Реферат по предмету "Разное"


1. Мировоззрение: понятие, структура, типы

1. Материализм 2. Идеализм 3. Дуализм 4. Диалектика 5. Метафизика 6. Онтология 7. Гносеология 8. Аксиология 9. Антропология 10. Детерминизм 11. Механицизм 12. Редукционизм 13. Агностицизм 14. Сенсуализм 15. Рационализм 16. Догматизм 17. Релятивизм 18. Фатализм 19. Волюнтаризм 20. Истина1. Мировоззрение: понятие, структура, типы. Мировоззрение - это совокупность взглядов, оценок, принципов, определяющих самое общее видение мира и места человека в нем. Типы мировоззрения: мифология, религия, философияМифология - исторически первая форма духовного освоения мира человеком. Ощущение человеком бытия, эмоциональное восприятие и доступное ему понимание выражалось в древних сказаниях о фантастических существах, всесилии и храбрости богов, подвигах героев в метафорической, символической форме. Мифологическое сознание: синкретично (в нем отсутствует разграничение мира и человека, в нем слиты воедино мысль и действие, объект и субъект, знания и верования); антропоморфно (человеческие черты переносятся на окружающий мир, он олицетворяется, одушевляется);' включает такие верования, как тотемизм (обожествление животных) и фетишизм (обожествление предметов); воплощает коллективный опыт, утверждает принятую систему ценностей, выполняет регулятивную функцию (поучает, запрещает, санкционирует). С дальнейшим прогрессом человеческого общества мифологическое мышление утрачивает прежнюю роль, хотя некоторые его элементы могут воспроизводиться в массовом сознании и в наши дни. Цивилизация вызвала к жизни другие типы мировоззрения - религию и философию. Их многостороннее взаимодействие прослеживается на всех этапах истории. Религия предшествовала философии, она имеет свою специфику. Религия - это форма мировоззрения, в которой освоение мира осуществляется через его удвоение на посюсторонний - земной, естественный, дольний, и потусторонний - небесный, сверхъестественный, горний. Основу религиозного мировоззрения составляет вера - вера в бога (сверхъестественную реальность, обладающую личными свойствами). Религия всегда претендует на исчерпывающее, абсолютное знание смысла жизненных проблем, не доказуемое рационально, научно. Ее содержание есть система догм (положений, не подвергающихся изменению и сомнению). Они (догмы) принимаются верующими с эмоциональными переживаниями своей убежденности в их истинности. Религия имеет длительную историю, проходит разные формы и этапы. В настоящее время существуют три мировые религии - буддизм, христианство и ислам. А три тысячи лет назад на основе мифологии возникли и поныне существующие древнейшие религии - буддизм и иудаизм, родиной которых были Индия и Палестина. Эти древние религии содержали в себе зачатки философии (буддизм часто рассматривают как одну из первых философских систем). Наконец, 2,5 тысячи лет назад, в УП-У1 в.в. до н.э. появился новый тип мировоззрения, который прочно соединялся с древними научным знанием -математикой, астрономией, медициной - появилась философия.Философия - это теоретически сформулированное, основанное на рациональных принципах систематическое мировоззрение. В отличие от религии философия противопоставляет догме - сомнение, вере - знания, эмоциям - интеллект, молитве - диалог (спор, критику). Философия всегда персонифицирована, она продукт творчества личности (Платона, Эпикура, Гегеля, Бердяева и т.д.) Философское знание всегда плюралистично, оно всегда в диалоге с оппонентом, которым может быть другой мыслитель, другая эпоха, другие ценности. Несмотря на критичность, персонифицированный характер, философия -это система вполне определенных взглядов, а не просто идей из различных областей знаний и опыта. Это размышление не порознь о мире или о человеке. Это особое видение системы - «мир-человек». Философия - это концептуальное мироосвоение, система концепций, понятийно- логическое осмысление системы «мир-человек». Ф Онтология Гносеология Философия «я - не я» Аксиология Праксиология илософское знание есть определенная целостность, оно имеет свою структуру, которая для лучшего запоминания может быть названа «философским квадратом» и представлена схемой: Здесь в качестве разделов философии выделяются: онтология -учение о бытие, его устройстве, свойствах, изменении и развитии; гносеология - теория мотания, исследующая человеческие познавательные способности, их возможности и границы; аксиология - учение о ценностях, способностях