1. мировое значение и национальное своеобразие литры 19 века. Мировое значение понятие трудное. Включает в себя много аспектов. Прежде всего мир знач предполагает лит-ру если в ней есть объективные ценности. Рл богата произведениями. Кто-то из исследователей сказал что все наши гении Мб детьми 1й матери. Так как их разделяет всего 25 лет. Национальное своеобразие и м з связаны. М з можно говорить только если говорим о между нар свойствах какова мера ее признания. В др странах. 19 в был поразительным в познание лит-ры т к 18 в еще не было русс лит ры хотя ломоносов был уверен что рл м б. в 1849 г первый перевод с фр это были сатиры Кантемира. Появились в 40-50 гг первые подражания Ломоносову. На западе он привлек западный интеллект как ученый. Его грамматика была образцовой. В целом 18 в русс литру никто не знал. 1812 г Шернель дерсталь писала что русское не научились еще словом выражать свои мысли . в 35 году гоголь ждет неслыханное явление. Пушкин Европа по отношению к России невежественна. Это было заметно в том что русские знали Европу и знали хорошо читали в оригиналах произв, а на западе мало кто знал русс лит-ру. В Россию приехала Полина Виардо с ней познакомился Тургенев и он в не влюбился на всю жизнь. Тургненев едет за границу Ии знакомит друзей с русс лит-рой следовательно к концу 19 в русс литру знали полностью и все было переведено на Европ яз. Ключевский: страна которою она считала угрозой стоит против она признала Россию кровным родственником. Признание русс литры шло с трудом. Начиналось ее изучение только появлялась славистика. Первая монография принадлежала «русский роман» Вогюэ. В был вынужден публично извиниться перед фр академиками за преклонение перд русс романами. Но дело не шло. Россия и Европа столкнулись как равные причем сам интерес к русс лит-ре был несм на разность мышления . У русс книга всегда под рукой а на западе литра не занимает такое место вдруг неожиданно возникает резкий подъем интреса к лит-му искусству. На вершине русс общ-ва всегда стояло слово. В Европе лит-ра свободное иск-во и сотовляло ряд ремесел. Начиная с ренессанса художник предлагал свои услуги меценатам. Эти профессиии были не почитательны в Европе тоже сущ-вало высокое иск-во но в массе поэзия не противопоставляется др профессиям. А в Росси наоборот. Поэзия воспринимается как призвание это был дар свыше она встала на место высшего литературного произведения место церковного слова. Утверждается что поэзия – язык Богов. На западе это считалось метафорой. В зап культуре текст всегда мыслился отдельно от автора. Отдельно от его поступка. И тп. Слово Радищева зри что может слова все слова мужа твердо т е верен своему слову. Любой из наших писателей проходит мученический путь именно поэтому было так сильно слово русских писателей это так же задело и западных писателе. Из России пришло не просто большое искусство пришло иное мышление. Иное отношение к жизни и это было актуально. Процесс этот многослоен например тв-во Пушкина или Лермонтова всегда знали плохо на западе т к возникали проблемы с переводом и с передачей мысли. Активизируется живопись. Многие русс произ-ния отразились в кинематографе. Русская литература отлич своей гуманностью целеустремленностью и человечностью стремится высказать свое мнение. В России философия индивидуальна Одной из главных проблем является проблема нравственности у каждого автора свои решения этой проблемы. Нравственная проблкматика стала основной то и практически все русс писаети сходились в 1м формирование высоких идеалов. Высокое в росии это преодолние эгоизма и индивидуализма. И высокое деятельное героическое те для русс писателей св-но самое требовательное отношение. В России никогда нвозможно было жить отдельной судюбой. Русское общ-во всегда коллктивно. Отсюда оч ранние принрципы историзма. Истоизм помогает понять динамику хар-ра и олбстоятельства активных героев знает не только русс лит Ра но и зап. Т к активность русс героев направлена против противостояния судьбы русс герои сильны например капитан тушин. В англ литре г6ерой стремится к домашнему уюту. Во фр стремится установить себя в социуме. Русс литре характерен нравств выбор за себя и за весь мир. Русс автор показывал жизнь в сообще со всем миром. С этим связана эпичность мышления . русс герои всегда общаются с нацией герои гоголя толстого. Эта почва была оч благопричятна для развития романов. Русс романы оказали большое влияние на запад. Герои были колоссальны они не были привычны зап читателю.