Кафедра теории государства и права К У Р С Л Е К Ц И Й по «Конституционному праву Республики Беларусь» для специальности «Государственное управление и право»Составитель: Кивель В.Н., профессорТема 1. Конституционное право- ведущая отрасль права Беларуси.Лекция 1.1. Понятие и предмет конституционного права как отрасли права. Место конституционного права в системе права. Соотношение конституционного права с другими отраслями права.^ Понятие и предмет конституционного права как отрасли права. Норма права регулируют общественные отношения, то есть отношения между людьми. В процессе производственной деятельности при осуществлении руководства и управления обществом и государством в других сферах общественной жизни люди, организации и органы государства вступают между собой в разнообразные по характеру общественные отношения. Многие отношения регулируются нормами права, другая группа отношения регулируется нормами морали и нравственности. В зависимости от содержания, то есть предмета правового регулирования право делится на отдельные отрасти: конституционное, административное, финансовое и др. права. Таким образом, создана определяющая научно обоснованная система права, которая состоит из отраслей. Каждая отрасль делится на правовые институты, то есть группы норм регулирующие однородные общественные отношения. Пример: организация проведения выборов; регулирование положений о гражданстве. Это облегчает пользование нормами права, так как их много. Ведущая отрасль права – конституционное право. Это наименование условно. В ряде государств мира (ФРГ) эта отрасль права называется «Государственное право». «Государственное право» понятие более широко чем «Конституционное право». Конституционное право отличается от других отраслей права содержанием регулируемых им общественных отношений. Нормы Конституционного права закрепляют и регулируют наиболее важные основополагающие отношения, касающиеся принципиальных основ общественного строя, государства, народовластия и правового положения личности. Предмет Конституционного права – как отрасли права включает закрепление и правовое регулирование основ общественного строя и политики РБ, взаимоотношения государства и личности, государственного устройства, принципа порядка обжалования, структуры и компетенции всех органов государства, их взаимоотношения между собой, а так же с общественными объединениями и гражданами. Следовательно, нормы Конституционного права закрепляют и регулируют основные устои белорусского общества и политики РБ. Какова по существу власть. Каковы роли политических и других партий, государство, общественные организации, трудовые коллективов и граждан в обществе, каково устройство органов государства, их принципы деятельности, суверенитет государства, правовой статус человека и гражданина, принципы хозяйственной политики.^ Место конституционного права в системе права. С одной стороны Конституционное право как бы интегрирует, то есть концентрирует основы всех отраслей права, с другой стороны оно создает для них юридическую базу, устанавливает общие наиболее важные положения. Конституционное право РБ возглавляет всю систему белорусского права, являясь ее логическим центром вокруг которого расположены другие отрасли права. Для раскрытия сущности Конституционного права и его эффективности нужен анализ политических, социально-экономических процессов, в обществе и обобщение реальной жизни как итога его реализации. Только этим путем можно давать оценку этой отрасли права все это вызывает необходимость постоянно совершенствования норм Конституционного права. От его научного совершенства зависит содержание всех отраслей права.^ Соотношение Конституционного права с другими отраслями права Республики Беларусь. Конституционное право устанавливает исходные положения всех других отраслей права. КП закрепляет лишь основные принципы белорусского права и порядок установления правовых норм, какой бы отрасли они не относились. Более подробная регламентация общественных отношений правовое регулирование составляет предметы других отраслей права, которые развивают более общие принципиальные положения, закрепленные КП и как бы обогащают его. Пример: нормы КП относятся к центральным и местным органам управления, а ток же права свободы и обязанности граждан составляют основу Административного права регулирующего деятельность исполнительно – распорядительных органов, взаимоотношения между отдельными нормами государственного управления, а также их взаимоотношения с гражданами в области управления. Конституция составляет исходные положения для прудового права и иных отраслей права, таково соотношение КП с другими отраслями белорусского права. Необходимо иметь в виду следующие теоретические положения, чем полнее и точнее выражают требования объективного закона развития общества нормы КП, тем больше их значение и эффективность в практике государственного и социально – экономического строительства.