ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮГОУ ВПО КЕМЕРОВСКИЙ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ ПИЩЕВОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИКафедра «Экономика, учет и анализ»МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКСПО ДИСЦИПЛИНЕ «ФИНАНСОВЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ»для студентов, обучающихся по специальности 080109 «Бухгалтерский учет, анализ и аудит»Кемерово 2009СОДЕРЖАНИЕ Конспект лекцийВарианты заданий для выполнения контрольной работыКОНСПЕКТ ЛЕКЦИЙ Тема 1. организация управления финансами1. Сущность и организация финансового менеджмента предприятия^ 2. Основные принципы финансового управления 3. Цели и функции финансового управления 4. Организационная схема управления финансами 5. Основные модели финансового механизма предприятия 6. Основные виды налогов с юридических лиц и принципы их взимания. ^ 1.Сущность и организация финансового менеджмента предприятияФинансовая деятельность предприятия — это организация финансовых отношений, возникающих в процессе работы у предприятия с другими юридическими и физическими лицами. Финансовые отношения — это часть денежных отношений, порождаемая движением денежных средств и сопровождающаяся формированием и использованием фондов денежных средств. Финансовая деятельность предприятия имеет целью формирование первоначального капитала и последующее обеспечение обоснованных пропорций при формировании и использовании доходов и финансовых ресурсов, а также создание условий для выполнения обязательств перед государством, покупателями и поставщиками. Частью финансовой деятельности является экономическое воздействие на партнеров, гарантирующее выполнение ими договорных обязательств перед предприятием. Принятие обоснованных финансовых решений возможно только при условии полноты и точности учета и отчетности по финансовым показателям. Основной целью финансовой деятельности является обеспечение нормального кругооборота средств как условия бесперебойной деятельности, осуществления всех необходимых расходов и платежей, и получения прибыли, а затем и денежных средств. Выявление причин нарушения нормального кругооборота позволяет принимать решения по методам их устранения. Формальная финансовая работа обеспечивает превышение денежных доходов над денежными расходами, осуществление необходимых инвестиций, возможность формирования резервов на компенсацию ущерба или убытка при возникновении рисковых ситуаций. Практически риски возникают при осуществлении предприятием всех видов деятельности. При нормальной финансовой деятельности выручка от продаж - основной источник возмещения затрат на производство продукции и формирования фондов денежных средств. Своевременное и полное поступление выручки от продаж обеспечивает бесперебойность процесса деятельности предприятия, непрерывность кругооборота средств. Поступление выручки от продаж свидетельствует о завершении кругооборота средств. До ее поступления издержки производства и обращения финансируются за счет источников формирования оборотных активов. Результат кругооборота вложенных в деятельность средств — возмещение затрат и создание собственных источников финансирования в форме амортизации и прибыли. Финансовый менеджмент — один из элементов экономического управления деятельностью предприятия. В процессе деятельности возникают финансовые и денежные потоки, взаимосвязанные между собой: любое движение финансовых потоков приводит к увеличению или уменьшению денежного потока. Целенаправленное регулирование финансовых потоков обеспечивает наличие у предприятия необходимых сумм денежных средств. Финансовый менеджмент предполагает принятие финансовых решений в рамках конкретной ситуации, выбор наилучшего варианта решения с учетом всех последствий выбора. Такой выбор производится во всех видах деятельности предприятия: основной, инвестиционной и финансовой. В процессе выбора наилучшего варианта решения определяются: а) реальность осуществления того или иного варианта; б) сопутствующие ему затраты и доходы; в) изменение основных показателей, оценивающих финансовое состояние предприятия на ближайший период и на более длительную перспективу; г) другие последствия, связанные с принятием решения; д) условия, необходимые для реализации принятого решения. Таким образом, финансовый менеджмент — это процесс активного управления финансовым состоянием предприятия с использованием всех факторов, влияющих на финансовое состояние, в качестве инструмента финансового управления.^ 2. основные принципы финансового управления Финансовое управление — это совокупность концепций, правил и методов выработки и принятия финансовых и инвестиционных решений. О каких же решениях идет речь? Принято делить управленческие решения в финансовой сфере на инвестиционные и финансовые. Инвестиционные решения отвечают на вопрос, куда и сколько нам нужно вложить денег? Принимая инвестиционные решения, мы имеем дело с реальными активами. Финансовые решения возникают тогда, когда нам нужно найти финансовые ресурсы, т.