Реферат по предмету "Разное"


1. Основные этапы развития экономической теории

1.Основные этапы развития экономической теории.Зачатки экономической теории появились еще в Древнем мире. Уже ученые Древней Греции, Рима, Востока, Египта пытались решить отдельные вопросы экономики: что лежит в основе цены товара, как наживать состояние. Платон и Аристотель сформулировали основные положения экономической теории о полезности, как исходной ценности хозяйственных благ, и правильном их обмене, как обмене эквивалентов. Термин «экономия», который ввёл Аристотель, состоит из «ойкос»- дом, хозяйство, «номос»-учение, закон.Однако мыслители древности еще не выделяли экономические явления из всей суммы обществен­ных процессов, не создали систематизированного учения об экономике. Как наука, систематизирующая значение о сущности, целях и задачах экономической системы, экономика возникла в XVI – XVIIвв. –это период становления капитализма, зарождение мануфактуры, углубление общественного разделения труда, расширение внешних и внутренних рынков, идентификации денежного образования, на все эти процессы экономическая наука откликается появлением меркантилизма.Сущность учения меркантилистов сводится к определению источников происхождения богатства. Меркантилисты были представителями торговцев и соответственно выражали их интересы. Идейно близко к меркантилизму является экономическая политика протекционизма направленная на защиту и ограждения национальной экономики от конкуренции со стороны других государств путем введения таможенных барьеров, ограничений проникновения в страну иностранных товаров и капиталов. Представители меркантилизма Томас Ман и Монкретье. Монкретье ввел понятие «политическая экономия». Переходным мостиком от меркантилизма к классической политэкономии яв-ся учение Вильяма Пети. Заслуга его в том, что он впервые объявил источником богатства труд и землю. Новый этап в развитии экономики представлен физиократами, которые явились выразителями интересов крупных землевладельцев. Дословно термин «физиократы» означает власть природы. Главным представителем яв-ся Франсуа Кенэ. Он опроверг учение меркантилистов о том, что обмен создает богатство. Источником богатства он объявил не просто труд земледелия, а именно превышение продукта произведенного над потребленным в с/х. Ограниченность этого учения в том, что источником богатства считается труд только земледелия. Дальнейшее развитие экономика получила в трудах ^ Адама Смита и Давида Рикардо. А. Смит вошел в историю экономич-ой мысли как основоположник классической политич-ой экономики.Основная идея учения Адама Смита идея либерализма, минимального вмешательства гос-ва в экономику, рыночного саморегулирования на основе свободных цен, складывающихся в зависимости от спроса и предложения. Эти экономические регуляторы он назвал невидимой рукой. А.Смит заложил основу трудовой теории стоимости, возвысил роль производ-го труда, как условия повышения его эффективности. Создал учение о доходах, сформировал принципы налогообложения и т.д. Давид Рикардо показал, что единым источником стоимости яв-ся труд рабочего. Он сформировал законы обратно пропорциональные зависимости м\у заработной платой и прибылью, раскрыл механизм дифференциальной ренты. Сисмонди выступил с критикой экономич. экономизма, капиталистического общества. В центр эконом. учения ставил распределение от которого зависит произ-во и потребление. Социалисты-утописты (Сен-Симон, Фурье и Оуэн). Они выступали с критикой капитализма, требованием реорганизации производства потребления, отменой частной собственности, ликвидации противоположностей м/у умственным и физ.трудом установления справедливой соц-ой системы. Марксизм (Маркс, Энгельс и Ленин) это важный этап в теор. экономике представляющий собой всесторонние исследования законов развития капит-го общ-ва и концепцию социализма как новый эконом-й системы. Социалист-е принципы: обществ-я собственность наследства произ-ва, отсутствие эксплуатации наемного труда, равная плата за равный труд, всеобщая и полная занятость ведения хоз-ва по единому плану. Т.о. классическая школа теор. экономики, зародившейся на рубеже 17-18вв. просущ-ла с различными модификациями до конца 19в. В конце 19-начале20вв. происходит отказ от теории классической школы, кот-ая хар-ет переход от аналит-го типа науки к систематическому, т.