Творческие индустрии:Развитие в Санкт-ПетербургеЧасть 2Творческие индустрии Санкт – Петербурга:проблемы регулирования и учетаОдинг Н.Ю., к.э.н., начальник исследовательского отдела,МЦСЭИ «Леонтьевский центр» 1. Характеристика сектора 21.1. Культура и регулирование 21.2.Организационно-правовые формы деятельности в сфере культуры 71.3. Сравнительные преимущества различных форм организации культурной деятельности 101.4. Учет и статистика 141.5. Проблемы развития малого предпринимательства 243. Заключение 29литература 31 ^ 1. Характеристика сектора 1.1. Культура и регулирование Несмотря на радикальные изменения в обществе за последние десятилетие, в обществе не утихают споры о возможности и допустимости управления культурными процессами. Эта проблема стара, также как и сама культура; в разные периоды существовали и сосуществовали три основных типа регуляции культуры: субординация, координация и состязательность. Причем, эти функции осуществлялись различными институтами, включая церковь, государство, бизнес, наднациональные, международные организации и фонды. Помимо этого в самой культуре заложены элементы ее самообеспечения, относительно автономные от внешнего влияния: это творцы, потребители и культроустроители. Сфера культуры является наиболее сложной областью регулирования, причем не существует оптимального раз и навсегда подходящего способа регулирования. Более того, даже установление определенных механизмов регулирования не обеспечивает создание качественных культурных продуктов, не говоря уже о шедеврах. Чрезмерное государственное вмешательство может привести к зависимости культурной деятельности от власти, правящих кругов и деформации культурной жизни в целом. Каждая страна имеет свою модель регулирования культуры, обусловленную не только экономическим развитием, но и содержанием понятия культуры, подлежащей государственному регулированию. При этом наряду с вовлечением каждой страны во все более интенсивные глобальные отношения и межгосударственное взаимодействие, усиливается борьба за культурную самобытность и стремление к локальному своеобразию. В целом в мире сейчас наблюдается тенденция к децентрализации, переходу к косвенным методам управления сферой культуры, перекладывание задач на различные деловые и общественные институты. В СССР объекты и учреждения культуры находились под государственным контролем, управлялись и финансировались исключительно государством. Не допускалась коммерциализация культурной деятельности, причем, этот стереотип жив до сих пор, несмотря на появившиеся возможности развития частной инициативы. Переход к рыночной экономике сопровождается разгосударствлением сферы культуры, что проявляется в отказе от тотального идеологического контроля со стороны государственных органов и навязывания партийных установок, в свободе творчества для мастеров культуры, а для общества - в свободе удовлетворения культурных потребностей. Однако пока не создан эффективный механизм частного и внебюджетного финансирования культуры, что поставило театры, киностудии, музеи в сложное положение. Особенно это касается произведений высокого искусства, спрос на которые не носит массового характера и которые не всегда и не сразу находят место на рынке. В то же время наиболее модернизированные компоненты культуры становятся частью материального производства. Эта индустрия включает в себя такие сферы как производство кинофильмов, телевещание, радиопередачи, выпуск аудио-, видеозаписей, массовой литературы, концертную и театральную деятельность и т.д. В отличие от традиционного производства товаров в сфере культурных индустрий велика роль автора и/или исполнителя, что обусловливает необходимость разработки и применения авторского права в этих сферах. С другой стороны, в отличие от традиционных сфер культурной деятельности, здесь велика роль продюсера, импресарио, менеджера, промоутера и других функциональных участников этого бизнеса. В настоящее время все юридические лица в сфере культуры делятся на коммерческие и некоммерческие организации при преобладании преимущественно некоммерческого характера организаций культуры. Следует отметить, что еще десять лет назад такого не было: практически отсутствовали коммерческие организации, а подавляющее большинство общественных групп были впрямую или косвенно связаны с партийно-государственными структурами. За прошедшее