Вариант 1 1. Какие три рода литературы тебе известны? А) Б) В) 2. Лирика – это а) повествование о событиях, предполагаемых в прошлом; б) род литературы, в котором действительность отражается путем передачи глубоких душевных переживаний, мыслей и чувств автора; в) стихотворение из двух строк. 3. Какие стихотворные размеры являются двусложными? Подчеркни. Дактиль, ямб, анапест, хорей, амфибрахий. 4. Определите в четверостишии вид рифмовки: а) ...Мчатся тучи, вьются тучи, Невидимкою луна Освещает снег летучий, Мутно небо, ночь мутна... б) .. .Слыхали ли вы за рощей глас ночнойПевца любви, певца своей печали,Когда поля в час утренний молчали,Свирели звук унылый и простой... в) Роняет лес багряный свой убор,Сребрит мороз увянувшее поле,Проглянет день как будто поневолеИ скроется за край окружных гор.. 5. Из какого произведения Горького взят этот отрывок?«Оно пылало так ярко, как солнце, и ярче солнца, и весь лес замолчал, освещённый этим факелом великой любви к людям, а тьма разлетелась от света его и там, глубоко в лесу, дрожащая, впала в гнилой зев болота. Люди же, изумлённые, стали как камни». 6. Из какого произведения взят данный отрывок?«Собака выла - ровно, настойчиво и безнадёжно. И тому, кто слышал этот вой, казалось, что это стонет и рвётся к свету сама беспросветно тёмная ночь, и хотелось в тепло, к яркому огню, к любящему женскому сердцу». а) Леонид Андреев «Кусака». б) Андрей Платонов «Юшка». в) Фёдор Абрамов «О чём плачут лошади». 7. Соотнесите средства художественной выразительности, используемые писателем для создания образа бабушки, с примерами из текста. «Говорила она», Сравнение «до неё как будто спал я» «Слова, похожие на цветы», «тёмные, как вишни, зрачки» Инверсия «Ласковые, яркие, сочные слова», «молодое и светлое лицо» Эпитеты 8. Что составляло смысл жизни цветка из рассказа Платонова «Неизвестный цветок»? а) Один раз в день радоваться лучам восходящего солнца. б) Во что бы то ни стало спрятаться от ветра. в) Жить, расти, бороться за счастье жить. 9. Какие чувства вызывает у автора Юшка из рассказа А. Платонова «Юшка»? а) Любопытство, б) Уважение, в) Сострадание. 10.Темой рассказа Е. Носова «Кукла» является: а) Описание жизни простого деревенского человека. б) Изображение нравственных истоков жизни, отношение к земле и природе. в) История брошенной куклы. 11. К какому типу народных сказок близки сказки М. Е. Салтыкова-Щедрина? а) Волшебные б) О животных в) Бытовые. 12. Каково авторское отношение к мужику в сказке М. Е. Салтыкова-Щедрина «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил»? а) Восхищение, любование. б) Презрение, пренебрежение. в) Сожаление, горечь. г) Безразличие. 13. Определите жанр произведения И. С. Тургенева «Бирюк». а) Повесть. б) Очерк. в) Притча. г) Рассказ. 14.Почему Бирюк всё же отпустил крестьянина? а) Постеснялся своей жестокости перед барином. б) Испугался мести крестьянина. в) Пожалел мужика. г) Понял, что крестьянин доведён до крайней степени нищеты. 15. Из какого произведения взят этот отрывок?«Деревня, будто большим пуховым одеялом, была покрыта туманом. Ближние дома были еще видны, дальние едва проглядывали темными пятнами, а еще дальше, к реке, уже ничего не было видно...»Ключ. Вариант 1 2. Б 3. ямб, хорей 4.а-перекрестная, б- кольцевая, в- кольцевая 5.»Старуха Изергиль» 6. А 7. 8. В 9. Б 10. Б 11. Б 12. В 13. Г 14. Г 15. Ю. Казаков «Тихое утро»Ключ. Вариант 2 2. А 3. дактиль, анапест, амфмбрахий 4. Б 5. а –перекрестная, б – перекрестная, в – кольцевая 6. «Юшка» 7. 