03.08.20111. О деятельности ФНС России и ее территориальных органовЭЛЕКТРОННЫЕ СМИОфициальный Интернет-сайт ФНС России Новости - дата публикации: 02.08.2011На заседании Президиума Правительства Российской Федерации обсудили итоги работы ФНС России в I полугодии Поступления по налогам и сборам в I полугодии 2011 года превысили прогнозы, отметил в начале заседания Президиума Правительства Российской Федерации Председатель Правительства В.В. Путин, и поинтересовался у Министра финансов А.Л. Кудрина, как обстоят дела в регионах Российской Федерации. Отвечая на вопрос, А.Л. Кудрин доложил, что за полгода доходы регионов составили 3 трлн. 729 млрд. рублей, общий рост составил 18%,что на 575 млрд. больше, чем за первое полугодие 2010 года. А.Л. Кудрин уточнил, что больше всего увеличились поступления по налогу на прибыль – на 34%, что дало почти половину прироста доходов – 274 млрд. Поступления по налогу на доходы физических лиц, в свою очередь, выросли на 12%, или на 100 млрд. руб., по отношению к показателям прошлого года. В.В. Путин поинтересовался, как эти цифры отражаются на доходах граждан. Как заявил А.Л. Кудрин, прогнозы о снижении зарплат из-за повышения страховых взносов пока не оправдались. При этом глава Минфина отметил, что зарплаты могли бы расти быстрее, но после кризиса многие предприятия удерживают рост себестоимости продукции за счет сдерживания роста зарплат. А.Л. Кудрин также доложил о росте поступлений в региональные бюджеты и по другим видам налогов. Согласно докладу поступления по налогу на имущество организаций выросли на 11%, по акцизам – также на 11%.^ В Москве подведены итоги работы по досудебному урегулированию налоговых споров и антикоррупционной программе В Управлении ФНС России по Москве прошло рабочее совещание у руководителя Управления М.В. Третьяковой по вопросам досудебного урегулирования налоговых споров и основным направлениям работы в налоговых органах Москвы по профилактике противоправных действий сотрудников в соответствии с положениями антикоррупционного законодательства. На совещании была отмечена работа подразделений досудебного аудита налоговых органов города Москвы в I квартале 2011 года. В текущем году установилась тенденция к существенному снижению общего количества жалоб налогоплательщиков, а также налоговых споров, рассматриваемых судами, что говорит о перераспределении нагрузки с судебной системы в сторону досудебного урегулирования налоговых споров.Известия, Москва, 02.08.2011 ^ НАЛОГОВ СОБРАЛИ БОЛЬШЕ, ЧЕМ ДО КРИЗИСААвтор: Анастасия Вахламова Высокие цены на нефть вывели налоговые доходы российского бюджета на докризисный уровень. За прошедшие полгода налоговикам удалось собрать 4,786 трлн. рублей. - Мы посчитали, что бы мы имели сейчас при сценарных условиях первого полугодия 2008 года - средняя стоимость нефти $105 за баррель, индекс потребительских цен к 2008 году, изменения налогового законодательства (амортизация была изменена с 10 до 30%). Приведя в соответствие сценарные условия, мы получили превышение в реальных цифрах сборов на 6% по сравнению с январем - июнем 2008 года, что свидетельствует о том, что мы находимся уже выше, чем в предкризисный период, - объявил в пятницу глава Федеральной налоговой службы Михаил Мишустин. Поскольку в первом полугодии этого года нефть стоила в среднем $106 за баррель - всего примерно на 1% дороже, чем три года назад, то 5% прироста сборов в сравнении с 2008 годом ФНС может смело записать себе в заслугу. Если сравнивать налоговые сборы этого года с прошлым, когда российская нефть стоила в среднем около $76 за баррель, то и вовсе получится рост на 28%. Особенно выросли поступления налогов, связанных с ценами на нефть. Прирост поступлений за счет налога на добычу полезных ископаемых составил 43% по отношению к результату такого же периода прошлого года. На 37% выросли поступления от налога на прибыль и НДС, вдвое увеличились доходы бюджета за счет акцизов. По словам эксперта Центра развития НИУ ВШЭ Натальи Ивликовой, увеличение платежей объясняется ростом доходов юридических лиц благодаря общему посткризисному оживлению на рынке. Сохранятся ли столь высокие поступления до конца года? - Все будет зависеть от того, примут ли власти США решение об увеличении госдолга, - считает руководитель стратегической службы Абсолют Банка Равиль Нигматов. - Если планка госдолга будет увеличена, снижения цены на нефть не ожидается, и мы вполне