1.Почему миф называют мифом. Чем миф отличается от сказки «Миф» по-гречески означает не что иное, как «слово». Поэтому и древнегреческие мифы можно назвать «словом» о богах и героях. Но дело в том, что древние греки были очень чуткими к тончайшим оттенкам языка и представление о слове выражалось в их лексике особенным образом. Греки различали «слово» как «миф» ((AUdog -- mythos), «слово» как «эпос» (enog — epos) и «слово» как «логос» (Яоуод — logos) '. Миф, эпос и логос имели свои сферы употребления, хотя границы эти, некогда довольно четкие, с течением времени стали не столь очевидными и доступны объяснению только при специальном анализе. Кроме того, надо иметь в виду, что каждое из этих трех слов имело множество оттенков значения (в слове «эпос» их около шестидесяти), среди которых намечался ведущий, основной, тот, который отграничивал данное слово от другого и создавал его неповторимость. Изучение первичного, устойчивого смысла этих слов с учетом их этимологии приводит к следующим выводам. «Миф», оказывается, выражает обобщенно-смысловую наполненность слова в его целостности. «Эпос» указывает на звуковую оформленность слова, на сам процесс произнесения (ср., например, в дальнейшем «эпос» — жанр героической песни, «слово» о подвигах, как гомеровские поэмы или древнерусское «Слово о полку Игореве»). Что же касается «логоса», то он предполагал первичную выделенность и дифференциацию элементов, переходящую затем в некую их собранность. Судя по всему, «логос» связан с развитием аналитического мышления и широко употребляется в греческой классике, не находя себе места в архаические времена, где господствовал «миф», выражая первичную нерасчлененность и обобщенную целостность жизненных представлений. У Гомера, например, «логос» совсем не встречается, если не считать только трех случаев, но зато у философов-стоиков IV—III вв. до н.э., разрабатывавших учение о слове, в равной мере не употребляется «миф», повсеместно уступая место «логосу». Итак, выясняется, что древняя традиция совсем не случайно именовала «мифом» слово о богах и героях, закрепив за песнями об их подвигах наименование «эпоса» и предоставив «логосу» сферу философии, науки и рассуждающей мысли вообще. Античный миф, как видим, основан на непосредственно-чувственном восприятии мира и обобщении этого восприятия в целостное единство, расцвеченное вымыслом. Древняя мифология — предмет неоспоримой реальности и веры в ее непреложность. Она возникает и развивается еще до религии, которая нуждается в теоретических обоснованиях, догмах и в системе почитания божества со всеми ее обязательными ритуалами, законами, требованиями и запретами, то есть культом. Для живой мифологии культ вторичен, а первична реальность космического бытия, переживаемого как стихийно-материалистическая проекция вовне родовой жизни первобытного коллектива. Античный миф нельзя называть сказкой, потому что сказка — это уже продукт народного творчества, она вполне сознательно придумывается, с заранее намеченной целью и идеей, причем и рассказчик и слушатель прекрасно понимают сказочную выдумку и верят ей условно, в рамках своеобразной игры. Миф ничего заранее не придумывает и вполне реален, как сама жизнь, естественно творящая этот миф. Чудеса, населяющие миф, превосходят всякую чудесность сказки и впоследствии снабжают ее материалом чудесности. Но эти чудеса не условны, они рождены самой первобытной жизнью с ее наивной верой в обязательность и повседневность чуда. Миф — это и не легенда, предание, хотя последние в основе своей могут иметь элементы некогда пережитой мифологии. Легенды и предания складываются с учетом обстоятельств исторической и социально-политической жизни, являясь сознательным подкреплением тех или иных идей, фактов или тенденций, требующих своего оправдания, подтверждения или опровержения и упразднения, обязательно с опорой на высшие и потому неоспоримо авторитетные силы. Миф не знает такой