е. переход от вопроса, в чем сущность явления к вопросу как экономические явления взаимодейст-ют.^ 2.Основные направления экономической мысли. Можно выделить основные 3 направления: 1)неоклассическое, 2)кейнсианское, 3)институционально-социологическое. Представителями неоклассического направления Менгер, Визер. Неокласическое направление представлено следующими теориями: 1) Маржинализм - это теория представляющая экономику как систему взаимосвязанных хозяйствующих субъектов и объясняющие экономические процессы и явления, исходя из новой идеи исполнения предельных крайних величин, кот. Хар-ет не сущность явления, а их изменения в связи с изменением др. явлений и процессов. (маржиналисты заменили качественный экономический анализ количественным. Ученые стремятся оптимизировать использование ограниченных ресурсов) Главная категория – предельная полезность, пред-е издержки. Маржинализм опирается на полит-ий анализ и использует экономико-математич-е модели, в основе кот-х лежат субъективные оценки.2)монетаризм –теория стабилизации экономики, в которой главенствующую роль играют денежные факторы. Монетаристы сводят управление экономикой прежде всего контролю государства над денежной массой эмиссией денег, количеством денег, находящимся в обращении или запасах. Достижению сбалансированности государственного бюджета и установлению высокого банковского процента.3)неолиберализм –это течение согласно которому необходимо сокращать вмешательство государства в экономику, ибо частное предпринимательство способно вывести экономику из кризиса и обеспечить ее подъем и благосостояние населения Отсюда важно предоставление максимально возможной свободы предпринимателям и торговцам в хозяйственной деятельности.Кейнсианское направление ставило в центр внимания проблемы макроэкономики, изучающей экономику как единое целое, как крупную систему. Кейнс констатировал, что основой успешного функционирования экономики является формирование эффективного спроса и факторов, влияющих на его изменение. В центре внимания кейнсианства находились три проблемы: стабильность рыночной системы, ее способность к поддержанию полной занятости; роль денег; долгосрочная динамика рыночной экономики. Кейнс создал теоретическую основу для государственного управления совокупным спросом и предвидел все возрастающую роль государства в этой области. Кейнс исследовал количественные функциональные аспекты закономерностей воспроизводства в условиях кризиса и гигантского уровня обобществления. Для того чтобы с помощью государственного регулирования обеспечить меры бесперебойного функционирования экономики. Он сформулировал макроэкономический анализ взаимообусловленности совокупных показателей: национального дохода, инвестиций, потребления, сбережения и т.д.^ Институционально - социологическое направление (Гелбрейт, Веблен). Название концепции происходит от латинского слова “institutum”- установление, устройство, учреждение. Все ее сторонники рассматривают экономику как систему, где отношения между хозяйственными субъектами складываются под влиянием экономических и внеэкономических факторов, среди кот. исключительную роль играют технико-экономические. Понятие ”institutum ” трактуется очень широко: предприятие, корпорация, конкуренция и т.д. В этом направлении эк. Теории отмечаются недостатки капитализма: засилие монополий, растущая милитаризация экономики. Это направление появилось в качестве реакции на распространение маржинализма. В институционально- социологическом направлении важное место занимает проблема преобразования современного общества под влиянием научно-технического процесса, переход от индустриального общества к постиндустриальному. Его сторонники полагают, что Н.Т.П. ведет к преодолению социальных противоречий бесконфликтной общественной эволюции общества. Неоинституционализм характеризуется отходом от абсолютизации технических факторов и большое внимание к человеку, к социальным проблемам.^ 3.Предмет, цели, задачи и методология эк-ой теории.Производственные отношения это объективно складывающиеся отношения между людьми в процессе производства распределения обмена и потребления жизненных благ.Общая экономическая теория-это общественная наука, кот. Изучает поведение людей и различных групп в процессе производства, распределении и потреблении материальных благ в целях удовлетворения потребностей, при ограниченных ресурсах, что порождает конкуренцию за их использование.