1. Область применения и нормативные ссылки Спецкурс «Современные подходы к изучению когнитивных процессов» направлен на углубление представлений обучающихся о методологических подходах используемых в исследованиях высших психических функций личности и накопленных к настоящему моменту теоретических и экспериментальных сведений. Этот спецкурс обобщает данные различных научных дисциплин, таких как психофизиология, физиология, общая психология, экспериментальная психология, возрастная психология, нейропсихология, клиническая физиология исследующих соотношение мозга и психики, психофизиологические показатели высших психических свойств личности. Данная дисциплина является важным звеном в цепи учебных курсов преподаваемых будущим психологам. Знание общих закономерностей и механизмов мозгового обеспечения таких психических функций, процессов и состояний как восприятие, внимание, память, речь, организация целенаправленного поведения, и т.д.; позволит сформировать у студентов-психологов адекватную оценку различных состояний человеческой психики и обеспечить большую эффективность их работы в ходе будущей профессиональной деятельности. В рамках дисциплины рассмотрены основные методологические подходы, методы и теоретические представления, разработанные в отечественных и в зарубежных научных школах, последние достижения в изучении высших когнитивных функций. Программа учебной дисциплины «Современные подходы к изучению когнитивных процессов» предназначена для студентов специальности 030301.65 «Психология», обучающихся на отделении психологии факультета менеджмента Санкт-Петербургского филиала Государственного университета – Высшей школы экономики. Данный курс рассчитан на профессиональную подготовку психологов, с использованием междисциплинарного подхода и современных методов исследования психологического состояния человека. Программа разработана в соответствии с: Требованиями государственного стандарта высшего профессионального образования к содержанию и уровню подготовки выпускников по специальности 030301.65 «Психология»;Образовательной программой по специальности 030301.65 «Психология»; Рабочим учебным планом Государственного университета – Высшей школы экономики Санкт-Петербургского филиала по специальности 030301.65 «Психология», утвержденным в 2010 г.Цели и задачи дисциплины:Цели курса: Формирование у студентов естественнонаучного мировоззрения. Формирование у студентов системного подхода при оценке высших психических функций человека. Ознакомление студентов с методологией современных исследований высших психических функций человека, используемых в различных научных школах. Формирование у студентов целостного представления о роли процессов памяти и внимания в организации адаптивного поведения. Формирование у студентов представлений о физиологических механизмах, коррелятах и закономерностях психической деятельности и поведения человекаСформировать у студентов целостное представление о взаимодействии мозговых систем организма в обеспечении сложных форм поведения.Задачи курса: Сформировать представление о влиянии функционального состояния человека на реализацию высших психических функций Обеспечить усвоение основных сведений о механизмах, лежащих в основе формирования высших психических функций. Ознакомление студентов с современными методами изучения психофизиологических коррелятов высших психических функций. Формирование у студентов способности к анализу литературных и экспериментальных данных о базисных механизмах интегративной деятельности мозга, лежащих в основе целенаправленного поведения. ^ Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины «Современные подходы к изучению когнитивных процессов» Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:общенаучных компетенций (ОНК), способствующих развитию общенаучного уровня будущего психолога, способного самостоятельно ориентироваться в состоянии научной проблематики в различных областях знаний.