сможем вписаться в заявленный бюджет. Начальник аналитического департамента "Арбат-Капитала" Сергей Фундобный считает, что даже дефолт в США не приведет к серьезным негативным последствиям для российского бюджета. - Шумиха вокруг американского госдолга чрезмерная, поскольку пока речь идет лишь о техническом дефолте, - говорит он. - Если же американские политики не сумеют договориться относительно госдолга, это может привести к ослаблению доллара и, следовательно, росту цен на нефть, а для нас это новость позитивная. На данный момент мы прогнозируем стоимость нефти марки Urals по итогам года на уровне $105-110 за баррель. При таком сценарии запланированные доходы бюджета будут обеспечены. В ФНС убеждены, что так оно и будет. Собранные за полугодие налоги составили 52% от налоговых доходов, запланированных бюджетом на этот год. И Михаил Мишустин пообещал, что по итогам года бюджет будет исполнен.Московские новости, Москва, 02.08.2011 ^ ГРЕФ НАЧИНАЕТ И ВЫИГРЫВАЕТАвтор: Евгений Арсюхин, e.arsyukhin@mn.ruМонополия на розыгрыш народа В России могут запретить все лотереи, кроме государственных ^ Правительство запретит продавцам заманивать покупателей призами Минфин вчера опубликовал проект приказа, который, как показалось участникам рынка, выделяет потребительские акции из игорного бизнеса и тем самым дает им право на жизнь. Эксперты считают, что приказ фиксирует статус-кво и будет пересмотрен, как только лотереи запретят. Минэкономразвития согласилось с предложением главы Сбербанка Германа Грефа - запретить все лотереи, кроме государственных, рассказали "МН" в ведомстве. Связь между казино (теперь исключительно подпольными) и акциями для покупателей (или стимулирующими лотереями из разряда "под каждой второй крышкой приз") простая. То и другое - игорный бизнес. А ему в России сейчас живется непросто. Азарт должен служить государству, полагают чиновники. Например, финансировать Олимпиаду в Сочи. В ноябре прошлого года Сбербанк и "Русское лото" объявили о создании совместной компании оператора ООО "Спортлото", которое будет проводить всероссийские лотереи в поддержку Олимпиады. В мае Герман Греф обратился с письмом к министру экономического развития Эльвире Набиуллиной и предложил прекратить регистрацию новых частных и муниципальных лотерей, то есть фактически запретить их после того, как все они закончатся. МЭР наконец сформулировал свою позицию. "Министерство предлагает ограничить число участников лотерейного рынка с сохранением исключительно государственных лотерей", - заявили "МН" в пресс-службе ведомства. Грефовские поправки в закон "О лотереях" пока не готовы, рассказали "МН" в "Русском лото", детали еще уточняются. Зато в апреле, за месяц до письма Грефа Набиуллиной, в Госдуму поступили другие поправки в этот же закон (номер документа - 535846-5). Их внесло правительство, по словам участников рынка, разработчиком выступил Минфин. В июле документ прошел первое чтение без замечаний, второе и третье чтения запланированы на осень. "Рынок прогнозирует, что законопроект примут быстро", - говорит представитель компании-организатора стимулирующих лотерей. В компании документу не рады: законопроект пока не запрещает "заманиловки для покупателей", но уже делает их организацию дороже и сложнее. Сегодня регистрация новой стимулирующей лотереи носит уведомительный характер, занимает две недели и ничего не стоит. Законопроект делает регистрацию разрешительной, говорят в компании "Русские стимулирующие лотереи". Процедура займет теперь два месяца, вводится госпошлина - 60 тыс. руб. "Малому бизнесу такие затраты покажутся тяжелыми", - говорят в компании. Не радуют и другие положения: по новому законопроекту требуется договор между организатором лотереи и участником (приз под крышку бутылки с водой уже не положишь), нельзя рекламировать услуги, только товары, а призы запретят выдавать прямо в торговом зале. Компания собирает на своем сайте протесты против законопроекта, призывает "воздействовать" на местных депутатов с тем, чтобы перед вторым чтением изменить документ. "Две группы лоббистов, Греф со своей Олимпиадой и крупные игроки, которых поддерживают чиновники, хотят подмять все под себя, - уверен представитель другой фирмы-регистратора. - Причем стимулирующие лотереи им не нужны, они ими заниматься не будут, этот вид бизнеса погибнет за компанию". На самом деле стимулирующие лотереи не так невинны, говорят противники этой забавы. Недобросовестные предприниматели переделывают запрещенные игровые автоматы и с их помощью дурят граждан "беспроигрышной" забавой или в так называемых "игровых клубах", замаскированных под интернет-кафе, или прямо в торговых залах магазинов. Только за последние несколько дней силовики закрыли два таких заведения: в Пятигорске (58 автоматов) и в Башкирии (11 автоматов). 