Т.о. экономику можно считать наукой о рациональном поведении людей (направленном на достижение максимальных результатов при имеющихся ограничениях) в процессе их хозяйственной деятельности. Теоретическая экономика структурно включает в себя микроэкономику - поведение отдельных экономических субъектов и макроэкономику - поведение или функционирование национальной экономической системы в целом. Супермакроэкономика- поведение мировой экономики в целом. Основная задача теоретической экономики дать не просто описание экономических явлений, а показать их взаимосвязь и взаимообусловленность, т.е. раскрыть систему экономических явлений, процессов и законов.Теоретическая эк-ка использует широкий спектр методов научного познания - метод научной абстракции, отвлечение от второстепенных сторон явлений, чтобы выявить то, что в них существенно и постоянно повторяется. При помощи абстрактного мышления происходит раскрытие сущности экономических явлений, что требует формирование определенных логических понятий. Логические понятия, отражающие наиболее общие и существенные стороны хозяйственной жизни общества, называются логическими категориями.Помимо метода научной абстракции применяются такие методы как: анализ и синтез, индукция и дедукция, исторические и логические, экономико-математическое моделирование и экономический эксперимент. Анализ-это мысленное расчленение изучаемого явления на его составные части. Путем синтеза воссоздается единая целостная картина. По средствам индукции обеспечивается переход от изучения единичных факторов к общим положениям. Дедукция делает возможным переход от наиболее общих выводов к более частным. Анализ, синтез, индукция и дедукция применяются в теоретической экономики в единстве.Важное место в исследовании экономических явлений и процессов занимают исторический и логический методы. Используя исторический метод, эконом-я теория исследует хозяйственные процессы и явления в той последовательности, в которой они возникали, развивались и сменялись другими. Логический метод позволяет применить законы и формы правильного мышления. Он служит непременным условием достижения истинности высказываемых положений и выводов. Использование логического метода помогает установлению и пониманию причинно-следственных зависимостей в экономике. Экономическим процессам и явлениям присущи качественная и количественная определенность. Поэтому в экономической науке широко используются математические и статистические приемы и средства исследования которые позволяют выявить количественную сторону процессов и явлений хоз-ой жизни. Особую роль здесь играет метод экономико-математического моделирования, который позволяет определить причины изменений экономических явлений, закономерности этих изменений, их последствия, возможности и результаты влияния на ход изменений экономических явлений, а также прогнозировать динамику экономических процессов. С помощью этого метода задаются экономические модели. Экономическая модель-это формализованное описание экономического процесса или явления. Метод экономического эксперимента –это искусственное воспроизведение экономического явления или процесса с целью его изучения в наиболее благоприятных условиях и устранения выявленных негативных тенденций. ^ 4.Взаимосвязь экономической теории с другими науками и экономической политикой.Теоретическая экономика является методологическим фундаментом целого комплекса наук:отраслевых, функциональных и межотраслевых. Теоретическая экономика одна из общественных наук, кот. признана раскрыть одну часть социальных явлений жизнедеятельности человека. Только общая совокупность всех теоретических, социальных и исторических наук в состоянии объяснить нам всю общественную жизнь. Теоретическая экономика учитывает знания, достигнутые конкретными экономическими науками, а так же социологией, философией, историей, без учета которых полученные теоретической эк-кой выводы могут оказаться ошибочными и ложными. Теоретическая экономика тесно связана с экономической генетикой. Экономическую генетику определяют как науку, кот. позволяет понять внутренние механизмы динамики, соотношение их взаимодействия наследственности и изменчивости в процессе неравномерного циклического развития. Теоретическая экономика развивалась в поисках ответа на проблемы, поставленные хозяйственной политикой. Экономическая политика – это целенаправленная система мероприятий государства в области общественного производства, распределения, обмена и потребления. Она призвана отражать интересы общества всех социальных групп, и направлена на укрепление национальной экономики. Экономическая политика занимается нахождением вариантов решения экономических проблем и приведения в действия их механизма.