социально-личностных и общекультурных компетенций (СЛК) обеспечивающих адекватную оценку современных направлений развития не только в психологии, но и в смежных областях, способностью развивать свой общекультурный уровень и самостоятельно осваивать новые методы исследования.профессиональных компетенций (ПК), обеспечивающих умение вести самостоятельное исследование с выбором адекватных поставленной задаче методов и умением анализировать и интерпретировать полученные результаты, обосновывать актуальность, теоретическую и практическую значимость избранной темы научного исследования. В результате изучения дисциплины студент должен:знать современные методологические подходы к изучению высших когнитивных функций существующие современные теории, объясняющие системные механизмы реализации высших когнитивных функций теоретические подходы к изучению механизмов поведения человека и современные комплексные методы исследования когнитивных функций в психофизиологии и психологииуметь экстраполировать полученные знания на анализ общебиологических и психологических закономерностей системной работы живого организма пользоваться полученными знаниями при проведении самостоятельных исследований;иметь представление об основных морфо-функциональных закономерностях деятельности центральной нервной системы о значении эволюционного подхода для изучения особенностей различных функциональных состояний человека о различных теоретических подходах в оценке когнитивных функций, существующих в современных научных школахобладать навыками интерпретации результатов психологического исследования с учетом функционального состояния человека. использования комплексного междисциплинарного подхода при оценке когнитивных функций. ^ Таблица компетенций по дисциплине «Современные подходы к изучению когнитивных процессов» ^ Общенаучные компетенции (ОНК) Социально-личностные и общекультурные компетенции (СЛК) Профессиональные компетенции (ПК) Способность развивать свой общекультурный и профессиональный уровень и самостоятельно осваивать новые методы исследования (ОК-1)Способность к изменению профиля своей профессиональной деятельности (ОК-2)Способность самостоятельно приобретать и осваивать новые знания и умения (ОК-3) Свободное владение иностранным языком как средством профессионального общения (СЛК-1)Умением корректно вести научную дискуссию (СЛК-2)Обладать способностью к интеграции знаний и междисциплинарному подходу (СЛК-3) Способность использовать количественные и качественныеметоды для оценки результатов исследования (ПК-1)Способность критически оценивать и обобщать результаты, полученные отечественными и зарубежными учеными, формулировать актуальные направления исследования (ПК-2)Способность обосновывать актуальность и теоретическую значимость темы исследования (ПК-3)Способность представлять полученные результаты в виде научного доклада или статьи (ПК- 4) ^ Место дисциплины в структуре образовательной программы Дисциплина «Современные подходы к изучению когнитивных процессов» относится к циклу факультативных дисциплин (Ф) подготовки по специальности 030301.65 «Психология». Преподавание курса опирается на предшествующее изучение таких дисциплин как «Анатомия ЦНС», «Физиология ЦНС», «Концепции современного естествознания», «Антропология», «Экспериментальная психология», «Математические методы в психологии», «Психофизиология», «Клиническая психология», «Психодиагностика», «Зоопсихология и сравнительная психология», «Общий психологический практикум».^ 5. Тематический план изучения дисциплины № п/п раздела Наименование раздела, тем дисциплины Аудиторные часы Сам. работа Всего часов Лекции Семинарские занятия Практические занятия 1. Современные подходы к изучению когнитивных процессов ^ Предмет и задачи дисциплины. Тема 1. Основные методологические подходы и методы изучения когнитивных функций. 