человека различать добро и зло и строить соответствующим образом свое прижизненное поведение; праксиология - философия социального (человеческого действия). Это основные типы отношения человека к миру. В рамках обсуждения предмета философии и его структуры выделяют и другие элементы, такие, как этика - учение о морали, эстетика - учение о прекрасном, антропология - учение о человеке, социология - учение о человеческом обществе, его структуре, изменении и развитии. МИРОВОЗЗРЕНИЕ - совокупность результатов метафизического мышления и исследований, причем метафизика понимается как наука, которая объединяет в единое целое формы познания мира: во-первых, различные "естественные" виды мировоззрения, связываемые по традиции с эпохой, народом, расой и т. п., во-вторых, философию, стремящуюся к априорному знанию (т.е. знанию, не зависящему от количества индуктивных исследований) во всех областях, и,- в-третьих, результаты конкретных наук. "Мировоззрение скрывает в себе философию, идет, как и она, к целому, универсальному, последнему, конечному и включает в себя не только знание о космосе, но также и оценки, переживаемые субординации ценностей, формы жизни" (Г. Мейер); см. также Картина мира. Согласно М. Шелеру, мировоззрение - "управляющий всей культурой или одной личностью вид селекции и членения, в котором оно (мировоззрение) фактически вбирает чистую сущность физических, психических и идеальных вещей, независимо от того, как совершается их осознание и даже происходит ли это осознание вообще".^ 2. Специфика философского знания. Основные проблемы и разделы философского знания. Еще в XIX в. известный русский философ К.Д. Кавелин в небольшой острополемической статье «Философия и наука в Европе и у нас» задает вопрос, актуальность которого в наши дни очевидна: «Нельзя ли нам вовсе обойтись без философии?» «Что нам в этой философии?...» «Точные науки - другое дело: чему они учили тысячу лет тому назад, то остается истиной и теперь. А философия?». Ответ К.Д. Кавелин дает если не исчерпывающий, то примечательный: «Философия всегда и везде сопровождала умственную жизнь и была ее показателем». Эта мысль русского философа совпадает с более ранним утверждением выдающегося французского мыслителя Р.Декарта, что только философия отличает нас от дикарей и варваров, и что каждый народ тем более гражданственен и образован, чем лучше в нем философствуют. Слово «философия» стало впервые употребляться около двух с половиной тысячелетий тому назад в Древней Греции и означало тогда «любовь к мудрости». Считается, что это слово впервые употребил Пифагор, прославившийся сам и как философ, и как математик. Он особо подчеркивал, что любит только мудрость, но мудрым себя не считает, поскольку подлинно мудрыми могут быть только боги. С тех пор предпринималось множество попыток уяснить содержание философии, дать ей то или иное определение, осмыслить ее значимость в жизни человека. Так, в одном из определений философии подчеркивается, что философия есть высшая форма духовной деятельности, особая, высшая наука. А потому заниматься ею могут лишь избранные профессионалы высокого класса, а не простые смертные. Но были и совершенно противоположные мнения. Резко негативный взгляд высказал, например, Ф.М.Достоевский, обобщая некоторые настроения в российском обществе. «Что такое философ?» - спрашивал он и отвечал: - «Философ на Руси есть слово бранное, означает оно - дурак» Конечно, кроме этих крайних точек зрения на суть философии есть не такие категоричные. Сами философы по-разному определяют предмет своих занятий философия - что «познание сущего, вечного и непреходящего» (Платон), «исследование причин и принципов вещей» (Аристотель), «учение о границах возможного знания» (И.Кант), «мыслящее рассмотрение предметов» (Г.Гегель), «познание того, что есть» (Л.Фейербах), «наука об общих законах природы, общества и мышления» (К.Маркс), «учение о ценностях» (В. Виндельбанд), «это срединная земля между наукой и религией» (Б.Рассел), «это особое мироощущение, особый образ жизни» (Ж.-П.Сартр), «деятельность, посредством которой утверждается или объясняется смысл высказываний» (М. Шлик), «учение о человеке и о его месте в мире» (И.Т.