1. Понятие науки, её признаки и функции. Сциентизм и антисциентизм о месте научного знания в жизнедеятельности человека и общества2. Наука как развивающееся явление: кумулятивная и некумулятивная модели развития научного знания. Экстернализм и интернализм о причинах и механизме развития научного знания3. Наука как социальный институт4. Научное и философское знание: общее и особенное. Взаимосвязь философского и научного видов знания в истории и современности5. Становление знания о мире и человеке в первобытную эпоху. Синкретизм как черта первобытного образа жизни и знания. Черты мировоззрения в первобытную эпоху6. Становление и специфика естественно-научного объяснения мира в античной натурфилософии (пифагорейская, элейская, атомистическая школы)7. Учение Платона о структуре и сущности мира8. Учение Аристотеля о строении и причинах существования мироздания9. Два этапа средневековой духовной мысли: патристика и схоластика. Соотношение веры и разума, науки и религии в учении Ф.Аквинского10. Понимание вещи и природы в средневековье. Проблема истины в средневековье11. Символизм и герменевтичность как черты средневекового мышления12. Открытия в астрономии как основа новоевропейской научной революции. Учение Галилея 13. Антропоцентризм как основа новоевропейского научного взгляда на мир. Ф.Бэкон и Р.Декарт, эмпиризм и рационализм как направления новоевропейской научной мысли.14. Классический тип рациональности как основа новоевропейского научного мышления и его основные характеристики15. Понятие научной теории. Теоретические объекты как элементы научной теории. Эмпирическое (содержательность, предметность) и теоретическое (всеобщность, необходимость) обоснование теоретических объектов16. Эмпирический и теоретический уровни научного познания, их признаки и взаимосвязь17. Понятие научного факта. Фактуализм и теоретизм о соотношении теории и факта18. Общенаучные методы познания: анализ и синтез, индукция и дедукция, аналогия, моделирование19. Наблюдение, измерение, эксперимент как эмпирические методы научного познания, их теоретическая обусловленность20. Методы построения теоретического объекта: абстрагирование, формализация, идеализация21. Методы построения теории: аксиоматический, гипотетико-дедуктивный 22. Понятие истины. Проблема соотношения объективного и субъективного в истине. Признаки и критерии истины23. Корреспондентская, когерентная и прагматическая концепции истины: характеристика и сравнительный анализ24. Понятие интуиции, её место и роль в научном познании25. Соотношение рационального и иррационального в научном познании. Место гносеологической веры в научном познании26. Синергетика: основные понятия, содержание и методологическое значение для познания природных и общественных процессов27. Проблема, гипотеза, теория как компоненты научно-теоретического знания и познания.28. Неклассический тип рациональности и его признаки. Проблема детерминизма, соотношение объективного и субъективного в научном знании. Принцип дополнительности Н.Бора29. Постнеклассический тип рациональности и его признаки30. Понятие методологии. Взаимосвязь и различие метода и методологии. Философия как методология науки с точки зрения истории и современности31. Феноменология как философское учение и методология. Понятие феноменологической редукции 32. Классический позитивизм и эмпириокритицизм: О.Конт о стадиях развития человеческого мышления и месте философии в системе наук. Проблема взаимосвязи философии и науки в эмпириокритицизме33. Проблема языка науки и принцип верификации в логическом позитивизме. Проблема языка и взаимосвязь философии и науки в лингвистической философии34. Принцип фальсификации и учение о развитии науки К.Поппера. Основные понятия и механизм развития науки в учении Т.