русские умели выходить на влпрос бытия. Но сть и обратный момент кггда авторы проникали в национальное. Для того чтоб более подробно рассмотреть этот вопрос можно обратится к работе Касьяновой «русский национальный характер» в книге она рассказывает что для русского человека характерна ценностная установка например способность достигнуть цели. У России и запада различные цели в жизни. Идея воспитания высоких чувств и идеалов это высокое а высокое это эгоизм. Также можно обратится к работе Белинского взгляд на русс литру. В школе этот вопрос можно использовать ни вводных уроках русск л 19го века. Например может б такая тема как худ литра как вид исскуства. 2. проблемы периодизации русс лит ры. Р л прошла сложный путь развития кот распадается на несколько периодов. Периодизация р л до сих вызывает научные споры. Так как периодиз литры это не просто общеисторич переиодиз. литерат процесс сложный. литература самостоятельна в развитие и специфична своим закономерностями, делится на периоды. Развитие литры находятся в глубокой связи с общеистор процессами. Грани между периодами в литре условны. Для советского литературоведения бесспорным стало положение о Пушкине как о родоначальнике новой русс лит-ре. Благодаря его работам р л достигла высокого уровня и стала соверш отражением жизни русс народа. Но считать гранбю между 218 в и 19 работы Пушкина не верно. У него были свои предшественники, кот проложили путь гению русской литры. Батюшков жук-й и Крылов. Их тв-во ближе к Пушкину чем к 18 в. 1й период рл 1800-1815 гг. в этот период представлены рпазличн тв. Методы (романтизм, семинтализм) литра переосмысляет весь опыт. В 1801 г не было никаких произв новых, которые бы ознаменовали начало нового лит-ного вр . но в этом году возникают 2ва литературных кружка. Дружеское лит-ное общество и вольное общество любителей словесности наук и художеств. Несм на то что первое общ-во было кратковременно оно ознаменовало зарождение в лит-ре и эстетике тех принципов и идей кот в дальнейшем д б привести к романтизму. Организация 2го общ-ва была вызвана стремлением ученых проводить просветительские идеи. в этот период происходит борьба м-у новым и старым. Впервые господств положение занимает сентиментализм. Сторонники кот выступают против классицизма. А классицисты продолжают отстаивать свои старые литные позиции. Также возник романтизм как новое лит0ное направление. Белинский это течение свчзыв с им Жуковского. Рядом с Жук-м появился Батюшков. Ранний русс романтизм нашел отражение в тв-ве этих поэтов и составил основное завоевание этого периода. 2й период. 2я половина 10х гг в рл зарождается новое революц-романтич течение, кот достигает подъема в 1й половине 20х гг в тв-ве Пушкина и поэтов- декабристов. Идейно-тв своеобразие револ романтизма связано с историч событиями (революция, коо развивала идеалы свобюоды братства и равества). В этот период лит-ра не исчерпыв рев-романтич течением. В ней продолжает развивается развив романтизм Жуковского и его последователей. Работой грибоедова на горем отт ума и работой пуш-на над 1ми главами евг Онегина и Бориса Годунова завершает процесс формирование худ реалистич метода. И 1825 г опубликов работы грибоед и Пушкина становятся переломными в ист р л. Господство романтизма прекращается и на первый план выходит реализм. Наиболее характерным и значительным для этого периода станов реалист произв Пушкина повести и комедии гоголя герой нашего времени Лермонтова. В 40х годах создается натуральная школа кот образ новый период рл 19 в. В это период в рл приходят молодое поколение будущих реалистов: Тургенев, Островский, Достоевский, гончаров, щедрин, Некрасов, лев толстой. 3. особенности лит жизни 10х годов. Начало 19 века в Р. Был особенным тогда шла революция и развивались идеалы свободы братства и равенства. В мат\р е происходит убийство царя Павла 1. к власти приходит ал-р 1. он приводит новых общ-ных деятелей которые образовывают новый кружок негласный комитет в кот входят Новосильцев, Строганов, Кочубей и др. начинают возвращаться сосланныеначинается время реформ. Вместо коллегий возникает гос. Совет. Атмосфера была праздничкнаядней Александровых прекрасное начало- пишет Пушкин. В моду входит быть образованным и возникают новые университеты в царском селе открыв новый лицей который дает высшее образование и службу с 9 и 10 кл. при университетах открыв множество гимназий. Гимназии этот центр образования который