1.Место средневековья во всемирном историческом процессе. Итальянские историки считали Ср. – темным веком. Хронологические рамки: Для России: 5 – 16в. Для зап. Европы: 1) раннее Ср. 5 – 11 в. 2) класс. Ср. 11 – 15 в. 3) позд. Ср. 15 –16, сер. 17 в.В это время в Европе складывались феодально-крепостнические отношения. Эконом. жизнь была не очень активной, господствовало натур. хоз-во. Средневековое общество – аграрное, основанно на ручном труде и феодальных отношениях. Феодалы – собственники земли, а зависимые от них – крестьяне. Крестьянин имеет тягловую силу и орудия труда; несёт повинности за пользование землей феодала: Барщина (отраб. рента), Натуральная рента (продуктовая), Денежная рента. К крестьянам применялись меры внеэкономического принуждения (феодал – защитник крестьян (кр. были защищены от притязаний соседей), ф. «помогал» с судой под высокий процент). Гос-во давало ф. большие права – господин над кр-ми (собирал налоги с кр. и судил их). Эти права получили название «феод. иммунитет». Земельная собственность носит сословный, неполный, расщепленный хар-тер. Часть земель монарх передает своим ближайшим слугам на условиях несения воен. службы в пользу этого монарха. Личная земля монарха – «домин». Выше стоящий – «сюзерен». Ниже стоящий – «вассал». Взаимоподчинение (феод. иерархия или отношения вассалитета). В Ср. обществе морально-нравственные установки носят застылый характер; задаются нормами крестьянской религии. Ср. общество динамично. Появляются известные нам народы. Достигло общество больших высот в научной и культурной областях. В Ср. века было 2 центра цивилизации – Европа и Азия. Азия – арабско-мусульманская цивилизация (арабский язык, вера в ислам). 7-8 век: на территории Азии сложилось огромное гос-во – Арабский халифат (но оно было непрочным). Высокий уровень арабов на ранней стадии развития объясняется за счет аккумуляции всех достижений других народов и цивилизаций. В области идеологии господ. роль играла церковь. ^ 2. Образование гос-ва у вост. словян. Норманизм. 1). «Славяне»- слово ведают. Оформились племена в чёткие сой. группы только на рубеже нашей эры. В Юж. районах в лесо-степи словяне кантактировали со скифами (качев. народ). Выдержали 2 нашествия (Готы, Гунны) => Вост. славяне оттеснены в лесистые районы Востю-Европ. равнины, где и произошло окончательное формирование древне- русской народности. С-не жили по берегам рек, озёр; занимались подсечным земледелием. Постепенно передвигались по берегам на С-В.Юж. районы расселения подвергались набегам кочевников(Хазары) и вынуждены платить им дань. Верования- языческие, поклонение силам природы(не было жертвопринашений). В 9 веке на тер-ии вост.сл-н появ-сь вооруж. отряды Викингов(варяги , норманны морские качевники, пираты и торговцы. Варяги расселились в Сев. части расселения славян.Воряги привнесли на Русь боевое вооружение и методы ведения войны. Возникновение государственности у славян относится к эпохе раннего средневековья. Славяне до Великого переселения народов занимали, по-видимому, территорию от Верхнего Одера до Среднего Днепра. Расселение славян происходило в VI-VIII вв. по трем основным направлениям: на юг (на Балканский полуостров), на восток и север по восточно-европейской равнине и на запад, в среднее Подунавье и Междуречье Одера и Эльбы. Результатом расселения стало разделение славянства на три ветви: южную, восточную и западную. Образование государства у восточных славян явилось закономерным итогом длительного процесса разложения родоплеменного строя и перехода к классовому обществу. Процесс имущественного и социального расслоения среди общинников, привел к выделению из их среды наиболее зажиточной части, которая, подчиняя себе массу рядовых общинников, нуждается для поддержания своего господства в государственных структурах.2). В 30-60-е годы XYIII в. немецкие ученые И.Г. Байер и Г.Ф. Миллер, работавшие в Петербургской Академии наук, в своих научных трудах впервые попытались доказать, что Древнерусское государство было создано варягами. Они положили начало норманнской теории происхождения Российского государства. Крайним проявлением концепции является утверждение, что славяне в силу своей неполноценности не могли создать государства, а затем без иноземного руководства были не в состоянии управлять им. Во-первых, они считают, что норманны добились господства над восточными славянами путем внешнего военного захвата или с помощью мирного покорения (приглашения княжить); Во- вторых, они считают, что слово "русь" норманнского происхождения. Против этой теории решительно выступил М.