Реферат по предмету "Разное"


1. Основные документы нормативно-правового обеспечения радиационной безопасности работ при эксплуатации и выводе из эксплуатации ритэг

НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ РАДИАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РАБОТ ПРИ ЭКСПЛУАТАЦИИ И ВЫВОДЕ ИЗ ЭКСПЛУАТАЦИИ РИТЭГ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ   А.В. Левчук, Е.Г. Крошилова Центральное межрегиональное территориальное управление по надзору за ядерной и радиационной безопасностью Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору  1. Основные документы нормативно-правового обеспечения радиационной безопасности работ при эксплуатации и выводе из эксплуатации РИТЭГ. Регулирование безопасности при эксплуатации и выводе из эксплуатации РИТЭГ базируется на правовых актах, устанавливающих общие принципы, подходы и требования к обеспечению радиационной безопасности. К основным правовым актам относятся следующие три федеральных закона Российской Федерации: «Об использовании атомной энергии» № 170-ФЗ от 21.11.1995; «О радиационной безопасности населения» № 3-ФЗ от 09.01.1996; «Об охране окружающей природной среды» №7-ФЗ от 10.01.2002. На основе вышеперечисленных федеральных законов разработаны следующие нормативные документы, которые содержат в себе конкретные требования по обеспечению радиационной безопасности, которые должны учитываться при эксплуатации и выводе из эксплуатации РИТЭГ: 1). 15 постановлений Правительства Российской Федерации. Постановление Правительства Российской Федерации от 03.03.1997 № 240 «Перечень должностей работников объектов использования атомной энергии, которые должны получать разрешения Федерального надзора России по ядерной и радиационной безопасности на право ведения работ в области использования атомной энергии»; Постановление Правительства Российской Федерации от 03.06.2006 № 412 «О федеральных органах исполнительной власти, осуществляющих государственное управление использованием атомной энергии и государственное регулирование безопасности при использовании атомной энергии»; Постановление Правительства Российской Федерации от 14.07.1997 № 865 «Об утверждении положения о лицензировании деятельности в области использования атомной энергии»; Постановление Правительства Российской Федерации от 19.06.1997 № 761. «Об утверждении правила формирования, функционирования и финансирования региональных аварийных формирований эксплуатирующих организаций, используемых для ликвидации последствий аварий при транспортировке ядерных материалов и радиоактивных веществ»; Постановление Правительства Российской Федерации от 11 октября 1997 № 1298 «Об утверждении Правил организации системы государственного учета и контроля радиоактивных веществ и радиоактивных отходов»; Постановление Правительства Российской Федерации от 19.03.2001 № 204 «О государственном компетентном органе по ядерной и радиационной безопасности при перевозках ядерных материалов, радиоактивных веществ и изделий из них»; Постановление Правительства Российской Федерации от 30 июля 2004 г. № 401 «О Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору»; Постановление Правительства Российской Федерации от 15 февраля 2006 г. № 116 «О мерах по противодействию терроризму»; и другие. 2). Федеральные нормы и правила в области использования атомной энергии (12 документов): Требования к планированию и обеспечению готовности к ликвидации последствий аварий при транспортировании ядерных материалов и радиоактивных веществ (НП-074-06). -М.: Ростехнадзор, 2006; Правила физической защиты радиоактивных веществ и радиационных источников при их транспортировании (НП-073-06). -М.: Ростехнадзор, 2006; Основные правила учета и контроля радиоактивных веществ и радиоактивных отходов (НП-067-05).-М.: Ростехнадзор, 2005; Безопасность при обращении с радиоактивными отходами. Общие положения (НП-058-04).