Реферат по предмету "Разное"


1. Финансы, их необходимость, содержание и отличия от других экономических категорий

1. Финансы, их необходимость, содержание и отличия от других экономических категорий. Финансы, выражая реально существующие в обществе производственные отношения, имеющие объективный характер и специфическое общественное назначение, выступают в качестве экономической категории. Своеобразие отношений, составляющих содержание финансов как экономической категории, заключается в том, что они всегда имеют денежную форму выражения. Деньги - обязательное условие существования финансов. Финансы - система экономических отношений, связанных с формированием, распределением и использованием централизованных и децентрализованных фондов денежных средств (государства, предприятий, организаций и других хозяйствующих субъектов) в целях выполнения функций и задач государства и обеспечения условий расширенного воспроизводства для хозяйствующих субъектов. Под расширенным воспроизводством подразумевают непрерывное возобновление и расширение производительных сил и производственных отношений, рост ВВП и НД. Т.к. финансы - денежные отношения, то для них необходимы 2 условия существования денег: 1.достаточно высокий уровень развития товарного производства, при котором уже выделился особый товар - деньги; 2.здоровая, устойчивая денежная система в стране, что выражается в устойчивой покупательной способности денег. Финансы - денежная категория, связанная с денежными отношениями. Финансы связаны не с любыми формами движения денежных средств, а существуют 2 основные формы: 1.Обмен - смена денежной формы на товарную форму. И на смену товару движется денежный эквивалент. 2.Распределение - движение только денежного эквивалента, только в одностороннем порядке. 3.Финансы связаны с распределительным процессом на без эквивалентной и безвозвратной основе. 4.Распределение, осуществляемое с помощью финансов, связано с понятиями финансовых ресурсов и денежных фондов.^ 2. Денежные доходы хозяйствующих субъектов. Прибыль, её содержание и распределение. Прибыль как экономическая категория отражает чистый доход, созданный в сфере материального производства в процессе предпринимательской деятельности. Результатом соединения факторов производства и полезной производительной деятельности хозяйствующих субъектов является готовая продукция, которая становится товаром при условии ее реализации потребителю. Прибыль как важнейшая категория рыночных отношений выполняет определенные функции: 1)характеризует экономический эффект, полученный в результате деятельности предприятия; 2)она обладает стимулирующей функцией. Ее содержание состоит в том, что она одновременно является финансовым результатом и основным элементом финансовых ресурсов предприятия; 3)она является одним из источников формирования бюджетов разных уровней. В условиях рыночной экономики значение прибыли огромно. Стремление к ее получению ориентирует товаропроизводителей на увеличение объема производства продукции, нужной потребителю, снижение затрат на производство. Объектом распределения является балансовая прибыль предприятия. Под её распределением понимается направление прибыли в бюджете по статьям использования на предприятии. Законодательно распределение прибыли регулируется в той её части, которая поступает в бюджеты разных уровней в виде налогов и других обязательных платежей. Определение направлений расходования прибыли, оставшейся в распоряжении предприятия, структуры статей ее использования находится в компетенции предприятия. На предприятии распределению подлежит чистая прибыль, т. е. прибыль, оставшаяся в распоряжении предприятия после уплаты налогов и других обязательных платежей. Из нее взыскиваются санкции, уплачиваемые в бюджет и некоторые внебюджетные фонды. Распределение чистой прибыли отражает процесс формирования фондов и резервов предприятия для финансирования потребностей производства и развития социальной сферы.^ 3. Последующий контроль за исполнением Федерального бюджета. Отчёт об его исполнении. В конце каждого года министр финансов издает распоряжение о закрытии года и подготовке отчета об исполнении бюджета в целом и бюджета каждого внебюджетного фонда в отдельности. На основании этого распоряжения все получатели бюджетных средств готовят годовые отчеты по доходам и расходам. Счетная палата РФ проводит проверку отчета об исполнении федерального бюджета за отчетный год и готовит заключение по отчету Правительства РФ об исполнении бюджета в течение 4,5 месяца после представления Правительством указанного отчета в Думу, используя материалы и результаты проведенных проверок. Дума рассматривает отчет об исполнении бюджета в течение 1,5 месяца после получения заключения Счетной палаты РФ. При рассмотрении отчета Дума заслушивает: 1.