В. Ломоносов. Антинорманисты считают, что термин "русь" доваряжского происхождения и восходит к очень древним временам. 3.^ Религиозные верования славян. Христианизация и ее роль. Восточные славяне были язычниками. Они поклонялись силам видимой природы и почитали предков. Силы природы воплощались у них в личные божества. Первое место среди них занимало божество солнца . Его почитали как источник тепла и света, как подателя всех благ; Белеса - как покровителя стад. Другим божеством был Перун, в котором олицетворялась гроза с страшным громом и смертоносною молнией. Ветер имел свое божество Стрибога. Божество земли носило имя Мать-Земля сырая. Кроме культа видимой природы у восточных славян был развит культ предков, связанный с родовым бытом. Родоначальник, давно умерший, обоготворялся и считался как бы живым покровителем своего потомства. Веря в существование таинственных хозяев человеческих жилищ (домовых), славянин искал таких же хозяев и вне жилищ, в лесу (лешие), и в воде (водяные). Крещение Руси. В 987 г. состоялись русско-византийские переговоры. Греки просили помощи в подавлении восстания, Владимир потребовал взамен руки принцессы Анны с обещанием креститься. В 988 г. князь Владимир крестился. Помирясь с греками, он возвратился с православным духовенством в Киев и в 990г. он приказал креститься населению Киева. Последствия принятия Русью христианства. 1). В Киеве стал жить русский митрополит, поставленный Константинопольским патриархом; в других городах были поставлены подчиненные митрополиту епископы. В Киеве и во всех епархиях строились церкви и устраивались монастыри. 2). Вместе с христианством на Русь пришла письменность, а с нею книжное просвещение. Вскоре на Руси возникают школы с учителями священниками и появляются книжники - любители просвещения, собиравшие и переписывавшие книги. 3). Церковь старалась поднять значение княжеской власти. Княжеская власть, как и всякая земная власть, учинена от Бога и должна творить Божью волю. 4). На Руси церковь образовала особый союз - церковное общество. В состав его вошло духовенство, затем люди, которых церковь опекала и питала, и, наконец, люди, которые служили церкви и от нее зависели. 5). Церковь влияла на улучшение семейных отношений и вообще нравственности в русском обществе, духовенство воспитывало лучшие нравы на Руси, насаждало лучшие порядки. 6). В особенности восстало духовенство против грубых форм рабства на Руси. Влияние церкви охватывало все стороны общественного устройства и подчиняло себе одинаково как политическую деятельность князей, так и частную жизнь всякой семьи. 7). Рядом с воздействием церкви на гражданский быт Руси мы видим и просветительскую деятельность церкви. В монастырях образовывались целые библиотеки и процветала грамотность. 8). Христианская вера на Руси совершила переворот в области искусства. Архитектурное дело и живопись под влиянием церковного строительства достигли в Киеве значительного развития. Развилось, таким образом, национальное искусство. ^ 4.Социально - политический строй и соц. структура. Политический строй древней Руси IX-Х вв. характеризовался как раннефеодальная монархия. Во главе государства стоял Киевский князь, называвшийся великим князем. Князь управлял при помощи совета из других князей и дружинников. Несколько позже эта форма правления вошла в историю Руси под названием боярская дума. Сбор дани и судебных пошлин осуществлялись княжескими дружинниками. Князь властвовал и управлял не безраздельно. Княжеская власть была ограничена элементами сохранившегося народного самоуправления. Активно действовало народное собрание – вече – в IX-XI вв. Феодализм характеризуется полной собственностью феодала на землю и неполной на крестьян, по отношению к которым он применяет различные формы экономического и внеэкономического принуждения. Зависимый крестьянин обрабатывает не только землю феодала, но и свой земельный участок, который он получил от феодала или феодального государства, и является собственником орудий труда, жилища и т.