История экономики ПРЕДИСЛОВИЕ Каждое экономическое явление наших дней имеет свои исторические корни: оно сложилось в определенных исторических условиях и носит отпечаток этих условий. Если не учитывать этого обстоятельства в хозяйственной практике, результаты ее могут оказаться совсем не такими, как предполагалось.Экономика - это процесс, развитие. Современное ее состояние - лишь момент процесса. Нельзя прогнозировать будущее, не зная как и откуда мы пришли. Экономическое развитие - основа общественного прогресса. Но хозяйство России развивалось особым путем, не так, как, например, развивались страны Западной Европы. Чужие правила нам не подходят. Наша община, господствующая роль государства в экономике определяли особенности экономического развития нашей страны, которые проявляются и в наши дни. Поэтому в нашем курсе мы рассматриваем, особенно подробно, экономическую историю России, выделив ее во второй части.^ ЧАСТЬ 1. РАЗВИТИЕ МИРОВОГО ХОЗЯЙСТВА Тема 1. Азиатский способ производства и античное рабство План темыАзиатский способ производства и античное рабство. Генезис древневосточных цивилизаций. Основные особенности экономики стран Древнего Востока. Азиатский и европейский пути экономического развития. Роль собственности на землю и общины. Причины восточной стагнации. Условия античного рабства. Строй военной демократии. Полисы. Расцвет античного хозяйства. Кризис рабовладельческой системы. Техника первобытного общества была настолько низкой, что человек своим трудом мог прокормить только себя и свою семью. Потом произошла "железная революция", появились железные орудия труда. Производительность труда увеличилась, теперь человек мог производить больше пищи, чем потреблял, т.е. появился прибавочный продукт. Например, когда каменную мотыгу сменил железный плуг, земледелец мог обработать и засеять больше земли и получить больше зерна. За счет этого прибавочного продукта теперь могли существовать люди, которые сами пищи не добывали. Их руки и головы были освобождены для других занятий: они могли изготавливать ремесленные изделия, заниматься наукой, искусством. С появлением этого нового слоя людей прогресс человечества резко ускорился. Однако необходимо было отобрать прибавочный продукт у тех, кто его производил. А это было возможно лишь при разделении общества на классы и рождении государства. ^ I. Особенности экономического развития стран Древнего Востока Первые государства на Земле, первые очаги цивилизации, сложились в строго определенных местах, в странах с жарким климатом, в долинах рек с плодородными наносными почвами: в долине Нила (за 3000 лет до н.э.), затем в долинах Тигра и Евфрата, в долине Ганга, в лессовых долинах китайских рек. Эти государства и принято называть государствами Древнего Востока. Очаги будущей европейской цивилизации, античные государства, возникли позже. Если всю историю человечества от рождения первых государств до наших дней разделить на две равные по времени части, то окажется, что вся первая половина истории это только история стран Древнего Востока. Античная цивилизация возникла лишь на рубеже между этими двумя отрезками. Почему древневосточная цивилизация появилась так рано? Потому что жаркий климат в сочетании с плодородными наносными почвами позволял получать от земли значительный прибавочный продукт даже при тогдашнем низком уровне техники земледелия до "железной революции", о которой было сказано выше. Например, семья египетского крестьянина получала втрое больше продовольствия, чем было необходимо для удовлетворения ее потребностей. А прибавочный продукт – главное условие рождения цивилизации. Без него не может быть ни ремесленников, ни науки, ни городской жизни, потому что каждый сам должен добывать пищу. Получить же прибавочный продукт можно было только, создав оросительные системы. Каждая община не могла построить и регулировать такую систему. Для этого надо было объединить силы всего населения речной долины. Такое объединение сил было основой рождения государств Древнего Востока. Особенности этих государств были следующие: 1) рабы не составляли главную производительную силу общества, т.е. производством материальных благ, сельским хозяйством и ремеслом занимались в основном люди, которые считались свободными;2) земля находилась не в частной, а в государственной или государственно-общинной собственности;3) государство на Востоке приобрело форму "восточной деспотии", т.