Государственное учреждение образования«Могилёвский профессиональный электротехнический колледж»ЭКОЛОГИЯРабочая тетрадь 2011 г. АннотацияРабочая тетрадь является частью учебного комплекса и предназначена как для самостоятельной работы учащихся, так и для работы во время урока. Она содержит различные задания, в том числе в виде таблиц, схем, графиков и рисунков, а также вопросы для контроля знаний по всему учебному курсу экологии. В содержание рабочей тетради включены также темы рекомендуемых рефератов.^ Раздел 1 Основы экологииТема 1. Предмет, задачи и проблемы экологии как наукиУчащийся должен:знать:об изменении взаимоотношений человека и природы с развитием хозяйственной деятельности; современные экологические проблемы, методы экологических исследований;уметь:определять место человека как биологического организма в живой природе, оценивать последствия неразумного вмешательства человека в существующее в природе равновесие.Динамическая Схема 1. Структура современных экологических знаний (по Н.Ф. Реймеррси, 1994, с изменениями)Какое значение имеет природа в жизни человека?____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________Чем отличается воздействие на природу людей от воздействия на нее животных?________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________Как изменялся характер воздействия людей на природу на разных этапах развития человеческого общества?________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________Экология как самостоятельная наука сформировалась в 20 веке. Правильно ли утверждение, что экологические знания накапливались с древнейших времен? Свой ответ обоснуйте.________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________Заполните таблицу о вкладе отечественных ученых в экологическую проблематику: Ученый Годы жизни Вклад в экологию 1 2 3 4 5 ^ Тема 2. Среда как экологическое понятие. Факторы среды.Соответствие между организмами и средой их обитанияУчащийся должен:знать:термины "факторы среды"; "условия существования организмов"; законы оптимального и ограничивающего действия факторов среды, неоднозначность факторов и их взаимное действие на организмы; основные положения теории Ч. Дарвина; о параллельной и конвергентной эволюции;уметь:определять оптимальное и ограничивающее действие факторов среды; приводить примеры приспособления организмов к различным условиям обитания; различать многообразные жизненные формы растений и животных.Какие абиотические факторы влияют на организмы, живущие на суше, в воде, в почве? Впишите названия факторов в таблицу и подчеркните важнейшие из них в каждой среде. ^ Среда обитания Основные факторы Суша Вода Почва Какой экологический фактор или ресурс может ограничить нормальное развитие и жизни организма - вплоть до полного вымирания? Как это можно показать (на каком примере)?____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________Какое экологическое значение имеет такое приспособление, как разновременность созревания семян и плодов у растений? Приведите известные вам примеры и результаты этого явления.____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________Изменение абиотической среды под воздействием живых организмов - важнейший экологический фактор формирования экосистем. Приведите известные вам из курса биологии примеры изменения окружающей среды под влиянием организмов: на суше, в почве, в воде. Какие организмы играют основную роль в этих процессах? Среда Организмы Изменение среды Суша Почва Вода Укажите (галочкой или знаком +) в соответствующей графе таблицы, какие природные ресурсы среды используют для своей жизнедеятельности растения, животные и грибы. ^ Природные ресурсы среды Растения Животные Грибы Территория Растительная птица Минеральные вещества Животная птица Органические остатки Солнечный свет Тепло Вода Кислород Гумус почвы Тема 3. Основные среды жизни3.1. Наземно-воздушная среда. АтмосфераУчащийся должен:знать:строение и состав атмосферы и воздуха; примеси, озоновый экран, влияние загрязнения атмосферного воздуха на здоровье человека; температура - терморегуляции; взаимное влияние температуры, влажности и скорости ветра на организм человека; состав светового потока и влияние световых волн разной длины (УФ, ИК) на живые организмы; патологии в световосприятии; смог "Классический" и "фотохимический";уметь:приводить примеры различных типов терморегуляции у растений, животных и человека; применять знания о взаимодействии факторов наземно-воздушной среды для достижения состояния комфорта в быту; создавать искусственный микроклимат.