-М.: Ростехнадзор, 2004; Правила безопасности при транспортировании радиоактивных материалов (НП-053-04). –М.: Ростехнадзор, 2004; Требования к устройству и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов для объектов использования атомной энергии (НП-043-03). - М.: Госатомнадзор России, 2003; Требования к содержанию отчета по обоснованию безопасности радиационных источников (НП-039-02). - М.: Госатомнадзор России, 2002; Общие положения обеспечения безопасности радиационных источников (НП-038-02). - М.: Госатомнадзор России, 2002; Правила физической защиты радиационных источников, пунктов хранения, радиоактивных веществ (НП-034-01). - М.: Госатомнадзор России, 2001; Требования к обоснованию возможности продления назначенного срока эксплуатации объектов использования атомной энергии (НП-024-2000). - М.: Госатомнадзор России, 2001; Сбор, переработка, хранение и кондиционирование твердых радиоактивных отходов. Требования безопасности (НП-020-2000) – М.: Госатомнадзор России, 2000; Правила расследования и учета нарушений при обращении с радиационными источниками и радиоактивными веществами, применяемыми в народном хозяйстве (НП-014-2000). – М.: Госатомнадзор России, 2000. 3). Руководства по безопасности Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (2 документа): Требования к программе обеспечения качества при обращении с радиоактивными отходами (РБ-003-98). – М.: Госатомнадзор России, 1998; Методика категорирования закрытых радионуклидных источников по потенциальной радиационной опасности" (РБ-042-07). -М.: Ростехнадзор, 2007. 4). Руководящие документы Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (2 документа): Положение о выдаче разрешений Федерального надзора России по ядерной и радиационной безопасности на право ведения работ в области использования атомной энергии работникам пунктов хранения радиоактивных отходов (специализированных предприятий по обращению с радиоактивными отходами) и предприятий (учреждений, организаций), эксплуатирующих радиационные источники (РД-07-14-2001) – М.: Госатомнадзор России, 2001; Методические указания о порядке осуществления надзора за обеспечением радиационной безопасности при выводе из эксплуатации, транспортировании и передаче на долговременное хранение радиоизотопных термоэлектрических генераторов (РД-10-04-2006) – М.: Ростехнадзор, 2006. 5). Санитарные правила, гигиенические нормативы, санитарные нормы и правила (6 документов): Нормы радиационной безопасности (НРБ-99). СП 2.6.1.758-99 - М.: Минздрав России, 1999; Основные санитарные правила обеспечения радиационной безопасности (ОСПОРБ-99). СП 2.6.1.799-99. – М.: Минздрав России, 2000; Санитарные правила обращения с радиоактивными отходами (СПОРО-2002) СП 2.6.6.1168-02. – М.: Минздрав России, 2002; Санитарные правила по радиационной безопасности персонала и населения при транспортировании радиоактивных материалов (веществ). Санитарные правила и нормативы. (СанПиН 2.6.1.1281-03). – М.: Минздрав России 2003; Санитарные правила по устройству и эксплуатации радиоизотопных источников питания автономных установок наземного и акваторного назначения, № 1901-78; Гигиенические требования к устройству и эксплуатации радиоизотопных приборов. Санитарные правила и нормативы. (СанПиН 2.6.1.1015-01).-М.: Минздрав России 2001; Установление категории потенциальной опасности радиационного объекта. Методические указания. МУ 2.6.1.2005–05. - М.: Минздравсоцразвития России, 2005. 6). Отраслевые документы (20 документов): О транспортировании упаковок с РИТЭГ (РИТ-90, РИТу-90) вертолетом на внешней подвеске, Решение № 04-05. Утверждено заместителем руководителя Федерального агентства по атомной энергии ВРИО руководителя Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору, 2005; Временное положение о порядке выдачи сертификатов-разрешений на радиоактивное вещество особого вида, на конструкцию и перевозку упаковок с радиоактивными веществами (ПВСР-92). Утверждено Госатомнадзором России и Минатомом России в 1992, с учетом последующих утвержденных дополнений № 1, 2, 3; Правила эксплуатации и вывода