д. Категории населения. Однако в этот период оставалось довольно значительное количество свободных людей, зависимых лишь от государства. Источники периода Киевской Руси называют зависимых от государства и великого князя общинников людьми, или смердами. Основной общественной ячейкой земледельческого населения продолжала оставаться соседская община - вервь. Человек, порвавший связи с общиной и не пользовавшийся ее покровительством, назывался изгоем. Распространенным названием временно зависимого крестьянина был закуп. Так называли человека, получившего от земледельца купу - помощь в виде участка земли, денежной ссуды, семян, орудий труда или тягловой силы и обязанного вернуть или отработать купу с процентами. Рядович - человек, заключивший с феодалом определенный договор - ряд и обязанный выполнить различные работы согласно этому ряду. Рабы назывались холопами или челядью. Холопы обычно использовались в качестве домашних слуг. Довольно большой группой населения Руси были ремесленники. С ростом городов, развитием ремесленничества связана деятельность такой группы населения, как купцы. Древнейшие города возникали чаще всего на важнейших торговых путях. Одним из таких торговых путей был путь из "варяг в греки ". Необходимо выделить и такую группу населения Древней Руси, как дружинники ("мужи"). Дружинники жили на княжеском дворе, участвовали в военных походах, в сборе дани. Княжеская дружина - это составная часть аппарата управления. Наиболее приближенные дружинники (старшие) составляли постоянный совет, "думу". Они именовались боярами. Младшие дружинники исполняли обязанности судебных исполнителей, сборщиков штрафов и т.д. Княжеские дружинники составляли основу нарождавшегося класса феодалов. ^ 5. Русь удельная. Начиная с 12 века Русь вступила в период политической раздробленности, продолжавшейся до конца 15 века. К середине 12 в. выделилось 15 княжеств, а к началу 13 в. – около 50-ти.Феодальная раздробленность на Руси явилась закономерным итогом экономического и политического развития раннефеодального общества. Причины раздробленности: 1)оседание князя и дружины на землю. 2)оформление института феод. иммунитета. 3)оформление института наследства на землю. 4)вотчина – крупный хоз. комплекс. 5)полит. независимость отдельных княж. от Киева. 6)князь – расцвет своей территории. 7)Внешне распад Киевской Руси выглядел как раздел территории Киевской Руси между различными членами разросшейся княжеской семьи. По сложившейся традиции местные престолы занимали, как правило, только потомки дома Рюрика. На Руси существовал обычай родового старшинства (родовое наследие). По родовому наследию великому князю наследовал не его сын, а его брат, старший после него, а если не было в живых его братьев, то его старший племянник, т.е. сын старшего брата. Как известно, Ярослав Мудрый, умирая (1054), разделил землю таким образом : старшему сыну Изяславу дал Киев и Новгород, второму сыну Святославу -Чернигов, третьему - Всеволоду - Переяславль (недалеко от Киева), четвертому - Вячеславу - Смоленск, пятому - Игорю - Владимир-Волынский. Борьба между потомками Ярослава, пользовавшимися поддержкой местного боярства, привела к возникновению системы обособившихся княжеских владении, признанной Любечским съездом князей в 1097 г. Любечский съезд князей постановил решение о князьях, чтобы каждый из них "держал отчину свою". В середине XII в. Русь входит в период феодальной раздробленности. На некоторое время эти усобицы удалось остановить благодаря деятельности Владимира Мономаха (1113-1125) и его сына Мстислава Великого (1125-1132). Это было временем восстановления единства Древнерусского государства. После смерти Мстислава вместо единой державы возникло три основных центра, каждый из которых оказывал решающее влияние на политическую жизнь в соседних с ними землях и княжествах: Владимиро-Суздальская земля, Галицко-Волынская земля; Новгородская феодальная республика. В каждой земле были свои старшие, или великие, князья, и свои младшие, или удельные князья. Владимиро-Суздальская земля занимала междуречье Оки и Волги. Начало установления самостоятельности Ростово-Суздальской земли произошло в правление одного из младших сыновей Владимира Мономаха - Юрия Владимировича Долгорукого (1149 -1155), сделавшего своей столицей Суздаль. При Юрии Долгоруком был основан ряд новых городов, в том числе впервые под 1147 г. в летописи упоминается Москва. Юрий Долгорукий постоянно пытался захватить в свои руки киевский престол. В конце жизни ему удалось овладеть