Содержание Введение 3 1. Понятие конкуренции и монополизма 5 1.1 Монополия 6 1.2 Антимонопольная политика 7 2. Монополия и защита конкуренции 9 2.1 Методы антимонопольного регулирования 9 3. Антимонопольное законодательство и поддержка конкуренции 12 3.1 Антимонопольная политика в России 12 3.2 Политика поддержки конкуренции 14 4. Особенности процессов экономической концентрации в России 16 4.1 Стимулы экономической концентрации 16 4.2 Формы экономической концентрации в российской промышленности 17 5. Конкуренция и государственное регулирование 20 Заключение 21 Список используемой литературы 24 Введение Экономика – это особый мир, со своими законами и проблемами, драмами и противоречиями. Он сложен и загадочен, этот мир экономики, а главное – открыт для каждого, кто хочет войти в него активным участником. Современная экономика – бесконечный детектив: здесь случайность «притворяется» закономерностью, а закономерность «отвергается» случайностью; это право на экономическую независимость и возможность ошеломляющего коммерческого успеха. Экономическая наука не всегда способна предсказать конкретный ход развития событий, однако она способна открыть их экономическую логику, и в познании этой логики её практическая ценность. Современная экономика – это сообщество независимых и стремящихся к экономической самостоятельности людей, которые готовы собственными усилиями строить свое материальное благополучие.1 В нашей стране сложилась непростая история развития рыночных отношений. Эти отношения были достаточно высоко развиты в конце XIX– начале XX века. В России прочно утвердилось товарно-денежное обращение, что позволило в 1897г. ввести золотой стандарт. Чтобы перейти к современной рыночной экономике, приходится преодолевать большие трудности. Они связаны, прежде всего, с тем, что между стартом – абсолютной рыночной монополией – и финишем – развитым рынком, как говорится, дистанция огромного размера.2 Курсовая работа основана на достижениях экономической теории и практики мировой цивилизации3. В ней раскрывается роль и особенности антимонопольной политики государства. Поэтому данную тему можно считать весьма актуальной на сегодняшний день. Цель состоит в рассмотрении антимонопольной политики государства. Цель позволила сформулировать задачи, которые решались в данной работе: 1.Рассмотреть понятие конкуренции и монополизма, разобраться с понятием монополии и антимонопольной политики; 2. Узнать о защите конкуренции и методах антимонопольного регулирования; 3. Ознакомиться с антимонопольным законодательством и антимонопольной политикой в России; 4. Познакомиться с особенностями процессов экономической концентрации в России, а так же со стимулами экономической концентрации и формами экономической концентрации в российской промышленности; 5. Рассмотреть конкуренцию и её государственное регулирование. Заключение При изучении темы «Антимонопольная политика государства» необходимо вспомнить основные выводы микроэкономической и институциональной теории о факторах эффективности рынков монополии (несовершенной конкуренции), и в особенности – рынков естественной монополии, включая эффективность государственного регулирования. Выделяемые компоненты конкурентной политики – антимонопольное регулирование и конкурентная политика в дерегулируемых отраслях естественных монополий, - тесно связаны с выводами экономической теории монополии и естественной монополией. Антимонопольное регулирование возникло, когда появилась концепция потерь общественного благосостояния от монополии (которые измеряются так называемыми «мертвыми потерями»). Имея ввиду теорию «мертвых потерь» от монополии, необходимо вспомнить о результатах эмпирических оценок этих потерь, которые, как правило, оказывались на удивление скромными. Необходимо отметить, что по мере развития представлений о конкуренции условия антимонопольного регулирования в значительной степени осложняются. Противодействие созданию крупных продавцов и контроль над их поведением – гораздо более простая задача, чем содействие динамической конкуренции, обеспечение равного доступа участников рынка к ресурсам и т.д. Стремление ограничить сферу естественной монополии является концептуальной основой политики отделения естественно-монопольного компонента отрасли от потенциально конкурентного. Вместе с тем после такого разделения роль конкурентной политики в отношении естественно-монопольного компонента резко возрастает, поскольку контролирующая его компания обладает существенными возможностями искажать условия конкуренции в смежных секторах.4 Таким образом, в данной работе были рассмотрены следующие вопросы: 1. Понятие конкуренции и монополизма. Взаимодействие между спросом и предложением, как известно, происходит на рынке. В системе рыночных отношений покупатели и продавцы свободно обмениваются благами на многих конкурентных рынках. Конкуренция является механизмом, который решает многие экономические проблемы общества; в переводе с латинского она означает «сходиться», «сталкиваться». Это свободное соперничество между производителями и покупателями за получение максимального дохода. Монополия - крупный собственник, который захватывает подавляющую часть рыночного пространства в целях своего обогащения. Как мы уже знаем, конкуренция есть самое эффективное средство достижения целей рыночной экономики и интересов всех членов общества. 