десятилетие произошли существенные изменения в количественных соотношениях между тремя типами организаций, которые сопровождались бурным ростом числа коммерческих структур, становлением независимых неправительственных движений и видоизменением характера деятельности государственных организаций. Если в начальный период разгосударствления культуры и создания новых форм организации культурной деятельности отсутствовала соответствующая правовая база, то сейчас принят и действует целый пакет законов, регулирующих не только правовой статус этих организаций, условия их деятельности, но и правила взаимодействия между ними. Сюда можно отнести закон об общественных объединениях, закон о благотворительной деятельности и благотворительных организациях, ряд законов, связанных с налогообложением и т.п. При этом правовая основа регулирования в культуре существует в виде общих законов (Гражданский Кодекс РФ, Трудовое законодательство, Налоговое законодательство. Бюджетное законодательство. Федеральный закон "О некоммерческих организациях"; Федеральный Закон "О благотворительной деятельности и благотворительных организациях" и др), а также специальных законодательных актов о культуре, принятых на федеральном уровне (Федеральные законы, регулирующие отношения в культуре. Указы Президента РФ, направленные на поддержку культуры и искусства, нормативные правовые документы, утвержденные Правительством РФ, нормативные и инструктивные документы Министерства культуры РФ). Новая ситуация в культуре России, в особенности, снижение размеров государственного финансирования, породила значительную неопределенность и сосуществование двух противоположных точек зрения на роль государства в регулировании культурной деятельности, что находит отражение в текущей политике и требованиях государственной поддержки со стороны представителей творческих организаций. В то же время, очевидным является недостаточное взаимодействие культуры с другими сферами общественной деятельности и регуляции, в том числе с рынком культуры и бизнесом в целом. В частности, развитие цивилизованного спонсорства благотворительности находится еще только в стадии становления. До сегодняшнего дня не выработаны механизмы привлечения дополнительных источников доходов, реализация возможностей фандрайзинга не стала повсеместной практикой. Основы законодательства Российской Федерации о культуре (Закон РФ от 9 октября 1992 г., №3612-1) определяют культурную деятельность как деятельность по сохранению, созданию, распространению и освоению культурных ценностей, а творческую деятельность как создание культурных ценностей и их интерпретацию. Согласно законодательству, государство обязано поддерживать культуру путем финансирования, предоставления материально-технической базы. Основные способы государственного финансирования культуры заключаются в прямом выделении бюджетных ассигнований и косвенном финансировании посредством представления налоговых льгот и т.д. Основой государственных гарантий сохранения и развития культуры в Российской Федерации является государственное финансирование. На эти цели ежегодно должно направляться не менее 2-х процентов средств федерального бюджета Российской Федерации. В региональных и местных бюджетах размеры ежегодных ассигнований на культуру не могут быть менее 6-ти процентов средств. Государственная культурная политика сегодня - это политика разных ведомств, количество которых уменьшалось путем слияния, в настоящее время это- Министерство культуры и Министерство РФ по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций, Государственная архивная служба, а также министерства и управления культуры субъектов Федерации. Эти ведомства проводят относительно самостоятельную политику в "своих" областях культуры, стремятся в условиях финансового дефицита сохранить свои отраслевые комплексы и свой аппарат чиновников.1 Действующая до сих пор в России неконкурсная система финансирования учреждений культуры создает ситуацию полной зависимости от чиновников, от которых всецело зависит размер государственных дотаций. Органы государственной власти и управления призваны разрабатывать и реализовывать научно-техническую политику, обеспечивающую внедрение новой техники и технологии в организациях культуры, стимулировать через налоговые льготы, кредитование и иными способами участие негосударственных организаций в создании