Киевом, но поддержкой местного населения он не пользовался. Старший сын Юрия Долгорукого - Андрей Боголюбский (1157-1174), перенес свою столицу во Владимир-на-Клязьме, откуда проводил энергичную политику по укреплению сильной княжеской власти. В результате сговора знати и представителей ближайшего окружения князя возник заговор, и в 1174 г. Андрей Юрьевич был убит в своей резиденции Боголюбове (близ Владимира). После смерти Андрея Боголюбского в результате междоусобицы на престоле оказался его младший брат - Всеволод, окончательно закрепивший за Владимиром-на-Клязьме статус главной княжеской столицы. Правление Всеволода «Большое Гнездо» (1176-1212) было периодом наивысшего политического могущества Владимиро-Суздальского княжества. Но когда в 1212г. он умер, поделив княжество на 8 частей, м/у его наследниками возникла междоусобная война. В 1238 г. земли княжества были опустошены монголо- татарским войском. Территория Галицко-Волынской земли простиралась от Карпат до Полесья, захватывая течения рек Днестра, Прута, Западного и Южного Буга, Припяти. Возвышение Галицкого княжества началось во второй половине XII в. при князе Ярославе Осмомысле (1152-1187). После начавшейся с его смертью смуты на галичском престоле сумел утвердиться волынский князь Роман Мстиславич, который в 1199 г. объединил Галицскую землю и большую часть Волынской земли в составе одного княжества. Ведя ожесточенную борьбу с местным боярством, Роман Мстиславич пытался подчинить себе и другие земли Южной Руси. После смерти в 1205 г. Романа Мстиславича его наследником стал старший сын Даниил (1205-1264). После смерти Даниила Романовича его преемники не смогли противостоять распаду Галицко-Волынского княжества. К середине XIV в. Волынь была захвачена Литвой, а Галицкая земля - Польшей.^ Новгородская земля с самого начала истории Руси играла в ней особую роль. Экономический рост Новгорода подготовил необходимые условия для его политического обособления в самостоятельную феодальную боярскую республику в 1136 г. За князьями в Новгороде остались исключительно служебные функции. Право князей на суд было ограничено, покупка ими земель в Новгороде запрещена, получаемые ими доходы с определенных за службу владений строго фиксированы. С середины XII в. новгородским князем формально считался великий князь Владимирский, но до середины XV в. он не имел возможности реально влиять на положение дел в Новгороде. Высшим органом управления Новгорода являлось вече, реальная власть была сосредоточена в руках новгородского боярства. Из среды и под контролем боярства осуществлялось избрание на посты посадника (главы городского управления) и тысяцкого (главы ополчения). Под боярским влиянием происходило замещение поста главы церкви - архиепископа. В ведении архиепископа находилась казна республики, внешние сношение Новгорода, право суда и пр. Исторически сложившаяся обособленность Новгорода от других земель имела важные политические последствия. ^ 6. Киевская Русь. В 862 г. князь Рюрик и его два брата были призваны на Русь новгородцами, положив начало русской княжеской династии. Рюрик стал княжить в Новгороде, Синеус - на Белоозере, а Трувор - в Изборске. После смерти братьев, Рюрик стал княжить один. Когда умер Рюрик (879 г.), воевода Олег вместе с малолетним сыном Рюрика Игорем подняли племена по торговому пути "из варяг в греки" на большой поход к югу. В походе участвовали меря, варяги, словене, кривичи, и в 882 г. захватили Киев. Это положило начало образованию Древнерусского государства с центром в Киеве. С 911 по 945 гг. правит Игорь (Сбор дани с племен; поход на Византию). Затем Ольга (945 – 9641ая приняла христианство от католиков (Герман.епископ). В источниках прослеживается установление и усиление власти киевских князей над племенными союзами славян. Ко времени Святослава (964-972) с князьями племен было покончено.