2 10 12 2. Тема 2. Восприятие и распознавание образов 2 2 16 20 3 Тема 3. Внимание: методы оценки и теоретические представления 2 2 14 18 4. Тема 4. Становление когнитивных функций в онтогенезе 2 2 14 18 5. Тема 5. Современные подходы к изучению процессов памяти 2 4 16 22 6. Тема 6. Роль функциональных состояний в организации высших когнитивных функций 2 2 14 18 7. ^ Тема 7. Речь и ее роль в организации когнитивных функций 2 2 14 18 8. ^ Тема 8. Межполушарная асимметрия и когнитивные функции. 2 2 14 18 9. Роль мышления и сознания в реализации когнитивных функций. 2 2 14 18 Итого 18 18 0 126 162 6. Формы контроля знаний студентов Формы работы студентов: лекции, семинарские занятия, доклады, научно-познавательные экскурсии.^ 6.1. Критерии оценки знаний, навыков Виды контроля: текущий, итоговый.Текущий контроль: работа на лекциях и семинарских занятиях. Итоговый контроль: зачет в устной форме.6.2 Методика формирования результирующей оценки: Оср.= Сумма Wi Oi, где Oi – оценки по десятибалльной шкале, Wi – вес отдельных видов контроля. Виды контроля: Посещение и активное участие на семинарских занятиях: W1 = 0,3 Самостоятельная работа студентов: W3 = 0,2 Зачет: W4 = 0,5 В самостоятельную работу студентов по освоению дисциплины входит:чтение и анализ основной и дополнительной литературы по предмету;подготовка докладов к семинарам;подготовка к зачету. ^ Десятибалльная оценка Пятибалльная оценка 1,2, 3 – неудовлетворительно 2-Неудовлетворительно 4 – почти удовлетворительно 3-Удовлетворительно 5 – удовлетворительно 6 – почти хорошо 4-Хорошо 7 – хорошо 8 – почти отлично 5-Отлично 9 – отлично 10 – блестяще ^ 7. Содержание программы.1. Предмет и задачи спецкурса «Современные подходы к изучению когнитивных процессов». Основные методологические подходы и методы изучения когнитивных функций. Предмет спецкурса - сравнительный анализ современных представлений о связи нервного субстрата и высших психических функций. История развития учений о мозге и поведении. Системный подход в решении проблемы мозг – психика. Вклад модельных экспериментов на животных в развитие представлений о высших мозговых функциях. Способы регистрации и сфера применения объективных физиологических показателей, связанных с психической деятельностью человека. Методы исследования функциональной активности головного мозга (компьютерная томография: позитронно-эмиссионная томография, ядерно-магнитно-резонансная томография). Моделирование деятельности головного мозга.^ 2. Восприятие и распознавание образовИсторический обзор развития представлений об образном восприятии. Современные подходы к изучению образного восприятия. Кодирование информации в нервной системе. Нейронные механизмы перцепции. Концепция детекторного кодирования. Последовательные и параллельные модели переработки. Роль структур головного мозга в формировании образов. Опознание целостного образа, обработка информации по принципу снизу вверх, подетальный анализ, сравнение с эталоном, опознание по прототипу. Влияние контекста на восприятие. Теории восприятия. ^ 3. Внимание: методы оценки и теоретические представления Представления о внимании в различных научных школах. Модели внимания (Д. Бродбент, Э.Трейсман, Дж. Дойч и Д. Дойч.). Метод затенения (Е. Черри). Классификация видов внимания. Функции внимания. Распознавание паттернов информации. Современные представления о мозговом субстрате процессов внимания: нейроны новизны, ретикулярная формация, таламическая система, фронтальные зоны коры. Методы оценки уровня внимания. Электроэнцефалографические корреляты внимания. Негативное рассогласование и внимание. Формирование механизмов корковой активации и организация внимания с возрастом. Незрелый и зрелый типы корковой активации. Синдром гиперактивности внимания. Современные теории внимания. ^ 4. Становление когнитивных функций в онтогенезе Современные теории онтогенеза. Теория диссолюции и теория системогенеза. Эволюционный системогенез. Гипотеза системогенетической ассимиляции Методы изучения процессов онтогенеза. Ранняя сенсорная депривация. Депривация с изоляцией. Обогащенная среда. Близнецовые исследования. Чистые линии. Использование комбинированных подходов и наборов возрастных тестов. Формирование мозговой организации высших когнитивных функций. Критические периоды развития и когнитивные функции. Пренатальное развитие. Формирование функциональных блоков. Формирование полей коры головного мозга. Формирование пространственных представлений. Динамика развития процессов памяти. Когнитивное развитие детей первого года жизни. Детская амнезия – теории и возможные причины. Теория эксплицитной и имплицитной памяти. Прайминг у детей. Обобщение и аналогия. Роль имитации в процессах обучения. Имитация в раннем онтогенезе. Механизмы психологических защит у детей дошкольного возраста.