СОДЕРЖАНИЕ ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………………………3 1. ЮРИДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ НОРМАТИВНО-ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (МАЛЫЕ ПРЕДПРИЯТИЯ) В РФ. ……………...…………………………………………..6 Предпринимательская деятельность в условиях рыночной экономики… …………………………...…..…………………………………….….6 1.2. Правовое регулирование предпринимательской деятельности …….14 1.3. Стратегическое управление современных фирм: сущность, функции, основные принципы……..……………………………........................……..24 2. ОЦЕНКА ПРАВОВЫХ АСПЕКТОВ СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ ООО «СТРОЙСЕРВИС» ……………………………………………………………...41 2.1. Правовое регулирование деятельности ООО «СтройСервис»…… 41 2.2.Анализ стратегии развития ООО «СтройСервис» …………………..44 2.3. SWOT-анализ перспектив финансово-хозяйственной деятельности ООО «СтройСервис» …………………………………………………………....51 3. МЕРОПРИЯТИЯ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ ПРОЦЕССА РАЗРАБОТКИ И РЕАЛИЗАЦИИ СТРАТЕГИИ НА ПРЕДПРИЯТИИ ООО «СТРОЙСЕРВИС»……………………………………………………….…….. 58 3.1. Изучение подходов современных исследователей к анализу правовых аспектов, влияющих на стратегическое развитие и экономическую безопасность современных организаций в РФ. …………………………..…...58 3.2. Мероприятия по совершенствованию процесса разработки и реализации стратегии на предприятии ООО «СтройСервис» ……...…………......70 ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………..………74 НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫЕ АКТЫ………………………………………….77 СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………...……77ВВЕДЕНИЕ В условиях жесткой конкурентной борьбы и быстро меняющейся ситуации фирмы должны не только концентрировать внимание на внутреннем состоянии дел, но и вырабатывать долгосрочную стратегию поведения, которая позволяла бы им поспевать за изменениями, происходящими в их окружении. В прошлом многие фирмы могли успешно функционировать, обращая внимание в основном на ежедневную работу, на внутренние проблемы, связанные с повышением эффективности использования ресурсов в текущей деятельности. Сейчас же, хотя и не снимается задача рационального использования потенциала в текущей деятельности, исключительно важным становится осуществление такого управления, которое обеспечивает адаптацию фирмы к быстро меняющимся условиям ведения бизнеса. Ускорение изменений в окружающей среде, появление новых запросов и изменение позиции потребителя, возрастание конкуренции за ресурсы, интернационализация бизнеса, появление новых неожиданных возможностей для бизнеса, открываемых достижениями науки и техники, развитие информационных сетей, делающих возможным молниеносное распространение и получение информации, широкая доступность современных технологий, изменение роли человеческих ресурсов, а также ряд других причин привели к резкому возрастанию значения стратегического управления. Не существует стратегии, единой для всех компаний, так же, как и не существует единого универсального стратегического управления. Каждая фирма уникальна в своем роде, поэтому и процесс выработки стратегии для каждой фирмы уникален, так как он зависит от позиции фирмы на рынке, динамики ее развития, ее потенциала, поведения конкурентов, характеристик производимого ею товара или оказываемых ею услуг, состояния экономики, культурной среды и еще многих факторов. В то же время есть некоторые основополагающие моменты, которые позволяют говорить о некоторых обобщенных принципах выработки стратегии поведения и осуществления стратегического управления Актуальность разработки стратегических планов развития сегодня не вызывает сомнения на всех уровнях управления хозяйственно-экономической деятельностью, в нашей стране. После долгого периода жёсткой, централизованной системы государственного планирования экономической деятельности предприятий, настало время (в конце 80-х начале 90-х годов), когда отрицалось любое долгосрочное планирование хозяйственной деятельности. Но развитие рыночных отношений в современной России, со всей актуальностью, поставило вопрос об осуществлении стратегического планирования на всех уровнях экономической деятельности в нашей стране. Причём стратегическое планирование признаётся одним из главных направлений управленческой деятельности специалистов менеджерского звена. Причём следует иметь в виду, что в современном мире выработка и реализация стратегических планов ведётся с учётом внутренних и внешних факторов. Стратегические планы не являются незыблемой догмой, они должны постоянно корректироваться в соответствии с динамическим изменением ситуации и среды, в которой приходится действовать предприятию или организации. Общепризнанным является положение о том, что в условиях развитого рынка разработка и применение стратегической деятельности - одна из важнейших функций руководителей предприятий высшего звена. Актуальность темы