Реферат по предмету "Разное"


1. От Руси к России. Завершение единения Русских земель (XV в.)

РУСЬ НА ПУТИ К ЦЕНТРАЛИЗОВАННОМУ ГОСУДАРСТВУ XV—XVII вв.1. От Руси к России. Завершение единения Русских земель (XV в.)2. Сословно-представительная монархия. Утверждение титула царя (XVI в.)3. От сословно-представительной монархии к самодержавию (XVII в.)В числе основных процессов, происходящих на Руси в XV - XVIIв., следует назвать: продолжение начавшейся в предыдущем столе­тии тенденции к объединению земель и складывания единого цен­трализованного государства; окончательное освобождение страны от монголо-татарского ига: развитие системы поместных отноше­ний, обусловивших сдвиги в социальной структуре; начало установ­ления государственной системы крепостничества. На стадии раннего феодализма возникает сословно-представи­тельная монархия. При этой форме правления окончательно закре­пляется крепостное право. В 1551 г. на Стоглавом соборе был при­нят Судебник (1550) Ивана IV, явившийся важным шагом на пути централизации Русского государства. На смену сословно-предста­вительной монархии постепенно приходит и укрепляется самодер­жавно-монархический строй.^ 3.1. От Руси к России. Завершение единения Русских земель (XV в.)Расширение территории. В конце XV в. московский князь Иван III (1462—1505) ведет борьбу с самой крупной силой, остававшейся не­зависимой от его власти — Новгородской аристократической (бояр-ской) республикой. Эта борьба завершилась окончательным при­соединением Великого Новгорода к Москве в 1478 г. В 1485 г. сдалась Тверь, в 1489 г. и состав Московского государства вошли вятские земли. Присоединение к Московскому княжеству этих территорий расширило многонациональный состав Руси. Территорию Русского го­сударства, сложившуюся в конце XV в., составили Владимиро-Суздальская. Новгородско-Киевская, Смоленская. Муромо-Рязанская зем­ли и часть земель Черниговского княжества. Не считая шатких, неукрепленных зауральских владений в Югре и земле вогуличей, Москва владела от Печоры и гор северного Урала до устьев Невы и Нарвы и от Васильсурска на Волге до Любеча на Днепре. При восшествии Ивана 111 на великокняжеский стол московская террито­рия едва ли включала в себя более 15 тысяч квадратных миль1. При­обретения Ивана 111 и его сына увеличили эту территорию по мень­шей мере тысяч на 40 квадратных миль3. Русь превратилась в крупнейшее государство Европы. С конца XV в. она стала называться Россией.^ Свержение монголо-татарского ига XV в. в истории России ознаменован окончательным освобождением от монголо-татарского ига. Последнее столкновение московских и золотоордынских войск произошло в 1480 г, Оно вошло в историю как ^ Великое стояние на реке Угре. Положение русских было трудное, поскольку Ахмед-хан, возглавлявший монголо-татарские полчища, заключил союз с поль­ско-литовским королем Казимиром IV (1427—1492). Ивану III уда­лось, однако, договориться о поддержке с крымским ханом Менгли-Гиреем (?—1515), Его войска, напав на владения Казимира IV, сорвали выступление поляков против Москвы. Стояние на Угре про­должалось несколько недель, после чего Ахмед-хан счел безнадежным вступление в сражение с русскими войсками. А нападение на сто­лицу Золотой Орды в этот момент войск Сибирского хана вынуди­ло Ахмед-хана увести свои войска обратно.^ Таким образом, более чем двухвековое ненавистное иго монголо-татар в конце XV в. было свергнуто окончательно. Одним из объединяющих Русские земли факторов стало в XV в. интенсивное развитие системы поместных отношений, что вело к из­менению социальной структуры, т.е. общественного строя.^ Социальная структура. Начало закрепощения крестьян Гос­подствующим классом оставались феодалы, включающие такие груп­пы, как служилые князья, бояре, слуги вольные, дети боярские, «слуги под дворским».