1. ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛЦель и задачи изучения дисциплиныФормирование в России высокоэффективной и динамично развивающейся экономики, обеспечивающей потребности российского общества интеграцию в мировую экономическую систему, требует разумного сочетания возможностей свободного и управляемого рынка. В условиях становления и развития рыночных отношений предприятия и организации вынуждены принимать стратегические решения в относительно нестабильной внешней среде с высоким уровнем неопределенности. При этом влияние внешней среды существенно возрастает в кризисные периоды, сопровождающие процессы трансформирования экономики, когда правовые и экономические нормы и другие регуляторы, призванные обеспечить защищенность предприятий и организации от действий стихийных рыночных сил или недостаточно эффективны, или применяются не в полной мере, или вовсе отсутствуют. Стратегический менеджмент основывается на принятии стратегических управленческих решений, ориентированных на учёт факторов внутренней и внешней среды, достижении конкурентоспособности организации на рынке и в конечном счёте на успех в конкурентной борьбе. Таким образом, цель дисциплины «Стратегический менеджмент» - сформировать у студентов базовые теоретические знания и основные практические навыки в области стратегического управления предприятиями и организациями. В процессе изучения дисциплины ставятся задачи: сформировать представления об особенностях стратегического управления предприятием или организацией в условиях нестабильной, быстро изменяющейся внешней среды; приобрести теоретические знания и практические навыки по определению возникающих возможностей и по оценке угроз предприятию, исходя из анализа внешней среды и особенностей (сильных и слабых сторон) предприятий; выработать умение формулировать миссию и цели предприятия на основе стратегического анализа; изучить возможные варианты стратегий, методы разработки стратегических альтернатив и выбора конкретной стратегии предприятия или организации; сформировать практические навыки разработки мероприятий по реализации стратегии с учетом возможности сопротивления изменениям; изучить методы стратегического контроля и разработки систем контроля реализации стратегии.Дисциплина «Стратегический менеджмент» входит в состав федерального компонента цикла специальных дисциплин государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования для специальности 080507 «Менеджмент организации». Она носит интегральный характер и является обобщающей, завершающей общеспециальную подготовку по данной специальности. Программа дисциплины ориентирована на базовые знания, приобретенные студентами по всем дисциплинам учебного плана: менеджмент, маркетинг, экономика торгового предприятия, финансовый менеджмент, информационные технологии, организационное поведение и т.д. Методика освоения дисциплины базируется на самостоятельном изучении студентами теоретического материала с помощью рекомендуемой учебно - методической литературы, закреплении его в ходе аудиторных занятий в форме лекций, семинаров и практических занятий, консультаций с преподавателем и обучающих тестов по темам. Формы контроля знаний студентов. Текущий контроль полученных знаний осуществляется в рамках аудиторных занятий в виде выборочного опроса студентов по пройденному материалу. Промежуточный контроль — выполнение контрольных работ, включающих тестирование и решение задач. Итоговый контроль — сдача экзамена, включающего теоретические вопросы и практические задачи.Требования к уровню освоения содержания дисциплиныВ результате изучения дисциплины студент должен:1. Знать: теоретические концепции стратегического менеджмента; методологические основы стратегического управления предприятием в условиях нестабильной, изменяющейся среды; методологию диагностики стратегической среды; методику формирования стратегии фирмы и алгоритм ее реализации; методы мобилизации научно-технического и производственно-сбытового потенциала предприятия и создания эффективного механизма управления предприятием.2. Уметь: формировать целевые ориентиры развития бизнеса; моделировать сценарии развития организации с учетом изменений