Муниципальное образовательное учреждение – средняя обще образовательная школа № 5 с углубленным изучением английского языкаРазвитие музыкальных стилей от Древнего мира до Нового времени Подготовила: учитель 1 кв. категории Хайрутдинова Р. И. г. Альметьевск 2009 г.СодержаниеВведение …………………………………………………………………….. 3 I. Музыка Древнего мира ……………………………………………………6 1. Музыка Древнего мира и средневековья ……………………….....…..6 2. Музыка Древней Руси …………………………………………..............8 II. Музыка эпохи Возрождения ………………………………………..…… 10 III. Музыка XVII – XVIII вв. …………………………………………………11 IV. Музыка XIX – XX вв……………………………………………………...12 V. Заключение ………………………………………………………………...15 Список литературы……………………………………………………………17 Приложение …………………………………………………………………...18Введение Музыка обладает сильным воздействием на внутренний мир человека. Она может доставлять наслаждение или, напротив, вызывать сильное душевное беспокойство, побуждать слушателя к размышлениям и открывать перед ним неизвестные ранее стороны жизни. Именно музыке дано выразить чувства столь сложные, что их порой не возможно описать словами. Существуют инструментальные и вокальные музыкальные сочинения. Первые инструменты, по мнению исследователей, появились одновременно с возникновением речи, а значит, язык слов и язык музыки формировались параллельно, дополняя и обогащая друг друга. Из соединения звука и слова рождаются вокальные произведения, в которых музыка раскрывает внутреннее содержание текста, выявляет то, что спрятано «между строк». Принято говорить о музыке народной (фольклоре) и профессиональной. Авторов фольклорных произведений определить невозможно. Такую музыку не записывают, а устно передают из одного поколения в другое. В профессиональной музыке автор, как правило, известен; создание и исполнение сочинения - сложный процесс, которому специально учатся. Профессиональная музыка очень разнообразна. Так называемая лёгкая, развлекательная музыка создаётся для отдыха и часто воспринимается людьми как фон повседневной жизни. В этой области были написаны яркие, талантливые произведения, но, к сожалению, создано много и посредственных сочинений-однодневок. Самая сложная область профессионального музыкального искусства - классическая музыка. Слово «классический» подразумевает, что произведение заключает в себе серьёзное содержание, обращается к вечным вопросам человеческого бытия. В центре классических сочинений стоят те же нравственные, религиозные и философские проблемы, что и в творениях художников, богословов, писателей. Именно поэтому в истории классической музыки можно встретить те же стили и направления, что и в истории изобразительного искусства, архитектуры или литературы, - барокко, романтизм, импрессионизм и т. д. Музыка позволяет осознать сложные проблемы не только разумом, но и сердцем, как бы почувствовать их изнутри, не только размышлять, но и сопереживать. Особая сфера классической музыки - духовные произведения, обычно предназначенные для сопровождения богослужений. Подобные сочинения передают сокровенные религиозные ощущения человека. Чтобы воспринять такую музыку, нужно обладать определёнными религиозными знаниями, культурой и деликатностью. Слушать классическую музыку нелегко, она требует сосредоточения, моральной и интеллектуальной подготовленности. Однако это не означает, что мир классической музыки недоступен. Чтобы войти в него, необходимы лишь большое желание и немного терпения - и тогда слушатель с удивлением обнаружит, что произведение, написанное много лет назад, рассказывает о его собственных чувствах и надеждах, словно композитор смог заглянуть в душу человека, которого никогда не видел. Ещё одна важная область профессионального творчества - джаз и рок – музыка. Они передают восприятия мира человеком новой эпохи, жизнь которого резко изменили техническая революция, мировые войны и общественные катастрофы.