преднамеренности и не складывается ни a priori, ни post factum, а рождается стихией самой первобытной жизни, обоснованной через самое же себя. Все вышесказанное отграничивает миф и от фольклора, хотя в более позднее время мифологическая образность поставляет материал и для устного народного творчества в любой его форме (песни, сказки, предания, поучения, басни, загадки и т. д.). Мифология не есть ни продукт просто незрелого и примитивного мышления, ни результат сознательного и целенаправленного творчества древнего человека. Она понятна только исходя из специфики родовых отношений первобытного коллектива, будучи одной из форм освоения мира этой первобытной общиной. И самое примечательное, что единство мифа и мышления в эти древние времена отнюдь не исключает их принципиального различия. Миф только и возможен при обобщающей деятельности мысли, а значит, и слова первобытного человека, но, появившись на свет, миф призван одуше-вить весь мир, создавая целое, единое, целостное, живое тело космической общины. А если это так, то животворящее слово-миф в представлении древних исполнено таинственной, всемогущей, так называемой магической силы, и законы ее начинают господствовать в жизни мифа, поддерживаясь смутными человеческими ощущениями и аффектами. Но, как и должно быть, мышление в противовес мифу пытается вывести жизнь на пути объяснения ее закономерностей, стремится и ее и человеческую практику осознать вне всякой магии, направить ее разумно и целесообразно.^ Когда и как рождается миф Теперь мы можем сказать — то, что обычно называют мифологией, есть упорядоченное единство существовавших первоначально в дифференцированном виде «слов», обобщающих для древнего человека представление о том мире, в котором он живет, и о тех силах, которые этим миром управляют. Нерасчлененно-целостное, а значит, и мыслительно-чувственное обобщение действительности, которое именуется мифологическим, характерно для очень древнего периода социально-исторической жизни, а точнее говоря, локализуется в общинно-родовой, или первобытнообщинной, формации, которая для Греции ограничивалась первой третью I тысячетилетия до н. э., но истоки которой уходили в бездны тысячелетий. Общинно-родовая формация тоже неоднородна и тоже имеет свою историю, о чем мы будем говорить ниже. Но есть нечто единое, характерное для всех ее периодов. Это жизнь родовыми объединениями, где отсутствуют частная собственность, разделение на бедных и богатых, сословные различия и где сама земля и орудия производства принадлежат всей родовой общине. Собственно говоря, общинно-родовая формация является доклассовым обществом, жизнь которого организована на основе стихийно-коллективистских родственных отношений. Для человека этого времени, для члена такой общины наиболее естественны и доступны отношения родственные, которыми обусловлена вся трудовая жизнь коллектива, а значит, и его существование. И вполне закономерно, что природную жизнь этот древний грек не может представить себе иначе как с помощью все тех же родственных связей, объединяющих предков с родителями и детьми и образующих одну большую родовую общность, мы бы сказали теперь — космическое единство, охватывающее землю, небо, море и подземный мир. Вполне естественно, что такой древний человек, глядя на окружающую жизнь, видит в ней огромное количество единичных явлений, которые он вполне способен назвать определенным словом. Но, называя отдельный предмет, человек вместе с тем осуществляет мыслительный акт обобщения, а так как мышление находится в единстве с языком, то этот акт осуществляется в слове. Так, глядя на огонь, вспыхнувший от удара молнии, на огненные языки костра, на светящиеся в ночи огоньки, на тлеющие угли, на лесной пожар или на пламя в кузнечном горне, древний человек все эти конкретные отдельные феномены огня обозначает одним словом, обобщает их в «мифе», давая имя огненной силе вообще, той силе, что живет огнем, сама им