Реферат по предмету "Разное"


1. Понятие объективной истины. Специфика научной истины Проблема истины является ведущей в гносеологии

ГЛАВА III ИСТИНА И ЗАБЛУЖДЕНИЕ 1. Понятие объективной истины. Специфика научной истины Проблема истины является ведущей в гносеологии. Все пробле­мы теории познания касаются либо средств и путей достижения ис­тины (вопросы чувственного и рационального, интуитивного и дис­курсивного, теории и практики, универсальных, общенаучных и ча­стных методов познания и т. п.), либо форм существования исти­ны (понятия факта, гипотезы, теории, научного знания и др.), форм ее реализации, структуры познавательных субъектно-объектных отношений и т. п. Все они концентрируются вокруг данной про­блемы, конкретизируют и дополняют ее. Понятие истины является одним из важнейших в общей миро­воззренческой проблематике. Оно находится в одном ряду с такими понятиями, как «смысл жизни», «справедливость», «добро», «кра­сота». Аксиологический аспект понятия истины хорошо виден при ее сопоставлении с понятием «правда»: эти понятия тесно соприка­саются друг с другом. Правда, разъясняет Вл. Даль, — это истина на деле, истина во образе, во благе, честность, неподкупность, спра­ведливость; поступать по правде значит поступать по истине, по справедливости. Правдивость, как качество человека или как при­надлежность понятия^рассказа, описания; полное согласие слова .и дела, истина '. Остина' — противоположность лжи, все, что вер­но, подлинно, точно, справедливо, что есть; все^что есть, то истина: не одно ль и то же: есть и осетина, истина? Ныне слову этому отве­чает и правда, хотя вернее будет понимать под словом «правда»: ' См.: Даль Вл. Толковый словарь живого великорусского языка. М., 1980. Т. III. С. 379. правдивость, справедливость, правосудие, правоту. Истина относит­ся к уму и разуму; а добро или благо к любви, нраву и воле '. Современный русский язык еще сохранил эту близость истины к правде. \~ А. Д. Александров отмечает, что само понятие «правда» охва-; тывает и объективную, и моральную правду, и объективную исти­ну, и моральную правоту. «Стремление найти истину, распростра­нить и утвердить ее среди людей оказывается существенным эле­ментом моральной позиции по отношению к людям... Знание исти­ны обогащает человека, позволяет ему лучше ориентироваться в действительности. Поэтому ложь не просто противна истине. Тот, кто лжет, как бы обкрадывает человека, мешает ему понимать про­исходящее и находить верные пути, стесняет его свободу, налагает на него оковы искаженного взгляда на действительность. Искаже­ние и сокрытие истины всегда служило угнетению. Неуважение к истине, безразличие к ней выражает неуважение, безразличие к людям; надо совершенно презирать людей, чтобы с апломбом ве-__щать им, не заботясь об истине»^. От того, как трактуется истина, как решается вопрос, достижима ли она, — зависит зачастую и жизненная позиция человека, пони­мание им своего назначения. Примером тому может служить сви­детельство нидерландского физика, создателя классической элек­тронной теории X. А. Лоренца. Говоря в 1924 г. о развитии своей научной деятельности, приведшей к электронной теории, он, в ча­стности, заявил, что видел в квантовом атоме неразрешимое про­тиворечие, которое приводило его в отчаяние. «Сегодня, — призна­вал он, — утверждаешь прямо противоположное тому, что говорил вчера; в таком случае вообще нет критерия истины, а следователь­но, вообще неизвестно, что значит наука. Я жалею, что не умер пять лет тому назад, когда этих противоречий не было» ^ Этот '! факт показывает то драматическое положение, в котором порой 1 оказываются ученые, переживающие смену одной теории другой и ! сталкивающиеся с необходимостью отказа от прежних теорий, счи-il тавшихся истинными. Проблема истины, как и проблема смены теорий, не такая уж тривиальная, как может показаться с первого взгляда. В этом мо­жно убедиться, вспомнив атомистическую концепцию Демокрита и ее судьбу. Ее главное положение: «Все тела состоят из атомов, ато­мы неделимы». Является ли оно с позиций науки нашего времени истиной или заблуждением? Для квалификации ее в качестве ие' тины как будто нет оснований: современная наука доказала дели- ' См.: Даль Вл. Толковый словарь живого великорусского языка. М., 1979. Т. II. С. 60. ' Александров А. Д. Истина как моральная ценность // Наука и ценности. Новосибирск, 1987. С. 32. ^ Цит. по: Иоффе А. Ф. Развитие атомистических воззрений в XX веке//Па­мяти В. И. Ленина. М.; Л„ 