е. ответить на вопрос, где взять деньги? Принимая решение о финансировании, мы имеем дело с финансовыми активами. Реальные активы — это все то, что принадлежит предприятию и является обязательным условием его производственной деятельности. Финансовые активы — это совокупные обязательства предприятия. Рассмотрим ряд правил, касающихся этих понятий. Правило 1. Финансовые активы имеют стоимость лишь тогда, когда они соответствуют реальным активам. Правило 2. Финансы предприятия и его производственная деятельность тесно связаны между собой. Правило 3. Финансовую структуру предприятия формирует его основная деятельность. Правило 4. Прибыль не равна денежному потоку. Прибыль — это некоторая сумма в рублях, которую рассчитывает бухгалтер на конец отчетного периода (конец квартала или года). Денежный поток (cash flow) — это движение средств в реальном режиме времени. Почему же они не равны между собой? В итоге, безусловно, равны. Но прибыль – учетная величина, она фиксируется на момент отгрузки продукции. Вероятна ситуация, когда прибыль на бумаге есть, а денег у предприятия нет. Правило 5. Если возникает аритмия в цикле движения денежных средств, предприятию грозит финансовая неустойчивость. Правило 6. Современное финансовое управление базируется на концепции экономической (рыночной) стоимости. В финансовом управлении мы все время оперируем понятием стоимости: стоимость активов, стоимость долгов, стоимость акций, стоимость предприятия и т.д. Но сегодня менеджеры все больше обращают внимание на то, во сколько оценивают их предприятие инвесторы (потенциальные акционеры), кредиторы, фондовые брокеры, финансовые аналитики. Они прекрасно знают, что их предприятие (его капитал, акции, активы, займы) имеет иную, экономическую стоимость, которую присваивает предприятию рынок. Экономическая стоимость – это текущая (приведенная) стоимость будущих доходов предприятия. Чем оптимистичней прогноз этих доходов; тем выше экономическая, реальная стоимость предприятия.^ 3. Цели и функции финансового управленияКаковы же цели финансового управления? «Получение прибыли», — ответит большинство. Но тот, кто уже внимательно ознакомился с принципами финансового управления, задумается и не сможет дать столь категоричного ответа. Безусловно, в своей деятельности необходимо стремиться к увеличению прибыли, но не стремитесь к легким деньгам: они быстротечны. Однако этого мало. Предприятие может быть доходным, но финансово неустойчивым. Менеджеры всемерно должны поддерживать платежеспособность предприятия, что нелегко. Ведь речь идет о том, чтобы поддерживать способность платить по всем обязательствам, А у предприятия их много: обязательства перед своими работниками, перед кредиторами и, наконец, перед собственниками. Последний вид обязательств самый сложный. Ведь собственники — это акционеры, которые вложили свои деньги в акции предприятия, сформировав тем самым его капитал. По существу, квалификация, знания, опыт, профессионализм менеджеров подчиняются главной цели — росту благосостояния акционеров, которое определяется неуклонным приращением стоимости капитала предприятия, ростом цены его акций.^ Функции финансового управления Нам предстоит разобраться в том, кто, на каком уровне и, главное, чем должен заниматься, пытаясь управлять финансами предприятия. Однако прежде чем приступить к этой непростой работе, постараемся понять: каковы функции управления финансами на современном предприятии; в каком состоянии его финансы сегодня и что будет с ними завтра? От того, сможем ли мы грамотно и более или менее объективно зафиксировать функции финансового управления, зависит ответ на более существенный вопрос: кто должен заниматься их реализацией, точнее, кто сегодня должен управлять финансами на предприятии? Для того чтобы охватить более широкий перечень функций и не пропустить главные, сгруппируем функции финансового управления, разделив их на три крупные категории: традиционные функции: нетрадиционные функции; специальные функции. Традиционные функции. К ним принято относить как минимум три основополагающие функции: финансовое планирование; учет и контроль; ценообразование. Финансовое планирование. Одна из главных функций финансовой деятельности, если принять во внимание, что хороший финансист все время стремится оценить будущее, и в этом его главное предназначение. Наиболее популярными и широко распространенными в современной плановой деятельности являются: разработка бюджетов или бюджетирование; составление инвестиционных проектов; бизнес-планирование. Разработка бюджетов постепенно приобретает самостоятельное значение, отличается от традиционного планирования и называется сегодня «процессом бюджетирования». Бюджетов