^ 5. Современные подходы к изучению процессов памяти История формирования представлений о видах и механизмах процессов памяти. Работы Г. Эббингауза, У. Джеймса, К. Лешли, К. Вундта, Д. Уотсона, Э. Толмена, К. Халла, Б.Ф. Скиннера, Р. Сперри, Н. Тинбергена, К. Лоренца, Т. Рибо, И.П. Павлова, И.М. Сеченова, А.А. Ухтомского. Методы изучения процессов памяти. Использование комбинированных подходов и батарей тестов. Формы и виды памяти. Генетическая память. Иммунологическая память, Концепция временной организации памяти: сенсорная, краткосрочная и долгосрочная память, промежуточная память. Понятие о рабочей памяти. Процедурная и декларативная память. Произвольная и непроизвольная память. Нейрофизиологические механизмы памяти.Гиппокамп и теории памяти, пространственная оперативная образная память. Эксперименты Д.Олтона. Теория референтной и рабочей памяти. Поведение в пространстве. Когнитивные пространственные карты. Гиппокампальная теория индексов (Т. Тейлор и П. Ди Сенна). Механизмы процессов памяти (киндлинг и долговременная потенциация). Эксперименты Г. Годдарда. Киндлинг как модель памяти. Сходство и различие долговременной потенциации и киндлинга. Нарушения и облегчение памяти при электрической стимуляции до и после обучения. Когнитивные модели памяти. Модели памяти Д. Нормана и Н. Во, Р. Аткинсона и Р. Шифрина, Э. Тульвинга. Атрибутивная модель памяти Р. Кеснера. Исследования Э. Тульвинга и Р. Сквайра. Понятие об активной и пассивной памяти. Процессы забывания. Теория затухания. Теории интерференции. Понятие о проактивной и ретроактивной интерференции. Мнемоника. Патологии процессов памяти.^ 6. Роль функциональных состояний в организации высших когнитивных функций. Виды стресса и стрессоров. Общий адаптационный синдром и его функциональное значение. Роль симпатической нервной системы в организации реакции на стресс. Гормональные аспекты стресса. Кратковременный и долговременный стресс. Стресс и процессы памяти. Последствия стресса. Профилактика стресса. Позитивное значение стресса. Индивидуальные различия в реакции на стресс. ^ 7. Речь и ее роль в организации когнитивных функций Периферические системы обеспечения речи. Топографическая организация мозговых механизмов восприятия речи. Периоды овладения языком. Условно-рефлекторное превращение слова из индифферентного раздражителя в сигнальный. Пути вербализации стимулов. Биоэлектрическая активность мозга при формировании слова как сигнала. Формирование понятийного аппарата у детей. Нейронные корреляты акустического и смыслового кодирования слова. Языки-посредники. Когнитивная лингвистика. ^ 8. Межполушарная асимметрия и когнитивные функции. Роль межполушарной асимметрии в реализации высших когнитивных функций. Методы изучения межполушарной асимметрии. Современные теории межполушарной асимметрии. Взаимодействие полушарий в обеспечении мыслительной деятельности Речь и межполушарная асимметрия. Взаимодействие полушарий мозга в восприятии речи. Нарушения речевых функций. Влияние родителей на формирование речи у детей.^ 9. Роль мышления и сознания в реализации когнитивных функций Традиционные подходы к изучению мышления. Электрофизиологические исследования мыслительной деятельности. Вызванные потенциалы и принятие решения. Биологический подход к интеллекту. Человеческий интеллект и искусственный интеллект. Нейрофизиологические корреляты и предпосылки способностей. Интуиция, воображение, решение задач. Роль сознания в реализации когнитивных функций. Физиологические условия осознания раздражителей. Неосознаваемое восприятие. Мозговые центры и сознание. Специфика измененных состояний сознания. Медитация и гипноз. 