1934. С. 454. мость атомов. Ну а является ли она заблуждением? Если считать ее заблуждением, то не будет ли это субъективизмом? Как может какая-либо концепция, подтвердившая свою истинность на практи­ке (а таковой и была атомистическая концепция Демокрита), ока­заться ложной? Не придем ли мы в таком случае к признанию того, что и сегодняшние теории — социологические, биологические, фи­зические, философские — только «сегодня» истинные, а завтра, че­рез 10 или 100, 300 лет будут уже заблуждениями? Так чем же мы сегодня занимаемся: не заблуждениями ли, не их ли созданием, развертыванием? Не будет ли здесь произвола, волюнтаризма? По­лучается, что мы приходим к оправданию открытой конъюнктур-щины в науке. Поскольку мы этого делать не хотим, постольку аль­тернативное утверждение — что концепция Демокрита есть за­блуждение — тоже приходится отбросить. Итак, атомистическая концепция античного мира, да и атоми­стическая концепция XVII—XVIII вв., не истина и не заблуждение. Так что же такое истина? В истории философской мысли существовали разные понимания истины. Вот некоторые из них: «Истина — это соответствие знаний действительности»; «Истина — это опытная подтверждаемость»; «Истина — это свойство самосогласованности знаний»; Истина — это полезность знания, его эффективность»; «Истина — это согла­шение» '. Первое положение, согласно которому истина есть соответствие мыслей действительности, является главным в классической концеп­ции истины. Она называется так потому, отмечает Э. М. Чудинов, что оказывается древнейшей из всех концепций истины; именно с нее и начинается теоретическое исследование истины. Первые по­пытки ее исследования были предприняты Платоном и Аристоте­лем. Классическое понимание истины разделяли Фома Аквинский, П. Гольбах, Гегель, Л. Фейербах. Разделяют его и сторонники фи­лософии К. Маркса. Как видим, этой концепции придерживаются и материалисты, и идеалисты. Не отвергают ее и многие агностики. Кроме того, среди приверженцев классической концепции истины имеются и метафи­зики, и диалектики. Она очень солидна по своему представительст­ву. Различия внутри нее проходят по вопросу о характере отражае-j мой действительности и по вопросу о механизме соответствия. * Иногда говорят: классическое определение истины (через «соот­ветствие», «верное» или «адекватное» отражение) тавтологично. На наш взгляд, правы те, кто считает полезными и такие определе­ния-тавтологии, поскольку они играют роль разъяснений значений менее знакомых слов через слова, значения которых интуитивно более ясны. ' Чудинов Э. М. Природа научной истины. М., 1977. С. II. В этой же моно­графин дается анализ классической концепции истины, когерентной и прагматичес­кой концепции истины, семантической теории истины Тарского (см. с. II—35). 2 зап. 509 33 Термин «адекватное» («верное») отражение применительно к мысленным образам может быть конкретизирован через понятия изоморфизма и гомоморфизма. Д. П. Горский, И. С. Нарский и Т. И. Ойзерман отмечают, что верное отображение как мысленный образ, возникающий в результате познания объекта, есть: 1) ото­бражение, причинно обусловленное отображаемым; 2) отображе­ние, которое находится в отношении изоморфизма или гомомор­физма по отношению к отображаемому; 3) отображение, в котором компоненты, находящиеся в отношении изоморфизма или гомомор­физма к компонентам отображаемого, связаны с последним отно­шением сходства. Всякое верное отображение (как мысленный об­раз) находится в указанных отношениях с отображаемым и поэто­му может быть охарактеризовано как истинное. Предикат «истин-! ный» выступает, таким образом, как некоторое сокращение для описания отображений, отличающихся указанными выше свойства­ми. Этим оправдано традиционное определение понятия истины '. Специфика диалектико-материалистической трактовки истины (по сравнению с иными ее трактовками) заключается в следующих моментах. Во-первых, отражаемая действительность трактуется как объективная реальность, существующая до и независимо от нашего сознания, как состоящая не только из явлений, но и из сущностей, скрывающихся за ними, в них проявляющихся. Во-вторых, позна­ние, его результат — истина, а также сам объект понимаются как неразрывно связанные с предметно-чувственной деятельностью че­ловека, с практикой; объект в его двух аспектах задан через прак­тику; истина, т. е. достоверное знание сущности и ее проявлений, воспроизводима на практике. Если первый момент отграничивает