Служилые князья. В их положении произошли изменения. В связи с присоединением удельных княжеств служилые князья (княжата) утратили свою самостоятельность, но оставались наи­более крупными землевладельцами, занимали руководящие посты в войсках, в случае войны выступали с собственной дружиной. Боя­ре — господствующая в экономическом плане группировка феода­лов, что обеспечивало им соответствующую политическую роль. Его численность при московском дворе во второй половине XV в. возросла в четыре раза. Произошло это за счет удельных князей, пришедших на служ­бу великому князю. Поэтому старинное московское боярство было оттеснено на второй алан. Кроме того, изменилось содержание по­нятия «боярин». Раньше оно означало принадлежность к опреде­ленной социальной группе (крупным феодалам), теперь складыва­ется иерархия придворных чинов, даваемых за службу, возникает придворный чин — введенный боярин, который жаловал великий князь, причем преимущественно служилым князьям. Основная масса прежнего боярства получала второй придворный чин — чин окольни­чего. За ним шли дворецкий, казначей, чины думных дворян, думных дьяков и т.д.Формирование государственного аппарата осуществлялось по прин­ципу местничества, основанному на критериях знатности происхож­дения. Чем родовитее был претендент, тем более высокий пост в го­сударственной иерархии он мог занимать. Принцип местничества создавал условия для превращения боярства в замкнутую корпора­цию, ставящую сословные интересы выше государственных, что сни­жало уровень профессионализма в управлении. Такие сдвиги в поло­жении боярства повлияли на его отношение к великокняжеской власти — если прежде бояре связывали свою судьбу с успехами вели­кого князя, теперь они стали в оппозицию по отношению к нему.^ Поэтому в этот исторический период великие князья начали соз­давать себе социальную опору в новой группе феодального класса — дворянстве. Источниками формирования дворянства были: «слуги под дворским», удельные князья и крупные бояре при дворе велико­го князя, свободные люди и даже холопы. Свободные люди и холо­пы, привлекаемые на военную службу, получали от великих князей землю на правах поместья.^ Таким образом в XV в. на Руси формируется вторая форма фео­дального землевладения — поместная. В отличие от вотчины поместье было условным владением, предоставляемым на срок службы и не передаваемым по наследству. Служилое дворянство стало для вели­кого князя опорой в борьбе с феодальной аристократией, которая не желала поступиться своей независимостью.^ Самую многочисленную группу населения в России составляли крестьяне, подразделявшиеся на две категории: чернотяглые (черно­сошные) и владельческие. Их различие определялось проживанием крестьян. Владельческие крестьяне жили на надельных землях в си­стеме феодальной вотчины, собственниками которых были помещи­ки и вотчинники. За пользование землей они отрабатывали барщину или платили оброк. Чернотяглые крестьяне проживали общинами в селах на землях, считавшихся принадлежащими непосредственно князю, т.е. в домениальных владениях великих князей и удельных князей; они выплачивали государству подать за землю.XV в. характеризуется усилением эксплуатации обеих групп кре­стьян, что находит отражение в прикреплении черносошных кресть­ян к земле и усиленном закрепощении владельческих. В таких усло­виях крестьяне стараются найти место с более легкими условиями проживания, например в крупных вотчинах. В целом от крестьян­ских переходов больше теряли мелкие феодалы, которые были за­интересованы в закрепощении крестьян. Поэтому феодализму, как строю, основанному на экономическом принуждении крестьянина к труду на собственника земли, потребовались теперь меры полити­ческого, правового принуждения. Первоначально князья закрепля­ли отдельные группы крестьян за отдельными владельцами особыми грамотами. В середине XV в. был издан ряд великокняжеских гра­мот, которые устанавливали единый для всех феодалов срок отпус­ка и приема крестьян. Кроме того, в грамотах указывалось обязатель­ство уплачивать определенную плату за уходящего крестьянина — пожилое; размер этой платы зависел от местонахождения двора (степная или лесная полоса) и от срока проживания.Всеобщему закрепощению крестьян положил начало ^ Судебник 1497г., который ввел на Руси так называемый Юрьев день (26 нояб­ря) — крестьянину разрешалось уйти от своего хозяина к другому за неделю до Юрьева дня и неделю после него. При переходе крестья­нин выплачивал «пожилое».