Актуальность: музыка – неотъемлемая часть жизни, она отражает внутренний мир человека, сопровождает его в радости и печали, корнями уходит в глубокую древность, а ветвями упирается в современность.Цели: рассмотреть развитие музыкальных стилей от Древнего мира до нового времени. Для достижения данной цели ставятся и решаются следующие задачи: - изучение литературных источников - выявление связи между музыкой, религией, литературой, живописью, идеологией - проведение социологического опроса^ Предмет исследования: Развитие музыкальных стилей от Древнего мира до Нового времени.Объект исследования: музыка, история, культура. В данной работе мы рассмотрели развитие музыки от Древнего мира до Нового времени: Музыка Древнего мира и средневековья Музыка древней Руси Музыка эпохи Возрождения Музыка XVII – XVIII вв Музыка XIX - начало XX века Современная музыка. Также провели социологический опрос по выявлению симпатий у населения к тому или иному направлению в музыке. ^ I. Музыка Древнего мира1. Музыка Древнего мира и средневековья Древняя культура была прежде всего подчинена решению религиозных задач. Искусство рассматривали как средство, напоминающее о постоянном присутствии божеств в жизни, в том числе и в повседневных делах. Поэтому произведения светского содержания были проникнуты религиозным смыслом не меньше, чем культовая архитектура или изображения богов. Религиозные задачи возлагались и на музыку. Древний человек с особой остротой чувствовал силу воздействия музыки на самые сложные и сокровенные стороны души. Не случайно в большинстве стран музыканты были служителями храмов (а порой и жрецами); умение же играть на каком-либо инструменте считалось высшим, божественным даром. В исполнении музыки огромную роль играла импровизация: способность импровизировать воспринималась как состояние наивысшей близости музыканта к божеству. Может быть, поэтому древние авторы не всегда стремились записать свои произведения, и от огромной эпохи в три тысячелетия осталось ничтожно малое число сочинений. Именно в древности музыка сложилась как профессиональное искусство. Тогда же возникли основные группы музыкальных инструментов: ударные, струнные и духовые; зародились формы сольного и хорового пения; появились первые представления о музыкальных жанрах и ладах. Традиции древних цивилизаций в различных регионах сохранялись по-разному: если музыка Египта, Двуречья или античности воспринимается сейчас как далёкое прошлое, то для Индии и Китая древняя музыка - часть современной музыкальной культуры. ^ Музыка Древнего Египта и Двуречья Изучение музыки Древнего Египта и государства Двуречья сопряжено с рядом трудностей. Главная сложность состоит в том, что сами музыкальные произведения почти не сохранились. О музыкальной культуре эпох цивилизаций могут рассказать только косвенные данные – тексты гимнов и песнопений, произведения скульптуры и живописи, отдельные упоминания в документах. Сведения приходятся собирать по крупицам и находят их порой в самых неожиданных местах – хозяйственных отчётах, юридических договорах и даже в пособиях по изучению, математики или анатомии. Многочисленные изображения музыкантов на рельефах и фресках египетских гробниц и храмов говорят о большой любви древних египтян к музыке, они играли на разнообразных инструментах: струнных щипковых (арфа, лира), духовых (флейта, гобой), различных видов ударных (прил. 1). В древних государствах Двуречья, как и в Египте, музыкантов изображали на рельефах и особенно часто на цилиндрических печатях. Музыкальные инструменты: арфы, лиры, лютни, флейты. ^ Музыка древней Индии и Китая. Истоки индийской музыки восходит к третьему тысячелетию до н.э. (прил. 2). Главным принципом индийской музыки была импровизация, в основе которой лежала мелодия. Музыка была призвана вызывать у слушателя определённые чувства и состояния. Любовь, веселье, отвращение, гнев, удивление, успокоение. Первые упоминания о китайской музыки встречаются в легендах и мифах, документальные свидетельства относятся к XVI – XI вв до н. э. (прил.3 ).