диалектико-материалистическое понимание истины от любых форм идеализма, а второй — от метафизики, то оба момента вместе взятые отграничивают это понимание от агностицизма. Зависимость истины от практики понимается здесь как ее обос-новываемость практикой; в то же время будет неточным утверж­дение, что только то знание может стать истинным, которое, по­мимо отражения реальности, способно обосновывать практику (новый ее цикл), определяя форму и характер действия^. В этом случае истинными не могут быть многие знания, например, в опи­сательной биологии, которые лишь отражают объекты в простом наблюдении (живом созерцании) и непосредственно не нацелены на обеспечение новых циклов практики. Одно из определений объективной истины, имеющихся в марк­систской литературе, таково: истина — это адекватное отражение ' См.: Современные проблемы теории познания диалектического материализ­ма. Т. II. Истина, познание, логика. М., 1970. С. 30—31. " «Истину можно определить как содержание человеческого сознания, соот­ветствующее объективной реальности и выступающее теоретической основой ее преобразования для достижения субъективной цели» (Липский Б. И. Практи­ческая природа истины. Л„ 1988. С. 96). объекта познающим субъектом, воспроизводящее познаваемый предмет т^к, как он существует вне и независимо от сознания. Характерной чертой истины является наличие в ней объектив­ной и субъективной сторон '. Истина, по определению, — в субъекте, но она же и вне субъек­та. Истина субъектна. Когда мы говорим, что истина «субъектив­на», это значит, что она не существует помимо человека и челове­чества. Истина объективна— это значит, что истинное содержание человеческих представлений не зависит от субъекта, не зависит ни от человека, ни от человечества. Некоторые теоретики полагают, что- содержание истины зависит от классов и от времени. Левые доктринеры, например, заявляли в 30—40-х годах, будто существует «буржуазная физика» и «бур­жуазная генетика». На этом были основаны гонения на тех, кто под­держивал теорию относительности, хромосомную теорию наследст­венности. В леводоктринерском антисциентизме фактически отбра­сывалось материалистическое понимание существа объективной истины. Его представители не хотели видеть, что их позиция совпа­дала с позицией вульгарного социологизма, подвергнутого критике за утверждение, будто научные истины классовы (В. М. Шуля-тиков). В. И. Ленин квалифицировал как путаницу согласие А. А. Бог­данова признать за теорией денежного обращения К. Маркса объ­ективную истинность только «для нашего бремени» (А. А. Богданов называл догматизмом приписывание этой теории «надысторически-объективной истинности»). «Соответствия этой теории с практи­кой, — подчеркивал В. И. Ленин, — не могут изменить никакие бу­дущие обстоятельства...» " Объективная истина по своему предмет­ному содержанию внеклассова и надысторична. Данное положение нисколько не нарушает того, что имеются истины, выражающие интересы классов, что истина определенным образом связана с полезностью знаний ' и что сама истина изменя­ется со временем в смысле своей полноты, степени отражения сущ­ности материальных систем и их проявлений. Именно по этой причине — внеклассовости и надысторичности — и атомистическая концепция Демокрита в своей основе истинна: материальные тела действительно состоят из атомов, а атомы не­делимы. Хотя атомы и оказались иными, чем это представлялось в античности, хотя и была доказана впоследствии делимость атомов (кстати, при критике метафизического положения XVII—XVIII вв. ' Подробный анализ этих сторон и их взаимоотношений см.; Кузьмин В. Ф. Объективное и субъективное (анализ процесса познания). М.., 1976; Курса-нов Г. А. Ленинская теория истины и кризис (буржуазных воззрений. М„ 1977. Гл. IV. " Ленин В. И. Поли. собр. соч. Т. 18. С, 146. » См.: Введение в философию. М., 1989. Ч. 2. С. 356—358. 2* 35 0 неделимости атомов забывают, что атомы целостны и действи­тельно неделимы в определенных пределах при определенных усло­виях), все же данная концепция соответствовала и соответствует своему уровню состояния практики, пусть примитивному, обыден­ному, но вполне определенному опыту. В этих границах она истин­на. Иное дело, что данный уровень опыта и представление о неде­лимости атомов были в то время абсолютизированы, и в положении «Все тела состоят из атомов, атомы неделимы» не только не со­держалось оговорки — «при таких-то условиях», но, более того, по­лагалось категорическое «атомы неделимы при всех условиях». 