1.ПРЕДМЕТ И МЕТОД ИСТОРИИГОСУДАРСТВА И ПРАВА ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН Как и любая другая наука, историко-правовые учения имеют свой предмет, объект и метод исследования, которые тесно соотносятся друг с другом.Предмет любой науки - это определенная, конкретная сфера объекта, который изучается данной наукой. Понятийная структура объекта исследования включает в себя определенные явления внешнего мира, которые находятся под воздействием процесса познавательной деятельности и практического воздействия людей.^ Предмет ИГПЗС - государство и право отдельных зарубежных стран мира в процессе их возникновения, развития и функционирования в определенной исторической обстановке, в хронологической последовательности, на основе выявления как общих закономерностей этих процессов, так и закономерностей, действующих в рамках тех исторических эпох, которые являются важнейшими ступенями в развитии конкретных обществ.Объектом изучения истории государства и права являются государство и право в процессе своего исторического развития, явления социальной жизни, происходящие в государственно-правовой области. Наука история государства и права специализируется на изучении институтов государства и права, политического устройства определенных стран мира (в данном случае зарубежных) в процессе их возникновения, становления и развития в конкретной исторической обстановке, в хронологической последовательности, законодательные памятники различных стран в историческом развитии, в определенные хронологические периоды. При этом выявляются как общеисторические закономерности этих процессов, так и те, которые действуют в рамках определенных исторических эпох конкретных обществ. 2.Не существует общепринятой периодизации всеобщей истории государства и права. С позиции “западного мира”, для которой характерен европоцентризм, принято говорить о следующих исторических эпохах: - первобытное общество; - древний мир; - средние века; - новое время; - новейшее время.^ ИСТОРИЧЕСКИЕ ЭПОХИ40 тыс. 3 тыс. 5 век 17 век начало 20 века до н.э. до н.э. н.э. Первобытное Древний Средние Новое Новейшее общество мир века время время Данная периодизация носит очень условный и укрупненный характер. Здесь не учтены такие общепринятые периоды истории (эпохи), как, например, “верхний палеолит”, “неолитическая революция (неолит)”, “античность”, “раннее средневековье”, “позднее средневековье” и т.п.^ 3.Государственный строй Древнего Египта 1. Основные черты государственного строя в период Раннего царства.2. Основные черты государственного строя в период Древнего царства.3. Основные черты государственного строя в период Среднего царства.4.0сновные черты государственного строяв период Нового царства.^ 1. В период Раннего царства начинает формироваться государственный аппарат. В данный период во главе государства стоял царь, которого окружал многочисленный двор, состоявший из придворных чинов и прислужников. Значение царской власти подчеркивалось обожествлением ее носителей. В период Раннего царства в руках государства находилось верховное руководство работами по организации оросительного дела в Нильской долине. 2. Особенность государственного строя^ Древнего царств^ Государственное устройство Вавилонии 1. Государственный строй.2. Судебное устройство. По своему государственному строю Древне-Вавилонское царство было централизованным государством. Законодательная, исполнительная и судебная власть находилась в руках царя. Глава государства считался наместником и служителем бога-защитника. Снизу царская власть ограничивалась богатыми городами и сильным жречеством, которое выступало блюстителем неприкосновенности прав городов. В Вавилонии существовало три города, занимавших привилегированное положение, - Ниппур, Сиппар и Вавилон. Льготные грамоты, которыми обладали эти города, лишали царей права сажать в тюрьму их граждан, требовать у них солдат, работников для храмовых хозяйств. Древневавилонские правители создали отлаженный механизм управления - все управление было сосредоточено в царском дворце, личное внимание царя обращалось на все дела государства. Поэтому умелыми и опытными чиновниками дорожили, что повлекло вытеснение родовой знати