23 июля президент подписал поправки в Уголовный кодекс, по которым штраф за организацию незаконной игровой точки вырастает вдвое, до 1 млн. руб. Но финансовый омбудсмен, депутат Госдумы Павел Медведев не уверен, что штрафы кого-то вразумят: "Я отношусь к стимулирующим лотереям с подозрением. Вы ведь никогда не узнаете, сколько на самом деле призов под крышками газировки. Обмануть легко, а мы не должны поощрять обман". Есть у Медведева к лотереям и личный счет: "В моем возрасте дети даже не знали, что такое "сахарный диабет", а сейчас в каждом классе есть больной ребенок". Дети гонятся за обещанными призами и губят здоровье, предполагает депутат. С ним согласен и председатель правления Международной конфедерации обществ потребителей Дмитрий Янин: граждане приобретают "много ненужного барахла", на акции ведутся дети, а сами розыгрыши организуют представители игорного бизнеса, перебежавшие после запрета казино в новый сегмент. Странно выглядят и разговоры о госпошлине, которую намерено ввести государство, заявляют чиновники. Сегодня на рынке немало посредников, которые за деньги регистрируют стимулирующие лотереи в Федеральной налоговой службе. За регистрацию приходится платить от сорока до ста и более тысяч рублей в зависимости от скорости и сложности процесса. "Посредники опасаются, что после введения госпошлины торговцы, чтобы сэкономить, будут обращаться в ФНС напрямую", - уверен представитель одного из госведомств. В этой напряженной обстановке вчера на сайте Минфина появился проект приказа министра финансов Алексея Кудрина. Приказ содержит проект административного регламента ФНС в части регистрации стимулирующих лотерей. Документ не имеет ничего общего с запретительным трендом: сохраняется уведомительный характер регистрации, ФНС не вправе требовать от заявителей согласования своих действий с любыми другими структурами и обязана дать мотивированный ответ через две недели. Отказать в приеме документов нельзя. Запретить проведение лотереи можно, но список причин краток и конечен: неверные сведения, неправильно оформленные бумаги, долги по налогам. Пошлина не взимается. Документ написан так, как будто запрещать или ограничивать стимулирующие лотереи никто не собирается, удивляются участники рынка. Новостью, и то относительной, является лишь требование об отсутствии у заявителя налоговой задолженности. Ранее это правило то вводилось, то отменялось. Пока справку об отсутствии долгов можно приложить к заявлению, но специально ее налоговики не требуют, хотя по базе пробивают. Минфин не мог написать регламент, опираясь на еще не принятый закон, предполагает представитель одной из компаний-регистраторов, примут закон, перепишут и регламент. Другой собеседник назвал бумагу "маскирующим маневром", третий "скрытым несогласием ведомства с лоббистами, стремящимися сузить рынок". Но верна все-таки первая версия, подтвердили "МН" источники в правительстве. Минфину нужно организовывать работу ФНС здесь и сейчас, "а ждать, пока законопроекты станут законами, можно бесконечно, ведь постоянно что-нибудь меняется". Так что жить рекламным лотереям осталось около года, когда подойдут радикальные поправки, разработанные Германом Грефом, полагает источник. Продавцы о проблеме знают, но пока не тревожатся. Рекламные акции интересны примерно 40% покупателей, приводит данные своего исследования глава агентства "Качалов и коллеги" Игорь Качалов, но только 10% от этого числа в прямом смысле зарабатывают лотереями на жизнь: копят этикетки и обмениваются ими, выигрывают машины, квартиры и турпоездки. Товары вроде соков и пива после запрета стимулирующих лотерей примерно до 10% продаж и потеряют, говорит Качалов. На товарах подороже вроде автомобилей это не скажется. 40% покупателей интересуются рекламными акциями, по данным агентства "Качалов и коллеги" "Я отношусь к стимулирующим лотереям с подозрением. Вы ведь никогда не узнаете, сколько на самом деле призов под крышками газировки. Обмануть легко, а мы не должны поощрять обман" -Павел Медведев, финансовый омбудсмен. Государство планирует подчинить все лотереи себе.