Куна35. Трактовка взаимосвязи философии и науки в диалектическом материализме. Единство диалектики, логики и теории познания36. Теория отражения и учение о практике диалектического материализма как методологическая основа научного освоения действительности37. Диалектика, метафизика, эклектика и софистика как всеобщие методы познания38. Наука и глобальные проблемы современности ^ 1. Понятие науки, её признаки и функции. Сциентизм и антисциентизм о месте научного знания в жизнедеятельности человека и общества Понятие науки Наука — это сложное духовное образование. В понятии науки можно выделить несколько основных аспектов: а) ^ Наука как система знаний, как процесс получения нового знания. Она заключает в себе некий образ мира, его истолкование. Изучается такой дисциплиной как эпистемология — учении о научном познании. В основе лежат понятия субъекта и объекта познания. Результатом научного познания является «объективное» знание о мире — знание, не зависящее от состояния субъекта, хотя это положение не всегда соответствует действительности. Ключевым понятием цели познания является истина — знание, соответствующее действительности. б) ^ Наука как особый тип мировоззрения, особая форма общественного сознания. Представляет собой продукт духовной жизнедеятельности человека, воплощение его творческого порыва. В этом отношении наука является таким же детищем человека, как религия, философия, искусство, право и т.д. Развитие науки отражается на состоянии других областей культуры. И наоборот: состояние культуры в целом обуславливает развитие науки. в) ^ Наука как социальный институт. В материальной сфере общественной жизни наука представляет собой не область знания, а сеть различных взаимосвязанных учреждений. Это научно-исследовательские институты, высшие учебные заведения, академии, библиотеки, издательские центры и т.п. Они решают узкий круг задач и выполняют определенные функции. Т.е. наука — организованная структура, призванная удовлетворять потребности общества.^ Признаки науки: 1. Системность, целостность научного знания (в отличие от обыденного сознания). 2. Открытость научного знания (предполагает неполноту своего знания, возможность его уточнения и дополнения). 3. Стремление обосновать свои положения фактами и логически непротиворечивым способом. 4. Критичность науки в отношении собственных знаний. 5. Воспроизводимость научного знания в любом месте и времени при наличии соотв. условий. 6. Независимость научного знания от личности ученого - интерсубъективность. 7. Наличие собственного языка, метода, приборов, аппаратуры.^ Функции науки Наука как социокультурный феномен всегда опиралась на сложившиеся в обществе культурные традиции, нормы и ценности, подтверждая то, что познавательная деятельность вплетена в бытие культуры. Отсюда становится понятной культурная и технологическая функции науки, которые связаны «с обработкой и возделыванием» человеческого материала, т.е. субъекта познавательной деятельности, с включением индивида в познавательный процесс.^ Культурная функция науки обнаруживает себя как процесс формирования человека в качестве субъекта деятельности и познания. Наука решает проблему социальной ответственности за последствия научных открытий, морального и нравственного выбора, нравственного климата в научном сообществе. Отвечая на экономические потребности общества, наука выполняет функцию непосредственной производительной силы, направленной на умножение производительных ресурсов общества. Она выступает как важнейший фактор хозяйственно-культурного развития социума. Наука в функции социальной силы предполагает, что методы науки и данные научных исследований используются для разработки крупномасштабных планов социального и экономического развития. Наука проявляет себя в функции социальной силы при решении глобальных проблем современности (истощение природных ресурсов, загрязнение атмосферы, определение масштабов экологической опасности). Проективно-конструктивная функция науки связана с созданием качественно новых технологий, что в наше время чрезвычайно актуально. Так как основная цель науки - производство объективных знаний и их систематизация, основной функцией науки надо считать функцию производства истинного знания, которая распадается на соподчиненные функции описания, объяснения, прогноза на основе открываемых наукой законов.