е. полного бесправия жителей перед лицом государства. В чем же причины такого положения? Прежде всего, в судьбах общины. В античных странах, а потом и у других европейских народов, общины распались при рождении государства. Члены общины, которые прежде имели землю в общей собственности и вели общее, общинное хозяйство, поделили землю между собой, и каждая семья стала вести свое хозяйство. Общей осталась лишь обязанность защищать эту землю и свой народ с оружием в руках. На Востоке так получиться не могло: работы по орошению требовали коллективного труда. Поэтому коллективный труд, коллективное ведение хозяйства, а значит и сама община сохранились внутри государства. Само государство, как было сказано, возникло из необходимости объединить силы для строительства оросительных систем. Естественно, что эти системы стали государственной собственностью. Но в условиях орошения земля без воды ценности не представляет. Поэтому и земля становится государственной собственностью. Поскольку государство объединяло силы людей для строительства оросительных систем, то прежняя общинная трудовая обязанность людей совместно вести общее хозяйство превратилась в государственную трудовую повинность; через общественные работы восточные владыки подчинили себе свободных общинников-земледельцев, те фактически перестали быть свободными. В этих условиях труд рабов, естественно, играл второстепенную роль. В отличие от обычных рабов, это была даровая рабочая сила, их не надо было покупать, кормить, одевать. Поэтому труд этих людей можно было расходовать очень расточительно. К тому же, в отличие от обычных рабов, которые находились в собственности отдельных рабовладельцев и использовались в их частных интересах, эта огромная трудовая армия использовалась централизованно, для общественных (государственных) работ большого масштаба. Поэтому в странах Древнего Востока и строились такие циклопические сооружения, как пирамиды, зиккураты, грандиозные храмы. Карл Маркс писал, что в Азии государство имело особую отрасль управления - отрасль управления общественными работами. Для управления общественными работами требовался мощный государственный аппарат. Следствием сочетания верховной собственности государства на землю и общественных работ являлась "верховная собственность" государства и на все хозяйство страны. Иными словами, там сложилась централизованная государственная система хозяйства. Но если рабы в древневосточных государствах не составляли основную производительную силу общества, можно ли эти государства считать рабовладельческими? К.Маркс выделял их в особый "азиатский способ производства". Дискуссия о сущности этого способа производства, о сущности социально-экономического строя этих государств время от времени возобновляется в отечественной исторической науке. Одни считают, что это особая формация, другие – что это особый вариант рабовладельческой формации, третьи – что это затянувшийся переходный период от первобытно- общинного строя к классовому обществу. Но для нас важнее другое: основные черты "азиатского способа производства" сохранялись на Востоке очень долго, на протяжении всего периода европейского феодализма. И феодализм в Азии был особым, "восточным", не соответствующим принятому у нас представлению о феодализме. Там оставалась государственная или государственно-общинная собственность на землю, т.е. крестьяне зависели не от отдельных феодалов, а от государства и государственных чиновников. Территория государства являлась как бы общим поместьем всего правящего класса, а государственные налоги с крестьян были как бы формой феодальной ренты, поскольку за счет этих налогов и существовала правящая верхушка.Строго говоря, там не было классов, т.е. групп людей, которые различались по отношению к собственности. Вместо них существовали касты - группы людей, которые различались по положению в государстве и обществе.Сохранялась община, сохранялся восточный деспотизм. "Древние общины там, где они продолжали существовать, – писал Ф.Энгельс,– составляли в течение десятилетий основу самой грубой государственной формы восточного деспотизма... Только там, где они разложились, народы двинулись собственными силами вперед по пути развития".