Город N, Ростов-на-Дону, 02.08.2011 ^ МИНЮСТ РФ ЗАРЕГИСТРИРОВАЛ ПРИКАЗ ФНС О РАССЫЛКЕ НАЛОГОВЫХ УВЕДОМЛЕНИЙ ЧЕРЕЗ ИНТЕРНЕТАвтор: Использованы собственная информация, данные "Интерфакса", РИА "Новости", "Прайм-ТАСС". Минюст РФ зарегистрировал приказ Федеральной налоговой службы (ФНС), который устанавливает порядок получения гражданами уведомлений об уплате земельного, транспортного и имущественного налогов через интернет. Налоговое уведомление одновременно с платежными документами на уплату налогов в электронном виде направляется налогоплательщику через администрируемый ФНС интернет-сервис "Личный кабинет налогоплательщика". Налоговое уведомление и квитанции будут направляться в формате PDF. "Налоговый орган после получения сведений, необходимых для исчисления транспортного налога, земельного налога и (или) налога на имущество физических лиц, сообщенных органами, указанными в статье 85 Налогового кодекса РФ, исчисляет налоги, формирует соответствующие налоговое уведомление и платежные документы и направляет их налогоплательщику в электронном виде", - говорится в документе. Датой направления уведомлений и платежек считается дата размещения их в "Личном кабинете". Если налогоплательщик не воспользовался "Личным кабинетом" и не подтвердил получение документов до 1 сентября календарного года, то налоговое уведомление и платежные документы направляются в бумажном виде "не позднее 30 рабочих дней до наступления установленных сроков уплаты соответствующих налогов".Kp.ru, Москва, 02.08.2011 ^ БАЙКАЛЬСКИЙ БАНК ПРЕДЛАГАЕТ КЛИЕНТАМ ОПЛАЧИВАТЬ НАЛОГИ ЧЕРЕЗ ИНТЕРНЕТ Байкальский банк Сбербанка России реализовал возможность оплаты налоговых платежей через Интернет. А именно - с помощью банковской услуги "Сбербанк ОнЛ@йн" Теперь налогоплательщики - физические лица могут оплатить в электронной форме налоговые платежи по имущественному, транспортному, земельному налогам, налогу на доходы физических лиц. Для осуществления платежа необходимо зайти на сайт Федеральной налоговой службы России. После выбора в "Личном кабинете налогоплательщика" на сайтах ФНС способа оплаты "Сбербанк ОнЛ@йн" информация о выбранном платеже будет автоматически перенесена на сайт Сбербанка России, где налогоплательщик и клиент Сбербанка сможет провести операцию по оплате. Услуга доступна всем клиентам банка, имеющим банковскую карту и подключенным к дистанционному обслуживанию. Новая услуга значительно сэкономит время налогоплательщиков. "Сбербанк ОнЛ@йн" - это автоматизированная система обслуживания клиентов Сбербанка России через Интернет. С помощью "Сбербанка ОнЛ@йн" клиенты банка могут управлять своими вкладами и картами, совершать платежи и переводы через Интернет. Для входа в систему "Сбербанк ОнЛ@йн" требуется ввести идентификатор пользователя и постоянный пароль, которые можно получить через устройства самообслуживания Сбербанка России с помощью банковской карты, через мобильный телефон, если клиент подключен к услуге Мобильный банк по картам. Услуга "Сбербанк ОнЛ@йн" также предоставляется в полнофункциональном режиме в случае наличия Универсального договора банковского обслуживания, либо заявления, оформленного в подразделении Сбербанка. ИА Восток Медиа (vostokmedia.com), Владивосток, 02.08.2011 ^ ВЫДВИНУТО ПРЕДЛОЖЕНИЕ: СПИСАТЬ РОССИЯНАМ СТАРЫЕ ДОЛГИ ПО НАЛОГАМ Прозвучало оно из уст руководства Федеральной налоговой службы (ФНС) Руководство Федеральной налоговой службы (ФНС) обратилось в Минфин России с заманчивым предложением - списать долги населения по транспортному, имущественному и земельному налогам, а также пени и штрафы, накопившиеся до 1 января 2009 года. - В Минфине одобрили саму идею, - сообщил журналистам глава ФНС Михаил Мишустин. - Руководство министерства дало поручение о проработке деталей и объемов задолженности. Понятно, что налоговая служба - это не Красный Крест. Поощрять должников из жалости никто не собирается. Проблема в другом. Сейчас признать долг безнадежным имеет право только суд. Но процессуальная волокита обойдется налоговикам дороже, чем сумма возвращенных в бюджет денег. Долги-то обычно за россиянами числятся копеечные... Следующая причина для амнистии - сам факт возникновения долгов. В ФНС признают, что сведения о задолженности часто появляются из-за недостоверных данных, полученных налоговиками от 15 ведомств и организаций. Типичный случай: машина не