^ Роль городов. Значительную роль в объединительном процессе земель играли города, которые сохраняли в XV в. зависимость or феодаль­ного государства или частных феодалов. Город делился на две час­ти: собственно город — место, огороженное стеной, крепость (де­тинец), где проживали к основном представители княжеской власти, гарнизон и слуги местных феодалов; торгово-ремесленный посад, расположенный вокруг городских стен. Проживающие в крепости освобождались от налогов и государственных повинностей, жители посада (ремесленники) несли тягло — комплекс натуральных и де­нежных повинностей в пользу государства. В XV в. в городах выде­лился круг состоятельного купечества — гости и сурожане. Гости вели иноземную торговлю, сурожане торговали с Крымом. Верхуш­ка городского населения активно поддерживала политику централи­зации. Она вела борьбу с феодалами за землю, за рабочие руки, против бесчинств аристократов. Верхи горожан формировали свои корпоративные органы (сотни) и настаивали на освобождении от тяжелого тягла, ликвидации в городах привилегированных феодаль­ных промыслов и торгов («белых слобод»).^ Оформление на Руси цезаризма. Централизация московского го­сударства обусловила создание централизованного государственного аппарата управления и новой структуры власти. Цезаризм - , цезаризма, мн. нет, м. (от латин. caesar) (полит, истор.). Политический режим во главе с ненаследственным монархом, пришедшим к власти как узурпатор, в отличие от легитимизма. Московское государство оставалось в XV в. раннефеодальной монархией.Великий князь ЯВЛЯЛСЯ главой государства; имел широкий круг прав — законодательных (издавал законы), исполнительных (осуществлял государственное руководство), судебных. По мере цен­трализации государства власть великого киям усиливалась и изме­нялась. Первоначально свои законодательные, административные и судебные полномочия великий князь осуществлял только в гра­ницах собственного домена. С падением значимости удельных кня­зей великий князь на Руси стал подлинным властителем всей тер­ритории государства.Власть великого князя усилилась после падения могущества Золо­той Орды, с 1480 московские князья стали и фактически, и юриди­чески независимыми, т.е. суверенными государями. В годы княжения Ивана III московский великий князь стал именоваться «государем всея Руси» (с 1478 г.). В целях повышения международного авторитета он женился на племяннице последнего византийского императора - Софье Палеолог. Притязал Иван III и на самодержавие. Как из­вестно, Русь приняла от Византии атрибуты православной державы государственную и религиозную символику. Великокняжеским гербом стал византийский двуглавый орел. Княжение Ивана III было временем не только объединения Рус­ских земель (в это время были присоединены к Московскому княже­ству Ярославль. Ростов, Новгород, Пермь) и складывания центра­лизованного государства, но и выдвижении православной церковью тезиса о том, что «Москва — третий Рим» (разработана старцем Филофеем). Согласно ЭТОЙ концепции Иван III был провозглашен пре­емником державных прав византийского императора Константина XI (1403—1453), и оформилась идея союза княжеской власти с христи­анским миром. Княжеской власти придавался божественный статус, что положило начало оформлению на Руси цезаризма.^ Центральные органы управления. Однако власть монарха в России в этот период была ограничена органами управления раннефеодаль­ного государства. Значительную роль в системе государственных органов играла ^ Боярская дума. Она берет начало от совета при князе, который из­вестен еще со времен Киевской Руси. Историки относят оформле­ние Думы к XV в. По сравнению с княжеским советом Дума отли­чалась большей юридической и организационной оформленностью. Теперь она была постоянно действующим органом, ее состав был относительно стабильным. В Думу входило от 5 до 12 бояр, и около 12 окольничих. Это был совещательный орган. При такой малочис­ленности состава советниками государя были только те аристокра­ты, на которых он мог полагаться. Великий князь не обязан был считаться с мнением Думы, но фактически любое его решение долж­но было получить одобрение боярства, иначе в жизнь оно не проводилось. Поэтому боярство осуществляло через Думу политику, угод­ную ему. Таким образом, весомая роль Думы и господство в ней крупных феодалов были признаками раннефеодальной монархии.