внешней среды; на практике применять научные подходы, методы системного анализа прогнозирования и оптимизации при составлении стратегических планов; на основе методологии и инструментария стратегического менеджмента прогнозировать тенденции развития бизнеса и принимать управленческие решения с целью повышения конкурентоспособности предприятия 3. Владеть методологией поведения стратегического анализа; методами диагностики стратегической позиции предприятия на рынке; практическими навыками разработки стратегии для конкретных объектов управления; методикой управления стратегическими организационными изменениями. ^ Методические указания к выполнению и оформлению контрольной работыВ данном разделе определяется порядок работы студента над теоретическими вопросами и практическими заданиями. Согласно рабочему учебному плану студенты заочной формы обучения специальности 080507 «Менеджмент организации» выполняют контрольную работу, которая включает два теоретических вопроса и одно практическое задание. Выполнению контрольной работы должно предшествовать самостоятельное изучение студентом нормативно-законодательной базы, рекомендованной литературы и других источников информации, обозначенных в списке. По ходу их изучения делаются выписки цитат, составляются иллюстрации и таблицы. Не допускается механическое переписывание материала учебников или лекций. Ответы на теоретические вопросы должны отражать необходимую и достаточную компетенцию студента, содержать краткие и четкие формулировки, убедительную аргументацию, доказательность и обоснованность выводов, быть логически выстроены. Ссылки на использованные литературные источники являются обязательными. Практическое задание должно сопровождаться краткими, но исчерпывающими пояснениями. В конце работы приводится список литературы в алфавитном порядке. На последней странице ставится подпись автора и дата. Выполненная контрольная работа должна быть представлена в деканат заочного отделения не позднее, чем за 10 дней до начала экзаменационной сессии. Контрольная работа, выполненная без соблюдений требований или не полностью, не зачитывается и возвращается студенту на доработку. В случае, если контрольная работа выполнена не по своему варианту, она не зачитывается и возвращается студенту для ее выполнения в соответствии с вариантом, указанным в таблице. До начала сессии студент получает проверенную контрольную работу с исправлениями в тексте и замечаниями на полях, а также рецензию, в которой анализируются все ошибки и неточности, даются рекомендации по исправлению ошибок и выставляется оценка «зачтено» или «не зачтено». Оценка «зачтено» является допуском к экзамену или зачету по соответствующей дисциплине. Работа с оценкой «не зачтено» должна быть доработана и представлена на повторное рецензирование. Теоретические вопросы контрольной работы выбираются по последней цифре зачетной книжки (шифра). В соответствующей графе таблицы представлены номера теоретических вопросов. Практическое задание выполняется на материалах реального предприятия.Таблица для определения номеров теоретических вопросов Последняя цифра шифра Номера теоретических вопросов 1 1, 18 2 2, 19 3 3, 12 4 4, 14 5 5, 20 6 6, 11 7 7, 17 8 8, 13 9 9, 15 0 10, 16 ^ Требования к оформлению контрольной работыОбъем работы 15 страниц машинописного текста формата А-4 (210297мм) – по пять страниц на каждый теоретический вопрос и практическое задание. Печать осуществляется 14-м шрифтом Times New Roman через полтора интервала. Текст работы следует печатать с соблюдением следующих размеров полей для страниц с книжной ориентацией: правое – 16 мм, верхнее – 20 мм, левое – 30 мм, нижнее – 25 мм. Для страниц с альбомной ориентацией: правое – 20 мм, верхнее – 25 мм, левое – 25 мм, нижнее – 16 мм. Разрешается использовать компьютерные возможности акцентирования внимания на определенных терминах, применяя курсив либо полужирное выделение. Страницы работы нумеруются, титульный лист (приложение 1) является первой страницей контрольной работы (номер на титульном листе не ставится), на второй странице дается план работы с указанием соответствующих номеров страниц. Далее следуют наименования теоретических вопросов с ответами на них и практическое задание. Все иллюстрации и таблицы должны быть пронумерованы (сквозная нумерация). Ссылки на литературные источники приводятся в тексте в квадратных скобках. Например: по определению Л.