в организме. И.П. Павлов раскрыл закономерности высшей нервной деятельности, установил, что в основе темперамента
лежат те же причины, что и в основе индивидуальных особенностей условно-рефлекторной деятельности человека, свойства нервной системы. Эти свойства являются наследственными и чрезвычайно плохо поддаются изменению. К основным свойствам нервной системы относятся 1 сила нервной системы, то есть сила процессов возбуждения и торможения. От этого свойства зависит работоспособность клеток коры головного мозга, их выносливость 2 подвижность нервных процессов скорость смены возбуждения торможением и наоборот.
По этому свойству нервной системы у разных людей индивидуальные различия проявляются особенно ярко 3 уравновешенность нервной системы степень соответствия силы возбуждения силе торможения. Это свойство также разных людей проявляется по-разному. Известно, например, что нередко тормозной процесс отстат по своей силе от возбудительного процесса. Своеобразие комбинаций этих свойств образуют специфические типы высшей нервной деятельности.
Наиболее часто встречаются четыре типа. Из них три Павлов отнс к сильным типам, один к слабому. К типам высшей нервной деятельности относятся 1. Сильный уравновешенный, подвижный. Процесс возбуждения здесь уравновешивается с процессом торможения. Данный тип ВНД адекватен сангвиническому типу темперамента. 2. Сильный уравновешенный, инертный внешне более спокойный.
Соответствует флегматическому типу темперамента. 3. Сильный неуравновешенный безудержный. Этот тип ВНД соответствует холерическому типу темперамента. 4. Слабый. Характеризуется слабостью процессов возбуждения и торможения, малой подвижностью инертностью нервных процессов. Соответствует меланхолическому типу темперамента. Следует отметить, что нет деления типов высшей нервной деятельности на хорошие и плохие, точно так
же как и адекватных им типов темперамента. Каждый из типов ВНД и типов темперамента обладает определнными достоинствами, а некоторые из негативных характерологических свойств того или иного типа темперамента при соответствующих условиях и психическом состоянии индивида могут сыграть положительную роль.1 1.3. Характерологические особенности темперамента 1. Сильный уравновешенный, подвижный сангвинический темперамент.
У представителей данного типа темперамента психические процессы характеризуются большой скоростью протекания быстрой реакцией на раздражители. Сангвиники отличаются высокой активностью, адаптивностью приспособляемостью к изменяющимся условиям жизни и подвижностью. Их внимание нестабильно, быстро и легко его переключают. Инициативны, общительны, жизнерадостны, склонны к остроумию. Речь живая и быстрая, живой, открытый взгляд. Разнообразная мимика.
Сангвиники с охотой берутся за живое дело, способны к увлечению. Любят новизну, разнообразие ситуаций, перемену мест. Избегают однообразия, шаблонов работы. Легко переживают неудачи. В работу включаются быстро. Однако, если дело требует сосредоточенности, терпения, могут так же быстро отступить, как и увлечься. У сангвиников хорошая работоспособность.
Больше всего подходит для них работа, требующая быстроты реакций и уравновешенности. Позитивными характерологическими чертами данного типа темперамента являются высокая подвижность, высокая адаптивность легкая приспособляемость, общительность, доброжелательность, жизнерадостность, выразительность мимики и пантомимики. Среди негативных отмечаются такие черты, как деятельность при условии интересного дела, тягота однообразия, малая склонность к самоуглублению, некоторая резкость в действиях, отсутствие
усидчивости, недостаточная настойчивость. 2. Сильный уравновешенный, инертный флегматический темперамент. Психические процессы характеризуются определнной инертностью и замедленным реагированием на раздражители. Уравновешенность и некоторая инертность нервных процессов позволяет флегматику оставаться спокойным в любых условиях. Это спокойный, уравновешенный, всегда ровный, настойчивый и упорный труженик жизни. При наличии сильного торможения и уравновешенного процесса возбуждения ему нетрудно сдерживать свои
порывы, строго следовать выработанному распорядку жизни. Флегматик солиден, работает неторопливо, ритмично. Внимание его в меру устойчивое, переключение внимания замедленное. Чувства внешне проявляются слабо. Скуп на слова. Речь спокойная, ровная, несколько замедленная, с частыми паузами. Взгляд маловыразителен, мимика бедна и однообразна.
В меру общителен. Предпочитает проверенные методы работы, контролирует свою деятельность, излишние самопроверки ему не мешают и не раздражают. Редко проявляет инициативу. Позитивные характерологические черты ровен в отношениях, в меру общителен, не обидчив, отличается высокой работоспособностью, настойчив, способен к большому напряжению в работе. Негативные инертность, малоподвижность, требует время для сосредоточения внимания, медленно принимает
решения. 3. Сильный неуравновешенный холерический темперамент. Нервные процессы отличаются повышенной возбудимостью и неуравновешенностью. Холерик вспыльчив, агрессивен, прямолинеен в отношениях, инициативен в деятельности. Выразительный проникновенный взгляд. Движения быстрые и резкие. Резкая смена эмоций, например от гнева к веселью.