выпускной квалификационной работы имеет большое значение так как, это, сравнительно молодое, перспективное и необходимое в бизнесе направление, активно используемое в странах Запада, как база ведения управленческих процессов в организации в условиях рынка. Это направление получило признание во всем деловом мире. А это значит, что, изучая его, менеджеры смогут качественнее работать на рынке, правильно оценивая ситуацию и предпринимая необходимые для организации шаги. Стратегия маркетинга заключается в приведении, возможностей предприятия в соответствие с ситуацией на рынке, то есть внутреннюю среду - с внешней средой. Цель исследования выпускной квалификационной работы заключается в изучении процесса управления реализации стратегии предприятия. Объектом исследования выпускной квалификационной работы является предприятие малого бизнеса ООО «СтройСервис». Предмет исследования - нормативно-правовое регулирование предпринимательской деятельности, стратегическое управление организацией на примере данного предприятия. Задачи выпускной квалификационной работы: – рассмотреть этапы развития организаций и их стратегии на этих этапах; – изучить особенности формирования концепции или стратегии развития организации; – провести анализ внешний и внутренней среды организации; – провести анализ финансово-хозяйственной деятельности организации; – разработать социально-экономический план развития организации; – определить управленческие решения по развитию организации. Структурно работу можно представить в виде трех частей. В первой части содержаться теоретические аспекты управления процессом организации стратегии. Рассматриваются такие вопросы как: нормативно-правовое регулирование предпринимательской деятельности, стратегическое управление организацией, сущность, функции, основные принципы. Во второй части рассматривается стратегия развития предприятия ООО «СтройСервис». Его цели и задачи, выполняемые им функции, потенциал, которым располагает данное предприятие. В третьей части разрабатываются мероприятия по совершенствованию процесса разработки и реализации стратегии на предприятии.^ 1. ЮРИДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ НОРМАТИВНО-ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (МАЛЫЕ ПРЕДПРИЯТИЯ) В РФ. Предпринимательская деятельность в условиях рыночной экономики. Важнейшим элементом рыночной экономики, ее инфраструктуры, без которого не может гармонично развиваться современное государство, является предпринимательство (бизнес). В условиях рынка любое предприятие, фирма, занимаясь производственной или иной деятельностью, является по существу предпринимателем. Предпринимателями мы называем хозяйствующих субъектов, функцией которых является реализация нововведений, осуществление новых комбинаций. Вплотную к понятию «предприниматель» примыкает понятие «предпринимательство». Под предпринимательством понимается деятельность, осуществляемая частными лицами, предприятиями или организациями по производству, оказанию услуг или приобретению и продаже товаров в обмен на другие товары или деньги к взаимной выгоде заинтересованных лиц или предприятий, организаций. Субъектами предпринимательства могут быть как отдельные частные лица, так и объединения партнеров. Частные лица как субъекты предпринимательства выступают в этом качестве, как правило, организуя единоличное или семейное предприятие. Такие предприниматели могут ограничиваться затратами собственного труда или использовать наемный труд. Объединения партнеров как субъекты предпринимательства могут выступать в форме различных хозяйственных ассоциаций: арендных коллективов, акционерных обществ, различных товариществ и др. В России состояние ее предпринимательского потенциала обусловлено переходным характером российской экономики. Переход к рыночным отношениям был сложен и противоречив. Главными его направлениями стали: либерализация, изменения отношений собственности, формирование рыночной инфраструктуры, демонополизация экономики, формирование открытой экономики, обеспечение устойчивого экономического роста, стабилизация. Однако при этом специфическими особенностями складывающейся новой рыночной экономики явились: и огромная роль государства как регулятора экономики, и крайне медленное формирование автономного от государства гражданского общества, и тесная связь административной власти и собственности, и сложности распространения частной собственности, и недостаточное развитие частно-хозяйственной инициативы при сильном социальном иждивенчестве и уравнительно-коллективистских настроениях. С одной стороны, в нашей стране быстро растет численность и квалификация предпринимателей (этому способствует сравнительно радикальный характер экономической реформы и высокий уровень образования населения), расширяется предпринимательская (рыночная) инфраструктура, увеличивается число желающих стать предпринимателями, а с другой стороны, значительная