1. Общее понятие о научном исследованииСистема науки, взятая в целом, всегда с логически-критической точки зрения несовершенна В. Вернадский1.1.Общее понятие о науке. Наука как социальный институт Наука - это область профессиональной деятельности человека. Специфическое качество науки заключается в том, что основной целью данной области человеческой деятельности является получение научного знания, в то время как в других сферах деятельности научные данные знания используются человеком. Наука определяется как сфера человеческой деятельности, функцией которой является выработка и теоретическая систематизация объективных знаний о действительности. В узком смысле термин «наука» применяется для обозначения отдельных отраслей научного знания.^ Наука как социальный институт В России существует система научных учреждений, в которую входят институты Российской Академии наук, институты Российской Академии образования, Российской Академии медицинских наук, Академии сельскохозяйственных наук, свыше полутора тысяч отраслевых научно-исследовательских институтов. Структурными подразделениями в научных институтах и центрах являются: отделы, кафедры, секторы, лаборатории, группы. К научным учреждениям относятся также музеи, библиотеки, заповедники, зоопарки и ботанические сады. Значительная часть научного потенциала в любой стране сосредоточена в высших учебных заведениях. Это связано с обеспечением высокого уровня преподавания в высшей школе и позволяет привлекать молодежь со студенческой поры к научным исследованиям. В вузах: академиях, университетах и институтах - работают от нескольких сот до нескольких тысяч человек профессорско-преподавательского состава. Вся научная работа строится на основании работы вспомогательной инфраструктуры. Это организации научного обслуживания: научные издательства, научные журналы, научное приборостроение и т.д., являющиеся под отраслью науки как социального института. Наука как социальный институт может функционировать лишь при наличии специально подготовленных квалифицированных научных кадров. Подготовка научных (научно-педагогических) кадров осуществляется через аспирантуру или соискание на уровень ученой степени кандидата наук. Кандидат наук в России - первая степень, присуждаемая лицам с высшим образованием, сдавшим экзамены кандидатского минимума (философия, иностранный язык и специальность), опубликовавшим результаты диссертационного исследования и публично защитившим кандидатскую диссертацию как квалификационную научную работу. Из числа кандидатов наук через докторантуру или соискательство готовят научные кадры высшей квалификации на уровне ученой степени доктора наук. Доктор наук - это ученый, имеющий крупные научные труды и разрабатывающий, как правило, вместе со своей научной школой целое научное направление. В настоящее время многие средние учебные заведения приглашают научно-педагогические кадры из вузов и др. ОУ. Эта тенденция чрезвычайно перспективна, также как и подготовка научно-педагогических кадров из числа руководителей и педагогов самих учебных заведений. Это свидетельствует о том, что и в этих ОУ все больше людей из сотрудников, учащихся и студентов будут вовлекаться в научно-исследовательскую деятельность.Литература: Асеев В.Г. Возрастная психология. - Иркутск, 1989. Ботвинников А.Д. Организация и методика педагогических исследований. - М, 1981. Загвязинский В.И. Методология и методика дидактического исследования. - М, 1981. Кочетов А.И. Культура педагогического исследования. Минск, 1996. Новиков A.M. Научно-экспериментальная работа в образовательном учреждении. - М., 1996. Подласый И.П. Педагогика. М., 1996. Сластенин В.А., Подымова Л.С. Педагогика: инновационная деятельность. - М., 1997. Скалкова Я. И др. Методология и методы педагогических исследований. - М., 1989. Ядов В.Я. Социологическое исследование: методология, программа, методы. -М., 1987.1.2. Формы организации научного знания. Наука как процесс Наука как результат Наука как результат - это система достоверных знаний о природе, человеке, обществе. Научные знания - это специфическая форма О1ражения действительности в сознании людей. Наука - это сфера человеческой деятельности, функция которой - выработка и теоретическая систематизация знаний о действительности (БСЭ). Наука - это сфера исследовательской деятельности, направленная на производство новых знаний о природе, обществе и мышлении и включающая в себя все условия и моменты этого производства (Философский словарь). Научное познание - это обобщение теоретических и экспериментальных данных, изучение объективных закономерностей развития, предсказание ненаблюдаемых или не установленных еще на опыте явлений природы и общества (Философский словарь).