первый год в угоне, а за бывшим автовладельцем продолжает копиться сумма невыплаченного транспортного налога. Кстати, недостоверные данные стали причиной отложенного запуска одного из важнейших сервисов в Интернете. Сейчас в "Личном кабинете" на сайте ФНС nalog.ru россияне могут лишь посмотреть размер долга по налогам и погасить его. С июня ходят слухи о скором появлении более продвинутой версии сервиса. В "Личном кабинете-2" на личных страничках будет перечислена собственность налогоплательщиков (изучить перечень смогут только собственники). Но запуск новой системы откладывается. - Готовимся к запуску "Личного кабинета-2" через полгода, - прогнозирует Михаил Мишустин. - Но срок серьезно будет зависеть от минимизации ошибок в первичной информации. А пока налоговики пытаются развивать уже запущенные сервисы. Так, в пятницу в официальной прессе был опубликован приказ ФНС, в котором указана возможность рассылки уведомлений населению по Интернету. Если продвинутые налогоплательщики желают получать письма из налоговой службы по электронной почте, необходимо сделать пометку на своей странице в "Личном кабинете". Человек не расплатился по долгам? Не позже 30 рабочих дней до крайнего срока уплаты налога ФНС пришлет бланк на оплату налога по обычной почте. В налоговой службе обращают внимание, что переходить на рассылку писем только по Интернету не собираются. - Мы предлагаем выбрать: или по электронке, или по почте получать уведомления. Но рассылку писем обычной почтой никто не отменяет, - объясняет глава ФНС. - Подумайте о своих бабушках. Как они будут оплачивать?!. Об этом РИА "Восток-Медиа" сообщает со ссылкой на газету "Комсомольская правда". Российский налоговый портал (taxpravo.ru), Москва, 01.08.2011 ^ НДС В 2011: ОСОБЕННОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ Изменения в применении налоговой ставки НДС 0% по работам и услугам, непосредственно связанным с экспортом и импортом товаров Самым значимым изменением налогового законодательства 2011 года в части применения НДС является внесение поправок в ст. 164 НК РФ. До 1 января 2011 г. перевозка экспортируемых и импортируемых товаров, а также ее организация, погрузка, перегрузка этих товаров и иные подобные работы и услуги облагались по ставке НДС 0% в соответствии с пп. 2 п. 1 ст. 164 НК РФ. Перечень этих работ и услуг не был ограничен прямо поименованными услугами в пп.2 п.1 ст.164 НК РФ. Применение указанной нормы на практике вызывало многочисленные споры между налогоплательщиками и налоговыми органами, поскольку они по-разному отвечали на вопрос: по какой ставке облагаются НДС те или иные услуги, непосредственно связанные с экспортом или импортом товаров. В связи с этим был принят Федеральный закон от 27.11.2010 N 309-ФЗ, установивший закрытый перечень услуг и работ, которые облагаются по ставке НДС 0%, и определивший комплекты документов, необходимых для подтверждения данной ставки в каждом конкретном случае. Все остальные услуги и работы, не вошедшие в данный перечень, подлежат налогообложению по налоговой ставке 18 %. Подпункт 2 п. 1 ст. 164 НК РФ представляет собой восемь новых подпунктов, в каждом из которых указаны какие услуги и работы облагаются НДС по ставке 0%. 1. Услуги по международной перевозке товаров (пп. 2.1 п. 1 ст. 164 НК РФ). Согласно Налоговому кодексу международная перевозка товаров - перевозка автомобильным, железнодорожным, воздушным и водным транспортом, пункт отправления или назначения которой находятся за пределами РФ. В данную группу также входят следующие услуги, оказанные в рамках международной перевозки товаров: - предоставление железнодорожного подвижного состава для международной перевозки товаров; - транспортно-экспедиционные услуги (например, участие в переговорах, оформление документов, прием и выдача грузов). Следует отметить, что нулевая ставка по таким услугам применяется, если их оказывают на основании договора транспортной экспедиции. В новой редакции п. 3.1 ст. 165 НК РФ указаны документы, которые необходимо представить для подтверждения ставки НДС 0%. Это копии контракта, выписки банка и транспортных документов. В данном пункте также предусмотрены особенности формирования комплекта документов в зависимости от вида транспорта, которым перевозится товар. В соответствии с п. 9 ст. 165 НК РФ подтверждающие документы необходимо представить в течение 180 календарных дней после проставления таможенными органами отметки на транспортных документах. 