Другая особенность раннефеодальной монархии — наличие в системе управления государством XV в, черт предыдущего периода, а также зарождение нового приказного управления. Унаследованная от прошлого дворцово-вотчинная система включа­ла две части: 1) управление дворца во главе с дворецким (дворским), имевшим многочисленных слуг; 2) пути, обеспечивавшие специальные нужды князя и его окружения (сокольничий, ловчий, конюшенный, стольничий, чашничий). В ведение путей выделялись определенные княжеские села и целые местности. Пути не только собирали с выде­ленных мест те или иные продукты, но и были административными и судебными органами. Руководили путями путные бояре.Постепенно система дворцово-вотчинных органов превращалась из органов, обслуживавших личные нужды князя, в общегосударст­венные учреждения, т.е. выполняла важные задачи по управлению всем государством. Так, в XV в. и функции дворецкого уже входили вопросы, связанные с землевладением церковных и светских феодалов, а также общий контроль над местной администрацией. Кроме того, если прежде выполнение княжеского поручения носило вре­менный характер, то теперь оно превращалось в постоянную службу. Усложнение функций дворцовых органов потребовало создания большого и разветвленного аппарата — росло число дьяков (чин двор­ца), которые специализировались на выполнении дел определенного круга.^ Самостоятельным ведомством стала великокняжеская казна (она выделилась из состава дворцовой службы), была создана боль­шая дворцовая канцелярия с архивом и другими подразделениями.Таким образом, в XV в. началось перерастание дворцово-вотчинной системы в приказную систему управления, что также было одним из показателей централизации Российского государства.^ Местные органы управления. С объединением земель и ростом великокняжеской власти отказались от деления страны на уделы и вве­ли деление на уезды. Это были наиболее крупные административно-территориальные единицы. Уезды делились на станы, а станы — на волости. Но поскольку границы государства расширялись и различ­ные местности входили в его состав в разное время, то полного единообразия в административно-территориальном делении еще не было: наряду с уездами сохранялись земли. Существовали разряды — военные округа, а также губы — судебные округа.Возглавляли отдельные административные единицы представи­тели центра — должностные лица. Уезды возглавляли наместники, волости — волостели. Содержание этих должностных лиц осуществ­лялось за счет местного населения, получения от него «корма». Го­воря современным языком, в набор корзины «корм» входили нату­ральные и денежные поборы, судебные и другие пошлины (конское пятно, полавочное, поворотное и др.). Кормленщики содержали свой аппарат управления (тиунов, доводчиков и пр.), имели свои военные отряды для обеспечения внутренней и внешней функции феодально­го государства. Они не были заинтересованы в делах управления вверенных им территориальных подразделений, поскольку сроки их назначения были непродолжительными (год—два). Наместники и во­лостели проявляли лишь заботу о личном обогащении за счет не­контролируемых законных и незаконных поборов с местного насе­ления, что вызывало его недовольство. Системой кормлений были недовольны не только местные жители, но и поднимающееся дво­рянство, поскольку она не могла их оградить от сопротивления крестьянства и доходы от местного управления получали бояре.^ С конца XV в. на местах стала формироваться система полицей­ских служителей — бирючей, тюремных сторожей, палачей и т.д.Управление городами. В этот период самоуправления в городах еще не было. Наместники и волостели наряду с уездами и волостя­ми управляли и городами, находившимися на их территории. Поз­же появились специальные органы городского управления. В XV в.утвердилась должность городчика, по существу военного коменданта города, осуществлявшего надзор за состоянием городских укреплений, выполнением местным населением повинностей, связанных с оборо­ной. Использовали городчиков и для земельных дел. К концу XV в. роль городчиков возросла — им были предоставлены широкие пол­номочия в земельной, финансовой и других сферах управления, причем не только в городе, но и прилегающем уезде. Они стали именоваться городовыми приказчиками и подчинялись великокняже­ским казначеям. Иногда на один город назначалось два и более приказчиков. Должность городовых приказчиков замещалась мест­ными землевладельцами, главным образом дворянами и детьми бо­ярскими. Поэтому для дворян и детей боярских это был свой орган местного управления, а для великого князя — надежный проводник политики централизации.