преобразовывает весь город. Образование становится доступ всем кроме крестьян. В Птб открывается пед университет. Образование идет на высшем уровне но позже это все оказыв спущено. В 1812 г возникает библейское общ-во которое занимается созданием ланкастерской школы в которых за короткое время можно получить образование. Такие шк были распространены в армейской среде. Библейское общ-во выпускало свою лит-ру что влияло на общ-во. Булич сказал: на яз обыденной жизни зазвучали религиозные темы. С 15 года Библия начинает переводится на русс яз. Все попытки перевода обсуждались. Активизируется масонское общ-во и идея народности становится главной. Тургенев говорит: нельзя быть патриотом вселенной это наше отечество призывает нас к вселенной. И на фоне этого патриотизма и свободолюбии развив лит-ра. Исл-ли говорят что этот переходный период так к нет шедевров, но зато письма и мемуары поэтов говорят что это была бурная эпозха. Такие этапы подтверждают глубокую мысль этой эпохи. Особенно развивается массовая лит-ра. Переходная эпоха очень эклитична (стяжении разнородных явлений и элементов в это время широко представлен классицизм) но не см на это все равно сущ-т проблемы личности и на этой почве возникает вопрос о моральном и народном. Тургенев обвинил русс культуру в подражательности и эта идея была подхвачена критиками норманн пишет культурныцй человек одно из интреснейших явлений эпохи. Характерная черта повышение среднего уровня дворянской культуры нет продвижения вперед так идет освоение накопленного. Общественное потепленеи выражается в лит-ных обществах и кружках. Общества делились на две гр вольное общеатво связано с университетами заседания оформлялись протоколами и дружеские интимные общества не громоздкие по составу в них входили близкие друзья и родственники. На первое место выдвигается жанр трагедии. Особенно популярны становится произв Озерова например такие как Дм. Донской и эдит вафилов. Жихорев по поводу трагедии Дм донской говорит Боже что это за трагедия я не мог отдавать отчета тому что делал я не безумствовал как Ии вся публика. Проза в это время не так активно развивается. Появляются первые русс романы. Например роман Измайлова Евгений или пагубное последствие дурного воспитания. Назван в духе 18 века. Представлена картина дворянской семьи Евгений негодяев получает плохое образование но умет говорить по фр и сонно молчать дурной друг усиливает его отрицательные черты. Так же роман Нарежного российский жилглас или похождение князя Чистякова. В название автор ориентировался на фр авантюрные романы. главн герои которых плуты и мошенники. Но гл герой нарежского не плут а бедный князь. В романе представлена широкая картина русс общ-ва в романе много жестокой сатиры кот описывает быт. Но главное событие этого периода это развитие романтизма. ^ 3. особенности лит жизни 10 гг Жизнь лит-ры приобретает своеобразный хар-р. Это связано с нов.формами сущ-ия лит-ры. Подъем общ-ой жизни вызывает быстрый рост журналистики. Возник-ет много новых журналов. Появляются лит.кружки, которые способствовали эстетич.самоопределению. Также возникают лит.общ-ва.Ведется идейная борьба. В Москве: Дружеское лит.общ-во 1801. В Сп-б:1).Вольное общ-во любителей словесности, наук и худож-в 1801, с перерывами до 1825. 2.) Беседа любителей рус.слова 1811-1816 3)Арзамас 1815-1817 4)Зеленая лампа- лит.филиал декабристского общ-ва 1818-1819. Также возникают Салоны. НО! неустойчивость этих форм сущ-я. В лит-ре того времени участвуют писатели 2-го и 3-го ряда и лит.фон. Лит.процесс создается усилиями писателей разного дарования. Особенностью лит-ры данного периода: отсутствие единого господствующего лит.стиля. Период хар-ся переходностью: распад классиц-ма, складывается предромант-м, созд-ся неокласс-м, созр-ся сентиментализм. Осн.идеями дух.исканий рус лит-ры данного периода, по определению Ю.М.Лотмана, были идеи личности и народности. В 18в этой проблемы не было: человек был и индивидом, и частью народа, и частью чел-ва — противоречий в этом не виделось. В конце века, особенно в тв-ве Г.Р.Державина, А.Н.Радищева, Н.М.Карамзина появилось осознание разрыва м/у народом и чел-м, но этот разрыв не был трагически непреодолимым. Личность — развившийся элемент народа, движение к народу — это возвращение к естественности, к природным основам личности. XIX век начался с осознания личности и народа как 2разных и противоположных начал; личные устремления человека и его прир.