2. Работы, выполняемые организациями трубопроводного транспорта нефти и нефтепродуктов, а также оказываемые ими услуги (пп. 2.2 п. 1 ст. 164 НК РФ). В частности: - транспортировка нефти и нефтепродуктов от пункта отправления на территории РФ до ее границы либо до пункта перевалки, расположенного на территории РФ; - перевалка и перегрузка нефти и нефтепродуктов, вывозимых за пределы РФ. Следует отметить, что применить нулевую ставку смогут исключительно российские компании, осуществляющие деятельность в сфере транспортировки нефти и нефтепродуктов по магистральным трубопроводам, и только на основании конкретных договоров с определенными лицами. 3. Услуги по организации транспортировки природного газа трубопроводным транспортом (пп. 2.3 п. 1 ст. 164 НК РФ). Данные услуги должен оказывать собственник магистральных газопроводов на основании отдельного договора. 4. Услуги по организации управления единой национальной электрической сетью по передаче электроэнергии, поставка которой осуществляется из электроэнергетической системы РФ в электроэнергетические системы иностранных государств (пп. 2.4 п. 1 ст. 164 НК РФ). Примечательно, что нулевая ставка применяется, только если контракт на оказание этих услуг заключен с российским лицом (пп. 1 п. 3.4 ст. 165 НК РФ). 5. Работы по перевалке товаров, перемещаемых через границу РФ, которые выполняются российскими организациями в морских и речных портах, а также услуги по хранению таких товаров (пп. 2.5 п. 1 ст. 164 НК РФ). При этом, обязательным условием применения ставки НДС 0% является указание в товаросопроводительных документах пункта отправления или назначения, находящегося за пределами территории РФ. 6. Переработка товаров, помещенных под таможенную процедуру переработки на территории РФ (пп. 2.6 п. 1 ст. 164 НК РФ). 7. Предоставление железнодорожного подвижного состава для перевозки экспортируемых товаров и вывозимых из России продуктов переработки (пп. 2.7 п. 1 ст. 164 НК РФ). Данные услуги могут оказывать российские налогоплательщики - собственники и арендаторы подвижного состава. При условии, что пункт отправления и пункт назначения перевозки находятся на территории России. Аналогичные услуги предусмотрены пп. 2.1 п. 1 ст. 164 НК РФ (об этом было сказано выше). Однако в соответствии с этой нормой предоставление железнодорожного подвижного состава облагается НДС по нулевой ставке, если состав используется для международной перевозки товаров. То есть, пункт отправления или пункт назначения транспортируемого имущества должны находиться за пределами РФ. При этом не имеет значения, экспортируются товары или импортируются. В свою очередь, согласно пп. 2.7 п. 1 ст. 164 НК РФ предоставление железнодорожного подвижного состава облагается НДС по ставке 0% в случае, если по территории России перевозится именно экспортируемый товар (а также вывозимые продукты переработки). Если же по территории России перевозится импортируемый товар, данные услуги облагаются НДС по ставке 18 %. 8. Работы, выполняемые организациями внутреннего водного транспорта, и оказываемые ими услуги (пп. 2.8 п. 1 ст. 164 НК РФ). В данном случае, ставка НДС 0 % применяется при условии, что действия выполняются в отношении экспортируемых товаров при их перевозке в пределах территории РФ из пункта отправления до пункта выгрузки или перегрузки на морские суда либо иные виды транспорта. Комплекты документов, подтверждающие нулевую ставку НДС в вышеперечисленных случаях, предусмотрены п. 3.1 - 3.8 ст. 165 НК РФ. Они определены с учетом особенностей каждого конкретного вида работ и услуг. Все комплекты документов в обязательном порядке включают в себя контракт и выписку банка, а также налогоплательщик обязан представить документы, подтверждающие право на незачисление валютной выручки на территории РФ, если такое незачисление происходит в порядке, установленном валютным законодательством. Это исключение не распространяется на перевалку и хранение в морских и речных портах товаров, перемещаемых через границу РФ (пп. 2.5 п. 1 ст. 164 НК РФ), а также на переработку товаров, помещенных под таможенную процедуру переработки на территории РФ (пп. 2.6 п. 1 ст. 164 НК РФ). В п. 9 ст. 165 НК РФ закреплен срок представления документов, который по-прежнему составляет 180 календарных дней. Однако момент, с которого данный срок исчисляется, установлен отдельно для каждого конкретного