является и управляет им. Имя этой огненной силы — Гефест. Так рождается «слово» о Гефесте, миф о Гефесте со всеми дальнейшими последствиями, поскольку мыслительный акт связан с непосредственно чувственным восприятием, обобщается жизненным опытом, дальнейшим вымыслом, выдумкой, живописующими о происхождении огненной силы, именуемой Гефестом, его родителях, его семье, его деяниях. Глядя на зреющий колос, на пробивающийся стебель, на зеленеющую траву или зацветающие плодовые деревья, древний человек все эти феномены произрастания называет обобщенно одним словом — Деметра, то есть мать-Земля, та, что рождает, выращивает, выкармливает. Отсюда в дальнейшем сложная и занимательная биография Деметры, горюющей по исчезнувшей дочери и радующейся ее обретению, что сопровождается то оскудением природы в засушливое время или зимой, то ее изобилием при сборе урожая осенью. Видя, как бушует море, как разливаются или высыхают реки, несутся водопады, пробиваются родники, бегут ручьи, древний человек обобщает все проявления водной стихии в одном слове — Посейдон, то есть владыка вод или супруг Земли, объемлющий ее водным простором. И небо с его светом, с его бездонной ясностью, с его просторами, где-то в неведомых высях смыкающимися со снежными вершинами гор, древний грек называет одним словом — Зевс — светоносное небо, светоносный день. И так один за другим рождаются слова-мифы, разрастающиеся в рассказы о высших существах, таких же, как и человек, только бесконечно мощных и бессмертных, живущих одной семьей и управляющих космической общиной, господствующих над миром. Таким образом, говоря предварительно, в самых общих чертах, рождается мифология, мифологическое мышление или мифомышление, свойственное первобытному человеку, который переносит свои собственные родовые отношения на всю окружающую его действительность.^ Какими являются источники мифологической традиции Мифограф Гигин, писавший на латинском языке (I в. до н. э. — I в. н. э.), несмотря на сухость и краткость изложения, очень полезен для изучения мифологии, так же как и сборник, известный под названием «Ватиканских мифографов» (VII в. н. э.) и включающий, собственно говоря, три мифографических сочинения, где в систематическом виде дается обзор всей античной мифологии. Незаменимым источником мифологии являются комментаторы античной поэзии, такие, например, как римский комментатор Вергилия Сервий (III в. н. э.). Христианские авторы первых веков нашей эры, например Афинагор, Климент Александрийский (III в. н.э.), также могут служить источником сведений о мифах, и притом вариантов очень древних и редких. Борясь с языческой религией, христианские авторы опровергали ее, используя факты греко-римской мифологии, доказывающие, по их мнению, невежество, грубость, жестокость и несуразность язычества и его божественно-героического пантеона. Кроме письменных источников свидетельства о разных периодах мифологического развития составляют памятники античного искусства (архитектура, скульптура, керамика, вазопись, мелкая пластика, глиптика', торевтика2), особенно архаические; археологические находки, которыми особенно богаты XIX — XX вв. (Крит, Кипр, Микенская Греция, Малая Азия, Северная Греция); этнографические изыскания, изучающие религиозно-мифологические пережитки в обрядах, предметах быта, культовых постройках; устное народное творчество, сохранившее устойчивую мифологическую образность. (VII — IV вв. до н.