1. Физическое мироздание. Понятие научной картины мира.Картина мироздания (бытия) является целостным миропониманием, синтезирующим знания на основе того или иного систематизирующего начала, который определяет мировоззренческую установку человека, его ценностные поведенческие ориентиры. Структура миропонимания включает: философские основания, нравственно-мировоззренческую установку общества и субъекта, основополагающий принцип систематизации знания (религиозного догмата, научной идеи, мифологической образности и т.д.), метод или способ постижения мира, общества, личности. Представления человека об окружающем мире и своем предназначении находили отражение в мифологической, религиозной, философской и естественнонаучной картинах мира. Поиск первичных структурных элементов материи, открытие наиболее общих законов, руководствуясь которыми можно было бы логически вывести целостную картину мироздания, всегда были главными проблемами, решаемыми в физике. Многогранность и принципиальное единство природы отражается в теоретически систематизированном знании о внешнем мире, которое со времен Галилея выступает в виде научной картины мира (НКМ). Объединяющей основой НКМ являются:Основополагающие философские и естественнонаучные идеи.Представления о фундаментальных характеристиках и фундаментальных физических теориях.Основные законы, принципы и понятия естествознания.Принципы и методы познавательной деятельности. НКМ можно рассматривать как обобщение всех ранее полученных знаний о природе и определенную ступень познания окружающего мира и его закономерностей. В то же время, философские категории, являющиеся базисными понятиями НКМ, могут приобретать новое естественнонаучное содержание, благодаря специфике их истолкования в естественных науках вследствие синтеза новых основополагающих понятий, принципов, концепций, изменяющих основы научного мировоззрения. Мир изменчив, идет постоянный процесс его познания и, естественно, базовые (основные) понятия в различных исторических периодах имели собственное истолкование и содержательное наполнение. Научные достижения, приводящие к изменению представлений о большинстве базисных понятий, являются побудительным фактором для замены существующей НКМ на более прогрессивную. В истории науки, как правило, выделяют три НКМ: механистическую, электромагнитную и квантово-полевую.^ 1.1. Механистическая научная картина мира.В классической механике и астрономии, основанием для которых становится развитая математика, картина мира приобретает черты научного миросозерцания. Развитие научной мысли в течение почти трех веков трудами великих естествоиспытателей сформировало к середине XIX века классическую парадигму - систему основополагающих научных взглядов, господствующих в науке в определенный период ее развития. Каждая парадигма в определенный исторический период развития науки базируется на соответственном наборе фундаментальных научных фактов, но по мере накоплений знаний, некоторые из них вступают в противоречие с существующей парадигмой. Осуществление качественного скачка в системе научных представлений – научная революция приводит в итоге к смене существующей парадигмы. Выдающуюся роль в этом сыграли: гелиоцентрическая модель Н.Коперника, сформированные Г.Галилеем образ науки и новая концепция методологии научного познания, утверждение законов небесной механики И.Кеплера, заложенные И.Ньютоном основы классической физики. Характерными особенностями формирования НКМ, в основу которой было положено эмпирически обоснованное знание, стали:Концепция механицизма, пришедшая на смену античному пантеизму.В науке Нового времени прочно утвердилась тенденция сведения закономерностей высших форм движения материи к закономерностям простейшей его формы – механическому движению. На уровне макромира - это движение и взаимодействие физических тел непосредственно окружающих человека; на мегауровне – перемещение и взаимодействие небесных объектов; в микромире механика атомов (перемещение, разделение, соединение, столкновения) обуславливала разнообразные природные явления (химические, тепловые и др.). Следствием такой позиции стало общепризнанное восприятие мира не как одухотворенного живого организма, а как грандиозного механизма. Но такой мертвый механизм тоже может быть безупречным и гармоничным. Упорядоченность телам и силам взаимодействий в механистическом мире придают неизменные фундаментальные законы, которые должна исследовать специальная наука – механика, ставшая одной из главных в классическом естествознании. Открытие в середине XIX века закона сохранения энергии, казалось, окончательно доказало механическое единство мира: все виды энергии представлялось возможным свести к механической. Механика начинает восприниматься как универсальный инструмент познания природы, и именно в этот период начинается покорение природы, ее преобразование, активная наступательная деятельность человека по отношению к ней.Дискретная модель реальности: все сущее состоит из материи, представленной неделимыми и непроницаемыми атомами или корпускулами, которые обладают определенной массой.Концепция абсолютного пространства и времени, следствием которой стало утверждение принципа дальнодействия.Однозначные причинно – следственные связи, существующие в природе, которые могут описать соответствующие законы, полностью исключают из общей картины мира случайный характер любых событий, декларируя принцип детерминизма – возможности точного определения будущего состояния системы ее предыдущим состоянием. Важное место в НКМ занимает вопрос с том, как существует мир – неизменно или он меняется. В картине мире Аристотеля существует постоянное изменение мира во всех его мельчайших проявлениях и подробностях. Классическое естествознание создает иной взгляд на мироздание: Вселенная – это совершенный механизм, существующий по неизменным законам. Если неизменен мир, то неизменны и представления о нем, нужно только до конца открыть и исчерпать все механические законы, по которым устроена Вселенная, и станет возможным нарисовать не подлежащую дальнейшим корректировкам НКМ. Но естествознание Нового времени оказалось несостоятельным в ответе на вопрос о происхождение мира. Поэтому появился формальный подход в виде деизма - представления, согласно которому мир создан Богом. Согласно положениям деизма, поскольку механизм мира совершенен, то его не нужно контролировать и оберегать. Он безупречно работает сам по себе, без дальнейшего божественного вмешательства. Случайность, которую можно реально наблюдать в природе, рассматривалась как проявление неполноты знания. Изучаемые объекты