Реферат по предмету "Разное"


1. Виды итоговой государственной аттестации в соответствии с учебным планом

1. Виды итоговой государственной аттестации в соответствии с учебным планом:Итоговый экзамен по психологии и педагогике Итоговый экзамен по социальной педагогике и социальной психологииИтоговый экзамен по методике и технологии работы социального педагогаВыпускная квалификационная работаВопросыдля государственной аттестации по педагогике.Профессионально-педагогическая деятельность, её аспекты. Содержание педагогической деятельности. Основные виды и структура педагогической деятельности.Понятие о профессиональной компетентности педагога как интегральном проявлении профессионализма. Теоретические и практические умения педагога. Профессионально значимые личностные качества педагога.Аксиологические основы педагогики. Понятие о педагогических ценностях и их классификация: общечеловеческие, духовные, практические, личностные. Профессиональное самовоспитание учителя. Пути овладения педагогической профессией. Способы саморазвития личности будущего педагога. Опыт как источник профессионально-личностного развития педагога.Общее понятие о педагогике как науке. Объект, предмет и функции педагогики. Основные педагогические понятия (категории педагогической науки). Структура педагогической науки. Место педагогики в системе гуманитарных и естественных наук. Основные характеристики научно-педагогического исследования: актуальность, проблема, тема, цель, задачи, объект и предмет исследования; гипотеза, научная новизна, теоретическая и практическая значимость. Основные этапы исследования. Теоретические и экспериментальные методы педагогического исследования.Развитие, социализация и воспитание личности. Факторы социализации и формирования личности. Самовоспитание в структуре процесса развития личности.Логика учебного процесса и структуры процесса усвоения. Виды обучения и их характеристика. Деятельность учителя и учащихся в процессе обучения.Общие закономерности и принципы обучения. Принципы процесса обучения. Я.А. Коменский, А. Дистервег, К.Д. Ушинский о принципах процесса обучения. Система содержательных и процессуальных принципов обучения.Содержание образования как фундамент базовой культуры личности. Адекватность целей и содержания. Требования к содержанию образования и отбору, критерии отбора. ГОСТ: базовая, вариативная и дополнительная составляющие содержания образования. Учебные планы, программы, учебно-методические комплексы.Дидактические средства, функции дидактических средств. Современные взгляды на дидактические средства. Технические средства обучения и их использование в учебно-воспитательном процессе. Компьютерные средства обучения.Понятие метода обучения. Различные подходы к классификации методов обучения. Анализ возможностей различных методов. Выбор методов обучения. Методы оценки и проверки знаний. Требования к оценке знаний. Диагностика и оценка учебно-познавательных достижений школьника.Понятие формы обучения. Классификация форм обучения. Характеристика дополнительных форм организации обучения (семинар, практикум, домашняя работа, факультатив, экскурсия, дополнительные занятия, консультации, собеседование).Урок как важнейшая форма обучения. Типы и структура урока. Нестандартные уроки. Этапы подготовки к уроку. Анализ урока. Урок в условиях личностно ориентированного образования.Педагогические технологии. Классификация педагогических технологий. Современные дидактические концепции: развивающее обучение, личностно ориентированное обучение.Воспитание как социокультурный феномен. Движущие силы воспитания. Гуманизация как основа новой идеологии воспитания. Закономерности и принципы воспитания. Философско-мировоззренческая подготовка школьников. Основные пути и средства формирования мировоззрения школьников.Гражданское воспитание в системе формирования базовой культуры личности. Система гражданского воспитания в школе.Формирование основ нравственной культуры личности. Система нравственного воспитания в школе.Формирование основ эстетической культуры личности. Система эстетического воспитания в школе.Воспитание физической культуры личности. Система физического воспитания в школе.Метод как способ преобразующего взаимодействия педагога и воспитанника. Классификация методов воспитания. Условия оптимального выбора и эффективного применения методов воспитания.Организационные формы воспитания школьников. Основные виды форм воспитания: мероприятие, дело, игра, КТД. Современные воспитательные системы.Понятие, функции коллектива, его структура, методики формирования. Формирование личности в коллективе – ведущая идея в гуманистической педагогике.