Склонен переоценивать свои силы и недооценивать препятствия на пути к цели. Стремится в первые ряды. Речь носит ярко выраженную окраску. Излишне громкий голос. Склонен перебивать собеседника, в разговоре захватывает инициативу, горячо настаивает на свом. Если возражает или перебивает, то громкость и скорость речи возрастаю. На этой природной основе может развиться агрессивность, одержимость какими-либо идеями.
Но может развиться и талант общественной деятельности, талант преобразователя, в военной области талант полководца. Для холериков характерна цикличность в работе. Они способны со всей страстью отдаться делу, за которое взялись, увлечься им. Однако при подавленном настроении, при упадке веры в свои возможности начатую работу забрасывают. Замедленный и спокойный темп работы для холериков мало подходит.
Для них больше всего подходит работа, требующая немедленного исполнения. Позитивные характерологические черты высокая активность, энергичность, быстро уясняет обстановку, инициативен, общителен, решителен, возбужднная убедительная речь. Негативные цикличность в работе, в переживаниях, настроениях вспыльчивость, резкость в отношениях, неустойчивость в поведении. 4. Слабый тип ВНД меланхолический темперамент.
Данный тип ВНД отличается высокой эмоциональной чувствительностью, повышенной ранимостью. Сильные воздействия затормаживают деятельность меланхолика, вызывая у него запредельное торможение, характеризующееся преобладанием тормозного процесса при слабости как возбуждения, так и торможения. Слабое раздражение у меланхолика субъективно может переживаться им как сильное, по незначительному поводу он склонен к внутреннему переживанию. Замкнут, трудно и медленно сближается с людьми.
Настороженный, тревожный взгляд. Стремится быть в тени. Сдержанная, неопределнная, неуверенная мимика. Тихая негромкая речь. Осторожные, робкие движения. Придат большое значение мелочам. Склонен к внутренним переживаниям. Болезненно и долго переживает неудачи и наказания. Опасается перемены мест, изменения уклада жизни. В новых, особенно конфликтных ситуациях, теряется,
работает ниже своих возможностей. Склонен недооценивать свои силы и переоценивать препятствия. Для меланхолика больше всего подходит ровная, требующая усидчивости и терпения работа. Монотонная работа его не тяготит. В привычной обстановке, в дружном коллективе он успешно выполняет порученное дело. Позитивными характерологическими чертами меланхолика являются высокая чувствительность, сердечность, тонкая восприимчивость, высокая исполнительность в привычной обстановке.
Среди негативных отмечают такие, как ранимость и застенчивость, мнительность и замкнутость, пониженная активность, неуверенность движений, низкая работоспособность в неблагоприятных условиях. Необходимо иметь в виду, что деление характерологических черт свойств личности на позитивные и негативные носит несколько условный характер. Каждый из типов темперамента имеет свои достоинства. Те характерологические черты, которые приведены выше, в определнных условиях могут обернуться своей
положительной стороной. Каждый тип темперамента по-своему хорош, в определнных условиях проявляет свои лучшие качества. К примеру, холерику очень трудно, особенно вначале, совершать деятельность, требующую плавных движений, замедленного и спокойного темпа, так как его природные особенности противоположны требуемым качествам. Такую работу лучше поручать обладателям слабой нервной системы, слабых нервных процессов с преобладанием внешнего торможения. Обладая высокой чувствительностью чего нет у холериков,
меланхолик в привычной обстановке может успешно и качественно выполнять монотонную работу, требующую плавных, размеренных движений и постоянного контроля за качественными характеристиками технологических процессов. 1.4. Два подхода к исследованию темперамента В изучении темперамента выявились два подхода к его исследованию структурный и типологический. Представители структурного подхода описывают темперамент через набор признаков, характерологических
черт личности. При этом мнения различных авторов расходятся в числе и наименовании черт. Бесспорно одно темперамент обладает определнным набором психических характеристик, таких как - активность интенсивность взаимодействия с окружающим миром - реактивность уровень интенсивности реакции как ответ на определнные раздражители - темповые характеристики скорость выполнения любых действий речи, движений, ходьбы и т.п эмоциональная устойчивость эмоциональная неустойчивость - экстраверсия интроверсия - ригидность
пластичность - подчиннность доминантность склонность подчиняться или подчинять себе - чувствительность тонкость восприятия внешнего мира - тревожность и др. Представители типологического подхода считают, что существует ряд типов темперамента, хотя также расходятся в мнении об их числе. Как уже отмечалось, в чистом виде типы темперамента не существуют. Между четырьмя типами темперамента располагаются по оценкам некоторых психологов до 16 промежуточных
форм, как вариации основных типов. Кроме того, следует учесть, что сторонники типологического подхода выделенные ими типы темперамента наделяют в большинстве свом теми же характерологическими признаками темперамента и свойствами высшей нервной деятельности, которыми пользуются сторонники структурного подхода. Своеобразный подход к типологии темперамента предложил немецкий психолог и психиатр Э. Кречмер. В его классификации темпераменты представлены двумя большими группами циклоидные и шизоидные
темпераменты. Внутри этих групп имеется более подробная градация. По Э. Кречмеру, родственным типом конституции для циклотимиков является пикнический тип. Родственными типами конституции для шизотимиков астенический и атлетический типы конституции и их комбинации. В исследованиях Э. Кречмера выявлено, что люди с крайне выраженными чертами пикника чаще всего болеют маниакально-депрессивным психозом. К шизофреническим заболеваниям более склонны астеники и атлетики.