новой техники и технологий для культуры. Органы местного самоуправления должны предоставлять творческим работникам, коллективам творческих работников в пользование или аренду помещения для студий, мастерских, лабораторий и иных рабочих мест, необходимых для творческой деятельности, с установлением арендной платы в размере, не превышающем стоимости оплаты коммунальных услуг. Государство предоставляет налоговые льготы учреждениям и деятелям культуры. Бюджетное финансирование культуры (и средств массовой информации) за 1992-1997 гг. уменьшилось на 40% и сокращалось волнообразно. В начале экономических реформ темпы снижения бюджетных ассигнований были сопоставимы с темпами падения ВВП. В 1994 г. ассигнования на культуру даже выросли на 8% по сравнению с 1993 г., но в 1995 г. уменьшились на 27% и далее продолжали снижаться, в 1997 г. выросли на 12%. С момента принятия закона "Основы законодательства о культуре", норма, предписывающая направлять не менее 2% расходов федерального бюджета и не менее 6% расходов местных бюджетов на культуру, не выполнялась ни разу, даже на стадии формирования бюджета: в 1993 г. данный показатель составлял 0,35%, в 1994 г. - 0,82, в 1995 г. - 0,91, в 1996 г. - 0,91, в 1997 г. - 0,62, в 1998 г. - 0,86, в 1999 г. - 0,58%, фактическое финансирование отрасли было значительно меньше.2 Для сравнения: доля государственных расходов на культуру составляет в Швеции 4,8%, Исландии - 4,6, Дании - 4,0, Норвегии и Финляндии - по 3,6, Франции - 3,2, Бельгии - 2,5, Германии - 2,5%). При этом и количество учреждений культуры на 1 млн. жителей в России меньше, чем в развитых странах: в России на 1 млн. жителей 3,2 театра, в Австрии - 24, Швеции - 13,6, Франции - 9,6, Великобритании - 8,9, Японии - 8,7, Италии - 5,9. В России 10 музеев на 1 млн. жителей, в Нидерландах - 35, Швеции - 34, Чехии - 33, Германии - 32. Библиотек в России на 1 млн. человек - 368, в Финляндии - 2500, Чехии - 708. В Москве на 1 млн. жителей 8 музеев, в Лондоне - 41, Париже - 39, Риме - 36. В Москве на 1 млн. жителей 20 театров, в Вене - 63, Берлине - 44. Однако сокращение ассигнований из федерального бюджета частично компенсировалось увеличением затрат из местных бюджетов: с 2,4 до 2,9% за 1992-1997 гг. При этом сохраняется задолженность региональных бюджетов в финансировании культуры (до 70% от общих ассигнований). Реально финансируются только расходы на зарплату и стипендии. В расходной части бюджета Санкт-Петербурга на 2002 год по статье «Культура и искусство, кинематография и средства массовой информации» 2,9%, в частности, на культуру –1.3% от расходов бюджета. Ассигнования на культуру и искусство, кинематографию будут направлены: на государственную поддержку театров и других организаций; на содержание библиотек; на содержание музеев и постоянных выставок; на общегородские праздничные мероприятия; на финансирование программ культуры и искусства; на содержание Дворцов культуры и Домов культуры; на финансирование программы поддержки кинематографии; на государственную поддержку детских кинотеатров; на прочие учреждения и мероприятия по социально-культурному развитию, культуре и искусству.Из бюджета Санкт-Петербурга поддержка средств массовой информации (газеты, журналы, телевидение) осуществляется в виде субсидий, на которые приходится почти половина бюджета Комитета по печати и связям с общественностью Администрации Санкт-Петербурга (72 млн. руб.).Кроме того, в бюджете города предусмотрены капитальные расходы на мероприятия по охране, реставрации памятников истории и культуры и ремонт театров, музеев, библиотек, предполагается увеличение роли финансирования из федерального бюджета в связи с 300-летием Санкт-Петербурга. Важность этого события подтверждена на самом высоком государственном уровне. В соответствии с Президентским Указом "О 300-летии основания г. Санкт-Петербурга" образована Государственная комиссия по подготовке к празднованию 300-летия основания Санкт-Петербурга, которая одобрила концептуальные подходы правительства города к подготовке и празднованию юбилея. В Администрации Санкт-Петербурга создан специальный Комитет по подготовке и проведению празднования 300-летия Санкт-Петербурга. В 2000 г. правительство приняло третью федеральную программу «Культура России (2001–2005 гг.)», в которую вошли три подпрограммы: «Развитие культуры и сохранение культурного наследия