Экономическое развитие этих стран почти остановилось - это принято называть восточной стагнацией. Главной причиной стагнации было то, что интересы личности подавлялись общественными интересами - интересами общины, касты, государства. Общинно государственная собственность на землю препятствовала развитию личной предприимчивости. И дело не только в том, что подавлялась предпринимательская инициатива, немыслимая без свободного распоряжения собственностью. Дело еще в том, что общинные порядки по природе консервативны. Община - это законсервированные на века традиции, когда каждое действие предопределено обычаем.^ II. Хозяйство Древнего Египта В качестве примера экономики стран Древнего Востока рассмотрим особенности хозяйства лишь одной из этих стран - Древнего Египта. Первое, что бросается в глаза при анализе этого хозяйства - то, что это было государственное централизованное хозяйство. Очевидно, эта особенность была следствием государственной собственности на землю. Правда, здесь были частные хозяйства отдельных знатных людей, но лишь постольку, поскольку эти люди занимали определенное положение в государстве. Богатство не определяло положение человека в египетском обществе: человек мог быть лишь постольку богатым, поскольку занимал определенную должность. Главным занятием населения было земледелие. Сеяли ячмень, пшеницу, лен. Земледелие всецело зависело от орошения. Ирригационная система делила все поля на верхние и нижние. Нижними назывались те, которые затоплялись во время разлива Нила. Для орошения этих полей создавались водохранилища, которые заполнялись водой во время разлива, а в сухое время года вода оттуда самотеком поступала на поля. На верхние поля, куда во время разлива вода не доходила, ее приходилось поднимать при помощи журавлей-шадуфов и водяных колес. Землю обрабатывали мотыгой и примитивным плугом. Разбросав по полю посевное зерно, пускали затем на пашню скот, чтобы он копытами затоптал зерно в землю. При молотьбе тоже использовали скот: гоняли его по снопам, и он копытами вымолачивал зерно. Государственным характером хозяйства определялось и положение крестьянина. Он жил своим домом со своей семьей и вел свое хозяйство, но даже быков для обработки земли он получал от государства на время. 0т государства он получал и зерно для посева. Зато и урожай фактически находился в распоряжении государства: крестьянину оставляли столько, сколько было необходимо для жизни его семьи, а остальное шло на государственные склады. В Египте регулярно проводились переписи населения и хозяйства - в основном для раскладки трудовой повинности. Каждый крестьянин должен был определенную часть года отработать на государственных работах - на полях фараона и храмов, на строительстве оросительных систем, пирамид и храмов.Нужно отметить, что в ремесле металл в Древнем Египте еще не вытеснил камня, революция перехода к железным орудиям там не произошла.Правда, египтяне знали бронзу, но бронза материал для украшений и оружия, но не орудий труда. В конце истории Древнего Египта, правда, появилось железо. Но оно считалось драгоценным металлом и изделия из железа оправляли в золото.Отражением централизованного характера государственного хозяйства было и то обстоятельство, что в городах Египта, кроме обычного ремесла, когда ремесленник работает у себя дома или в своей маленькой мастерской, были крупные государственные мастерские с детальным разделением труда. И особенно примечательно, что кроме стекольных, текстильных, гончарных предприятий, были предприятия по обработке продуктов питания: дворы "молольщиц муки", хлебопекарни, а также заведения, где пища варилась, жарилась и выпускалась в готовом для употребления виде. Рабочих строительных отрядов, которые, например, строили пирамиды, надо было кормить готовой пищей: на месте строительства у них не было своих домов, а, следовательно, и печей. Рабы в Древнем Египте исполняли обязанности слуг: прислуживали за столом, отгоняли мух опахалом, носили господина на носилках, услаждали его слух музыкой и пением, исполняли обязанности телохранителей. Лишь в последний период истории Древнего Египта, в XVI-XII вв. до н.э., рабы начинают включаться в производство материальных благ, появляются рабы-ткачи, рабы-гончары.^ III. Экономическое развитие Древней Греции 1. Социальный строй полисовПервый период истории Древней Греции, с XII пo VIII вв. до н.э., называется гомеровским, потому что именно к этому времени относятся поэмы Гомера "Илиада" и "Одиссея". Но гомеровский период - это еще не государство. Это переходный период от первобытно-общинного строя к классовому обществу, который принято называть строем военной демократии.