служилой. Ценились писцы. Особенностью дворцовой системы управления было то, что лица, управлявшие царским хозяйством, занимали и высшие должности в государстве. К высшим сановникам государства относились визирь, дворецкий, начальник финансов, кравчий, главный военачальник. В системе государственных органов различались центральные и местные органы управления. Большими городами управляли наместники царя. На местах сохранялись органы общинного самоуправления, осуществлявшие административную, финансовую и судебную власть. В вавилонском обществе до правления Хаммурапи ведущее место в осуществлении правосудия принадлежало храмовым и общинным судам. В качестве судебных органов выступали советы храмов, общинные собрания или специально выделяемая ими коллегия общинных судов. В общинах коллегиальные суды состояли из членов совета старейшин, руководство ими осуществляли рабианумы. Усиление царской власти привело к ограничению судебных полномочий общин и храмов. При Хаммурапи во всех больших городах были введены царские суды, рассматривающие в основном дела царских людей. Царь считался высшей судебной инстанцией, но не выступал как высшая кассационная или апелляционная инстанция - он имел право помилования в случае вынесения смертного приговора, а также принимал жалобы на судебную волокиту, на злоупотребления судей, на отказ в правосудии. В нововалиноском обществе в храмовые советы, осуществлявшие судебные функции включались представители народных собраний городов, на территории которых находились храмы.6.Законы Хаммурапи1. Общие понятия.4. Брачно-семейные отношения.5. Виды преступлений и наказаний.6. Процесс. 1. Первая кодификация законов Вавилонии, относившаяся к началу правления царя Хаммурапи, до нас не дошла. Известные нам Законы Хаммурапи были созданы в конце этого правления. Сборник законов выбит на черном базальтовом столбе. Текст законов заполняет обе стороны столба и начертан под рельефом, который помещен наверху, на лицевой стороне столба, и изображает царя, стоящего перед богом Солнца Шамашем - покровителем суда. Изложение законов отличается тем, что сделано в казуистической форме, тексты не содержат общих принципов, не имеют религиозного и морализирующего элементов. Текст сборника состоит из трех частей: введение, в котором Хаммурапи объявляет, что боги передали ему царство для того, "чтобы сильный не притеснял слабого", а также перечисляет благодеяния, которые были им оказаны городам своего государства; • 282 статьи Законов; • обширное заключение. Источниками при составлении сборника послужили: обычное право; шумерские судебники; новое законодательство. • продажа имущества, изъятого из оборота, считалась недействительной. 4. Брак заключался на основе письменного договора между будущим мужем и отцом невесты и был действительным только при наличии этого договора. Главой семьи был муж. Замужняя женщина обладала некоторой правоспособностью: она могла иметь свое имущество, сохраняла право на принесенное' ею приданое, имела право на развод, могла наследовать после мужа вместе с детьми. Однако права жены были ограничены: за неверность (определяемую в законе как прелюбодеяние) она подвергалась суровому наказанию; если была бесплодна, то мужу разрешалось иметь побочную жену. Будучи главой семьи, отец имел над детьми сильную власть: он мог, продавать детей, отдавать их в качестве заложников за свои долги, отрезать язык за злословие на родителей. Хотя закон и признает наследование по завещанию, преимущественным, способом наследования является наследование по закону. В качестве наследников выступали: •дети; • усыновленные дети (Законы Хаммурапи разрешают усыновление детей); •внуки; • дети от рабыни-наложницы, если отец признавал их своими. Отец не имел права лишить наследства сына, не совершившего преступления. 