^ Сциентизм и антисциентизм о месте научного знания в жизнедеятельности человека и общества Сциентизм (от лат. scientia - "знание, наука") (Гегель, Кант, Сонсимон) - система убеждений, утверждающая основополагающую роль науки как источника знаний и суждений о мире. Сциентисты считают «образцовыми науками» физику или математику и призывают строить остальные науки по их образцу и подобию. В широком смысле сциентизм — признание за наукой определяющего значения для культуры и жизни общества в целом. В узком смысле — признание только за научным знанием статуса знания в подлинном и точном смысле слова, только оно в полной мере обосновано, а все другие виды знания для других видов деятельности. Сам факт взаимодействия научного знания с другими видами знаний носят случайный характер. Наука самодостаточна и достижения научного знания требуют опоры только на научное знание. Осознанно сциентизм стал зарождаться в конце 19в. Научное знание должно проникнуть во все области жизни и организовать всю жизнь человечества. Напр. Политика уступит место научному подходу к решению социальных проблем. Сциентизм сыграл важную роль в культуре, избавив от большого количества метафизических и технологических заблуждений. Положения сциентизма: а) Положение о том, что наука может заменить собой философию и метафизику в области разрешения основных моральных и этнических проблем. б) Положение о том, что в науке заключены решения всех проблем человечества. в) Положение о том, что методы точных наук являются единственными верными научными методами и что эти методы должны применяться также и к социальным проблемам.Антисциентизм. Одновременно со сциентизмом стал появляться антисциентизм (Ж. Жак Руссо, К. Хюбнер). Антисциентизм подчеркивает ограниченность возможностей науки, а в своих крайних формах интерпретирует ее как силу, чуждую и враждебную подлинной сущности человека. а) Наука выделяет только общее, исключая индивидуальное, неповторимое. б) Наука схемотизирует, омертвляет изучаемые явления, превращая в искусственную конструкцию. в) Наука ориентируется на рациональное отношение, исключая эмоциональное и чувственное. г) Наука не является единственным истинным отражением действительности. Противоборство между этими представлениями принимает особенно острый характер в условиях современной НТР и в целом отражает сложный характер воздействия науки на общественную жизнь. С одной стороны, научный прогресс открывает все более широкие возможности преобразования природной и социальной действительности, с др. стороны — это социальные последствия, особенно в современном капиталистическом обществе ведут к обострению противоречий общественного развития. Вопрос о том, можно ли решить дилемму Сциентизм - антисциентизм, нуждается в глубинных размышлениях. Сциентизм и антисциентизм представляют собой две остро конфликтующие ориентации в современном мире. Антисциентисты видят сугубо отрицательные последствия научно-технической революции, их пессимистические настроения усиливаются по мере краха всех возлагаемых на науку надежд в решении экономических и социально-политических проблем. Определить, кто является сторонником Сциентизма, а кто антисциентист, нетрудно: – Сциентист приветствует достижения науки. Антисциентист испытывает предубежденность против научных инноваций. – Сциентист провозглашает знание как культурную наивысшую ценность. Антисциентист не устает подчеркивать критическое отношение к науке. – Сциентисты, отыскивая аргументы в свою пользу, привлекают свое знаменитое прошлое, когда наука Нового времени, опровергая путы средневековой схоластики, выступала во имя обоснования культуры и новых, подлинно гуманных ценностей. Они совершенно справедливо подчеркивают, что наука является производительной силой общества, производит общественные ценности и имеет безграничные познавательные возможности. Выигрышны аргументы антисциентистов, когда они подмечают простую истину, что, несмотря на многочисленные успехи науки, человечество не стало счастливее и стоит перед опасностями, источником которых стала сама наука и ее достижения. Следовательно, наука не способна сделать свои успехи благодеянием для всех людей, для всего человечества. 2. Наука как развивающееся явление: кумулятивная и некумулятивная модели развития научного знания. Экстернализм и интернализм о причинах и механизме развития научного знания ^ Кумулятивная и некумулятивная модели развития научного знания Кумулятивизм: 1. Существуют окончательные научные истины. Т.