1 Как видим, к оценке научных концепций в плане «истина» или j «заблуждение» нужно подходить при строгом соблюдении требова-j ния соотносить их мыслимое содержание с конкретным, или отра-1 жае^ым, предметом, его элементами, связями, отношениями. Если такое соответствие налицо и при фиксированных (а не любых) усло­виях оно воспроизводится, то это означает, что мы имеем дело с до­стоверным объективно-истинным знанием в полном его объеме или (как в случае с атомистической концепцией Демокрита) с досто­верностью, истинностью в главном его содержании. В последнем случае сама концепция в гносеологическом плане есть истина плюс заблуждение (что выявляется ретроспективно, с точки зрения но­вого уровня развития практики). Из понимания истины как объективной, не зависящий от инди­видов, классов, человечества, следует ее конкретность. Конкретность истины — это зависимость знания от связей и взаимодействий, присущих тем или иным явлениям, от условий, ме­ста и времени, в которых они существуют и развиваются. Реализа­цию принципа конкретности можно было видеть из приведенного только что примера с атомистической гипотезой. Еще пример, не­редко приводимый в литературе: утверждение, что вода кипит при 100° С, правильно при наличии нормального атмосферного давле­ния (760 мм ртутного столба) и неправильно при отсутствии этого условия. В понятие конкретной истины включается указание на время. Имеется в виду время существования объекта и момент или период его отражения субъектом. Если же «время объекта» или «время субъекта» меняется, то знание может потерять свою объективность. \ Таким образом, абстрактной истины нет, истина всегда кон-! кретна. Конкретность включается в объективную истину. Вслед­ствие этого понятие истины неотъемлемо от ее развития, от поня-j тия творчества, необходимого для дальнейшей разработки и раз-' вития знания. Истинное знание имеет место не только в научном познании. Существуют различные формы истины: истина обыденная (или повседневная), истина научная, художественная истина, истина нравственная и др. Иначе говоря, виды (формы) истины соответ­ствуют видам знания. Э. М. Чудинов приводит следующий пример, иллюстрирующий различие обыденной истины и истины научной '. Предложение «Снег бел» может квалифицироваться как истинное. Эта истина принадлежит к сфере обыденного знания. Переходя к научному по­знанию, мы прежде всего уточняем это предложение. Научным кор­релятом истины обыденного познания «Снег бел» будет предложе­ние «Белизна снега — это эффект воздействия некогерентного све­та, отраженного снегом, на зрительные рецепторы». Это предложе­ние представляет собой уже не простую констатацию наблюдений, а следствие научных теорий — физической теории света и биофи­зической теории зрительного восприятия. В обыденной же истине заключена констатация явлений и корреляций между ними. К научной истине применимы критерии научности. При этом наиболее важными считаются такие признаки: 1) рациональная обоснованность, доказательность (как отмечает В. В. Ильин,„^обц-денноезнанце^носит, помимо прочего, ссылочный характер, опира­ется на «мнения», «авторитет»; ^научн^^же знании не просто что-то сообщается, а приводятся необходимые основания, по которым это содержание истинно); здесь действует принцип достаточного ос­нования "', судьей в вопросах истины становится разум, а способом ^ достижения — критичность и рациональные принципы познания; 2) эссенциалистская направленность, т. е. нацеленность на воспро­изведение сущности, закономерностей объекта (отражение повторя­ющихся,, но несущественных свойств объекта тоже подчинено этой цели)^ 3) особая организация, особая системность знания; не просто упорядоченность, как в обыденном знании, а упорядоченность по осознанным принципам; упорядоченность в форме теории и развер­нутого теоретического понятия; 4) 'проверяемость; здесь и обраще­ние к научному наблюдению, к "практике, и испытание логикой, ло­гическим путем; «научная истина не может покоиться на вере. Она характеризует знания, которые в принципе проверяемы и в конеч­ном счете оказываются подтвержденными. Она обладает ценност­ными моментами, в силу которых может быть включена в систему научного знания и может стать основой научной деятельности» ^ Проверяемость научных истин, их воспроизводимость через практику придает им свойство общезначимости (и в этом смысле «интерсубъективности»). Общезначимость сама по себе не есть критериальный признак истинности того или иного положения. Тот факт, что большинство проголосует за положение о существовании Бога или еще за какое-то положение, вовсе не означает, что оно истинно. Основной крите- ' См.: Чудинов Э. М. Природа научной истины. С, 52. " Принцип достаточного основания гласит: «Ни одно явление не может ока­заться истинным или действительным, ни одно утверждение справедливым без до­статочного основания, почему именно дело обстоит так, а не иначе» {Лейб­ниц Г. В. Соч.: В 4 т. М., 1982. Т. 1. С. 418). ' Чудинов Э. М. Природа научной истины. С. 62. 