^ 5.Основные формы общественного хозяйства Формы общественного хозяйства: а) натуральная; б) товарная Натуральная форма хозяйствования – это такая форма хоз-ния, в кот. производство благ, услуг осуществляется для собственного потребления внутри отдельной хоз. единицы, материальной основой которой является слабое, низкое развитие общественного разделения труда. Натуральной форме присущ замкнутый, локальный характер производства, ограниченный рамками данного хозяйства, его единицы. Натуральная форма хозяйства исторически основывалась на земельной собственности. Отсутствие частной собственности на землю, её сосредоточение в руках государства, как верховного собственника, в качестве своего неизбежного результата имело сращивание собственности и гос. власти. Цель натуральной формы – удовлетворение незначительной по объёму и однообразных по качественному составу потребностей. Всё это определило низкие темпы развития. Товарная форма хозяйствования –тип организации хозяйства, при котором полезные продукты создаются для продажи на рынке. Товарное производство предполагает, что продукты производятся частными отдельными производителями, каждый из которых специализируется на выработке одного какого-либо продукта, поэтому для удовлетворения общественных потребностей необходима купля-продажа продуктов и их товарно-денежный обмен. Первое необходимое условие возникновения товарного производства связано с общественным разделением труда. Общественное разделение труда – материальное условие существования товарного производства, характер которого определён уровнем развития производительных сил. Второе необходимое условие – экономическое обособление товаропроизводителей. Это условие необходимо и достаточно для превращения обмена в товарный обмен.В зависимости от степени интенсивности воздействия на экономику и от приоритетных задач, решаемых государством, различают следующие модели современного рыночного хозяйства: а) социальное рыночное хозяйство – направленность государственных программ на защиту интересов граждан, долгосрочное программирование, доля гос.сектора 30%. Наиболее типичное государство – Германия. б) Смешанная экономика – направленность гос. программ для созданий условия развития предпринимательства, использование преимущественно тактических методов регулирования экономики, доля гос.сектора 10%. Например, США. в) Корпоративная экономика – гос. программы направлены на защиту интересов крупного бизнеса, определение основных приоритетов в регулировании экономики, доля госсектора незначительна. Например, Япония, Швеция. Модель рыночной экономики в своём развитии проходит несколько стадий: Первая стадия – простое и неразвитое товарное производство (общественное разделение труда, частная собственность на средства производства, личный труд собственника, удовлетворение общественных потребностей осуществляется посредством купли – продажи продуктов труда, экономическая связь между людьми осуществляется через рынок). Вторая стадия – развитое товарное производство (товарами становятся не только все продукты труда, но и факторы производства, то есть рабочая сила, рыночные отношения приобретают всеобщий характер). Административно – командная централизованная эк-ка – это такая форма общественного хозяйства, когда в условиях развитого общественного разделения труда, специализации производителей, многообразия эк-ких структур осуществляется сознательное, жёсткое регулирование развития экономики, как орган. целого, из единого центра. Можно выделить две основные модели административно – командной централизованной эк-ки: 1) планово-директивная; 2) планово-нормативная. Обе эти модели представляют собой регулируемую эк-ку на основе директивного плана. При этом самостоятельность предприятий игнорируется в той или иной степени, а оценка их деятельности осуществляется на основе выполнения планов или их нормативов. ^ 6.7.