России», «Кинематография России», «Архивы России», где впервые речь идет о развитии, а не только о сохранении культуры. На финансирование программы планируется выделить 49,6 млрд. рублей, в том числе 28,5 млрд. - из федерального бюджета, 7,7 млрд. - из бюджетов субъектов Федерации, 12,9 млрд. - из внебюджетных источников. В эту программу заложена новая культурная стратегия, предполагающая существенные экономические преобразования. Министерству культуры отводится роль коллективного организатора рынка, регулятора финансовых потоков в данной сфере. В федеральной программе «Культура России» предусмотрено, что две трети бюджетных средств пойдут на содержание тех федеральных учреждений (их около 200), которые составляют основу и уровень отечественной культуры. Их финансирование, включая зарплату персонала, должно быть увеличено, а остальные учреждения культуры будут финансироваться из одной трети бюджетных средств и должен существовать в условиях рыночной конкуренции, бороться за гранты.^ 1.2.Организационно-правовые формы деятельности в сфере культуры В настоящее время в России допускаются все формы собственности (государственная, частная, коммерческая, частная некоммерческая) на культурные ценности, здания, сооружения, имущественные комплексы, оборудование и другое имущество культурного назначения. С принятием нового Гражданского кодекса, законов "О некоммерческих организациях" от 12 января 1996 г., "О благотворительной деятельности и благотворительных организациях" от 11 августа 1995 созданы правовые условия для некоммерческой частной деятельности и меценатства в сфере культуры. Деятельность в сфере культуры может носить как коммерческий, так и некоммерческий характер. В настоящее время в сфере культуры на общественной сцене выступают государственные и негосударственные организации, среди которых выделяются государственные учреждения и организации, коммерческие предприятия, в т.ч. малые, некоммерческие негосударственные организации. ^ Коммерческие организацииОсновная цель деятельности - получение прибыли Коммерческие организации, удовлетворяющие требованиям ст. 3 Федерального закона № 88-ФЗ являются субъектами малого предпринимательства. Государственные и муниципальные унитарные предприятия (включая казенные) относятся к коммерческим, обладающим не общей, а специальной правоспособностью, согласно Гражданскому кодексу РФКоммерческие организации не могут быть ( в отличие от некоммерческих), благополучателями. ^ Государственные учреждения и организации Деятельность государственных и муниципальных организаций культуры финансируется учредителями в соответствии с договорами, но не ниже нормативов государственного финансирования по каждому типу и виду организаций культуры. Важно отметить, что средства, поступившие из других источников, не уменьшают нормативов и абсолютных размеров финансирования организации культуры учредителем (учредителями). Однако вопреки ст. 46 «Основ законодательства РФ о культуре», поступление донорских средств в бюджеты организаций культуры часто приводит к снижению государственного финансирования.Платные формы культурной деятельности культурно-просветительных учреждений, театров, филармоний, народных коллективов и исполнителей не рассматриваются как предпринимательские, если доход от них полностью идет на их развитие и совершенствование. ^ Например, виды основной деятельности музея включают посещение музеев, демонстрация музейных коллекций на выезд, показ экспозиций музеев, показ экспозиций выставок, создание музейных каталогов и обслуживание ими посетителей музеев, изготовление копий (с возможным увеличением с музейных экспонатов), изготовление копий с документов и фондов музеев, выполнение исследований по тематике экспозиций музеев, услуги реставрационных творческо-производственных объединений, услуги реставрационных творческо-производственных объединений по реставрации книг, услуги реставрационных творческо-производственных объединений по реставрации картин, услуги реставрационных творческо-производственных объединений по реставрации монументов, услуги реставрационных творческо-производственных объединений по реставрации исторических документов. Организации культуры в пределах имеющихся средств на оплату труда могут самостоятельно устанавливать для своих работников размеры заработной платы, дифференцированные надбавки к ставкам и должностным