^ Свойства науки как результата: Новые знания соединяются, интегрируются с известными, не отвергая их, а дополняя. Каждые десять лет объем научных знаний удваивается, но при этом исследователь изучил всё, что было сделано его предшественниками. Накопление научного знания приводит к дифференциации, к дроблению наук. Появляются новые отрасли научного знания (андрагогика, возрастная педагогика, психогигиена, педагогическая психология и т.д.).^ Структура научного знания Научные знания структурируются по определенным отраслям науки (по B.C. Ледневу):ФилософияЦентральная область: Физика, химия, космология, кибернетика, биология, антропологические науки, общественные науки, технические науки.МатематикаПрактические науки Медицина, педагогика, технологические науки В то же время необходимо отметить, что педагогика занимает особое место в числе других наук, в силу того, что, во-первых, содержание образования охватывает вес без исключения науки. Во-вторых, педагогика вбирает в себя передовые достижения почти всех других наук.^ 1.2 Формы организации научного знания Основными формами организации научного знания являются факт, положение, понятие, принцип, закон, теория. Данные формы позволяют обеспечить накопление методологического знания, структурировать и систематизировать содержательную взаимосвязь научного знания конкретной науки, выстроить ее межпредметное наполнение. Любое положение со держит в себе определенное количество накопленных научных фактов и, как следствие, позволяет сформулировать ряд научных понятий, принципов, систематизирующих знание, выработать законы взаимодействия научного знания, обоснованные в теориях. Ниже мы приводим расшифровку перечисленных форм. Факт - в данном контексте - результат. Положение - научное утверждение, сформулированная мысль Понятие - мысль, отражающая в обобщенной и абстрагированной форме предметы, явления и связи между ними посредством фиксации общих и специфических признаков - свойств, предметов и явлений. Принцип - основное, исходное положение какой-либо теории, учения, науки. Закон - существенное, устойчивое, повторяющееся отношение между явлениями, процессами. Теория - это понятие рассматривается в двух смыслах. Во-первых, как комплекс взглядов, представлений, идей, направленных на объяснение явлений, процессов и связей между ними. Во-вторых, в узком смысле - теория - это самая высшая форма организации научного знания, дающая целостное представление о существенных связях в определенной области знания - объекта данной теории.^ Отношение наука - практика Любое научное знание не существует само по себе, оно направлено на обеспечение и подкрепление практической деятельности человека и, как следствие, по отношению к практике имеет следующие функции: описательную -- сбор и накопление данных, фактов, С этого начинается любая наука; объяснительную - объяснение явлений и процессов, их внутренних механизмах; обобщающую - формулирование законов и закономерностей, систематизирующих и вбирающих в себя многочисленные разрозненные явления и факты (классификации, теория эволюции и др.); предсказательную - научные знания позволяют заблаговременно предвидеть неизвестные ранее новые процессы и явления; предписывающую, или нормативную - научные знания позволяют оптимально выстраивать государственные стандарты на изделия или технологии. Передовая практика зачастую опережает педагогическую науку. В таблице, приведенной ниже, показаны различия в организации и позиции субъектов образования по отношению к практической и исследовательской деятельности. ^ Различия практической и научной педагогической деятельности ^ Педагогическая практика как деятельность Научная педагогическая деятельность Субъект Учитель, воспитатель и ученик,воспитанник Педагог - исследователь Объект Ребенок, взаимодействие Процесс воспитания, педагогический факт, явление ^ Цель (общая) Обученный и воспитанный человек Новое научное педагогическое знание Методы Методы обучения и воспитания Методы научного познания: наблюдение, эксперимент, моделирование, построение ^ Оформление текущих результатов Проведение лекций, семинара и т.д. Написанный и опубликованный научный отчет, статья, книга, доклад и т.