Фролов). Как не растеряться от такого многообразия мнений? Что это за «наука», которая не может дать более-менее точного определения? Или следует сделать естественный вывод о сложности, многогранности содержания философского знания? И такой вывод будет правильным. Ведь у каждого сложного явления много граней, особенностей, и у каждой из сторон есть свои приверженцы, которые считают ее главной. Поэтому, определяя философию разным образом, каждый мыслитель в той или иной степени отражает момент истины. Интегрируя выше приведенные точки зрения, можно дать определение, которое отражало бы содержание философского знания: философия есть критическое размышление об устройстве мира, о нашем месте в нем, о наших познавательных возможностях и способностях вершить добро и зло. Многообразие философских направлений - результат длительного развития философии. Процесс возникновения и развития философских идей составляет предмет истории философии. Сама история философии подразделяется на хронологические этапы. В содержание данного пособия не входит прямая задача полного, объемного освещения истории философии. Тем не менее, важно хотя бы эскизно обозначить ее основные исторические вехи, направления, а также тех выдающихся философов, труды которых составляют духовное богатство человечества. Вопрос о том, где впервые возникла философия, долгое время являлся дискуссионным. Существовали два подхода: один из них получил название востокоцентризм, другой - европоцентризм. Представители востокоцентризма (А.Шопенгауэр, В.С.Соловьев) считали, что философия родилась на Востоке. Сторонники европоцентризма родиной философии считали Грецию (Г.Гегель, Ф.Энгельс и др.). С точки зрения К.Ясперса, современного немецкого мыслителя, философия зародилась в «осевое время». Хронологически оно ограничено промежутком между XVIII и II в.в. до н.э., а пространственно территориями Китая, Индии, Греции, на которых соответствующие этносы создали независимо друг от друга такие культуры, где впервые появляется «подлинный человек в его духовной открытости миру». Конфуций, Будда, Сократ - основные имена мыслителей, заложивших основы единой для всего человечества «осевой» культуры и сформировавшегося на этой основе в трех вышеназванных культурных областях философского знания. (К сожалению, Россия в этом процессе не участвовала и зарождение русской философии относится в лучшем случае к XI веку н.. э.). ФИЛОСОФИЯ (от греч. phileo люблю, sophia - мудрость) - любовь к истине. В этом смысле слово "философия" употреблялось впервые в сократической школе. Слово "philosophos" впервые встречается у Гераклита, обозначая исследователя природы вещей. Вопрос о том, что такое философия и в чем заключена ее ценность, является спорным. То от нее ожидают чрезвычайных откровений, то позволяют равнодушно игнорировать ее как беспредметное мышление. На философию то взирают с робостью, видя в ней значительные усилия необыкновенных людей, то вообще третируют как бесполезные раздумья о чем-то призрачном. Философию то считают таким занятием, которое под силу всякому и в принципе должно быть простым и понятным, то изображают ее настолько трудной, что само занятие ею представляется безнадежным. То, что выступает под названием "философия", в действительности являет собой пример подобных противоречивых суждений. Для человека, верящего в науку, наихудшим является то, что философия совершенно не имеет всеобщезначимых результатов - того, что можно познать и чем благодаря этому можно обладать. В-то время как науки получили в своих областях определенные обязательные и общепризнанные знания, философия не достигла ничего, несмотря на тысячелетние усилия. Нельзя отрицать того, что в философии нет единодушия, присущего сфере окончательно познанного. То, что с необходимостью признается каждым человеком, становится в силу этого научным познанием и уже не является философией, а относится к особой области знания. В противоположность . наукам философскому мышлению не присуще, не свойственно прогрессивное развитие. Конечно, мы ушли дальше, чем древнегреч. врач Гиппократ. Но едва ли мы можем сказать, что мы ушли дальше Платона. Мы ушли вперед только в том, что касается материала научного познания, использованного им. В самом же философствовании мы, быть может, только еще вновь приближаемся к нему. Достоверность, которая может быть приобретена в философии, не является научной, т.