Шизотимикам свойственны такие черты характера, как тонкая чувствительность, склонность к отвлечнным рассуждениям, отчужднность, холодность, властность, сухость, маловыразительность эмоций. Циклотимики же веслые люди. Они болтливы и беспечны, отличаются задушевностью, энергичностью, легким восприятием жизни. Вс это многообразие подходов к изучению темперамента и свойств высшей нервной деятельности. Каждый из подходов имеет свои плюсы и минусы. Какие из них следует выбирать, какой инструментарий больше
всего подходит дело компетентного пользователя психодиагностических методик.5 1.5. Понятие о социометрии Социометрия это и психологическая теория общения и внутригрупповых отношений, и одновременно метод, применяемый для оценки межличностных отношений. Американский психолог Джекоб Морено, разработавший всемирно известную теорию социометрии, полагал, что психологическая комфортность и психическое здоровье человека зависят от его положения в неформальной
структуре отношений в малой группе. Если человека окружают люди, испытывающие к нему симпатии, то ему будет легче преодолевать жизненные трудности. Более того, недостаток симпатий уже порождает жизненные трудности. Он считал также необходимым определить положение индивида в структуре неформальных отношений, чтобы понять его проблемы. Социометрическая структура группы представляет собой совокупность соподчиннных позиций членов группы в системе межличностных отношений.
В целом, социометрическая структура определяется анализом важнейших социометрических характеристик группы социометрического статуса е членов, взаимности эмоциональных предпочтений, наличия устойчивых групп межличностного предпочтения, характера отвержений в группе. Система межличностных отношений включает в себя совокупность симпатий и антипатий, предпочтений и отвержений всех членов группы. Каждый индивид в группе имеет свой социометрический статус, который может быть определн
при анализе суммы предпочтений и отвержений, получаемых от других членов. Социометрический статус может быть более высоким или низким в зависимости от того, какие чувства испытывают другие члены группы по отношению к данному субъекту положительные или отрицательные. Совокупность всех статусов, в свою очередь, задат статусную иерархию в группе. Самыми высокостатусными являются так называемые социометрические звзды члены группы, имеющие максимальное
количество положительных выборов при небольшом количестве отрицательных выборов. Это люди, к которым обращены симпатии большинства или, по крайней мере, многих членов группы. Далее идут высокостатусные, среднестатусные и низкостатусные члены группы, определяемые по числу положительных выборов и не имеющие большого числа отрицательных выборов. Есть группы, в которых нет социометрических звзд, а есть только высоко средне низкостатусные.
На более низкой ступени межгрупповых отношений находятся изолированные субъекты, у которых отсутствуют любые выборы, как положительные, так и отрицательные. Позиция изолированного человека в группе одна из наиболее неблагоприятных, поскольку свидетельствует о том, что к данному индивиду другие члены группы совершенно равнодушны. Далее идут отверженные такие члены группы, которые имеют большое количество отрицательных выборов и
малое количество предпочтений. На последней ступени иерархической лестницы социальных предпочтений находятся пренебрегаемые или изгои члены группы, не имеющие ни одного положительного выбора при наличии отрицательных. Весьма часто позицию социометрической звезды рассматривают как позицию лидера. Это не совсем верно, поскольку лидерство связано с вмешательством в процесс действия, а социометрический статус определяется чувствами, которые участники взаимодействия испытывают по отношению друг к другу.
В то же время можно встретить субъектов, являющихся одновременно и социометрическими звздами и лидерами, но такое сочетание является крайне редким. Человек часто утрачивает симпатии окружающих, становясь лидером. Социометрическая звезда вызывает доброе отношение прежде всего потому, что другие люди чувствуют себя психологически комфортно в присутствии данной личности. Что касается лидера, то его социально-психологическая функция вести за собой как человеку, наиболее
знающему дело и понимающему ситуацию. Лидер может вызывать такие негативные чувства как зависть или ревность. Социометрическая звезда, как правило, подобных чувств не вызывает. Она остается в своей позиции только в условиях нормативности социального контроля. Эпатирующее поведение отталкивает окружающих и вынуждает их относиться к человеку настороженно, что не может сопровождаться таким чувством, как симпатия.