Лекция 1.2. Значение и задачи конституционного права в развитии государства, общества, личности. Источники конституционного права, их понятие и виды.^ Значение и задачи конституционного права в развитии государства, общества, личности. Конституционное право служит задаче, развитию, материально-технической базы нашего общества, совершенствования демократии и общественных отношений с целью их обновления, воспитании. Высокосознательного, гуманного человека, повышению материального и культурного уровня жизни людей, его нормы направлены на обеспечение безопасности страны, укреплению мира и развития международного сотрудничества, оно служит укреплению законности и правопорядка в нашем обществе и государстве, обеспечивает формирование политической системы общества и сложению взаимодействию ее элементов, становлению правового государства, четком разграничении взаимодействии законодательной, исполнительной и судебной власти. Достижение приоритетности правового статуса человека перед всеми формированиями общества является задачей №1. Именно люди и организованное ими самоуправление должно быть реальными творцами всех процессов общественного развития, в чем велика роль и КП. При помощи норм КП определяется, и регулируются основные функции государства, а так же их изменение и совершенствование. Решение важных задач развития общества и государства требует особого творчества ученых конституционистов в разработке более эффективных концепций норм и институтов.^ Источники Конституционного права Республики БеларусьВ учебной литературе под источником КП понимают формы его проявления. Право проявляется в различных правовых формах (источниках): Конституция, законы, декреты и указы Президента, решения местных советов и исполнительных комитенов, постановления правительства. В учебной литературе эти акты называются источниками Конституционного права: Конституция; Международные договора РБ действующие на территории РБ; Законы; Декреты и указы президента; Постановления правительства; Нормативные акты министерств и ведомств; Решения местных советов и исполнительных комитетов. Конституция – основной источник КП, так как она содержит его важнейшие институты и нормы. Конституция является основным законом государства имеющим высшую юридическую силу. Это значит, что обычные законы и иные нормативные акты находятся с Конституцией в соподчинении. Они издаются на основе и в соответствии с Конституцией и не могут быть в противоречии с ней. Если они не соответствуют Конституции, то считаются незаконными и отменяются. Обычными законами нельзя отменить или изменить нормы Конституции. Следовательно, Конституция задает тон всему текущему законодательству, данное теоретическое положение позволяет объяснить такой вопрос как соотношение КП с другими отраслями права.Лекция 1.3. Основы построения системы конституционного права. Демократизм конституционного права. Конституционно-правовые институты в системе конституционного права. Общие и особенные черты норм конституционного права.^ Основы построения системы конституционного права. Система действующего КП во многом определена самой конституцией РБ. Система КП как науки не совпадает с системой права ток как предмет науки имеет особенности, кроме того, в учебной практике учитывается рациональная последовательность и взаимосвязь изучаемого материала. КП как наука обобщает такие вопросы, которые не могут трактоваться самой конституцией. Пример: о понятии и формах власти, о принципах госаппарата и др. В силу этого разделы науки КП и порядок глав конституции не могут полностью совпадать. Пример: вопросы о порядке действия конституции выделяются в одной из последних глав, в учебнике этот вопрос трактуется в первых главах. Такое рассмотрение диктуется учебно-методическими соображениями. Наука КП представлена в определенной системе, то есть в совокупности близких по содержанию элементов находятся во взаимодействии и расположены в последовательности от общих понятий к конкретным. Эта система делится: 1 общая – введение в конституционное право. 2 особенная. Эти разделы состоят из правовых институтов регулирующих разнообразные общественные отношения.