е. одинаковой 'для всякого человека, это - убеждение, в достижении которого участвует вся сущность человека. В то время как научное познание направляется на отдельные предметы, знать о которых совершенно не обязательно для каждого, в философии речь идет о целостности бытия, которая присуща человеку как таковому, - об истине. Там, где вспыхивает свет этой истины, она схватывается глубже, чем всяким научным познанием. Правда, развитая философия связана с науками, она делает своей предпосылкой то наиболее высокое состояние, которое достигнуто науками в соответствующую эпоху. Но смысл философии имеет совершенно др. происхождение. "Там, где пробуждается человек, прежде др. наук выступает философия" (К. Jaspers. Einfьhrung in die Philosophie, 1950). Для философских вопросов характерна радикальность: исследуется не та или иная причинная связь, а смысл, который может быть присущ всему целому; т. к. для философствующего человека решающее есть чувственно данное, то всякое философствование является "экзистенциальным". Согласно Платону, философия - познание сущего, или вечного, непреходящего; по Аристотелю, философия - исследование причин и принципов вещей. Стоики определяют философию как стремление к теоретической и практической обстоятельности, эпикурейцы - как путь для достижения счастья посредством разума. В эпоху христ. средневековья философия, в противоположность теологии (божественной мудрости), становится мирской мудростью, органом которой является естественный свет разума, в то время как органом теологии является сверхъественный свет, откровение. Фрэнсис Бэкон и Декарт понимают под философией целостную, единую науку, облеченную в понятийную форму. Христиан Вольф называет философию наукой о всех возможных вещах - как и почему они возможны. Кант отличает философию в ее школьном понимании - как систему всех философских знаний - от философии, рассматриваемой с точки зрения понимания ею мира, как науку об отношении всего познания к существенным целям человеческого разума. Фихте считает: то, что схватил наш дух, создал вокруг себя и внес в высший порядок вещей, и есть имеющаяся в нас философия; в нас должен существовать философ, наша целостная сущность; все наше духовное образование и образование сердца должно само быть философией. Шеллинг ставит условие: призванным к философии является не тот, чей дух еще совершенно подобен tabula rasa, а тот, кто благодаря опыту познал всю широту и глубину того, что подлежит пониманию. Гегель называет философией мысленное рассмотрение предметов, науку о разуме, постигающем самого себя. Согласно Шопенгауэру, перед философией стоит задача повторить всю сущность мира в понятиях - в абстрактной, всеобщей и отчетливой форме. Гёте признает себя философом, поскольку философия возвышает, упрочивает и превращает в глубокое, спокойное созерцание наше первоначальное ощущение того, что мы составляем с природой единое целое. Согласно Н. Гартману, философия является мировым сознанием, в котором человек, находящийся в мире, пытается уяснить себе и мир и самого себя. Философия как система обычно делится на теорию познания, метафизику (онтологию, космологию, философскую антропологию, философию существования, теологию), логику (логистику, математику), этику, философию права, эстетику и философию искусства, натурфилософию, философию истории и культуры, социальную и экономическую философию, религиозную философию, психологию. История философии есть история человеческого мышления, которое выдвигает философские проблемы, ставит их перед собой и работает над их разрешением. Философы всех времен и народов занимаются одними и теми же проблемами, во всех философиях есть теория познания, метафизика, этика и т. д. Попытки разрешения этих проблем могут быть объединены в три большие историко-философские области: европейская философия, индийская философия и китайская философия. Эти области делятся на историю философии отдельных народов (греч., нем., франц., англ., иудейскую и пр.), которые тем не менее связаны друг с другом через выдающиеся философские системы, направления, течения, школы и проч., и историю этих направлений, течений и т. д. (теория познания, метафизика, этика и т. д., патристика, схоластика, просвещение и т. п., реализм, идеализм, материализм и т. д.).