часть российских предпринимателей не имеет необходимого опыта и соответствующего образования, слабы и неэффективны многие институты рыночной инфраструктуры, очень низка предпринимательская этика и культура, значительная часть населения враждебно относится к предпринимателям как слою общества. Характерными чертами предпринимательства в России является тесная связь предпринимателей с государственным аппаратом. Во-первых, в стране сохраняется огромное число полугосударственных предприятий, которые были приватизированы не полностью, и поэтому их нынешние руководители должны учитывать возможности государственного вмешательства в управление этими фирмами («Газпром» и др.). Во-вторых, очень высока зависимость даже целиком частных компаний от государственного аппарата из-за высокой бюрократизации всей жизни в стране, в том числе хозяйственной. В-третьих, значительная часть российских предпринимателей является выходцами из государственного аппарата, так как получила доступ к управлению приватизированными или даже с самого начала частными компаниями в результате своих тесных связей с этим аппаратом. В принципе, тесная связь бизнеса и государственного аппарата может иметь как позитивное воздействие на национальную экономику (пример Японии и в меньшей степени — Южной Кореи), так и негативное (пример Индии, отчасти — Бразилии). В Японии сложились сильные традиции вмешательства государства в экономику, в т.ч. посредством индикативного планирования. В настоящее время в Японии государственное вмешательство наблюдается по многим направлениям: экономический рост и его темпы, структура промышленного производства, образование и наука, занятость и взаимоотношения труда и капитала, кредит и денежное обращение, ценообразование, и т.д. Развивается и поддерживается государством как крупный, так и мелкий бизнес. Хозяйственные трудности преодолеваются при активной поддержке государства, использующего для этого фискальную и кредито - финансовую политику, а также меры прямого административного воздействия. Положительное влияние на экономику Японии оказал процесс приватизации неэффективных (в т.ч. неплатежеспособных и банкротов) государственных предприятий, которые даже в лучшие времена не достигали среднего уровня эффективности частного сектора1. Мировой опыт свидетельствует, что в любой стране с рыночной экономикой необходимо развивать в первую очередь именно малое предпринимательство (МП), которое является своеобразным индикатором определения уровня рыночных отношений. Этот показатель в некоторых развитых странах достигает величины 50–60% валового внутреннего продукта (ВВП) (в России – пока только 10%). В России на тысячу жителей приходится 8 малых предприятий, в Японии – 50, в США – 74. Чтобы приблизиться к стандартам Европейского сообщества (ЕС), малых предприятий в нашей стране должно быть не менее 5 млн (сейчас 979 тысячи, причем 35% их приходится на Москву и Санкт-Петербург). Почему же объем МП считается объективным показателем степени рыночного развития страны? Прежде всего потому, что эта форма бизнеса является гибким органом хозяйствования, который оперативно отслеживает потребности рынка; в первую очередь, способствует внедрению инноваций (новшеств); имеет незначительные накладные расходы и поэтому позволяет выпускать продукцию с конкурентоспособными ценами; может сыграть (в случае успешного развития) огромную положительную роль в решении социальных проблем. В настоящее время традиционное, классическое предпринимательство весьма многообразно и многолико, его главные типы можно классифицировать по нескольким признакам: • по виду или назначению: производственное, коммерческое, финансовое, консультативное (консалтинговое); • по формам собственности: частное, государственное, муниципальное, собственность общественных объединений (организаций); • по форме владения собственностью: индивидуальное, коллективное; • по количественным критериям (численности занятых на предприятии работников, ежегодному денежному обороту, величине финансовых активов): малое, среднее, крупное. К важнейшим чертам предпринимательства следует отнести: • самостоятельность и независимость хозяйствующих субъектов. Любой предприниматель свободен в принятии решения по тому или иному вопросу, естественно, в рамках правовых норм; • экономическую заинтересованность. Главная цель предпринимательства — получение максимально возможной прибыли. Вместе с тем, преследуя свои сугубо личные интересы получения высокого дохода, предприниматель способствует и достижению общественного интереса; • хозяйственный риск и ответственность. При любых самых выверенных расчетах неопределенность, риск остаются. Перечисленные важнейшие признаки предпринимательства взаимосвязаны и действуют одновременно. Предпринимательство, как показывает опыт развитых стран, действительно является незаменимой силой хозяйственной динамики, конкурентоспособности и общественного процветания. Ведь предприниматель – это всегда новатор, внедряющий на коммерческой основе новые технологии, новые формы организации дела; инициатор соединения факторов производства в единый процесс производства товаров и услуг с целью получения прибыли; организатор производства, настраивающий и задающий тон деятельности фирмы, определяющий стратегию и тактику поведения фирмы и принимающий на себя бремя ответственности за успех их поведения; человек не боящийся риска и сознательно идущий на него ради достижения поставленной цели. Современный предприниматель должен хорошо разбираться в сути экономических процессов, ориентироваться в изменяющейся обстановке, прогнозировать, рассчитывать вероятность тех или иных потерь, т.