Квалификационная характеристика классного руководителя. Составляющие мастерства воспитателя. Документация классного руководителя. Взаимодействие классного руководителя с учителями, родителями, администрацией и общественностью в воспитании детей.Профессиональная ориентация школьников: профессиональное просвещение, профессиональная диагностика, профессиональная консультация, профессиональный отбор, профессиональная адаптация.^ Вопросыдля государственной аттестации по психологии Психология как наука. Основные этапы развития психологии как науки. Отрасли психологии. Связь психологии с другими науками. Значение психологических знаний для обучения и воспитания детей. Методы психологического исследования (виды и характеристика).Основные категории и закономерности психологии: «социальная ситуация развития», сензитивный период развития, ведущий вид деятельности и ведущий тип общения, новообразования возрастного развития, кризисы и стабильные периоды. Динамики развития. Деятельность человека. Понятие о деятельности. Отличие человеческой деятельности от активности животных. Характеристики деятельности. Структура деятельности. Виды человеческой деятельности. Развитие деятельности. Умения, навыки, привычки.Психика ее развитие, функции, структура. Сознание как высшая ступень развития психики. Взаимодействие сознания и подсознания «Я-концепция» и ее составляющие. Процесс самосознания и «Я-образ». Источники формирования самооценки. Фрустрация и пути выхода из нее. Эмоционально-волевая сфера человека. Понятие о воле. Волевая регуляция поведения. Развитие воли у человека. Эмоции и чувства в жизни человека.Темперамент и характер человека. Понятие о характере. Типологии характера по Э. Кречмеру и А. Е. Личко. Развитие характера. Свойства и типы темперамента. Учет темперамента в деятельности.Человек как индивид, личность, индивидуальность. Понятие «индивид», «личность», «индивидуальность», и их соотношение. Понятие личности в психологии. Личность как особое социальное качество индивида. Проявление индивидуальности. Индивидуальность как одна из сторон личности. Направленность личности.Мотив и мотивация. Понятие мотива и мотивации. Внешние и внутренние причины объяснения поведения человека. Мотивация и деятельность. Мотив достижения успеха и мотив избегания неудач. Личностная и ситуационная тревожность. Мотивация и личность. Ощущения и восприятие. Понятие об ощущениях. Общие свойства и виды ощущений. Основные характеристики восприятия. Законы восприятия.Внимание. Определение внимания. Функции внимания, свойства внимания. Виды внимания. --- Качества внимания. Развитие внимания.Память. Определение и понятие о памяти. Виды памяти. Процессы памяти. Теории и законы памяти. Формирование и развитие памяти.Мышление и речь. Понятие и определение мышления. Основные формы и операции мышления. Виды мышления по степени развернутости, по характеру решения задач, по форме, по степени новизны и оригинальности, по действенности контроля. Этапы мыслительных действий. Понятие и определение речи. Виды, функции, свойства речи. Отличие языка от речи. Расстройства и развитие речи. Воображение. Понятие и определение воображения. Воображение как основа наглядно-образного мышления. Виды воображения. Психологические механизмы воображения: комбинирование – аглютинация, акцентирование – заострение, гиперболизация, типизация, схематизация. Развитие воображения.Задатки и способности, склонности. Понятие о способностях. Признаки способностей. Задатки как составляющие природную основу, развитие способностей. Виды способностей: Талант как высокая ступень развития способностей. Одаренность как сочетание способностей. Гениальность – наивысшая ступень проявления творческих сил человека. Природа человеческих способностей.Возрастная периодизация: понятие, сущность, подходы. Основные подходы к построению периодизации возрастного развития. Периодизация возрастного развития по Л.С. Выготскому. Периодизация детского развития по Д.Б. Эльконину. Выделение эпох, периодов, фаз и рубежей в развитии ребенка по Д.И. Фельдштейну.Возрастные кризисы в жизни человека. Понятие кризиса возрастного развития. Проявление основных кризисов возрастного развития в жизни человека. Характеристика кризиса 3 лет, 6-7 лет, подросткового кризиса.Психическое развитие ребенка дошкольника. Предметная деятельность и игра в дошкольном возрасте. Психологические новообразования дошкольного возраста. Обучение дошкольников речи, чтению и письму. Подготовка дошкольников к учению в школе. Воспитание дошкольников в игре и в домашнем труде.