7.1. Тематика семинарских занятийВопросы для подготовки к семинарским занятиям: История развития учений о мозге и поведении Вклад модельных экспериментов на животных в развитие представлений о мозговых функциях. Исторический обзор развития представлений об образном восприятии. Роль структур головного мозга в формировании целостных образов Теории восприятия целостных образов. Влияние контекста на восприятие. Сравнительный анализ различных моделей внимания Формирование механизмов корковой активации и организация внимания с возрастом. Незрелый и зрелый типы корковой активации. Синдром гиперактивности внимания История формирования представлений о видах и механизмах процессов памяти. Методы изучения становления функций в онтогенезе. Ранняя сенсорная депривация. Депривация с изоляцией. Обогащенная среда. Близнецовые исследования. Критические периоды развития и когнитивные функции. Роль имитации в процессах обучения. Имитация в раннем онтогенезе. Динамика развития процессов памяти. Когнитивное развитие детей первого года жизни. Детская амнезия – теории и возможные причины. Теория эксплицитной и имплицитной памяти. Прайминг у детей. История формирования представлений о видах и механизмах процессов памяти. Гиппокамп и теории памяти Поведение в пространстве. Когнитивные пространственные карты. Механизмы процессов памяти Атрибутивная модель памяти Р. Кеснера. Процессы забывания. Теория затухания. Теории интерференции. Понятие о проактивной и ретроактивной интерференции. Мнемоника. Основные мнемонические приемы Патологии процессов памяти. Общий адаптационный синдром и его функциональное значение. Речь и ее роль в организации когнитивных функций Формирование понятийного аппарата у детей Языки-посредники. Когнитивная лингвистика. Современные теории межполушарной асимметрии. Речь и межполушарная асимметрия. Взаимодействие полушарий мозга в восприятии речи. Нарушения речевых функций. Влияние родителей на формирование речи. Биологический подход к интеллекту. Человеческий интеллект и искусственный интеллект. Нейрофизиологические корреляты и предпосылки способностей. Интуиция, воображение, решение задач. Физиологические условия осознания раздражителей. Неосознаваемое восприятие. Специфика измененных состояний сознания. Медитация и гипноз. ^ 8. Образовательные технологии, используемые при освоении дисциплины Лекции данного курса проводятся с использованием презентаций в формате Microsoft Power Point и сопровождаются показом научно-познавательных фильмов и видеороликов. На семинарских занятиях студенты представляют доклады с использованием мультимедийной техники в формате Microsoft Power Point. Проведение семинаров предполагает самостоятельный подбор студентами статей по теме семинара, по возможности зарубежных авторов и представление критического обзора прочитанного материала. Проведение семинаров предполагает участие студентов в научной дискуссии и выработку навыков анализа и сопоставления современных данных по теме семинара.^ 9. Тематика заданий по различным видам контроля9.1 Примеры тем для домашних заданий по дисциплине «Современные подходы к изучению когнитивных процессов»Вклад модельных экспериментов на животных в развитие представлений о мозговых функциях Теории восприятия целостных образов. Влияние контекста на восприятие Сравнительный анализ различных моделей внимания Формирование механизмов корковой активации и организация внимания с возрастом. Незрелый и зрелый типы корковой активации. Синдром гиперактивности внимания Методы изучения становления функций в онтогенезе. Ранняя сенсорная депривация. Депривация с изоляцией. Обогащенная среда. Близнецовые исследования Критические периоды развития и когнитивные функции. Теория эксплицитной и имплицитной памяти. Прайминг у детей. Гиппокамп и теории памяти Поведение в пространстве. Когнитивные