Экономическая система и ее основные признаки. Производственные возможности в экономической системе и проблема выбора. Экономические системы – это совокупность взаимосвязанных экон-х элементов, образующих определ-ю целостность, экном. структуру общ-ва, единство отношений складывающихся по поводу произ-ва, обмена и распределения благ.Производительные силы - совокупность средств производства и людей, обладающих знаниями, производственным опытом, навыками к труду, и приводящих средства производства к действию (естественные, общественные, всеобщие: наука, культура, образование).Производственные отношения - отношения между людьми, складывающиеся по поводу производства, обмена, потребления благ (социально-экономические, организ.-эконом-е, техникоэконом-ие).Ресурсы: трудовые, природные.Общественное распределение труда - специализация производства на изготовление продукта.Процесс труда и его моменты - труд, средства труда, предмет труда.Производственные возможности - возможности общества по производству экономических благ при полном и эффективном использовании всех имеющихся ресурсов при данном уровне развития технологии.Альтернативный издержки (издержки неиспользованных потребностей, вменённые издержки) – издержки одного блага, выраженные в др благе, которым пришлось пренебречь, пожертвовать.График «границы производительный возм» показывает, что национальная экономика, полностью реализующая потенциал не может увеличить производство кого-либо блага не поступившись с др благом. Функционирование эк системы на границе эк возможностей свидетельствует о ее эффективности. Исходя из этого выбор сочетания ресурсов, соотв. т Е, расценивается как неудачный для общества, так как он не позволяет ему эфф-но использовать производственные ресурсы. Производство на основе выбора т. F вообще не осуществимо, так как эта точка лежит за границами возможностей данной эк системы. Суть проблемы выбора – если кажд используемый для удовлетворения потребн. Факторогранияен, то всегда существует проблема альтернативы его использования и поиска лучшего сочетания фактора производства.^ 8.Рынок: сущность, функции. Первоначально рынок рассматривался как базар –место рыночной торговли. По мере углубления общественного разделения труда и развития торгового производства понятие рынка приобретает другое толкование. Под рынком подразумевается площадь, определенный район, где отношения м/у покупателями и продавцами свободны, и цены быстро уравниваются. С появлением денег возникает новое понимание рынка как формы товарно-денежного обмена, если рассматривать рынок со стороны рыночных субъектов рыночных отношений возникает новое определение рынка как совокупность покупателей и продавцов. Рынок сегодня рассматривается как тип хоз-ых связей м/у субъектами хозяйства. Сущ-ет 2 типа хоз-ых связей: натуральный –безвозмездные в соответствие с объемом и структурой потребности. товарные –осуществление посредством рынка. Его характерными чертами являются взаимные соглашения обменивающихся сторон, свободный выбор партнеров, наличие конкуренции. Т.о. рынок –сложнейшая система взаимоотношений производителей и потребителей, продавцов и покупателей, их хоз-ых связей включая контакты с участником посредника. К важнейшим функциям рынка относится: Функция саморегулирования производства предполагается согласование производства и потребления, а также поддержание сбалансированности спроса и предложения. Стимулирующая функция состоящая в побуждении производителя к созданию новой продукции с наименьшими издержками и максимальной прибылью. Регулирующая ф-я предполагающая обеспечение определенной пропорции при производстве и обмене м/у регионами и сферами национального хоз-ва. Ф-я экономичности предполагает сокращение издержек обращения в сфере потребления в соразмерности спроса с величиной затрат. Эквивалентная ф-я рынок сопоставляет индивидуальные затраты труда отдельного производителя с общественным эталоном соизмеримы затраты и результаты, а также выявляя ценность товара. Ф-я демократизации хоз-ой деятельности, состоящая в освобождении общественного производства от нежизнеспособных его элементов, что в последствии ведет к дифференциации товаропроизводителей.^ Основные типы рынка и их основные признаки.