Демократия потому, что верховным органом племени было народное собрание, орган демократический, военная потому, что это народное собрание выбирало вождя, прежде всего для руководства военными действиями. В условиях усилившихся в то время военных столкновений все большую роль в жизни племени начинает играть именно военная верхушка по главе с вождем. Столкновения же усилились потому, что появление прибавочного продукта означало накопление богатств, которые можно было захватить у соседей. Такой строй военной демократии на этапе перехода к классовому обществу был у всех народов, но наиболее подробно он изучен у индейских племен Северной Америки. Басилевсы, которые действуют в поэмах Гомера, были не царями, как иногда переводят это слово, а военными вождями племен.Следующий период, с VIII по III вв. до н.э., - период государств-полисов - и есть классический рабовладельческий период истории Древней Греции. Она не была единым государством, а состояла из многих маленьких государств - полисов. Полис - это город-государство, т.е. город с окружающими землями. Государство маленькое: все население полиса собиралось для решения своих дел на одной городской площади.Важную роль в хозяйстве большинства полисов играли ремесло и торговля. На базе этих городских отраслей выдвинулись так называемые "богачи", ' которые оттеснили на задний план старую аристократию, возникшую еще при разложении родового строя. Они побеждали ее под демократическими лозунгами, поэтому в передовых полисах Греции был установлен демократический строй. Примером таких полисов могут служить Афины, которые обычно возглавляли греческий мир.Демократия здесь обеспечивалась и экономическими гарантиями: свободные бедняки имели прожиточный минимум за счет государства, а государство получило эти средства в виде налога с богачей. По законам большинства полисов грек не мог стать рабом. Рабами были только не греки, "варвары".^ 2. Сельское хозяйство и ремеслоДемократия выражалась и в том, что государство охраняло законами крестьянское хозяйство. Каждый гражданин имел право владеть лишь небольшим участком земли, таким участком, который могла обработать его семья. Крупное землевладение не допускалось, а, следовательно, применение труда рабов в сельском хозяйстве было ограниченным.Прогресс в сельском хозяйстве здесь выразился в переходе от зернового хозяйства к интенсивному виноградарству и садоводству. Вначале крестьяне Греции выращивали в основном пшеницу и ячмень. Но потом, когда из колоний (о них мы будем говорить позднее) стали ввозить много дешевого зерна, заниматься зерновым хозяйством в самой Греции стало невыгодным. И главное место в сельском хозяйстве Греции заняли виноградники и оливковые плантации. Оливковое масло и вино стали в больших количествах вывозить в другие страны.Основной ячейкой ремесленного производства в Древней Греции были эргастерии - большие мастерские, в которых трудились рабы. Поскольку труд рабов обходился дешевле труда свободных людей, то и продукция эргастерии была дешевле продукции свободных ремесленников. Ремесленники не могли выдержать конкуренции и разорялись. Таким образом, труд рабов в Древней Греции применялся преимущественно в ремесле, а не в земледелии.^ 3. Торговля и колонииГреческие полисы были обращены лицом к морю: обычно располагались в выходящих к морю долинах или на островах. Поэтому там рано развилась морская торговля. Но особенно усилению торговли способствовала греческая колонизация. Что это такое?Одной из особенностей полисного устройства было то, что население полиса не могло превышать определенного предела. Когда это население разрасталось и всем уже не хватало земли, избыточная часть населения на кораблях переселялась за пределы Греции, и там, где-нибудь на морском берегу, строила город и основывала новый полис. Вот этот новый полис и считался колонией прежнего.Жители колонии, естественно, завязывали торговлю (точнее - обмен товарами) с местным населением, обменивая у него сельскохозяйственную продукцию и сырье на греческие ремесленные изделия, вино и оливковое масло. Таким образом, колонии стали посредниками в торговле греков с другими народами. Такие колонии были разбросаны по всем берегам Средиземного моря. Были они и на Черном море: Херсоне на месте нынешнего Севастополя, Кафа - на месте Феодосии, Пантикапей - в районе Керчи. В отличие от Древнего Египта в Греции уже торговали при помощи денег. Свои деньги чеканил каждый полис, поэтому не каждый человек мог знать соотношение ценности разных монет. Это обстоятельство породило "банкиров" - менял, которые обменивали деньги одного полиса на деньги другого. Часто банкир принимал вклады от своих клиентов и сам расплачивался за купленные ими товары. Таким образом, в его распоряжении оказывались довольно крупные суммы чужих денег, и он уже начинал давать их в рост - в долг под проценты, т.