5. Общего понятия преступления и перечня всех деяний, которые признаются преступными, Законы Хаммурапи не дают. Из содержания кодификации можно выделить три вида преступлений: против личности; имущественные; против семьи. К преступлениям против личности законы относят неосторожное убийство. Об умышленном убийстве ничего не говорится. Подробно рассматриваются различного рода членовредительства: повреждения глаза, зуба, кости. Отдельно отмечается причинение побоев. Среди имущественных преступлений законы называют кражу скота, рабов. Отличными от кражи преступлениями считаются грабеж, укрывательство рабов. Преступлениями, подрывающими устои семьи, законы считают прелюбодеяние (неверность жены, и только жены) и кровосмешение. Также преступными являлись действия, подрывающие отцовскую власть. Целью наказаний, предусмотренных Законами Хаммурапи, являлось возмездие, что определяло их виды. Основными видами наказаний являлись: • смертная казнь в различных вариантах - сожжение, утопление, посажение на кол; • членовредительские наказания - отрубание руки, отрезание пальцев, языка и т. п.; • штрафы; •изгнание. При определении наказания за преступления, совершенные против личности, законодатель руководствовался "принципом талиона" - "мера за меру", когда виновному назначалась та же участь, что и потерпевшему. Наказаниями за имущественные преступления были смертная казнь, членовредительство или штраф, многократно превышающий стоимость украденного. В случае неуплаты штрафа виновного казнили. Преступления, подрывающие основы семьи, также наказывались смертной казнью (за прелюбодеяние) или членовредительством - например, отрубанием руки сыну, ударившему отца.^ 7. СТАНОВЛЕНИЕ И ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫРАЗВИТИЯ ГОСУДАРСТВА В ДРЕВНЕМ КИТАЕ.СОЦИАЛЬНЫЕ СЛОИ ДРЕВНЕГО КИТАЯ История Древнего Китая обычно делится на ряд периодов, обозначаемых в исторической литерату- ре по имени царствующих династий: 1) период Шань (Инь) (XV—XI вв. до н. э.); 2) период Чжоу (XI—III вв. до н. э.), в котором выделяются особые периоды: а) Чуньцю (VIII-V вв. до н. э.); б) Чжаньго - «Борющихся царств» (V—III вв. до н. э.); в) последний период завершился созданием цент- рализованных империй в периоды Цинь и Хань(III в. до н. э . - Ill в. н. э.). Первые очаги цивилизации городского типа в Древ- нем Китае возникли во ^ II тысячелетии до н. э. в долине реки Хуанхэ на базе перешедших к оседло- му земледелию родовых групп иньских племен. В иньском Китае вследствие разложения родопле- менных связей, прогрессирующего разделения тру- да выделяется управляющий слой родовой аристок- ратии: правитель - ван - и его приближенные, родственники, сановники. Создание государственного образования в Шан (Инь) было связано с необходимостью организации производства, орошения земель, предотвращения па- губных последствий разлива рек, защиты территорий. Это выразилось в превращении племенного вождя в обожествляемого правителя иньского царства -вана. В истории Древнего Китая V в. до н. э. был во многих отношениях переломным. В это время зарож- дается действие тех факторов, которые приводят к объединению царств в единую империю, где гос- подствующей политической идеологией стало кон-\|/фуцианство.8.Государственное устройство Древней ИндииГосударственный строй.Местное управление.Судебное устройство.Армия. Для Магадхско-Маурийской эпохи характерны усиление монархической власти и падение роли институтов племенного управления.^ Главой государства являлся царь. При переходе власти строго соблюдался принцип наследования - еще при жизни царь назначал одного из своих сыновей наследником престола. Царь стоял во главе государственного аппарата и обладал законодательной властью - был главой фискальной администрации, верховным судьей, издавал эдикты, назначал крупных государственных чиновников. Важное место при дворе занимал царский жрец, принадлежавший к влиятельному брахманскому роду. При царе существовали советы: паришад - совет царских сановников; тайный совет; раджа-сабха, или царский совет. В случае крайне неотложных дел члены паришада собирались вместе с членами тайного совета, состоявшего из особо доверенных лиц. В эпоху Маурьев паришад приобрел функции политического совета, занимаясь проверкой всей системы управления и выполнением приказов царя. Он состоял из военной и жреческой знати, которая стремилась сохранить свои привилегии и ограничить абсолютную власть правителя. В ранние периоды паришад был более широким по составу и более демократическим по характеру органом власти, оказывал значительное воздействие на раджу и его политику. Постепенно он сократился по количественному составу, аристократизировался, его роль была сведена к выполнению совещательных функций при царе. Подобные преобразования претерпела и сабха - ранее широкое по составу собрание знати и представителей городского и сельского населения. К эпохе Маурьев состав сабхи становится значительно уже, она уже приобретает характер царского совета - раджа-сабхи. 