8. Б 9. В 10.В 11.Б 12.Г 13.А 14.В 15.БВариант II Какие жанры относятся к эпическому роду литературы? А) Б) В) Г) Повесть - это... а) Средняя форма эпической прозы, литературное произведение, описывающее не одно, а целый ряд событий, лиц, проблем. б) Короткий рассказ с острым сюжетом и неожиданным финалом. в) Стихотворное повествовательное произведение с развёрнутым сюжетом и ярко выраженной лирической оценкой того, о чём повествуется. Какие стихотворные размеры являются трёхсложными?Дактиль, ямб, анапест, хорей, амфибрахий. Эпиграф - это... а) стихотворная строка, в которой заключена основная характеристика героя; б) изречение, отрывок из произведений различных писателей, которые автор помещает после названия произведения или перед отдельными его главами; в) краткое описание развития сюжета. 5. Определите в четверостишиях виды рифмовки. а) ...Не пылит дорога,Не дрожат листы,Подожди немного,Отдохнёшь и ты. б) Долго ль мне гулять на светеТо в коляске, то верхом, То в кибитке, то в карете, То в телеге, то пешком? в) Везде покоится народ; Утих и шум, и крик торговый; Лишь только лает страж дворовый Да цепью звонкою гремит. 6. Из какого произведения взят этот отрывок? «Затем дети снова бросали в него предметы с земли, подбегали к нему, трогали его, толкали, не понимая, почему он не поругает их, не возьмёт хворостину и не погонится за ними, как делают это большие люди. Дети не знали другого такого человека». 7. Соотнесите средства художественной выразительности, используемые писателем, с примерами из текста: Сравнение «точно большая кошка», «мягкая такая же, как этот ласковый зверь» «белые крепкие зубы», Инверсия «бескорыстная любовь», «тёмная кожа щёк» «до неё как будто спал я», «явилась она» Эпитеты8. Каково авторское отношение к Бирюку из одноимённого рассказа? а) Уважение. б) Сочувствие. в) Пренебрежение. г) Осуждение. 9. Какова, с вашей точки зрения, основная черта характера Бирюка? а) Честность, ответственность. б) Жестокость. в) Доброта. г) Любовь к детям. 10. Определите идею сказки «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил». а) Обличение чиновничества. б) Восхваление трудолюбия простого народа. в) Проблема рабского положения и бесправия покорного народа в условиях крепостничества. г) Преодоление сложностей, возникших у генералов на острове. 11. Какой приём использует автор в следующем отрывке:«...Вдруг оба генерала взглянули друг на друга: в глазах их светился зловещий огонь, зубы стучали, из груди вылетело глухое рычание. Они начали медленно подползать друг к другу и в одно мгновение ока остервенились. Полетели клочья, раздалсявизг и оханье; генерал, который был учителем каллиграфии, откусил у своего товарища орден и немедленно проглотил...» а) Гипербола, б) Гротеск, в) Иносказание, г) Сатира. 12. Определите жанр произведения А. П. Чехова «Хамелеон». а) Повесть, б) Очерк, в) Эпиграмма, г) Рассказ. 13. Кого в произведении А. П. Чехова можно назвать «хамелеоном»? а) Очумелова. б) Хрюкина. в) Елдырина. г) Повара, д) Толпу зевак. 14. Почему «без Юшки жить людям стало хуже»? а) Им не на ком стало вымещать злость и обиду. б) Он был незаменим в кузнице. в) Он был сельским праведником. 15. Вспомните рассказ Абрамова «О чём плачут лошади».Почему рассказчик считает, что у него с Рыжухой уже не будеттой искренности и того доверия, которые были до сих пор? а) Он не понял душевных переживаний лошади и обманул её. б) Он считает себя виноватым в том, что прошли «счастливые времена» для лошадей. в) Он не накормил Рыжуху.