э.), уже с конца IV в. до н. э., а затем переросла в эллинистически-римский период (I —V вв. до н. э.). Познание мира, открывшегося грекам в своей огромности и беспредельности после завоеваний Александра Македонского, способствовало возникновению интереса к экзотике дальних стран, к уединенным народам, хранителям древних таинств, чудес и магии, а также к собственному прошлому как незыблемой основе в быстро меняющемся мире. Поэтому большое значение для мифологии имеют поэма Аполлония Родосского «Аргонавтика» (III в. до н. э.) и огромная поэма в 48 песен Нонна Панополитанского о Дионисе (V в. н. э.). Гимническая поэзия (а гимн — одна из древнейших литературных форм, коренящаяся в религиозной практике), в том числе так называемые Гомеровские гимны (с VII в. до н. э. вплоть до византийского времени), гимны Каллимаха (III в. до н. э.), Орфические гимны (Vie. до н. э. — II в. н. э.), гимны Прокла (V в. н. э.), резюмирует многовековую традицию античной мифологии, воспевая подвиги богов, давая им интересные характеристики с помощью множества эпитетов, создавая своеобразные божественные биографии. Большой и разнообразный мифологический материал дают и латинские поэты I в. до н. э., такие, как Вергилий («Энеида») и Овидий («Метаморфозы»). Не меньший интерес проявляли к мифологии знатоки древних генеалогий — логографы Гекатей, Акусилай, Ферекид, Гелланик (VI в. до н.э.); философы — Эмпедокл, Парменид, Ксенофан, Платон; историки — Геродот (V в. до н. э.), Полибий (III — 11 вв. до н.э.), Диодор Сицилийский (1в. до н.э.); географы, такие, как Страбон (I в. до н. э. — I в. н. э.); философ-моралист и историк Плутарх (I —II вв. н. э.); путешественник и любитель старины Павсаний (II в. н.э.); коллекционер редкостей Атеней (III в. н. э.); поздние философы-неоплатоники, создавшие своеобразную диалектику мифологии и истолковавшие аллегорически и символически древние мифы, — Плотин и Порфирий (III в. н. э.), Прокл (V в. н. э.) Но особенно была важна работа мифографов — собирателей мифов и составителей специальных сборников. Среди мифографов отличались своей ученостью александрийцы (III — II вв. до н. э.). Широко известен Аполлодор Афинский (II в. до н.э.), которому принадлежало не дошедшее до нас сочинение «О богах» в 24 книгах. Ему же приписывается известная «Библиотека», дошедшая частично в компилятивном изложении (I в. до н. э. — II в. н. э.), где подробно излагаются теогония и главнейшие родословные героев, следуя Гомеру, эпическому циклу, Гесиоду, трагикам и другим источникам. Мифограф Гигин, писавший на латинском языке (I в. до н. э. — I в. н. э.), несмотря на сухость и краткость изложения, очень полезен для изучения мифологии, так же как и сборник, известный под названием «Ватиканских мифографов» (VII в. н. э.) и включающий, собственно говоря, три мифографических сочинения, где в систематическом виде дается обзор всей античной мифологии. Незаменимым источником мифологии являются комментаторы античной поэзии, такие, например, как римский комментатор Вергилия Сервий (III в. н. э.). Христианские авторы первых веков нашей эры, например Афинагор, Климент Александрийский (III в. н.э.), также могут служить источником сведений о мифах, и притом вариантов очень древних и редких. Борясь с языческой религией, христианские авторы опровергали ее, используя факты греко-римской мифологии, доказывающие, по их мнению, невежество, грубость, жестокость и несуразность язычества и его божественно-героического пантеона. Кроме письменных источников свидетельства о разных периодах мифологического развития составляют памятники античного искусства (архитектура, скульптура, керамика, вазопись, мелкая пластика, глиптика', торевтика2), особенно архаические; археологические находки, которыми особенно богаты XIX — XX вв. (Крит, Кипр, Микенская Греция, Малая Азия, Северная Греция); этнографические изыскания, изучающие религиозно-мифологические пережитки в обрядах, предметах быта, культовых постройках; устное народное творчество, сохранившее устойчивую мифологическую образность.