2. В эпоху Маурьев государство имело следующее административно-территориальное деление: - главные провинции; - обычные провинции (джанапады); - области (прадеши); - деревни.^ Главных провинций было четыре, и они обладали особым статусом, том числе большой автономией. Ими управляли царевичи. Для проверю царевичами действий местных чиновников существовал институт специальных инспекторов. Во главе джанапад стояли крупные государственные чиновники - раджуки. В главных городах округов имелись канцелярии.Деревня была низшей единицей провинциального управления. 3. В Древней Индии существовали две системы судов: • царские; • внутриобщинные (кастовые). Высшей судебной инстанцией был царский суд, в котором участвовав сам царь вместе с брахманами и советниками или замещавшая его судебная коллегия (сабха), состоявшая из назначенного царем брахман и трех судей. Царю как высшему судье принадлежало право ежегодно объявлять амнистии. Толковать в суде нормы права мог брахман, в крайнем случае кшатрий или вайший. Начиная с десяти деревень, во всех административных единицах должна была назначаться судебная коллегия из трех судейских чинов. Кроме того, уголовные дела разбирали специальные судьи. Борьбой с преступлениями в городах занимались городские власти. Большинство дел рассматривали общинные кастовые суды. 4. Войны и грабеж других народов рассматривались как один из главных источников процветания государства. В связи с этим армия играла весьма важную роль в Древней Индии. Главнокомандующим армией считался царь. Большая часть награбленного имущества переходила царю, остальное подлежало дележу среди солдат. Армию комплектовали из следующих источников: • наследственные воины - кшатрии; • наемники; • воины, поставляемые зависимыми союзниками, вассалами. Армия также несла функции по охране общественного порядка. Она должна была стоять на защите государственной целостности.^ 9.Законы Ману.1. Общие положения. 2. Право собственности. 3. Обязательства.4. Брачно-семейные отношения. 5. Уголовное право.6. Судебный процесс.1. Законы Ману являются так называемой дхармашастрой - сборником норм (дхарм), правил, определявших поведение индийцев в их повседневной жизни. Данные нормы носили религиозный характер и были этическими, а не правовыми. Понятия права как совокупности самостоятельных норм, регулирующих общественные отношения, в Древней Индии не было. Всего в Законах Ману двенадцать глав, которые состоят из 2685 статей, написанных в форме двустиший. Статьи, содержащиеся в главах VIII и IX, имеют непосредственно правовое содержание. Прочие разъясняют и закрепляют существующее варновое (кастовое) устройство. 2. В соответствии с Законами Ману существуют следующие способы возникновения права собственности: • наследование; • получение в виде дара или находка; • покупка; • завоевание; • ростовщичество; • исполнение работы; • получение милостыни; • давность владения (10 лет). Приобретать вещь можно было только у собственника. Запрещалось доказывать право собственности ссылкой на добросовестное владение. Если у добросовестного приобретателя обнаруживалась украденная вещь, она возвращалась прежнему собственнику. Уже в период создания Законов Ману в Индии понимали разницу между собственностью и владением и уделяли значительное внимание охране частной собственности, в первую очередь собственности на землю. Земли подразделялись на земли царские, общинные и частных лиц. Законы Ману охраняют также движимое имущество, упоминая рабов, скот, инвентарь как наиболее значительное. 