2. Монополия и защита конкуренции. Господство монополий на рынке приводит к тому общепризнанному следствию, что они сами устанавливают рыночную цену. При этом своеобразно используются законы, выражающие зависимость цены от предложения и спроса. В большинстве развитых стран мира борьбу с проявлениями монополизма на рынке ведёт государство. При этом главными задачами антимонопольного регулирования являются ограничения власти фирм-монополистов, диктующих покупателям свои уровни цен, и защита конкуренции от подавления монополистами. Отныне в России доминирующие на рынке фирмы могут быть отнесены к одной из трёх категорий: естественные монополии; разрешённые монополии; временные монополии. 3. Антимонопольное законодательство и поддержка конкуренции. Антимонопольное законодательство и порядок его исполнения отражают традиции и обычаи различных стран, предшествующий опыт государственного контроля экономической жизни. В России основой законодательства по защите конкуренции является Закон «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках», принятый в 1991г., и с тех пор неоднократно дополнявшийся и изменявшийся. Главный орган проведения антимонопольной политики в РФ претерпел целый ряд преобразований. В сентябре 1998г. Государственный антимонопольный комитет (ГАК России) был переименован в Министерство РФ по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства (МАП). Весной 2004г. МАП был преобразован в Федеральную антимонопольную службу (Постановление Правительства РФ №189 от 7 апреля 2004г.). Предотвращение недобросовестной конкуренции является отдельным важным направлением политики поддержки конкуренции. Его концептуальной основой является представление о «нормальной» конкуренции, которая опирается на чётко специфированные и охраняемые права собственности. 4. Особенности процессов экономической концентрации в России. Стимулы экономической концентрации в российской промышленности можно условно разделить на две большие группы: с одной стороны, это факторы, определяющие укрупнение и разукрупнение компаний в любой экономике, с другой – специфические факторы, присущие российской промышленности в силу её переходного характера. Несмотря на то, что антимонопольный контроль конкретной сделки экономической концентрации объективно не может учитывать происхождение стимулов к совершению сделки, разделение общих и специфических стимулов к экономической концентрации необходимо для общей оценки её процессов в отраслях промышленности России. Экономическая концентрация в российской промышленности на протяжении десятилетия реформ отличалась рядом особенностей, которые существенно затрудняли деятельность антимонопольного органа по предварительному и последующему контролю влияния экономической концентрации на конкуренцию на товарных рынках. 5. Конкуренция и государственное регулирование. Государственное регулирование, в самом общем смысле, представляет собой использование ресурсов государства для ограничения свободного принятия решений экономическими агентами. Т.е. регулирование всегда является нарушением условий рыночной конкуренции. В то же время, на рынках, где эффективность снижается благодаря наличию различных «несовершенств», или «провалов», существует объективная необходимость государственного регулирования. Список используемой литературы 1. Борисов Е.Ф., Экономическая теория, М., 2002, с. 384 2. Журавлёва Г.П., Общая экономическая теория, М., 1998, с. 309 3. Липсиц И. В., Экономика, М., 2006, с. 656 4. Носова С.С., Основы экономики, М., 2002, с. 272 5. Радаев В.В., Формирование новых российских рынков: трансакционные издержки, формы контроля и деловая этика, М., 1998, с. 328 6. Радыгин, А., Собственность и интеграционные процессы в корпоративном секторе, Вопросы экономики, 2001, №5, с. 36 7. Государственное регулирование рыночной экономики, учебник, М., 2005, с. 829 8. Современная экономика. Общедоступный учебный курс, Ростов-на-Дону, 1998, с. 672 9. Источник: http://www.glossary.ru/cgi-bin/gl_sch2.cgi?RKutqzwlt.o9 10. Источник: http://www.tsru.com/index.php?mn=slovar&do=out&id=1&bk=114&slovo=monopolizm 1 Современная экономика. Общедоступный учебный курс, Ростов-на-Дону, 1998, с. 16-18 2 Борисов Е.Ф., Экономическая теория, М., 2002, с. 131-132 3 Журавлёва Г.П., Общая экономическая теория, М., 1998, с.3 4 Авдашева С.Б., Розанова Н.М., Калмычкова Е.Н., Политика поддержки конкуренции: антимонопольное регулирование и реструктуризация в отраслях естественных монополий, М., 2004, с. 10-13