^ Общие и особенные черты норм КП. Нормам КП присущи общие черты всех правовых норм (выражение воли народа, гуманизм, демократизм, общие правила поведения и их исполнение) поэтому с одной стороны мы не должны их противопоставлять другим нормам права, но и нельзя не видеть, что нормы КП обладают и особенностями, прежде всего они отличаются и особым юридическим содержанием закрепляя и регулируя основные устои общества. Во- вторых- многие нормы КП, особенно Конституции регулируют общественные отношения своеобразным методом, в меньшей путем прямого воздействия и в большей степени через другие отрасли права. В - третьих правила поведения установленные нормами КП адресуются особому кругу субъектов (белорусскому народу как суверенный, административно-территориальные устройства, органы государства, общественные организации, собрания граждан, лица без гражданства, иностранцам). В четвертых значительное количество норм КП не содержит трех традиционных элементов правовой нормы: гипотезы условий, при которых она применяется; диспозиции – четкое определение прав и обязанностей участников правоотношений; санкций – то есть указаний на правовые последствия несоблюдения или нарушения нормы. В пятых нормы КП могут быть общими, специальными, исключительными. Общие распространяются на все общественные отношения регулируемые нормамиКП. Пример: нормы конституции. Специальные регулируются определенный вид отношений. Пример: комптенция райсовета закрепленная в регламенте. Исключительная устанавливают изъятие из правил содержащихся в общих и специальных нормах. Пример: возраст депутата. В шестых по степени определенности правил поведения нормы КП бывают: дифинитивные, регулятивные. Дефинитивные – закрепляют какие-то принципы, понятия, имеющие важное значение. Пример: определение власти народа, политической основы государства и т.д. Регулятивные – содержат конкретные правила поведения. Пример: обязанность депутата отчитываться перед избирателями о проделанной работе. В седьмых они могут быть конституционными и неконституционными. В восьмых императивными, то есть не допускающими отступлений и диспозитивными, то есть применяемыми тогда когда участники конституционных правоотношений не выработали иного условия по вопросу, регулируемому данной нормой. В девятых, как и другие нормы права, конституционные нормы права делятся по действию во времени, в пространстве, по кругу лиц.Тема 2. Понятие и сущность конституционно-правовых правоотношенийЛекция 2.4. Особенности конституционно-правовых отношений. Структура конституционно-правовых отношений. Субъекты конституционно-правовых отношений.Конституционные отношения, регулируемые нормами КП являются конституционно правовыми отношениями. В содержании каждого правоотношения имеются субъекты (вступившие в них стороны) и объекты (то, на что направлены воля и действие субъектов правоотношений) По характеру и значимости субъекты имеют свои особенности: Белорусский народ, Административно – территориальная единица, Государственные органы, общественные организации и движения, политические партии, самодеятельные организации граждан. Трудовые коллективы предприятий и учреждений, Собрания граждан, собрания избирателей, Депутаты как представители от народа, их органы, кандидаты в депутаты, Физические лица. Перечисленные субъекты могут вступать в конституционно правовые отношения между собой, в различных сочетаниях, и по самым разнообразным вопросам. Пример: местный совет депутатов со своим исполкомом по поводу требования выполнения решения советов. Общественная организация с гражданином по поводу выдвижения его в кандидаты. Иностранцы могут вступать в КП отношения с президентом РБ по поводу принятия гражданства. Депутаты могут вступать в правовые отношения со своими избирателями по поводу их регулярных отчетов или связи с отзывом депутата, не оправдавшего доверие. Не могут вступать с двух сторон в КП отношения граждане в КП отношениях, которых нет равенства сторон, что является типичным для гражданско-правовых отношений. Этот перечень правоотношений и участвовавших в них субъектов наглядно показывает специфику реализации норм КП и их сущность.Лекция 2.5. Объекты правоотношений. Содержание и виды конституционно-правовых отношений. Основания возникновения, изменения и прекращения конституционно-правовых отношений.^ Объекты правоотношений. Объекты конституционно-правовых отношений могут быть вещественными (территория, материальные ценности, финансы, недра и др.), а так же проявление в действиях и их результатах (обращение гражданина к органам власти, выдвижение кандидата в депутаты, отчет депутата, изменение состава постоянной комиссии представительского органа власти, отмена правового акта), таким образом, нормы КП действуют и реализуются только через механизм КП отношений.^ Возникновение и прекращение конституционно правовых отношений. КП отношения возникают: на основании государственных планов и программ экономического и социального развития, требований закона, соглашений государств (СНГ), указаний вышестоящих государственных органов по инициативе общественных объединений, обществ трудящихся, собраний граждан, избирателей, а так же по инициативе международных организаций и их решений, по инициативе граждан иностранцев, лиц без гражданства при наступлении определенных событий и возникновение их юридических фактов. КП отношения прекращаются при исполнении субъектами их условий, при истечении их обусловленного срока, наступлении иных событий и юридичисских фактов, по инициативе сторон, при изменении условий конкретного правоотношения, по указанию вышестоящих госорганов, в результате смерти субъекта правоотношения (физического лица), в результате прекращения деятельности субъекта правоотношения (госорган, общественных организаций и т.