3. В законах Ману рассматриваются и обязательственные отношения. В основном в Законах говорится об обязательствах из договоров. Рассматриваются следующие виды договоров: • договор займа; • договор найма рабочей силы; • договор аренды земли; • договор купли-продажи; • договор дарения. Наиболее подробно описывается договор займа. Закон устанавливал нерушимость и преемственность долговых обязательств. Если должник не мог уплатить долга в срок, он обязан был его отработать. Допускалось получение долга с помощью силы, хитрости, принуждения. В случае смерти должника долг мог перейти на сына и других родственников умершего. Вследствие применения труда свободных наемных работников (кармкаров) Законы Ману уделяют большое внимание договору найма рабочей силы. Условия заключения договора зависели от работодателей. Неисполнение договора влекло штраф, а виновному не выплачивалось жалованье. Если же невыполнение работы было вызвано болезнью нанявшийся, выздоровев, исполнял работу, он мог получить жалованье. Договор аренды земли получил развитие в Древней Индии ввиду проникновения в общину процесса имущественной дифференциации - землю были вынуждены арендовать разорившиеся общинники, которые лишались ее. ^ Договор купли-продажи в соответствии с Законами Ману должен был совершаться в присутствии свидетелей и считался действительным лицом в этом случае. В качестве продавца мог выступать только собственник вещи. Закон устанавливал определенные требования к предмету договора и запрещал продавать товар плохого качества, недостаточный по весу. Сделку можно было расторгнуть без каких-либо уважительных причин, но не позднее чем в течение 10 дней после совершения купли-продажи. В Законах Ману рассматриваются также обязательства из причинения вреда. В качестве основания для возникновения такого обязательства указывались порча имущества, вред, причиненный движением повозки по городу. Виновный должен был возместить причиненный ущерб и уплатить штраф царю. 4. В Древней Индии брак представлял собой имущественную сделку, в результате которой муж покупал себе жену и она становилась его собственностью. Главой семьи был муж. Законы Ману требовали от жены почитать своего мужа как бога, даже если он "лишен добродетели". Женщина полностью зависела от своего супруга и сыновей - в детстве ей полагалось быть под властью отца, в молодости - мужа, после смерти мужа - под властью сыновей. За неверность она подвергалась суровому наказанию вплоть до смертной казни. В соответствии с варновым устройством жена должна была принадлежать той же варне, что и муж. В исключительных случаях мужчинам разрешалось вступать в брак с женщинами из более низкой варны, но женщине из высшей варны вступать в брак с мужчиной низшей варны запрещалось. Будучи главой семьи, отец управлял всем ее достоянием, хотя все имущество семьи считалось общим. Древнеиндийское право не знало наследования по завещанию, только наследование по закону: имущество после смерти родителей либо делилось между сыновьями, либо оставалось у старшего сына, который становился опекуном оставшихся в доме младших братьев. Дочери от наследования устранялись, но братья должны были выделить им для приданого по одной четверти своей доли. Законам Ману известны следующие понятия уголовного права: формы вины; рецидив; соучастие; тяжесть преступления в зависимости от принадлежности потерпевшего и виновного к определенной варне. Это указывает на довольно высокий уровень развития. О существовании в то время пережитков старины свидетельствует сохранение следующих понятий: принцип талиона ("мера за меру"); ордалии (суд богов); принцип ответственности общины за преступление, совершенное на ее территории, если преступник неизвестен. Виды преступлений, называемых Законами Ману: государственные преступления; преступления против собственности; преступления против личности; преступления, посягающие на семейные отношения. На первом месте стоят государственные - служба врагам царя, поломка городской стены, городских ворот. Законы Ману подробно описывают преступления против собственности и против личности. Среди имущественных преступлений Законы выделяют кражу, давая ее градации, как тайное похищение имущества, от грабежа, совершаемого в присутствии потерпевшего и с насилием к нему, был ли застигнут вор на месте преступления или нет, совершена кража днем или ночью. Наказывались также укрывательство вора и недонесение о виденной краже. К насилию, совершенному над личностью. Законы Ману относили и убийство, и телесные повреждения. Насильника считали худшим злодеем, чем ругателя, вора и ударившего палкой. Законы Ману знают также понятие необходимой обороны: убийство, совершенное при защите себя, охране жертвенных даров, защите женщин и брахманов, не наказывалось.