пространственные карты. Механизмы процессов памяти Атрибутивная модель памяти Р. Кеснера. Процессы забывания. Теория затухания. Теории интерференции. Понятие о проактивной и ретроактивной интерференции. Мнемоника. Основные мнемонические приемы Патологии процессов памяти. Общий адаптационный синдром и его функциональное значение. Речь и ее роль в организации когнитивных функций Формирование понятийного аппарата у детей Когнитивная лингвистика. Современные теории межполушарной асимметрии. Нарушения речевых функций. Влияние родителей на формирование речи. Биологический подход к интеллекту. Человеческий интеллект и искусственный интеллект. Нейрофизиологические корреляты и предпосылки способностей. Интуиция, воображение, решение задач. Физиологические условия осознания раздражителей. Неосознаваемое восприятие. Специфика измененных состояний сознания. Медитация и гипноз. 9.2 Вопросы для оценки качества освоения дисциплиныВопросы к зачету История развития учений о мозге и поведении. Системный подход в решении проблемы мозг – психика. Методы изучения работы головного мозга. . Методы исследования функциональной активности головного мозга Исторический обзор развития представлений об образном восприятии. Современные подходы к изучению образного восприятия. Кодирование информации в нервной системе. Нейронные и системно-структурные механизмы восприятия. Теории восприятия Классификация видов внимания. Функции внимания Современные теории внимания Мозговое обеспечение процессов внимания. Методы оценки уровня внимания. Непроизвольное и произвольное внимание. Электроэнцефалографические корреляты внимания. Негативное рассогласование и внимание. Формирование механизмов корковой активации и организация внимания с возрастом. Незрелый и зрелый типы корковой активации. Синдром гиперактивности внимания Современные теории онтогенеза. Теория диссолюции и теория системогенеза. Эволюционный системогенез. Гипотеза системогенетической ассимиляции. Методы изучения процессов онтогенеза. Ранняя сенсорная депривация. Депривация с изоляцией. Обогащенная среда. Близнецовые исследования. Чистые линии. Критические периоды развития и когнитивные функции. Когнитивное развитие детей первого года жизни. Детская амнезия – теории и возможные причины. Теория эксплицитной и имплицитной памяти. Прайминг у детей. Роль имитации в процессах обучения. Имитация в раннем онтогенезе. История формирования представлений о видах и механизмах процессов памяти. Методы изучения процессов памяти. Формы и виды памяти. Концепция временной организации памяти. Нейрофизиологические механизмы памяти. Понятие об активной и пассивной памяти. Гиппокамп и теории памяти. Поведение в пространстве. Когнитивные пространственные карты. Механизмы процессов памяти Процессы забывания. Теория затухания. Теории интерференции. Патологии процессов памяти. Мнемоника. Общий адаптационный синдром и его функциональное значение. Стресс и процессы памяти. Последствия стресса. Профилактика стресса. Позитивное значение стресса Речь и ее роль в организации когнитивных функций Формирование понятийного аппарата у детей. Нейронные корреляты акустического и смыслового кодирования слова. Когнитивная лингвистика. Методы изучения межполушарной асимметрии. Современные теории межполушарной асимметрии. Роль межполушарной асимметрии в реализации высших когнитивных функций. Речь и межполушарная асимметрия. Взаимодействие полушарий мозга в восприятии речи. Нарушения речевых функций. Влияние родителей на формирование речи. Электрофизиологические исследования мыслительной деятельности. Вызванные потенциалы и принятие решения. Биологический подход к интеллекту. Человеческий интеллект и искусственный интеллект. Нейрофизиологические корреляты и предпосылки способностей. Интуиция, воображение, решение задач. Роль сознания в реализации когнитивных функций. Физиологические условия осознания раздражителей. Неосознаваемое восприятие. Мозговые центры и сознание. Специфика измененных состояний сознания. Медитация и гипноз. ^ 10. Порядок формирования оценок по дисциплине* Оценки за работу студентов на семинарских занятиях выставляются в рабочую ведомость. Результирующая оценка по ^ 10-ти балльной шкале за работу на семинарских занятиях и самостоятельную работу определяется перед итоговым контролем - Оаудиторная, где Оаудиторная≤ 0,6.