на предприятиях составляется много как краткосрочных, так и долгосрочных. Важнейшие среди них – бюджет капитала, бюджет движения денежных средств и сводный бюджет предприятия, который для простоты понимания можно сравнить с общепринятым толкованием сводного финансового плана предприятия. Инвестиционные проекты как конкретная форма финансового планирования стали сегодня чуть ли не единственными в обосновании инвестиционных решений и привлечении финансовых ресурсов. Разработка инвестиционных проектов требует знания стандартов, по которым они должны составляться, а также умения оперировать общепринятыми критериями оценки их качества. Что касается бизнес-планирования, то финансовое управление – это в первую очередь умелая разработка финансового раздела бизнес-плана. При его составлении целесообразно помнить о том, что у бизнес-плана в финансовом управлении две роли. Прежде всего, он служит комплексным технико-экономическим обоснованием инвестиционного проекта. Кроме того, бизнес-план предназначается для обоснования потребности предприятия в кредитных ресурсах. Если в первом случае финансовый раздел бизнес-плана разрабатывается в соответствии с общепринятой методикой составления инвестиционного проекта, то во втором случае свои требования к финансовой части бизнес-плана выдвигает банк. Учет и контроль. В рамках этой функции речь идет об организации комплексного учета денежных средств предприятия, составлении финансовой отчетности, организации контроля за исполнением финансовых решений. Реализация этой функции требует сегодня развития управленческого учета. Его суть в организации управления знаменитой триадой «цена – затраты – прибыль». Ценообразование. В ответ на вопрос, о какой цене в рамках данной функции идет речь, наверняка, последует ответ: о цене на продукцию. В финансовом управлении все несколько иначе. Речь идет, в первую очередь, о цене на производимую продукцию. Но этим функция ценообразования в финансовом управлении не ограничивается. Оказывается, существует три вида цен: цена продукции, цена капитала, цена затрат. Сегодня необходимо уметь определять цену капитала и фактическую доходность предприятия, а также управлять этой ценой, регулировать доходность предприятия в соответствии с альтернативной доходностью, сложившейся на финансовых рынках. Третий вид цены, которой призван заниматься финансист на предприятии, это цена затрат. Каждый элемент затрат имеет свою цену, воздействуя на которую, финансист может управлять структурой затрат. Эта цена определяется долей каждого элемента затрат в объеме продаж и измеряется в процентах.^ Нетрадиционные функции. Эти функции широко известны в мировой практике финансового управления, но лишь недавно появились в практике российских предприятий. Управление ликвидностью. Это наиболее знакомая функция: каждый менеджер знает, что предприятие ликвидно, если может платить по текущим обязательствам. Однако сегодня управление ликвидностью нуждается в более глубоком толковании и всестороннем изучении. Каждый менеджер должен для себя связать управление ликвидностью с навыками управления рабочим капиталом и денежными потоками предприятия. Управление финансовой устойчивостью. Считается, что предприятие финансово устойчиво, если у него оптимальная структура капитала. Управлять финансовой устойчивостью – это управлять структурой капитала предприятия, определять оптимальные размеры собственного капитала, искать пути его увеличения, грамотно пользоваться финансовым рычагом, достигая наибольшего эффекта от привлечения займов и не подвергая при этом предприятие риску банкротства. Инвестиционная деятельность. Данный сложный вид управленческой деятельности складывается сегодня из следующих обязательных элементов: инвестиционный анализ; управление инвестиционным портфелем с учетом финансовых рисков; разработка системы хеджирования против финансовых рисков. Результатом инвестиционной деятельности может стать либо оптимальная структура активов, либо инвестиционный проект, а чаще и то и другое. Что касается инвестиционного проекта, то речь идет о его разработке, оценке, управлении и финансировании.^ Специальные функции. Напомним, что речь идет о функциях финансового управления применительно к корпоративным структурам. Управление акционерным капиталом. Всем менеджерам полезно знать, что акционерный капитал существует в нескольких формах (объявленный, обращающийся, уставный, оплаченный, выкупной и т.п.), а также имеет сложную структуру, которая охватывает нераспределенную прибыль, эмиссионный доход, уставный капитал и другие элементы. Подобные знания рождают более грамотную финансовую политику и обоснованный выбор среди множества финансовых стратегий. Управление корпоративными ценными бумагами, что означает: принципиальное решение руководства предприятия об эмиссии; выбор акций или облигаций в качестве объекта эмиссии; разработку эмиссионного проспекта для акций и облигационного соглашения для облигаций; организацию первичного размещения ценных бумаг, т.