основа противоречат м/у собой. В 18в уже возникали противопоставления долга и страсти, чувства и разума, но они не захватывали человека целиком; в нач19в человек целиком противостоит миру. Трагич. напряжение м/у ними, попытки сближения ради обретения “потерянного рая” гармонич. цельности человека и мира стали основным сод-м дух.жизни России первых десятилетий 19века. У лит-ры появились новые задачи. Проблема личности и народности, слияние личности и народа мыслилось, в основном, как культурная, а не соц. задача. Перед лит. встала необходимость выработки поэтич. форм, “которые были бы традиционными и национальными, с одной стороны, и способными выразить индивидуальное чувство с другой”. Эта задача сводилась к проблеме нового лит. языка, вокруг которого разгорелись споры. В процессе споров хаотическое сущ.рус.лит-ры обретало более/менее опред.черты; писатели, определяясь идеологически и эстетически в этих спорах, создавали лит. кружки, общества, журналы, в которых шёл процесс кристаллизации эстетических идей, стилей, поэтических форм. В рез-те этих сложных разнонаправленных исканий родилась новая лит-ра, давшая нам Пушкина и Гоголя. Проблема создания нового лит. языка сразу наметилась в 2версиях. Карамзин предложил реформировать язык так, чтобы это был язык и письменной лит-ры, и устной речи для интеллект.общения всех людей; такое качество языка объединит людей и вернёт искомое единство личности и народа; реформирование языка предлагалось вести как преодоление двуязычия(русский и французский), не отрывая, таким образом, русс.лит-ру и общество от достижений Европ. культуры. Другая версия решения проблемы языка основывалась на категорическом отрицании какой бы то ни было пользы европеизации рус.языка и лит-ры. Сторонники этой версии полагали, что разрыв личности и народа произошёл как раз из-за влияния вредных идей развращённой, погрязшей в жестокости Европы, чему доказательством служила Франц. революция. Решением проблемы при таких взглядах мог быть только категорический отказ от любых иностранных влияний и развитие самобытного нац.языка. Разные решения проблемы языка касались не одной лишь лексики. Карамзинская теория предполагала исп.европ.жанры, а значит идущие из Европы идеи; противники Карамзина отказывались от этих идей и жанров, устанавливали др.приоритеты. ^ 4. Крылов баснописец. Народность Крылова. Формирование реализма как худ метода в допушкинское время достигло высшей ступени в баснях Крылова. Большую ценность представляет вклад сделанный Крыловым в рл.- басни. Это стало возможным потому что Крылов сохранил свою идейно-худ. позицию просветителя сатирика. К превратил басенный жанр в сатиру в этом заключается его новаторство. Он написал около 200 басен они поражают своей самобытностью и худ мастерством. Отражая в баснях русскую действительность К усиливает сатирический элемент басен. Раньше басни являлись преимущественно моралистическими и не имели конкретного соц адресата. Позже социальная сатира начинает занимать главенствующее место. К не идеализирует действительность. Он изучает народную жизнь и в оценках явлений действ-сти, общ. Отношений, морали руководствуется т з народа и его опытом. К правдиво отражал дейтсвит и отрицательно относился к проявлениям несправедливости в то время прямое свидетельство демократической основы его мирвозрения. Сатира К была оппозиционна к проявлениям крепостнического строя. В баснях вороненок, волки и овцы, медведь у пчел и др К открыто показывал свое отрицательное отношение к к дворянству к деморатич верхам к неограниченному деспотизму. Он видел возможность улучшения положения народных масс как и просветители 18 в моральным воспитанием общ-ва, разделяя патриархальные иллюзии в чел-ке. В сложной борьбе основных лит-ных направлений начала 19 в- классицизма сентиментализма романтизма и начин зарожд реалестич тенденций К занимал особое метсо. Он восставал против незыблемых правил поэтики классицизма. Однако принципы иск-ва классицизма – принципы логической ясности композиц стройности и завершенности жанровой четкости провозглашенные теорией классицизма были усвоены К. В дальнейшем К. высмеял беспринципных писатлей которые восхваляли др др. появление басен К имело громадное значение для дальнейшего развития рл. ^ К-баснописец явился 1м для своего времени народным писателем. Называя К истинно-народным поэтом Пушкин видит его народность в передаче характера духа народа и его соц-ного своеобразия. В баснях К-в показал русс жизнь