Почему в крупных промышленных центрах в безветренную погоду наблюдается разное ухудшение самочувствия жителей, увеличение числа заболевших и умерших людей?____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________Приведите известные вам примеры влияния погодных условий на самочувствие человека.________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________13.Что такое "парниковый эффект" и "озоновая дыра"? Причины этих явлений.________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________Расскажите об основных загрязнителях атмосферы.________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________Какие основные меры применяются для уменьшения загрязнения атмосферы, какова их эффективность?____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ ^ 3.2. Водная сфера обитания. Вода в природеУчащийся должен:знать:виды и формы воды; запасы пресной воды, источники питьевой воды; круговорот воды в природе; химический состав воды и его влияние на здоровье населения; эндемические заболевания, связанные с дисбалансом микроэлементов в воде; бытовые методы очистки воды; источники загрязнения водоемов: промышленные, хозяйственно-бытовые, сельско-хозяйственные;уметь:пользоваться водой из открытых источников и очищать в быту воду для питья; определять приблизительно состояние водоемов - нет ли "Заморов", "цветения воды"; составлять индивидуальные таблицы расхода воды и применять их для экономии воды.Какова роль воды в развитии жизни на Земле?____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________Каков состав природной воды?________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________Назовите основные источники загрязнения гидросферы.____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________Как определяют степень загрязнения воды?____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________Какие существуют способы очистки воды?____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________Таблица 1^ Уникальные физико-химические свойства воды и их значение Свойства воды Их значение 1. Только вода в нормальных земных условиях находится в трех агрегатных состояниях. 1. Условие, обеспечивающее круговорот воды в природе и ее "запасы" в ледниках. 2. При переходе из одного состояния в другое, либо требуется затрата тепла (испарение, таяние), либо тепло выделяется (конденсация, замерзание) 2. Регулирование теплового режима окружающей среды 3. При охлаждении ниже +40 С плотность воды уменьшается, объем увеличивается, причем в момент замерзания происходит резкое увеличение объема на 10 % от объема жидкости. 3. Плотность льда меньше плотности воды, лед остается на поверхности, предостерегая водоем от промерзания. 4. Высокая теплоемкость. В значительно большей степени, чем другие вещества, вода способна поглощать тепло. У всех тел теплоемкость при росте температуры увеличивается. У воды с повышением температуры от 0 до 270С она попадет, затем начинает расти. Интервал между 300 и 400 С - вторая точка "плавления" (изменение структуры) воды. 4. Вода играет на планете роль главного аккумулятора и распределителя тепла. Теплые океанические течения благоприятно влияют на климат огромных территорий. Даже небольшие водоемы оказывают смягчающие влияния на микроклимат. 5. Вода - сильнейший инертный растворитель. Это свойство связано с двухполюсной структурой молекулы воды (диполь). Под воздействием диполей воды связи между атомами и молекулами на поверхности погруженных в нее веществ ослабевают в 80 раз. 5. Вода - растворитель и переносчик всех веществ, участвующих в жизнедеятельности, и в первую очередь питательных веществ. Именно благодаря воде в организме происходят сложные химические реакции. Она обеспечивает выведение из организма продуктов обмена, защищая его от вредного накопления. Водный обмен - важнейшая функция организма, обеспечивающая принцип постоянства внутренней среды организма. 6. Большое поверхностное натяжение и смачивающая способность 6. Поднимается по капиллярам, пронизывающим почву и другие породы, движется вверх в растениях, доставляя растворы питательных веществ. С этим свойством связано также движение крови и тканевых жидкостей в организме человека и животных. 7. Чем большее давление испытывает вода, тем выше температура ее замерзания. 7. Океаническая вода не замерзает при температуре - 30С на глубине 4 тыс. метров ^ 3.3 Почва как среда обитанияУчащийся должен:знать:определение почвы, ее состав, воздушный и водный режимы; роль почвенной флоры и фауны в общем круговороте элементов в биосфере: почвообразование и самоочищение почвы; возбудителей инфекционных заболеваний, передающихся через почву, и способы их уничтожения в процессе минерализации, генетическое значение почвы;уметь:предотвращать эрозию и истощение почвы путем бережного отношения к насаждениям, сохранением листового опада в парках, садах, на городских зонах.