Неразвитый рынок характеризует тем, что рыночные отношения носят случайный характер. Свободный рынок характер-ся: а)неограниченным числом участников рыночных отношений и свободная конкуренция м/у ними; б)абсолютно свободный доступ любой хоз-ой деятельности; в)абсолютная мобильность факторов производства; г)абсолютная информированность о рынке; д)абсолютная однородность одноименных товаров; е)ни один участник свободной конкуренции не в состоянии оказывать непосредственное влияние на решение другого не экономического методами; ж)цены устанавливаются стихийно в ходе свободной конкуренции; з)отсутствует монополизм и гос-ное регулирование. Недостатки этого типа: Рынок приводит к дифференциации уровня жизни; Механизм свободной конкуренции не обеспечивает экономику нужным кол-вом денежной массы для развития производства; Принципы свободной конкуренции не обеспечивает соблюдение правления и нормального поведения в обществе, что приводит к нежелательному эффекту; Рынок не в состоянии обеспечить общество услугами в которых нуждается любой человек и от которых никто не получает прибыль; Рынок не реализует научно-технические достижения для фундаментальных исследований науки и техники, которые крайне необходимы для развития общества. Регулируемый рынок подчиненный особому порядку, когда гос-во стремится смягчить удары рынка по интересам отдельных членов общества, но не на столько чтобы свести на нет мотивацию к творческому неинициативному труду и риску хозяйственной деятельности. ^ 9.Спрос: закон спроса, кривая спроса, факторы спроса.Спросом называется количество товаров и услуг, имеющихся на данном этапе, кот. Покупатель готов приобретать по определенной цене независимо от того, действует он рационально, или под влиянием среды. Р-цена, Q-кол-во товара, D1 и D2 изменение характера спроса (D1>D2)^ Закон спроса состоит в том, что при прочих равных условиях спрос изменяется в обратной зависимости от цены. Это происходит по следующим причинам:1)снижение цены, имеет эффект увеличения дохода для потребителя и он может за эту же цену приобрести больше товара (эффект дохода)2)товар, при снижении цены на него дешевеет относительно других товаров и приобретать его становиться относительно выгоднее(эффект замещения).Закон спроса не действует:а) при ажиотажном спросе, вызванном повышением цен.б)при переключении спроса на более качественный и дорогостоящий товар.в) для некоторых редких дорогостоящих товаров, явл-ся средством помещения денег.Помимо влияния цены на изменение спроса влияют неценовые факторы, а именно изменение денежных доходов населения в структуре населения, изменение цены на другие товары, изменение числа покупателей, экономическая политика правительства, изменение потребительских предпочтений под воздействием рекламы и моды. ^ 10. Предложение: закон предложения, кривая предложения, факторы предложения.Предложение - это кол-во товара, находящееся на рынке или способные быть доставленными в короткие сроки. Закон предложения: предложение изменяется прямой зависимостью от изменения цены. По мере роста цены производители предлагают к продаже большее количество товаров и услуг, а по мере падения – меньше. Такая реакция предложения на изм-е цены объясняется тем, что фирмы, занятые в данной отрасли, при повышении цен приводят в действие резервные мощности. В случае продолжительного и устойчивого повышения цен в эту отрасль устремятся другие производители, что ещё больше увеличит предложение. Однако в краткосрочном периоде увеличение предложения не всегда наступает немедленно за ростом цены, т.к. может не оказаться резервов. Основными факторами (неценовыми), смещающими кривую предложения, явл-ся:1) цены на экономические ресурсы; 2) потребительские ожидания; 3)технология производства; 4)число товаропроизводителей; 5)цены на другие товары; 6)налоги и субсидии.^ 11.Эластичность спроса и предложения.Степень чувствительности спроса к изменению цены называется ценовой эластичностью спроса, она определяется как отношение м/у процентной величиной изменений запрашиваемого кол-ва товара и величиной колебания цен: Ер- эластичность спроса по цене.=∆Q/Q: ∆P/Р; Если коэффициент эластичности Е ниже 1, то спрос не эластичный. Если Е>1, то спрос эластичный. Если спрос не зависит от цены, то говорят о нулевой эластичности. Если Е=1, то эластичность единичная и динамика спроса полностью повторяет динамику изменения цен.