Реферат по предмету "Разное"


1. Культура (лат cultural) уровень, степень раз­вития, достигнутые в какой-либо отрасли знания или деятельности

ОКУЛЬТУРЕучитель ОБЖ Ефремов М.Ф. 1. Культура (лат. cultural) - уровень, степень раз­вития, достигнутые в какой-либо отрасли знания или деятельности. Знания изучаемых в школе предметов нужны не только для экзаменов, а в течение всей жизни. Вот только степень необходимости знаний разных пред­метов тоже разная. Математику не нужны глубо­кие знания по биологии, а биологу - по математи­ке. Что же касается знаний правил, умений и навы­ков безопасного поведения на дороге, то они нужны всем и всегда, на всю сознательную жизнь. Другое дело, что в нашем обществе дорожная безопас­ность, как и в целом, забота о личной безопаснос­ти, еще не является осознанной и необходимой ес­тественной общественной потребностью. Одним из необходимых условий формирования у школьников сознательного и ответственного от­ношения к вопросам личной безопасности и безо­пасности окружающих является воспитание у них общепризнанных нравственных норм поведения. Формирование этих норм и правил поведения школьников является основой воспитания культу­ры безопасности, одной из первейших задач шко­лы. Следует подчеркнуть особую сложность этой задачи. Ее решение возможно лишь путем преодо­ления внешних и внутренних препятствий, усили­ем воли учителей, их целеустремленностью и на­стойчивостью. Только таким образом стиль поведения школь­ника станет безопасным для него и для общества, сделает его способным управлять своим поведени­ем и поступками не только в типичных, но и в эк­стремальных ситуациях. Формирование культуры поведения школьни­ков - задача архисложная, но вполне выполни­мая. К величайшему сожалению, на сегодняшний день мы по-прежнему находимся в стадии дек­ларирования необходимости ее решения, а не на пути активного осуществления этой задачи. И чем дольше мы будем пребывать в таком со­стоянии, тем больше будет принесено жертв в бесплодной борьбе за безопасность дорожного движения. «Понятие "безопасность " у нас в стране еще не так давно воспринималось едва ли ни в единственном случае - только в сочетании с прилагательным "государственная». Возврат же этого понятия в нашу жизнь наблюдается вместе с про­зрением и в отношении того, что сегодня нет ничего важнее безопасности человека в обще­стве. Помимо понятия «государственная безопасность» появились такие, как «человеческая», «гражданская», а также «всеобъемлющая» безопасность. Говорят у нас и о необходимости обеспечения безопасности дорожного движения. И говорят немало, иногда даже учат школьников запоминать требования Правил дорожного движения и, гораздо в меньшей степени, применять их на дороге. При этом слабо поставлено воспитание сознательной дисциплины дорожного движения. Следует подчеркнуть - принудительная, формальная дисциплина ОПАСНА! Именно она породила пресловутые и небезопасные утверждения, внушаемые школьникам: «Красный - стой! Зеленый иди!» В повышении безопасности дорожного движения важная роль принадлежит, воспитанию сознательной дисциплины дорожного движет строгому выполнению его правил. 2. Воспитание культуры Вывод ясен - процесс обучения Правилам дорожного движения нельзя отрывать от воспитания культуры безопасности дорожного движения. При этом следует иметь в виду, что цель воспитания заключается не в усвоении каких-то особых. Заранее заданных взглядов, а в развитии способности самостоятельно определять свои действия и по ступки. Эта цель состоит не в формировании определенного поведения, а в развитии способности к саморегуляции адекватного поведения. Данные цели исходят из понимания необходимо­сти развития личности как развития ее способно­стей самостоятельно решать познавательные, а практические задачи в различных сферах жиз­недеятельности (в том числе и в дорожном дви­жении). Изложенный подход относится и к опре­делению целей обучения, которое можно рассмат­ривать как частный случай воспитания, один из его путей. Писатель Борис Васильев писал: «А что та­кое воспитание? Знания, как себя вести в той шли иной обстановке? Нет, разумеется. Воспитание есть процесс закладывания в ребенка нравственных представлений о том, что такое хорошо и что такое плохо. То есть критериев Добра и Зла». Школьная система образования не в состоянии обеспечить освоение учащимися всех элементов культуры. Поэтому она вынуждена решать пробле­му отбора знаний из некоторых областей культу­ры, которые становятся предметом специально­го изучения в условиях школы. Детский дорожно-транспортный травматизм из гола в год остается стабильно высоким, опережая все другие виды травматизма. А в последние годы в стране отмечается даже рост количества ДТП с участием детей. За год более 1,5 тыс. детей по­гибают и свыше 25 тыс. получают ранения! «Проблема дорожно-транс­портного травматизма по своим масштабам и тяжести последствий приобретает ПРИЗНАКИ НАЦИОНАЛЬНОЙ КАТАСТРОФЫ». Такое чрезвычайно-тревожное положение дел с дорожно-транспортным травматизмом не может не беспокоить наше общество, и в первую очередь родителей и учителей школ. Но, даже признавая и отдавая должный приори­тет воспитанию культуры безопасности дорожно­го движения, нельзя это делать в отрыве от всех других проблем безопасности жизнедеятельности, от воспитания общей культуры. Правила существуют не только в дорожном дви­жении, они сопровождают нас везде и всегда. Здороваться, чистить зубы - ведь это тоже правила. Может даже возникнуть сомнение: «А не слишком ли усложнится жизнь, если постоянно находиться под давлением правил. Если переходить обычную улицу с такой же опаской, как будто она обстрели­вается вражескими снайперами... Не стоит дра­матизировать ситуацию. Культура безопасности усложняет жизнь не больше, чем культура обще­ния или личная гигиена. Ведь современного человека не тяготит, что он чистит по утрам зубы, наде­вает свежую рубашку, моет руки перед едой, пользу­ется телефоном и т.