из эксплуатации радионуклидных энергетических установок на основе радионуклидных источников тепла на стронции-90. Утверждены первым заместителем Министра Российской Федерации по атомной энергии, 1999; Программа обеспечения качества при эксплуатации и выводе из эксплуатации (демонтаже и транспортировании на территорию ФГУП «Атомфлот», г. Мурманск) РИТЭГ на основе РИТ-90. Утверждена генеральным директором ФГУ «Гидрографическое предприятие» Министерства транспорта Российской Федерации, 2004; Программа вывода из эксплуатации (демонтаж и транспортирование на территорию ФГУП «Атомфлот», г. Мурманск) РИТЭГ на основе РИТ-90. Утверждена генеральным директором ФГУ «Гидрографическое предприятие» Министерства транспорта Российской Федерации, 2004; Программа и методика обследования РИТЭГ на основе РИТ-90 в местах эксплуатации. Утверждены начальником Управления ядерной и радиационной безопасности Федерального агентства по атомной энергии, 2005; Правила Гидрографической службы №23. Радиоизотопные энергетические устройства. (ПГС №23), 1990; Регламенты технического обслуживания средств навигационного оборудования (РТО-88), 1987; О мерах по предотвращению аварий и происшествий с радиоизотопными энергетическими установками в Гидрографической службе ВМФ, директива начальника Главного Управления Навигации и Океанографии №708/21/1185 от 03.09.1999; Инструкция по транспортированию грузов на внешней подвеске вертолета. Утверждена распоряжением Министерства транспорта Российской Федерации от 08.01.2004 № Кр-2-р.; «Обоснования экологической и радиационной безопасности проведения работ по утилизации РИТЭГ»; «Программа и методика обследования РИТЭГ на основе РИТ-90 в местах эксплуатации» (утверждены директором ВНИИТФА 17.05.2001 г.); Технологические планы разборки РИТЭГ различных типов (утверждены директором ВНИИТФА в 2003 г.); Генераторы термоэлектрические радиоизотопные. Типы, основные параметры и общие технические требования, ГОСТ 18696-90. и др.  ^ 2. Анализ содержания нормативно-правового обеспечения радиационной безопасности работ при эксплуатации и выводе из эксплуатации РИТЭГ. Вышеперечисленные нормативно-правовые документы регламентируют порядок ввода РИТЭГ, их эксплуатацию, проведение регламентных работ, продление срока службы, вывода из эксплуатации, включая порядок захоронения РИТ и отдельные другие моменты. Конкретные требования к вводу в эксплуатацию, эксплуатации и выводу из эксплуатации РИТЭГ содержатся в нормативном документе «Общие положения обеспечения безопасности радиационных источников» (НП-038-02).  ^ 2.1. Объем и статус программ применительно к эксплуатации и выводу из эксплуатации РИТЭГ. Решение о выводе из эксплуатации РИТЭГ принимает эксплуатирующая организация, и она же перед началом работ должна проводить инженерное и радиационное обследование РИТЭГ, на основании которого выбирать и обосновывать конечное состояние РИТЭГ, которое наступит после выполнения всех работ по выводу их из эксплуатации. Итогом должен быть отчет по результатам обследования. На основе обследования эксплуатирующая организация должна разрабатывать программу вывода из эксплуатации РИТЭГ, содержащую перечень и последовательность проведения организационных мероприятий и работ по демонтажу и транспортированию демонтированного РИТЭГ. Программа вывода должна быть разработана не позднее, чем за один год до окончания проектного срока службы РИТЭГ (п. 5.1.5 НП-038-02). В случае, если РИТЭГ размещены, либо в отдельно стоящем здании или сооружении, либо в специальном помещении (помещениях) здания и включают в себя дополнительные системы и оборудование эксплуатирующей организацией должен быть разработан также проект вывода из эксплуатации. В проекте вывода должны быть определены и обоснованы виды и технология выполняемых работ, мероприятия по обеспечению безопасности выполняемых работ, последовательность их выполнения, необходимые людские, финансовые и материально-технические ресурсы на каждом этапе вывода, а также перечислены