русс чел-ка. показал противоречия жизни ее обществ несовершенства и пороки показал людей различного социального положения. Ряд басен дает критическое изображение дворянства в его быте марале идеологии отношении к крестьянам например «Обезьяна» муха и дорожные. Так же в баснях есть и демократич персонажи кот часто выступают выразителями народной мысли например старик и трое молодых крестьянин и смерть. Особенно большое значение имели басни К в кот затрагивались вопросы общ-но политич хар-ра В тот период когда самодержавно-крепостинеч строй обнаружил симптомы кризиса К выступил с критикой многих сущ-ных явлений этого строя, неразлучных с его основами: соц. Несправедливости произвола лиц Э, стоящих у власти паразитизма привилегированных слоев глупости и беспечности правительства. К таким басням относятся мор зверей, лягушки просящие царй. БЬасни К были доступны широким кругам читателей . народность и реализм басен К глубоко отличают их от басен др авторов напр поэта-карамзиста Дмитриева у кот басня принимает салонный хар-р. Из предшественников К ему ближе баснописец к 18 в Хемницериз современников Измайлов. Белинский отмечал ограниченность К .Стесненный жанровыми рамками он не мог решить задачи поставил перед рл. По своей природе басня не могла порвать с аллегоризмом и дидактизмом. Отсюда неизбежный схематизм или беглость в обрисовке характеров. Лаконизм басен не способствовал полноте и многосторонности типизации. ^ 5. Полемика архаистов и новаторов. Термин архаисты был открыт тыняновым. На эту тему хорошо написано в его работе архаисты и новаторы. Центром этого течения стала деятельность адмирала Шишкова. Его общество беседа любителей русс слова. Основано в 1811г. в него вошли реакционеры и консерваторы. Это любители старого доброго времени. Кюхельбекер считал что Пушкин был ближе к архаистам. в 1883 Шишков издал трактат рассуждение о новом и старом слове. В этом трактате осуждалась языковая реформа Карамзина. Он считал что реформа Карамзина сеет развратные нравы. Он считал славянский яз духовными истинным. Карамзин утверждал что старые каноны становятся не актуальными и искусство нуждается в новых задачах. Шишков же с этим не соглашался он считал что язык в развитие не нуждается. Шишков утверждает что необходимо убрать из языка все неологизмы и заменить их на русские слова. Проблема народности не была новаторством Ш-ва. Трактат стал поводом В 1810 литературной войны. Главный вопрос этой войны о яз литры. Ш. выражает взгляды тех кто относится с отчуждением к политике Александра первого. В русс сознание проникают революционные идеи. Он обвиняет Карамзина в том что он пренебрегает нац традициями. К. отказался от церковно славянизмов. Ш. считал что древнерусс и ц-слав язык одно и тоже. Он считает себя последователем Ломоносова. Он говорит что русс стали много читать ин писателей, а нужно читать Нестора. Он отрицает неологизмы Карамзина и устанавливает близость простонародного и церковнослав яз. Эту идею подхватили поэты декабристы. Шишков борется за ясность и простоту русского слова. И здесь начинается критика Шишкова. Карамзин продолжает свою работу в литре он пытается найти новый путь в литре. Рыцарь нашего времени пок4азывает характер молодого современного человека. Работа осталась не дописанной. Позже этот опыт подхватят Пушкин и Лермонтов. Начинается массовое подражание сентиментализму. Одним из ярких сентименталистов явл Шариков. Сентиментализм входит в бытовую лит-ру Распространение получают игры в \буриме и шарады. Появляется мода на непроф поэзию. ^ 6. идейно-худ своеобраз поэтов радищевцев. Вклад в русс классицизм. Анализ Вольное общ-во любителей словесности или по др поэты радищевцы. Образовалось в 1801 году. Сущ-ло долго в него вхолили не только писатели но и художники и скульпторы. Путь к общему благу мыслился через идеи Радищева. В Радищеве видели человек кот пожертвоввл собой ради поэзии. Еготсмерить переживалсь тяжело и воспримним как отв на вопрос жить иили умирать. Против воли Божьей. Религния у них была свободная считали что на земле все идт так к хочет человек и Бог не вмешивается. Их называли просветителями. Это нвый этап в развитие классицизма. Пнин незаконный сын Репнина. Его мать не известна. В своей лирике стремился говорить об истинности для него характерна оринтация на высокий стиль дилдактического звучания. Его поэзия-фитософская ода. Одно из его произведений звучит оч торжественно Ода человек – гимн в честь человека. В этой оде