доклад руководителя Казначейства об исполнении федерального бюджета; 2.доклад министра финансов об исполнении бюджета; 3.доклад Генерального прокурора РФ о соблюдении законности в области бюджетного законодательства; 4. заключение Председателя Счетной палаты РФ. По итогам рассмотрения отчета об исполнении федерального бюджета и заключения Счетной палаты РФ Дума принимает одно из следующих решений: об утверждении отчета либо о его отклонении. Руководители и аудиторы Счетной палаты в случае установления фактов недостоверности и неполноты сведений, содержащихся в заключениях, освобождаются от занимаемых должностей. Иные должностные лица, указанные в Бюджетном кодексе, несут ответственность за недостоверность и неполноту сведений, содержащихся в заключениях и документах, представляемых в Думу для принятия решения по отчету об исполнении бюджета.^ 4. Основы распределения доходов и расходов между отдельными звеньями бюджетной системы. Доходы бюджета - это денежные средства, поступающие в безвозмездном порядке в соответствии с законодательством в распоряжение органов государственной власти соответствующего уровня. Расходы бюджета - денежные средства, направляемые на финансовое обеспечение задач и функций государства и местного самоуправления. Основным источником формирования рассмотренных доходов является национальный дох, причем в сферу бюджетного перераспределения попадают его конкретные компоненты: предпринимательская прибыль промышленности, с/х, торговли и других отраслей; з/п работников сферы материального и нематериального производства; Денежные средства юридических лиц, сбережения населения, иностранный капитал отражают кредитный метод формирования бюджетных ресурсов, предполагающий возвратность заимствований и платность за их использование. Именно поэтому средства, мобилизуемые на основе государственных займов, необходимо рассматривать не в качестве источника формирования дох бюджета, а в качестве способа временного пополнения бюджетного фонда. Виды доходов бюджетов: налоговые (федеральные, региональные и местные налоги и сборы, штрафы и пени), неналоговые, безвозмездные перечисления, а также учитываются доход целевых бюджетных фондов. К неналоговым доходам относятся доходы: от использования, продажи и иного возмездного отчуждения имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности; от платных услуг, оказанных государственными или муниципальными органами власти и учреждениями; средства, полученные в результате применения мер гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности; финансовая помощь и бюджетные ссуды от бюджетов других уровней. Помимо собственных, в бюджетах 2-го и 3-го уровней выделяют так называемые регулирующие доходы - федеральные или региональные налоги и платежи, по которым устанавливается процентные нормативы отчислений в бюджет субъектов или местные бюджеты на финансовый год или на долгосрочной основе (не менее чем на 3 года) по разным видам таких доходов. Бюджетный кодекс РФ разделяет, собственные и регулирующие доходы по периоду их установления: собственные доходы определяются на постоянной основе; регулирующие доходы устанавливаются на год или на долгосрочной основе (не менее чем на 3 года). Расходы бюджета, являются важной составной частью государственных расходов в целом, выражают экономические отношения, возникающие в связи с использованием средств общегосударственного денежного фонда. Формой проявления этих отношений выступает конкретные виды бюджетных расходов, причем их многообразие обусловлено действием целого ряда факторов: природой, функциями государства, уровнем социально - экономического развития страны, и т.