Вся его жизнь прошла в походах. Территории в рамках единого раннефеодального государства, управляемые князьями-вассалами киевского правителя, получили наименование волость. Государство же в целом в X в. носило название "Русь" и "Русская земля". Такая структура государства сложилась к концу X в.. в эпоху киевского княжения Владимира Святославовича(980 - 1015), который посадил на княжение в девяти крупнейших центрах Руси своих сыновей. ^ 7. Борьба Руси с внешними вторжениями. . Другим несчастьем были монголо-татары во главе с Чингисханом, которые после огромных завоеваний в Азии напали на Половцев. Половецкие ханы обратились за помощью к русским князьям. Битва между русско-половецкими и монгольскими войсками произошла 31 мая 1223 г. на реке Калке в Приазовье. В результате этой битвы государство половцев оказалось уничтоженным, а они сами вошли в состав государства, созданного монголами. Монголо-татарское нашествие па Русь. В 1227 г. Чингисхан умер. В соответствии с его завещанием обширные владения монголов были разделены на области (улусы) во главе с его сыновьями и внуками. Поздней осенью 1237 г. монгольская империя начала наступление на русские земли. Общая численность монгольских войск, участвовавших в агрессии против Руси и возглавлявшихся внуком Чингисхана Батыем, составляла по приблизительным подсчетам 120-140 тыс. человек. Северная и Южная Русь могли выставить вместе около 100 тыс. воинов, но русские княжества практически по одному противостояли объединенным монгольским силам. С 1237 по 1238 гг. разгромили Волжскую Булгарию, разрушили Рязань 21 декабря 1237 г., вторглись в Великое княжество Владимирское в начале января 1238 г. Двигаясь затем по замерзшим рекам, монголы захватили Москву, Суздаль и ряд других городов. 7 февраля пал Владимир. 4 марта 1238 г. на реке Сити состоялось сражение основных сил Северо-Восточной Руси, возглавляемых князем Юрием, с монголо-татарами. Русские потерпели сокрушительное поражение, князь Юрий был убит. После этого татары вошли в Новгородскую землю, но, опасаясь весенней распутицы, не дойдя ста верст до Новгорода, повернули на юго-восток в половецкие степи. По дороге они взяли Курск и Козельск. 1238-1239 гг. потребовались Батыю, чтобы укрепить свои позиции в севере черноморской степи. На северо-востоке Руси были захвачены только Гороховец и Муром, на юге - Южный Переяславль и Чернигов. Все князья Северо-Восточной Руси признали в 1239 г. сюзеренит (верховное право сюзерена над вассалом) монголов. Осенью 1240 г. войска под руководством Батыя двинулись в Европу через Южную Русь. 6 декабря 1240 г. после упорных боев пал Киев. В декабре-январе 1240-1241 гг. были захвачены практически все города Южной Руси, за исключением Кременца. Одной из главных причин поражения Руси явилась существовавшая тогда феодальная раздробленность. Важным обстоятельством было и то, что захватчики, покорившие до этого Северный Китай и Среднюю Азию, использовали в борьбе с Русью военную технику этих стран, в том числе стенобитные машины, которые пробивали стены русских крепостей, а также камнеметы, порох и сосуды с горящими жидкостями. Численный перевес сил на стороне татаро-монголов. Последствия этого нашествия для Руси были исключительно тяжелыми. Прежде всего резко сократилось население страны, множество людей было убито, много русских было уведено в рабство. Многие города оказались уничтоженными, запустел Киев, в котором оставалось не более 200 домов. Из 74 городов Руси XII-XIII вв. около 50 были разорены монголами, в 14 из них жизнь в последующем не возобновилась, а 15 превратились в небольшие села. ^ Ордынское Иго. После монгольского нашествия Русь стала страной, зависимой от Золотой Орды. Однако в отличие от стран Средней Азии, Прикаспия и Северного Причерноморья монголо-татары отказались от прямого включения русских земель в состав Золотой Орды и создания на них своей постоянно действующей администрации. Сложилась система, при которой великий князь должен был получать в Орде утверждение, "ярлык'' на великое княжение. Главная часть податей, наложенных на русские земли, составляла дань, или "выход". Она вначале собиралась в натуре, а потом была переведена на "серебро", т.е. на деньги. Для надзора за русскими землями в первое время ханы держали в русских городах наместников-баскаков. Они собирали дань с дома-хозяйства. "Великий баскак" имел резиденцию во Владимире, куда из Киева фактически переместился политический центр страны. В 1279 г. русский митрополит получил от хана охранную грамоту, которая признавала неприкосновенность православной веры, храмов и церковного имущества. Православная церковь освобождалась от выплаты дани монголам, что позволило под ее прикрытием формировать материальную базу для освободительной борьбы. ^ 8.