к. знание истинно и научно, то заблуждение в нем не присутствует; 2. Есть четкая граница между научным и ненаучным знанием. Истоки всего нового находятся в старом; 3. Отсутствует процедура критики, не выявляются противоречия между старым и новым знанием. Минус кумулятивизма в том, что нет критики, не выявляются противоречия между существующими теориями. Кумулятивизм, возникший на основе обобщения практики описательного естествознания, предполагал упрощенное понимание роста знания, когда к накопленной сумме истинных положений постепенно присоединяются и добавляются новые утверждения. В нем заблуждения истолковываются как исключительно субъективный процесс, исключено качественное изменение знания, отбрасывание старого и опровержение принятого. Эмпиристский кумулятивизм отождествляет рост знания с увеличением его эмпирического содержания, рационалистский кумулятивизм предполагает такой способ развития знания, где каждый последующий элемент включается в систему наличествующих абстрактных принципов и теоретических обобщений.Антикумулятивизм: 1. Всякая научная истина не абсолютная, а относительная; 2. Между научным и ненаучным знанием нет четкой границы; 3. Никогда нельзя окончательно обосновать принципы теории. Любое обоснование определяется достигнутым уровнем научного знания; 4. Учитывает влияние культурных факторов на науку. Научная революция – период интенсивного роста знаний, коренная перестройка философских и методологических оснований науки и формирование новых методов и способов познавательной деятельности. В первую очередь изменяется научная картина мира, она – основа революции (теологическая картина мира сменилась механистической).^ Экстернализм и интернализм о причинах и механизме развития научного знания Экстернализм – направление в философии и историографии науки, представители которого исходят из убеждения, что основным источником инноваций в науке, определяющим не только направление, темпы ее развития, но и содержание научного знания, являются социальные потребности и культурные ресурсы общества, его материальный и духовный потенциал, а не сами по себе новые эмпирические данные или имманентная логика развития научного знания. С точки зрения экстерналистов, в научном познании познавательный интерес не имеет самодовлеющего значения (познания ради умножения и совершенствования знания в соответствии с неким универсальным истинным методом). Он, в конечном счете, всегда «замкнут» на определенный практический интерес, на необходимость решения, в формах наличной социальности, множества постоянно возникающих в ходе практической деятельности инженерных, технических, технологических, экономических и социально-гуманитарных проблем.Интернализм (от лат. внутренний) – направление в философии и историографии науки, представители которого считают, что главную движущую силу развития науки составляют имманентно присущие ей внутренние цели, средства и закономерности, что научное знание может и должно быть рассматриваемо как саморазвивающаяся система, содержание которой не зависит от социокультурных условий ее бытия, от степени развитости социума и характера различных его подсистем (экономики, техники, политики, философии, религии, искусства и т.д.) и только от предшествующего состояния научного знания и его интенции к саморазвитию. Интернализм сформировался в 30-е годы 20 в. в качестве оппозиции экстернализму. Видные интерналисты – это Кейре, Холл, Рассел, а также позитивисты – Лакатос, Поппер. Согласно онтологической доктрине Поппера существуют три не связанных друг с другом типа реальности: физический мир, психический мир и мир знания, который создан человеком, но стал независимой реальностью.^ 3. Наука как социальный институт Наука как социальный институт возникла в Западной Европе в XVI–XVII вв. в связи с необходимостью обслуживать нарождающееся капиталистическое производство и претендовала на определенную автономию. Само существование науки в качестве социального института говорило о том, что в системе общественного разделения труда она должна выполнять специфические функции, а именно, отвечать за производство теоретического знания. Наука как социальный институт включала в себя не только систему знаний и научную деятельность, но и систему отношений в науке, научные учреждения и организации. Понятие институт (от лат. institution – установление, устройство, обычай). Институт предполагает действующий, вплетенный в функционирование комплекс норм, принципов, правил, моделей поведения, регулирующих деятельность человека. Институт – это явление надындивидуального уровня, его нормы и ценности довлеют над действующими в его рамках индивидами. Само же понятие «социальный институт» стало входить в обиход благодаря исследованиям западных социологов. Родоначальником институционального подхода к науке считается Р. Мертон. Понятие «социальный институт» отражает степень закрепленности того или иного вида человеческой деятельности. Институциональность предполагает формализацию всех типов отношений и переход от неорганизованной деятельности и неформальных отношений по типу соглашений и переговоров к созданию организованных структур, предполагающих иерархию, властное регулирование и регламент. В связи с этим говорят о политических, социальных, религиозных институтах, а также институте семьи, школы, учреждения. Наука как социальный институт имеет свою собственную разветвленную структуру и использует как когнитивные, так и организационные и моральные ресурсы. В этом качестве она включает в себя следующие компоненты: - совокупность знаний и их носителей; - наличие специфических познавательных целей и задач; - выполнение определенных функций; - наличие специфических средств познания и учреждений; - выработка форм контроля, экспертизы и оценки научных достижений; - существование определенных санкций. Развитие институциональных форм научной деятельности предполагало выяснение предпосылок процесса институционализации, раскрытие его содержания и результатов. В античности научные знания растворялись в системах натурфилософов, в Средневековье – в практике алхимиков, смешивались либо с религиозными, либо с философскими воззрениями. Важной предпосылкой становления науки как социального института является наличие систематического образования подрастающего поколения. Сама история науки тесно связана с историей университетского образования, имеющего непосредственной задачей не просто передачу системы знаний, но и подготовку способных к интеллектуальному труду и к профессиональной научной деятельности людей. Появление университетов датируется XII в., однако в первых университетах господствует религиозная парадигма мировосприятия. Светское влияние проникает в университеты лишь спустя 400 лет.^ 4. Научное и философское знание: общее и особенное. Взаимосвязь философского и научного видов знания в истории и современности На вопрос «Что такое философия?» — можно услышать ответ: «Это наука всех наук». Наука— это форма общественного сознания, направленная на предметное постижение мира, выявление закономерностей и получение нового знания.^ Общие черты философского и научного знания 1. Философия и наука представляют собой рациональный тип знания 2. Философия и наука предполагают мышление с помощью понятий и методы обоснования выводов и точности использования этих понятий.Различие научного и философского знания 1. Философское знание всегда носит личностный характер, научное знание безотносительно к личности. 2. В философии не может быть прогресса. Это – общая черта философии и искусства. Ведь никому же не придет в голову считать, что современное искусство стоит на более высокой ступне развития, чем искусство эпохи Возрождения. Также абсурдно считать, что современная философия более высокоразвита, чем античная. В отличие от науки, философские вопросы носят вечный характер. 3. Истинность философского знания основывается на личном жизненном опыте, имеет авторскую позицию. 4. Философские понятия формируются путем обобщения всех свойств предмета. Научное понятие формируется путем выделения определенных свойств предмета. Например, каждая конкретная наука будет по-разному полагать человека, фиксируя в понятии определенные его свойства. Поэтому понятие человека с позиции, скажем, биологии имеет принципиально иной смысл, нежели понятие человека с позиции юриспруденции, социологии или психологии. 5. Наука говорит только о закономерностях, в соответствии с которыми проявляются частные свойства вещей (например, математика не может ставить вопрос о том, что такое числа сами по себе и существует ли они реально – это уже философские вопросы). 6. Наука изучает не всю действительность, а только то, что - входит в ее предметную область; - закономерно; - удостоверяется независимым наблюдателем. 7. Научное знание верифицируемо, философское – неверифицируемо. Верифицируемость – это принципиальная проверяемость на истину путем обращения к эмпирическому опыту. 