^ Музыка античности. Музыка древней Греции сохранилась в немногочисленных фрагментах, которые представляют собой надписи, высеченные на каменных колоннах и гробницах. Для музыкального письма использовали буквы и греческого и финикийского. Изображение музыкантов встречаются на античных вазах, упоминаются в трудах Аристотеля, Платона и других философов. Музыка играла главную роль в жизни древних греков. Она играла во время бракосочетаний, застолий, войн, похорон, была неотъемлемой частью религиозных праздников и представлений.^ Музыка средневековой Европы Историческую эпоху, пришедшую на смену Древнему миру, называют Средними веками. Началась она с падением Рима (476 г). Всё искусство было подчинено задачам христианского богослужения. Музыке отводилась самая трудная роль, она должна была помочь молящимся отрешится от повседневных забот, забыть о личных чувствах и сосредоточится на том, что открывали ему библейские тексты и церковные таинства. Активно развивалась «Григорианская» школа (хоральное пение). Формирование жанров и форм светской музыки происходило на основе народной традиции. Главными исполнителями народной музыки в городах были странствующие актёры. Они выступали в нескольких ролях сразу: как музыканты, танцоры, пантомимы, акробаты. (прил.4). ^ 2. Музыка Древней РусиО музыке Древней Руси (IX-ХII вв.) рассказывают памятники литературы и искусства - летописи, фрески иконы. В ряде других документов содержатся сведения о том, что музыканты выступали на улицах и плошадях городов. Музыка была обязательной частью обрядовых праздников - Масленицы (проводы зимы и встреча весны), Ивана Купалы (день летнего солнцестояния) и др. Проходили они обычно при большом стечении народа и включали игры, пляски, борьбу, конные состязания, выступления скоморохов – странствующих актёров и музыкантов. Скоморохи играли на гуслях, трубах, сопелях, бубнах, гудках. Звучала музыка во время торжественных церемоний при дворе князей. Так, перемена блюд на пирах сопровождалась инструментальной музыкой или былиной. На войне с помощью труб, рогов, сурн, барабанов, бубнов подавали сигналы и Создавали шум, который должен был испугать врага. Наиболее распространённым инструментом были гусли. Не случайно в «Слове О полку Игореве» ( XII в.) воспет Боян - эпический сказитель –гусляр. Однако отношение к гуслям было двойственное Они пользовались уважением за сходство с музыкальным инструментом библейского царя-псалмопевца Давида (неизменный атрибут его изображений - гусли). Но те же гусли в руках забавников-скоморохов порицались церковью. Скоморохи и предметы их быта, в том числе и музыкальные инструменты, исчезли в XVII в. Церковная музыка появилась после обращения Руси в христианство (988 Г.). (Прил. 5) Одно из важнейших сторон богослужения стало пение – человеческий голос считался совершенным музыкальным инструментом. Церковное песнопение записывались с помощью нотного письма, в котором звуки передавались знаками-символами – знамёнами. Своё происхождение они вели от Византии. Пение называлось знаменным распевом. ^ II. Музыка эпохи Возрождения Эпоха Возрождения или Ренессанс – поворотный момент в истории культуры европейских народов. В Италии новые веяния появились уже на рубеже XIII – XIV вв. Деятели возрождения признавали человека – его благо и право на свободное развитие личности – высшей ценностью. Такое мировоззрение получило название гуманизм (человечный). Полнее всего мировоззрение Ренессанса отражает искусство, в том числе музыка. В этот период ведущее место принадлежало вокальной церковной музыке, развитие многоголосия привело к появлению полифонии (от греч. «полис» - «многоголосный» и «фоне» - «звук», «голос»). При таком виде многоголосья все голоса в произведении равноправны. ^ Музыка Италии С наступлением эпохи Возрождения в Италии