д.), в результате договоренности субъектов правоотношений.Тема 3. Реализация норм конституционного праваЛекция 3.6. Объекты правоотношений. Методы реализации Конституции и норм конституционного права. Гарантии реализации Конституции и норм конституционного права. Ответственность за несоблюдение конституционно-правовых норм. ^ Объекты правоотношений то, в отношении чего или в связи с чем эти отношения возникают. Виды объектов: Материальные блага (земля, государственная собственность). Нематериальные блага (неприкосновенность депутата, права граждан). Действия и результаты действий (созыв сессии Парламента, издание актов по какому-либо вопросу). Основаниями возникновения, прекращения конституционно-правовых отношений являются юридические факты.^ Методы реализации Конституции и норм конституционного права. Нормы Конституции могут реализовываться прямо (прямое действие), так и через нормы иных отраслей права (косвенное действие). До принятия Конституции Республики Беларусь 1994 г. нормы Конституции действовали только косвенно. Наука КП до недавнего времени не знала конституционно-правовой ответственности. В учебной литературе фигурируют лишь 4 вида правительственной ответственности: дисциплинарная, административная, гражданская, уголовная. Сейчас и конституционная правительственная ответственность. Санкции в КП носят специфический характер. Пример: отзыв депутата, не оправдавшего доверие избирателей, переизбрание должностных лиц, отмена вышестоящих советом незаконного акта нижестоящего совета депутатов. Большинство из санкций за несоблюдение или нарушение норм КП установлено в нормах других отраслей права. При применении КП-х санкций должны быть соблюдены общие требования о порядке привлечения должностных лиц, госорганов, общественных организаций к правовой ответственности: 1 установления факта нарушения правовой нормы. 2 виновность (наличие вины) 3 наличие причинной связи между виновным, правонарушением и его последствиями.Тема 4. Наука конституционного праваЛекция 4.7. Понятие и предмет науки конституционного права. Методологические основы исследования в науке конституционного права. Основные задачи науки конституционного права. Источники науки конституционного права.КП как отрасль права следует отличать от науки КП. Как отрасль права она представляет собой совокупность юридических норм регулирующих более важные общественные отношения. Наука КП – шире понятие. Ее предмет – совокупность взглядов, знаний, идей, представлений о науке КП их назначение, цели, воздействия на политические, экономические, социальные процессы об эффективности норм права, об отмене устаревших и выработке новых, о конституционно правовых отношениях, через которые реализуется нормы КП. Учение этой отрасли права исследуют отрасли их возникновения и развития, взаимосвязи и взаимодействии в тесной связи с экономической базой, политической, а также занимаются широким обобщением явлений, их классификацией, выработкой предложений о повышении эффективности норм права, разрабатывают теорию данной отрасли права, дают определение различных понятий. Мы в большей степени изучаем КП как отрасль права. Теоретической основой науки КП является учение о государстве в праве, о роли народа в развитии общества, о базисе и надстройке, о понятии и сущности конституции, избирательном праве, гражданство, правовой статус человека и гражданина, о роли общественных организаций и политический партий в обществе, о демократии и законности как непременных требований развитии гуманного общества. Основным методом исследования науки КП является диалектический материализм. Суть – исследованные явления рассматриваются в движении, развитии с точки зрения того, как оно возникло, как развивалось и чем оно стало сегодня. Изученные явления исследуются также во взаимосвязи и взаимозависимости, учитывается их внутреннее развитие и противоречие, постепенные накопление количественных элементов, явления влекущие переход его к новому качеству, учет закона развития и единстве противоположности. Применяются такие методы: индукция, дедукция, сравнительный, логический, социологический и др. методы познания. Анализ КП институтов не мыслим без глубокого познания политических, социологических, экономических общественных процессов. Использование статистических методов конкретных данных и электронной вычислительной техники. Источником науки КП являются работы прогрессивных политический деятелей мира, дореволюционных русских ученых юристов, и так же белорусских ученых в области КП. Таким образом, предмет и система науки КП складывались постепенно в зависимости от того, кому служила эта отрасль права науки. Содержания и направления менялись.