Схема. Состав почвыСхема. Основные виды эрозии почв21. Что такое детрит и гумус? Какова их роль в почве?Детрит – это _____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________Гумус – это _____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________Ученые установили, что в результате нерационального ведения сельскохозяйственного производства каждые 10 лет теряется около 7 % верхнего, наиболее плодородного слоя почвы. Сколько времени потребуется для полного исчезновения сельскохозяйственных угодий, если темпы деградации почвы сохраняются? Общую массу верхнего слоя почвы сельскохозяйственных угодий примите за 100 %.________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________Как влияет химический состав почвы на здоровье человека?________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________Почему необходимо постоянно вносить удобрения в почву?________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________Назовите основные принципы рационального использования земель. Что такое рекультивация земель и кто ее проводит?________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________^ Тема 4. Популяции, их структура и экологические характеристики Учащийся должен:знать:об отношениях организмов в популяциях: понятие популяций, их демографическую структуру, динамику численности популяций и ее регуляцию в природе;уметь:использовать количественные характеристики популяций при обсуждении демографических вопросов; объяснять механизм регуляции и устойчивости в популяциях; рассчитывать плотность популяций в лесу, в поле, в водоеме.Можно ли считать популяцией:стаю грачей - _________________________________________________________________стадо антилоп - _______________________________________________________________карасей, населяющих небольшой пруд- ___________________________________________высаженный на фермерском поле картофель - _____________________________________всех птиц, населяющих городской парк - _________________________________________население большого города - ___________________________________________________птичий базар - ________________________________________________________________обитателей муравейника - ______________________________________________________Приведите несколько примеров растений и животных, популяции которых занимают малые территории (А), большие территории (В).А - _____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________В - _____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________Перечислите факторы, которые могут оказывать влияние на рождаемость и смертность в популяциях рыб. Заполните таблицу, указывая в графах (+) причины, ускоряющие, в графах (-) замедляющие соответствующие процессы. Процесс ^ Факторы (причины) его изменения Рождаемость (+) Рождаемость (-) Смертность(+) Смертность (-) Представьте себя экологом, изучающим популяцию дикого голубя. Предварительные наблюдения позволили установить, что ее плотность в вашем районе составляет 130 особей/га. За период размножения (у голубя раз в году) из одной кладки яиц в среднем выживает 1,3 детеныша. В популяции равное число самцов и самок. Смертность голубя постоянна, в среднем за год погибает 27 % особей. На основании имеющихся данных определите, как будет меняться плотность популяции голубя в течение 5 ближайших лет. При расчетах отбрасывайте дробную часть чисел. Произведя вычисления, заполните таблицу, руководствуясь приведенным ниже примерам расчета изменения численности за первый год. (рождаемость) = (плотность самок) * (плодовитость) = 130 / 2 * 1,3 = 84 (смертность) = (общая плотность) * (удельная смертность) = 130*27 / 100 = 35 Плотность популяции к началу следующего года есть ее плотность к началу данного года плюс рождаемость и минус смертность. Таким образом, к началу второго года плотность популяции составит: 130 – 35 + 84 = 179 ^ Показатели популяции голубя Годы жизни 1 2 3 4 5 Плотность 130 179 Рождаемость 84 Смертность 35 Что называется динамикой популяций? В чем заключается значение этого явления?