^ Из чего начинается греческая мифологическая периодизация Греческая мифология развивалась вместе с историей общинно-родовой формации, поэтому она никак не может быть представлена в виде раз навсегда данной, застывшей картины, прекрасной в своей неизменности, где вне времени и пространства находят себе место вечно пирующие на Олимпе бессмертные боги, а смертные люди призваны совершать героические подвиги на земле. Чтобы такая картина появилась в представлении древнего человека, должно было пройти немало времени, измеряемого тысячелетиями. И начинается греческая мифология не с прекрасных богов и героев, а с мира смутного и страшного, где ни о богах, ни о героях нет еще и помину. Греческая мифология имеет периоды своего развития, которые в кратчайшем виде можно назвать доклассическим, или архаическим, и классическим, или героическим. Первый из них, тоже говоря кратко, начинается в сумраке тысячелетий и завершается ко II тысячелетию до н. э., о чем свидетельствуют главным образом археологические данные, подкрепляющие исторические выкладки. Второй падает в основном на II тысячелетие до н. э., достигая расцвета в середине этого тысячелетия и завершаясь в его конце мифами о гибели героических поколений. Старая наивная мифология уходит в небытие вместе с родовым строем, когда в первой трети I тысячелетия возникают предпосылки классового рабовладельческого общества и создаются принципиально новые формы жизни.^ Как Зевс боролся за власть и ее укрепление Обратимся теперь к той борьбе, которую пришлось вести Зевсу за утверждение своего владычества над силами земли, что и создало в дальнейшем основу для возникновения героизма. БИТВА С ТИТАНАМИ. По совету Геи, неусыпно следящей за событиями и часто направляющей их, Зевс освободил Сторуких, или Гекатонхейров, некогда ввергнутых в оковы и скрытых Ураном глубоко под землей на краю света. Три брата - Бриарей (или Обриарей), Котт и Гиес, — пугавшие своим чудовищным видом даже собственного отца, томились и страдали, ожидая своего часа, поскольку их мать, Гея, давно уже предсказала победу Зевса с помощью чудовищных родичей. Ко времени освобождения Сторуких распря между титанами во главе с Кро-носом и детьми Кроноса во главе с Зевсом оказалась в разгаре, но исхода ее не было видно. Древние титаны и молодые боги сражались десять лет. Одни — собрав силы на Офрийской горе, другие — на Олимпе. Но когда Сторукие отведали нектара и амбросии, пищи, которой питаются боги и которая поддерживает их бессмертие, они воспрянули духом, преисполнились силы и выслушали обращенную к ним речь Зевса. Отец людей и богов, как обычно именовали Зевса Гомер и Гесиод, призвал Сторуких вспомнить свои страдания, а также оценить благодеяние, оказанное им, и помочь своему освободителю в борьбе с титанами. Отвечал Зевсу один из братьев, Котт, прозванный «безупречным». Он целиком был предназначен для разрушительных функций, мощь вполне соответствовала дикому виду — порицать и упрекать его было невозможно. Котт поклялся за себя и братьев выступить с беспощадной войной против титанов, руководствуясь, как это ни казалось бы странным, «разумной мыслью» и «внимательным духом» (там же 629—673). Став союзниками Зевса, Сторукие, судя по всему, приобщаются к иному, дотоле чуждому им разумному миру и оказываются уже под его благотворным воздействием. В сражении участвуют с одной стороны титаны и титаниды, с другой — сыновья и дочери Кроноса вместе с тремя великанами. Киклопы выковали Зевсу гром, молнию и перун. Посейдон получил от них трезубец, Аид — медный шлем, делающий его невидимым (ср. греч. aides — букв, «невидный»). В каждой сотне рук у Гекатонхейров — скалы, камни, обломки горных хребтов. Горделиво вздымаются на крепких туловищах по пятьдесят голов. Все участники сражения исполнены мужества. И вот застонала земля, ахнуло небо, содрогнулся Олимп с вершины до подножия. Глухой топот ног, свист от летящих камней, крики нападающих достигают глубоких недр земли и доносятся до звездного неба. Сердце Зевса возликовало и преисполнилось силы. Он начал метать молнии и громы с Олимпа и неба. Земля загудела от жара, взвихрилось пламя, затрещал охваченный огнем лес, закипели даже сама почва, воды Океана и морские просторы. Жар, охвативший титанов, дошел до эфира, и Хаос оказался объятым ужасом. Шум от сражения был столь велик, что