воплощена идея Радищева. Бог не вмешивается, развиваетс оьраз творца, который преобразует окр мир. Ода полна веры в человека. Это подлинная ода Пнин стремится приобрести идеал а не создать новый. Известна его ода Бог . Речь идет о причинах чел страданий в зависимости отт воли творца. Спасение оказывается не в руках Бога а в руках человека. Стиль Пнина рядом со стилем классицизма. Образы статичны. Все вопросы решаются раз и навсегда. Лирич субъект говорит от имени творца много аллегорий и витийственности. Попугаев. Автор политического трактата о рабстве начало и следствие в России. Написано на приеме аллюзии. Попугаев утверждает потребность свободы врожденной. Счастье по его мнению закл в том что надо быть самим собой. Пигмалион Попугаева предвосхищает вольность Пушкин. У попуг повествование ведется олт челвеческого Я. Стихия более эмоц, ближе к Державину. На снове распространения дружеских отношений классицистов и сентименталистов. Стихи попугаева позитивны, но как и Пнин он стремится док-ть свои идеи. Борнин. Героический пафос вводит тему подвига в свои произведения «Ода Калистрата», в ней очень хорошо слышен героич пафос. Это стихотворение отклик на убийство Павла 1. Раньше всех на оду откликнулся Востоков. Он формирует романтическую суть. Он 1й заговорил о том что поэт отлич от обычгного человека. Он обращается к истории и один из 1х показывает историю простых людей например Светлана и Мстислав. Анализ. Б. Вокханка. Лучшим из античных стихов является вокханка. Жрица бога Вакха. В центре стихотворения картина погони за нимфой и акт любви. Образы в стихотворение оч пластичны. Белинский:картина эластична и хочется ощупать мраморные складки . Б. любит играть с цветом (красный розовый) что создает ощущение радости здоровья. Все стихотворении пронизано праздничностью красотой человеческого счастья. Но при вним анализе мы замечаем что самого описания нет, стихотворение построено на эмоц сущности. «уста в которых тает пурпурный виноград» виноград –цвет роскоши, далее сближается образы венца и хмеля, венец обвив стан. Предметно логической ясности тоже нет. Ассоциативно эти слова сцепляются в смысл всемогущей власти ^ 7. Возникновение и развитие романтизма. Его эстетич сущность и сновные течения. Первые кто пытался разобрать что такое романтизм были Пушкин и Рылеев позже появляется трактат георгиевского и Галича. В работах Веселовского романтизм рассм как проявл либерализма. Замотин полагает что романтизм это проявление выражение идеалистического в литературе. Сиповский определяет романтизм как индивидуализм эпохи. Сокурин говорит что Р это ирреализм. В 57 г происходит дисскусия по проблемам реалиазма. На этой почве появл сборники и монографии о романтизме. Один из это проблемы романтизма, статья Соколова к спорам о романтизме. Выходят сборники Волкова и Гуляева. Книгша история романтизма и. эстетика романтизма. Майнин поэтика русского романтизма, волков романтизм как худ система. Р явление не историческое Тимофеев утверждает что что существует два типа мышления воспроизводящий и пересоздающий. Первые это реалисы вторые это романтики. Гуляев считает что романтизм и реализм две грани худ процесса субъект (ром) и объект (реал.). Р – явление кот возникает в опред эпоху проходит определенный этап и время его можно точно определить. Время возникновения 10 е гг, конец- 30. Буревич считает что русский романтизм возникает в к 30х гг т е Пушкин и др не романтики. Возникает проблема течений. В нашем Р-зме существовало два течения революционное и реакционное. Сейчас другие определения декабристы- гражданскийрмантизм и общ-во Жук – псих-й романтизм. Об ЭСТЕТИКЕ Р. Выделяли в кач-ве первоочередного то субъектив.пафос, то апологию мечты, то волюнтаризм, то двоемирие, то максимализм требований, то видение романтики жизни.Нельзя ск-ть, что все эти приз.Р.исключают др.др, они неплохо уживаются и скорее дополняют представления о романтич-ой эстетич-ой системе, нежели ее разрушают. Р. по своему ведущему методологическому пр-пу противостоял Реализму, который в содерж-ии и формах тв-ва ориент-ся на объектив.действит-ть ч-з самого себя, творца худ-й ценности. С собств-м опытом дух жизни ром-ки соотносили содержание и формы тв-ва. Отсюда проблемы самовыражения и мучений из-за невыразимого, но хранящегося в тайниках души, приобретали для них первостененное значение.Литераторы Р. не идеализировали действ-ть, им было свойств-но неприятие общ-х пороков, и , хотя в их теор.