Ценовая неэластичность товара означает, что изменение цен не вызывает значительных изменений объема продаж. Эффект изменения цен на не эластичность рынка проявляется в двух формах: при снижении цены теряется прибыль, при увеличении цены резко возрастает объем продаж и прибыли. Ценовая эластичность товара означает, что небольшие изменения цены вызывают значительные изменения продаж, объем прибыли может увеличиться при уменьшении цен, и уменьшается при увеличении. Главная особенность эластичности рынка заключается в наличие высокой ценовой конкуренции, когда не значительное изменение цен вызывают существенные изменения объема продаж.Факторы, влияющие на эластичность: наличие заменителей, удельный вес товара в бюджете потребителей, размер дохода, качество товара, размер запаса, ожидание потребителя.Спрос на товар зависит не только от цен, но и от уровня цен на другие товары. Для учета влияния сопутствующих и заменяющих товаров используют перекрестные коэффициенты эластичности, показывающие, на сколько процентов изменяется спрос на другой товар при условии, что остальные цены и доходы потребителей остаются прежними. Перекрестная эластичность спроса показывает тенденцию покупателей к перемещению своего спроса от одного товара к другому в том случае, если цена на первый из них сильно меняется: ^ Показатель спроса по доходу: Эластичность спроса по доходу определяется, как изменение величины покупательного спроса в зависимости от изменения величены доходов потребителей: =(∆Q/Q)/(∆R/R); ЕRD- эластичность спроса по доходу. Если ЕRD >0 – блага нормальные, если ЕRD 1 – спрос на благо опережает рост доходов и не имеет насыщения – предметы роскоши.^ Эластичность предложения- это отношение изменения предложения в %-й величине и колебания цен: EPS=ΔQ/Q : ΔP/P. Эластичным предложение становится когда его величина изменяется на больший процент, чем цена. Неэластичным, если оно не изменяется при повышении или снижении цены. Рост цены является для производителей первым сигналом расширить мощности, вовлечь в производство дополнительные ресурсы и на этой основе увеличить предложение товара.Спрос наиболее подвижен во времени, чем предложение. Это вызвано тем, что спрос сразу сокращается при повышении цен.^ 12.Предложение и спрос: рыночное равновесие. Условия равновесия (гипотезы Вальраса-Хикса и Маршала). В условиях рыночной экономики конкурентные силы способствуют синхронизации цен спроса и предложения, что приводит к выравниванию объема спроса и предложения. Это цена представляет собой величину, которая является обязательной для всех продавцов и покупателей. ^ Равновесная цена- цена, уравновешивающая функцию спроса и функцию предложения в результате действия конкурентных сил. Равновесие сил м.б. нарушено в силу действия определенных факторов. В этом случае равновесная цена будет отличаться от реальной цены. Равновесие спроса и предложения достигается в точке пересечения кривых спроса и предложения. В точке пересечения объем предложения будет равен объему спроса и установившаяся цена равновесная, одинаково удовлетворяющая и покупателей и продавцов.S- кривая предложения; D- кривая спроса; P- цена товара; Q- количество товара. Равновесие называется устойчивым, если отклонение от него сопровождается возвращением к первоначальному состоянию. В противоположном случае имеет место неустойчивое равновесие. Существует 2 основных подхода к анализу отношения покупателей и продавцов: Гипотеза Вальраса-Хикса- в тех случаях, когда преобладает спрос, покупатели стараются увеличить закупки и цена растет. В этих условиях рынок стабилизируется, если рост цены сокращает избыточный спрос. И обратно: если спрос меньше предложения, то продавцы стремятся снизить свои цены, и избыток предложения исчезает. Гипотеза Маршала- в том случае, когда цена, по которой покупатели готовы заплатить за данное количество товара выше цены, приемлемой для продавца, производство расширяется и наоборот, равновесие будет устойчивым, если увеличение объема выпускаемой продукции сокращает разрыв между теми и другими ценами. ^ Динамический анализ стабильности учитывает развитие процесса и адаптации спроса и предложения на рынке от одного периода к другому. Равновесие б. стабильным в том случае, если с течением времени рыночная цена б. приближаться к цене равновесия (гипотеза Вальраса) или количество товаров будет приближаться к количеству равновесия (гипотеза Маршала). Установление равновесия может происходить в результате циклических колебаний. Если колебания носят затухающий характер, то цена равновесия не формируется. Простейшей динамической моделью, показывающей затухание колебания, в результате которого формируется равновесие является паутинообразная модель. Она отражает фиксирование равновесия в отрасли с фиксированным циклом производства, когда производители, приняв решение о производстве на основании существовавших в предыдущие годы цен, уже не могут изменить его объем. Равновесие в этой модели зависит от углов наклона кривой спроса и кривой предложения.