е. выступал как ростовщик.^ IV. Экономическое развитие Древнего Рима 1. ПериодизацияПервый период истории Древнего Рима, с VIII по VI вв. до н.э., принято называть "царским" периодом. Но это было совсем не монархическое государство во главе с царем. Римские "цари", рексы, как и греческие басилевсы, были военными вождями, а общественный строй Рима - строем военной демократии.В VI в. возникает государство и начинается второй период римской истории - период республики. Рим периода республики - город-государство, полис, подобный греческим полисам. Правда, уже в это время в ходе завоевательных войн Рим подчинил другие полисы Италии, но это еще не было объединением Италии в одно государство: сам строй полиса не позволял включать в его состав другие города. Побежденные полисы признавали зависимость от Рима, но не включались в состав римского полиса. В отличие от Афин, Римская республика была аристократической: власть оставалась в руках старой земельной родовой аристократии. По мере экономического развития, как и в Афинах, появляются городское хозяйство, ремесло и торговля. Появляются и "новые богачи", которые стремятся разделить власть со старой римской знатью, попасть в ее ряды. Отдельные части Италии постепенно сливаются в одно государство, но политические права и преимущественное право на владение землей остаются в руках граждан только римского полиса - квиритов. И граждане других полисов начинают борьбу за права и за власть.В условиях этих противоречий и междоусобной борьбы решающей силой становится армия. Прежде, пока сохранялось полисное устройство, эта армия состояла из граждан полиса - каждый гражданин являлся сонном. Но армия из граждан римского полиса не могла держать в руках всю Италию и вести дальнейшие завоевательные войны. Да и разбогатевшие граждане Рима не рвались к солдатской жизни. Поэтому теперь армия комплектуется из наемников, которые становятся военными-профессионалами, в основном из жителей завоеванных земель, которым, в сущности были безразличны интересы римского полиса. Такая армия становится орудием в руках своих военачальников, которые обеспечивают военную добычу и содержание солдатам. Военачальники, используя армию, захватывают власть в стране, становятся императорами. Так, к I в. до н.э. Римская республика сменяется Империей.Обычно представляется, что переход от республики к империи был регрессом, реакционным переворотом. В действительности социально-политическое содержание этого переворота было сложным. Он имел даже элементы революции: жители провинций были уравнены в правах с квиритами. Римская империя продолжала существование до V в. н.э.^ 2. Сельское хозяйство и ремеслоВ период республики основу сельского хозяйства Италии составляли мелкие крестьянские хозяйства. Главной продукцией земледелия было зерно, которое даже вывозилось за пределы Италии. В период создания империи, когда Рим завоевывает новые земли за пределами Италии и превращает их в свои провинции, в сельском хозяйстве наступает переворот. Из заморских провинций, преимущественно из Северной Африки, в Италию хлынуло дешевое зерно. Дешевое потому что оно поступало в виде налогов и контрибуции: Рим грабил провинции. Здесь складывается такая же ситуация как и в Греции: необходимо было перейти от зерновой к интенсивным отраслям сельского хозяйства. Но в римских условиях, где не ограничивалось крупное землевладение, такой переход оказался возможным и целесообразным не для крестьян, их земли скупали богатые рабовладельцы, развертывая крупные рабовладельческие хозяйства. Таким образом, переход к интенсивным отраслям здесь сопровождался переходом от крестьянских хозяйств к крупным рабовладельческим хозяйствам. Этот переход стал одной из экономических предпосылок появления империи.