казалось, будто небо обрушилось на землю и разбило ее на неисчислимые куски. Ревел ветер, крутились вихри пыли, содрогалась земля, опаляемая перунами Зевса. Триста камней метнули Сторукие в титанов и затмили солнечный свет. Исход битвы решился, и титаны, теперь уже побежденные, были закованы в узы и брошены в глубочайшие недра земли, в тот самый Тартар, который наконец оказался возмездием и вместилищем свергнутых богов, их вечной тюрьмой. Он же и угроза Зевсу, Олимпийцам, если они будут свергнуты. Тартар находится настолько глубоко под землей, насколько небо далеко отстоит от земли. Если, взяв медную наковальню, говорит Гесиод, метнуть ее с неба, то она за девять дней долетит до земли. Но еще девять дней понадобится, чтобы наковальня долетела с земли до Тартара, — путь невиданно огромный. Там, в Тартаре, за медной оградой, во мраке, окружающем его шею в три ряда, среди затхлости, под переплетением корней моря и земли скрыты титаны. Темница их замкнута медной дверью, окружена стеной с воротами из мрамора и медным порогом, вросшим корнями в землю. Там, в этих глубинах, залегают страшные концы и начала земли, Тартара, моря и неба, то есть все начинается и все кончается великой бездной, до дна которой даже и за год нельзя добраться. Там же находятся жилища Ночи, одетые черным туманом, а темница титанов простирается за пределы самого Хаоса. Но и Сторукие, которым надлежит охранять титанов, тоже поневоле обитают в глубочайших местах Океана, омывающего Землю. Правда, боги предоставили им крепкие жилища, а в утешение самому могучему из трех братьев, Бриарею, дана в жены дочь Посейдона Кимополея. После победы над титанами, повинуясь воле Земли, боги просили Зевса стать их владыкой и царем. Так все стало на свои места. Боги молодого поколения — на Олимпе, в золотых дворцах, боги старого поколения — в темнице Тартара. Для победивших — верхнее небо, Олимп, для побежденных — нижнее небо, Тартар. Верхнее небо в сияющем свете эфирных высей, нижнее — в глубоком мраке великой бездны. Но и там и здесь обитают вечные и бессмертные боги. Кто знает, не настанет ли час, когда титаны вспомнят о своем былом могуществе? Победителю Зевсу предписано все той же мудрой Землей опасаться собственного сына, который может свергнуть отца и занять его место. И это предсказание омрачает будущность победителя, тем более что гул от бунтующих титанов иной раз доходит и до вершин Олимпа. Кроме того, напоминанием о вечно живущих врагах Зевса являются некоторые из детей титанов, участники или сочувствующие титаномахии. Сыновей Иапета, братьев Прометея, Зевс наказал особо. Менетий, пораженный молнией, был отправлен Зевсом в Эреб — мрак, порожденный Хаосом. Атлант, другой брат Прометея, на краю земли в наказание держит на голове небесный свод, подпирая его мощными руками. Известно также, что Прометей, будучи мудрым богом (имя его означает «предвидящий», «промыслитель»), знал заранее всю тщетность титаномахии и даже противился борьбе титанов, уговаривая их применять хитрость, а не силу. Всеведение Прометея, по изложению Эсхила, обусловлено тем, что мать его будто бы сама Земля — Гея, тождественная Фемиде — Справедливости, подавала ему мудрые советы. Тем не менее титаны не вняли уговорам родича, и Прометей, уверенный в правоте новых закономерностей жизни, устанавливаемых Олимпийцами, вступает вполне добровольно в их союз и противопоставляет себя титанам, не признающим ничего, кроме грубой силы и буйства страстей. Так что в мире, завоеванном Зевсом, о борьбе новых и старых поколений богов напоминают не только поверженные враги Зевса, но и пока дружественный Зевсу его ближайший родственник Прометей. Он, как известно, хранитель великой тайны —он знает имя той будущей супруги Зевса, которая родит сына сильнейшего, чем отец, то есть нового владыку Олимпа. Эта тайна разделяет Зевса и Прометея, являясь предпосылкой и для иных видов соперничества этих великих богов. Не надо забывать также, что