^ Государство и церковь Хотя во время монголо-татарского ига пра­вославные митрополиты получали от ханов ярлыки, закреплявшие привилегии церкви (см. гл. 2), но по мере подъема движения за ос­вобождение русского народа от гнета православная церковь стано­вилась на путь борьбы с завоевателями. В то же время церковь была крупнейшим феодалом, обладавшим огромным имуществом. Помимо десятины, установленной в пользу церкви при крещении Руси, в Мос­ковском государстве она получила новые и значительные источни­ки доходов. Церковь обладала своей юрисдикцией и судебными ор­ганами, имела собственные военные формирования. Все это давало ей независимость от государства, и церковь даже стремилась к при­оритету над ним Однако к концу XV в. князьям удалось в обмен на сохранение в неприкосновенности земельных имуществ церкви до­биться признания верховенства светской власти. Организационная структура церкви была сложной. Органы цер­ковного управления включали: епископаты, епархии, приходы. Во главе церкви стоял митрополит.Развитие права. В качестве основного законодательного акта дейст­вовала Русская Правда, но с целью приспосабливания древнерусско­го права к изменившимся условиям была создана новая ее редакция. В целях все большего подчинения мест власти московского князя наместничьим управлением издавались такие правовые документы, как уставные грамоты, в которых регламентировалась деятельность кормленщиков (например, Белозерская уставная грамота 1488 г.). Па­мятником финансового права является Белозерская таможенная грамота 1497 г., в которой предусматривался порядок сбора внут­ренних таможенных пошлин путем сдачи их на откуп. Выдающимся памятником права XV в. был Судебник 1497 г., ко­торый внес единообразие в судебную практику российского государства, ограничения в судебную деятельность кормленщиков, положил начало закрепощению крестьян в общегосударственном масштабе. Судебная система В XV в. судебная система включала несколько инстанций: суд наместников (волостелей, воевод); суд Боярской думы, или великого князя: приказной суд. Боярская дума и приказ­ной суд выделились в качестве самостоятельной судебной инстанции в конце XV в. Кроме того, действовали церковные и вотчинные суды, а также смешанные, состоявшие из представителей центра и мест. Судеб­ный аппарат не был отделен от административного, управленческого.2. Сословно-представительная монархия. ^ Утверждение титула царя (XVI в.)Важнейшими социально-экономическими процессами, проис­ходившими в России в XVI в., были: завершение объединения Рус­ских земель и складывания единого централизованного государства, существенно увеличившего свою территорию: численность и мно­гонациональный состав населения; вступление феодализма в пери­од зрелости и изменение формы государственного устройства (ран­нефеодальная монархия сменилась сословно-представительной); завершение перехода от дворцово-вотчинной к приказной системе управления; превращение в результате аграрного переворота поме­стной системы землевладения в ведущую форму, что обусловило обострение отношений внутри класса феодалов; продолжение поли­тики закрепощения крестьян в общегосударственном масштабе.^ Превращение Московского княжества в национальное вели­корусское государство В начале XVI в. к Московскому госу­дарству был присоединен Псков (1510), возвращен Смоленск (1514), в 1521 г, присоединено Рязанское княжество, хотя фактически оно уже давно подчинялось Москве. В 1530 г. территория страны составляла 2,8 млн. км2 Только за вторую половину XVI в. территория Российского госу­дарства увеличилась вдвое. Были завоеваны Казанское, Астраханское и Сибирское ханства; пошла в состав России Башкирия В начале XVI в. в состав Российского государства были включены Чернигово-Северские земли, земли по берегам Десны с ее притоками, часть нижнего течения Сожа и верхнего течения Днепра — Чернигов, Брянск, Рыльск. Путивль — всего 25 городов и 70 волостей. Посте­пенно осваивалось так называемое ^ Дикое поле — земли на южной окраине страны. _____________________________________________________________ В конце XVI в. численность населения России достигла 7 млн человек. Расширился его национальный состав. В рамках этого го­сударства, одного из самых крупных в Европе, была объединена русская народность. Основной единицей административно-территориального деления в России оставался уезд, включавший крупные земельные части: пригороды и земли. Целые земли подразделялись на волости, станы, трети и четверти. Основной хозяйственной единицей остава­лась волость.