УРОК. Подготовка отмены крепостного права (проблемно — проектная дисскусия с элементами игры). (Подготовила — учитель истории Исхакова Ф. А.) Цель занятия: сформировать у учащихся представление о борьбе за крестьянскую реформу, показать основные лагеря в этой борьбе и ситуацию исторического выбора на примере различных вариантов отмены крепостного права. Форма урока позволяет сформировать важнейшие интеллектуальные умения — анализировать, сравнивать, обобщать, вести полемику, работать с документом. Изучение предварительной подготовки реформы поможет учащимся глубже понять саму реформу, понять, что на исход исторических событий, помимо объективных экономических факторов, влияет расстановка политических сил, прочность позиции руководителей государства и их оппонентов. Опережающее задание: Класс разбивается на группы — трем группам предлогается сформировать варианты проектов решения аграрного вопроса крепостниками, либералами и представителями революционного лагеря. Четвертая группа — правительство — должна выбрать приемлеый проект (ученики еще не изучали материалы реформы 1861г.) и обосновать свое решения.Группа экспертов дает анализ условий, при котором возможно принятие каждого из трех проектов и оценивает правильность изложения позиций и правительственный выбор. Учитель рассказывает о подготовки реформы, используя материалы монографии историка Ключевского «Русская история» На доске вывешивается схема государственных учереждений, которые занимались подготовкой реформы. 1. Учащиеся должны обсудить следующие вопросы: - задачи и функций учереждения, - кто стоял во главе учереждения. а) Далее ребятам предлогаются пакеты документов из хрестоматии: эпоха реформ 60 — х годов в России, М., 1993: б) Зачитавается перечень документов: Учитель предлогает их изучить для разроботки проекта в) Учитель предлагет ребятам схуему с возможными решениями. Учащимся предлагается карточка для заполнения: Уничтожить крепостное право Сохранить крестьянская община Укрепить помещечье землевладение 3. В процессе работы над проектами изучаются документы и выявляются особенности отмены крепостного права в различных губерниях страны. С этой целью детям предлагаются познавательные задания: Задание 1. Перед вами — письма двух помещиков, написанных накануне отмены крепостного права. Они датируются 1857 годом. Авторы размышляют о возможном освобождении крестьян от крепостной зависимости. Подумайте, из каких губерний они написаны и почему столь противоречивое мнение об освобождении крестьян существовала в среде дворян? Чье мнение, на ваш взгляд, более соотвествовало действительности? 4. Задание 2. Используя таблицу «Барщина и оброк в помещичьях имениях в 1858 году», обьясните, в каких районах России было выгоднее освобождать крестьян от крепостной зависимости. Предположите, каким образом произойдет освобождение. 1) Помещики черноземных губерний: - освободить крестьян без земли; - похоронить реформу 2) Помещики нечерноземных губерний: - освободить крестьян с землей; - взять выкуп, несоразмерный со стоимостью земли; - правительство должно гарантировать выкупную операцию.1. группа. Либеральный проект, вырадающий мнение помещиков нечерноземных губерний. Ученики могут выступить от имени предводителя тверского дворянства А.М.Унковского, правоведов К.Д.Кавелина, Б.Н. Чичерина и др. 2. группа. Консервативный проект, выражающий интересы помещиков-крепостников из черноземных губерний. Ученики могут выступить в ролях предводителя дворянства Полтавской губернии М.П. Позена, генерал-губернаторов Виленской, Гродненской и других губерний - В. Назимова, М.Муравьева и др. Промежуточную позицию между этими двумя лагерями занимал самарский губернатор Ю.Ф. Самарин, который полагал, что необходимо: - освободить крестьян постепенно, в течение 10-12 лет; - в течение этого срока крестянам нужно будет обрабатывать землю за барщину. 3. группа. Радикальный проект реформы. Учащиеся могут выступить в роли А.И. Герцена, Н.А. Некрасова, Н.Г. Чернышевского или Н.А.Добролюбова и др. 4. группа.Правительственный лагерь. Ребята могут выступить в роли «мотора» реформы Н.А. Милютина, или председателя редакционных комиссий Я. И. Ростовцева, или в ролях В.И.Панина, Ю.Ф. Самарина, В.А. Черкасского и др. Эксперты подводят итоги работы «проектных» групп: чей проект оказался на данном урокен более убедительным? Учитель предлагает учащимся закрепить материал просмотром проекта Леонида Парфенова по теме «Крепостное право. Домашнее задание: написать сочинение на тему «Как прошло бы развитие России, если бы победил проект моей группы в 1861 г.?»