8. Научное знание фальсифицируемо, философское – нефальсифицируемо. Фальсифицируемость – принципиальная возможность опровержения эмпирическим опытом.Философия на протяжении всего своего развития была связана с наукой, хотя сам характер этой связи с течением времени менялся. 1. Древний мир, средневековье: философия была единственной наукой и включала в себя всю совокупность знаний (древний мир, средневековье). 2. Начиная с XV-ХVI вв. развертывается процесс специализации и дифференциации научных знаний и их отмежевания от философии. Конкретно-научное знание носило преимущественно эмпирический, опытный характер, а теоретические обобщения делала философия чисто умозрительным путем. При этом достигались нередко и положительные результаты, но было нагорожено и немало вздора. 3. Х1Х в. - наука частично перенимает у философии и теоретическое обобщение своих результатов. Универсальную, философскую картину мира философия может теперь строить лишь вместе с наукой, на основе обобщения конкретно-научных знаний.^ 5. Становление знания о мире и человеке в первобытную эпоху. Синкретизм как черта первобытного образа жизни и знания. Черты мировоззрения в первобытную эпоху Становление знания о мире и человеке в первобытную эпоху Разные виды практической жизнедеятельности послужили основой формирования научных знаний: – Формирование знаний по механике и физике возникло на основе воздействия одних материалов на другие (например, воздействие кремния на дерево); – Использование огня появлению практических хим. знаний; – Охота, собирательство зачатки биологических, зоологических, анатомических знаний; – Болезни и их лечение медицинские знания; – Земледелие более глубокое понимание причинно-следственных связей (удаленность по времени); – Строительство городов геометрические и арифметические познания; – Мореплавание, скотоводство, климатические изменения появление лунных и солнечных календарей.^ Черты мировоззрения в первобытную эпоху 1. Характерная черта первобытного мышления – синкретизм (слитность, нерасчлененность) –невыделенность фрагментов, компонентов знаний из некоего единого целого. Здесь нет осознанного разделения между человеком и природой, между внутренним и внешним, между жизнью и смертью, между индивидуальным и общественным сознанием. Антропоморфизм – перенос человеческих качеств на окружающий мир. 2. Знание несамостоятельно и существует внутри религиозно-мифологического отношения к миру. Назначение знания – воздействие на высшие, природные силы с целью достижения конкретного результата. 3. Отношение к миру реализуется в единстве слова, дела и мысли, представленное в ритуале. 4. Единое синкретического отношение к миру выполняло две функции: – объяснение мира; – регулирование поведения членов общества через связь с определенным порядком мироздания. Строение космоса разрешает одни действия и запрещает другие. 5. Цикличность и неоднородность пространства и времени, т.е. есть священные места, вещи, времена (в науке пространство и время однородны и абсолютны). 6. Источник происхождения науки – трудовая деятельность человека: – Труд – единство практической и мысленной переделки предмета. – Наука – это постепенное обособление умственной деятельности человека.^ 6. Становление и специфика естественно-научного объяснения мира в античной натурфилософии (пифагорейская, элейская, атомистическая школы) Роль античной философии чрезвычайна высока. Именно здесь зародилась Европейская культура и цивилизация, здесь начало западной философии. Сам термин философия возникает тоже здесь. Отличительной чертой греческой науки была ее теоретичность, стремление к знанию ради самого знания, а не ради тех практических применений, которые могли из него проистечь.^ Пифагорейская школа Объясняли при помощи числа созерцаемую гармонию мира. В основе вещей лежит число, учил Пифагор, познать мир — значит познать управляющие им числа. Также Пифагор впервые ввел понятие Космос для обозначения упорядоченного единства мира, в противоположность хаосу.^ Элейская школа (6—5 вв. до н.э.) Основатель — Ксенофан. Главный представитель — Парменид. Элейская школа первые противопоставила мышление чувственному восприятию, отмечая неустойчивость человеческих ощущений и чувственного бытия и отводя главную роль в познании мышлению. Произошло разделение знания на чувственное и рациональное. Парменид: Бытие едино, неподвижно, охватывает все. Не может быть в одном месте бытия больше, в другом – меньше. Бытие – это сфера, центр которой везде, а края – нигде.