ОКУЛЬТУРЕучитель ОБЖ Ефремов М.Ф. 1. Культура (лат. cultural) - уровень, степень развития, достигнутые в какой-либо отрасли знания или деятельности. Знания изучаемых в школе предметов нужны не только для экзаменов, а в течение всей жизни. Вот только степень необходимости знаний разных предметов тоже разная. Математику не нужны глубокие знания по биологии, а биологу - по математике. Что же касается знаний правил, умений и навыков безопасного поведения на дороге, то они нужны всем и всегда, на всю сознательную жизнь. Другое дело, что в нашем обществе дорожная безопасность, как и в целом, забота о личной безопасности, еще не является осознанной и необходимой естественной общественной потребностью. Одним из необходимых условий формирования у школьников сознательного и ответственного отношения к вопросам личной безопасности и безопасности окружающих является воспитание у них общепризнанных нравственных норм поведения. Формирование этих норм и правил поведения школьников является основой воспитания культуры безопасности, одной из первейших задач школы. Следует подчеркнуть особую сложность этой задачи. Ее решение возможно лишь путем преодоления внешних и внутренних препятствий, усилием воли учителей, их целеустремленностью и настойчивостью. Только таким образом стиль поведения школьника станет безопасным для него и для общества, сделает его способным управлять своим поведением и поступками не только в типичных, но и в экстремальных ситуациях. Формирование культуры поведения школьников - задача архисложная, но вполне выполнимая. К величайшему сожалению, на сегодняшний день мы по-прежнему находимся в стадии декларирования необходимости ее решения, а не на пути активного осуществления этой задачи. И чем дольше мы будем пребывать в таком состоянии, тем больше будет принесено жертв в бесплодной борьбе за безопасность дорожного движения. «Понятие "безопасность " у нас в стране еще не так давно воспринималось едва ли ни в единственном случае - только в сочетании с прилагательным "государственная». Возврат же этого понятия в нашу жизнь наблюдается вместе с прозрением и в отношении того, что сегодня нет ничего важнее безопасности человека в обществе. Помимо понятия «государственная безопасность» появились такие, как «человеческая», «гражданская», а также «всеобъемлющая» безопасность. Говорят у нас и о необходимости обеспечения безопасности дорожного движения. И говорят немало, иногда даже учат школьников запоминать требования Правил дорожного движения и, гораздо в меньшей степени, применять их на дороге. При этом слабо поставлено воспитание сознательной дисциплины дорожного движения. Следует подчеркнуть - принудительная, формальная дисциплина ОПАСНА! Именно она породила пресловутые и небезопасные утверждения, внушаемые школьникам: «Красный - стой! Зеленый иди!» В повышении безопасности дорожного движения важная роль принадлежит, воспитанию сознательной дисциплины дорожного движет строгому выполнению его правил. 2. Воспитание культуры Вывод ясен - процесс обучения Правилам дорожного движения нельзя отрывать от воспитания культуры безопасности дорожного движения. При этом следует иметь в виду, что цель воспитания заключается не в усвоении каких-то особых. Заранее заданных взглядов, а в развитии способности самостоятельно определять свои действия и по ступки. Эта цель состоит не в формировании определенного поведения, а в развитии способности к саморегуляции адекватного поведения. Данные цели исходят из понимания необходимости развития личности как развития ее способностей самостоятельно решать познавательные, а практические задачи в различных сферах жизнедеятельности (в том числе и в дорожном движении). Изложенный подход относится и к определению целей обучения, которое можно рассматривать как частный случай воспитания, один из его путей. Писатель Борис Васильев писал: «А что такое воспитание? Знания, как себя вести в той шли иной обстановке? Нет, разумеется. Воспитание есть процесс закладывания в ребенка нравственных представлений о том, что такое хорошо и что такое плохо. То есть критериев Добра и Зла». Школьная система образования не в состоянии обеспечить освоение учащимися всех элементов культуры. Поэтому она вынуждена решать проблему отбора знаний из некоторых областей культуры, которые становятся предметом специального изучения в условиях школы. Детский дорожно-транспортный травматизм из гола в год остается стабильно высоким, опережая все другие виды травматизма. А в последние годы в стране отмечается даже рост количества ДТП с участием детей. За год более 1,5 тыс. детей погибают и свыше 25 тыс. получают ранения! «Проблема дорожно-транспортного травматизма по своим масштабам и тяжести последствий приобретает ПРИЗНАКИ НАЦИОНАЛЬНОЙ КАТАСТРОФЫ». Такое чрезвычайно-тревожное положение дел с дорожно-транспортным травматизмом не может не беспокоить наше общество, и в первую очередь родителей и учителей школ. Но, даже признавая и отдавая должный приоритет воспитанию культуры безопасности дорожного движения, нельзя это делать в отрыве от всех других проблем безопасности жизнедеятельности, от воспитания общей культуры. Правила существуют не только в дорожном движении, они сопровождают нас везде и всегда. Здороваться, чистить зубы - ведь это тоже правила. Может даже возникнуть сомнение: «А не слишком ли усложнится жизнь, если постоянно находиться под давлением правил. Если переходить обычную улицу с такой же опаской, как будто она обстреливается вражескими снайперами... Не стоит драматизировать ситуацию. Культура безопасности усложняет жизнь не больше, чем культура общения или личная гигиена. Ведь современного человека не тяготит, что он чистит по утрам зубы, надевает свежую рубашку, моет руки перед едой, пользуется телефоном и т.