окладам, применять различные прогрессивные формы организации, оплаты и стимулирования труда. Социально-культурные учреждения могут преобразовываться в некоммерческие организации, прежде всего фонды и некоммерческие партнерства. Это дает возможность привлечь к финансированию учреждений культуры средства частных лиц и корпораций, одновременно сохранив контроль органов управления за использованием переданного некоммерческой организации государственного (муниципального) имущества по прямому назначению. В случае передачи или продажи зданий - памятников истории и культуры в собственность некоммерческим организациям государство с помощью надзора может и обязано обеспечить их сохранность и общественную доступность.^ Некоммерческие организацииПолучение прибыли не является основной целью деятельности. Все взносы учредителей и спонсоров, как и вся полученная прибыль некоммерческих организаций, должны расходоваться на уставные цели.Соучредителями таких организаций могут быть граждане и юридические лица, а также органы государственной власти и местного самоуправления. Учредители некоммерческих организаций не вправе делить прибыль или имущество последних (В отличие от акционеров и пайщиков товариществ). Некоммерческие организации могут создаваться в форме общественных или религиозных организаций (объединений), некоммерческих партнерств, учреждений, автономных некоммерческих организаций, социальных, благотворительных и иных фондов, ассоциаций и союзов, а также в других формах, предусмотренных федеральными законами. Деятельность некоммерческих организаций культуры по реализации предусмотренных уставом производимой продукции, работ и услуг относится к предпринимательской лишь в той части, в которой получаемый от этой деятельности доход не инвестируется непосредственно в данной организации на нужды обеспечения, развития и совершенствования основной уставной деятельности Для целей налогообложения некоммерческие организации должны учитывать отдельно поступления от коммерческой и некоммерческой деятельности. При учете поступлений от коммерческой деятельности выделяются поступления от основной деятельности, предусмотренной уставом. Кроме этого, требуются документы, подтверждающие согласие учредителей на эту деятельность. Некоммерческие организации не могут являться субъектами малого предпринимательства, так как согласно ст. 3 Федерального закона № 88-ФЗ "О государственной поддержке малого предпринимательства в РФ" "под субъектами малого предпринимательства понимаются коммерческие организации…". Все льготы (отчетность и сроки уплаты налогов), предоставляемые субъектам малого предпринимательства недоступны для некоммерческих организаций. Государственные, муниципальные и некоммерческие организации культуры вправе вести предпринимательскую деятельность, только предусмотренную их уставом. К предпринимательской относится деятельность государственной или муниципальной организации культуры: по реализации и сдаче в аренду основных фондов и имущества организации культуры для целей, не связанных с культурной деятельностью; по торговле покупными товарами, оборудованием; по оказанию посреднических услуг; по долевому участию в деятельности коммерческих предприятий, учреждений и организаций (в том числе культуры); по приобретению акций, облигаций, иных ценных бумаг и получению доходов ( дивидендов, процентов ) по ним; по осуществлению приносящих доход не предусмотренных уставом операций, работ, услуг. В своей предпринимательской деятельности организация культуры приравнивается к предприятию и подпадает под действие законодательства Российской Федерации о предприятиях и предпринимательской деятельности. Такие организации могут осуществлять предпринимательскую деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых они созданы, и соответствующую этим целям. ^ 1.3. Сравнительные преимущества различных форм организации культурной деятельности Государственные учреждения культуры и творческие союзы имеют наибольшие (после общественных организаций инвалидов и религиозных организаций) налоговые льготы, а декларированные в программных документах правительства меры стимулирования негосударственного сектора культуры в должной степени не подкреплены налоговой политикой, более того, усиливается его дискриминация. ^ Налог на прибыльОт налога на прибыль полностью освобождены государственные и муниципальные