^ Преступлениями, посягающими на семейные отношения. Законы считают прелюбодеяние, посягательство на честь женщины. Существовало множество видов наказаний, в том числе: • смертная казнь в различных вариантах (посажение на кол, сожжение на кровати или костре, утопление, затравливание собаками и др.); • для брахмана приравнивавшееся к смертной казни бритье головы; • членовредительские наказания (отрезание пальцев, рук, ног); • штрафы; • изгнание; • тюремное заключение. 6. Различия в ведении процессов по уголовным и гражданским делам не было, а сам процесс носил состязательный характер. Для рассмотрения исков Законы Ману называют восемнадцать поводов, в том числе неуплату долга, заклад, продажу чужого, нарушение соглашения. Верховный суд вершил царь с брахманами. Отделения суда от администрации не существовало. Дела рассматривались, следуя порядку варн. Законы детально регламентируют использование свидетельских показаний, которые служили основным источником доказательств. Ценность показаний соответствовала принадлежности свидетеля к определенной варне. В качестве свидетеля не могли выступать заинтересованные лица и женщины. При отсутствии свидетелей в качестве доказательств применялись ордалии различных видов: испытание огнем, весами, водой и т. п.10.Государственное устройство Афин1. Общие положения.2. Народное собрание.3. Совет пятисот.4. Органы исполнительной власти.5. Органы судебной власти.По своей сущности Афинское государство являлось политической организацией свободных граждан, обеспечивавшей защиту их интересов и повиновение рабов. По форме правления оно представляло собой демократическую республику, в которой афинские граждане пользовались равными правами и могли принимать активное участие в политической жизни. Афинская демократия в V - IV вв. до н. э. представляла собой хорошо продуманную, тщательно разработанную политическую систему. Замещение государственных должностей строилось на принципах выборности, срочности, коллегиальности, подотчетности, возмездности, отсутствия иерархии;Основными органами Афинского государства являлись: Народное собрание; Совет пятисот; гелиэя; коллегия стратегов; коллегия архонтов. 2. Верховным органом власти было Народное собрание - экклесия. Право участия в Народном собрании имели только мужчины, достигшие двадцатилетнего возраста, полноправные афинские граждане вне зависимости от их имущественного положения и рода занятий. Компетенция Народного собрания охватывала все стороны жизни Афин. Экклесия принимала законы, решала вопросы войны и мира, избирала должностных лиц, заслушивала отчеты магистратов по окончании сроков полномочий, решала дела по продовольственному снабжению города, обсуждала и утверждала бюджет, осуществляла контроль за воспитанием юношей. Чрезвычайно большое значение для демократии имел институт "жалобы на противозаконие", охранявший основные существующие законы. Эта охрана осуществлялась с помощью специальной коллегии для охраны законов и права подачи письменной либо устной жалобы на лиц, нарушающих существующие законы. В Народном собрании мог выступить любой участник Собрания, но ему запрещалось в своей речи повторяться, оскорблять своего оппонента и говорить не по существу. 3. ^ Рабочим органом Народного собрания был Совет пятисот (булэ). Членом булэ мог быть полноправный афинский гражданин, представитель любого слоя населения, достигший тридцатилетнего возраста. Из их числа избирался Совет путем жеребьевки, по 50 человек от каждой из 10 фил (фила - территориальная единица). Каждый год Совет обновлялся, так как повторное избрание гражданина было возможным лишь через несколько лет и только один раз. Члены Совета получали жалованье. Совет пятисот подготавливал и обсуждал все дела, которые выносились на обсуждение и решение Народного собрания, составлял предварительное заключение для внесения в Народное собрание, без которого народ не мог вынести постановления по рассматриваемому вопросу. Совет контролировал