случая. Например, в отношении предоставления железнодорожного подвижного состава для перевозки экспортируемых товаров такой срок исчисляется с даты проставления российскими таможенными органами на транспортных документах отметки, которая подтверждает помещение товаров под таможенную процедуру экспорта. При этом, что в отношении предусмотренных пп. 2.8 п. 1 ст. 164 НК РФ услуг и работ, которые выполняют организации внутреннего водного транспорта, срок представления подтверждающих документов не установлен. Моментом определения налоговой базы для таких работ и услуг является либо день отгрузки (составления соответствующего акта), либо день получения предоплаты (п. 1, 9 ст. 167 НК РФ). Следует отметить, что новые правила применения нулевой ставки НДС касаются работ, выполненных после 1 января 2011 г., и услуг, оказанных после этой даты (п. 2 ст. 3 Федерального закона от 27.11.2010 N 309-ФЗ). 2. Новые требования для подтверждения ставки НДС 0 % при совершении внешнеторговых бартерных сделок При совершении внешнеторговых бартерных сделок налогоплательщики могут предусмотреть, что товары по встречной поставке не будут ввозиться в РФ. Согласно ранее действовавшему законодательству для этого необходимо было разрешение уполномоченного органа (ч. 3 ст. 45 Федерального закона от 08.12.2003 N 164-ФЗ). Данная норма оказывала негативное воздействие на деятельность российских экспортеров, поскольку не позволяло им оперативно совершать подобные бартерные сделки, которые достаточно широко применяются в мировой хозяйственной практике. Для решения этой проблемы в Федеральный закон от 08.12.2003 N 164-ФЗ были внесены поправки. Разрешительный порядок совершения внешнеторговых бартерных операций, которые не предполагают ввоза товаров в РФ, был отменен. В связи с данными изменениями внешнеторгового законодательства поправки были внесены и в Налоговый кодекс РФ, а именно был уточнен порядок подтверждения нулевой ставки НДС при совершении бартерных сделок, по которым полученный товар не ввозится в РФ. Согласно ранее действовавшему порядку в такой ситуации подтвердить ставку было невозможно, поскольку пп. 2 п. 1 ст. 165 НК РФ обязывал налогоплательщиков представлять документы, подтверждающие ввоз товаров в РФ. С 1 января 2011 г. этот пробел устранен. Теперь для подтверждения нулевой ставки необходимо предъявить предусмотренные внешнеторговым контрактом документы, подтверждающие получение товара за границей и его оприходование. Отметим, что товар российскому налогоплательщику может отгрузить третье лицо. При этом комплект документов для подтверждения нулевой ставки зависит от того, указано в контракте данное лицо или нет. Если товар российскому налогоплательщику отгружает не указанное в контракте третье лицо, то наряду с уже названными нужно подать дополнительно документы, подтверждающие, что третье лицо передало товары в счет исполнения обязательств иностранного контрагента по бартерной сделке. Если же контрактом предусмотрено, что товар передает данное лицо, то дополнительные документы подавать не нужно. Рассмотренный порядок подтверждения нулевой ставки НДС применяется и в случае реализации товаров через посредника. Соответствующие поправки внесены в пп. 3 п. 2 ст. 165 НК РФ. 3. Если арендодатель - казенное учреждение, то арендатор является налоговым агентом по НДС Федеральный закон N 83-ФЗ от 8 мая 2010 г. внес изменения примерно в законодательные акты, в том числе в Налоговый кодекс РФ касательно вопросов совершенствования правового положения бюджетных учреждений. Теперь все государственные и муниципальные учреждения делятся на три типа: автономные, бюджетные и казенные (абз. 2 п. 2 ст. 120 ГК РФ). Изменения в Налоговый кодекс РФ затрагивают порядок уплаты НДС отдельными субъектами налоговых правоотношений. С 1 января 2011 г. в соответствии с п. 3 ст. 161 НК РФ и п. 3 ст. 171 НК РФ арендатор признается налоговым агентом по НДС, если арендодателем является казенное учреждение. В этом случае при перечислении арендной платы арендатор должен удержать и уплатить в бюджет соответствующую сумму налога, которую впоследствии может принять к вычету. 