Итоговое оценивание знаний может проводиться по накопительной системе. Результирующая оценка за итоговый контроль в форме зачета выставляется по следующей формуле, где Озачет – оценка за работу непосредственно на зачете:Оитоговый = k1·Озачет + k2·Осам. работа + k3·Оаудиторная,Сумма удельных весов должна быть равна единице: ∑ki = 1, при этом, 0,4 ≤ k1 ≤ 0,6.*Формирование оценок по дисциплине проводится с учетом методических рекомендаций и требований УМУ ГУ-ВШЭ.^ 11. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплиныБазовые учебники: 1. Данилова H.H., Крылова А.Л. Физиология высшей нервной деятельности. Ростов н/Д, Феникс, 2005 т. 2. Основы психофизиологии. Ред. Ю.М. Александров. М., 1997Основная литература:Алейникова Т.В. Возрастная психофизиология. Феникс, 2007 г. Безруких М.М., Фарбер Д.А. Развитие мозга и познавательной деятельности ребенка, Московский психолого-соц. Ин-тут 2009 г.Данилова Н.Н. Психофизиология. – М.: Аспект Пресс, 2002. – 373 с. Лурия А.Р. Основы нейропсихологии. Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2002. – 384 с.Марютина Т.М., Ермолаева О.Ю. Введение в психофизиологию: Учебное пособие по курсу «Общая и возрастная психофизиология». – М.: Московский психолого-социальный институт, Флинта, 2001. – 400 с.Механизмы памяти Сер. Руководство по физиологии Л., Наука, 1987 г.Николаева Е.И. Психофизиология. Психологическая физиология с основами физиологической психологии. – М.: ПЕР СЭ; ЛОГОС, 2003.– 544 с. Солсо Р.Л. Когнитивная психология. — СПб., Питер, 2006 г.Циркин В.И., Трухина С.И. Физиологические основы психической деятельности и поведения человека. Ниж. Новгород, Изд-во НГМА, 2001, 524 с.Дополнительная литература:Бехтерева Н.П., Бундзен П.В., Гоголицын Ю.Л. Мозговые коды психической деятельности. Л: Наука, 1977, 145 с. Вольф Н.В. Половые различия функциональной организации процессов полушарной обработки речевой информации. Ростов-на-Дону, 2000, 240 с. Костандов Э.А. Психофизиология сознания и бессознательного. – СПб.: Питер, 2004. – 167 с.Костандов Э.А. Функциональная асимметрия полушарий мозга и неосознаваемое восприятие. – М.: Наука, 1983. – 171 с.Клиническая нейропсихология. – М.: Академия, 2003. – 144 с.Лебедев А.Н., Скопинцева Н.А., Бычкова Л.П. Определение объема и быстродействия кратковременной памяти по параметрам электроэнцефалограммы. – В кн. Психология: современные направления междисциплинарных исследований. М. Изд-во «Институт психологии РАН». 2003. с. 309-322Милнер П. Физиологическая психология. - М.: «Мир». 1973. 647СНаатанен Р. Внимание и функции мозга. М.: Изд-во МГУ, 1998.Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Психология, М., Академия, 2000 г. Сомьен Дж. Кодирование сенсорной информации. М.: Мир, 1976. Спрингер С., Дейч Г. Левый мозг, правый мозг. М: Мир, 1983. Тонконогий И.М., Пуанте А. Клиническая нейропсихология Питер, 2007 г. Ухтомский А.А. Избранные труды. – Л., 1979Хомская Е.Д. Нейропсихология. – СПб.: Питер, 2005. – 496 с.Шепард Г. Нейробиология. М.: Мир, 1987, 2 т. Шульговский В.В. Основы нейрофизиологии. М: Аспект Пресс, 2000, 277 с. Kesner R.P. Neurobiological views of memory. Learning and memory, 1991, Acad. Press, 563 p.Squire L.R. Memory and the hippocampus: A synthesis from findings with rats, monkeys, and humans. Psychological Review, vol.99, pp.195-231 1992 г. Squire L.R. Knowlton B. Musen G. The structure and organization of memory. Annual Review of Psychology. vol.44, pp.453-495 1993 г. 12. Материально-техническое обеспечение дисциплины Для лекций и семинаров по дисциплине «Современные подходы к изучению когнитивных процессов» используется мультимедийное оборудование, видеотехника. Автор программы: ___________________ /Курзина Н.П./