е. идти на риск сознательно. Комбинируя факторы производства, предприниматель должен выбирать наиболее оптимальный вариант, чтобы при минимальных издержках получить максимально возможную прибыль. Все эти свойства предпринимателя составляют суть предпринимательского дела, направленного, в конечном счете, на приумножение общественного достояния, процветания рыночной экономики. Для формирования предпринимательства необходимы определенные условия: экономические, социальные, правовые и др. 1. Экономические условия — это в первую очередь предложения товаров и спрос на них; виды товаров, которые могут приобрести покупатели; объемы денежных средств, которые они могут истратить на эти покупки; избыток или недостаточность рабочих мест, рабочей силы, влияющие на уровень заработной платы работников, т.е. на их возможности приобретения товаров. Всем этим занимается множество разнообразных организаций, составляющих инфраструктуру рынка, с помощью которой предприниматели могут устанавливать деловые взаимоотношения и вести коммерческие операции. Это банки (оказание финансовых услуг); поставщики (снабжение сырьем, материалами, полуфабрикатами, комплектующими изделиями, топливом, энергией, машинами и оборудованием, инструментом и др.); оптовые и розничные продавцы (предоставление услуг по доведению товаров до потребителя); специализированные фирмы и учреждения (предоставление профессиональных юридических, бухгалтерских, посреднических услуг); агентства по трудоустройству (оказание помощи в подборе рабочей силы); учебные заведения (обучение рабочих и специалистов-служащих); прочие агентства (рекламные, транспортные, страховые и др.); средства связи и передачи информации. 2. Вплотную к экономическим примыкают социальные условия формирования предпринимательства. Прежде всего, это стремление покупателей приобретать товары, отвечающие определенным вкусам и моде. На разных этапах потребности могут меняться. Существенную роль играют нравственные и религиозные нормы, зависящие от социально-культурной среды. Такие нормы оказывают прямое воздействие на образ жизни потребителей и посредством этого — на его спрос на товары. 3. Любая предпринимательская деятельность функционирует в рамках соответствующей правовой среды, поэтому большое значение для успешной работы имеет создание необходимых правовых условий. Прежде всего речь идет о законах, регулирующих предпринимательскую деятельность, создающих наиболее благоприятные условия для развития предпринимательства. Законы должны обеспечить: упрощенную и ускоренную процедуру открытия и регистрации предприятий; защиту предпринимателя от государственного бюрократизма; совершенствование налогового законодательства в направлении мотивации производственной предпринимательской деятельности, развития совместной деятельности предпринимателей России с зарубежными странами. Сюда входит и создание региональных центров поддержки малого предпринимательства, усовершенствование методов учета и форм статистической отчетности. Организационно-правовая форма предпринимательской деятельности это совокупность имущественных и организационных отличий, способов формирования имущественной базы, особенностей взаимодействия собственников, учредителей, участников, их ответственности друг перед другом и контрагентами. Действующее законодательство устанавливает следующие организационно-правовые формы предпринимательской деятельности: хозяйственные товарищества (полные и коммандитные), хозяйственные общества (с ограниченной ответственностью, с дополнительной ответственностью, акционерные), производственные кооперативы, государственные и муниципальные унитарные предприятия. Перечисленные организации по законодательству Российской Федерации являются коммерческими. Помимо коммерческих, действующим законодательством предусмотрена возможность создания организаций некоммерческих. Некоммерческие организации могут создаваться в форме общественных и религиозных организаций (объединений), некоммерческих партнерств, учреждений, автономных некоммерческих организаций, социальных, благотворительных и иных фондов, ассоциаций и союзов, а также в других формах, предусмотренных федеральными законами. В Гражданском кодексе