распространилось бытовое музицирование на различных инструментах; возникли кружки любителей музыки. Композиторская музыка была настолько сложна, что иногда мешало воспринимать текст богослужения: он терялся за изысканными сплетениями голосов, поэтому церковные власти относились настороженно к подобным произведениям. ^ Музыка Франции Для Франции XV-XVI столетия стали эпохой важных перемен: закончилась Столетняя война (1337 – 1453 гг) с Англией. Во время военных походов в Италию французы познакомились с достижениями итальянской культуры. Они глубоко прочувствовали и восприняли идеи итальянского Возрождения – гуманизм, стремление к гармонии с окружающим миром. Композиторы особое внимание уделяли светской многоголосной песне – шансон. Истоки его – в народном творчестве, в искусстве средневековых трубадуров. По содержанию и настроению шансон мог быть разным: любовные песенки, бытовые, шутливые, сатирические. В качестве текстов композиторы брали народные стихи, современную поэзию. Музыку исполняли на лютне, виоле. ^ III. Музыка XVII – XVIII На рубеже XVI - XVII столетий полифония стала уступать место гомофонии (от греч. «хомос» - «один», «одинаковый» и «фония» - «звук», «голос»). Выделяется один, исполняющий главную тему голос, а остальные играют роль аккомпанемента (сопровождения). Изменились представления о церковной музыке. Теперь композиторы стремились не столько к тому, чтобы человек отрешился от земных страстей, сколько к тому, чтобы раскрыть сложность его душевных переживаний. Появились произведения, написанные на религиозные тексты, но не предназначенные для обязательного исполнения в церкви (духовные сочинения – кантата и оратория). Возросло значение светской музыки: она звучало при дворе, в салонах аристократов, театрах. Сложился новый вид музыкального искусства. Инструментальная музыка тоже отмечена появлением новых жанров. Скрипка, клавесин, орган постепенно превратились в сольные инструменты. Музыка, написанная для них, давала возможность проявить талант не только композитору, но и исполнителю. Ценилась виртуозность. Композиторы XVII-XVIII столетий не только сочиняли музыку, но и виртуозно играли на инструментах, занимались педагогической деятельностью. Каждый серьезный музыкант стремился получить место либо при дворе монарха или богатого аристократа (у многих представителей знати были собственные оркестры или оперные театры), либо в храме. Большинство композиторов легко сочетали церковное музицирование со службой у светского покровителя. Возникший стиль барокко (от ит. «причудливый») нашел проявление в опере. Одно произведение соединяло в себе музыку, поэзию, драматургию и театральную живопись. Стремительно развивается органная, скрипичная музыка (И.С.Бах, Антонио Вивальди).^ IV. Музыка XIX – XX вековЗарубежная музыка. На рубеже XVIII – XIX столетий в европейском искусстве сложилось новое направление – романтизм. В отличие от представителей классицизма, которых интересовали прежде всего высокие общественные идеалы, романтики обратились к внутреннему миру человека. Композиторы-классики предпочитали такие жанры, как симфония, соната, опера, инструментальный концерт. Композиторы-романтики разработали лирическую миниатюру, дающую возможность выразить сокровенные чувства и движение души. Получили развитие песня и романс. Важным средством создания музыкального образа стало словесная программа, раскрывающая содержание произведения. Иногда музыка писалась как иллюстрация к произведению литературы или живописи. Проявился синтез искусств – литературы, живописи и музыки. Представителям романтизма свойственно внимание к фольклору. Композиторы в своих сочинениях использовали интонации, ритмы, мотивы народных песен и танцев. В романтической музыке нередки фантастические, сказочные образы. Особое место в ней занимают картины природы – как отражение внутреннего состояния человека. С середины XIX века в музыке Западной Европы появились