п. По своему материально - вещественному воплощению бюджетные расходы представляет собой денежные средства, направляем на финансовое обеспечение задач и функций государства и местного самоуправления. Расходы бюджетов в зависимости от их экономического содержания подразделяются на текущие расходы и капитальные. Формы расходов бюджетов: ассигнования на содержание бюджетных учреждений; трансферты населению; бюджетные кредиты юридическим лицам; субвенции и субсидии, юридическим и физическим лицам; инвестиции в уставные капиталы юридических лиц; кредиты иностранным государствам. В любом бюджете доходы и расходы должны быть сбалансированы. Когда расходы бюджета превышают его дох, образуется отрицательное бюджетное сальдо, или дефицит бюджета. ^ 5. Управление финансами, его сущность, функции и роль в финансовом механизме. Система управления финансами – это комплекс мер, финансовых институтов, обеспечивающих стабильное и эффективное функционирование финансовой системы в целом и её отдельных звеньев, способствующих развитию социально - экономических процессов в обществе. Система управления финансами, являясь сложным образованием, состоит из таких относительно самостоятельных, но тесно взаимодействующих блоков, как: финансовое планирование, прогнозирование, финансовое регулирование, финансовый контроль, комплекс правового обеспечения финансовой деятельности, система методов мобилизации финансовых ресурсов. Правительство РФ является единым центром управления финансами. Органом, на практике осуществляющим реализацию финансовой политики, является Минфин РФ. Министерство обеспечивает единство финансовой, денежно-кредитной и валютной политики, координирует финансовую деятельность федеральных органов исполнительной власти. В границах обозначенной компетенции Минфин РФ: 1)осуществляет методическое руководство в сфере финансового планирования и финансирования отраслей хозяйства; 2)организует разработку федерального бюджетного плана; 3)принимает участие в разработке баланса финансовых ресурсов страны; 4)организует исполнение федерального бюджета, проведение мероприятий, обеспечивающих расходование бюджетных средств по целевому назначению. Министерство РФ по налогам и сборам и Федеральная служба налоговой полиции осуществляет контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в бюджетные фонды налогов, сборов и других платежей. Мингосимущество РФ управляет государственным имуществом с целью получения доходов неналогового характера (арендная плата, доходы от продажи государственного имущества). Центральный банк РФ – важный орган реализации денежно-кредитной и финансовой политики. ЦБ РФ нарду с Федеральным казначейством осуществляет кассовое исполнение бюджета, контролирует деятельность кредитных организаций. Счетная палата РФ осуществляет парламентский контроль за федеральными денежными средствами. Она независима от Правительства РФ и подотчетна лишь Федеральному Собранию.^ 6. Характеристика рынка страховых услуг в Российской Федерации. Страховой рынок – это сфера денежных отношений, где объектом купли-продажи является специфический товар – страховая услуга, формируется предложение и спрос на него. Основными принципами организации страхового дела в условиях рыночной экономики является его демонополизация и наличие упорядоченной структуры в сфере страховых отношений, именуемой страх-м рынком. Формирующийся страховой рынок РФ заполняется страхов-ми различных форм собственности и организационно - правового статуса, определенных законодательством РФ. Страховые отношения регулируются Гражданским кодексом РФ, правовыми нормами общего законодательства, Законом РФ "Об организации страхового дела в РФ" от 31 декабря 1997 г., указами Президента РФ, постановлениями Правительства РФ по вопросам страхования, нормативными актами федерального органа исполнительной власти по надзору за страховой деятельностью в РФ. На страховом рынке основная часть страховых компаний – более 58% - относятся к смешанной форме собственности, к частной – 36%, государственной 5%, муниципальной и собственности общественных организаций – 1%. После демонополизации страхового дела в России в 1992 г. сфера государственного страхования заметно сузилась, однако необходимость его функционирования и дальнейшего развития совершенно очевидна. Государственный сектор на рынке страхования представляет АО "Росгосстрах"- крупная акционерная страховая компания с достаточно разветвленной сетью региональных дочерних компаний и филиалов, обладающая крупными фондами, богатым практическим опытом в области проведения личного, имущественного, в том числе с./х. страхования, и специализируются на общественно значимых видах страхования. Коммерческий сектор страхования представлен страхователями различного организационно - правового статуса, прежде всего, открытыми и закрытыми акционерными страховыми компаниями и обществами с ограниченной