требования к квалификации персонала (п. 5.2.1 НП-038-02). На основе проекта вывода из эксплуатации РИТЭГ эксплуатирующая организация должна разработать Отчет по обоснованию безопасности при выводе из эксплуатации РИТЭГ и представить его в Ростехнадзор (п. 5.1.9 НП-038-02). На всех этапах вывода из эксплуатации РИТЭГ должны обеспечиваться режим допуска персонала к местам проведения работ и физическая защита (сохранность) демонтируемого загрязненного оборудования и радиоактивных отходов. Демонтаж и транспортирование РИТЭГ с места его размещения должны осуществляться подготовленным персоналом по разработанной инструкции и в соответствии с требованиями технической документации на конкретное изделие. После готовности можно приступать к реализации промышленного проекта.  ^ 2.2. Виды документов, обосновывающих безопасность работ. После принятия решения о выводе из эксплуатации очередной партии РИТЭГ, определения источников финансирования работ по выводу, эксплуатирующая организация обеспечивает: а) определение перечня РИТЭГ, предназначенных к выводу из эксплуатации, и составление календарного графика работ по их выводу; б) оформление установленным порядком санитарно-эпидемиологических заключений Роспотребнадзора; б) оформление установленным порядком лицензий Ростехнадзора; в) оформление установленным порядком сертификатов-разрешений в государственном компетентном органе Российской Федерации: на конструкцию транспортных упаковок типа В (U); на перевозку в транспортных упаковках РИТЭГ соответствующих типов (сертификаты-разрешения на конструкцию транспортной упаковки и перевозку по решению государственного компетентного органа могут быть объединены в один сертификат-разрешение); г) оформление сертификатов разрешений на перевозку в специальных условиях, если суммарная остаточная активность радионуклида стронций-90 в РИТ, комплектующим (комплектующих) РИТЭГ, превышает требования, установленные для упаковок типа В (U) (сертификаты разрешения на перевозку в специальных условиях должны быть оформлены, если в ходе полевого обследования РИТЭГ комиссией делается вывод о невозможности соблюдения в полной мере требований действующих Правил безопасности при транспортировании радиоактивных материалов; д) разработку программ радиационной защиты и обеспечения качества при реализации проектной технологии работ по выводу; е) заключение договоров: на транспортирование РИТЭГ, в том числе, при необходимости, на внешней подвеске вертолета; на изготовление резервной охраной тары (транспортных упаковок) для РИТЭГ. (Охранная тара и конструкция РИТЭГ рассматривается как транспортная упаковка типа В (U) для одного или нескольких РИТ, комплектующих РИТЭГ. Для РИТЭГ типа «Бета-М» и «Бета-С», изготовленных до 1986 г., транспортной упаковкой, в силу их конструктивного исполнения, может являться конструкция РИТЭГ (без охранной тары). Организации, выполняющие работы (в том числе, по транспортированию и оказывающие услуги эксплуатирующей организации в ходе работ по выводу) должны иметь лицензии Ростехнадзора на соответствующий вид деятельности.  ^ 2.3. Программы обеспечения качества и радиационной защиты. Программы обеспечения качества и радиационной защиты составляются и утверждаются на начальном этапе работ по выводу. Программы обеспечения качества составляются всеми организациями. Программа радиационной защиты составляется организациями, осуществляющими транспортирование РИТЭГ (РИТ). Целью программы обеспечения качества является создание уверенности у администрации организации в том, что система безопасности деятельности по выводу РИТЭГ из эксплуатации соответствует нормативным требованиям. В программе обеспечения качества: устанавливаются цели и назначение программы; определяется политика организации в области обеспечения качества; разграничивается ответственность за обеспечение качества с организациями, осуществляющими работы и предоставляющими услуги; определяется перечень документов, содержащих нормативные требования