^ Атомистическая школы Демокрит: Наблюдаемые явления объяснял при помощи ненаблюдаемого: недоступных глазу мельчайших и неделимых частиц – атомов. Соединение атомов знаменовало рождение вещей, а разъединение – их гибель. И в основе всех возникновений и уничтожений в мире стоит хаос (случай).Аристотель являлся первым в истории учёным – мыслителем с научным складом ума. Построил классификацию наук, разработал принципы формальной логики, которые оставались неизменными до конца XIX в.; далее, основываясь на разработанной системе категорий, он дал объяснение очень большому кругу физических явлений Евклид: используя аксиоматический метод, полностью построил здание геометрии (“Начала”) Архимед – выдающийся инженер, механик и математик. Определил значение числа π, он положил начало гидростатики, сформулировал закон рычага, нашел сумму бесконечной геометрической прогрессии. ^ Характерной особенностью знаний этого периода является их преимущественно рецептурный характер. Они не были нацелены на описание и объяснение мира; им не свойственны были доказательность, обоснованность и т.п. Они являлись предписаниями, схемами, рецептами практических действий.^ 7. Учение Платона о структуре и сущности мира Платон – основоположник идеалистической традиции в философии. Первоначальной относительно мира вещей он объявляет идею. Все вещи, которые реально существуют, возникают с помощью взаимодействия идеи и материи. Идеи реализуются в материи, но при этом находятся вне материального мира, независимы от него, объективны. Вещи повседневного мира - копия, «тень» идей. Люди вынуждены всю жизнь видеть лишь «тени» вещей и считают их истинными. Т.о., философ называет мир идей реальным бытием, материю — небытием, а мир реальных вещей, которые их разделяет, — производным бытием. «Мир — это не просто телесный космос, и не отдельные предметы и явления: в нем общее совмещено с единичным, а космическое — с человеческим». Космос — царство идей (эйдосов), полных божественого смысла. И мир подчиняется Идее — живёт, существует и развивается в соответствии с общими закономерностями, теми правилами, что устанавливают идеи. Идеи — основа всего мира. Они не видны людям и их нельзя почувствовать, так как чувства не позволяют познать истинную природу вещей (вода, деревья и весь остальной материальный мир — существует, но людям остаются неизвестны причина их существования, предназначение, смысл их бытия). Для Платона идеи — это божественное регулирование всех процессов, происходящих во Вселенной. Идеи — это целевые причины, заряженные энергией устремления; между идеями существуют отношения координации и подчинения. Высшая идея (главная) — идея абсолютного блага (агатон); мировой Разум; Божество. Платон верит в богов и доказывает их существование тем, что люди чувствуют сродство с природой (человек имеет возможность чувствовать всякое мгновение по-разному, то есть может быть эмоционален).^ 8. Учение Аристотеля о строении и причинах существования мироздания Аристотель обнаружил в теории Платона много неясностей и противоречий. Он возвращает причины, начала, сущности в мир вещей, считая, что общее не может существовать в отдельности от единичных вещей. Основой бытия провозглашает материю, которая является потенциальной предпосылкой существования. Простейшей определенностью этой первой материи выступают основные стихии (огонь, воздух, вода, земля), которые являются пассивным материалом бытия в создании вещей. Они занимают промежуточное положение между первой материей, которая не может быть чувственно постигнута, и миром, который реально существует и чувственно доступен, постигаем. Но все материальные производные могут существовать только «оформленными», только вступая в контакт с формой. Таким образом, все реальные вещи — это результат взаимодействия материи и формы, причем последняя играет главную роль, делает из потенциального бытия реальное.