ответственностью. Во всех цивилизованных странах страхование подвергается особым формам государственного регулирования и контроля. Федеральный орган исполнительной власти по надзору за страховой деятельностью – Департамент страхового надзора Министерства Финансов РФ выдает страховщикам лицензии на осуществление страховой деятельности. Ведет Единый государственный реестр страховщиков, их объединений и страховых брокеров; проводит контроль за обоснованностью страховых тарифов и обеспечением платежеспособности страховщиков. Устанавливает правила формирования и размещения страховых резервов, показатели и формы учета и отчетности страховых операций. Разрабатывает нормативные и методические документы по вопросам страхования. Орган страхового надзора регулярно получает от страховщиков отчетные данные и располагает обширной информацией об их финансовом положении. В случае нарушения обязательств по страхованию, несоблюдения действующего страхового законодательства РФ орган страхового надзора вправе давать предписания страховщикам по устранению нарушений, а в случае невыполнения предписаний приостанавливать, ограничить либо отзывать выданные лицензии.^ 7. Функции финансов, их реализация в условиях рыночной экономики. Традиционно рассматривают следующие функции финансов: распределительную, стимулирующую и контрольную. Действуя, одновременно и скоординировано, они обеспечивают проведение государством определенной финансовой политики. Распределительная функция финансов включает в себя как собственно распределение, так и перераспределение. Распределению и перераспределению подлежит общественный продукт, созданный в стране, а также его составляющие, и, прежде всего национальный доход. Сущность стимулирующей функции финансов сводится к тому, что государство с помощью системы финансовых рычагов оказывает воздействие на развитие хозяйствующих субъектов, отраслей, регионов в нужном обществу направлении. Посредством распределения денежных средств государство стимулирует или сдерживает развитие определенных социально-экономических процессов. Для этих целей государство использует, прежде всего, следующие финансовые рычаги: бюджет, тарифы и цены, налоги. Наиболее действенным финансовым инструментом стимулирования хозяйственной деятельности является налогообложение. Стимулирующее влияние налогов реализуется через систему изъятий, скидок, преференций и других льгот, предоставляемых участникам финансовых отношений, в соответствии с выработанными социально-экономическими приоритетами. И наоборот, устанавливая повышенные налоговые ставки, государство препятствует развитию определенных процессов. Несмотря на произошедшую либерализацию цен, и тарифов, у государства имеются действенные рычаги вмешательства в процесс ценообразования. Прежде всего, это воздействие осуществляется посредством прямого участия государства в предпринимательской деятельности – в топливно-энергетическом комплексе, на транспорте, в разработке сырьевых ресурсов и др. Кроме того, у государства остаются широкие административные возможности вмешиваться в процесс ценообразования, устанавливать тарифы, оказывающие влияние на финансовое состояние предприятий. Манипулируя уровнем экспортно-импортных пошлин, тарифов, государство стимулирует или де стимулирует экспортно-импортные операции, поддерживает национального производителя, усиливает конкурентные позиции отечественных предприятий на мировых рынках, наполняет бюджет. Финансовому контролю подвергается деятельность всех участников финансовых отношений. Поэтому финансовый контроль осуществляется как на микро, так и на макро уровне. Его предметом на макро уровне является распределение ВВП, национального дохода по соответствующим фондам и расходование их по целевому назначению. На микро уровне финансовый контроль имеет целью рациональное расходование материальных, трудовых, природных и финансовых ресурсов, сокращение непроизводительных расходов, потерь, борьбу с бесхозяйственностью и расточительством. Финансовый контроль может быть общегосударственным, ведомственным, внутрихозяйственным, общественным и независимым (аудит). Важнейшей задачей финансового контроля выступает проверка строгого соблюдения финансового законодательства, своевременности и полноты выполнения обязательств перед бюджетом, банками, партнерами по взаимным обязательствам по расчетам и платежам.