^ 3. Понятие бытия в философии. Структура бытия. БЫТИЕ - философская категория, обозначающая прежде всего существование, бытие в мире, данное бытие (напр., в предложении: "Я есть"). При этом, в частности, необходимо проводить особое различие между реальным и идеальным бытием. Реальное бытие часто называют существованием, идеальное - сущностью. Реальное бытие - то, что сообщает вещам, процессам, личностям, действиям и т. д. их реальность; оно имеет пространственно-временной характер, оно индивидуально, неповторимо; идеальное бытие (в смысле идеи) лишено временного, действительного, опытного характера, ему не свойственно быть фактом; оно является строго неизменным (застывшим), существующим вечно (Н. Гартман). Идеальным бытием в этом смысле обладают ценности, идеи, математические и логические понятия. Платон видит в нем истинное, собственно "реальное" бытие. От бытия во всеобщем смысле (наличное бытие) отличают определенное бытие. В противовес многообразию всего изменяющегося, находящегося в становлении, бытием называют постоянное, пребывающее, тождественное во всем. В противоположность "видимости", которая часто понимается как "производное" от бытия, бытие считается истинным. Согласно элеатам, никакого становления нет, есть только бытие, неизменное, непреходящее, единое, вечное, неподвижное, постоянное, неделимое, тождественное самому себе; для Гераклита, напротив, не существует никакого застывшего бытия, а есть только постоянно изменяющееся становление. Для метафизиков "истинное" бытие заключено в трансцендентном, в вещи в себе. Бытием, наконец, называют совокупность всего сущего, мир в целом. В этом случае бытие является: 1) или всеобъемлющим понятием, т.е. наиболее широким по своему объему (т. к. оно охватывает любое отдельное бытие), но по своему содержанию беднейшим, поскольку оно не обладает никаким др. признаком, кроме признака "существования"; 2) или совершенно противоположным понятием; в этом случае оно простирается только на одну вещь, всеединство, и его содержание поэтому бесконечно; оно обладает всеми признаками, которые только возможны. В теологическом мышлении Бог является вечным творцом этого бытия (см. Творение), в метафизически-идеалистическом мышлении бытием объявляется дух, в материалистическом - материя, в энергетическом - энергия. Согласно современной онтологии, бытие - это идентичное во всем многообразии сущего. В др. понимании бытие (согласно формуле Аристотеля: to on ha on) и есть "сущее, поскольку оно является сущим", или сущее как таковое в его характеристике как сущего, следовательно, до его расчленения на отдельные вещи или предметы. Различают два способа бытия - реальность и идеальность, а в них три вида (модуса) бытия - возможность, действительность и необходимость. Говорят также и о "слоях бытия" (см. Учение о слоях). "Бытие - это последнее, о чем еще допустимо спрашивать. Но последнее никогда не может быть определено. Определять можно, только используя в качестве основы что-то другое, что находится позади искомого. Однако последнее таково, что за ним уже ничто не стоит" (N.Hartmann, Zur Grundlegung der Ontologie, 1941). Согласно Хайдеггеру, бытие возникает из отрицательности ничто, в то время как ничто позволяет сущему "погружаться", - благодаря этому раскрывается бытие. Для того чтобы раскрыться, бытие нуждается в том сущем, которое называется существованием (см. Экзистенциализм, Фундаментальная онтология). Бытие - "просека", которая открывает тайну сущего, делает его понятным. В этой функции раскрытия тайны и состоит, согласно Хайдеггеру, "смысл бытия". Подобный смысл может проявляться только в "наличности" человеческого существования, т.е. в раскрытии существования благодаря настроениям (см. Настроение). Смысл же существования заключается в том, чтобы позволить обнаружить бытие как "просеку" всего сущего. "Как же быть, если отсутствие принадлежности бытия к человеческой сущности и невнимательное отношение к этому отсутствию все более определяют современный мир? Как быть, если отвержение бытия человек все более переносит на сущее, так что он почти расстается с мыслью о принадлежности бытия к его (человека) сущности и на саму эту заброшенность пытается тут же набросить флер? Что делать, если все служит знаком того, что в будущем еще более решительно будет утверждаться эта покинутость со всем невнимательным к ней отношением?" (M. Heidegger, Was ist Metaphysik, 1949). У Сартра бытие является чистым, логическим тождеством с самим собой; по отношению к человеку это тождество выступает как бытие-в-себе, как подавленная, отвратительная умеренность и самодовольство. В качестве существования бытие теряет значительность, и переносить его можно лишь благодаря тому, что оно включает в себя ничто. Бытие впервые становится метафизической проблемой только там и тогда, где в разговоре употребляется связка (вспомогательное слово) "есть". В древних языках связки могло и не быть, а такое выражение (см. Предложение), как "hie leo" ("здесь лев"), было вполне понятно, заменяя выражение "здесь есть лев" (подобные случаи еще и сегодня довольно часто встречаются в слав, и др. языках). Вопрос о том, что же означает то, что "есть" вещь, находящаяся перед глазами или имеющая место в качестве осознанной, не ставился.