существовала редкая версия о Прометее — внебрачном сыне Геры и гиганта (мифографы именуют его титаном, но это частое в античности смещение понятий) Евримедонта. Зевс выместил злобу на обоих — одного сбросил в Тартар, другого приковал на Кавказе. ТИФОН. Как бы испытывая волю Зевса, Земля тем временем породила на смену титанам еще одного сына — стоглавого Тифона (или Тифоея). Выше уже был обрисован чудовищный вид Тифона. Рожденный от Тартара, этот младший сын Земли тоже стал претендовать на власть. Но время притязаний тератоморфных существ уже прошло. Попытка Земли и Тифона вновь утвердить хаос и ужас явно запоздала, если уже однажды Зевс одержал победу. И на этот раз отец людей и богов загрохотал громами. Раскатам глухого могучего рева ответили земля и небо, воды Океана и моря, Олимп и Тартар. Мир содрогнулся от тяжелой поступи бога. Вновь застонала земля, снова жаркое пламя объяло фиолетово-темное море, закипели почва и небо, огромные волны бились о прибрежные скалы, сотрясая твердь. Титанов в Тартаре объял трепет, от страха задрожал владыка мертвых — Аид. Громы и молнии, посылаемые Зевсом с Олимпа, спалили головы чудовища, и Тифон, укрощенный страшными ударами, упал, потерял силу и был низвергнут Кронидом все в тот же широкий Тартар. Но это не означало, что все попытки отнять власть у олимпийских богов прекратились. ГИГАНТЫ. Когда Зевс укрепился, породил мощных детей, богов и героев, им всем пришлось сразиться с гигантами. Гиганты были рождены Землей и Ураном — Небом после завершения титано-махии (по другой версии, гиганты рождены землей из крови оскопленного Урана). Эти миксантропичные чудовища имели нижнюю часть тела змеиную, извивающуюся кольцами. Они обитали на Флегрейских полях (букв, «место пожарищ» на севере Греции, во Фракии). Гигантомахия произошла там же. Она доставила много хлопот Гее, их матери, так как гиганты, в отличие от титанов, были смертны, и только особая волшебная трава могла сохранить им жизнь. Но Зевс опередил Гею, сам срезал траву, послав на землю мрак, призвал на помощь своего могучего сына Геракла, всех своих божественных детей и жестоко покарал врагов, которых насчитывали до ста пятидесяти. Зевс уничтожил Порфириона, Геракл (по совету Афины) — Алкио-нея, набиравшегося силы от земли; Аполлон — Эфиальта, Гефест — Миманта, Посейдон — Полибота, Гермес — Ипполита, Артемида — Гратиона, Геката — Клития, Дионис — Эврита, богини судьбы Мойры — Агрия и Тоона. Афина не только обрушила на Энкелада целый остров Сицилию, но содрала кожу с еще живого Палланта и сделала из нее панцирь. Всех остальных погубил Зевс, а Геракл добивал поверженных стрелами. Так еще раз хтонические силы Земли были побеждены Олимпийцами. АЛОАДЫ. Была и еще одна попытка овладеть Олимпом. Сыновья или внуки владыки морей Посейдона Алоады — братья От и Эфиальт — обладали непомерной силой и гигантским ростом. В девять лет они достигли ширины в 9 локтей (около 4 м), а высоты в 9 саженей (около 17м). Возмужав, Алоады настолько возомнили о себе, что стали запугивать богов, мечтая взгромоздить на Олимп гору Оссу, на нее — гору Пелион и таким путем достичь неба. Они умудрились заковать в цепи бога войны Ареса и требовали себе в жены Артемиду и Геру. Однако против Алоаов сам Зевс не выступил, предоставив расправиться с ними Аполлону. Этот последний перебил их стрелами. Но говорят о другом, более хитроумном способе их уничтожения. Алоады пронзили друг друга копьями, пытаясь попасть в промчавшуюся между ними лань, в которую превратилась Артемида. Нечестивцы были сброшены в Тартар, где они окованы змеиными кольцами и не могут заснуть от непрерывных криков совы. Таким образом, Тартар оказался узилищем не только для детей Земли — титанов и Тифона, но и для потомков морской стихии — Алоадов. Ни те, ни другие не могли покушаться на целостность олимпийского божественного мира, который неизбежно обрекал на гибель архаический тератоморфизм во всех его видах.