п. Привычка, доведенная до автоматизма, избавляет от многих сложностей». Привычка, означает поведение, об­раз действий, ставшие в жизни обычными, посто­янными, а еще это – навык и умение. Однако что касается Правил дорожного движе­ния, то привычка нужна в их соблюдении, но нельзя действовать на дороге по привычке в нетипичной, экстремальной ситуации. Мы постоянно констатируем, что одной из при­чин ДТП является низкая культура участников движения, их недисциплинированность. Надо ска­зать, что проблема дисциплины на дорогах сегод­ня решается слишком прямолинейно. Справедли­во настаивая на необходимости высокой дисцип­лины на дорогах, требуя от пешеходов и особенно от водителей неукоснительного выполнения ПДД, контролирующие органы, как правило, не дости­гают нужного эффекта. Одна из причин - блюсти­тели порядка на дорогах не учитывают, что пешехо­ды, водители и пассажиры участвуют в дорожном движении не для того, чтобы бороться с опасно­стью, а чтобы попасть из пункта А в пункт Б. Веро­ятно, низкая эффективность многих профилакти­ческих акций и компаний по воспитанию дорож­но-транспортной дисциплины («Внимание: дети!» и т.п.) как раз в этом и заключается. Нельзя забывать, что человеку присуще чувство самосохранения, и он сам не хочет погибнуть на дороге, попасть в ДТП. Но он не всегда правиль­но оценивает ситуацию на дороге. Поэтому, повы­шая требовательность к соблюдению Правил до­рожного движения, необходимо постоянно разви­вать в каждом участнике дорожного движения понимание опасности на дороге, целенаправлен­но разрушать часто встречающиеся иллюзии безо­пасности. А для этого необходимо продумывать и осуще­ствлять систему постоянного обучения культурно­му, а значит, и безопасному поведению на дорогах всех возрастных групп населения начиная с дош­кольного возраста и кончая пенсионным. Не менее важно, наряду с предъявлением пеше­ходам требований соблюдать правила, создать ус­ловия для их выполнения, что является во всем мире неотъемлемым правом пешехода. Таким образом, можно констатировать, что при­чины, не позволившие человечеству на данном эта­пе достичь относительной безопасности на доро­гах, напрямую связаны с недостаточным уровнем культуры безопасности дорожного движения. Следует обратить внимание и особо подчерк­нуть, что уменьшение числа ДТП и повышение общей культуры дорожного движения достигают­ся через обучение, которое ведется в тесной связи с воспитанием. Добиться того же результата толь­ко путем обучения невозможно. Обеспечение бе­зопасности дорожного движения должно идти че­рез воспитание участника движения, входе уме­лого и комплексного обучения. Такой путь является эффективным и относительно дешевым средством обеспечения безопасности дорожного движения, не требующим при его последовательном примене­нии больших разовых затрат. Именно отсутствие последовательности в вос­питании, как и во всех других аспектах обеспечения дорожной безопасности, является одной из главней­ших причин нашего неуспеха в этом важном деле. Одним из важнейших направлений воспи­тания участников дорожного движения является обучение детей, так как именно в детстве заклады­ваются общие основы сознательного отношения к безопасному поведению, включая поведение на дороге. Обучение детей дорожному движению должно вестись не от случая к случаю, а систематически, целенаправленно и последовательно. В ходе это­го обучения дети должны получить знания, уме­ния и навыки, необходимые для безопасного дви­жения. Таким образом, тема воспитания культуры бе­зопасности на дорогах многообразна и многолика.Изучение правил дорожного движения для пешеходов пре­дусмотрено в школьном курсе «Основы безопасности жиз­недеятельности». Но этот раздел в учебниках освещен весьма скромно и поверхностно, что никак не соответствует значимос­ти проблемы. Ученикам стремлюсь донести одну простую истину - безопасность на наших дорогах зависит не только от приобре­тенных знаний, но и от того, как мы этими зна­ниями пользуемся в повседневной жизни. На уроках ОБЖ получают знания об организа­ции предупредительно-профилактической работы по «Правилам дорожного движения в школе», и при проведении внеклассных мероприятий стараюсь больше уделять внимания. Начальные классы также принимают участие во внеклассной работе по ПДД в «День защиты детей». Классные руководители проводят, уроки по программе ПДД делая соответствующие запись в журнале. Для профилактики дорожного движения среди школьников, необходимо выявить детей имеющих транспорт (вело и мотто) и проводить с ними инструктажи по ПДД.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.