Российской Федерации предпринимательство характеризуется следующим образом: «Предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой страх и риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке»1. Предпринимательство в рыночной экономике невозможно без риска. Риск - это вероятность убытков или недополучения доходов по сравнению с вариантом, предусмотренным прогнозом, планом, проектом, программой. Риск можно классифицировать по различным признакам. Так, по источнику возникновения принято различать риск: хозяйственный, связанный с личностью человека, обусловленный природными факторами; по причине возникновения целесообразно вычленить риск как следствие: неопределенности будущего, непредсказуемости поведения партнеров, недостатка информации. По мере развития рыночных отношений в нашей стране будет усиливаться конкуренция. Чтобы в ней выжить, нужно идти на инновации, что неизбежно усилит риск. Нужно не избегать риска, а уметь прогнозировать событие, оценивать его и не переходить за допустимые пределы. Важную роль также играет подготовка законодательных инициатив по вопросам правовой гарантии предпринимательской деятельности, включая право на собственность и соблюдение договорных обязательств.^ 1.2.Правовое регулирование предпринимательской деятельности В соответствии со ст. 34 Конституции РФ «каждый имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности»1. Будучи субъективным конституционным правом, право на осуществление предпринимательской деятельности представляет собой предоставленную лицу и обеспеченную законом (нормативными актами) меру возможного поведения, направленного на достижение преследуемых субъектом целей. Право на осуществление предпринимательской деятельности должно реализовываться в рамках границ, очерченных нормативно-правовыми актами, содержащими диспозитивные и императивные нормы. Совокупность правил, приемов и способов государственного регулирования предпринимательской деятельности образует режим ее осуществления. Говорят как об общем правовом режиме, распространяющемся на всех субъектов (например, регистрационный режим), так и о специальном режиме, под действие которого попадает либо определенная часть субъектов предпринимательского права (например банки, биржи), либо субъекты, осуществляющие определенный вид деятельности (лицензионный режим) Конституционное право на осуществление предпринимательской деятельности обеспечено гарантиями. Среди гарантий в первую очередь необходимо назвать возможность судебной защиты прав в случае их нарушения, равную защиту всех форм собственности, возможность ограничения прав только на основании федерального закона и только в той мере, в какой это необходимо для защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны и безопасности государства. К гарантиям права на осуществление предпринимательской деятельности относят возможность свободного выбора: вида, сферы деятельности; территории осуществления деятельности; организационно-правовой формы деятельности. Под организационно-правовой формой предпринимательской деятельности понимают совокупность имущественных и организационных отличий, способов формирования имущественной базы, особенностей взаимодействия собственников, учредителей, участников, их ответственности друг перед другом и контрагентами. Действующее законодательство устанавливает следующие организационно-правовые формы предпринимательской деятельности: хозяйственные товарищества (полные и коммандитные), хозяйственные общества (с ограниченной ответственностью, с дополнительной ответственностью, акционерные), производственные кооперативы, государственные и муниципальные унитарные предприятия. Перечисленные организации по законодательству Российской Федерации являются коммерческими. Помимо коммерческих, действующим законодательством предусмотрена возможность создания организаций некоммерческих. Некоммерческие организации могут создаваться в форме общественных и религиозных организаций (объединений), некоммерческих партнерств, учреждений, автономных некоммерческих организаций, социальных, благотворительных и иных фондов, ассоциаций и союзов, а также в других формах, предусмотренных федеральными законами. В том случае, если некоммерческой организации законом или уставом предоставлено право заниматься предпринимательской деятельностью, соответствующей целям, ради которых эта организация создана, прибыль от такой деятельности не распределяется между ее участниками, а направляется на достижение уставных целей. Государственное регулирование предпринимательской деятельности может быть прямым (директивным) и косвенным (экономическим). В правовых актах содержится масса директивных правил в отношении различных аспектов предпринимательской деятельности. Прямое государственное регулирование можно рассматривать по следующим направлениям: установление требований, предъявляемых к предпринимательской деятельности; установление запретов на те или иные проявления при ее осуществлении; применение государством санкций и мер ответственности; создание хозяйствующих субъектов, их реорганизация и ликвидация (например, унитарных предприятий); заключение договоров в целях обеспечения целевых программ и иных государственных нужд и др. В рыночных условиях хозяйствования приоритет отдается косвенным методам регулирования с применением различных экономических рычагов и стимулов. Косвенное государственное регулирование может как стимулировать те или иные виды предпринимательства (через предоставление льгот при налогообложении, кредитовании и т.