1 рий истины иной. Истинность не вытекает из общезначимости, а на-1 оборот, истинность требует общезначимости и обеспечивает ее. Отмеченные четыре признака ^или критерия) научной истины находятся во взаимосвязи. Только в системе, в своем единстве они способны выявить научную истину, отграничить ее от истины пов­седневного знания или от «истин» религиозного или авторитарного знания. Практически-обыденное знание получает обоснование из повсед­невного опыта, из некоторых индуктивно установленных рецептур­ных правил, которые не обладают необходимо доказательной си­лой, не имеют строгой принудительности, логической демонстратив-ности. Дискурсивность научного знания базируется на принудитель­ной последовательности понятий и суждений, заданной логическим строем знания (причинно-следственной структурой), формирует чувство субъективной убежденности в обладании истиной. Поэтому акты научного знания сопровождаются уверенностью субъекта в '[Достоверности его содержания. Вот почему под знанием понимают 1форму субъективного права на истину. В условиях науки это право переходит в обязанность субъекта признавать логически обосно­ванную, дискурсивно доказательную, организованную, «системати­чески связанную» истину '. В пределах науки имеются модификации научной истины (по областям научного знания: математики, физики, биологии и др.) ". Специфична объективная истина в уголовном судопроизводстве \ в исторической науке, в других гуманитарных и общественных на­уках. Рассматривая, например, историческую истину, А. И. Раки­тов пришел к выводу, что в историческом познании «возникает со­вершенно своеобразная познавательная ситуация: исторические ис­тины есть отражение реальной, прошедшей социально значимой деятельности людей, т. е. исторической практики, но сами они не включаются, не проверяются и не видоизменяются в системе прак­тической деятельности исследователя (историка)»". Вгуманитар- ' См.: Ильин В. В.' Критерии научности знания. М., 1989; см. также: К.е-зин А. В. Научность: эталоны, идеалы, критерии. М., 1989. " Следует отграничивать истину как гносеологическую категорию от логиче­ской истинности. «Логическая истинность (в формальной логике) — истинность предложения (суждения, высказывания), обусловленная его формально-логичес­кой структурой и принятыми при его рассмотрении законами логики (в отличие от так называемой фактической истинности, для установления которой необходим также анализ содержания предложения)» (Философская энциклопедия. М., 1964. Т. 3. С. 230). " См., например: Пашкевич П. Ф. Объективная истина в уголовном судопро­изводстве. М„ 1961. * Ракитов А. И. Историзм, историческая истина и исторический факт // Фи­лософия и социология науки и техники. Ежегодник. 1983. М„ 198^. С. 93—94 (приведенное положение не следует расценивать как нарушающее представление о критериальных признаках научной истины. В данном контексте термин «про­веряемость» употребляется в строго обозначенном автором смысле; но «проверяе­мость» включает в себя также и обращение к наблюдению, возможность много­кратного наблюдения, что в историческом познании всегда имеет место). ном знании важное значение для истины имеет глубина понимания, соотносимая не только с разумом, но и с эмоциональным, ценност­ным отношением человека к миру. Такая двуполюсность истины наиболее ярко выражается в искус­стве, в понятии «художественная правда». Как отмечает В. И. Свин­цов, художественную правду правильнее рассматривать как одну из форм истины, используемую постоянно (наряду с другими фор­мами) в познании и интеллектуальной коммуникации. Анализ ряда художественных произведений показывает, что «истинностная ос­нова» художественной правды в этих произведениях имеется. «Весь­ма возможно, что она как бы перемещена из поверхностного в бо­лее глубокие слои. И хотя установить связь «глубины» с «поверх­ностью» не всегда легко, ясно, что она должна существовать... В действительности