Проблема совмещения в одном лице лидера и социометрической звезды является крайне острой как для самого человека, так и для группы в целом. Иногда, в критических социальных ситуациях это может провоцировать некоторые тенденции фанатического поведения членов группы, что ведт к крайне неблагоприятным социальным и личностным результатам. Высокостатусные, среднестатусные и низкостатусные члены группы составляют обычно е большинство. Группы и общества, имеющие тройную социометрическую структуру, рассматриваются
как нормативные. Группу можно разделить на три подгруппы почти по любому критерию. Так, школьный класс, рассматриваемый по критерию успеваемости, делится на сильных, средних и слабых учеников. То же самое можно сказать и о профессиональной группе по критерию отношения к работе и уровню профессионализма. Общество с точки зрения социальной стратификации делится на три большие социальные группы элиту, средний класс, низший класс. В межличностных отношениях происходит то же основное тройное
деление. К кому-то люди относятся лучше, к кому-то хуже. Но здесь низкий статус не всегда означает неблагоприятное положение в группе. для более глубокого анализа положения человека в группе необходимо учитывать не только статус, но и другие характеристики социометрической структуры. Однако стоит заметить, что изолированные, отверженные и пренебрегаемые члены группы, безусловно, входят в группу риска по критериям межличностных отношений.
Следует обратить особое внимание на позицию изолированного человека. Во многих случаях она оказывается более неблагоприятной, чем позиция отверженного или даже пренебрегаемого. К. Левин доказал, что негативное отношение к человеку в группе является более благоприятным социальным фактором, чем отсутствие всякого отношения, поскольку отрицательный стимул лучше, чем его отсутствие. Иногда переход человека из позиции пренебрегаемого в позицию изолированного является большим наказанием.
Хорошо известен феномен влияния бойкота прекращения отношений с человеком, отсутствия реагирования на его слова и поступки и проявлений различных чувств по отношению к нему. При бойкоте человек оказывается не в позиции пренебрегаемого, к которому направлены негативные чувства окружающих, а в позиции изолированного, к которому окружающие совершенно равнодушны. Изменение социометрического статуса члена группы чвляется важной проблемой для педагога или руководителя.
Дело в том, что статус человека часто представляет собой относительно устойчивую величину, т.е. переходя из одной группы в другую, человек переносит свой статус. Однако с точки зрения развития личности неизменность социометрического статуса рассматривается как фактор риска, даже если это статус социометрической звезды. Необходимость изменения социометрического статуса диктуется потребностями человека вырабатывать гибкие
стратегии поведения для социальной адаптации в различных условиях жизни. Поэтому целесообразно пройти через различные статусы в разных группах. Сложность проблемы заключается также и в том, что люди по-разному воспринимают и относятся к своему статусу. Большинство имеет представление о том, какой статус они занимают в первичной группе. Среднестатусные члены группы, как правило, воспринимают сво положение адекватно.
Но крайние статусные категории вследствие психологических защит часто воспринимают отношения других людей к себе неадекватно. Чаще всего именно социометрические звзды и пренебрегаемые члены группы не осознают своего положения в системе межличностных отношений в группе. Относительная устойчивость социометрического статуса определяется многими факторами, среди которых выделяют следующие внешний вид физическая привлекательность, ведущая модальность мимики, оформление
облика, невербальный язык успехи в ведущей деятельности некоторые свойства характера и темперамента толерантность, общительность, благорасположение, низкая тревожность, стабильность нервной системы и др. соответствие ценностей индивида ценностям группы, членом которой он является положение в других социальных группах. Чтобы изменить статус человека в группе, иногда достаточно только поработать с тем или иным фактором статуса. Знание социометрического статуса не дат полной информации о положении человека
в системе межличностных отношений. Необходимо знать, является ли выбор субъекта взаимным. Взаимность эмоциональных предпочтений членов группы выступает важной качественной характеристикой самой группы. Даже социометрическая звезда будет чувствовать себя неблагополучно, если е выбор не имеет взаимности. И наоборот, пренебрегаемый член группы может чувствовать себя вполне благополучно, если его выбор оказался взаимным. Чем больше взаимных выборов имеет член группы, тем более стабильным и благоприятным является
его положение в системе межличностных отношений. Группы значительно различаются между собой по взаимности выбора их членов. Если в группе мало взаимных выборов, то можно сделать вывод о неблагополучии е интегральных психологических характеристик. В такой группе будет слабая согласованность действий и эмоциональная неудовлетворнность е членов своими межличностными отношениями. Анализ характера межличностных отношения в группе позволяет выяснить, существуют ли устойчивые микрогруппы
межличностного предпочтения и каковы особенности отношений между ними Любая малая группа, как правило, делится на микрогруппы, и чем больше малая группа, тем большее количество микрогрупп в ней существует. Каждая микрогруппа имеет свою социометрическую структуру. Если микрогруппы достаточно устойчивы, то взаимоотношения между ними определяют интегральные психологические характеристики всей малой группы в целом. Как правило, микрогруппа представляет собой компанию друзей,
имеющих общие интересы и проводящих совместно досуг. Иногда объединение людей в микрогруппы может быть вызвано другими причинами, например, принадлежностью к определнному социальному слою и т.д. Выявление специфической системы отвержений в группе необходимо для понимания социальных шаблонов е действий в ситуации конфликта. Отвержения в группе могут распределяться по-разному.