Социальная структура Господствующий класс — феодалы. В его среде выделялась боярско-княжеская аристократия, представлявшая наиболее крупных землевладельцев, хотя постепенно княжеское землевладение сближаюсь с боярским. Сюда входили бывшие удельные князья (княжата), которые потеряли свои прежние политические при­вилегии, сохранив при этом прежнее экономическое значение. Дворянство представляло вторую, наиболее многочисленную часть феодалов. Его объединяли с боярством общие классовые ин­тересы — эксплуатация крестьян, т.е. использование крестьянского труда. Однако были у дворян и интересы, противоречащие бояр­ским. Дворянство нуждалось в земле, а поэтому стремилось к закре­пощению крестьян, И землю, и право на труд крестьян оно могло получить только от государства, отсюда — поддержка дворянством центральной власти и его активной внешней политики.Различной была у этих двух групп феодалов экономическая ба­за: у боярско-княжеской аристократии — вотчинное землевладение, у служилого сословия (дворян) — поместное землевладение. Как правило, вотчины превышали по размерам поместья. Дво­ряне-помещики получали земли на срок службы и в ограниченном размере, что толкало их к более интенсивной эксплуатации крестьян, проживающих на этой земле. По этой причине крестьяне чаще уходи­ли из поместий, нежели из вотчин, и между вотчинниками и помещиками шла борьба за рабочие руки. Такие внутриклассовые противоречия обусловили стремление дворянства к изменению статуса поместья в сторону наследуемого земельного владения, каким была вотчина. В XVI в. в России состоя­лась первая попытка юридически уравнять поместье с вотчиной. Был установлен единый порядок государственной военной службы. Неза­висимо от вида землевладения (вотчины или поместья) хозяева обя­зывались выставлять одинаковое число экипированных и вооружен­ных людей с определенных размеров земельных угодий. Принцип служебности распространялся на оба сословия феодалов — боярство и дворянство. Расширялись права владельцев поместья — им стали давать разрешения обменивать поместья на вотчину, на передачу поместья в приданое, на наследование поместий. На этом этапе феодальный класс по-прежнему имел такие при­вилегии, как монопольное право владеть землей, освобождение от повинностей, преимущества в судебном процессе, права занимать чиновничьи должности.Феодально-зависимое население представляли крестьяне, кото­рые, как отмечалось, подразделялись на две основные группы — владельческие и черносошные. Утверждение поместной формы зем­левладения в экономическом плане привело к развитию барщинного хозяйства, связанного с ростом товарно-денежных отношений, по­скольку поместье, в отличие от вотчины, не могло полностью обеспе­чить все свои потребности без рыночных связей. Тем самым усилива­ется эксплуатация феодально-зависимых (владельческих) крестьян. Для черносошных крестьян была введена посошная подать.^ Население городов. К концу XVI в, число городов увеличилось до 220, Самым крупным городом была Москва, население которой достигло 100 тысяч. Население других крупных городов составляло по 3—8 тыс, человек. Наиболее развитыми городами были Новгород. Псков, Вологда. Великий Устюг, Казань. Ярославль. Соль Камская, Калуга, Нижний Новгород, Тула, Астрахань. Осваивалось и Дикое поле — были основаны Орел. Белгород, Воронеж. Присоединение Казан­ского и Астраханского ханств дали России Самару и Царицын. При освоении Сибири были построены Тюмень и Тобольск. В 1584 г. в связи с потребностями внешней торговли основан Архангельск.