к обеспечению качества, и определяется их иерархическая структура; разграничивается ответственность за обеспечение качества должностных лиц и служб организации; анализируется организационная структура организации с точки зрения эффективного обеспечения качества; приводится перечень основных мероприятий по обеспечению качества и характеризуется их взаимосвязь между собой; устанавливается внутренняя система контроля несоответствий и определяется порядок осуществления контроля. Программа радиационной защиты включает: цели и назначение программы; принципы, документы и технические средства, обеспечивающие радиационную защиту в ходе проведения работ; мероприятия, обеспечивающие реализацию радиационной защиты персонала и населения в ходе работ; перечень нормативных документов по обеспечению радиационной защиты и его иерархическая структура; основные мероприятия по обеспечению радиационной защиты, и их взаимосвязь; организацию и порядок реализации внутренней системы контроля несоответствий при осуществлении радиационной защиты.  ^ 2.4. Программа вывода РИТЭГ из эксплуатации. Перед началом работ по выводу эксплуатирующая организация проводит сбор и анализ ретроспективной информации об истории эксплуатации каждого РИТЭГ (группы РИТЭГ), включенного в перечень. На основе данного анализа и других материалов разрабатывается и утверждается программа вывода, в которой должны быть определены: календарный график проведения работ по выводу из эксплуатации; общие сведения о технологии проведения демонтажа РИТЭГ, транспортные средства эвакуации радиационных упаковок с РИТЭГ; задействованные в работах филиалы или обособленные подразделения эксплуатирующей организации, и выполняемые ими виды работ; количественный состав и уровень квалификации персонала, участвующего в проведении работ; прогноз коллективной эффективной дозы облучения, которую получит персонал в ходе работ; организация и методика обследования радиационных упаковок с РИТЭГ в пунктах их размещения; перечень организаций, выполняющих работы и предоставляющих услуги в ходе работ по выводу из эксплуатации; примерный состав комиссий по полевому обследованию РИТЭГ в пунктах эксплуатации, порядок принятия решений о возможности (невозможности) продолжения работ по выводу из эксплуатации; порядок планирования и реализации противоаварийных мероприятий, схему связи для передачи установленных видов сообщений о нарушениях в ходе работ, взаимодействия противоаварийных формирований; состав, сроки и порядок представления отчетной документации о выводе РИТЭГ из эксплуатации. В программе должны быть установлены общие требования: к методике радиационного и инженерного обследования РИТЭГ в пунктах эксплуатации, порядку принятия и реализации решения о возможности демонтажа и транспортирования; к соблюдению принципов обоснования и оптимизации (ALARA) при выборе способов демонтажа, транспортирования РИТЭГ, включая вид транспорта и маршрут транспортирования каждой группы РИТЭГ, эксплуатирующихся а однотипных условиях; к порядку оценки влияния опасных природных и техногенных факторов на безопасность при проведении работ по выводу; к системе мер по предупреждению аварий, ликвидации последствий при их возникновении. Программа должна определять требования к обеспечению системы физической защиты на всех этапах вывода РИТЭГ из эксплуатации, временные и пространственные границы и пределы ответственности за обеспечение безопасности организаций, участвующих на договорной основе в проведении отдельных этапов работ.  ^ 2.5. Проект по выводу РИТЭГ из эксплуатации. Проект по выводу РИТЭГ из эксплуатации разрабатывается на основе программы вывода из эксплуатации. Проект согласуется с организацией – разработчиком РИТЭГ (ФГУП ВНИИТФА) и утверждается федеральным органом исполнительной власти, в структуру которого входит эксплуатирующая организация. На проект должны быть получены заключения государственной экологической экспертизы и санитарно-эпидемиологическое заключение федерального органа исполнительной власти, уполномоченного осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор (Роспотребнадзор). Проект, как правило, состоит из основной части, обосновывающей общие требования к организационным, техническим, санитарно-гигиеническим мероприятиям при проведении работ по выводу из эксплуатации РИТЭГ, и специальной части, конкретизирующей требования безопасности на отдельных этапах работ. Допускается составлять отдельные проекты на: выполнение работ по обследованию и демонтажу РИТЭГ с пунктов эксплуатации, а также на доставку в организации осуществляющие временное хранение или временное хранение и разборку РИТЭГ (ФГУП ВНИИТФА); доставку РИТЭГ с пунктов временного хранения в ФГУП «ПО «Маяк» для долговременного хранения и утилизации. Перечень исходных событий, анализ последствий проектных аварий производится на основе консервативного подхода. В проекте следует предусматривать изготовление резервной охранной тары и способ её доставки в пункты эксплуатации РИТЭГ, а также технологию установки (размещения) в ней РИТЭГ в полевых условиях для каждого типа РИТЭГ.  ^ 2.6. Отчет по обоснованию безопасности. На основе проекта вывода эксплуатирующая организация разрабатывает отчет по обоснованию безопасности вывода РИТЭГ из эксплуатации. Рекомендуется не менее, чем за месяц до начала полевого этапа работ представить отчет на рассмотрение в территориальный орган Ростехнадзора. Если предусматривается вывод из эксплуатации большого количества РИТЭГ, эксплуатирующихся в различных природных условиях, отчет по обоснованию безопасности рекомендуется составлять для каждого района работ. Отчет должен содержать: общие сведения об эксплуатирующей организации; общие сведения о районе, в котором планируется проведение работ; сведения о технических характеристиках РИТЭГ (РИТ); обобщенные проектные требования безопасности; анализ накопленной в процессе эксплуатации ретроспективной информации по каждому РИТЭГ, планируемому к выводу из эксплуатации; перечень обязательных к исполнению требований, в том числе, по безопасности при транспортировании. Отчет должен обосновывать соблюдение принципов и нормативных требований радиационной безопасности на всех этапах проведения работ по выводу из эксплуатации РИТЭГ.  ^ 3. Регулирование безопасности при эксплуатации и выводе из эксплуатации РИТЭГ. В качестве начала процесса вывода из эксплуатации РИТЭГ принимается дата принятия решения о выводе из эксплуатации одного или нескольких РИТЭГ. Завершением этого процесса – дата прибытия эшелона или другого транспортного средства с выведенными из эксплуатации РИТЭГ (РИТ) в Федеральное государственное унитарное предприятие «Производственное объединение «Маяк». Ростехнадзор осуществляет регулирование безопасности на всех этапах работ по выводу из эксплуатации РИТЭГ проводя: лицензирование деятельности организаций выполняющих работы и предоставляющих услуги в ходе работ по выводу из эксплуатации; выдачу разрешений персоналу на право ведения работ и проверку знаний по безопасности у персонала; анализ и организацию экспертиз безопасности проектной и технической документации разработанной организациями, выполняющими работы и предоставляющие услуги в ходе работ по выводу из эксплуатации; и др. Одной из важных составных частей регулирования является проведение инспекций. Ростехнадзор проводит инспекции в процессе вывода РИТЭГ из эксплуатации, которые подразделяются по видам и типам приведенным в таблице 1. Типы проводимых инспекций Инспектируемая организации/виды проводимых инспекций эксплуатирующая транспортная Осуществляющая временное хранение Инспекция готовности (тип 1) Комплексная, (целевая) Целевая, (комплексная) Целевая Инспекция безопасности (тип 2) Оперативная Оперативная Не проводится Инспекции соответствия (тип 3) Целевая Не проводится Не проводится Инспекции условий хранения (тип 4) Не проводится Не проводится Целевая (оперативная)  ^ 3.1. Инспекции готовности. Инспекции готовности проводятся с целью