Образование российского государства. Москва возглавила борьбу за свержение ордынского ига и стала центром объединения русских земель. Причины: Московское княжество по сравнению с другими землями занимало более выгодное географическое положение. Москва находилась на пересечении речных и сухопутных путей, которые можно было использовать как для торговли, так и для военных целей. На наиболее опасных направлениях, откуда могла возникнуть агрессия. Москва была прикрыта другими русскими землями, что также привлекало сюда жителей, позволяло московским князьям собирать и накапливать силы. Предпосылки объединения русских земель. Процесс образования централизованных (национальных) государств в Европе в эту эпоху был связан с разрушением натурального хозяйства, укреплением экономических связей между различными регионами и появлением буржуазных отношений. Большую роль в этом процессе сыграли интересы бояр, вотчины которых перерастали границы княжеств. Наконец, важнейшую, если не решающую роль, в объединительном процессе сыграла борьба против внешней - в первую очередь ордынской - опасности. Борьба Москвы за великое княжение Владимирское. Первым самостоятельным московским удельным князем, родоначальником московской княжеской династии, стал в 1276 г. младший сын Александра Невского Даниил (1276-1303). Даниил Александрович в 1301 г. отнимает у рязанского князя Коломну. В 1302 г. Даниилу Московскому был завещан Переяславский удел, который был окончательно присоединен к Москве его сыном Юрием Даниловичем (1303-1325). В 1303 г. к Москве был присоединен Можайск, входивший до этого в состав Смоленского княжества. При Юрии Даниловиче Московское княжество стало одним из сильнейших в Северо-Восточной Руси. Юрий вступил в борьбу за великое княжение Владимирское с Михаилом Ярославичем – тверским князем (1303 – 1325 гг.). Московский князь – Иван Данилович Калита (1325-1340). Калита (т.е. мешок с деньгами). Он присоединился к карательной экспедиции, организованной ордынцами. В результате этой меры Тверская земля подверглась такому погрому, что надолго вышла из политической борьбы. С 1328 г. ярлык на великое княжение вновь оказался в руках московского князя. Кроме ярлыка Иван Калита получил право сбора ордынского выхода (дани), система баскачества была окончательно отменена. Право сбора дани давало московскому князю значительные преимущества. Сбор дани великим князем делал регулярными связи между русскими княжествами. Союз русских княжеств, возникший первоначально как подневольный и финансовый, со временем расширил и свое политическое значение и послужил основой для объединения различных земель. Сын Ивана Калиты (Семен) Симеон Гордый (1340-1353) помимо сбора дани обладал уже и определенными судебными правами в отношении русских князей. При Иване Калите продолжалось территориальное расширение Московского княжества. В это время оно происходило путем покупки князем земель в различных частях страны. Иван Калита приобрел в Орде ярлыки и на целые удельные княжества - Углич, Галич, Белоозеро. Почти 40 лет М.к. не подвергалось нападениям. Московские князья не только могли укрепить свое княжество, но и накопить значительные силы. Мудрая политика Ивана Калиты создала ему такой авторитет в Орде, что его сыновья Симеон Гордый и Иван Красный (1353-1359) не имели конкурентов при получении ярлыка на великое княжение Князь Дмитрий Иванович (1363-1389) и боярское правительство успешно укрепляли могущество Московского княжества. Свидетельством возросшего экономического и политического значения Москвы стало строительство в 1367 г. белокаменной крепости - Кремля. Московское княжество располагало к этому времени достаточным количеством сил для того, чтобы оказать сопротивление ордынцам. Борьба с Золотой Ордой становится важной частью политики объединения русских земель. При Дмитрии Ивановиче к Москве были присоединены Дмитров, Стародуб и Кострома, значительные территории в Заволжье и ряд мелких княжеств в верховьях Оки. Мамай решил призвать Московского князя к порядку и в 1378 г. совершил поход на Русь, но на реке Воже (приток Оки) татарское войско было разбито (возглавлял мурза Бегич). Мамай пришел в ярость; он стал собирать огромные силы, чтобы напомнить России времена Батыева нашествия. Ягайло Литовский князь обещал соединиться с ним и вместе идти на Москву. Куликовская битва. В 1380 г. ордынский правитель Мамай с огромным войском выступил к границам русских земель. 23 июля в Москве была получена весть о походе Мамая. Дмитрий Иванович энергично занялся формированием русского войска. 