п. Привычка, доведенная до автоматизма, избавляет от многих сложностей». Привычка, означает поведение, образ действий, ставшие в жизни обычными, постоянными, а еще это – навык и умение. Однако что касается Правил дорожного движения, то привычка нужна в их соблюдении, но нельзя действовать на дороге по привычке в нетипичной, экстремальной ситуации. Мы постоянно констатируем, что одной из причин ДТП является низкая культура участников движения, их недисциплинированность. Надо сказать, что проблема дисциплины на дорогах сегодня решается слишком прямолинейно. Справедливо настаивая на необходимости высокой дисциплины на дорогах, требуя от пешеходов и особенно от водителей неукоснительного выполнения ПДД, контролирующие органы, как правило, не достигают нужного эффекта. Одна из причин - блюстители порядка на дорогах не учитывают, что пешеходы, водители и пассажиры участвуют в дорожном движении не для того, чтобы бороться с опасностью, а чтобы попасть из пункта А в пункт Б. Вероятно, низкая эффективность многих профилактических акций и компаний по воспитанию дорожно-транспортной дисциплины («Внимание: дети!» и т.п.) как раз в этом и заключается. Нельзя забывать, что человеку присуще чувство самосохранения, и он сам не хочет погибнуть на дороге, попасть в ДТП. Но он не всегда правильно оценивает ситуацию на дороге. Поэтому, повышая требовательность к соблюдению Правил дорожного движения, необходимо постоянно развивать в каждом участнике дорожного движения понимание опасности на дороге, целенаправленно разрушать часто встречающиеся иллюзии безопасности. А для этого необходимо продумывать и осуществлять систему постоянного обучения культурному, а значит, и безопасному поведению на дорогах всех возрастных групп населения начиная с дошкольного возраста и кончая пенсионным. Не менее важно, наряду с предъявлением пешеходам требований соблюдать правила, создать условия для их выполнения, что является во всем мире неотъемлемым правом пешехода. Таким образом, можно констатировать, что причины, не позволившие человечеству на данном этапе достичь относительной безопасности на дорогах, напрямую связаны с недостаточным уровнем культуры безопасности дорожного движения. Следует обратить внимание и особо подчеркнуть, что уменьшение числа ДТП и повышение общей культуры дорожного движения достигаются через обучение, которое ведется в тесной связи с воспитанием. Добиться того же результата только путем обучения невозможно. Обеспечение безопасности дорожного движения должно идти через воспитание участника движения, входе умелого и комплексного обучения. Такой путь является эффективным и относительно дешевым средством обеспечения безопасности дорожного движения, не требующим при его последовательном применении больших разовых затрат. Именно отсутствие последовательности в воспитании, как и во всех других аспектах обеспечения дорожной безопасности, является одной из главнейших причин нашего неуспеха в этом важном деле. Одним из важнейших направлений воспитания участников дорожного движения является обучение детей, так как именно в детстве закладываются общие основы сознательного отношения к безопасному поведению, включая поведение на дороге. Обучение детей дорожному движению должно вестись не от случая к случаю, а систематически, целенаправленно и последовательно. В ходе этого обучения дети должны получить знания, умения и навыки, необходимые для безопасного движения. Таким образом, тема воспитания культуры безопасности на дорогах многообразна и многолика.Изучение правил дорожного движения для пешеходов предусмотрено в школьном курсе «Основы безопасности жизнедеятельности». Но этот раздел в учебниках освещен весьма скромно и поверхностно, что никак не соответствует значимости проблемы. Ученикам стремлюсь донести одну простую истину - безопасность на наших дорогах зависит не только от приобретенных знаний, но и от того, как мы этими знаниями пользуемся в повседневной жизни. На уроках ОБЖ получают знания об организации предупредительно-профилактической работы по «Правилам дорожного движения в школе», и при проведении внеклассных мероприятий стараюсь больше уделять внимания. Начальные классы также принимают участие во внеклассной работе по ПДД в «День защиты детей». Классные руководители проводят, уроки по программе ПДД делая соответствующие запись в журнале. Для профилактики дорожного движения среди школьников, необходимо выявить детей имеющих транспорт (вело и мотто) и проводить с ними инструктажи по ПДД.