трудах можно было встретить идею тлетворного влияния общ-ва на ч-ка, более значит-ой им представл-сь идея ответс-ти личности за соц.бытие, противостояния нравственно сильной личности порочной толпе, кот-я получала обобщ-ую хар-ку: толпа малодушна, холодна. Но обличит-ый образ толпы выдерж-ся в эмоц-ой тональности не комической, а серьезной. Целям обличения служили трагические коллизии в Р. Трагич-ое мироощущ-е специфично по сравнению с лит-ой классицизма. Обнажается трагизм гибели красоты, любви, духовности под воздействием пошлости и бездуховности.В ром-ой лит-ре признан один вид комич-го – романтическая ирония, в основе кот-й лежит горькая усмешка мечтателя, кот-ый строит воздуш.замки над прозой жизни.Роман-ки признавали еще меланхолическую, грустную полуулыбку чел-ка разочаров-го, но примирившегося с несовершенствами жизни и чел-ой натуры. ^ 8. истрико-лит знач тв-ва жук-кого. Жанрово-стиливое своеобразие. Ж. первый русс романтик сыграл выдающуюся роль в формировании романтического направления рл. Вместе с другими прогрессивными лимтературными деятелями начала 19 в он способствовал подготовке переворота в русс лит-ре произв Пушкиным. Будучи учителем Пушкина он не пошел вметсе с пуш по пути революцинного романтизма и реализма и потому оказался в числе тех, кто стал отставать от развития жизни и лит-ры. Поэзия Жуковского стала началом русской класич лирики. Белинский сказал, что до Ж на Руси никто и не подозревал, что жизнь может быть в тесной связи с поэзией. Это было и до Жуковского, например, в поэзии Муравьева, Державина. Нам важно понять, что новое внес Ж. Для этого сопоставим поэзию Державина и Жуковского. У Держ: внешний автобиографизм, т.е.он создает единство, в основе которого лежит биография ч-ка, это точный автобиографизм. У Жук: единство основано на внутр а., главное – чувства, психологич аспект. Стихи Ж. после завершения его лирич-го тв-ва стали РОМАНОМ В СТИХАХ.(когда стало ясно, что его стихи – это единство.) Они объединены личностью автора, он гл. герой своих стихов. И самое важное - это строй души. т.е. все его стих-я предст-ют собой роман псих-ий, роман души. Именно в таком аспекте рассматривал Ж. Г.А.Гуковский. Пуш высоко ценил то что сделал Жук. Чернышевский сказал о Жук-м: он открыл нам ценность рл. Начинал Ж как поэт карамзист прошел сентимент шк. В своем тв-ве на протяжен всей жизни он использовал элементы сентим. Несм на это современники не сомневались что Жук романтик. Но в 1904 году вышла кн Веселовского жук. Поэзия чувств и сердечного воображения. в этой кн автор утверждал что жук был и ест сентименталист. Гинзбург также придерживалась этой т з и говорила что романтизм у жук только в переводах. Гуревич говорил что романтизм появл только в 25 году и жук туда не попадает. Гуковский рассматривал жук как ведущего романтика как и мн др. есть и компромиссные решения семенко считал Жук художником в поиске кот двигался к романтизму. Меланхоличн стихов и повышенный автобиографизм показывает что поэзия жук выходит далеко за рамки сентим и романтизма. Многие его стихи были вольными переводами в этом закл новоя особенность. Он говорил все чужое но среди этого ест и мое. Он выстраивал оригинальные произведения на основе европейских. Например сельское кладбище посв Тургеневу. Эта элегия восх к ант ич –заплачке, т е в ней воскрешается образ умершего. Элия также строится на моменте воспеавания. Элегия-повесть о том что было пережито. Эмоции сельского кладбища- меланхолия, чувства едва мерцают. Душа лирич субъекта не может высказ лир субъект боьльше созерцатель кот озабочен тем что чтобы воссоздать поток впечатлений от внешнего мира. Объект – собственно душевная жизнь, кот настроена обусловлен потокм внешних факторов. В конце появл своеобраз двойнитк лирич я –ушедшего юноши. Характер чувства устоявш и угасающие с ни гармонируют сост мира статичность нет эмоц взрыва интонации спокойны но это начало лирики Жук. Зрелая лирика отлич. Для этого можно сравнить славянку и сельс кладбище сл строение элегии обрастает философией но поэта не знаним изобр внешнего мира как в сельском Кл. Акцент теперь ставится на душ состоняие. Природа едина с человеком. Предаются субъективные впечатления, кот зависят от лирич я. Само сот мира – движущийся пейзаж. Лирич сюжет построен на парадоксе. Герой двид=жжется по течению но вспять к воспоминаниям. В итоге мы выходим к состоянию лирич субъекта кот потрясен неуловимым состоянием. Мир прошлого прропрущен ч-з фильтр памяти. Нам дано только воспоминание т к воспоминание только то что хотим. Т о миру реальности противополставл мир души и как след мы видим двоемирие. Ч-з изображение минувшего мир поэта – целое душа лирич я находится в системе.