п.), так и быть направлено на дестимулирование деятельности. Государственный контроль - это проведение проверки выполнения юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем при осуществлении их деятельности обязательных требований к товарам (работам, услугам), установленных федеральными законами или принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами. Например, на государственных инспекторов Госстандарта России возложена функция надзора за соблюдением обязательных требований государственных стандартов, правил обязательной сертификации и контроля за обеспечением единства измерений. Одной из основных задач федерального антимонопольного органа является контроль за соблюдением антимонопольных требований хозяйствующими субъектами. Правила осуществления государственного контроля предусмотрены Федеральным законом от 8 августа 2001 г. «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)».1 Государственное регулирование предпринимательской деятельности облекается в правовую форму акта. Акт государственного регулирования - это облеченное в установленную форму указание компетентного государственного органа, адресованное хозяйствующим субъектам или конкретному субъекту и содержащее требование о ведении предпринимательской деятельности определенным образом или о приведении ее в определенное состояние. Это могут быть нормативные акты, обращенные к неопределенному кругу лиц, или акты конкретного регулирования, содержащие указание конкретному субъекту и являющиеся юридическим фактом. Конкретные акты могут иметь разнообразный характер: запретов, разрешений. Законодательством предусмотрены акты-предписания (например, о прекращении нарушения антимонопольного законодательства), плановые акты (план-заказ в отношении казенного предприятия) и др. Государственное регулирование предпринимательской деятельности осуществляется различными способами, посредством применения разнообразных инструментов, среди которых можно назвать: нормы, нормативы, например нормы амортизационных отчислений; лимиты, например выбросов загрязняющих веществ в природную среду; ставки налогов, пошлин, иных обязательных платежей; квоты, например при экспорте товаров; коэффициенты, например изменения регулируемых цен (тарифов); резервы, например установление сумм, резервируемых коммерческими банками; размеры капиталов и фондов, например установление минимального размера уставного капитала. Требования, предъявляемые к предпринимательской деятельности, содержатся в различных нормативных правовых актах и соотносятся с различными ее аспектами. Государственное регулирование предпринимательской деятельности осуществляется в интересах различных субъектов. Субъектами такого интереса предстают государство, выступающее от имени общества в целом, контрагенты предпринимателей, инвесторы, потребители товаров, работники предприятий и др. Соответственно по данному основанию - в зависимости от субъекта, в интересах которого предъявляются требования, - может проводиться классификация требований. Требования можно классифицировать в зависимости от адресата, к которому они предъявляются. Ряд требований предъявляется ко всем субъектам предпринимательской деятельности, другие же - к определенной категории субъектов. Например, различаются требования, предъявляемые к юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, финансово-промышленным группам. Классифицировать требования можно исходя из характера деятельности. Так, специфические требования предъявляются при осуществлении банковской, страховой, инвестиционной и иных видов деятельности. Выделить виды требований можно также в зависимости от стадии осуществления деятельности. Законодательством предусмотрены требования на этапе подготовки к ведению предпринимательской деятельности. Это регистрация, получение лицензии, постановка на учет в государственных органах и др. В процессе осуществления хозяйствования предприниматели должны соблюдать нормы природопользования, санитарии, стандарты и другие требования к качеству продукции, требования по формированию себестоимости выпускаемой продукции, ведению бухгалтерского учета, требования пожарной безопасности и др. На стадии реализации результатов необходимо выполнить финансовые обязательства перед государством посредством уплаты налогов и неналоговых