музеи и библиотеки, филармонии и государственные театры, а организации кинематографии - в пределах сумм, направленных на строительство кинозалов (в том числе в порядке долевого участия) и погашение кредитов на эти цели, включая проценты по ним. Такую же льготу имели аналогичные негосударственные организации. Однако, столкнувшись со случаями использования вывески учреждения культуры для прикрытия коммерческой деятельности и ухода от налогов, с 1996 г. эту льготу отменили для негосударственных и немуниципальных музеев, библиотек и филармоний, а для государственных и муниципальных учреждений культуры эта льготы была распространена только на прибыль от основной деятельности. Примечательно, что освобождаются от налога на прибыль организации независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, направляемая на производство и тиражирование кинопродукции, получившей удостоверение национального фильма (абзац дополнительно включен с 13 января 1999 годаПожертвования тоже исключаются из налогооблагаемой прибыли, но размер льготных пожертвований ограничен минимальными суммами. Отменены льготы по налогу на прибыль предприятиям и организациям, жертвующим средства муниципальным и независимым учреждениям культуры, хотя для пожертвований в государственный сектор культуры они сохранились. Согласно законодательству сумма налогооблагаемой прибыли уменьшается на величину средств, безвозмездно перечисляемых юридическими лицами государственным учреждениям культуры, в пределах 5% прибыли, другим организациям культуры, а также благотворительным организациям - в пределах 3%. В западных странах подобные налоговые льготы устанавливаются обычно в размере 5–10%. ^ Налоги на землю и имущество учреждения культуры не платят. Государство предоставляет льготы по налогу на имущество деятелям литературы и искусства, использующим специально оборудованные сооружения, строения, помещения (включая жилые) в качестве творческих мастерских, ателье, студий, а также лицам, использующим жилую площадь для организации открытых для посещения негосударственных музеев, библиотек и других организаций культурыНДС - не начисляется на профильные услуги учреждений культуры, все печатные издания, получаемые государственными библиотеками и музеями по международному книгообмену. Льгота по НДС предоставляется только в том случае, если все операции некоммерческой организации исключительно благотворительные. Поскольку НДС облагаются даже имущественные пожертвования, коммерческой организации выгоднее разбить устаревшие компьютеры, чем передать их в качестве пожертвования музею или благотворительному фонду. АрендаГосударственные учреждения культуры вообще не платят арендной платы. Творческим работникам, коллективам творческих работников предоставляются в пользование или аренду помещения для студий, мастерских, лабораторий и иных рабочих мест, необходимых для творческой деятельности, с установлением арендной платы в размере, не превышающем стоимости оплаты коммунальных услуг. Для фондов, союзов, ассоциаций и других некоммерческих организаций, работающих в этой сфере Законом Санкт-Петербурга "О порядке определения арендной платы за нежилые помещения, арендодателем которых является Санкт-Петербург" арендная плата существенно уменьшена (от 2,5 до 3 раз от средней по городу в зависимости от вида деятельности). Для этого цели используется понижающие Коэффициенты социальной значимости вида деятельности арендатора (Кс). Вид деятельности арендатора определяется по кодам ОКОНХ. (т.е. если некоммерческая организация занимается предпринимательской деятельностью, то это никак не отражается на ставке арендной платы, которая установлена в соответствии с основным видом деятельности). ^ Использование государственного имущества До настоящего времени не создано программы прибыльного использования памятников истории, культуры. Так, по законодательству доходы от предоставления предметов государственного музейного фонда на выездные экспозиции, кино- и видеосъемки принадлежат исключительно музею. Но на практике немалая доля оседает у посредников, а также лично у директоров музеев. В западной практике в государственных учреждениях культуры действуют административные советы, перед которыми руководители периодически отчитываются за работу и использование денег, в том числе поступающих от реализации, например, сувениров. В России