проверить выполнение организационно-технического (предварительного) этапа работ по выводу РИТЭГ из эксплуатации. Инспекции готовности эксплуатирующих организаций, как правило, являются комплексными. Они проводятся после разработки, согласования и утверждения организационно-распорядительной документации по обоснованию безопасности и организации физической защиты, проектных и разрешительных документов, завершения подготовки персонала участвующего в работах, изготовления (подбора) и сертификации (испытаний) технических средств, которые предполагается использовать в ходе работ по выводу из эксплуатации РИТЭГ. Инспекции готовности транспортных организаций, как правило, являются целевыми. Они проводятся для проверки проектной документации, организационно-распорядительных документов, регламентирующих меры безопасности при осуществлении транспортных операций, уровня подготовки и прядка допуска персонала к обращению с опасным грузом класса 7 (радиоактивные вещества). Инспекции готовности организаций, осуществляющих временное хранение РИТЭГ, являются целевыми. Они проводятся для проверки выполнения требований радиационной безопасности перед приемкой на временное хранение партии РИТЭГ, выведенных из эксплуатации.  ^ 3.2. Инспекции безопасности. Инспекции безопасности проводятся в ходе проведения эксплуатирующей или транспортной организацией работ по выводу РИТЭГ из эксплуатации. Цель инспекций безопасности – проверка соблюдения непосредственно в ходе проведения работ по выводу требований федеральных и ведомственных нормативных документов, программ, проектов, соблюдения ограничительных условий разрешительных документов, программ обеспечения качества и радиационной защиты, а также выполнения требований радиационной безопасности при транспортировании РИТЭГ. Данные инспекции являются оперативными. Результаты инженерного обследования РИТЭГ в пунктах эксплуатации оформляются актом комиссии, проводившей обследование. В состав комиссии может входить представитель (инспектор) Ростехнадзора.     ^ 3.3. Инспекции соответствия. Инспекции соответствия, как правило, проводятся после завершения эксплуатирующей организацией очередного годичного этапа работ по выводу из эксплуатации партии РИТЭГ (РИТ). В ходе данных целевых инспекций изучаются: а) акты обследования и демонтажа РИТЭГ, выведенных из эксплуатации в ходе проверяемого этапа работ; б) акты (отчеты) о расследовании нарушений, допущенных в ходе работ по выводу; в) иные сведения о достигнутом уровне обеспечения безопасности в ходе завершенного этапа работ по выводу. По выявленным несоответствиям в документации, нарушениям принципов радиационной безопасности или предпосылках к ним, недостаткам в программах обеспечения качества и радиационной защиты, других документах по обеспечению радиационной безопасности применяются санкции: в виде штрафов на юридических и физических лиц; в виде предписаний о корректировке технологии работ по выводу или о внесении изменений в вышеуказанные организационно-распорядительные документы.   Рис. 4. Проверка подготовки рабочего места («горячей камеры»)     Рис. 5. Проверка знаний безопасности производства РОР у начальника лаборатории отделения № 52 Вуколова Н. Ю.     Рис. 6. Аварийный запас средств дезактивации   Рис. 7. Аварийный запас СИЗ  ^ 3.4. Инспекции условий хранения. Инспекции условий хранения, планируют, организуют и проводят территориальные органы Ростехнадзора, имеющие на территории, на которой они осуществляют надзор, специализированные пункты временного хранения выведенных из эксплуатации РИТЭГ (РИТ). Объектами инспектирования являются радиационно опасные объекты, на которых осуществляется непосредственное хранение выведенных из эксплуатации РИТЭГ (РИТ). В ходе инспекции проверяются вопросы, связанные с обращением с радиоактивными веществами при хранении, документация, регламентирующая временное хранение РИТЭГ (РИТ), уровень подготовки персонала, а также готовность к ликвидации последствий радиационных аварий на указанных объектах. Инспекции условий хранения планируются, организуются и проводятся после приема на хранение первой партии РИТЭГ (РИТ), в течение всего периода их временного хранения.     