истина (ложь) в произведениях, содержащих та­кие конструкции, может быть «упрятана» в сюжетно-фабульном слое, слое характеров, наконец, в слое закодированных идей» '. Ху­дожник способен открывать и в художественной форме демонстри­ровать истину. Небезынтересным может быть обсуждение вопроса о соотноше­нии понятий «истина» и «правда» (а также «истинный», «подлин­ный», «правильный», «правый», «справедливый»). Среди философов наблюдается обмен мнениями (именно «обмен мнениями», а не «обсуждение», так как сколь-нибудь основательного анализа пока не было) по вопросу о том, что принимать за «исходную единицу», (или «исходный носи­тель») объективной истины. Э. М. Чудинов ставит вопрос: в любом ли случае мысль, соответствующая действительности, может быть квалифицирована как истина? Он пишет: «В логи­ческой литературе почти общепринято считать, что носителями истинностного значения могут быть суждения или высказывания, представленные повествова­тельными предложениями» '. С его точки зрения, «чтобы предложения могли иметь истинностное значение, они должы быть не просто дескриптивными, а де­скриптивно определенными. Например, х>4 или х+6=у представляют собой неопределенные утверждения и не могут быть квалифицированы ни как истин­ные, ни как ложные. Напротив, утверждения «Существует х такое, что х>4» и «4+6 == 10» являются дескриптивно определенными и вместе с тем истин­ными» *. Э. М. Чудинов прав постольку, поскольку он разбирает характер суждений. Он вообще не касается вопроса об отношении других форм отражения, в част­ности ощущений, к проблеме истины, вернее, вопроса о применимости к ним оцен­ки «истина» («ложь»). Однако может сложиться мнение, что понятие «истина» приложимо только к суждениям определенного типа. Не соглашаясь с точкой зрения, по которой теория истины ограничивается областью понятийного мышления, М. Н. Руткевич подчеркивает, что истина, как соответствие объекту, есть общая^характеристика .любого, гносеологического об-раза. «Истина» относится и к чувственному отражению. «Но поскольку противо- ' Свинцов В. И. К вопросу о соотношении понятий «истина» и «художествен­ная правда» // Философские науки. 1984. № 4. С. 57. " Чудинов Э. М. Природа научной истины. С. 15. ^ Там же. С. 16. положность объективного и субъективного, соответствующего объекту и не соот­ветствующего ему, развертывается в мышлении в противоположность истины и заблуждения, постольку понятие «заблуждение» (в отличие от «ложного») обыч­но употребляется применительно к мысли, в то время как в ощущениях и воспри­ятиях различают просто истинное и ложное. Действительно, чтобы «заблуждать­ся», надо «искать», чтобы искать, надо иметь известную свободу выбора, а она появляется вместе с относительной самостоятельностью мышления. В ощущени­ях и восприятиях свободы выбора нет, поскольку они есть результат непосред­ственного взаимодействия органов чувств с вещами» i. Положение о применимости понятия истинности к ощущениям отстаивают А. И. Уемов, П. С. Заботин и некоторые другие. А. И. Уемов отмечает: «Если мы не считаем ощущения единственной реальностью и полагаем, что вне нас сущест­вует материальный мир, который так или иначе отображается в ощущениях, то вопрос об истинности или ложности чувственных данных является вполне закон­ным. Если эти чувственные данные соответствуют отображаемой ими действи­тельности, то они истинны, если .искажают ее, то — ложны» ^ Поддерживая эту точку зрения, можно выдвинуть еще и такое соображение. В агностицизме, в некоторых его разновидностях основное внимание уделяется проблеме отношения ощущения к объекту. Сенситивная сторона субъектно-объ­ектного взаимодействия чрезмерно субъективизируется вплоть до вывода о несо­ответствии ощущений свойствам объекта. Результатом такого хода мысли стано­вится отгораживание субъектного мира от 'сущности материальных систем, воз-, действующих на субъект. В этом плане изучение того, в каком отношении находятся ощущения к внеш-• нему материальному миру, имеет не только частнонаучное, но и гносеологическое 1 значение. Встает проблема первичных и вторичных качеств, своеобразие и позна-! вательная роль «вторичных» (диспозиционных) качеств. Различие между ними 1 как раз и фиксируется в понятиях теории истины («истинное», «изоморфное», «гомоморфное», «правильное», «совпадение», «соответствие» и т. п.). Можно, конечно, применять к ощущениям понятие «правильное» («непра-j вильное»), особенно если речь идет об ощущениях животных. Но