е. андеррайтинг; проведение операций с ценными бумагами на вторичном фондовом рынке. Дивидендная политика. Речь идет в данном случае о выработке позиции руководства корпорации по вопросу о дивидендах (решение о выплате дивидендов, определение уровня дивидендов и форм их выплаты). Но не только. Вопрос о дивидендах в финансовом управлении тесно связан с проблемой распределения чистой прибыли предприятия на нераспределенную прибыль, т.е. ту, которая идет на развитие предприятия, и дивидендную прибыль, т.е. ту, которая распределяется между акционерами в виде дивидендов.^ 4. Организационная схема управления финансамиРассмотрим типовую организационную схему финансового управления, а затем сделаем некоторые важные выводы, которые почти наверняка заставят Вас задуматься над предстоящими изменениями у себя на предприятии. Постараемся создать общую картину организации финансов на современном предприятии, а за основу возьмем опыт организации финансов в зарубежных компаниях. Отметим, что занимаются на предприятии финансовым управлением финансовые менеджеры. Они разделяются по функциям и уровням финансового управления. Возглавляет управление финансами главный финансовый менеджер. На фирме или предприятии это финансовый директор, а в крупной промышленной компании – вице-президент по финансам. Главный финансовый менеджер несет полную ответственность за всю финансовую деятельность предприятия. Перечень его функций достаточно многообразен, но все они носят, безусловно, стратегический характер и нацелены на формирование финансовой устойчивости и стабильности предприятия, Часть своих функций главный финансовый менеджер делегирует на функциональные уровни финансового управления. Ему подчиняются, если следовать типовой схеме организации финансов, два функциональных менеджера: главный бухгалтер, а точнее - управляющий финансами. Однако именно казначею принадлежит прерогатива решения вопросов, связанных с организацией инвестиционной деятельности и финансированием предприятия, созданием эффективных отношений с банком и другими финансовыми институтами, работа на фондовых и иных финансовых рынках. Функции финансового директора и казначея тесно связаны между собой, они стратегические по своему характеру; финансовый директор в большей степени занят политикой в области финансов, а казначей – подготовкой и обоснованием аналитических и управленческих решений. Финансовый директор. Руководство предприятия полностью полагается на финансового директора в вопросах политики дивидендов, привлечения новых финансовых ресурсов, проведения политики крупных инвестиционных затрат, радикальных преобразований типа слияний и присоединений. Сферы ответственности финансового директора предопределяют и его основные функции. Он должен заниматься долгосрочным (финансовым планированием, участвовать в подготовке долгосрочных бюджетов, контролируя тесную увязку капитальных затрат, долговременной стратегии развития и финансовых ресурсов. В акционерной компании ему принадлежат функции подготовки решений по политике дивидендов, эмиссии дивидендов, выпуску облигационных займов, он формирует финансовые стратегии для предприятия. Напомним, что финансовый директор крупной промышленной корпорации называется «вице-президентом по финансам». Это главный финансовый менеджер. Постараемся суммировать его основные функции, очертив тем самым круг вопросов, за которые он обязан нести ответственность: участие в формировании стратегии, определение финансовых потребностей для избранной стратегии; долгосрочное планирование и подготовка (оценка) перспективных бюджетов; распределение чистого дохода, определение нормы капитализации прибыли и выработка политики дивидендных выплат; оценка инвестиционных проектов, распределение инвестиций и формирование инвестиционного портфеля; определение структуры капитала, формирование политики привлечения займов, эмиссионной политики и выбор эффективных финансовых инструментов; участие в реструктуризации деятельности предприятия, разработка мер по слияниям, присоединениям и поглощениям, реорганизации акционерных обществ. Казначей (финансовый управляющий). Его основная задача сводится к поддержанию финансовой устойчивости, он обязан обеспечивать свое предприятие финансовыми ресурсами при любых, даже весьма сложных, обстоятельствах. Казначей и отделы, которые находятся под его началом занимаются прогнозированием финансовых нужд и потребностей компании, в их компетенции управление оборотными средствами, контроль за движением денежных потоков. Казначей призван поддерживать деловые отношения с банками, поскольку именно он отвечает за финансирование и кредитование экономического развития предприятия. Он несет полную ответственность за организацию эмиссии, проведение операций с корпоративными ценными бумагами и управление корпоративными долгами, важнейшей частью которых являются облигационные займы. Казначей – хранитель капитала предприятия, который постоянно наблюдает за его устойчивостью. Поэтому он в ответе за инвестиционные вложения предприятия в ценные бумаги других компаний, государственные ценные бумаги и любые другие инструменты денежных рынков. Казначей занимается трастовыми операциями по управлению пенсионными фондами работников своей компании. Он управляет валютными активами и пассивами, осуществляя целый ряд мер по хеджированию валютных рисков, тем самым защищая компанию от потерь, связанных с изменениями валютных курсов.