Рис.8. Подготовленный к разборке РИТЭГ «Бета-М»   Рис. 9. Корпус РИТЭГ (контейнер для РИТ)             Рис. 10. Горячая камера перед разгрузкой РИТЭГ. На рабочем столе приспособления и в транспортно-перегрузочная корзина Рис. 11. РИТЭГ в горячей камере перед извлечением РИТ                   Рис. 12. РИТ извлечен из РИТЭГ. Начальник лаборатории отделения № 52 Вуколов Н. Ю. фотографирует номер РИТ для целей УК РВ   Рис. 13. РИТ извлечен из РИТЭГ и стоит на рабочем столе в транспортно-перегрузочной корзине.       Рис. 14. РИТ извлечен из РИТЭГ и подготовлен к перемещению в защитный контейнер.       Рис. 15. Транспортно-перегрузочные корзины и макет РИТ (РИТ после выгрузки манипулятором в горячей камере помещается в транспортно-перегрузочную корзину. В ней он будет помещен в транспортно-упаковочный контейнер)           Надзор за обеспечением безопасности при эксплуатации РИТЭГ (до настоящего времени только в гражданских организациях) осуществляли 8 отделов инспекций Центрального, Северо-Европейского, Сибирского и Дальневосточного округов Ростехнадзора (до 15 инспекторов).Рис. 16. Надзор за осуществлением безопасности эксплуатации РИТЭГ          ^ 4. Предложения по совершенствованию существующей системы регулирования безопасности. Имеющиеся правовые акты и нормативные документы позволяют обеспечить эффективное регулирование безопасности. Смысл предложений направлен на совершенствование существующей системы регулирования безопасности в отношении безопасного вывода из эксплуатации и утилизации РИТЭГ с акцентом на следующих приоритетных сферах: 1) Нормативные требования и правила; 2) Оценка рисков при лицензировании и выдаче разрешений; 3) Надзор над радиационной безопасностью; 4) Надзор за готовностью к аварийным ситуациям.  ^ 1) Совершенствование нормативных требований и правил. Цели: четкое определение ролей и ответственности российских заинтересованных сторон; анализ результатов инвентаризации находящихся в эксплуатации РИТЭГ; пересмотр российских норм с учетом международных рекомендаций и оптимальных положений в практике других стран; создание руководств на основе существующих и новых правил;  ^ 2) Оценка рисков при лицензировании и выдаче разрешений. Цели: развитие средств выполнения оценок риска и безопасности; выполнение независимых оценок риска и безопасности; систематическое рассмотрение заявок на выдачу лицензий и разрешений.  3) Надзор за радиационной безопасностью. Цели: совершенствование процедур инспектирования РИТЭГ на разных этапах их эксплуатации, транспортирования и утилизации; обобщение информации надзора.  4) Надзор за готовностью к аварийным ситуациям. Цели: определение приоритетных задач для разработки Плана реагирования на радиационную аварию; разработка требований к системе сигнализации для РИТЭГ об оповещении о несанкционированном доступе к ним.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Оказание первой медицинской помощи при переломах 2
Реферат Общие положения возмещения вреда, причиненного работникам трудовым увечьем или профессиональным за
Реферат Организация обучения безопасности труда 2
Реферат Организація охорони праці на досліджуваному підприємстві
Реферат Особенности трудовой деятельности женщин и подростков
Реферат Проектирование основания и фундамента 13-этажного жилого дома в городе Великий Устюг
Реферат Освещение искусственное, показатели, нормирование. Влияние на здоровье недостатка и избытка
Реферат Древне Греческая философия о человеке и обществе
Реферат Основы безопасности труда
Реферат Европеизация при Петре I
Реферат Особенности труда женщин и подростков 2
Реферат Организация и проведение эвакомероприятий в ЧС
Реферат Консолидированный бюджет Новосибирской области: анализ доходов и расходов
Реферат Основы безопасности жизни ОБЖ
Реферат Основи охорони праці