«ЧЕЛОВЕК XXI ВЕКА» (Концепция развития школы № 415)1.Общие концептуальные положения. Человек XXI века – это человек, который с детских лет не просто воспринимает стандарты человеческого поведения, но и активно, сознательно формирует свои собственные индивидуальные средства общения с людьми и миром культуры. Школьное образование, в этом смысле, - первый опыт осознания себя, поиска своей тропы в жизни, первый опыт труда над собой и человеческой культурой, обретения личностного смысла в жизни, познания непреходящей ценности и любви и уважения к жизненной тропе других людей. Отправной точкой педагогической системы школы нового типа является цель проявить, сохранить и развить в становящемся человеке эти качества субъективности. Помочь ему открыть для себя ценность образования как средства развития своей собственной субъективности, своего жизненного творчества, а тем самым сформировать потребность в непрерывном образовании. Школа нового типа – органическая основа непрерывного образования. Содержание образования в школе нового типа не сводится только к обучению сложившимся предметам и присвоению определенных традиций, знаний, умений и навыков. Оно прежде всего ориентировано на постановку и решение определенного типа задач, жизненных проблем, позволяющих выработать определенные деятельные способности, умения и навыки социально-теоретического и социально-практического плана. Такой акцент в содержании образования ведет к формированию креативной установки становящейся личности, ее готовности к проблемному видению реальности, к умению находить адекватные способы решения жизненных проблем. При таком подходе готовое знание обретает культурно-исторический смысл постольку, поскольку ценностью становятся не только результаты сами по себе, но и процесс поиска решений. Проблемное видение реальности – основной инструмент воспитательных усилий в школе нового типа, так как позволяет создать условия для становления определенных отношений не только к знаниям, но и ценностям: культурным, нравственным, эстетическим, художественным, политическим, социальным. Становление качеств субъективности каждого ученика школы нового типа достигается в результате использования в образовательном процессе разнообразных форм и способов взаимодействия педагогов и учащихся, особого внимания к процессам становления познавательных интересов и навыков содержательного творческого общения. 2. Особенности организации образовательной системы школы № 415. Образовательная система строится: Как четырехуровневая. Каждый уровень отличается спецификой своих целевых установок и решаемых жизненных проблем. От уровня к уровню меняются права и обязанности учащихся, доминирующие формы и методы образовательного процесса, соотношения между основными и дополнительными компонентами образования. Как регионально ориентированная. Образование в каждом возрастном уровне ориентировано на традиции культурно исторического развития Петергофа, Ленинграда, на актуальные проблемы развития культурной и социальной среды региона. Как диалогическая. Построенная на анализе проблем межкультурных диалогов, освоения в этих диалогах, с одной стороны, общечеловеческих ценностей, норм мира, как общего дома, с другой стороны, - глубины и своеобразия русской национальной культуры, ее роли и развитии мировой культуры. Образовательный процесс в гимназии строится в соответствии с проектной концепцией «Человек XXI века». В нем предусматривается проведение через все ступени трех направляющих образования: углубленное изучение иностранных языков как средства освоения мира культуры и реализации диалога культур; овладение компьютерной грамотностью и основами современных информационных технологий как стержнем культуры будущего; развитие ориентаций в мире культуры на основе использования региональных возможностей Петергофа и Ленинграда. В гимназии II ступени выделяются два направления образования: гуманитарное (группа А) и политехническое (группа В). Учебный процесс реализуется как в урочной форме, так и в нетрадиционных формах (экскурсии, факультативы, занятия на базе культурных центров региона и т.д.). соответственно такому подходу может меняться способ организации занятий: вместо равномерной понедельной разбивки общего объема часов, предусмотренных на дисциплину учебным планом, возможна концентрация учебных часов в определенные временные периоды с целью выполнения учащимися интегрированного творческого задания (метод «погружения» и последующая компенсация учебных часов по отдельным дисциплинам («гибкое расписание»).3. Особенности организации и этапность опытно-экспериментальной работы. Работа строится по модульному принципу. Каждый модуль представляет собой группу педагогов, объединившихся для теоретического и опытно-экспериментального решения конкретной задачи создания педагогических условий для развития учащихся и соответствующего развития образовательной системы школы. Модуль составляет свой проект решения задачи, корректирует его по мере реализации решения задачи, ведет учет достижений учащихся, фиксирует возникновение новых проблем и создает новые модули для их решения. Модульный принцип позволяет в комплексе решать проблемы научной разработки, проектирования и повышения квалификации учителей. Вместе с тем подобный подход позволяет застраховаться от заорганизованности в экспериментальной работе, преждевременного забегания в эксперименте вперед складывающихся объективных тенденций развития образовательной системы.^ Первый этап: 1991-1995 годы. Опытно-экспериментальная работа начинается в 1990-91 учебном году одновременно в 1-х, 5-х, 8-х и 10-х классах (начальных классах каждой возрастной ступени), первый этап осуществляется в течение четырех лет (максимальная продолжительность образовательного процесса на одной ступени), после чего проводится углубленный анализ результатов и корректировка проекта. В 1990-91 году ведется подготовительная работа: закрепляются и отрабатываются элементы педагогической системы, уже сложившиеся в предшествующем опыте и перспективные для развития с позиций выдвигаемой концепции. Отбираются и уточняются традиции, на которых будет происходить трансформация образовательной системы школы.^ Второй этап: 1995-2001 год. Проводится корректировка и разработка учебных планов, учебных программ и образовательных программ .