8 сентября 1380 г. на Куликовском поле при впадении реки Непряды в Дон произошла знаменитая битва. Военный талант Дмитрия и его воевод и несгибаемая храбрость русских воинов позволили разгромить татарское войско. Мамай был убит его соперником Тохтамышем - ханом Белой Орды. Однако Куликовская битва ослабила и русские княжества. Поэтому в 1382 г. во время похода хана Тохтамыша в Москву не оказалось достаточно сил для организации сопротивления. После трехдневной осады Москва 26 августа была хитростью захвачена Тохтамышем и сожжена. Погрому подверглись и ближайшие земли. В результате нашествия Тохтамыша была возобновлена уплата ордынского выхода (дани). Однако полностью восстановить свою власть над русскими землями ордынцами не удалось. Орда была вынуждена признать политическое главенство Москвы на Руси. Дмитрий Донской в своей духовной грамоте-завещании передал право на великое княжение Владимирское своему старшему сыну Василию Дмитриевичу. С тех пор независимый от Орды способ передачи верховной власти в Северо-Восточной Руси становится наследным правом московской княжеской семьи. ^ 9.Образование централ. гос-ва и свержение ига (XV-начало XVI вв.) Дмитрий Донской передал в наследство своему сыну Василию I Дмитриевичу (1389-1425) Владимирский престол как вотчину, не спрашивая ханского разрешения (ярлыка). Василий I продолжал собирать русские земли под власть Московского княжества. Он купил у хана Тохтамыша ярлык на княжество Нижегородское и Муромский удел. Много бояр удельных князей переходили в службу более богатого и сильного князя Московского. Поскольку духовная Дмитрия Донского составлялась, когда старший сын еще не был женат, наследником Василия I был назван Юрий. После смерти Василия I Дмитриевича возник династический кризис. Претендентами на престол выступили его десятилетний сын Василий II и князь Юрий Дмитриевич, ссылавшийся на традиционный принцип наследования старшим по роду и завещание Дмитрия Донского. Юрий разбил войска Василия и захватил Москву. Однако утвердиться здесь ему не удалось из-за враждебного отношения московского боярства и горожан. На следующий год Юрий снова захватил Москву, но через два с половиной месяца умер. После смерти Юрия борьбу за московский стол продолжали его сыновья Василий Косой и Дмитрий Шемяка, которые уже в принципе не имели никаких прав на престол. Василий был захвачен во время богомолья в Троице-Сергиевом монастыре Дмитрием Шемякой и ослеплен, Москва перешла в руки Шемяки. Однако, захватив Москву, Дмитрий Шемяка не сумел добиться поддержки большинства населения и боярства. В декабре 1446 г. Василий Темный вступает в столицу своего княжества. Следствием феодальной войны было окончательное утверждение принципа наследования власти по прямой нисходящей линии от отца к сыну. Кроме политического междоусобия княжение Василия II Темного было потрясено еще церковной смутой. В 1431 г. в Москве хотели поставить митрополитом епископа Иону, но патриарх Константинопольский поставил митрополитом на Руси грека Исидора. Погибавшая под ударами турок-османов Византия пошла на заключение церковного союза с римским папой, рассчитывая на помощь западноевропейских держав в защите Константинополя. Уния была заключена в 1439 г. на соборе во Флоренции. Условиями ее было признание верховного главенства римского папы, принятие католических догматов при условии сохранения православных обрядов и богослужения. В числе подписавших акт об унии архиереев находился и московский митрополит, грек по национальности, Исидор. Однако после возвращения Исидора в Москву он был смещен с кафедры великим князем Василием II, а русская церковь не приняла унии и разорвала отношения с константинопольским патриархом. В 1448 г. собором русских епископов в Москве был поставлен в митрополиты рязанский епископ Иона, выбранный по рекомендации великого князя без санкции константинопольского патриарха. Этот акт означал установление независимости (автокефалии) русской церкви. Итак, завершение феодальной войны означало окончательную победу объединительной тенденции вокруг Московского княжества. Эта тенденция была закреплена, стала необратимой в период княжений Ивана III и Василия III. Княжение Ивана Васильевича (1462-1505) было важнейшим этапом в процессе создания единого Российского государства. Это время образования основной территории