черты реализма (от лат. – «действительный»). Новый художественный метод утвердился прежде всего в опере. Оперные персонажи перестали делится на «положительных» и «отрицательных», каждый представал во всей сложности и противоречивости характера. Яркие представители этой эпохи: Франц Шуберт, Фридерик Шопен, Рихард Вагнер, Джузеппе Верди и др. В последней трети XIX века появилось новое направление – импрессионизм (от фр. – «впечатление»). Музыканты импрессионисты, стремились передать тонкие и сложные ощущения, добиваясь изысканности и утончённости звучания. В первой половине XX века появляется новое течение – неоклассицизм (от греч. «нео» - «новый»). Композиторы обращались к полифонии, возрождали клавесинную музыку XVIII века. Возник интерес к старинным концертным жанрам – сюите, кончерто гроссо и др. Яркие представители этой эпохи: Клод Дебюсси , Морис Равель, Джакомо Пуччини и другие. ^ Музыка России. Для России XIX век стал эпохой формирования национальной музыкальной школы. Русские композиторы начали выезжать за границу. Там они общались с видными мастерами музыкального искусства, а главное – получали европейское музыкальное образование. Россия вызвала в Европе ответный интерес и на протяжении столетия немало выдающихся музыкантов гастролировали в Москве и Петербурге. В России утвердились европейские нормы концертной жизни. В стране была создана система музыкального образования европейского типа. В Петербурге (1862 г.) и Москве (1866 г.) открылись консерватории. В XIX в. Огромное внимание уделялось изучению фольклора. Русские композиторы считали народную музыку источником вдохновения. Они собирали народные песни и часто использовали их в своих произведениях, при этом не теряя своеобразия собственного музыкального языка (М.И.Глинка, М.П.Мусоргский, А.П.Бородин, Н.А.Римский-Корсаков, П.И.Чайковский и др). На рубеже 20-30 гг. XX в. ситуация начала резко меняться. Коммунистическая партия, пришедшая к власти в октябре 1917 г., стремилась контролировать не только экономику, политику, идеологию, но и культурную жизнь страны. В 50-х гг. в советскую музыку пришел неофольклоризм. Народная музыка часто искажалась, обработки приближали ее к авторским массовым песням, отличавшимся показной жизнерадостностью. Изучение подлинных образцов показало, что русский фольклор пронзительно эмоционален и трагичен. В 60-70 гг. в России сложился музыкальный авангард. Он возник позже, чем на Западе, поэтому методы и стили получил в готовом виде. ^ Музыка современного мира. Существует множество различных музыкальных направлений: авангард, авторская песня, блюз, вокал, джаз, кантри, классическая музыка, латин, рэп, этно и др. (прил. 6). Каждый может найти свою, близкую и понятную ему музыку. Проведя социологическое исследование с целью выявления музыкальных пристрастий и наиболее популярных стилей в форме опроса в двух возрастных категориях было выявлено следующее: Возраст от 14 – 20 Кол-во человек Возраст от 20 - 40 Кол-во человек Альтернатива 3 Блюз 6 Джаз 3 Джаз 2 Классика 4 Кантри 2 Панк 2 Классика 8 Поп 10 Поп 14 Рок 6 Рок 8 Рэп 10 Рэгги (рэггей) 2 R’ n’ B 4 Шансон 8 Рэгги (рэггей) 2 Ска 2 Эмбиент 4 В ходе данного исследования было опрошено 100 человек по 50 в каждой группе. В возрастной категории от 14 до 20 спектр музыкальных направлений более разнообразен. Однако прослеживается сходство интересов в 2 возрастных группах: джаз, классическая музыка, поп, рок, рэггей. Самыми популярными направлениями являются: Поп - 24 % Классика – 12% Рок - 14% Рэп – 10 %Заключение Любая культура, да и вся наша жизнь основана на звуке. При резком звуке мы вздрагиваем, при тихом - прислушиваемся, при спокойном - засыпаем. Полная тишина нас пугает, да и бывает она, как правило, перед землетрясением, или подобными неприятностями. Звуки веками использовались для целительства и трансформации. От гортанных заговоров шаманов древности до возвышенного григорианского