Департамент казначея может также управлять недвижимостью, находящейся в собственности компании, проводить операции на рынках недвижимости, в его функции включена и страховая деятельность. Сотрудники этого департамента оказывают консультационные услуги по вопросам торговых кредитов и взаимоотношений с поставщиками, преследуя политику сбалансированности между кредиторами и дебиторами. Наконец, департамент казначея часто возглавляет экспертизу по финансовому анализу, выдвигая на его основе предложения по инвестиционным затратам, лизинговому финансированию. Приведем ниже более подробный, хотя и далеко не полный, перечень функций и полномочий казначея: прогноз финансовых потребностей; управление денежными средствами; взаимоотношения с банками (кратко- и долгосрочные займы); управление ценными бумагами; управление заемным капиталом; управление инвестициями в ценные бумаги и другие денежные инструменты; управление валютными активами; хеджирование потерь от изменения валютных курсов; управление реальными активами; управление страхованием; управление потребительским кредитом с помощью банков и инвестиционных компаний; экспертиза результатов финансового анализа; выбор инвестиционных проектов; поглощения и слияния; арендное финансирование (лизинг). Контролер (главный бухгалтер). Как и казначей, контролер подотчетен финансовому директору. Он устанавливает, поддерживает в рабочем состоянии всю информационную систему предприятия, проводит аудиторскую проверку его структурных подразделений. Вместе со своими сотрудниками он готовит сообщения и отчеты менеджерам, руководству предприятия (совету директоров, акционерам и налоговой инспекции). Его департамент осуществляет сбор и обработку первичной информации, занимается учетом затрат, рассчитывает плановые цены на производимую продукцию, принимает решения относительно торговых кредитов, контролирует задолженность перед поставщиками. Вместе со своими сотрудниками он занят краткосрочными прогнозами, разрабатывает сметы затрат, принимает участие в проведении финансового анализа. Функции контролера-бухгалтера: организация бухгалтерского учета; анализ прибыли; финансовый анализ; анализ цен; анализ и учет затрат; составление финансовой отчетности и краткосрочных бюджетов; организация контроля; налоговые платежи; внутренний аудит.^ 5. Основные модели финансового механизма предприятияС позиции практического управления финансами субъекта хозяйствования ключевым является умение обоснованно отвечать на следующие вопросы: удовлетворены ли стратегические инвесторы деятельностью предприятия, направлением и динамикой ее развития, положением в конкурентной среде? каковы должны быть величина и оптимальный состав активов предприятия, позволяющие достичь поставленные перед предприятием цели и задачи? где найти источники финансирования и каков должен быть их оптимальный состав? как организовать текущее и перспективное управление финансовой деятельностью, обеспечивающее: а) платежеспособность, б) финансовую устойчивость предприятия, в) экономически эффективную, рентабельную работу и г) ритмичность платежно-расчетных операций? Решаются эти вопросы в рамках финансового менеджмента как системы эффективного управления финансовой деятельностью предприятия. Одна из наиболее распространенных интерпретаций финансового менеджмента такова: он представляет собой систему отношений, возникающих на предприятии по поводу привлечения и использования финансовых ресурсов. Возможна и более широкая его трактовка, расширяющая предмет этого научного и практического направления, начиная с финансовых ресурсов и кончая всей совокупностью отношений, обязательств и результатов деятельности предприятия, поддающихся стоимостной оценке. Учитывая, что любые действия по реализаций финансовых отношений, в частности, в приложении к коммерческой организации, немедленно сказываются на ее имущественном и финансовом положении, финансовый менеджмент можно также трактовать как систему действий по оптимизаций ее баланса. Как известно из теории систем, любая система управления стоит из двух ключевых элементов — субъекта управления и объекта управления; субъект воздействует на объект с помощью так называемых общих функций