Чаще всего встречаются три типа отвержений. Первый вариант относительно нормативный, свидетельствующий о благополучии отношений в целом, когда отвержения ярко не выражены, нет лиц, получивших большое количество отрицательных выборов, и все существующие отвержения распределены относительно равномерно в группе. При этом нет таких субъектов, у которых отвержения преобладали бы над предпочтениями. Второй вариант поляризация отвержений, при которой выделяют две основные микрогруппы, отвергающие друг
друга. Такая ситуация часто складывается в школе, в подростковых классах, когда происходит процесс полоролевой идентификации у молодых людей. В этот период группа делится на две подгруппы по половому признаку. Мальчики выбирают мальчиков, девочки девочек. Третий вариант наиболее неблагоприятный для группы, когда отверженным является только один, выступающий в качестве ответчика за все недоразумения, так называемый козл отпущения. Вполне понятно, что при такой системе отвержения в группе не существует позитивных способов
решения проблем, если, конечно не брать во внимание некоторых исключительных ситуаций. Иногда в группе негативное отношение к одному человеку со стороны большинства может быть вполне оправдано. Однако такие случаи рассматриваются как исключительные и, конечно, являются ситуативными. Если же группа выбирает козла отпущения всегда, то можно сделать вывод о неблагоприятном характере межличностных отношений в ней. В данном случае, даже если отвергаемый покинет группу, будет найден новый
крайний на соответствующую роль. Групповые привычки в системе межличностных отношений формируются точно так же, как и любые другие групповые ритуалы поведения. Не следует забывать, что привычка относится к форме социального контроля и направляет поведение конкретных индивидов и группы в целом. Итак, важнейшими характеристиками системы внутригрупповых предпочтений выступают социометрический статус, взаимность выбора, наличие устойчивых групп межличностных предпочтений и система
отвержений. Несмотря на равную значимость всех характеристик, особое внимание уделяется статусу субъекта. Это обусловлено тем, что, во-первых, статус имеет относительную социальную устойчивость и субъект часто переносит его из одной группы в другую. Во-вторых, именно динамика статусной иерархии ведт за собой и соответствующие изменения в системе отвержений и отношениях между микрогруппами. Кроме того, понимание человеком своего статуса в системе межличностных отношений оказывает существенное
влияние на самооценку личности. При соответствующей подготовке каждый учитель имеет возможность изменить социометрический статус ученика. В целом, педагогические возможности изменения социометрического статуса ученика несколько ограничены тем, что учитель занимает позицию руководителя и находится вне группы. Однако если он работает с активным меньшинством и учитывает межличностное влияние в процессе деятельности и общения, то вполне можно стать инициатором такого изменения.
Для того чтобы повысить социометрический статус ученика, необходимо предоставить ему возможности для проявления и реализации своих способностей. В настоящее время школа нацелена прежде всего на интеллектуальные и социальные способности. Наиболее успешные в учебной деятельности и общественной работе учащиеся без труда приобретают уверенность в своих силах, привлекающую к ним внимание, интерес и симпатии одноклассников. Что касается экспрессивных, инструментальных и физических способностей, то они явно недооценены в современной
системе образования. Учащимся, обладающим данными способностями, довольно трудно реализовать себя. Поэтому при попытке изменения статуса ученика учитель должен организовать различные виды деятельности, чтобы молодые люди имели возможность проявить свои способности перед сверстниками. Среди педагогов и психологов хорошо известен прим, который называется отсвет от звезды. Суть его заключается в том, что высокостатусному члену группы поручается какое-то дело совместно с
низкостатусным. В данном случае важно продумать мотивировку сотрудничества, чтобы оно воспринималось ребятами как необходимое для решения соответствующей задачи. При успешном взаимодействии популярность высокостатусного члена группы частично передатся низкостатусному и отношение окружающих становится более благожелательным. Своевременное информирование учащихся об успехах их одноклассника в каких-либо других группах также
позволяет повысить его статус. Поэтому учителю необходимо знать о внешкольной деятельности учащихся и использовать данную информацию для улучшения межличностных отношений в классе. Если, несмотря на педагогические усилия, статус ребнка остатся низким, необходимо провести системный психологический анализ причин отверженности или изолированности. Следует понять, в чм причина, и попытаться работать с ней.
Например, причиной низкого статуса может быть неумение общаться со сверстниками или даже неопрятный внешний вид. Профессионализм, внимание и деликатность учителя при известной заинтересованности в решении проблемы обеспечат эффективность применения того или иного метода. Проявляя заботу о социально-психологическом состоянии класса, учитель должен помнить о том, что неизменность социометрического статуса ученика может негативно влиять как на общее состояние группы, так и на конкретного
человека. Поэтому необходимо планировать некоторую динамику социометрических отношений, позволяющую каждому члену группы побывать на разных уровнях социометрической структуры и, соответственно, учиться вырабатывать разные стратегии поведения в социальной жизни. Совокупность межличностных отношений человека в различных социальных группах с близкими и не очень близкими людьми представляет собой уникальную социальную систему, центром которой является сам человек,
его потребности и мотивы, доминирующие индивидуальные особенности, социальные качества, цели и типичные шаблоны поведения. 8 2. Эмпирическая часть 2.1. Метод исследования Методом исследования было выбрано тестирование. Выборка, участвовавшая в исследовании состояла из 29 человек. В качестве методик исследования были взяты тест-опросник Г. Айзенка см. приложение 2 и методика по определению социометрического статуса см. приложение 3.