Психическое развитие младшего школьника. Психологические особенности начального этапа обучения. Учебная деятельность младших школьников. Новообразования психического развития младшего школьника. Соотношение игровой и учебной деятельности у младших школьников. Воспитание младших школьников учении. Психическое развитие подростка. Общая характеристика социальной ситуации развития в подростковом возрасте. Ведущая деятельность и новообразования подросткового возраста. Особенности личностного развития в подростковом возрасте. Воспитание старшеклассников в школе. Воспитание в общении со сверстниками и взрослыми. Самовоспитание подростков.Психическое развитие юношей. Ведущая деятельность и новообразования психического развития в юности. Формирование и развитие морали, нравственное самоопределение юношей и девушек. Проблема выбора жизненного пути и профессионального самоопределения. Профессионализация трудовых умений и навыков. Психологические теории развивающего обучения. Развивающие технологии обучения. Психологические факторы, влияющие на успешность обучения. Роль оценки, отметки. Альтернативные подходы к оцениванию знаний: безоценочный, рейтинговый и т. д.Учебная деятельность и ее структура. Основные характеристики учебной деятельности. Состав (структура) учебной деятельности: мотивация, учебные задачи, учебные действия, контроль и самоконтроль, оценка и самооценка. Предмет, средства и способы учебной деятельности. Структура педагогической деятельности ее формы, характеристики, функции, содержание. Психологические основы индивидуализации обучения. Признаки индивидуализации обучения. Дифференциация в обучении. Направление индивидуализации обучения и методики изучения индивидуальных особенностей обучающихся. Психологические аспекты компьютеризации обучения. Воздействие информационно-компьютерных технологий и негативное влияние компьютеризации на личность обучающихся. Интеллектуальные предпосылки компьютерного обучения. Личностно - ориентированное педагогическое взаимодействие учителя и учеников при компьютерном обучении. Индивидуальные стили педагогической деятельности. Общая характеристика стиля педагогической деятельности. Определение стиля педагогической деятельности: авторитарный, демократический, попустительский и их содержательная сторона. Определение и культура педагогического общения. Направленность, специфика, единицы педагогического общения. Многоплановый характер общения. Стороны общения: коммуникативная, интерактивная, перцептивная. Роли (их содержание) и ролевые ожидания. Различия между статусом и ролью. Конфликты и пути выхода из них. Внутренний конфликт. Основные стили разрешения конфликтов: стиль конкуренции, стиль уклонения, стиль приспособления, стиль сотрудничества, стиль компромисса.Сущность и понятие учения, научения, обучения как деятельности. Мотивы учения. Учебные действия: заучивание учебного материала, понимание основного смысла. Действие контроля. Оценка и отметка - сходства и различие. Место учебных задач в учебно-воспитательной деятельности. Способ решения и особенности учебной задачи. Психологические требования к учебным задачам. Роль педагога в организации и развитии учебно-воспитательной деятельности школьника. Педагогическая профессия. Педагогическая профессия среди других профессий. Субъективные свойства педагога: научная подготовка, личный учительский талант, нравственно – волевые, любовь к детям. Структура субъективных свойств: объективные характеристики, субъективные характеристики.^ Вопросыдля государственной аттестации по социальной педагогике Понятие «личность» в социальной педагогике. Факторы, влияющие на развитие личности.Характеристика понятий «норма» и «отклонение от нормы» в социальной педагогике. Влияние различных «отклонений от нормы» ребенка на процесс его социализации.Семья - ведущее понятие социальной педагогики. Современная типология семей. Социально-педагогическая деятельность по адаптации семьи в обществе.Причины и типы семейного неблагополучия и их влияние на социализацию ребенка. Классификации семей группы риска как объект социально-педагогической деятельности. Содержание деятельности социального педагога с семьями, имеющими ребенка с отклонениями в развитии.Понятие «приемная семья» в социальной педагогике. Социально-педагогическая деятельность с приемной семьей.Виды учреждений государственного попечения детей-сирот. Содержание социально-педагогической деятельности с учреждениями государственного попечения детей-сирот.Сущность понятия «девиантное поведение» детей и подростков. Формы проявления девиантного поведения детей и подростков: детская/подростковая наркомания, алкоголизм, табакокурение и др.Социально-педагогическая деятельность с детьми и подростками девиантного поведения.Понятие «дети-правонарушители» в социальной педагогике. Содержание социально-педагогической деятельности с детьми-правонарушителями.Понятие «социализация». Мезофакторы социализации. Воспитательно-педагогический этноса, региона, типа поселения, средств массовой коммуникации.