^ С ростом городов и развитием ремесел значительно увеличилась численность посадского населения. Растущий класс купцов имел при­вилегии — освобождался от ряда повинностей. Ремесленники и мел­кие торговцы относились к «черным» людям. В городах по принци­пу обложения разграничивались «черные» (облагаемые) и «белые» слободы, которые не облагались государевым тяглом. С середины XVI в, городами управляли воеводы, бывшие служи­лыми людьми. Назначались они государем или Разрядным приказом. Но были и случаи, когда воеводы назначались по просьбе городских жителей. Делопроизводством при воеводах занимались дьяки.^ Избранная рада и реформы середины XVI в. После смерти в 1533 г. Василия Ш на великокняжеский престол вступил его трех­летний сын Иван IV (1533—1584). Государством фактически управ­ляла его мать, Елена Глинская. И в этот период не прекращалась борьба за власть между боярскими группировками, что привело к ос­лаблению центральной власти. ____________________________________________________________ Тяжелое положение народных масс, произвол вотчинников вызвали недовольство и открытые выступления в ряде городов. В 1547 г. произошло восстание в Москве. Протестовали против феодалов, жители Опочки, Пскова, Устюга. Обострение внутриполитической обстановки требовало поиска выхода из такого положения. По предложению различных групп феода­лов при Иване IV было создано в 1547 г. новое правительство — Из­бранная рада. В нее входили наиболее близкие к парю советники, занимавшиеся важнейшими делами государственного управления. Возглавлял раду А.Ф. Адашев(?'—1561), происходивший из богатого, по не очень знатного рода. Участвовали в работе Избранной рады представители различных слоев господствующего класса. Рада про­существовала до 1560 г., она не была официальным государствен­ным учреждением, но фактически в течение 13 лет управляла госу­дарством от имени царя. Некоторые историки считают, что время правления рады было самым демократичным периодом царствова­ния Ивана IV. Преобразования, которые проводила Избранная ра­да, получили название реформ середины XVI в. Реформы Ивана IV затронули прежде всего аппарат государст­венного управления, как центральный, так и местный. Были изме­нены налоговая система, порядок сбора торговых пошлин.^ Опричнина. Дальнейшее закрепощение крестьян Окончательный удар по феодальной вотчине Иван Грозный нанес в 1565 г., учредив опричнину. Из общего государственного земельного фонда были выделены обширные территории, составлявшие особый удел, доходы с которых должны были поступать в государеву казну. Вся остальная территория составляла земщину, оставшуюся в управ­лении старых учреждений. В опричнину, т.е. царский удел, вошли значительные территории на западе, севере, юге страны, земли с наиболее развитым удельно-княжеским землевладением; здесь были наиболее развитые города (Ярославль, Ростов, Кострома и др.), находились важные торговые пути, стратегически важные форпосты на границах. Из всех горо­дов, уездов все князья, бояре, дворяне и приказные люди, не со­глашавшиеся добровольно записаться в опричники, принудительно выселялись, княжеские и боярские вотчины конфисковывались, прежние их владельцы переселялись в другие районы, главным об­разом окраинные. На новых местах они получали земли на основе поместного права. В старых районах «испомешались» опричники из малоземельных дворян, из разного мелкого люда. Опричники объе­динялись в особый корпус, составляя гвардию телохранителей госу­даря, отрекались от своих родных и друзей, обязывались служить только царю.Эта реформа была аграрным переворотом середины XVI в.; ее суть — перераспределение земель бояр в пользу дворянства; ликви­дация независимости крупного феодально-вотчинного княжеского землевладения и укрепление центральной власти. Опричнина сыг­рала большую роль в усилении экономической мощи царя. Однако опричный террор наносил беспощадные удары не только по боярской и княжеской знати, но и по всему населению. Будучи мощной военно-карательной силой царя, опричнина скоро вызвала озлобление против него во всех слоях населения. Царь вынужден был отказаться от опричнины (1572). Против опричных казней Ивана IV публично выступил митро­полит Филипп (в миру — Колычев Федор Степанович) (1507—1569), за что был низложен и по приказу царя задушен (канонизирован Русской Православной Церковью).