________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________^ Тема 5. Экосистемы. Биогеоценоз 5.1. Структура и типы экосистемУчащийся должен:знать:определение терминов "экосистема", "биогеоценоз", взаимосвязь экосистем на нашей планете, законы функционирования экосистем; состав экосистем; круговороты веществ и потоки энергии в экосистемах (цепи питания, экологические пирамиды); основные типы экосистем;уметь:изображать графически цепи питания и строить экологические пирамиды; замечать нарушения равновесия в экосистемах и уметь делать прогнозы состояния экосистем.В пределах одной зоологической группы (например, класса птиц) можно наблюдать почти все разнообразие типов питания. Внимательно просмотрите таблицу и составьте правильные пары - кто чем кормится (укажите цифру и букву). Птицы Пищевой рацион 1. Вороны, грачи, сороки А. Рыба 2. Клесты, щеглы, зяблики Б. Моллюски 3. Дрозды, скворцы, попугаи В. Нектар цветков 4. Колибри Г. Плоды 5. Дятлы, ласточки, стрижи Д. Зерна, семена 6. Кулики, гаги, турпаны Е. Насекомые 7. Бакланы, крачки Ж. Пресмыкающиеся 8. Птица - секретарь З. Мелкие пресмыкающие 9. Цапли И. Падаль 10. Совы, канюки, луки К. Земноводные 11. Грифы, поморники Л. Все съедобное Что будет, если в одной экосистеме окажутся популяции двух видов с одинаковыми экологическими потребностями?________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________В чем связь между понятиями "биогеоценоз" и "ландшафт"?________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________В чем различие между понятиями: "сообщество" и "экосистема"?___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________В известной русской народной сказке "Теремок" в одном доме поселились лягушка, мышка, ежик, заяц, волк …. А могут ли действительно все эти животные находиться в одном биогеоценозе? Если да, то какой состав растительного сообщества должен быть характерен для данной экосистемы? Как может называться такой фитоценоз?__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ 5.2. Взаимоотношения организмов в экосистемах. ^ Экологическое равновесие Учащийся должен:знать:определение экологического равновесия, обратимые и необратимые изменения в экосистемах; понятие об экологических нишах и их дифференциации; основные типы взаимодействий организмов в экосистемах: нейтральные, конкурентные, взаимовыгодные; о явлении паразитизма;уметь:определять, находится ли экосистема в равновесии и каким образом можно вернуть нарушенное равновесие; какой тип взаимоотношений устанавливается между отдельными видами в конкретной экосистеме.По своим личным наблюдениям и на основе знаний из биологии приведите примеры животных и растений, для которых свойственны такие взаимоотношения:Симбиоз - ____________________________________________________________________Мутуализм - __________________________________________________________________Паразитизм - __________________________________________________________________Конкуренция межвидовая - ______________________________________________________Конкуренция внутривидовая - ___________________________________________________Хищничество - ________________________________________________________________Нейтрализм - _________________________________________________________________Укажите (галочкой или знаком +) в соответствующей графе таблицы, за какие природные ресурсы конкурируют между собой растения, а за какие - животные (Если конкуренции за данный ресурс нет - отмечать не надо). ^ Природные ресурсы среды Растения Животные Территория Растительная пища Минеральные вещества Животная пища Органические остатки Солнечный свет Тепло Вода Кислород Углекислый газ Гумус почвы Объясните кратко, каким образом кормящиеся на деревьях насекомоядные птицы избегают межвидовой конкуренции в поисках добычи?____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________Как практически человек использует явления хищничества и паразитизма в мире животных для борьбы с сельскохозяйственными вредителями? Назовите известные вам методы и способы, приведите примеры. Какой вывод можно сделать из этого?________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________Экологическая ниша животного включает в себя не только его местообитание (жилище), но и местообитания потребляемых пищевых ресурсов. Так, птицы, гнездящиеся на деревьях, не редко кормятся на земле, и наоборот. Конкурентные отношения видов (за жилье или пищу) приводят к пространственному разделению экологических ниш. Ниже вписаны названия животных в соответствии с ярусами их обитания (кто где живет). Укажите, используя свои знания по биологии, кто чем питается (или где кормится) - сплошной линией и кто с кем конкурирует - пунктиром. Попробуйте цветными карандашами обозначить пространственные ниши конкурирующих видов.