д. ^ Виды научной деятельности Наука как результат деятельности человека имеет и процессуальные характеристики, отражаясь в видах научной деятельности, которую человек осуществляет как самостоятельно (индивидуально), так и в коллективе единомышленников. Соответственно, научная деятельность подразделяется на коллективную и индивидуальную. Индивидуальная научная деятельность - это процесс научной работы одного исследователя. Происходит четкое определение и ограничение цели научной работы. Научная работа строится на «плечах предшественников» (базируется на уже известных научных фактах, положениях, теориях). Происходит осваивание научной терминологии и выстраивание понятийного аппарата. Результат исследования обязательно оформляется в письменном виде - в виде научного отчета, научного доклада, реферата, статьи. Коллективная научная деятельность - деятельность сообщества ученых, работающих в данной отрасли науки (НИИ, группы, школы и т.д.). Ее отличает плюрализм научного мнения, осуществление коммуникации в науке, внедрение результатов исследования в практическую деятельность.^ Типы исследований Исходя из видов научной деятельности, существуют разные типы осуществления проведенного или проводимого исследования.Фундаментальные исследования - направлены на разработку и развитие теоретических концепций науки, ее научного статуса, истории, ее методологии (методология науки - учение о принципах построения, формах и способах научного познания). В педагогике фундаментальные исследования проводятся в отдельных дисциплинах: теория воспитания, дидактика, предметные методики и т.д.^ Прикладные исследования - решают в большей степени практические задачи или теоретические вопросы практической направленности, по отношению к фундаментальным исследованиям они носят вспомогательный характер.Разработки - служат для непосредственного обслуживания практики образования. Результатами разработок являются учебные программы, методические пособия, рекомендации, инструкции и т.д.^ Виды научных работ, их характеристикаРеферат - создание краткого связного изложения основного содержания публикации. Иногда реферат составляют не по отдельной работе, а по теме, обобщая ряд работ. В реферате должна быть представлена точка зрения его автора, его собственные мысли по содержанию изучаемого источника.^ Курсовая работа - результат освоения студентами теоретическими -знаниями психолого-педагогических наук, сформированное™ у них профессиональных и исследовательских умений.^ Дипломная работа итог профессиональной подготовки студента к педагогической деятельности, является выпускной квалификационной работой студента по полученной специальности.^ Научная статья - краткое изложение научных подходов, концепций, точки зрения исследователя на научную проблему. Объем статьи 4-8страниц.Диссертация - научно-исследовательская работа, подготовленная для публичной защиты и получения ученой степени (кандидата или доктора наук).Монография - это научный труд одного или нескольких придерживающихся единой точки зрения авторов, в котором содержится всестороннее теоретическое исследование одной проблемы или темы.Брошюра — непериодическое печатное издание небольшого объема, как правило, научно-популярного характера.^ Сборник научных статей - издание произведений одного или нескольких авторов, которые одну научную проблему рассматривают часто с различных точек зрения.Рецензия - критический разбор одного или нескольких научных произведений, где дается анализ важности, актуальности представленных исследований, оценивается качество изложения, приводятся отзывы специалистов.Аннотация - краткая характеристика книги, статьи, рукописи. В ней излагается основное содержание данного произведения, даются сведения о том, для какого круга читателей оно предназначено.^ Тезисы доклада - краткое изложение содержания предстоящего научного сообщения.Учебное и методическое пособия - издания, предназначенные для педагогических целей. Как правило, в них рассматриваются проблемы того или иного учебного курса на научной основе и даются рекомендации по выполнению практических заданий. Литература:1. Ботвинников А.Д. Организация и методика педагогических исследований. -М., 198! Кочетов А.И. Культура педагогического исследования. Минск, 1996. Клименко И.Ф. Формирование у студентов навыков исследовательской деятельности. // Специалист, 1999. - №10. Казакова А.Г. Роль и место курсовых и дипломных работ в организации учебно-исследовательской деятельности студентов. - М., 1999. Новиков A.M. Научно-экспериментальная работа в образовательном учреждении. - М., 1996. Методы педагогического исследования. / Иод ред. В.И. Журавлёва, -М., 1972. Подласый И.П. Педагогика. М., 1996. Скалкова Я. И др. Методология и методы педагогических исследований. -М., 1989.