^ 8. Фонды обязательного медицинского страхования. Для реализации государственной политики в области ОМС создаются Федеральный и территориальные фонды ОМС как самостоятельные некоммерческие финансово-кредитные учреждения, в соответствии с Положениями, утвержденными Постановлением ВС РФ «О порядке ОМС граждан на 1993 г» от 24.02.1993г. . Основными задачами Федерального и территориальных фондов являются: 1)обеспечение реализации Закона РФ «О медицинском страховании граждан РФ»; 2)обеспечение предусмотренных законом РФ прав граждан в системе ОМС; 3)достижение социальной справедливости и равенства всех граждан в системе ОМС; 4)участие в разработке и осуществлении государственной финансовой политики в области ОМС; 5)обеспечение финансовой устойчивости системы ОМС. Для выполнения уставных задач в области финансовой политики и финансирования ФФОМС: 1)осуществляет выравнивание условий деятельности территориальных ФОМС по обеспечению финансирования программ ОМС; 2)проводит финансирование целевых программ в рамках ОМС; 3)организует разработку нормативно-методических документов, обеспечивающих реализацию Закона РФ «О медицинском страховании граждан РФ»; 4)совместно с органами исполнительной власти, профессиональными медицинскими ассоциациями принимает участие в разработке базовой программы ОМС; 5)аккумулирует финансовые средства и осуществляет финансово - кредитную деятельность для выполнения задач, предусмотренных Положением о ФФОМС и т.д. Территориальный ФОМС в области финансово - кредитной деятельности и контроля за рациональным использованием финансовых средств в системе ОМС осуществляют следующие основные функции: 6)аккумулируют финансовые средства территориальные ФОМС граждан. 7)Осуществляют финансирование ОМС, проводимого страховыми медицинскими организациями, имеющими соответствующие лицензии, заключившими договоры ОМС по дифферентным нормативам, устанавливаемым правлением территориальных ФОМС. 8)Осуществляют финансово - кредитную деятельность по обеспечению системы ОМС. 9)Выравнивают финансовые ресурсы городов и районов, направляемые на проведение ОМС; 10)Предоставляют кредиты, в том числе на льготных условиях, страховщикам при обоснованной нехватке у них финансовых средств. 11)Накапливают финансовые резервы для обеспечения устойчивости системы ОМС, и т.д. Финансовые средства Федерального и территориальных ФОМС образуются за счет некоторых общих и ряда собственных источников для каждого фонда. Важнейшие из них: 1)единый социальный налог (взнос); 2)взносы территориальных фондов на реализацию совместных программ, выполненных на договорных началах; 3)ассигнования из федерального бюджета на выполнение республиканских программ ОМС; 4)добровольные взносы юридических и физических лиц; 5)доходы от исполнения временно свободных финансовых средств Федерального и территориального фондов; 6)нормированные страховые запасы финансовых средств Федерального и территориального фондов; 7)средства, предусмотренные органами исполнительной власти в соответствии бюджетах на ОМС неработающего населения; 8)финансовые средства, взыскиваемые со страхователей, мед учреждений и других юридических и физических лиц в результате предъявления им регрессных требований. ФОМС – финансово - кредитные учреждения и для наиболее целесообразного исполнения остатков средств в соответствии с прямым указанием законодателя – защищать средства ОМС от инфляции – размещают их на депозитных вкладах и приобретают государственные ценные бумаги.^ 9. Фонд социального страхования и социальное обеспечение в Российской Федерации, источники его формирования и использования. Фонд социального страхования (ФСС РФ) создан в целях обеспечения государственных гарантий в системе социального страхования и повышения контроля за правильным и эффективным расходованием средств социального страхования. ФСС РФ является самостоятельным государственным финансово-кредитным учреждением. Денежные средства Фонда не входят в состав бюджетов РФ, других фондов и изъятию не подлежат. Управление ФСС РФ осуществляется Правительством РФ при участии общероссийских объединений профсоюзов. Средства ФСС образуются за счет : 1)единого социального налога ;2)доходов от инвестирования части временно свободных средств ФСС РФ в ликвидные государственные ценные бумаги и банковские вклады в пределах средств, предусмотренных бюджетом на соответствующий период; 3)добровольных взносов юридических и физических лиц; 4)ассигнований из республиканского бюджета РФ; 5)прочих доходов. Средства ФСС РФ направляются на: 1)выплату пособий по временной нетрудоспособности, беременности и родам, при рождении ребенка, по уходу за ребенком и т.