руководители государственных и муниципальных учреждений культуры фактически монополизировали под предлогом недостаточного бюджетного финансирования распоряжение доходами, получаемыми от использования имущества, являющегося общегосударственным достоянием.3 С точки зрения налогообложения, преимущества имеют государственные организации культуры. Деятельность же некоммерческих организаций культуры сталкивается с трудностями, в основе которых лежит как предубеждение против "частников", так и иногда обоснованные подозрения в уклонении от налогов. Нередко вместо борьбы с финансовыми злоупотреблениями, требованиями проведения, как предписывает закон, независимого ежегодного аудита и публикации отчетов об источниках средств и направлениях их расходования, налоговые органы выхолащивают предусмотренные законом налоговые льготы для некоммерческих организаций, приравнивая фонды и иные некоммерческие организации к коммерческим. Страны с развитой рыночной экономикой предоставляют налоговые льготы и государственную поддержку некоммерческим организациям культуры в обмен на их финансовую прозрачность и определенные ограничения их деятельности. Кроме того, для пополнения бюджета культуры вводятся специальные маркированные налоги (на доходы от демонстрации кинофильмов по телевидению, реализации видеофильмов, продажи чистых видеокассет и т. п.), средства от которых направляются в отечественное кинопроизводство. Такого рода культурная рента в России могла бы устанавливаться в виде процента с доходов от продажи товаров и услуг на территории культурных центров, от реализации чистых аудио- и видеокассет, от туристических услуг, от коммерческой рекламы в средствах массовой информации, от проведения национальных лотерей Налоговое неравенство сдерживает развитие некоммерческих негосударственных организаций и в результате обедняет бюджет культуры в целом. Предусмотренный же законодательством дополнительный контроль за деятельностью некоммерческих организаций культуры пока не применяется. В то же время для некоммерческих организаций является актуальным поиск финансирования у доноров, стимулы которых весьма слабы. Тем не менее, даже в этих условиях доноры, финансируя отдельные культурные проекты, признают тем самым их ценность для общества в целом и для себя. Поэтому некоммерческие организации (государственные и негосударственные) должны реализовывать свои услуги(проекты) на рынке доноров. Однако как указывается, реализация возможностей фандрайзинга не стала повсеместной практикой. 4 В частности, в структуре доходов из дополнительных источников группы государственных театров Санкт-Петербурга в 1996-1999гг доходы из дополнительных источников в среднем составили 14%, из них 37% - доходы от предпринимательской деятельности и 14% -фандрайзинговой деятельности. Поэтому особенно актуальным является характер взаимодействия между различными типами организации культурной деятельности путем социального партнерства и использования сильных сторон каждого типа организаций. Если коммерческие организации имеют, главным образом, возможности финансирования, а сильные стороны государственных некоммерческих организаций культуры проявляются налоговых льготах и в умении работать с государственными органами управления, то роль некоммерческих негосударственных организаций видится в охране и защите интересов общества и поддержке и реализации социально-значимой инициативы. Бизнес и социально-культурная сфера обречены на сотрудничество и партнерские связи. Социальное партнерство в сфере культуры базируется на заинтересованности каждой из взаимодействующих организаций в поиске путей решения проблем и объединении усилий и возможностей каждой из сторон в решении важных проблем, также как и взаимоприемлемом контроле и учете общественных интересов.К деятельности в области распространения культуры относится деятельность Дворцов и Домов культуры, Домов архитекторов, актеров, врачей, журналистов, кино, литераторов, композиторов, ученых, народного творчества, учителей, лекториев системы общества «Знание», экскурсионных бюро, планетариев, учреждений внешкольного воспитания юных, парков культуры и отдыха, цирков и др. учреждений. Творческие союзы Санкт-Петербурга являются частью инфраструктуры Творческих союзов РФ и осуществляют уставную деятельность по поддержке своих членов в соответствующей сфере. Деятельность союзов обеспечивается членскими взносами участников, а также спонсорскими вкладами. Отдельные мероприятия (юбилеи) получают финансирование из бюджета города. Союзы занимают здания и помещения в историческом центре Санкт-Петербурга, имеют существенные льготы и предоставляют помещения в аренду для других организаций.