Было проведено подробное разъяснение правил по ответам на тестовые вопросы. Два теста проводились друг за другом. После тестового опроса бланки были собраны и обработаны исследователем. В тесте Айзенка код опросника имеет шкалу лжи, в связи с этим часть бланков пришлось признать недействительными 9 бланков. В результате измерения показателей темперамента и социометрического статуса мы получаем т.н. первичные значения показателя, которые представлены неупорядоченной последовательностью чисел.
Для удобства необходимо провести специальную обработку. Распределение испытуемых по измеряемым показателям Таблица 2.1. исп.Экстраверсия-ИнтроверсияНейротизмСоц . статус1.149112.99113.151864.141185.18107 6.1714107.298.141679.1191510.1481511.148 1912.88613.614914.1572015.1471116.715317 .1510518.145119.207020.10128 Упорядочив совокупность вариант в возрастающем порядке, мы получили ранжированный ряд, представленный в таблице 2.2. Значение вариант в распределении испытуемых по экстра-интроверсии,
нейротизму и соц. статусу Таблица 2.2. ПоказательВариантаЭкстраверсия-интроверс ия67891011141517182022 Нейротизм57891011121415161822 Соц. статус 01356789101115192029 Вариационный ряд той же статистической совокупности исходных данных может быть представлен в различной форме а в форме таблицы Вариационный ряд испытуемых по экстраверсии-интроверсии Таблица 2.3. Числ. значение Э-ИКол-во испытуемыхДоля испытуемых
Итого20100 Вариационный ряд испытуемых по нейротизму Таблица 2.4. Числ. значение нейр-маКол-во испытуемыхДоля испытуемых Итого20100 Вариационный ряд испытуемых по соц. статусу Таблица 2.5. Соц.статус баллыКол-во испытуемыхДоля испытуемых Итого20100 б в графической форме - в форме гистограммы
Рис. 2.1. Гистограмма распределения испытуемых по Э-И Рис. 2.2. Гистограмма распределения испытуемых по нейротизму Рис. 2.3. Гистограмма распределения испытуемых по соц. статусу - в форме полигона частот Рис.2.4. Полигон частот значений экстра-интроверсии Рис.2.5. Полигон частот значений нейротизма Рис. 2.6.
Полигон частот значений соц. статуса - в форме кумуляты Рис. 2.7. Кумулята распределения испытуемых по экстра-интроверсии Рис. 2.8. Кумулята распределения испытуемых по нейротизму Рис. 2.9. Кумулята распределения испытуемых по соц. статусу Ордината кривой кумулятивного распределения показывает долю испытуемых, имеющих значения показателя
не превышающие соответствующее значение, заданное по оси абсцисс, т.е. значение соответствующей варианты. 2.2. Меры уровня средние. Статистическая совокупность значений описывается различными статистическими характеристиками, в том числе и различными средними мода, медиана, арифметическое среднее. Мода используется редко. Но вс же стоит указать е в обоих случаях для общего представления о распределении. По экстра-интроверсии Мо 14, по нейротизму выборка полимодальна, т.е.
Мо 789, по соц. статусу Мо 11. Медиану можно определить по кумуляте, и для экстра-интроверсии Ме 14, для нейротизма Ме 9, для соц. статуса Ме 8,5. Кроме нахождения средних в форме моды и медианы можно вычислить среднее как среднее арифметическое, по формуле где Xi индивидуальное значение i-го испытуемого, N общее кол-во испытуемых В результате вычислений получили для экстра-интроверсии х ср 13,55 для соц.
статуса уср 10,05 для нейротизма zcp 10,86 2.3. Меры рассеяния Для характеристики статистической совокупности знание средней не всегда является достаточным. Поэтому наряду со средними используются различные меры рассеяния или меры разброса. Основными мерами рассеяния являются размах вариации R, разница между максимальным и минимальным значением
R х max х min . В данном случае для темперамента R х 22 6 16 R у 29 R z 17. Несмотря на простоту вычислений, существенным недостатком этой меры рассеяния является то, что характеристика всей совокупности данных датся из рассмотрения всего лишь двух е крайних значений. Кроме того, значение R существенно зависит от случайных колебаний выборки. среднее арифметическое отклонение дх, вычисляемое по формуле В нашем случае для экстра-интроверсии дх 3,03 для нейротизма ду 3, 422 для
соц. статуса дz 5,06. дисперсия S2 отвечает за распластанность графика плотности вероятности вдоль оси х , численное значение которой может быть вычислено по след. формуле Sx2 или S2х Как и в среднем арифметическом отклонении, в дисперсии учитывается каждое значение показателя. Деление на N 1 , а не на N в указанных формулах обусловлено тем, что именно в этом случае значение S2х, полученное на ограниченной выборке, оказывается в большей степени несмещнной оценкой истинного
значения S2ист , которое характеризует генеральную выборку. Для экстра-интроверсии S2х 16, 9736842 для нейротизма S2у 18, 6815789 для соц. статуса S2z 47, 83947368. стандартное или средне квадратичное отклонение, определяемое как значение квадратного корня из дисперсии х2 Для Э-И ух 4,122786487 для нейротизма уу 4, 32221922 для соц. статуса уz 6,916608539. 2.4.