исполнение постановлений Народного собрания, деятельность всех должностных лиц, заслушивал их отчеты. Весь финансовый и административный аппарат афинского государства действо-вал под руководством и непосредственным наблюдением Совета пятисот. Руководство повседневными делами возлагалось на филу, или пританию, - одну десятую часть Совета. Ее члены, пританы, избирали из своей среды путем жеребьевки председателя, который становился также и председателем Народного собрания. По истечении срока полномочий члены Совета давали народу отчет.4. К органам исполнительной власти относились коллегия стратегов и коллегия архонтов. Основными функциями коллегии стратегов были верховное руководство и командование всеми вооруженными силами Афин. Коллегия состояла из десяти стратегов, которые согласно афинским законам пользовались одинаковыми правами и имели одинаковые обязанности. Но на практике установился обычай, согласно которому один из стратегов занимал первое место не только в коллегии, но и во всем государстве. Стратеги избирались из числа наиболее богатых и влиятельных граждан открытым голосованием путем поднятия руки. К компетенции коллегии архонтов относились религиозные и семейные дела, а также дела, касающиеся нравственности. Коллегия архонтов состояла из девяти архонтов и секретаря, избираемых с помощью жребия по одному от каждой филы. Все архонты, кроме секретаря, проходили две проверки - в Совете пятисот (так называемую докимасию) и в гелиэе. 5. ^ Высшим судебным органом была гелиэя, действовавшая под руководством коллегии архонтов. Гелиэю составляли 6 тысяч человек (по 600 от каждой филы), ежегодно избиравшихся по жребию архонтами из числа полноправных граждан не моложе 30 лет. Гелиэя разбирала наиболее важные частные дела афинских граждан, государственные дела, спорные дела между союзниками и все важные дела граждан союзных государств. Помимо судебных функций гелиэя также выполняла функции в области законодательства. Прочими судебными органами в Афинах были несколько других коллегий, каждая из которых разбирала лишь определенные дела: ареопаг (суд старейшин), четыре коллегии эфетов, суд диэтетов, коллегия сорока.^ РЕФОРМЫ ОСНОВНЫХ МЫСЛИТЕЛЕЙДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ: СОЛОНА, КЛИСФЕНА,ЭФИАЛЬТА, ПЕРИКЛА Афинский аристократ Солон своими реформами запретил долговое рабство для граждан и вернул очень многих на родину. Отныне рабами в Афинах могли стать только пленные. Политическая реформа Солона устанавливала имущественный ценз и была направлена на уничто- жение наследственных привилегий знати, замену привилегий происхождения привилегиями богат- ства. Отныне незнатные, но богатые граждане Афин могли участвовать в управлении государством. Солон закрепил деление граждан на четыреразряда по имущественному признаку. Самые бо- гатые были причислены к первому разряду. Просто богатые - ко второму. Оба эти разряда граждан получали право замещения всех важнейших постов в государственном аппарате, но архонтами и каз- начеями могли становиться лишь представители первого разряда. Третий разряд составили гражда- не среднего достатка. Все прочие - феты - были зачислены в один четвертый и последний разряд. По предложению Солона высшим органом власти было афинское Народное собрание. Оно было самым высоким органом власти и получало самые широкие полномочия: принимало законы, решало законы о войне и мире, заключало или расторгало договоры с другими полисами, избирало должност- ных лиц и проверяло их работу. В Собрании каж- дый имел право высказаться и каждый вопрос тща- тельно обсуждался. Были созданы два новых органа:совет четырехсот и так называемая гелиэя - суд присяжных. Совет четырехсот оказывал сдерживающее влияние на Народное собрание и прямо ограничивал власть ареопага. Гелиэя была судебным и законодательным органом одновременно. В народном собрании участ- вовали все разряды свободного населения. В 509 г. до н. э. аристократ Клисфен иниции- рует реформы, которыми были ликвидированыстарые племена. Взамен родоплеменному делению граждан было введено их территориальное разделе- ние. Аттика была разделена на 10 территориальныхфил, каждая их которых включала три находящиеся в разных местах территории (тритии) - городскую, прибрежную и земледельческую. Клисфену принадлежит изобретение остракизма (изгнание из государства как мера превентивного наказания к лицам, которых считали опасными в политическом плане). В новых филах граждане были перемешаны таким образом, что преобладание сосредоточилось в ру- ках горожан-ремесленников, купцов. Землевладель- ческая «равнина» была оттеснена на второй план. Помимо этого, страна была поделена на наимень- шие районы - емы. Их было около ста. Совет четырехсот был ликвидирован. Вместо него стали выбирать совет пятисот - по 50 человек от каждой новой филы.