Тема 5. Понятие и сущность конституции Лекция 5.8. Понятие, сущность Конституции, и ее социальное назначение. Структура Конституции Республики Беларусь. Конституция как политический, социальный, идеологический, научный документ, концентрирующий социально-экономические и юридические идеи и взгляды. Юридические свойства Конституции. Конституция - Основной Закон государства и общества, обладающий высшей юридической силой. Отличие Конституции от обыкновенного закона. Отличие Конституции от плана и программы. Место и роль Конституции в системе права. Конституционное упорядочение системы права в государстве. Порядок приведения нормативных актов в соответствие с Конституцией. Толкование Конституции и другие способы её реализации. Действие Конституции, порядок её изменения и дополнения. Правовая защита конституционных положений.^ Понятие, сущность Конституции, и ее социальное назначение. Структура Конституции Республики Беларусь. Конституция - основной источник КП, это совокупность правовых норм высшей юридический силы регулирующих наиболее важные общественные отношения: Основы конституционного строя; Взаимоотношения между обществом и личностью; Государством и гражданином; Госустройство РБ; Общие принципы организационной деятельности органов государства; Административно – территориальное устройство РБ и др. Конституция является государственно-правовой моделью общества. Это документ особого политического и правового значения. Термин «конституция» (лат.- установление, построение) применяется в обиходе со времен римской империи. В средние века Конституция закреплялась привилеями феодалов. Стечением времени в понятие Конституция вкладывается иной смысл. Первые Конституции появились в ходе демократический революций 17-19 веков. Это было вызвано в нахождении оптимальном соотношении между властью и свободой – противовес монархии. Современная Конституция классифицируется: 1.писанные и не писанные. Писанные – принимаемые и изменяемые в особом порядке основной закон государства, обладающий высшей юридической силой. Если отдельного конституционного акта в государстве нет то его роль выполняют несколько актов закрепляющих принципы организации государственной власти (Великобритания, Новая Зеландия.). Эти акты в совокупности называются – неписанные конституции. 2.по порядку изменения: гибкие и жесткие. Гибкими являются все не писаные конституции. 3.по форме закрепления политической власти: монархия (Швеция, Япония и др.), республики. 4.по порядку установления на октроированные, то есть дарованные монархом и неоктроированные, которые приняты высшим законодательным органом власти. 5.по форме закрепления государственного устройства Конституции: - федеральные – закрепляет цели объединения субъектов федерации в единое федеративное государство. Правовой статус федерации в целом и ее субъектов (США, Россия), - унитарные (Франция, Италия). В марксистской литературе различали реальные и фиктивные конституции якобы в капиталистических странах конституции фиктивны, так как скрывают диктатуру буржуазии в социальном строе реальные, так как устанавливают народовластие. В правовой науке существует деление Конституции: 1.фактическая – реально сложенная основа существующего государственного и общественного строя, то есть система социально-экономических и общественно- политических отношений. 2.юридическая – будучи правовым актом, вплетается в ткань фактической, при этом сущность юридической Конституции и ее содержание предопределены фактической, то есть социально- экономическими и политическими процессами на различных этапах развития общества и государства. Большое значение имеет вопрос о правильном отражении в Конституции реально сложившихся общественных отношений.^ Характерные черты Конституции. Основные черты и юридические свойства Конституции отражают ее особое месть в системе права. Специфику механизма Конституционного регулирования более важных общественных отношений. К числу более характерных черт Конституции относят: легитимность, перспективность, реальность, преемственность, итоговый характер предписаний, верховенство, стабильность, Конституция как основа системы права. 1.Легитимность Конституции проявляется – она принимается: - законно избирательным органом государства (Парламент) - учредительным собранием, созданным для принятия Конституции. - народом, путем референдума. Легитимность Конституции связана с ее учредительным характером. В Конституции получает выражение государственная воля народа, а так же закрепляются основы государственной и общественной жизни. Легитимный характер Конституции 1994 года проявился – что она была принята Верховным Советом РБ. Легитимность изменений от 24 ноября 1996 года проявилась – что они были приняты на всебелорусском референдуме. 