платежей, представить бухгалтерскую, налоговую и статистическую отчетность. Определенные требования предъявляются и на стадиях реорганизации и ликвидации субъектов. Классификация субъектов предпринимательского права может быть проведена по различным основаниям: а) по характеру их компетенции. Субъекты предпринимательского права не только ведут предпринимательскую деятельность (индивидуальные предприниматели, организации), но и руководят ею (организации в отношении своих подразделений), осуществляют государственное регулирование предпринимательской деятельностью (РФ, субъекты РФ, муниципальные образования); б) по форме собственности (частная, государственная или муниципальная), на базе которой осуществляется предпринимательская деятельность; в) по тому, каким образом определен их правовой статус: на базе только Гражданского кодекса РФ1 или одновременно и на базе других законодательных актов («Об акционерных обществах», «Об обществах с ограниченной ответственностью», «О производственных кооперативах», «О банках и банковской деятельности» и др.); г) по виду хозяйственной компетенции субъекта: общая, ограниченная, специальная, исключительная; д) по характеру объединения предпринимателей: на организационной или договорной (в форме простого товарищества, финансово-промышленной группы) основе. 2 Организации, в свою очередь, можно классифицировать: по цели деятельности - на коммерческие и некоммерческие организации; по соотношению прав на имущество, принадлежащих участникам (учредителям) и принадлежащих самой организации. Так, участники (учредители) могут иметь обязательственные права по отношению к данной организации (хозяйственные общества, товарищества, кооперативы), вещные права на имущество организации (государственные и муниципальные унитарные предприятия) или вообще не иметь имущественных прав (общественные и религиозные организации, благотворительные и иные фонды, объединения); в зависимости от того, может ли имущество организации быть распределено по вкладам (корпоративные организации) или оно является неделимым (унитарные предприятия); по их организационно-правовой форме. Законами субъектов РФ устанавливаются дополнительные условия деятельности малых предприятий, дающие право на получение поддержки со стороны органов власти данных субъектов. Например, в соответствии с Законом г. Москвы «Об основах малого предпринимательства в Москве», район непосредственной деятельности субъектов малого предпринимательства должен быть ограничен пределами Москвы и Московской области. Их основное направление деятельности должно соответствовать одному из приоритетных для Москвы видов деятельности, они должны иметь бизнес-план на период не менее года, действующий договор о страховании имущества и др. Субъекты малого предпринимательства подлежат регистрации и занесению в соответствующие реестры. Приобретение статуса субъекта малого предпринимательства дает право на получение государственной поддержки. Среди мер поддержки следует назвать: создание льготных условий использования государственных финансовых, материально-технических, информационных ресурсов; установление упрощенного порядка регистрации, лицензирования, сертификации, представления государственной статистической и бухгалтерской отчетности; установление налоговых льгот; поддержка внешнеэкономической деятельности; право применения ускоренной амортизации основных производственных фондов, упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности и др. Для субъектов малого предпринимательства предусматривается резервирование определенной доли заказов на производство и поставку отдельных видов продукции и товаров (услуг) для государственных нужд. Государственная поддержка малого предпринимательства осуществляется в соответствии с Федеральной, региональными (межрегиональными), отраслевыми (межотраслевыми) программами. Созданы Фонды поддержки малого предпринимательства путем аккумулирования бюджетных средств, средств, поступающих от приватизации государственного и муниципального имущества, доходов от собственной деятельности, добровольных взносов физических и юридических лиц, в том числе иностранных, доходов от выпуска и размещения ценных бумаг, а также доходов, получаемых по процентам от льготных кредитов, выделенных на конкурсной основе субъектам малого предпринимательства. Федеральным законом от 24 июля 2007 г. N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" (с изменениями от 18 октября 2007 г., 22, 23 июля 2008 г.) под субъектами малого предпр^ 1.3. Стратегическое управление современных фирм: сущность, функции, основные принципы. С формальной точки зрения, стратегическое управление – это обоснование и выбор перспективных целей развития предприятия и повышения его конкурентоспособности, их закрепление в долгосрочных планах, и разработка целевых программ, обеспечивающих достижение намеченных целей. Можно также сказать, что стратегическое управление