Крупные хозяйства были двух видов. В провинциях Римской империи, особенно в Северной Африке, преобладали латифундии - хозяйства в тысячи гектаров, где трудились тысячи рабов. В Италии, а также в некоторых европейских провинциях, особенно в Галлии, преобладали хозяйства средних размеров - виллы, которые занимали десятки и сотни гектаров и где работали сотни рабов. И специализация этих двух видов хозяйств была различной: провинциальные латифундии были зерновыми, поставляли пшеницу в Италию, а в итальянских виллах занимались интенсивным виноградарством, садоводством, животноводством.Следует подчеркнуть, что виллы были специализированными и товарными хозяйствами: в одних виллах производили исключительно фрукты, другие специализировались на производстве домашней крупы, а некоторые - на производстве цветов. Производимая дешевым трудом рабов продукция была недорогой. Известно, например, что жареная гусятина была обычной пищей римлян среднего достатка. Организация ремесла в Римском государстве отличалась от греческой. Труд рабов в массовых масштабах применялся только в строительстве и горном деле. Большие мастерские с трудом рабов здесь были исключением. Преобладали мелкие мастерские свободных людей, где, если и работали рабы, то их труд был неглавным. Дело в том, что в условиях Рима вкладывать деньги в землю, в сельское хозяйство было и выгоднее, и престижнее. Крупный землевладелец приобретал политический вес, мог стать сенатором, а овладеть ремесленной мастерской мог только отпускник или даже раб. Поэтому аристократы-землевладельцы редко занимались этим делом.Прогрессом развития ремесла было географическое разделение труда, каждый итальянский город специализировался на определенных изделиях: Капуя славилась своими бронзовыми изделиями, Арреций - керамикой, Помпеи - шерстяными тканями. Изделия городов расходились по всей стране.Внутренняя торговля была хорошо развита: товары свободно обращались по всей Италии и за ее пределами. Высокому уровню развития торговли в пределах всей Римской империи способствовали два обстоятельства. Во-первых, введение единой денежной системы по всей империи: здесь уже не было необходимости обменивать деньги одного полиса на деньги другого, как это было в Греции. Во-вторых, развитию торговли способствовало строительство замечательных римских дорог, мощеных камнем и пересекавших всю Европу. Эти превосходные каменные шоссе сохранились до нашего времени, причем даже в такой отдаленной от Рима стране, как Англия. В Римской империи практиковалось даже страхование грузов. ^ V. Кризис рабовладельческой системы Эксплуатировать чужой труд в античных государствах можно было только захватывая пленных на войне и превращая их в рабов. Захваченный в плен человек, оказавшись в чужой враждебной ему среде, терял способность к сопротивлению.Такой способ эксплуатации имел важные особенности. Необходимым условием развития рабовладельческого хозяйства были постоянные победоносные войны. Чтобы вести такие войны, было необходимо вооружение всего населения. Каждый мужчина был воином и изучал военное искусство. А это, а свою очередь, требовало демократического устройства: когда каждый гражданин вооружен, он может постоять за свои права. Правда, порядки при некоторых римских императорах не очень ассоциируются с демократией. Однако эти императоры действовали обычно от имени народа. И еще одно важное обстоятельство: тот классический рабовладельческий строй, который был в античных государствах, не мог быть сразу у всех народов: не могли все вести победоносные войны. В самом деле, побежденные и покоренные Римом или находились на стадии доклассового общества, или относились к азиатскому способу производства. Во II-III вв. н.э. наступил кризис рабовладельческой системы - рабовладельческие производственные отношения стали тормозить развитие производительных сил. Это выражалось в деградации сельского хозяйства. Происходило возвращение от интенсивных отраслей к зерновому хозяйству, многие земли забрасывались или превращались в пастбища. Завоевательные войны кончались - Рим уже захватил столько, что не мог прочно удерживать провинции под контролем. Сократился приток рабов. Рабы становились дорогими, но дорогого раба нельзя эксплуатировать методами прямого принуждения, палки. Дорогого раба приходилось беречь и добиваться повышения производительности его труда методами не принуждения, а материальной заинтересованности.Изменения методов эксплуатации рабов можно проследить по сочинениям агрономов Рима. Агроном II в. до н.