^ 11. ОСНОВНЫЕ ЧЕРТЫ ПРАВАДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ В Афинах возникла политическая традиция, преду- сматривающая разработанную процедуру принятия законов Народным собранием, что было заложено реформами Солона и Клисфена в VI в. до н. э. Основным источником афинского права в пе- риод расцвета демократии был религиозный обы- чай. Его строгое соблюдение признавалось непре- менным элементом демократии. Древнейшей систематизацией афинского права счи- таются законы Драконта, относящиеся к VII в. до н.э. Они известны своей жестокостью: укравшие ово- щи и плоды несли то же наказание, что и отцеубий- цы, - смертную казнь. При Солоне законы Драконта были отменены, за исключением нескольких постановлений об убийстве. С тех пор афинское право становилось весьма аморф- ным образованием. Значительная часть его была, как и в прежние времена, обычаем. Производя суд, Ге- лиэя могла создавать каждый раз новую норму, руко- водствуясь убеждением. То есть оставалось место для прецедента. После тсго как Греция была завоевана Филиппом Македонским, Афины и многие другие по- лисы потеряли свою независимость. Но каждый город имел собственное право. Судебные споры должны были решаться на основе правовых актов. Право, регламентирующее имущественные отно-шения, достигло в Древних Афинах высокой степени развития. Собственник имущества имел ничем не стес- ненное право распоряжения землей, скотом, рабами и прочим своим добром. Широкое распространение денежных отношений, особенно ростовщичества, по- зволяло накапливать большие состояния. >У сическое рабство.^ 12.Рабовладельческое государство в Спарте1. Возникновение государства. 2. 0бщественный строй. З. Государственный строй. 1. Спарта, или Лакедемон, - древнегреческий полис, город-государство, в VI - I вв. до н. э. занимавшее южную часть Пелопоннеса. Спартанское государство возникло в IX в. до н. э., подобно Афинскому, в результате синойкизма, слияния обособленных родовых общин- - ахейской, проживавшей на территории Лаконики, и дорийской, вторгшейся с завоеванием. В Спартанском государстве сложилось классовое рабовладельческое общество, сохранившее пережитки первобытнообщинного строя и военную организацию общества. Утверждение социального и политического устройства Спарты традиция связывает с именем законодателя Ликурга. 2. Жители Спартанского государства подразделялись на следующие, соци-альные группы: • спартиаты; • гипомейены; • периэки; • илоты. Политическими правами пользовались только спартиаты. Вся земля в Спарте считалась собственностью государства и была поделена на участки (клеры), переданные полноправным гражданам - спартиатам в наследственное пользование без права отчуждения и дробления. Земельные наделы передавались вместе с обрабатывающими землю государственными рабами. Поскольку первоначально эти наделы были равными, то община спартиатов обычно именовалась "общиной равных". Законы Ликурга преследовали цель предотвращения имущественной дифференциации. Они были направлены против роскоши, запрещали спартиатам заниматься торговлей, иметь в личном пользовании золото и серебро. Согласно этим законам спартиаты обязаны были с семилетнего возраста почти до старости целиком отдаваться военному делу. Позднее среди спартиатов возникло имущественное неравенство. Граждане, которые не могли делать взносы для организации общественных трапез, исключались из числа равных и переходили в разряд гипомейенов.Периэки - бывшее коренное население Спарты - были лично свободными, но не имели политических прав, хотя в других отношениях они были правоспособны: могли приобретать с