должны характеризоваться величинами, имеющими конкретные значения, незнание которых возникает вследствие несовершенства методик измерений и соответствующих приборных установок. С представление подобного рода связана тенденция поиска в случайных процессах проявления управляющего действия «скрытых параметров». История донесла до нас эпизод из беседы Наполеона с Пьером Лапласом. «Почему в своих сочинениях Вы ни в одном месте не упоминаете Бога?» - спросил Наполеон. «Я могу объяснить мир одними только естественными причинами. Я в состоянии постичь происходящее без ссылки на высшие и таинственные силы. Представление о Боге мне совсем ни к чему», - ответил Лаплас. Одновременно с классической парадигмой утвердился и общий подход к познанию природы - сформировалась классическая стратегия познания (классическая рациональность) как система самых общих принципов, положенных в основу научного познания и определяющих единую логику развития научной мысли. Характерными чертами классической рациональности являются: Стремление направлять основные внимания на неизмененные (устойчивые) состояния объектов и обратимые процессы в природе, которые могут приводить только количественным, а не качественным изменением.Идеализировать представление о независимости исследуемого объекта и наблюдателя.Упрощенный подход к представлению о сложности в природе: сложное представляется как сумма отдельных элементов, каждый из которых может включать соответствующее количество более простых элементов.Возможность неограниченного редукционизма, т.е. упрощенного сведения сложного процесса к более простому. С этой особенностью связан и простейший тип используемой логики, который сводит выбор трактовки природных явлений к алгоритму «или-или». Стремление отражать существо изучаемых явлений, все многообразие природы в простых и наглядных механических образах. Классический рационализм и классическая парадигма являлись важной ступенью в развитии наук о Природе и безраздельно господствовали вплоть до ХХ века. ^ 1.2. Электромагнитная картина мира.Кризис физики второй половины XIX века привел к пересмотру положения об универсальности механистической парадигмы. Этому обстоятельству способствуют открытия в области физики: М.Фарадеем устанавливаются основополагающие тезисы электромагнетизма, формируется теория электромагнитного поля Д.Максвелла, утверждается реляционная концепция пространства-времени А.Эйнштейна. В рамках электромагнитной картины мира сложилась полевая непрерывная модель реальности – как электродинамической системы, построенной из электрически заряженных частиц, взаимодействующих посредством электромагнитного поля, являющегося проявлением новой полевой формы материи. Возникает концепция континуального строения материи, существующей в двух видах – вещества и поля, которые строго разделены , что исключает их взаимопревращение. В этот период формулируется принцип близкодействия, заключающийся в представлении передачи взаимодействия любого характера от точки к точке посредством поля непрерывно и с конечной скоростью. Движение воспринимается в виде колебательно-волнового процесса в поле, который описывается законами электродинамики. В науку приходит понятие вероятности и вероятностных методов научных исследований. Получает признание научного сообщества реляционная концепция пространства-времени А.Эйнштейна, согласно которой они несамостоятельны и зависимы от материи, тем самым была постулирована идея относительности пространства и времени. Это обстоятельство послужило основой для создания последней фундаментальной теории, созданной в рамках электромагнитной картины мира.^ 1.3. Современные представления о существующей квантово-полевой научной картине мира.Понимание науки как отражения внешнего мира применительно к состоянию физики в начале ХХ века привело к кардинальному пересмотру имеющихся научных представлений, прежде всего в области микромира. На основе квантовой гипотезы М.Планка, волновой механики Э.Шредингера, квантовой механики В.Гейзенберга, квантовой теории атома Н.Бора сформировались характерные черты квантово-полевой картины мира. Новые теории сформировали и новые представления о материи, которая обладает двойственной природой: каждый ее элемент обладает свойством волны и частицы. Движение можно рассматривать как частный случай физического взаимодействия. Фундаментальные взаимодействия (сильное, слабое, электромагнитное, гравитационное) описываются на основе принципа близкодействия: взаимодействия передаются соответствующими полями от точки к точке с конечной скоростью, не превышающей скорость света. Специфика квантово-полевых представлений о закономерности и причинности состоит в том, что они выступают в вероятностной форме, в виде статистических законов. Это обстоятельство проявляется в двойственности картины физической реальности: от метода познания (условий наблюдения) зависит определенность характеристик исследуемого объекта. При описании объектов используются два вида понятий: пространственно-временные и энергетически-импульсные. Первые описывают кинематическую картину движения, вторые – динамическую (причинную). Пространство-время и причинность относительны и зависимы. Современные представления о мире формируются на основе глубокого изучения явлений природы, единстве физического знания, процессов интеграции и дифференциации естественных наук, междисциплинарных тенденций в изучении природы и методологии познания. Важнейшие концепции описания природы базируются на фундаментальных физических теориях: классической механике Ньютона (включающей положения гравитационной механики), релятивистской механике (электродинамика и специальная теория относительности), квантовой механике, квантовой релятивистской гравитационной механике. Согласно современным представлениям многообразие и единство мира основывается на взаимодействии и взаимопревращении фундаментальных частиц и античастиц, а движение есть проявление фундаментальных взаимодействий, переносчиками которых являются фотоны, глюоны и промежуточные бозоны. Представления об основе мироздания складываются на основе разработки единой теории поля, которая должна объединить все фундаментальные взаимодействия. Природа рассматривается в движении и развитии. В физике используется диалектический метод познания (рассмотрение в диалектическом единстве вещества и поля, частицы и волны, массы и энергии). Принципиальными особенностями современных представлений о мире, определяющими способ организации научного знания, становятся: системность, глобальный эволюционизм, самоорганизация, историчность, когнитивность современной науки.