д.; 2)санаторно-курортное лечение и оздоровление работников и членов их семей; 3)создание резерва для обеспечения финансовой устойчивости ФСС РФ на всех уровнях; 4)обеспечение текущей деятельности, содержание аппарата управления ФСС РФ; 5)проведение научно-исследовательских работ по вопросам социального страхования и охраны труда; 6)осуществление иных мероприятий в соответствии с задачами ФСС РФ.^ 10. Федеральное казначейство РФ, его состав, структура и функции.Междурядный опыт и практика функционирования отечественной финансовой системы дали практически безальтернативное решение - организация в МФ РФ системы органов ФК, и переводе Федерального бюджета на казначейскую систему исполнения, как 1 этапа по установлению контроля Правительства РФ за государственными финансами. Основное предназначение Казначейства: содействие оптимальному управлению государственными финансовыми ресурсами. Органы казначейства, организованные в виде 3звенной стр-ры. Через систему этих органов обеспечивается вертикальное и горизонтальное выравнивание доходов бюджетов, они имеют полный набор средств и методов для перераспределения средств между соответствующими бюджетами. В своей деятельности ФК руководствуется "Положением "О ФК РФ", утвержденным Постановлением Правительства РФ от 27.08.93г № 864. Задачи и функции: 1. Анализ и функциональное планирование. 2. Управление бюджетом. 3. Регулирование долговых отношений и активов (по внутреннему долгу, по внешнему долгу и иностранной помощи, регул активов). 4. Исполнение банковских функций. 5. Регулирование межбанковских отношений. 6. Учет государственных финансовых ресурсов. 7. БУ. Успешное развитие экономики любого государства во многом зависит от достоверности и оперативности получения информации о состоянии государственных финансов и материальных ресурсов, а также возможности эффективного управлениями ими. Основным поставщиком этой информации для Правительства РФ выступает казначейство. Собранная Казначейством информация позволяет правительству оценить работу органов государственного управления и получить более ясное представление об экономических последствиях проводимой ими бюджетной политики. Правительство РФ может увидеть, кто и как тратит бюджетные средства, в системе какого министерства есть неиспользованные средства, а кто испытывает затруднения. Осуществляя контроль за всеми поступлениями и выплатами правительства, в структуре исполнительной государственной власти казначейство выполняет роль “кассира” и “главного бухгалтера”. Причем эта роль не должна ограничиваться только работой с бюджетными деньгами, речь идет и о государственных внебюджетных средствах, а в конечном итоге – обо всех государственных финансовых ресурсах. Для реализации функции эффективного управления государственными финансами, казначейство должно иметь единый счет, по которому проводятся все операции органов государственного управления и на который консолидируется все государственные финансовые ресурсы. При такой схеме управления государственными финансами, они менее всего будут подвержены влиянию экономических кризисов, т.к. единый счет казначейства будет открыт в ЦБ РФ. Помимо деятельности по финансовому управлению, казначейство может и должно на всех этапах процесса расходования средств осуществлять контроль за исполнением бюджетов всех уровней. Реальный казначейский контроль, предшествующий кассовому расходованию государственных средств, является эффективным способом обеспечения их целевого использования, т.к. позволяет не только выявить нарушителей финансовой дисциплины, но самое главное – предотвратить эти нарушения. БУ операций органов государственного управления является ещё одной важной функцией, выполнение которой возлагается на казначейство. БУ обеспечивает доступный автоматический механизм контроля всех операций. Именно он непременно обеспечивает представление актуальной картины движения государственных финансовых ресурсов. Таким образом, развитие казначейской системы исполнения бюджетов будет тесно переплетаться увеличение количества выполняемых функций с одновременным возрастанием требований к качеству их исполнения, а также усилием роли региональных казначейских управлений с параллельным сокращением их местных отделений. ^ 11. Налоговая политика и пути её совершенствования. Важнейшая часть финансовой политики – налоговая политика. Она должна строиться на компромиссе интересов государства и налогоплательщиков – физических и юридических лиц. Интересы государства базируются на принципе достаточности налогообложения. Налоги должны обеспечивать поступление в бюджет такого объема ресурсов, который является достаточным для выполнения принятых на себя государством обязанностей. Одновременно налогообложение не должно подрывать мотивацию к эффективной и легитимной деятельности участников материального производства. Налоговые отношения, как и всякие другие общественные отношения, должны воспроизводиться, и государство не должно угнетать источники и мотивы такого воспроизводства. Налогообложение не должно носить конфискационного характера. Только рост национального богатства, выраженный, в том числе, в повышении индивидуальных доходов, способен обеспечить стабильное увеличение налогооблагаемой базы. Основные задачи современной налоговой политики РФ: 1)дальнейшее совершенствование отечественного налогового законодательства в целях оптимизации налоговой базы и снижения уровня платежей; 2)оптимизация налоговых льгот и преференций; 3)более жесткий контроль за постановкой налогоплательщиков на учет; 4)рационализация налогового администрирования; 5)реструктуризация в обоснованных случаях задолженности по платежам в бюджет и государственные внебюджетные фонды.^ 12. Бюджетный дефицит: его причины и методы покрытия. Профицит. Каждое правительство в своей деятельности стремится к тому, чтобы доходная часть бюджета равнялась расходной. Соответствие их называется «балансом дохода». В реальной действительности расходная часть, как правило, превышает доходную. Такое состояние бюджета называется «бюджетным дефицитом». Его возникновение обусловливается многими причинами, среди которых можно выделить следующие: спад общественного производства, завышенные расходы на реализации принятых социальных программ, возросшие затраты на оборону, рост теневого сектора экономики. Особое значение из них имеют спад производства и рост теневого сектора экономики. Наличие этих причин приводит к уменьшению налоговой базы. В 1м случае происходит сокращение производства, уменьшается получаемая прибыль, и, следовательно, уменьшаются поступления в бюджет. В результате план поступления в бюджет не выполняется. Во 2ом случае предприятия вообще перестают платить налоги. Ведь теневая экономика отличается от обычной лишь тем, что фирмы и предприятия, действующие в ней, нигде не регистрируются и, следовательно, никаких налогов не платят. Сам по себе дефицит бюджета не может быть чем-то чрезвычайно негативным для развития экономики и динамики жизненного уровня населения. Даже самые экономически развитые страны, как правило, постоянно имеют дефицитный бюджет. Для покрытия дефицита бюджета правительства, как правило, прибегают к кредитам ЦБ, а также государственным займам, осуществляемым посредством выпуска ценных бумаг – государственных облигаций. В результате появляется и растет государственный долг. Если покрытие дефицита, таким образом, производится постоянно, то рост государственного долга может привести к банкротству государства. Поэтому правительство при наступлении очередного финансового года стремится «разгрузить» бюджет, т.е. уменьшить его дефицит. Практика принятия бюджетов показывает, что «разгрузка» осуществляется за счет широких слоев населения страны. Обычно «урезаются» социальные ассигнования: на образование, здравоохранение, жилищное строительство, социальное обеспечение.*13. Характеристика финансов РФ на современном этапе. В усл-ях развития рын-х отн-ий происх-т децентрализ-ия фин-ых рес-сов. (Фин-ые рес-сы склад-ся из 3х источ-в: 1. ср-ва, аккумулир-ые в гос-ой бюдж-ой сис-ме; 2. ср-ва внебюд-х ф-ов, прежде всего внебюд-х соц-ых ф-ов; 3. рес-сы, исп-ые самими предпр-ми). Крупные ср-ва в наст-ее время перераспр-ся через автономные соц-ые ф-ды (Пен-й ф-д, ф-д соц-го страх-ия, гос-ый ф-д занат-ти населения, Ф-д обяз-го мед-го страх-ия) и др. Сократ-сь централиз-ые доходы, аккумулир-ые в гос-ой бюдж-й сис-ме. В усл-ях админист-но-команд-ой сис-мы более 70% фин-ых рес-ов концентрир-сь в гос-ом бюдж-те, в 1999 г эта доля снизилась до 20 %. Резко сократ-сь централиз-ые ср-ва на капит-ые влож-ия. Возросли дотации на прод-ию угольной пром-ти и ряда др отраслей. Недостат-ые ср-ва направ-ся на соц-но культ-ые мероприят-ия, финан-ые за счет бюд-ой сис-мы и внебюд-ых ф-ов. В соот-ии с Указом