СоваБелкаИволгаСиницаКлестДятелЖукиЛичинкиБабочкаПоползеньПаукиСиницаЗарянкаЛичинкиЛягушкиМухиПаукиМышиКлещиЖужелицыМуравьиУлитки ^ 5.3. Автотрофные экосистемы. Агроэкосистемы, их загрязненияУчащийся должен:знать:естественные и искусственные экосистемы, сельскохозяйственные агроэкосистемы, их продуктивность: виды загрязнений в сельскохозяйственных экосистемах и методы определения загрязнений;уметь:устанавливать и описывать основные виды почвенной эрозии, составить схему искусственной агроэкосистемы.В какой форме передается энергия в экосистеме?________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________Какие изменения экосистем называют сукцессиями? Приведите примеры.________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________За последнее столетие на нашей планете подвергалось эрозии около 2 млрд. га поверхности суши. Это составляет 27 % всех обрабатываемых земель. Подсчитайте, какова площадь обрабатываемых земель на нашей планете?________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________Сформулируйте понятие "агроценоз" и покажите его отличие от биоценозов.________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________Кратко охарактеризуйте влияние внесения различных веществ в сельскохозяйственные экосистемы.___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ ^ 5.4. Городские и промышленные экосистемы НародонаселенияУчащийся должен:знать:прогнозы численности населения земли; тенденции в изменении соотношения городского и сельского населения; состав и потоки энергии городских экосистем, экологические проблемы современных городов;уметь:пользоваться справочной и учебной литературой для сравнения уровней загрязнения атмосферы, почвы, воды в городах по ПДК, ПДВ; выявлять по информационным показателям "группы риска" в отдельных городах и микрорайонах.Можно ли город рассматривать как особую экосистему? Свой ответ обоснуйте.________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________Почему продолжительности жизни м многих растений в городе в 2-3 раза меньше, чем в естественных экосистемах?________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________Объясните причины демографического взрыва. Почему самые высокие темпы роста населения отличаются в развивающихся странах?________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________Покажите в виде схемы влияние роста населения на окружающую среду.Назовите меры по ограничению быстрого роста численности населения планеты.________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________Тема 6. Образ жизни и окружающая среда. Экологические аспекты здоровья человека ^ 6.1. Влияние шума, электромагнитного излучения и радиациТемы рекомендуемых рефератовЭкологическая ситуация в моем городе (районе, селе).Кто хозяин на нашей Земле? (исторический анализ прошлого и современности).Основные типы автотрофных и гетеротрофных систем знакомой вам территории (край, область).Язык химических сигналов у растений и животных. Феромоны и другие вещества.Влияние человека на экосистемы и смену биоценозов.Агроэкосистемы будущего - без химии: фантазия или реальность?Инженерные находки - на службу экологии (опыт внедрения малоотходных и экологически безопасных технологий в промышленности).Как решить проблему мусора?Электромагнитное излучение и здоровье человека.Последствия шумового загрязнения городской среды для здоровья человека.Роль иммунной системы в адаптивных возможностях человека.Биоритмы. Причины и последствия нарушения биоритмов. Словарь терминовАбиотический - неживой; определенный или независимый от живых существ (фактор, воздействие, условие, среда и т.п.).Абсорбция - поглощение вещества или энергии всей массой поглощающего тела.Автотроф - организм, синтезирующий из неорганических соединений органические вещества с использованием энергии Солнца (гелиотроф) или энергии, освобождаемая при химических реакциях (хемотроф). В пищевой цепи автотрофы являются продуцентами.Адаптация - процесс и результат приспособления организмов к условиям окружающей среды.Адсорбция - поглощение вещества из раствора или газа поверхностным слоем жидкости или твердого тела.Акватория - водное пространство, ограниченное естественными, искусственными или воображаемыми границами.Анаэробный - существующий или протекающий в отсутствие кислорода (организм, процесс и т.д.).Антропогенный - обязанный своим происхождением деятельности человека.Ареал - область распространения (организма, вида, сообщества).Аридность - сухость климата, приводящая к недостатку влаги для жизни организмов.Атмосфера - газообразная оболочка Земли, состоящая из смеси различных газов, водяног