Ш. Лозовского, Б.А. Райзберга и А.А. Ратновского рынком принято называть экономические отношения, возникающие в процессе обмена товаров и услуг [14]. Номера страниц литературного источника в этом случае указывать не обязательно. В случае если приводится цитата или цифровые данные, номера страниц источника указываются в обязательном порядке. Например: По определению Л.Ш. Лозовского, Б.А. Райзберга и А.А. Ратновского: «Рынок это экономические отношения, связанные с обменом товаров и услуг, в результате которых формируются спрос, предложение и рыночные цены» [12, с. 236].^ Задания контрольной работыТеоретические вопросыОсновные понятия стратегического менеджмента: потенциал, стратегические решения, стратегия (типы стратегий), стратегические единицы бизнеса (СЕБ).Миссия организации: понятие, значение для деятельности организации, требования к формулировке.Понятие организационной среды. «Ближнее» и «дальнее» организационное окружение. Основные составляющие и типы организационного окружения.Методы анализа организационного окружения: PEST – анализ, метод 5х5, SNW – анализ, профиль среды, матрицы возможностей и угроз.Выявление и анализ ключевых факторов успеха (КФУ). Анализ конкурентных сил действующих в отрасли (Модель М.Портера «Пять сил»).Определение конкурентной позиции соперничающих фирм (построение карты стратегических групп). Формирование выводов о привлекательности отрасли.Методологические принципы управленческого анализа и уровни его проведения. Выявление и оценка текущей стратегии компании. Оценка реальных сил, слабостей, угроз и возможностей (SWOT – анализ).Основные виды стратегий. Концепция жизненного цикла организации. Конкурентные стратегии.Подготовка и оформление стратегического плана. Основные части стратегического плана фирмы. Специфика отражения данных в стратегическом плане.Выполнение стратегии: бюджеты, политики, наилучшая практика, системы поддержки принятия административных решений. Кадровый вопрос реализации стратегии. Новые тенденции и стратегические проблемы развития потребительского рынка. Характеристика стратегий предприятия: понятие, классификация, содержание Внешняя среда предприятий торговли. Конкуренция предприятий торговли. Внутренняя среда предприятия, ее основные переменные. Содержание конкурентных преимуществ предприятий торговли. Характеристика стратегического потенциала предприятий торговли. Содержание миссии и целей предприятий торговли. Основные формы поведения компаний на рынке (виолентная, патиентная, коммутантная и эксплерентная стратегии).Стратегии рыночной конкуренции (лидерства по издержкам, широкой дифференциации, рыночной ниши).Практическое заданиеОценка конкурентной силы предприятия методом ключевых факторов успеха Выбрать реальное торговое предприятие для проведения анализа и назвать его. Выбрать еще два предприятия, действующие в той же стратегической группе. Провести оценку ключевых факторов успеха по 10-ти балльной шкале по параметрам, приведенным в таблице. При необходимости, Вы можете расширить список оцениваемых параметров. Для проведения анализа, посетите исследуемые торговые предприятия и проведите соответствующие наблюдения. Внести оценки в таблицу и подсчитать общие оценки рассматриваемых предприятий. Таблица для оценки конкурентной силы ^ Ключевые факторы успеха Исходное предприятие (название) Конкурент №1 (название) Конкурент №1 (название) Разъяснение потребителям характеристик товаров Ассортимент Создание первоначального спроса Активизация повторных покупок Ценовая политика Сбытовая политика Подготовка торговых агентов Стимуляция участников сбытовой сети Выявление целевых потребительских групп Маркетинговая поддержка сбыта Фирменный стиль Реклама Паблик рилейшнз – связи с общественностью Прямой маркетинг Личные продажи Стимулирование сбыта Наличие товаров-новинок Имидж торговой марки ^ Общая оценка Сделать вывод о положении исходного предприятия (п.1) на рассматриваемом рынке. Описать сильные и слабые стороны исходного предприятия. На основании полученных данных сделать заключение о конкурентном преимуществе или конкурентном отставании по сравнению с каждым из соперников. Предложить мероприятия по увеличению конкурентной силы предприятия – не менее пяти.