Степень асимметрии Степень асимметрии статистического распределения можно определить путм вычисления соответствующего показателя асимметрии А В случае ненормальных распределений, когда возникает та или иная асимметрия, средние значения, определяемые модой Мо , медианой Ме и средним арифметическим х ср, не совпадают. В данном случае Мо х ср Ме 14 13,55 14, асимметрия экстра-интроверсии будет правосторонней, но надо
заметить, незначительной. Для соц. статуса асимметрия будет левосторонней, т.к. Мо уср Ме 11 10,05 8,5 для нейротизма асимметрия также является левосторонней, т.к. Мо zcp Ме 9 10,86 9. 2.5. Степень выпуклости Степень выпуклости распределения определяется показателем эксцесса Е и зависит от соотношения серединной ограниченной значениями показателя х ср у и крайних частей показателя статистической совокупности. Численное значение эксцесса определяется по формуле
Для экстра-интроверсии Ех - 0,027 для соц. статуса Еу 1,74 для нейротизма Еz 0,75. 2.6. Нормализация значений показателя Чтобы добиться сопоставимости статистических совокупностей, имеющих распределения различной формы, необходимо воспользоваться нелинейным преобразованием исходных данных и привести форму распределения к какому-то одному виду. Процедура приведения распределения к нормальному виду носит название нормализации, а преобразованные
исходные данные называются нормализованными. Нормализованные значения могут быть найдены с помощью таблиц, в которых приводится процент случаев процентили различных отклонений в единицах у от среднего значения для случая нормального распределения измеряемого показателя. Сначала определяется процент испытуемых в выборке с тем же или более высоким исходным значением показателя, т.е. вычисляются соответствующие значения кумуляты распределения.
Затем этот процент отыскивается в таблице нормального распределения частот и по нему находится соответствующее значение нормализованного стандартного показателя z. Далее нормализованные значения z путм соответствующего линейного преобразования преобразуются в Т-баллы шкалы Мак-Колла по формуле Ti 50 10 zi Для экстра-интроверсии, нейротизма и соц. статуса результаты преобразований вы видите в таблицах 2.6 2.7 2.8. Таблица 2.6.
Исход. значения Э-И67891011141517182022Кол-во исп-х1731111Доля исп-х 53515Кумулята распр-я 510152025306580859095100Нормал. Знач. в ед. z-1,64-1,28-1,04-0,84-0,67-0,520,390,841 ,041,281,643,09Значения T-баллов33,637,239,641,643,344,853,958,4 60,462,866,480,9 Таблица 2.7. Исходные значения Н57891011121415161822Кол-во исп-х133321121111Доля исп-х 51515151055105555Кумулята распр-я 520355060657080859095100Нормал. Знач. в ед. z-1,64-0,84-0,3900,250,390,520,841,041,2 81,643,09Значения
T-баллов33,641,646,15052,553,955,258,460 ,462,866,480,9 Таблица 2.8. Исход. знач. соц. ст.01356789101115192029Кол-во исп-х11112221132111Доля исп-х 5555101010551510555Кумулята распр-я Нормал. знач. в ед. z-1,64-1,28-1,04-0,84-0,52-0,2500,120,25 0,671,041,281,643,09Значения T-баллов33,637,239,641,644,847,55051,252 ,556,760,462,866,480,9 Характер кривых нелинейного преобразования, позволивших осуществить процедуру нормализации исходных
данных и перевести исходные ненормальные распределение значений экстра-интроверсии, соц. статуса и нейротизма в нормальное распределение значений Т-баллов, можно видеть из графиков, представленных на рис.2.10 2.11 2.12. Рис.2.10. Кривая нелинейного преобразования данных экстра-интроверсии Рис.2.11. Кривая нелинейного преобразования данных соц. статуса Рис.2.12. Кривая нелинейного преобразования данных нейротизма
В дальнейшем Т-баллы будут использованы для определения коэффициента корреляции Пирсона. 2.7. Коэффициент корреляции Пирсона Данный коэффициент позволит нам определить не только наличие или отсутствие связи между показателями, но также определить характер этой связи, в частности силу и направление связи. В качестве показателей для проведения корреляционного анализа были использованы нормализованные значения х и у по шкале Т-баллов из таблиц 2.6 2.7 2.8.
