9 класс 1. В разговорной речи старшего лейтенанта уже в войну называли старлей. А) Какой безударный гласный можно проверить этим просторечным словом? Б) Найдите опорные сложносокращенные слова для подобной проверки орфограммы в других случаях: хозяйство, хозяин; дивизия, дивизион; бригада, бригадир; корабль; бассейн; корреспондент 2. Как называются жители указанных ниже городов? Образуйте формы именительного падежа мужского и женского рода единственного числа.Великие Луки, Вологда, Омск, Смоленск, Тверь. 3. Одинаковы ли по словообразовательной структуре слова грамотей, книгочей и злодей? Объясните, почему вы так считаете. 4. Почему краткие качественные прилагательные и краткие страдательные причастия в современном языке, в отличие от древнерусского, не склоняются?5. Запишите слова так, как они писались в начале XX века (до реформы орфографии), расположив их в алфавитном порядке.^ Бессердечный, безмерный, белый, еда, ель, нос, носик.6. У А.Кривицкого в повести «Военная косточка» есть предложение: Явитесь в штаб фронта - попросите машину. Какое это предложение? Подтверждает ли это знак препинания? 7. Разберите по членам предложение Из окна было видно озеро. Сколько вариантов синтаксического разбора оно имеет и почему? 8. Проанализируйте ряды, состоящие из четырёх элементов, и найдите лишний элемент, то есть тот, у которого нет качества, общего для остальных. Объясните, почему именно это слово является лишним. 1) квакать, звенеть, кукарекать, крик 2) норка, ключ, тропа, коса 3) ночь, брошь, рожь, мышь 4) пароход, парной, парик, парник5) ворота, чернила, здания, ножницы Примечание: фонетические характеристики слов не должны учитываться.9. При создании литературных (чаще всего поэтических) произведений их авторы иногда обращаются к травестии – приему, основанному на гротескно-комическом «переиначивании» классических текстов. В современной литературе травестийный прием может реализоваться в виде имитации обратного перевода: редактор или переводчик переводит произведение иноязычного автора на свой язык, а затем вновь переводит на исходный. Перед вами отрывок из русской народной сказки в таком «обратном переводе». Что это за сказка? С какого языка она вновь переведена на русский язык? Восстановите её исходный текст, стараясь отразить национальный (народный) колорит языка сказки.Как-то раз уехали братья в таун, а их герлфренды говорят:- (Имя), организуй доставку воды с реки!- Не в кайф!Тогда герлфренды и говорят:- Если ты не выполнишь наше поручение, братья вернутся и не привезут тебе презента с распродажи.- О кей! – сказал (имя), спустился с камина, на котором обычно лежал часами, взял тару и направился организовывать доставку воды.10. М. Горький, прочитав в рукописи молодого писателя фразу Сквозь чащу кустарника продирался мокрый Василий и истошно кричал: «Братцы, щуку поймал!», заметил: «Первая щука – явно лишняя». 1. Что имел в виду писатель? .2. Как называется раздел языкознания, изучающий такие явления? 11. Какой стилистический прием использовал А.П. Чехов в предложении для создания комического эффекта? Желаю вам всевозможных бед, печалей и напастей избежать.12. Как редактор должен исправить данное предложение? Аргументируйте свой ответ. Приглашаем коллективы организаций и частные лица встретить Новый год в нашем кафе.