управления (анализ, планирование, организация, учет, контроль, регулирование), руководствуясь при этом системой целей, стоящих перед хозяйствующим субъектом. В приложении к управлению финансами предприятия субъект управления, или управляющая подсистема, может быть представлена как совокупность шести базовых элементов: оргструктуры управления финансами, кадров финансовой службы, финансовых методов, финансовых инструментов, информации финансового характера и технических средств управления финансами. Организационная структура системы управления финансами хозяйствующего субъекта, а также ее кадровый состав могут быть построены различными способами в зависимости от размеров предприятия и вида его деятельности. Для крупной компании наиболее характерно обособление специальной службы, руководимой вице-президентом по финансам (финансовым директором) и, как правило, включающей бухгалтерию и финансовый отдел. Финансовые методы, приемы, модели представляют собой основу инструментария, практически используемого в управлении финансами. Все приемы и методы, находящиеся в арсенале финансового менеджера, с определенной долей условности можно разделить на три большие группы: общеэкономические, прогнозно-аналитические и специальные. К первой группе относится кредитование; ссудозаемные операции, система кассовых и расчетных операций, система страхования, система расчетов, система финансовых санкций, система производства амортизационных отчислений, система налогообложений и др. Общая логика подобных методов, их основное параметры, возможность, или обязательность исполнения задаются централизованно в рамках системы государственного управления экономикой, а вариабельность в их применении достаточно ограниченна. Во вторую группу входят финансовое и налоговое планирование, методы прогнозирования, факторный анализ, моделирование и др. Промежуточное положение между этими двумя группами по степени централизованной регулируемости и обязательности применения занимают специальные методы управления финансами, многие из которых еще только начинают получать распространение в России; это дивидендная политика, финансовая аренда, факторинговые операции, франчайзинг, фьючерсы и т.п. В основе многих из этих методов лежат производные финансовые инструменты. В финансовом менеджменте широко используются различные виды моделей. Модели применяются для описания имущественного и финансового положения предприятия, характеристики стратегии финансирования деятельности предприятия в целом или отдельных ее видов, управления конкретными видами активов и обязательств; прогнозирования основных финансовых показателей, факторного анализа и др.^ Финансовые инструменты — относительно новое понятие в теории финансов, однако значимость его стремительно возрастает. Финансовый инструмент есть любой договор между двумя контрагентами, в результате которого одновременно возникают финансовый актив у одного контрагента и финансовое обязательство долгового или долевого характера — у другого. Финансовые инструменты подразделяются на первичные и вторичные. К первичным относятся кредиты, займы, облигации, другие долговые ценные бумаги, кредиторская и дебиторская задолженность по текущим операциям, долевые ценные бумаги. Вторичные финансовые инструменты (производные инструменты, деривативы) — это финансовые опционы, фьючерсы, форвардные контракты, процентные свопы, валютные свопы. Финансовые инструменты являются основой любых операций компании на финансовых рынках, идет ли речь о привлечении капитала операциях спекулятивного характера, финансовых инвестициях, операциях хеджирования формирований страхового запаса эквивалентов денежных средств и др.^ Информация финансового характера, является основой информационного обеспечения системы управления финансами на любом уровне, поскольку всякое обоснованное, неспонтанное решение базируется на некоторых данных. Информационная база весьма обширна и включает обычно _любые сведения финансового характера; в частности, сюда относятся бухгалтерская отчетность, сообщения финансовых органов, информации учреждений банковской системы, данные товарных, фондовых и валютных бирж, несистемные сведения.