Исходные значения указанных показателей приведены в таблице 2.9. Значения показателей экстра-интроверсии, соц. статуса и нейротизма в группе учащихся Таблица 2.9. учащ-сяПок-ль Э-И544258,453,962,860,480,953,94553,953, 939,633,658,453,937,258,453,966,443,3Соц .ст.575744,85047,552,580,947,56060,462,8 44,851,266,456,739,641,637,233,650Н50506 6,453,952,558,480,962,85046,146,146,158, 441,641,660,452,533,641,655,2 Анализируемые статистические совокупности имеют следующие параметры
Экстра-интроверсия х ср 53,155 ух 10,9983 Соц. статус у ср 51,55 уу 11,09553 Неротизм z ср 52,405 уz 10,51873 Вопрос, который касается корреляции показателей экстра-интроверсии и соц. статуса, состоит в следующем Если испытуемый имеет более высокий показатель экстра-интроверсии, то имеет ли он так же более высокий соц. статус или такого соответствия не наблюдается Характер связи между показателями экстра-интроверсии можно наглядно представить в виде диаграммы рассеяния.
Рис. 2.13. Диаграмма рассеяния значений экстра-интроверсии и соц. статуса. Аналогично можно проследить характер связи между показателями нейротизма и соц. статуса. Рис. 2.14. Диаграмма рассеяния значений нейротизма и соц. статуса Вычисление численного значения коэффициента корреляции Пирсона по исходным значениям показателей экстра-интроверсии х i и соц. статуса у i осуществляется по
формуле Корреляционный анализ взаимосвязи показателей экстра-интроверсии и соц. статуса дат следующее значение коэффициента корреляции Пирсона r ху 1 0,307641. Численные значения коэффициента корреляции Пирсона находятся в пределах от 1 до 1. обратная связь нет связи прямая связь -1 0 1 Рис. 2.15. Смысл численных значений коэффициента корреляции Аналогично вычислен коэффициент корреляции показателей нейротизма и соц. статуса r ху 2 0,323477 обратная
связь нет связи прямая связь -1 0 1 Рис. 2.16. Смысл численных значений коэффициента корреляции 2.8. Проверка значимости коэффициента корреляции Для проверки значимости коэффициента корреляции, т.е. достоверности его отличия от нуля, необходимо принять с ху 0 и вычислить эмпирическое значение t эмп. Для малой выборки N 30 значения t эмп определяются по формуле Для значения r ху 1 0,307641, полученного на общей выборке
N 20, t эмп. 1,37. Критическое значение t кр для данного объма выборки и уровня достоверности б 0,01 составляет t кр 2,85. Поскольку t эмп t кр , полученное значение коэффициента корреляции следует считать недостоверным. Для значения r ху 2 0,32, полученного на общей выборке N 20, t эмп. 1,53 Критическое значение t кр для данного объма выборки и уровня достоверности б 0,01 составляет t кр 2,85. Поскольку t эмп t кр , полученное значение коэффициента корреляции также следует
считать недостоверным. Обсуждение результатов В результате анализа данных удалось получить следующее 1. После обработки тестов выяснилось, что большинство испытуемых данной выборки имеют средний уровень экстра-интроверсии и средний уровень соц. статус. 2. Далее в результате статистического анализа были получены вариационные ряды выявлены меры уровня Мо, Ме, Хср они отличаются друг от друга, что свидетельствует о ненормальном распределении вычислены меры рассеяния средне арифметическое отклонение, дисперсия, сигма
затем вычислили Т-баллы определили степень асимметрии и эксцесса провели нормализацию обоих показателей. 3. Затем был проведен корреляционный анализ по Пирсону, в результате которого выяснилось, что связь есть и она прямая 4. Степень связи небольшая положительная 5. Коэффициент корреляции Пирсона считается не значимым на уровне достоверности б 0,01 Вывод Гипотеза, поставленная в начале исследования не подтвердилась.
По результатам исследования мы не можем говорить ни о влиянии экстра-интроверсии на соц. статус, ни о влиянии нейротизма на соц. статус, но предполагаем , что связь существует, хотя коэффициент корреляции Пирсона имеет недостоверное значение Список литературы 1.Батаршев А.В. Психология индивидуальных различий от темперамента к характеру и типологии личности М. Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2000 256 с. 2. Корниенко
А. Ф. Методология и методы психологического исследования Учебное пособие. Казань Изд-во КГПУ, 2003 160 с. 3. Корниенко А.Ф. Психодиагностика Учебное пособие Казань Изд-во КГПУ, 2003 147 с. 4. Ильин Е. П. Дифференциальная психофизиология. СПб. Питер, 2001. 464 с. 5. Егорова М. С. Психология индивидуальных различий.
М. Планета детей, 1997. 328 с. 6. Либин А. В. Дифференциальная психология. М. Смысл, 2000. 560 с. 7. Столяренко Л. Д. Основы психологии Практикум. Ростов нД Феникс, 2000. 576 с. 8. Андреева Г.М. Социальная психология. М. Изд-во Моск-го Ун-та, 1980. 9. Немов Р.С. Психология. 3т М. Просвещение,
Владос,1995.
! |
Как писать рефераты Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов. |
! | План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом. |
! | Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач. |
! | Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты. |
! | Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ. |
→ | Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре. |