^ 4. Сознание как идеальное. Связь сознания с материей. СОЗНАНИЕ - в психологии совокупность чувственных и умственных образов, для которой в нормальных условиях характерно в той или иной мере отчетливое знание ("сопутствующее знание", "осознание", лат. conscientia) того, что я являюсь тем, кто переживает эти образы (отсюда содержание сознания = переживание). Человек не только живет, но и переживает себя как способ существования живого существа (самосознание). Нечто наглядно данное может быть осознано, поскольку оно может быть чувственно воспринято. Но возникает ли сознание одновременно с восприятием, это зависит от состояния организма (тела) и от состояния сознания (см. Ограниченность сознания, Восприятие); данность осознается не всегда в равной мере, так что можно различать степень сознания. Согласно существовавшему ранее взгляду, Я или моя душа останавливается перед "потоком сознания", т.е. перед нерасчлененным, хаотичным многообразием смутных образов, отдельные из которых внимание выделяет, анализирует, формирует в восприятия как таковые. Но этот взгляд неверен и может лишь ввести в заблуждение. Выражение "поток сознания" содержит в себе точно так же неправильное мнение, будто Я или душа может в какой-то мере наблюдать этот поток. Напротив, следует считать правильным, что сознание обладает структурой (см. Система отношений), определяющейся индивидуальным микрокосмосом и благодаря которой всякое содержание тотчас же принимает свою специфическую форму и к которой в процессе взаимодействия присоединяются др. элементы содержания. Сознание сопровождает и контролирует взаимодействие организма с окружающей средой, находясь между воздействующим извне раздражением и соответствующей этому раздражению реакцией. Действие этой контролирующей функции сознания тем сильнее, чем выше организация живого существа (см. также Порог сознания, Подсознание, Бессознательное; о "чистом сознании" феноменологии см. Интенция). Согласно Ж. П. Сартру, сознание есть абсолютное, трансфеноменальное измерение субъекта в свете бытия. Оно не имеет содержания и состоит в утверждении трансцендентного объекта, т.е. объекта, которым сознание овладевает благодаря тому, что оно само себя трансцендирует. Не стол находится "в" сознании и не представление о нем, а сознание становится "сознанием стола" и осознает это. Сартр отрицает существование подсознательного и бессознательного.Сознание - это высшая, свойственная только человеку и связанная с речью функция мозга, заключающаяся в обобщенном и целенаправленном отражении действительности. Сознание можно абсолютно противопоставить материи только в рамках основного вопроса. За этими пределами противопоставление относительно, ибо сознание не есть самостоятельная субстанция, а одно из свойств материи, следовательно, неразрывно связано с материей. Абсолютное противопоставление материи и сознания ведет к тому, что сознание выступает как некая самостоятельная субстанция, существующая наряду с материей. Сознание есть одно из свойств движение материи, есть особое свойство высокоорганизованной материи. Это означает, что между сознанием и материей существует и различие, и связь, и единство. Различие - сознание не есть сама материя, а одно из ее свойств. Сущностью сознания является его идеальность, которое выражается в том, что составляющие сознания образы не обладают ни свойствами отражаемых в нем предметов, ни свойствами нервных процессов, на основе которых они возникли. Идеальное не является чем-то самостоятельным по отношению к сознанию в целом: оно характеризует сущность сознания в отношении к материи. В этом плане идеальное позволяет глубже осмыслить вторичность высшей формы отражения. Идеальное и материальное не разделены непроходимой гранью, Идеальное есть ни что иное, как материальное, пересаженное в человеческую голову и преобразованное в ей. Такое преобразование материального в идеальное производит мозг. Сознание существует не всегда. Оно возникло в ходе исторического развития материи, усложнения ее форм, как свойство высокоорганизованной материальной системы. Сознание - это высшая, свойственная только человеку и связанная с речью функция мозга, заключающаяся