^ 4.Задания для самостоятельной работы студентовТЕСТ № 1 1. Стратегический менеджмент — это: а) процесс принятия решений; б) наука об управлении сложными объектами; в) наука и технология стратегического управления; г) искусство.2. Стратегический менеджмент содержит следующие функции: а) планирование, организация, руководство и контроль; б) прогнозирование, планирование, организация, координацию, учет, контроль, анализ и мотивацию; в) социальное планирование, координация, контроль и мотивацию.3. К основным понятиям стратегического менеджмента относятся: а) структура организации; б) миссия; в) персонал; г) функции управления. д) все выше перечисленные4. Понятие стратегического менеджмента включает следующие внешние факторы: а) организационные; б) социальные; в) экономические; г) юридические; е) политические; д) исследования ситуации и развития компании.5. Высшим уровнем стратегического менеджмента является: а) деловой уровень; б) корпоративный уровень; в) функциональный уровень.6. Объектами стратегического менеджмента являются: а) исследование и развитие; б) производство; в) мотивация; г) маркетинг; д) различные виды стратегий организации.7. По отношению к сфере бизнеса стратегический менеджмент предполагает: а) выбор структуры организации; б) поиск сферы деятельности; в) выбор стратегии выживания.8. В чем состоят основные различия между стратегическим управлением на коммерческом предприятии и в государственном учреждении? а) на коммерческом предприятии можно организовать стратегическое управление, а в государственном учреждении — нельзя; б) на коммерческом предприятии есть миссия, а в государственном учреждении ее нет; в) различий нет; г) имеются различия в способах формирования миссии и целей, в способах мониторинга и контроля, в характере ответственности, в способах оценки деятельности.9. Кто считается предшественником стратегического управления и первым стратегом? а) военные стратегии и мыслители; б) философы древности и военные стратеги; в) немецкие военные стратеги; г) китайские философы.10. Какая ошибка наиболее часто повторяется при реализации новой стратегии? а) отсутствие необходимых ресурсов; б) неспособность и отсутствие желания осуществлять стратегическое планирование; в) плохое знание внешнего рынка; г) новая стратегия автоматически налагается на старую структуру.ТЕСТ № 2 1. Существуют следующие виды стратегий по уровням управления: а) портфельная; б) текущая; в) деловая (конкурентная); г) функциональная.2. Основной целью портфельной стратегии является: а) разделение труда; б) определение специфики и особенностей товара конкурента; в) расширение и укрепление портфеля ценных бумаг; г) выявление конкурентных преимуществ.3. Основной целью деловой стратегии является: а) достижение устойчивых конкурентных преимуществ в организации; б) расширение портфеля ценных бумаг; в) определение работ в подразделениях организации; г) совершенствование структуры управления.4. Основной целью функциональной стратегии является: а) разработка миссии организации; б) разработка целей и задач в подразделениях организации; в) определение сроков реализации продукции; г) выявление потребностей персонала.5. Стратегия низких издержек особенно успешна, если: а) эластичность спроса по цене высока; б) эластичность спроса по цене низка; в) эластичность спроса по цене нулевая; г) издержки в основном состоят из издержек на заработную плату.6. Стратегия дифференциации особенно успешна: а) в условиях массового спроса; б) когда многие покупатели заинтересованы в особых характеристиках товара; в) когда предпочтения покупателей сильно отличаются в зависимости от половозрастной принадлежности; г) когда дифференциация рыночных ниш сочетается с высокой эластичностью спроса по доходу.7. Стратегия сегментации особенно успешна при: а) торговле однородным товаром; б) производстве товаров массового спроса; в) оказании элитных услуг; г) организации торговли в маленьком