2. Закрепляя результаты, достигнутые государством и обществом Конституция содержит программные положения, определяет тенденции и основные направления развития общества и государства, вот почему Конституции присущ прогностический характер. Конституция закрепляет цели и задачи государственного политического и соц. – экономического развития общества. Программные положения включены в преамбулу, а цели и задачи, определяющие направление в экономическом, политическом, социально – культурном развитии в праве об основах конституционного строя. В преамбуле Конституции РБ провозглашается ответственность за настоящее и будущее Беларуси. Стремление утвердить права и свободы граждан РБ, обеспечить гражданские права и свободы граждан РБ, обеспечить гражданские согласия, устои народовластия и правового государства. 3. Это соответствие Конституции действительности. Если Конституция и действительность находятся в единстве, обеспечивается соответствие Конституционных предписаний социально – экономическим условиям развития общества и государства можно говорить, а реальности Конституции. Реальность Конституции во многом зависит от политической, экономической и социальной стабильности, укрепления режима, законности и правопорядка. В отличие от Конституции РБ советского периода Конституция РБ 1994 года с изменениями и дополнениями 1996 года приближена к действительности. 4. Преемственность. Конституция преемственна – предполагает сохранение всего ценного, что накоплено опытом предшествующего развития, то есть историко-культурные ценности, государственное устройство, форма правления и т.д. Идея преемственности Конституции РБ содержится в преамбуле опираясь на многовековую историю белорусской государственности. Преемственность закрепляется в сохранении роли Конституции как основного закона государства, обеспечение ее верховенства в системе законодательства, обогащение традиционных институтов. В тоже время каждая новая Конституция отражает качественные сдвиги в экономической, социальной, политической структуре, государственном устройстве и т.д. 5. Итоговых характер предписания. Как итоговый документ Конституция закрепляет достигнутый уровень развития общественных отношений сложившихся к моменту ее принятия. Являясь юридическим отражением хода исторического процесса конкретного этапа развития общества и государства. 6. Конституция обладает высшей юридической силой, поэтому занимает верховенство в правовой системе РБ. Верховенство – это приоритетное положение в системе законодательства (ст.112. К РБ), если при рассмотрении конкретного дела суд найдет несоответствие нормативного акта, он принимает решение в соответствии с Конституцией и ставит в установленном порядке вопрос о признании данного акта не конституционным Верховенство Конституции требует эффективного механизма и ее реализации, обеспечение прямого действия норм, традиций, уважение личности правом. 7. Конституция – акт договорного действия. Стабильность проявляется в сохранении высокой степени устойчивости всей системы права. Стабильность Конституции – важное условие порядка и законности. Укрепление механизма осуществления властных государственных функций, гуманное отношение государства и личности, но стабильность не означает неизменяемости Конституции, это сочетается с подвижностью, поэтому Конституция периодически приводится в соответствие с новыми условиями социальной действительности. Благодаря единству стабильности и подвижности Конституция сохраняет реальность. Надо отметить, что для принятия новой конституции надо своеобразное накопление в развитии общественных отношений. Когда происходит определенное преобразование качества общественных отношений, что составляет объект Конституционного регулирования. Предварительно используется такая форма как апробация новых конституционных отношений текущего законодательства и внесении поправок в действующее законодательство. Гарантией стабильности Конституции РБ является порядок ее принятия, изменения и дополнения (8 разд. К РБ). 8.Конституция основа системы права. Это важнейшее условие обеспечения согласованности всех звеньев государства, режима законности и правопорядка. Конституция занимает центральное место в системе права и действует в ее рамках и устанавливает исходные начала функции всей системы права. При этом входя в систему каждой отрасли права и законодательства в целом как базовый источник. Система законодательства – формируется на основе Конституции РБ. Совокупность нормативно правовых актов Конституции устанавливает принципы текущего законодательства, если для Конституции характерно закрепление принципов и общих положений, для текущего законодательства реализация конституционных норм в конкретных правоотношениях.^ Соблюдение и охрана Конституции.Стабильность общественной жизни во многом зависит от соблюдения Конституции. В любом обществе есть люди и организации цели и деятельность которых представляет угрозу для Конституции. Угроза так же происходит от превышения полномочий или злоупотреблений со стороны должностного лица и органов государственной власти, главы государства, Парламента, правительства и т.