э. Като рассматривал раба как "говорящее орудие" традиционно для рабовладельческого способа производства. Он рекомендовал следить, чтобы раб не оказался без работы, чтобы он непрерывно приносил хозяину доход. Он заставлял до минимума свести расходы на содержание рабов: кормить самой дешевой пищей, одежду выдавать раз в год, а старую при этом отбирать, чтобы сделать из нее для тех же рабов новую одежду. Совсем другие методы предлагал агроном Варрон, который жил в I в. до н.э. Чтобы привязать раба к имению, он считал, надо разрешать рабу жениться, иметь детей, иметь собственность. Нужно создать условия, чтобы раб мог накопить некоторое имущество. Он запретил наказания, считал, что с рабами нужно советоваться по всем хозяйственным вопросам и т.д.Итак, эти изменения начались еще до начала кризиса рабовладельческой системы, до начала деградации хозяйства. А далее возникали совсем новые формы эксплуатации. Чтобы материально заинтересовать раба, ему выделяют пекулий - самостоятельное хозяйство. Это могла быть ремесленная мастерская, участок земли. Определенную часть доходов раб должен был отдавать хозяину, платить ему оброк.Рабу разрешалось иметь собственность, и эта собственность раба иногда становилась такой, что раб покупал собственных рабов и давал деньги в долг своему хозяину. Появились новые законы, по которым раба не только нельзя было убить или разрушить семью раба, т.е. продавать членов семьи в разные руки, но нельзя было даже отобрать у раба пекулии. Крупные землевладельцы стали сдавать участки своей земли крестьянам. Крестьянин - арендатор назывался колоном.Так в недрах рабовладельческой системы стали рождаться феодальные отношения, потому что пекулий и колонат были уже формами, соответствующими феодальным отношениям. Но все это уже не могло спасти Римскую империю. Для победы феодальных отношений были нужны крестьяне, а римские крестьяне были разорены и их разорение началось еще при переходе к крупным рабовладельческим хозяйствам. Разоренные крестьяне шли в города, но не для того, чтобы найти там работу. Рабовладельческие отношения воспитывали представление, что свободному человеку трудиться стыдно, что труд - занятие для рабов. И в городах росло число людей, неработающих и живущих на подачки знати.Только в одном Риме уже в I в. до н.э. их насчитывалось около полумиллиона.А с крестьянством исчезла и победоносная римская армия. Теперь солдаты набирались преимущественно из тех же варваров-провинциалов, против которых они и должны были воевать. Им нечего было защищать.Рим приходил в запустение. На римском форуме, где недавно решались судьбы народов, теперь росла густая трава и паслись свиньи. И когда с севера стали надвигаться новые варвары, Рим не мог устоять и пал под их ударами. Это произошло в V в. н.э.^ Тема 2.Экономическое развитие Западной Европы в эпоху феодализма План темы Развитие феодального хозяйства. Генезис феодализма. Марка, аллод, бенефиций, феод в Королевстве франков. Основа феодальных отношений. Коммутация и второе издание крепостничества. Рождение средневекового города. Цеховое ремесло, его противоречия. Организация, торговли, гильдии, монополии. Деньги. Роль города в становлении рынка. ^ Формирование феодализма в Королевстве франков VI-IX вв. Рабовладельческий строй погиб вместе с Римской империей. Но феодализм возник не сразу после гибели Рима. Обычное представление, что рабовладельческий строй непосредственно сменяется феодальным, не совсем точно. Чаще феодальный строй заново возникал из первобытно-общинного. Народы, которые завоевали Рим, находились на стадии первобытно-общинного строя и не переняли римских рабовладельческих порядков. Лишь через несколько веков у них появилось классовое общество, но уже в форме феодализма.Почему мы рассматриваем формирование феодализма именно в Королевстве франков? Потому что именно франки стали преемниками Рима в Западной Европе. Франки - одно из германских племен. Сначала они жили по Рейну, но в III в. начали свою экспансию и к VI в. завоевали центральную часть Западной Европы.Что собой представляло общество франков в период завоеваний? Племя франков делилось на общины - марки. Марка - это уже не родовая община, а сельская. Если родовая община - большая семья, которая состояла из кровных родственников и вела общее хозяйство, то в марке только земля оставалась в общей собственности, но и она делилась для пользования между членами марки и каждая семья вела свое отдельное хозяйство. А дом, скот и все остальное имущество находилось уже в безусловной частной собственности.