городе.8. Главная цель управления заданиями в организации — это: а) создание новых и более мощных конкурентных преимуществ; б) упорядочение знаний, которыми обладают сотрудники организации; в) создание новых знаний; г) все предыдущие ответы верны.9. Какой тип стратегии (из группы стратегии концентрированного роста) выбрала фирма, прилагающая большие усилия в области маркетинга и стремящаяся завоевать лучшие позиции с данным продуктом на данном рынке: а) стратегию развития рынка; б) стратегию развития продукта; в) стратегию проникновения на рынок.10. Может ли фирма на практике одновременно реализовывать несколько стратегий: а) может; б) не может; в) может, только если это многоотраслевая компания.ТЕСТ № 3 1. Что является главной целью стратегического анализа внешней среды организации? а) информация, которую надо учитывать при формулировании миссии организации; б) информация об угрозах, которую надо учитывать при разработке конкретной стратегии организации; в) изучение специфики товара конкурента. 2. Организация, использующая стратегическое управление, планирует свою деятельность исходя из того, что: а) окружение не будет изменяться; б) в окружении не будет происходить качественных изменений; в) в окружении постоянно будут происходить изменения.3. Какие из следующих факторов должны быть в первую очередь учтены при выборе стратегии (являются ключевыми)? а) сильные стороны отрасли; б) сильные стороны фирмы; в) цели фирмы; г) интересы вашего руководства; д) квалификация работников; е) степень зависимости от внешней среды; ж) все перечисленные факторы.4. К составляющим внешней среды относятся: а) микроокружение; б) мегоокружение; в) макроокружение; г) миниокружение;5. SWOT-анализ включает: а) анализ возможностей организации и вероятных угроз; б) анализ сильных и слабых сторон в деятельности организации, в сравнении с конкурентами; в) анализ макросистемы рынка и конкретных целевых рынков; г) все вместе взятое.6. В каком порядке заполняется таблица SWOT - анализа? а) SWOT; б) OTSW; в) WSOT. 7. С какой позиции рассматриваются обозначения W и Т в SWOT - анализе? а) с позиции внешнего окружения; б) с позиции организации; в) пункты а, б; г) пункты а, б не верны.8. Что такое проблемное окружение? а) это такая внешняя среда, которая создает проблемы; б) это образное обозначение внешней среды организации; в) так называют конкурентов организации; г) смысл этого термина — подчеркнуть необходимость отношения к внешнему окружению как к источнику проблем; д) это упорядоченный перечень основных проблем, связанных с внешними источниками.9. Анализ сильных и слабых сторон организации, оценка ее возможностей и потенциальных угроз, а также метод для анализа внешней и внутренней среды – это: а) ПЭСТ - анализ; б) SWOT - анализ; в) управленческий анализ; г) портфельный анализ.10. Стратегическая зона хозяйствования — это: а) зона наибольшего хозяйственного риска; б) перспективный сегмент рынка; в) сегмент окружающей бизнес-среды, на который организация имеет (или хочет получить) выход; г) свободная экономическая зона.ТЕСТ № 4 1. В основе классификаций стратегий используются следующие классификационные признаки: а) стадия жизненного цикла отрасли; б) относительная сила отраслевой позиции организации; в) степень агрессивности поведения организации в конкурентной борьбе; г) совокупность этих и других классификационных признаков.2. Какие из следующих факторов должны быть в первую очередь учтены при выборе стратегии (являются ключевыми)? а) сильные стороны отрасли; б) сильные стороны фирмы; в) цели фирмы; г) интересы высшего руководства; д) квалификация работников; е) степень зависимости от внешней среды; ж) все перечисленные факторы.3. К основным видам деятельности в цепочке ценностей относят: а) материально-техническое обеспечение; б) продажи; в) закупки; г) управление людскими ресурсами; д) производство; е) все вышеперечисленное. 