применение по-! нятия «объективная истина» к человеческим ощущениям лишь подчеркивает че-j ловеческое существо отражательного процесса на уровне органов чувств, его ' предметно-деятельностную, социальную, конкретно-историческую природу. Интересные перспективы обещает исследование более широкого феномена «невербальной истины». Так, В. И. Свинцов пишет: «Ко­нечно, можно легко отгородиться от рассматриваемой проблемати­ки декларацией тезиса, что суждение есть единственный минималь­ный носитель истины и лжи. Однако такой «стерильный» подход к истине, вероятно, оправдан лишь для формальной логики с ее спе­цифическими задачами и методами... С общегносеологической точ­ки зрения более привлекательным представляется широкий взгляд на эту проблему, допускающий многообразие форм адекватного (неадекватного) отраженияядействительности, включая и такие способы выражения и передачи истины и лжи, которые не обяза­тельно связаны с вербальным поведением субъекта»^. f Во всех случаях объективной истиной будет адекватное отраже-! ние субъектом объекта. ' Руткевич М. Н. Актуальные проблемы ленинской теории отражения. Свердловск, 1970. С. 119. ' Уемов А. И. Истина и пути ее познания. М., 1975. С. 38; см. также: Диалек­тика познания у Под ред. А. С. Кармина. Л„ 1988. С. 59—60. ^ Свинцов В. И. К вопросу о соотношении понятий «истина» и «художествен­ная правда», С. 61—62. 2. Абсолютная истина и истина относительная Наряду с вопросом о том, существует ли объективная истина, проблема истины имеет еще и другую сторону: могут ли челове­ческие представления, выражающие объективную истину, выра­жать ее сразу, целиком, безусловно, абсолютно или же только при­близительно, относительно? Этот второй вопрос есть вопрос о соот­ношении истины абсолютной и относительной. Вопрос о соотношении абсолютной и относительной истины мог встать в полной мере как мировоззренческий вопрос лишь на опре­деленной ступени развития человеческой культуры, когда обнару­жилось, что люди имеют дело с познавательно неисчерпаемыми сложноорганизованными объектами, когда выявилась несостоятель­ность претензий любых теорий на окончательное (абсолютное) по­стижение этих объектов. Подабсолютнойлстиной в настоящее время понимается ' такого рода знание, которое тождественно своему предмету и потому не может быть опровергнуто при дальнейшем развитии познания. Та­кая истина есть: а) результат познания отдельных сторон изучаемых объектов (констатация фактов, что не тождественно абсолютному знанию всего содержания данных фактов); б) окончательное знание определенных аспектов действитель­ности; в) то содержание относительной истины, которое сохраняется в процессе дальнейшего познания; г) полное, актуально никогда целиком не достижимое знание о мире и (добавим мы) о сложноорганизованных системах. По-видимому, вплоть до конца XIX — начала XX в. в естество­знании, да и в философии, господствовало представление об истине как об абсолютной в значениях, отмеченных пунктами а, б и в. Когда констатируется что-либо, существующее или существо­вавшее в действительности (например, в 1688 г. были открыты красные кровяные тельца — эритроциты, а в 1690 г. проведено на­блюдение поляризации света), «абсолютны» не только годы откры­тий этих структур или явлений, но и утверждения о том, что эти яв­ления имеют место в действительности. Такая констатация подхо­дит под общее определение понятия «абсолютная истина». И здесь мы не находим «относительной» истины, отличающейся от «абсо­лютной» .(разве что при перемене системы отсчета и рефлексии над самими теориями, объясняющими данные феномены; но для этого требуется известное изменение самих научных теорий и переход одних теорий в другие). ' См.; Нарекай И. С., Ойзерман Т. И. Истина // Философская энциклопедия. М., 1962. Т. 2. С. 347. Когда дается строгое философское определение понятиям «ма­терия», «движение», «скачок» и т. п., такое знание тоже может счи­таться абсолютной истиной в смысле, совпадающем с относитель­ной истиной (и в этом плане употребление понятия «относительная истина» не обязательно, как излишней становится и проблема со­отношения абсолютной и относительной истин). Такой абсолютной истине не противостоит никакая относительная истина, если только не обращаться к формированию соответствующих представлений в истории естествознания и в истории философии. Не будет проблемы соотношения абсолютной и относительной истин и тогда, когда имеют дело с ощущениями или вообще невер­бальными формами