^ Технические средства управления финансами являются самостоятельным- и весьма важным элементом финансового менеджмента. Многие современные системы, основанные на безбумажной Технологии (межбанковские расчеты, взаимозачеты, расчеты с Помощью кредитных карточек, клиринговые расчеты и др.), невозможны без применения сетей ЭВМ, персональных компьютеров, функциональных пакетов прикладных программ. Все крупнее предприятия ведут свою бухгалтерию с использованием специализированных пакетов (например, 1С-6ухгалтерия). ^ Объект системы управления финансами предприятия представляет собой совокупность трех взаимосвязанных элементов финансовые отношения, финансовые ресурсы, обязательства — именно этими элементами и пытаются управлять менеджеры. Под финансовыми отношениями понимаются отношения между различными субъектами: физическими и юридическими лицами, которое влекут за собой изменение в составе активов и (или) обязательств этих субъектов. Эти отношения должны иметь документальное подтверждение и сопровождаться изменением имущественного и (или) финансового положения контрагентов. Финансовые отношения многообразны; к ним относятся отношения с бюджетом, контрагентами, поставщиками, покупателями, финансовыми рынками и институтами, собственниками, работниками и др. Управление финансовыми отношениями основывается, как правило, на принципе экономической эффективности. Вторым элементом объекта финансового менеджмента являются финансовые ресурсы, точнее, ресурсы, выражаемые в терминах финансов. По сути, эти ресурсы представлены в активе баланса; иными словами, они весьма разнообразны и могут быть классифицированы по различным признакам. В частности, это долгосрочные материальные, нематериальные и финансовые активы, производственные запасы, дебиторская задолженность и денежные средства и их эквиваленты. Естественно, речь идет не о материально-вещественном их представлении, а о целесообразности вложения денежных средств в те или иные активы и их соотношении. Задача финансового менеджмента — обосновать и поддерживать оптимальный состав активов, т. е. ресурсного потенциала предприятия, и по возможности не допускать неоправданного омертвления денежных средств в тех или иных активах.^ Управление источниками финансовых ресурсов — одна из важнейших задач финансового менеджера. Источники представлены в балансе предприятия. Проблема заключается в том, что, как правило, не бывает бесплатных источников — поставщику финансовых ресурсов нужно платить. Поскольку каждый источник имеет свою стоимость, возникает задача оптимизации структуры источников финансирования, как в долгосрочном, так и в краткосрочном аспекте. Функционирование любой системы управления финансами осуществляется в рамках действующего правового и нормативного обеспечения. Сюда относятся: законы, указы президента, постановления правительства, приказы и распоряжения министерств и ведомств, лицензии, уставные документы, нормы, инструкции, методические указания и др.^ 6. Основные виды налогов с юридических лиц и принципы их взиманияВ условиях становления рыночных отношений государство переходит к экономическим методам управления, среди которых одним из наиболее действенных являются налоги. Система налогообложения должна решать определенные задачи: содействовать деловой активности предпринимателей, росту производства и повышению заинтересованности работников в результатах труда; побуждать предприятия эффективно использовать основные производственные фонды, минимизировать производственные запасы, сокращать непроизводительные расходы; обеспечивать формирование доходов бюджета в объеме, достаточном для финансирования расходов государства и выполнения им своих функций.Классические принципы налогообложения: 1. Экономико-функциональные принципы: Стабильность, устойчивость, запрет обратной силы налоговых законов; Стремление к универсальному налогообложению; Включение налоговых форм перераспределения доходов; Однократность взимания налогов; Нейтральность, прозрачность, дискретность налогообложения; Равнонапряженность налогового бремени для всех субъектов налогового права; Стремление к достижению относительного равновесия между налоговыми фу^ 1. Содержание бухгалтерского баланса 2. Бухгалтерский баланс как база для принятия решений по управлению активами и пассивами предприятия 1. СОДЕРЖАНИЕ БУХГАЛТЕРСКОГО БАЛАНСА Целью данного раздела является показать сущность каждого элемента актива и пассива баланса, с тем, чтобы в дальнейшем применительно к этой сущности оценивать финансовое состояние предприятия и принимать решения по его улучшению, если есть необходимость в таком улучшении.Актив Внеоборотные активы включают в себя нематериальные активы, основные средства, незавершенное строительство, доходные вложения в материальные ценности, долгосрочные финансовые вложения. Нематериальные активы состоят из: а) патентов, лицензий, товарных знаков, иных прав и активов, аналогичных перечисленным. Они отражаются в балансе по остаточной стоимости, т.е. фактическим затратам на их приобретение, изготовление и затратам по доведению их до состояния, в котором они пригодны к использованию, за вычетом начисленной амортизации. б) организационных расходов; в) деловой репутации организации. Это превышение покупной цены приватизированного имущества над его оценочной (начальной) стоимостью. Основные средства состоят из земельных участков, объектов природопользования, зданий, машин и оборудования. Стоимость земельных участков и объектов природопользования не погашается, поэтому в балансе она отражается в размере фактических затрат на их прио