Личность и факторы ее социализации: макрофакторы, мезофакторы, микрофакторы. Человек – объект, субъект и жертва социализации. Определение и характеристика социально незащищенных контингентов: дети-сироты; дети, подвергшиеся насилию; матери-одиночки, многодетные семьи, безработные, инвалиды, хронически больные люди.Понятие об обществе. Полоролевая структура общества. Возрастная структура общества Социальная структура общества.Объект, предмет, задачи социальной педагогики. Становление и развитие социальной педагогики как отрасли научного знания. Категориальный аппарат социальной педагогики: социальное воспитание, социализация, социальная помощь, социальная защита, социально-педагогическая деятельность. Основные принципы социальной педагогики.Особенности процесса социализации детей с нарушениями в развитии. Социальное воспитание детей с проблемами в развитии как процесс содействия самоорганизации и в жизни.Бродяжничество, беспризорность, бездомность – социальные проблемы общества. Анализ последствий детской и подростковой беспризорности для общества.Досуговая деятельность как средство социализации личности. Задачи досуговой деятельности. Разнообразие содержания, форм и методов досуговой деятельности. Требования к организации досуга детей.Сущность, механизмы, факторы и основные виды социализации личности.Воспитание здорового образа жизни. Особенности отношения общества к здоровью и болезням детей. Сущность здорового образа жизни.Характеристика семейного, религиозного, социального, коррекционного и диссоциального воспитания.Культурно-исторические традиции воспитания и их роль в социализации личности. Традиция как форма передачи социальных ценностей, идей, взглядов (обычаев) от одного поколения к другому, как способ сохранения и развития народной культуры. Воспитательная ценность народных традиций – обращение к духовному миру молодежи, формирование нравственного образа жизни.Детские общественные организации и объединения. Детское движение как часть социального движения различных групп, объединенных общими ценностями, системой норм, регулирующих их поведение. Задачи целенаправленной социализации: естественно-культурные, социально-культурные, социально-психологические. Значение кризисов развития личности для социализации.Социально-перспективные контингенты. Проблемы выявления одаренных детей и их поддержки. Социальная поддержка молодежи со спортивными задатками, рационализаторскими склонностями и др.Социализация как процесс адаптации и интеграции человека в обществе. Адаптация как процесс приспособления человека социальной группы к новым условиям социальной среды.Вопросыдля государственной аттестации по социальной психологии Социальная психология как наука (объект, предмет, задачи социальной психологии). Отрасли социальной психологии.Основные этапы развития социальной психологии.Понятие социальной роли. Виды социальных ролей.Методология и теоретические основы социальной психологии.Система явлений, изучаемых современной социальной психологией.Методы исследования, используемые в социальной психологии.Связь социальной психологии с другими отраслями научных знаний.Коммуникативная структура малой группы. Типы информационных групповых связей.Групповое сплочение и определяющие его факторы.Общность как социально-психологический компонент. Виды общностей, их особенности.Понятие социальной группы, ее основные признаки.Классификация социальных групп.Социометрическая структура малой группы. Социометрический статус в малой группе. Факторы, влияющие на величину статуса.Структура социальной власти в малой группе. Лидерство и руководство.Теории лидерства: «теория черт», «ситуационная теория», «теория определяющей роли последователей», «реляционная теория».Процесс группового давления. Конформизм и нонконформизм.Характеристика внутригруппового межличностного конфликта.Развитие малой структуры. Модель развития школьного класса (по Стэнфорду, Рсарку).Общая характеристика конфликта. Основные формы завершения конфликта.Характеристика процесса принятия группового решения. Методы обсуждения: групповое интервью, мозговой штурм, групповая дискуссия.Соотношение базовых понятий: «индивид», «индивидуальность», «субъект». Сущностная характеристика личности.Основные подходы к изучению личности в зарубежной и отечественной психологии.Психологическая структура личности.Внутренние поведенческие регуляторы поведения личности (установки, отношения).Понятие социализации. Факторы социализации личности.Механизмы и средства социализации.Стадии развития личности в процессе социализации (по А.В. Петровскому).Понятие «виктимология». Социальные факторы виктимологии.Вопросы по методике и технологии работы социального педагога.