д. Нарушение Конституции опасны тем, что у людей появляется неверие в правовые основы, а это порождает в государстве массовое нарушение закона, хаос и т.д. Правовая охрана Конституции – совокупность юридических средств, с помощью которых достигается выполнение всех установленных конституционных норм. Соблюдение режима конституционной законности демократическое государство обязано обеспечить соблюдение Конституции и охранять ее от нарушения. Более грубым и опасным нарушением наказываются в уголовном порядке. Высшие гарантии безопасности Конституции заложены в ее тексте. В ст.137 К РБ – Конституция обладает высшей юридической силой. Законы, директивы, указы и другие акты государственных органов издаются на основе и в соответствии с Конституцией. В случае расхождения закона, директивы, указа с Конституцией действует Конституция. Все политические партии и другие общественные объединения осуществляя предусмотренные программами и уставами цели действуют в рамках Конституции ст.5 К РБ. В ст.7 К РБ закреплено – в РБ устанавливается принцип верховенства права, то есть государства и его органы, должностные лица действуют в пределах Конституции и принятых в соответствии с ней актов законодательства. От каждого гражданина, должностного лица, требуется – уважать Конституционные права всех граждан, подчиняться правовым актам органов власти и вошедшим в законную силу судебным рениям и приговорам. Эти требования законопослушания нужны для жизнеспособности любой Конституции. Действия Конституции обеспечивается средствами парламентского контроля. Пример: Палата представителей Парламента РБ в соответствии со ст.97 К РБ имеет право толкования норм Конституции. Важную роль в укреплении конституции призван играть президент РБ. В соответствии с Вт 79 он является гарантом Конституции. Большое значение в обеспечении Конституции призван играть институт Конституционного контроля (Конституционных суд). В соответствии со ст.116 К РБ он осуществляет контроль. Обычные суды ст.112 К РБ осуществляют правосудие.Тема 6. Конституционное развитие в Республике Беларусь в связи с изменениями общественного и государственного строяЛекция 6.9. Значение, основные принципы, особенности и структура Конституций Беларуси от 3 февраля 1919 года, 11 апреля 1927 года, 19 февраля 1937 года, от 14 апреля 1978 года, от 15 марта 1994 года с изменениями и дополнениями от 24 ноября 1996 года. Преемственность в конституционном строительстве Республики Беларусь. Порядок принятия, введения в действие, изменения, дополнения и отмены конституции. Структура и характеристика Конституции Республики Беларусь 1994 года - ее отличие от предыдущих Конституций. Действующая Конституция Республики Беларусь - база развития законодательства Международное значение Конституции Республики Беларусь.^ Этапы развития Конституции РБ.Принято считать в науке КП первой Конституцией РБ Конституцию БССР 1919г. Основной задачей, которой является - установление диктатуры пролетариата в целях уничтожения буржуазии, построение социализма. Эта Конституция провозглашала отмену частной собственности на землю, объявила национальным достоянием: леса, недра, воды; закрепила союз рабочего класса с крестьянством, равноправие наций и народностей. В этой Конституции предусмотрено отстранение эксплуататоров в осуществлении власти. В целом акты послеоктябрьского периода в Беларуси и в целом в БССР базировалась на утопичных представлениях о победе социализма и коммунизма во всех странах мира. Конституционное строительство БССР долго эволюционировало. Конституции 1919,1937,1978 годов до принятия декларации о государственном суверенитете РБ, котораТема 7. Понятие и характерные черты основ конституционного строяЛекция 7.10. Конституционный строй как совокупность политических, экономических и социальных отношений. Черты конституционного строя Республики Беларусь. Принципы основ конституционного строя. Новые явления в развитии государства, экономики и социальной структуры общества. Конституционный принцип законности. Государственные языки Республики Беларусь. Законодательство, закрепляющее и регулирующее основы конституционного строя общества. Конституционный строй – порядок, при котором соблюдаются права и свободы человека, а государство действует в соответствии с Конституцией. Под Конституционным строем понимается определенная форма или способ организаций государства, основанный на его Конституции. Структурные элементы Конституционного строя: Политические отношения Экономические отношения Социальные отношения Духовно-культурные отношения Основы Конституционного строя, согласно Конституции РБ, составляют демократизм, правовое государство, признание государством его прав и ценностей, социальное рыночное государство и т.д.^ Конституционные характеристики белорусского госуда