Организуется повышение квалификации педагогов как в школе, так и через специальные курсы повышения квалификации. Особое внимание необходимо обратить на единство и целостность обучения педагогического коллектива.^ Третий этап: 2001-2002 год. В этот период идет анализ достигнутых результатов и преобразований, привлекаются внешние эксперты.. Разрабатывается программа на следующий период.ПРОГРАММА опытно-экспериментальной работы в гимназии № 415 (1990- 2002 год).Основной опытно-экспериментальной работы является концепция «Человек XXI века» и положение об авторской школе-гимназии. Целью опытно-экспериментальной работы является отработка проекта преобразования средней школы в гимназию как развивающую и развивающуюся образовательную систему нового типа. Опытно-экспериментальная работа рассчитана на 12 лет (1990-2002 годы) и разделяется на несколько этапов: 1990/91 учебный год Подготовительный 1991-94 годы Пилотажное исследование и отработка учебных планов, программ и режимов функционирования последовательно во всех параллелях, начиная с 1-х, 5-х, 7-х и 9-х классов. 1994-98 годы Лонгитьюдное исследование развития школьников в условиях преобразованных условий педагогической системы. 1998-2002 годы Завершение лонгитьюдного исследования и окончательное оформление проекта гимназии. Подготовка последующей программы развития. Предметом исследований в ходе опытно-экспериментальной работы являются зависимости между нововведениями в образовательную систему гимназии и развитием школьников в направлениях, отмеченных в концепции «Человек XXI века» . Гипотеза опытно-экспериментальной работы. Развитие школьников в условиях преобразуемой образовательной системы будет протекать успешно, если: эта система будет строиться как открытая для активного участия в ее деятельности и преобразованиях родителей, общественности, региональных культурных потенциалов и, одновременно, как сама активно участвующая в социокультурной жизни региона; содержание и организация жизнедеятельности в ней будут являться сообразными социокультурным тенденциям развития общества, возрастным и индивидуальным особенностям, потребностям развития субъектов системы (педагогов и учащихся); взаимодействие субъектов системы в ее жизнедеятельности будет строиться как целостность, ориентированная на развитие духовных начал, гуманистической направленности и творческой активности педагогов и школьников. Задачами опытно-экспериментальной работы являются: разработка и апробация учебного плана гимназии; создание соответствующего пакета программ; выявление их преемственных развивающих возможностей; отработка нового режима функционирования педагогической системы и соответствующих ему образовательных технологий, адекватных схем управления; преобразование педагогического сознания учителей в процессе их активного участия в создании и реализации проекта гимназии нового типа.ПРОГРАММА педагогического образования учителей гимназии № 415 на 2001-2002 учебный год. 1. Теоретическая подготовка педагогов осуществляется по следующим темам: Человек: индивид, личность, субъект, индивидуальность. Человек: образование, развитие, воспитание, формирование. Потребности, интересы, творческие возможности школьников. Новая парадигма образования. Педагогическое проектирование: концепция, методы, возможности. Опытно-экспериментальная работа: сущность и методы ведения. Развитие культуры и ценности образования. Возраст как конструктивная категория. Подходы к педагогическому целеполаганию и диагностике эффективности педагогических процессов. Способы раскрытия и интеграции творческих потенциалов учащихся. 2. Тематика практических занятий и проектировочных семинаров: Организация взаимодействия в творческих проблемных группах. Проектирование основных моментов опытно-экспериментальной работы по параллелям. «Как включить учащихся и их родителей в разработку концепции гимназии?» Методика анализа результатов опытно-экспериментальной работы. Особенности процесса адаптации учащихся 1-х, 5-х и 10-х классов. Дифференциация и интеграция в образовательном процессе.ПОЛОЖЕНИЕ о гимназии на базе средней школы № 415 (выдержки из документа; редакция 1990 года)^ ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ. Гимназия, образуемая на базе школы № 4ё15 с углубленным изучением английского языка, является средним общеобразовательным учебным заведением нового типа, реализующим авторскую концепцию «Человек XXI века» и обеспечивающим своим воспитанникам необходимые педагогические условия для получения повышенного уровня образованности. В своей деятельности гимназия руководствуется законодательством о народном образовании, Временным положением о средней школе, примерным Положением о гимназии и настоящим Положением. Деятельность и развитие гимназии гарантируется государством, которое определяет минимально допустимый уровень требований к образованности учащихся, предоставляет материально-технические, финансовые и другие ресурсы, необходимые для процесса обучения и воспитания детей. Гимназия осуществляет свою деятельность на принципах самоуправления, гласности, демократии и с учетом социально-экономических условий в г. Ленинграде. В 19991-95 годах ведется опытно-экспериментальная работа, реализующая социально-педагогическую инициативу по преобразованию существующей образовательной системы в гимназическую. Основными направлениями реализации инициативы являются разработки новых: Концепций образования различного уровня; Содержания образования, позволяющего человеку овладевать культурными образцами мышления и деятельности; Образцов учебной и педагогической деятельности, создающих условия для успешного овладения новым содержанием образования; Форм организации образовательного процесса, соответствующих новому содержанию образования; Режимов функционирования и организационных структур учебно-воспитательного учреждения, обеспечивающих благоприятные условия для развития человека и освоения нового содержания образования; Принципов, методов и средств воспитания личности, внеклассной и внешкольной воспитательной деятельности. Гимназии предоставляется юридическая и финансовая самостоятельность, а также самостоятельность в организации образовательного процесса. Гимназия разрабатывает свой Устав, в котором определяются нормы и правила жизни, права и обязанности членов гимназического коллективаОБЯЗАННОСТИ членов педагогического коллектива школы-гимназии № 415 в осуществлении опытно-экспериментальной работы.