Президента Рос от 22 декаб 1993 г больш-во гос-ых внебюд-ых ф-ов должны включатся в состав республик-го бюд-та РФ с сокращением целевого хар-ра исп-ия ср-в этих ф-ов. Фин-сы РФ нах-ся в состоянии глубокого кризиса, что выражается в круп-ых бюдж-ых дефиц-ах, инфляции, неплатежах пред-ий, падении вал-го курса рубля по отнош-ию к свободно конвертир-ым валютам, большой внутрен-й и внешней задол-ти страны. Задача состоит в том, чтобы остановить спад произ-ва, инфляц-ый процесс, активиз-ть инвестиц-ую деят-ть для обеспеч-ия структ-ой перестройки нар-го хоз-ва, преодолеть бюдж-ый дефицит, совершен-ть сис-му налогооб-ия и все фин-ые отнош-ия в целях достиж-ия фин-ой стабилизации.^ 14. Государственный долг и управление им. Государственный долг согласно статье № 97 БК - это долговые обязательства правительства РФ перед физическими и юридическими лицами, иностранными государствами, международными организациями и иными субъектами международного права, возникшие в результате заемной деятельности. В состав государственного долга РФ входят долговые обязательства, которые существуют в форме: 1)кредитных соглашений и договоров, заключенных РФ с кредитными организациями, иностранными государствами и международными финансовыми организациями; 2)ценных государственных бумаг, выпускаемых от имени РФ; 3) договоров о предоставлении государству гарантий РФ по обеспечению исполнения обязательств 3ми лицами; 4) переоформления долговых обязательств 3-их лиц в государственный долг федерации на основе принятых законов; 5)соглашений и договоров о продлении и реструктуризации долговых обязательств прошлых лет. На федеральном уровне мероприятия, связанные с государственным долгом, непосредственно осуществляется МФРФ, кот ведет также государственные книги внутреннего и внешнего долгов и регистрирует заимствования субъектов федерации и муниципальных образований. Учет всех долговых обязательств осуществляется по внутреннему долгу департаментом управления государственным внутренним долгом МФ; по внешнему долгу и гарантиям, внешним кредиторам - департаментом управления государственным внешним долгом. Государственный внутренний долг. Согласно БК государственные внутренние заимствования (ГД)- это займы, привлекаемые от физических и юридических лиц, иностранных государств, международных финансовых организаций в валюте РФ, по которым возникают долговые обязательства РФ как заемщика и гаранта погашения займов другими заемщиками, выраженные в валюте РФ. В соответствии с федеральным законом о бюджетной классификации РФ, внутренний долг РФ оформлен следующими бумагами. Самые крупные. 1).Облигации федеральных займов с постоянным купоном - 55%, всего внутреннего долга. 2).Облигации федеральных займов с фиксированным купонным доходом - 23%. 3).Облигации федеральных займов с переем-ым купонным доходом - 4 %; 4)облигации государственных нерыночных займов - 5,2 %. 5).Государственный внутренний целевой заем РФ для погашения товарных обязательств - 4,3 %; 6).Государственная краткосрочная облигация - 2,4%. Государственный внешний долг. БК определяет государственные внешние заимствования как займы, привлеченные от физических и юридических лиц, иностранных государств, международных финансовых организаций в иностранной валюте, по которым возникают долговые обязательства РФ как заемщика или гаранта погашения займов другими заемщиками, выраженные в иностранной валюте. Структуру внешнего долга РФ можно разделить на 2 части: 1)внешний долг бывшего СССР;2)долг новой России. Управление государственным долгом. Основные методы: 1)Реструктуризация - основанная на соглашении прекращения долговых обязательств, заменой указанных долговых обязательств иными долговыми обязательствами, предусмотренными другими условиями обслуживания и погашения обязательств. Реструктуризация может быть осуществлена с частичным списанием с суммы основного долга. 2).Рефинансирование - предполагает осуществление заимствования с целью использования полученных средств для погашения задолженности по ранее произведенным заимствованиям; 3).Пролонгация - основанная на соглашении отсрочка исполнения долговых обязательств, составляющих ГД. 4).Конверсия – предполагает обмен долговых обязательств на акции, облигации, финансовые активы и пр. 5).Консолидация – переоформление задолженности посредством объединения различных долговых обязательств.^ 15. Бюджетная политика на современно


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.