Сущность, специфика и структура социально-педагогической деятельности. Компоненты структуры социально-педагогической деятельности: субъект, объект, цели, задачи.Функции и роли социального педагога. Средства и приемы социально-педагогической деятельности. Личностная характеристика и профессиональная компетентность. Психологический портрет социального педагога, индивидуальные и личностные характеристики, их специфика.Понятие «методика». Сущность методов социально-педагогической деятельности. Методы убеждения и упражнения в деятельности социального педагога. Понятия: «технология», «социальная технология», «социально-педагогическая технология». Структура – компонентный состав технологии. Характеристика структуры социально-педагогической технологии общего типа. Виды социально-педагогической технологии: общие, частные и специальные социально-педагогические технологии.Формы социально-педагогических технологий: экстренные и непрерывные. Социально- диагностические методы в работе социального педагога.Сущность и содержание социальной профилактики. Основные моменты содержания практики профилактической работы.Сущность и содержание социально-педагогической коррекции. Сущность и содержание социальной адаптации. Методы социальной адаптации.Функции в процессе реабилитации социально-педагогической деятельности. Основные виды деятельности социального педагога в процессе социально-педагогической реабилитации. Опека и попечительство в работе социального педагога.История попечительства детей в России. Попечение сирот в современных условиях.Консультирование как метод работы социального педагога. Процесс консультирования. Методика педагогической деятельности.Патронаж как социально – педагогическая технология.Использование патронажа социальным педагогом при работе семьей.Сущность социально-педагогического проектирования. Технология социально-педагогического проектирования. Сущность прогнозирования в деятельности социального педагога. Предмет направленного прогнозирования в работе социального педагога. Структура прогнозирования.Сущность помощи и поддержки в работе социального педагога. Виды помощи и поддержки.Экспертиза в деятельности социального педагога. Виды экспертизы.Организация досуга работы социального педагога. Технология организации досуга в работе социального педагога. Использование социальным педагогам игровых технологий в организации досуга воспитанников.Задачи социального педагога как организатор досуга. Социально-педагогическая деятельность с детьми, имеющими отклонения в развитии (дети с нарушением интеллекта)Социально-педагогическая деятельность с детьми, имеющими отклонения в развитии (дети с психическими заболеваниями и ранним детским аутизмом).Социально-педагогическая деятельность с детьми, имеющими отклонения в развитии (дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата)Социально-педагогическая деятельность с детьми, имеющими отклонения в развитии (дети с нарушением слуха)Социально-педагогическая деятельность с приемной семьей. Социально-педагогическая деятельность в учреждениях государственного попечения. Социально-педагогическая деятельность в детском доме.Методика работы социального педагога с одаренными детьми.Особенности деятельности социального педагога в коррекционном образовательном учреждении.Методика и технологии работы социального педагога в общеобразовательных школах.Методика работа социального педагога в приютах и интернатных учреждениях.Социально-педагогические технологии работы с детьми девиантного поведения (проституция).Социально-педагогическая деятельность с подростками, склонными к употреблению алкоголя.Социально-педагогическая деятельность с несовершеннолетними правонарушителями.Социально-педагогическая деятельность с детьми наркоманами. Социально-педагогические технологии профилактики наркомании среди несовершеннолетних.Проблема наркомании. Классификация и типы наркотиков. Особенности подростковой наркомании. Организация социально-педагогической деятельности с детьми-наркоманами. Методика работы социального педагога с трудными подростками.Методика работы социального педагога в исправительных учреждениях.Методика работы социального педагога с бродяжничеством и беспризорностью.Методика работы социального педагога в подростковых клубах.Методика работы социального педагога в детских объединениях.Методика работы социального педагога в молодежном общественном движении.Социально-педагогические технологии работы с неблагополучной семьей. Особенности работы социального педагога с семьями, имеющими детей с отклонениями в развитии.Особенности работы социального педагога по социальной защите семей, имеющих детей-инвалидов.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.