4. Какие стратегии может выбирать фирма, имеющая сильные конкурентные позиции, при медленном росте рынка? а) совместное предприятие в новой области; б) концентрическая диверсификация; в) горизонтальная интеграция или слияние; г) сокращение; д) вертикальная интеграция; е) конгломератная диверсификация.5. Конкурентные преимущества, связанные с наличием дешевой рабочей силы, доступностью источников сырья, относятся к конкурентным преимуществам: а) высокого ранга; б) низкого ранга.6. Какие из перечисленных факторов определяют конкурентную силу поставщика организации? а) уровень специализации поставщика; б) концентрированность поставщика на работе с конкретными клиентами; в) темпы инфляции и нормы налогообложения; г) все перечисленные факторы.7. Конкурентная среда организации определяется: а) только внутриотраслевыми конкурентами; б) внутриотраслевыми конкурентами, производящими аналогичную продукцию; в) фирмами, производящими замещающий продукт; г) только фирмами, которые могут выйти на рынок с тем же продуктом. 8. Наличие продуктов-заменителей: а) уменьшает ценовую власть покупателей; б) увеличивает ценовую власть покупателей; в) не влияет на ценовую власть покупателей; г) увеличивает экспортно-импортное сальдо.9. Центральная компетенция — это: а) компетенция чиновников центральных министерств и ведомств; б) компетенция управленческого персонала фирмы; в) компетенция организации в целом в области производства и реализации продукции; г) уникальная способность организации осуществлять те или иные функции наилучшим способом.10. Конкуренция между городами возникает по поводу: а) привлечения квалифицированных кадров; б) привлечения капиталов; в) привлечения капиталов и кадров; г) продажи продукции, производимой на территории данных городов.ТЕСТ № 5 1. В каком соотношении находятся стратегическое планирование и стратегический менеджмент? а) стратегический менеджмент — составная часть стратегического планирования в организации; б) стратегическое планирование — элемент стратегического менеджмента; в) стратегический менеджмент и стратегическое планирование объединяются в стратегическом маркетинге; г) стратегический менеджмент — это разработка стратегического плана и управление стратегическими изменениями; д) эти понятия означают на практике один и тот же процесс. 2. Ключевыми компонентами стратегического планирования являются: а) цели планирования; б) разработка этапов планирования; в) структура управления.3. Процесс стратегического планирования включает: а) выбор стратегии; б) изучение рынка; в) формулировку целей и задач; г) определение уровней иерархии; д) оценку возможностей и альтернативных вариантов; е) мотивацию; ж) реализацию плана.4. На этапе долгосрочного планирования вырабатывается: а) стратегия работы отдельного исполнителя; б) стратегия работы отдельного подразделения; в) стратегия фирмы по всем ее направлениям.5. Тактические планы разрабатываются: а) на один день; б) на один год; в) на пять лет.6. Чем отличается тактический план от операционного? а) тактический план шире операционного, позволяет осуществить стратегические цели; б) тактические планы разрабатываются для реализации стратегических планов, но с учетом конкретных условий сегодняшнего дня, а операционные определяют последовательность и механизмы осуществления отдельных действий; в) операционные и тактические планы — это одно и то же; г) операционные планы позволяют спланировать крупные операции на рынке, а тактические — достигать отдельных тактических целей.7. Выделите характерные черты стратегического планирования? а) содержит совокупность глобальных идей развития фирмы; б) устремлен на краткосрочную перспективу; в) служит основой для любого другого вида планирования; г) предусматривает альтернативные действия на долгосрочный период; д) не обуславливает изучение внешней и внутренней среды хозяйствования.8. Что является результатом системы стратегического планирования? а) определение миссии целей, выбор стратегий, распределений ресурсов для будущих программ; б) определение планов маркетинга, производства, бизнес-план; в) определение финансового плана, стратегий сбыта; г) определение финансового плана и плана закупок.9. Какое из приведенных ниже утверждений верно? а) составление стратегического плана — это функция руководства; б) составление стратегического плана — это дело внешних консультантов по стратегическому планированию; в) составление стратегического плана — это функция планового отдела; г) составление стратегического плана — это процесс, в котором обязательно должны участвовать люди, которые будут впоследствии его выполнять.10. Укажите, в какой последовательности должны отражаться этапы процесса стратегического планирования? а) концепция общей стратегии; б) планирование; в) цели предприятия; г) стратегический анализ; д) миссия предприятия.