отражения человеком действительности '. Но вот когда эта проблема снимается в наше время по тем же мотивам, по которым ее не было в XVII или XVIII вв., то это уже анахронизм ". В применении к достаточно развитому научному теоретическому познанию абсолютная истина — это полное, исчерпывающее зна­ние о предмете (сложноорганизованной материальной системе или мире в целом); относительная же истина — это неполное знание о том же самом предмете. Пример такого рода относительных истин — теория классичес­кой механики и теория относительности. Классическая механика как изоморфное отображение определенной сферы дей­ствительности, отмечает Д. П. Горский, считалась истинной теорией без всяких ограничений, т. е. истиной в некотором абсолютном смысле, поскольку с ее помо­щью описывались и предсказывались реальные процессы механического движе­ния. С возникновением теории относительности было выяснено, что се уже нельэц считать истинной без ограничений. Изоморфизм теории как образа механического движения перестал со временем быть полным: в предметной области были рас­крыты соотношения между соответствующими характеристиками .механического движения (при больших скоростях), которые не выполнялись в классической механике. Классическая (с внесенными в нее ограничениями) и релятивистская механика, рассматриваемые уже как соответствующие изоморфные отображения, связаны между собой как истина менее полная и истина более полная. Абсолют-1 ный же изоморфизм между мысленным отображением и определенной сферой дей-1 ствительности, как она существует независимо от нас, подчеркивает Д. П. Гор-j ский, недостижим ни на какой ступени познания °. Такое представление об абсолютной, да и об относительной ис­тине, связанное с выходом на процесс развития научного знания, развития научных теорий, выводит нас на подлинную диалектику абсолютной и относительной истины. ' Данный вопрос требует, однако, специального анализа. " См.: Минасян А. М. Диалектический материализм (учение о сознании). Ростов-на-Дону, 1974. С. 202—205. ' См.: Горский Д. П. Истина и заблуждение как полярные противоположно­сти и их соотношение с понятиями относительной и абсолютной истины // Ленин­ская теория отражения в свете развития науки и практики. София, 1981. Т. 1. С. 271-272. При этом не следует думать, что взятый аспект абсолютной ис­тины имеется только у естественнонаучного познания и не относит­ся к общественным наукам, в частности к марксистской теории об­щества. Политэкономические концепции капитализма Д. Рикардо, А. Смита, К. Маркса тоже с разной степенью полноты и глубины отражали сущность своего предмета исследования. Концепция К. Маркса по верности отражения сущности капитализма является более научной и в этом смысле — единственно научной. И тем не менее в ней нет претензии на законченный образ капитализма. По­нятие капитализма в его идеально, максимально полном воспроиз­ведении — это идеал, абсолютная истина, а его отражение в про­изведениях К. Маркса и его последователей — объективно-отно­сительные истины, конкретизирующие и углубляющие представле­ние о капитализме. Все это говорит о том, ччо между понятиями абсолютной и относительной истины нет отношений взаимного ис­ключения, и относительная истина не рядоположена абсолютной. Но они и не сливаются друг с другом. Абсолютная истина (в аспекте г) складывается из относитель­ных истин. Если признать на схеме абсолютную истину за бесконечную об­ласть вправо от вертикали «гх» и выше от горизонтали «гу», то ступени 1, 2, з... будут относительными истинами. Вместе с тем эти же относительные истины оказываются частями абсолютной истины, а значит, одновременно (и в том же отноше­нии) и абсолютными истинами. Это уже не абсолютная истина (г), а абсолютная истина (в). Относительная истина — это абсолютная в третьем своем аспекте, причем не просто ведущая к абсолютной истине как исчерпывающему знанию об объекте, но как составляю­щая ее неотъемлемую часть, по своему содержанию инвариантную в составе идеально полной абсолютной истины. Каждая относительная истина есть одновременно и абсолютная (в том смысле, что в ней — часть абсолютной — г). Единство абсолютной истины (в третьем и четвертом аспектах) и относительной истины обусловливается их содержанием; они еди­ны благодаря тому, что и абсолютная, и относительная истины яв­ляются объективными истинами. Когда мы рассматриваем движение атомистической концепции от антич


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.