^ 1.4. Учет и статистика Сложившиеся в России традиции отнесения тех или иных видов деятельности и их работников к сфере культуры и искусства отражены в статистике и любой другой информации официального характера. При этом следует иметь в виду, что даже официально учитываемая информация далеко не полностью отражает занятость, учреждения и результаты их деятельности. Если же расширять круг определений сфер деятельности, толкуя их в довольно расширительном смысле, то методические и учетные трудности возрастают многократно, что ведет к большей нечеткости данных и их интерпретации.Классификация видов деятельности в сфере культуры, которую используют в российской статистике, отличается от классификации, приведенной в законодательных и нормативно-правовых актах. В результате, ею не охвачены многие сферы культурной жизни, что затрудняет анализ происходящих в ней процессов. Государственная система статистического наблюдения в сфере культуры и искусства основана на прохождении статистической информации через органы Министерства культуры РФ, (до недавнего времени - Комитета РФ по кинематографии, Государственной компании “Российский Цирк” и Российской Книжной палаты Cтатистика культуры и искусства в РФ изучает работу учреждений культуры и искусства: библиотек, учреждений культуры клубного типа, музеев, художественных галерей и выставочных залов, театров, концертных организаций, парков культуры и отдыха, цирков, зоопарков, киноустановок; телевидение и радиовещание, учитывает памятники истории и культуры, отражает выпуск книжной, журнальной и газетной продукции. Система статистических показателей характеризует основные направления деятельности этих учреждений, состояние их материально-технической базы, количественный и качественный состав работников. В этой отрасли ведется сплошное федеральное статистическое наблюдение с годовой периодичностью. Основные экономические показатели этой дсферы включают : занятость, фонд оплаты труда (сред. зарплата в отрасли), число учреждений, стоимость основных фондов, объем платных услуг, оказанных населению. К основным расчетным показателям по статистике культуры относятся такие понятия, как обращаемость библиотечного фонда, читаемость, посещаемость зрелищного предприятия, наполняемость зрительного зала.5Занятость Официальная численность работников культуры и искусства невелика, однако она имеет тенденцию к увеличению с 1996 г.:Таким образом, общая официальная численность занятых в культуре составляет почти 76 тыс. человек или 3% от всего занятого населения Санкт-Петербурга. Однако в статистике отражены все категории работающих в учреждениях культуры, включая лиц нетворческих профессий. Например, общая численность работников театров (1999 г.) составляла 7021 чел, в том числе художественный и артистический персонал насчитывал 3559 чел Эти данные далеки от адекватного отражения кадрового потенциала сферы культуры т.к. а) учитывают только занятых в традиционно понимаемом секторе, б) включают кроме работников культуры всех занятых в учреждениях и организациях культуры. Представляется необходимым расширить статистическое понимание занятых в этой сфере, принимая во внимание занятых в тех отраслях, которые подпадают под определение творческих индустрий данного проекта и учитываются статистикой в таких отраслях как образование, наука и научное обслуживание, информационно-вычислительное обслуживание, непроизводственные виды бытового обслуживания населения. Только в сфере образования в школах Санкт-Петербурга работают 5100 учителей классов музыки и пения, изобразительного искусства, черчения, физкультуры, трудового обучения, около 70% из них имеют высшее образование. В 42 внешкольных учреждениях (в т.ч. 7 художественных центров) занимается 143 тыс. детей, в 30 музыкальных школах занимаются 30 тыс. детей, в 18 художественных школах – 5,5 тысяч детей, в 16 школах искусств – 12,7 тыс. детей (1999 г.). В городе насчитывается 9 вузов художественного профиля и 7 средних учебных заведений, в Европейском и Государственном университетах работают кафедры иску