Равновесие устойчиво, если угол наклона к кривой предложения круче кривой спроса, неустойчиво – угол наклона кривой спроса круче угла кривой предложения. Если углы наклона спроса и предложения равны, то это состояние равновесия.^ 13.Потребительский выбор и его особенности. и их поведение в рыночной экономике. Потребности-объективная нужда в чем-либо необходимом для достижения жизнедеятельности человека и развития его личности. ^ Потребительское поведение- процесс формирования спроса потребителей на разнообразные товары и услуги с учетом их дохода и личных предпочтений. На рынке потребитель сталкивается с бесчисленным количеством товаров и услуг, из которых он должен сформировать свою потребительскую корзину. Полезность блага- это способность экономического блага удовлетворить 1 или более человеческих потребностей. Различают общую и предельную полезность. Общая полезность- это удовлетворение, которое получают от потребления определенного набора единиц товара. Предельная полезность- полезность= приращению увеличения общей полезности в результате преобразования дополнительной единицы данного товара. ^ Закон предельной полезности. В результате исследования была выявлена закономерность: потребляя последовательно части какого-либо блага обладают убывающей полезностью для потребителя. При этом предполагается, что вкусы потребителя постоянны, а функция потребления непрерывна. Это означает, что любому, бесконечно малому увеличению количества блага, соответствует прирост общей полезности, хотя общая полезность с увеличением количества благ постепенно возрастает, предельная полезность каждой дополнительной единицы блага неуклонно уменьшается. МU-предельная полезность. ТU-общая полезность. Максимум удовлетворения общей полезности достигается в точке А, когда предельная полезность=0. Это означает, что благо полностью удовлетворяет потребностям. Если дальнейшее потребление приносит вред, то общая полезность снижается. Чем большим количеством блага мы обладаем, тем меньшую ценность имеет для нас каждая дополнительная единица этого блага. Т.о. цена блага определяется не общей, а предельной полезностью. Т.к. предельная полезность этого блага для потребителя снижается, то производитель м. продать дополнительное количество своей продукции лишь в том случае, если снизит цены. Закон уменьшения предельной полезности лежит в основе определения спроса. Представители австрийской школы обосновали положение о том, что количество является одним из важнейших факторов, влияющих на цену в условиях ограниченных ресурсов. Ими была вызвана закономерность, что последовательное потребление количества какого-либо блага обладает убывающей полезностью для потребителя. Хотя общая полезность возрастает, предельная при этом падает, что приводит к замедлению роста общей полезности. Согласно теории, развитой сторонниками австрийской школы, цена блага для потребления определяется не общей, а предельной полезностью. ^ Функция полезности- функция, показывающая убывание предельной полезности блага с ростом его количества. MU=∆TU/∆Q. Потребитель пытается так распределить свои денежные доходы, чтобы получить максимально совокупную полезность. Он не м. купить все, что ему хочется, т.к. денежный доход ограничен, а товары, которые он собирается приобрести, имеют определенную цену. Поэтому потребитель должен выбирать между различными товарами, чтобы при ограниченном денежном доходе получить в свое распоряжение наиболее предпочтительный для него набор товаров и услуг. Теория потребительского выбора основана на некоторых допущениях: множественность видов потребления, ненасыщенность, транзитивность, субституция, убывающая предельная полезность.Направления маржиналисткой теории: кардиналисты – количественный подход; ординалисты


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.