пения в кафедральных соборах, звук и музыка играли важную роль в человеческой культуре. Она утешает в печали, помогает сосредоточиться, укрепляет память, облегчает усвоение языка. Магическая сила звуков может привести человека в отчаяние, заставить смеяться или, наоборот, успокоить. Но музыка еще и мощное лечебное средство, способ глубоко воздействовать на физическое и психическое состояние человека. * Медленная музыка в стиле барокко (Бах, Гендель, Вивальди, Корелли) дает ощущение устойчивости, порядка, безопасности и создает духовную стимулирующую среду, которая подходит для занятий или работы. * Классическая музыка (Гайдн и Моцарт) отличается ясностью, элегантностью и прозрачностью. Она способна улучшать, память и пространственное восприятие. * Музыка импрессионистов (Дебюсси, Фавр и Равель) основана на свободно текущих музыкальных настроениях и впечатлениях. Она вызывает приятные образы, как в сновидениях. Четверть часа сладкой дремы под такую музыку, после которых, необходимы гимнастические упражнения на растягивание (стретчинг), могут пробудить ваши творческие импульсы. * Джаз, блюз, регги и другие музыкальные и танцевальные формы, в основе которых лежат выразительные африканские мелодии, могут поднять настроение и вдохновить, дать выход радости, рассеять печаль, обострить юмор и иронию, повысить общительность. * Румба, маранга, макарена обладают живыми ритмами и импульсивностью, что повышает сердцебиение, делает дыхание более частым и глубоким, заставляет все тело двигаться. Самба, тем не менее, отличается редкостным свойством возбуждать и успокаивать одновременно. * Поп-музыка, а также народные мелодии провоцируют телодвижения, создают ощущение благополучия. * Рок-музыка может пробудить чувства, стимулировать активные движения, снять напряжение, ослабить боль и снизить неприятный эффект громких и резких звуков, присутствующих в окружающей среде. Эта музыка также способна создать напряжение, вызвать диссонанс, стресс и боль в организме. * Спокойная фоновая музыка или современные оркестровки, в которых нет четких ритмов, усиливает состояние расслабленной готовности. * Религиозная и обрядовая музыка, включая барабаны шаманов, церковные гимны, храмовую музыку, может успокоить нас и привести в состояние умиротворения. Наблюдая за переменами в состоянии и поведении человека, вызванными звуком, речью и музыкой, мы можем глубже понять явления, которые происходят с нами. Без звуков и музыки невозможно представить себе нашу жизнь. Глубокое понимание музыки требует от слушателя определённого усилия, ну как много обретает человек, сделавший это усилие! Перед ним открывается чудесный мир, наполненный звуками, покоряющими красотой и одухотворённостью. Этот мир открыт людям, главное- слушать музыку.^ Список литературы:1Энциклопедия для детей «Искусство» - м.: Аванта +, 2003 – 624 с. 2. История М. - Неф К., История западноевропейской музыки, пер. с франц., 2 изд., М., 1938; 3.Беляев.В., История русской музыки, т. 1-3, М., 1957-60; 4. Штейнпресс Б., Музыка XIX века. Популярный очерк, ч. 1, М., 1968; 5. Асафьев Б. В., Русская музыка. XIX и начало XX века, Л., 1968;Приложение: 1. Музыканты. Роспись гробницы. Древний Египет. XIV в. до н. э. ……19 2. Небесный музыкант. Скульптура из храма в Катьяваре, 10 в. ………..20 3. Статуэтка девушки, играющей на короткой лютне, которая попала в Китай во 2 в. н.э. из Центральной Азии. Эпоха Суй. Эрху (скрипка) ......21 4. Музыканты. Миниатюра из рукописи. Италия XI в. …………………...22 5. Скоморохи. Фреска Софийского собора в Киеве. ……………………....231. Музыканты. Роспись гробницы. Древний Египет. XIV в. до н. э. 2. Небесный музыкант. Скульптура из храма в Катьяваре, 10 в. 3. Статуэтка девушки, играющей на короткой лютне, которая попала в Китай во 2 в. н.э. из Центральной Азии. Эпоха Суй.Эрху (скрипка)4. Музыканты. Миниатюра из рукописи. Италия XI в.5. Скоморохи. Фреска Софийского собора в Киеве.