в обобщенном и целенаправленном отражении действительности. Сознание можно абсолютно противопоставить материи только в рамках основного вопроса. За этими пределами противопоставление относительно, ибо сознание не есть самостоятельная субстанция, а одно из свойств материи и следовательно, неразрывно связано с материей. Абсолютное противопоставление материи и сознания ведет к тому, что сознание выступает как некая самостоятельная субстанция, существующая наряду с материей. Сознание есть одно из свойств движения материи, есть особое свойство высокоорганизованной материи. Это означает, что между сознанием и материей существует и различие, и связь, и единство. Различие - сознание не есть сама материя, а одно из ее свойств. Сущностью сознания является его идеальность, которая выражается в том, что составленные сознанием образы не обладают ни свойствами отражаемых в нем предметов, ни свойствами нервных процессов, на основе которых они возникли. Самые первые представления о сознании возникли в древности. Тогда же возникли и представления о душе и были поставлены вопросы: что представляет собой душа? как она соотносится с предметным миром? С тех пор продолжаются споры о сущности сознания и возможности его познания. Одни исходили из познаваемости, другие, что попытки понять сознание тщетно также как попытка из окна увидеть себя идущим по улице. Идеализм - сознание первично. Дуализм - сознание и материя независимы друг от друга. Материализм - материя первична и исторически и гносеологически. Она носитель и причина его возникновения, сознание - производное от материи. Сознание вязано не со всей материей, а только с частью мозга и только в определенные периоды времени. Причем мыслит не мозг, а человек при помощи мозга. Сознание - это высшая, свойственная только человеку и связанная с речью функция мозга, заключающаяся в обобщенном и целенаправленном отражении действительности. Сознание можно абсолютно противопоставить материи только в рамках основного вопроса, за ними - нет. За этими пределами противопоставление относительно, ибо сознание не есть самостоятельная субстанция, а одно из свойств материи и, следовательно, неразрывно связано с материей. Абсолютное противопоставление материи и сознания ведет к тому, что сознание выступает как некая самостоятельная субстанция, существующая наряду с материей. Сознание есть одно из свойств движения материи, есть особое свойство высокоорганизованной материи. Это означает, что между сознанием и материей существует и различие, и связь, и единство. Различие - сознание не есть сама материя, а одно из ее свойств. Составляющие содержание сознания образы внешних объектов отличны по форме от этих объектов, как идеальные их копии. Единство и связь - Психологические явления и мозг тесно вязаны как свойство и материальный субстрат, которой это свойство принадлежит и без которого оно не существует. С другой стороны, возникающие в сознании психологические образы сходны по содержанию с вызывающими их материальными объектами. Сущностью сознания является его идеальность, которая выражается в том, что составляющие сознания образы не обладают ни свойствами отражаемых в нем предметов, ни свойствами нервных процессов, на основе которых они возникли. Идеальное выступает как момент практического отношения человека к миру, отношения, опосредованного формами, созданными предшествующим поколениями - прежде всего способностью отражать в материальных формах языка, знаков, и превращать их посредством деятельности в реальные предметы. Идеальное не является чем-то самостоятельным по отношению к сознанию в целом: оно характеризует сущность сознания в отношении к материи. В этом плане идеальное позволяет глубже осмыслить вторичность высшей формы отражения. Такое понимание имеет смысл только при изучении соотношении материи и сознания, отношения сознания к материальному миру. Идеальное и материальное не разделены непроходимой гранью, идеальное есть ни что иное, как материальное, пересаженное в человек голову и преобразованное в ей. Такое преобразование материального в идеальное производит мозг. Сознание существует не всегда. Оно возникло в ходе исторического развития материи, усложнения ее форм, как свойство высокоорганизованные материи систем. Материи присуще свойство, сходное с сознанием - отражение. Отражением обладают все материальные образования. Оно является моментом любого взаимодействия. Отражение - это изменение одного явления под воздействием другого. В неживой природе распространены изоморфные отражения - отпечатки, следы . Как свойство живых организмов выступает раздражимость. Дальнейший этап развития форм отражения после раздражимости связан с возникновением чувствительности, т.