В своих стихах Ж воплощает не внешнию красоту в конце нет рационолистич логики оч много оксюморонов. Вся лирика жук попытка раскрыть тайну поэтому у него появляется таинств образ появл лг котт пережилсмерть любимой. Характер лг статичен разные стихи лишь дополняют его опыт. И как следств мы видим разнообразие эмоц характера лг со своей судьбой. Жук явл прототипом своего лг след изображ внутрен мир лг. С миром этот лг в конфликте реальному миру он противопоставл мир душевный. Душа для нег подлинная жизнь в кот любовь не утрачивается. Любовь у жук обреченная и только в памяти живет это чувство и душа явл формой этого сопротивления т о душа у ж творит свой мир в кот герой счастлив. 9.Море Жуковского. Лирич герой очарован восхищен эти морем. Тревожный момент,беспокойство. Оттенок заколдованности. Человеческое «я» не вольно себе. Довольно сложное состояние души. Море олицетворено благодаря эпитетам, некие состояния,кот присущи морю. Природа этой субстанции духовна. Полная света,сияния,жизни. Море обобщ образ. Здесь нет описания,деталей,обозначений. Ж делает акцент на выразит чувствах. Эпитет лазурное все же выступ описанием. Оттенок подвижности свечения. В связи с друг эпитетами возник не цветовое восприятие, а эмоц эксперессивн. Видение такого моря зависит от настроения лирич героя. Субъект впечатл от образа. Море предст бездной состояния,изменч,кот одно смен другим. На самом деле герой созерц человеч душу,загадка его собств душа. Земная неволя противопост небу. Речь идет о доле земной,наше пребывание на земле расм кА неволя. Сост романтич двоемирия.Ж возд на наше подсознание. Размер амфибрахий.Границы стопы смазываются. Между стопами не будет стыка, предлож станов все длиннее. Начин звучать все более плавно и соотн со смыслом в строках. 10. разработка Жук-м принципов суггестивной поэтики. Анализ невыразимое.Главная идея позии Ж- лирич переживание. Он видит в индив душе всю действит, это пояувствовал вяземский. Единственная реальность для Ж это та кот возникает в его ознание для Ж чел-к свободен и сам себе причина того что с ним происходит. Душа чел-ка свободна. Романтики приходили и к снятию индив понятия души. Все романтич герои несчсастны и находятся в хаосе. Для Ж челове это душа. Объективность мира тлько в его функции. В эстетике это выражается в стихотворение невыразимое. Основная идея – объективный мир природы. Искусство выражения зыбкие оттенки настроения, кот являются поводом. Стих-ние написано чтобы выразить не выразимое. Поэзия для Ж не т очное назыв понятия. Поэзия ключ для души, в ней важны муз-сть словесной мелодии. «Отрывок»-подзаголовок, ибо поток душевных идей сплошь и попытка его схватить лишь открыто. Т о Ж пытается сказать о тм что не выразимо. Величеств оказыв вечернее пережив, а не сам вечер. Ж передает чувство умирания. Вечер это сост души, а час- поток внутренней жизни. Земля это дом скорби внешнее бытие повод для внутр а описательность лишает текст поэтичности. Поэт отвергает легкое изображение природы, как доступное. Все что пригодно для описания –символ, поэтому заместо облаков кланы облаков. Тихое небо это состояние следов. Эпитет тихий или велич. На самом деле относится к восприним субъекту, и потому небо это высокий символ души кот летит высь. В своих стихах Ж воплощает не внешнию красоту в конце нет рационолистич логики оч много оксюморонов. Предложения распадыв на ряды слов кот набег др на др как волны.Ситнтаксич или граматич разбор его стихотворений не нужен тк возникают муз-словесный поток. В этом потоке слова-ноты. Особое семантич дополнение слово и благодаря ему оно начинает значить большее. В стихе на первый план выступают муз обертоны, т е смысл стиха Ж заключ не в тексте и не в словах а в сознание читающего Ж открыл семантич возможности эмоц значения слова. Это было еще и у Ломоносова. Но тогда это было не востребовано. Теперь это стало важным открытием. В сознание читателя эти связи не задерживаются в его сознание происходит символизация. Ж намекает на иной уровень бытия. Вмещает всю систему быьтия. Он предпочитает использовать качественные прилагательные не прикрепляя к ним сущ-ные милое радостное – что а не какое. Жук может сделать наречие подлежащим например его фраза о милый гость святое прежде. Прежде выпол