Государства пока еще не было. У франков в это время был строй военной демократии, стадию которого переживали все народы на пороге классового общества. Верховным органом власти в племени было собрание, которое для ведения военных действии выбирало военного вождя. Такой вождь у древних греков назывался басилевс, у римлян - рексом, у восточных славян - князем, а у франков - королем. Естественно, в ходе завоеваний власть короля усиливалась, а власть народного собрания сходила на нет. Да и трудно теперь было собрать франков на одно собрание с огромной территории. Король стал превращаться в независимого от народа монарха, а вместе с ним возвышалась военная верхушка - королевские дружинники. Они уже не состояли в марках и часто были даже не франками, а галлами, римлянами. Королю было выгодно привлекать на службу людей, не связанных с его народом. Иначе они могли бы от имени народа ограничивать его власть, а так они зависели от милостей короля. Вот эти военные - профессионалы и составили правящую верхушку общества, были поставлены над общинами - марками.Однако появление правящей верхушки - это еще не феодализм. Феодализм начинается с возникновения феодального землевладения. В ходе завоеваний у франков рядом с общинной собственностью на землю появляется частная - аллод. Для вознаграждения за службу король стал раздавать землю своим дружинникам. Но поскольку они не состояли в общинах, земля им, естественно, давалась не в общинную, а в частную собственность. Однако аллод оказался невыгодным для королевской власти: его владелец теперь должен был заниматься хозяйством вместо военной службы. Поэтому в VIII в. короли франков вводят новую форму земельного владения - бенефиций. Бенефиций давался уже не в собственность, а только во владение при условии несения военной службы. Кроме того, бенефиций - это земля вместе с сидящими на ней крестьянами, причем эти крестьяне обязаны нести феодальные повинности в пользу бенефициария.Но зачем королю нужно было раздавать землю своим дружинникам? Затем, что за военную службу надо платить. При неразвитых товарно-денежных отношениях платить деньгами было практически невозможно, поэтому военная служба оплачивалась феодальными владениями, и класс феодалов рождался как класс военных не только у франков, но и у других народов. Введение бенефиции было частью военной реформы, которая выдвигала на первый план новый род войск - тяжеловооруженную конницу с рыцарскими доспехами. Эта рыцарская конница стала ядром, основной силой франкского войска, усилила боевую мощь франков и позволила завершить завоевания. Для службы в такой коннице надо было иметь постоянный и достаточно большой доход, который освобождал бы рыцаря от хозяйственных забот. Такой доход он получал в виде феодальной ренты с живущих в бенефиции крестьян.Со временем бенефиции стали превращаться из условного и временного владения в полную феодальную наследственную собственность, в феод.Не довольствуясь землями, пожалованными королем, феодалы увеличивали свои владения, захватывая новые земли с крестьянами. Но чаще крестьяне сами, добровольно, отдавались под власть феодалов. Почему? Потому что феодальная рента и феодальная зависимость освобождали от военной повинности. Военные походы разоряли крестьянское хозяйство, и, чтобы откупиться от участия в них, крестьяне были готовы платить ренту. Сложилось разделение обязанностей: рыцари воюют, а крестьяне ведут хозяйство и содержат их. Кроме того, право тогда определялось преимущественно силой, и крестьянин был беззащитен перед сильными, хорошо вооруженными людьми в рыцарских доспехах. Защиту надо было искать у ближайшего сильного человека - феодала, а чтобы получить ее, надо было отдаться к нему в зависимость. К середине IX в. процесс закрепления крестьян за феодалами был почти закончен. Завершающим актом феодализации стал закон о том, что каждый свободный франк должен был найти себе сеньора.Поскольку военная служба строилась на земельной основе, крупный землевладелец должен был являться на военную службу не один, а с отрядом, соответствующим его земельным владениям. Этот отряд он формировал из военных-профессионалов, рыцарей, которым выделял часть земли и крестьян в своих владениях. Эти мелкие рыцари подчинялись уже не королю, а своему непосредственному сюзерену. Да и независимые мелкие феодалы предпочитали пристать к мощному покровителю. Чем больше было владение феодала, чем больше было у него вассалов, тем больше было его войско. Крупный феодал по силе не уступал королю.И короли были вынуждены подтвержда