е. способности иметь ощущения, отражающие свойства предметов, воздействующих на организм. Ощущения составляют начальную форму психики. Психика - это способность живых существ создавать чувственные и обобщенные образы внешней действительности и реагировать на них сообразно своим потребностям. Под психикой человека понимается вся совокупность явлений и состояний его внутреннего мира. Сознание является частью психики. Психика охватывает не только сознательные, но и подсознательные, и бессознательные процессы. ^ Структура сознания Сознание структурно организованно, представляет систему элементов, находящихся между собой в закономерных отношениях. В структуре сознания наиболее отчетливо выделяются такие элементы как осознание вещей, а также переживание, т.е. отношение к содержанию того, что отражается. Развитие сознания предполагает, прежде всего, обогащение его новыми знаниями. Познание вещей имеет разные уровни проникновения и степень ясности понимания. Отсюда обыденное, философское, научное, и т.д., осознание мира, а также чувственный и рациональный уровень сознания. Ощущения, понятия, восприятия, мышление образуют ядро сознания. Но они не исчерпывают всей структурной полноты сознания: оно включает в себя и акт внимания как свой необходимый компонент. Именно благодаря сосредоточенности внимания определенный круг объектов находится в фокусе сознания. Воздействующие на нас предметы, события вызывают у нас не только познавательные образы, но и эмоции. Богатейшая сфера эмоциональной жизни человека включает в себя собственно чувства, настроение, или эмоциональное самочувствие и аффекты (ярость, ужас и т.д.). Чувства, эмоции суть компоненты сознания Сознание не ограничивается познавательными процессами, направленностью на объект, эмоциональной сферой. Наши намерения претворяются в жизнь благодаря усилиям воли. Однако сознание - это не сумма множества составляющих его элементов, а их интегральное сложно-структурированное целое.^ 5. Понятие материи. Развитие представлений о материи в философии. МАТЕРИЯ (лат. materia) - вещество; понятие, первоначально обозначающее отличительный признак очевидной пространственной телесности, еще без противополагания его жизни, душе и духу (см. Гилоэоизм), и только после ряда исторических превращений развившееся в понятие "мертвого вещества", которое является также и понятием, противоположным понятиям жизни, души и духа; в области мировоззрения это оформляется в материализме, в сфере науки - в современном естествознании, В новейшей физике "материя" - обозначение некоторой особой точки поля (см. Поля теория).Термин использовался ещё Платоном для обозначения субстрата вещей, противостоящего их идее. Аристотель признавал объективное существование материи. Он считал её вечной, несотворимой и неуничтожимой. в эпоху первых атомистических концепций античности материя понималась как субстанция, основа всего сущего в мире из которого "построены" все другие тела во Вселенной. Классическим выражением такого понимания материи явился атомизм Левкиппа и Демокрита. В средневековой философии в материи видели принцип множества и индивидуации. В эпоху просвещения в понимании материи акцент сместился на бесконечно развивающееся многообразие мира в его единстве. С этой точки зрения материя как субстанция существует не "до" и не "наряду" с другими телами, а только в самом этом многообразии конкретных явлений и только через них. Ярким представителем этого течения был Д. Дидро. Поль Гольбах считал, что материей является всё то, что действует на наши органы чувств. Невозможность чувственно воспринимать объекты микромира заставила обратиться к математическим моделям. Говорили об «исчезновении материи», о победе идеализма. К этому привело и то, что материализм традиционно был связан с механически-вещественным пониманием материи.Фридрих Энгельс выделил пять форм движения материи: физическая; химическая; биологическая; социальная; механическая.Современное определение дал В.И. Ленин в работе «Материализм и эмпириокритицизм» (1909 год): материя — «…философская категория для обозначения объективной реальности, которая дана человеку в ощущениях его,


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.