ТЕСТ № 6 1. Какие стратегии образуют «стратегическую пирамиду» крупной диверсификационной компании? а) корпоративная стратегия; б) стратегия горизонтальной интеграции; в) функциональная стратегия; г) стратегия фокусирования; д) деловая стратегия; е) операционная стратегия.2. В «стратегическую пирамиду» одноотраслевого предприятия входят: а) корпоративная стратегия; б) деловая стратегия; в) функциональные стратегии; г) операционные стратегии.3. Содержание портфельной стратегии включает: а) расположение и масштабы областей деятельности, где будут гибко проявляться конкурентные преимущества организации, синергизм различных деятельностей; б) использование технологий по принципу «двойного назначения»; в) использование организацией конкурентных преимуществ возможных партнеров по бизнесу в целях данной организации; г) многообразное использование различного рода ресурсов фирмы — материальных, финансовых, научно-технических, кадровых и др.4. Если преобладает ценовая конкуренция, более эффективной будет? а) стратегия лидерства по издержкам; б) стратегия дифференциации продукции; в) стратегия инноваций; г) стратегия дифференциации сервис.5. К факторам, формирующим стратегию, относятся: а) социальные, политические, гражданские и регулирующие нормы; б) ориентация коллектива предприятия на стратегию; в) привлекательность продукции, отрасли; г) конкурентоспособность фирмы; д) корпоративная культура.6. Виды корпоративной стратегии диверсификации включают: а) поглощение; б) диверсификацию в родственные отрасли; в) диверсификацию в неродственные отрасли; г) стратегию свертывания и ликвидации; д) стратегию приватизации; е) стратегию многонациональной диверсификации; ж) стратегию реструктурирования, восстановления и экономии.7. К какой группе стратегии относятся стратегии, связанные в основном с изменением продукта и (или) рынка и не затрагивающие отрасль, положение фирмы внутри отрасли и технологию? а) концентрированного роста; б) интегрированного роста; в) диверсификации; г) сокращения.8. Какой тип стратегии (из группы стратегии концентрированного роста) выбрала фирма, прилагающая большие усилия в области маркетинга и стремящаяся завоевать лучшие позиции с данным продуктом на данном рынке? а) стратегию развития рынка; б) стратегию развития продукта; в) стратегию проникновения на рынок.9. Какая стратегия наиболее привлекательна для фирмы, которая дальше не может развиваться на одном из рынков с данным продуктом в рамках данной отрасли? а) концентрированного роста; б) интегрированного роста; в) диверсификации; г) сокращения.10. Какая из перечисленных стратегий развития предполагает отказ от рассмотрения долгосрочных перспектив бизнеса в пользу максимального получения доходов в краткосрочной перспективе? а) стратегия развития продукта; б) стратегия обратной вертикальной интеграции; в) стратегия «сбора урожая»; г) стратегия конгломератной диверсификации; д) стратегия сокращения расходов.ТЕСТ № 7 1. Реализация стратегии предусматривает: а) активизацию менеджеров всех уровней; б) выделение средств на реализацию стратегии; в) введение передового опыта и достижений науки в процессе реализации стратегии; г) стимулирование выполнения стратегического замысла; д) формирование корпоративной культуры; е) периодическую отчетность о выполнении стратегии; ж) все выше перечисленные.2. Основные условия выполнения стратегии — это: а) формирование квалификационных и перспективных кадров; б) подбор и эффективное использование персонала; в) усиление конкурентных преимуществ фирмы; г) приведение организационной структуры в соответствие со стратегией развития фирмы; д) повышение роли первого руководителя фирмы.3. Организационные изменения встречают наибольшее сопротивление вследствие: а) неправильной последовательности действий при их проведении; б) консервативности людей; в) воздейст