России, окончательного освобождения ее от монгольского ига и формирования политических основ централизованного государства. Иван III был крупнейшим государственным деятелем, человеком больших политических замыслов и решительных начинаний. Умный, дальновидный, расчетливый и настойчивый, но осторожный и хитрый, он был достойным продолжателем своего отца. Ивана Васильевича долгое время прозывали Великим. С большим успехом Иван Васильевич осуществил объединение под своей властью разных областей Великороссии. К Москве были присоединены великое княжество Ярославское (1463), Пермский край (1478), княжество Ростовское (1474), Новгород и его владения (1478), княжество Тверское (1485), Вятская земля (1489). В 1490-1500 гг. политическое верховенство московского князя признали князья Вяземские, Белевские, Новосильские, Одоевские, Воротынские и Мезецкие, а затем и князья Черниговский и Новгород-Северский. Все они также поступили на московскую службу, признав себя подчиненными союзниками московского государя. Иван III провел с Литвой ряд успешных войн, отторгнув от нее Верховские и Чернигово-северские княжества. По условиям перемирия с великим князем Литовским Александром (1503) к Москве отошли Чернигов, Новгород-Северский, Старо-дуб, Путивль, Рыльск, Гомель, Любеч, Брянск и другие, всего 19 городов и 70 волостей. По-прежнему наиболее важными оставались отношения с Золотой Ордой. Усилив свои позиции, Иван III начал вести себя как независимый от монголов государь, перестал платить им дань. Хан Ахмат решил восстановить господство Орды над Русью. В 1480 г. энергичный и удачливый Ахмат, заключив союз с литовским королем Казимиром, поднял поход на Русь Орду, собрав все силы своей огромной империи. Войска Ахмата подошли к реке Угре (притоку Оки), которая протекала по границе Русского государства и Великого княжества Литовского. Попытки татар форсировать реку не имели успеха. Началось стояние на Угре войск противников, которое закончилось в пользу русских: 11 ноября 1480 г. Ахмат повернул прочь. В 1472 г. состоялся брак Ивана III с племянницей последнего византийского императора (1453 г. пал Константинополь) Зоей (Софьей) Палеолог, возвысивший значение монархической власти в России. Великий князь московский становился как бы преемником византийского императора, почитавшегося главою православного Востока. "Иоанн, божьей милостью государь всея Руси и великий князь Владимирский и Московский и Новгородский и Псковский и Тверской... иных". В новом титуле нашла выражение не только мысль о московском государе как национальном властителе всей Русской земли, но также идея божественного происхождения его власти. С целью введения единообразия в судебно-административную систему в 1497 г. был составлен и принят общерусский Судебник. В нем устанавливались единые нормы уголовной ответственности и судебно-процессуальные нормы для всей страны. В интересах феодалов-земледельцев Судебник ограничивал право крестьянского "отказа" от боярина или помещика только один раз в году, в Юрьев день (26 ноября). Условием перехода была уплата "пожилого"- компенсация земледельцу за потерю рабочих рук. Это был первый открытый шаг к установлению крепостничества на Руси. Новое значение великого кн язя Московского отразилось и на государственном праве. Иван III передал по наследству своему старшему сыну Василию целый ряд политических преимуществ: 1. право вести внеш. политику предоставлено было одному великому князю Московскому. 2. право чеканить монету предоставлено было одному великому князю Московскому. 3. по духовной Иоанн III удельный князь, умирая бессыновним, не мог никому завещать свой удел, который в таком случае переходил к великому князю. Обладая таким количеством политических прав, Василий III (1505-1533) являлся "первым государем" в настоящем политическом смысле этого слова. Присоединив к Москве Псков (1510), княжество Рязанское (1517), княжества Стародубское и Новгород-Северское (1517-1523) и Смоленск (1514), Василий III фактически завершил объединение Великороссии и превратил Московское княжество в национальное государство. ^ 10."Избранная рада " при Иване IV и ее реформы. Первый российский царь Иван Васильевич IV Грозный родился 25 августа 1530 г., умер 18 марта 1584г. После смерти в 1533 г. Василия III на великокняжеский престол вступил его трехлетний сын Иван IV. Фактически государством управляла его мать - Еле