Аристотель впервые отметил значение опыта в теории познания. Причем опыт формирует не точное знание, а лишь его достоверность. Чтобы перейти к абсолютно достоверному знанию, «исследуемый материал» необходимо подвергнуть диалектическому «испытанию»: – анализ языка, который описывает гипотетическое знание; – анализ возможных и достоверных высказываний об одном и том же предмете, то есть во внимание необходимо принимать все возможные альтернативные интерпретации будущего точного знания; – поиск исторически-научных и исторически-философских предпосылок вероятностного знания Идеализм Аристотеля получает в его учении о мирах окончательное оформление:«Подлунный мир», то есть область между орбитой Луны и центром Земли, есть область беспорядочных неравномерных движений, а все тела в этой области состоят из четырёх низших элементов: земли, воды, воздуха и огня. Земля как наиболее тяжёлый элемент занимает центральное место. Над ней последовательно располагаются оболочки воды, воздуха и огня. «Надлунный мир», то есть область между орбитой Луны и крайней сферой неподвижных звёзд, есть область вечноравномерных движений, а сами звёзды состоят из пятого, совершеннейшего элемента — эфира. Эфир (пятый элемент или quinta essentia) входит в состав звёзд и неба. Это божественный, нетленный и совершенно непохожий на другие четыре элемента. Звёзды, по Аристотелю, неподвижно укреплены на небе и обращаются вместе с ним, а «блуждающиеся светила» (планеты) движутся по семи концентрическим кругам. Причиной небесного движения является Бог.^ 9. Два этапа средневековой духовной мысли: патристика и схоластика. Соотношение веры и разума, науки и религии в учении Ф.Аквинского Патристика Патристикой – обычно называют совокупность учений отцов христианской церкви II-VII вв. Понятие "отец церкви" формировалось на протяжении нескольких столетий. Первоначально "отцом" именовался духовный наставник, обладавший признанным учительским авторитетом. В дальнейшем развитие христианской догматики и доктринальные споры побудили уточнить это понятие. Ко времени папы Геласия (ум. 496) были окончательно установлены четыре существенные характеристики "отца церкви": 1) святость жизни, 2) древность, 3) ортодоксальность учения и 4) официальное признание церкви. Все прочие христианские авторы (согласно западной традиции) назывались "церковными писателями". Доникейский период был посвящен главным образом атакам на язычество, защите и апологии христианства. Вся структура языческой философии была поставлена под вопрос, и вера возобладала над разумом. В некоторых случаях были сделаны попытки примирить очевидные истины язычества с христианским откровением. В постникейский период упор был сделан на разработку христианской философии в платонистском и неоплатонистском направлениях, в результате чего появилось большое число длинных, несвязных и неясных сочинений, философская значимость большинства из которых была невелика. Школа патристики известна приматом человека над вселенной. Человек рассматривался в ней как отдельное и божественное создание - венчающее достижение Божества, неподвластное естественному закону. Для патристики представлялось невероятным, чтобы могло существовать другое создание, столь благородное, столь удачное и столь способное, как человек; ради него и только ради него были созданы все царства Природы.Схоластика Схоластика (от лат. – школьный), оформившаяся в IX–XII вв., стремится к обновлению религиозных догматов, приспосабливая их к удобствам преподавания в университетах и школах. Большое значение придается логике рассуждений, в которой они видят путь постижения Бога. С расцветом схоластической учености связано оттачивание логического аппарата, рассудочных способов обоснования знания, при которых сталкиваются тезис и антитезис, аргументы и контраргументы. Схоластом величает себя всякий, кто занимается преподавательской деятельностью: Эриугена, Альбер Великий, Фома Аквинский, Абеляр, Ансельм Кентерберийский. Важными остаются вопросы о соотношении разума и веры, науки и религии. Соотношение философии и теологии истолковывается неоднозначно. Ансельм Кентерберийский (1033–1109) считает, что истины, добытые разумом, но противоречащие авторитету Священного писания, должны быть забыты или отвергнуты. Для Средневековья была характерна борьба между номинализмом и реализмом, которая касалась существа общих понятий – «универсалий». Номиналисты отрицали онтологическое (бытийное) значение общих понятий. Универсалии существуют лишь в уме. В XIV в. Оккам выразит эту идею номинализма, заявив, что предметом познания могут быть только единичные вещи – инд