4. Реализация (передача) субъектам малого и среднего предпринимательства недвижимого имущества не облагается НДС, если это имущество в государственной (муниципальной) собственности Федеральный закон N 395-ФЗ от 28.12.2010 "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" внес следующие изменения. Организации и индивидуальные предприниматели признаются налоговыми агентами, если им реализуется (передается) не закрепленное за государственными (муниципальными) предприятиями и учреждениями государственное (муниципальное) имущество, которое составляет государственную казну РФ, казну субъекта РФ или муниципального образования. Об этом говорится в абз. 2 п. 3 ст. 161 НК РФ. Налоговые агенты должны расчетным путем определить сумму НДС, удержать ее из выплачиваемых доходов и перечислить в бюджет. С 1 апреля 2011 г. действует исключение из данного правила. Указанные операции не являются объектом обложения НДС для тех субъектов малого и среднего предпринимательства, которые арендуют находящееся в государственной (муниципальной) собственности недвижимое имущество и выкупают его в порядке, установленном Федеральным законом от 22.07.2008 N 159-ФЗ. При этом налоговые агенты, приобретающие недвижимое имущество, операции по реализации которого не признаются объектом налогообложения налогом на добавленную стоимость, не составляют счета-фактуры. Вместе с тем, указанные налоговые агенты заполняют раздел 7 налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость (форма которой утверждена Приказом Минфина России от 15.10.2009 N 104н), в котором в графе 2 по строке 010 отражают сумму выплачиваемых доходов, а в графе 1 по строке 010 указывают соответствующий код операции. В том случае, если право собственности на указанное выше недвижимое имущество было передано до 1 апреля 2011 года, а выплата дохода от реализации (передачи) этого имущества осуществляется в том числе, после 1 апреля 2011 года, то организации и индивидуальные предприниматели должны удерживать из выплачиваемых доходов, исчислять и перечислять в бюджет налог на добавленную стоимость при приобретении такого имущества, в соответствии с редакцией Кодекса, действовавшей до вступления в силу Федерального закона N 395-ФЗ. Российский налоговый портал (taxpravo.ru), Москва, 01.08.2011 ^ ИМУЩЕСТВЕННЫЙ ВЫЧЕТ ПО НДФЛ: ВОПРОСЫ ОСТАЮТСЯ В Налоговом кодексе РФ имущественному налоговому вычету посвящена только ст. 220. Однако вопросов, которые вызывает ее применение на практике, огромное количество. И это немудрено. Ведь покупкой или продажей имущества в нашей стране рано или поздно занимаются практически все граждане. Поэтому можно без особого преувеличения сказать, что положения этой статьи затрагивают все население нашей страны. В статье рассмотрены некоторые нюансы применения имущественного налогового вычета. Подробнее о его получении читайте в книге А. Анищенко "Налоговые вычеты: имущественный и социальный" Предприниматель или гражданин? В подпункте 1 п. 1 ст. 220 НК РФ прямо сказано, что его положения не распространяются на доходы, получаемые индивидуальными предпринимателями от продажи имущества в связи с осуществлением ими предпринимательской деятельности. Напомним: понятие "индивидуальный предприниматель" дано в п. 2 ст. 11 НК РФ. Это физическое лицо, зарегистрированное в установленном законом порядке и осуществляющее предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, глава крестьянского или фермерского хозяйства. Физические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, но не зарегистрировавшиеся в качестве индивидуальных предпринимателей в нарушение требований гражданского законодательства Российской Федерации, при исполнении обязанностей, возложенных на них НК РФ, не вправе ссылаться на то, что они не являются индивидуальными предпринимателями. Однако наличие у гражданина статуса индивидуального предпринимателя еще не означает нулевой шанс получить имущественный налоговый вычет по НДФЛ при продаже недвижимости. Отнюдь! В письме Минфина России от 11.06.2006 №03-05-01-05/140 сказано: доходами от реализации имущества в связи с осуществлением предпринимательской деятельности признаются доходы, учитываемые в рамках предпринимательской деятельности. В налоговом законодательстве собственного определения предпринимательской деятельности нет, поэтому оно используется в контексте ГК РФ. В пункте 1 ст. 2 ГК РФ уточняется: под предпринимательской следует понимать самостоятельную, осуществляемую на свой риск деятельность, направленную на систематическое получение прибыли, в т.ч. от пользования имуществом, продажи товаров лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке. Если предприниматель продает имущество, которое к его предпринимательской дея