^ Что касается феодально-зависимого крестьянства, то эпоха Грозного стала вторым этапом закрепощения крестьян в общегосу­дарственном масштабе. И хотя Судебник 1550 г. подтвердил право перехода крестьян в Юрьев день, но плата за пожилое возросла. Кроме того, в 80-е годы XVI в. закрепостительная политика усили­вается, вводятся заповедные лета. После опричнины и войн возрос­ло бегство крестьян от своих хозяев. Об этом свидетельствует при­нятие соответствующих указов 1580, 1597 гг., проведение переписи крестьян в 1581—1592 гг., создавшей юридическую основу для по­иска беглых крестьян.Утверждение в России титула царя. В XVI в, когда окончатель­но сложилось национальное великорусское государство, изменилась форма государственного устройства — от раннефеодальной монархии Россия перешла к сословно-представительной монархии; изменился также статус монарха. Теперь великий государь всея Руси стал име­новаться царем. Титул царя по тогдашним понятиям резко возвышал его над всей титулованной русской знатью и приравнивал в положе­нии с западно-европейскими императорами. Сам царь издавал уста­вы, законы, уроки, судебники. В XVI в. по-прежнему выдвигалась идея укрепления авторите­та верховной власти, причем и церковью, и общественной мыслью, и самими государями. Так, созданное в начале XVI в. литературно-публицистическое «Сказание о князьях владимирских» выводило про­исхождение русской царской династии от римского императора Авгу­ста (63 г. до н.э. — 14 г. н.э.). О том, что эта легенда утвердилась на Руси, говорит письмо Ивана Грозного шведскому королю, в кото­ром царь писал: «Мы родством от Августа кесаря ведемся», что озна­чало продолжение Российским государством традиций великого Рима. Вопрос о характере и сути государственной власти обсуждался в пе­реписке Ивана Грозного с князем ^ Андреем Курбским (1528—1583). О еди­нодержавии писал Грозный князю Курбскому следующее: «...горе Царству, коим владеют многие!», а в ответе на письмо князя Иван IV изложил свое кредо самодержца: неограниченность воли монарха, ибо она санкционирована церковью и богом. Необходимость сильной самодержавной власти отстаивал в своих сочинениях писатель-публицист, идеолог дворянства, ^ И.С. Пересветов (XV в.). Он осуждал боярское самоуправство, отстаивал сильную цар­скую власть: «Государство без грозы, что конь без узды».Роль Боярской думы В этот период сохраняется Боярская дума — законодательный и совещательный орган. Сословно-представительная монархия соответствовала эпохе зрелого феодализма. Эта политиче­ская форма сложилась в результате борьбы великих князей и царей за дальнейшее укрепление централизованного государства. Власть государя на этом этапе еще не достигла такой силы, чтобы стать абсолютной. В компетенцию Думы входило участие в формирова­нии законодательства, управлении и судебной деятельности. Бояр­ская дума с течением времени пыталась приобрести всю полноту власти. В ее состав по-прежнему входили знатные московские бояре, удельные князья и некоторые их бояре. Заседания Боярской думы проходили, как правило, в Грановитой палате Московского Кремля. Во время царствования Ивана Грозного состав Думы был расширен втрое в целях ослабления в ней роли боярской аристократии.^ В этот период из Думы выделяется более узкий орган, в который входили приближенные к царю советники. — Избранная рада и Ближ­няя дума,Роль Земских соборов В XVI в. в России возник принципиально новый орган государственного управления — ^ Земский собор. В состав Земского собора входили царь. Боярская дума, Освя­щенный собор в полном составе, представители дворянства, верхов посадских людей (торговые люди, крупное купечество), т.е. канди­даты трех сословий. Земский собор как представительный орган был двухпалатным. В верхнюю палату входили царь, Боярская ду­ма и Освященный собор, которые не избирались, а участвовали к ней в соответствии с занимаемым положением. Члены нижней палаты были выборными. Порядок выборов на Собор был следую­щим. Из Разрядного приказа воеводы получали предписание о вы­борах, которое зачитывалось жителям городов и крестьянам. После того составлялись сословные выборные списки, хотя число пред­ставителей не фиксировалось. Избиратели давали своим выборным наказы. Однако выборы проводились не всегда. Бывали случаи, когда при срочном созыве Собора представители приглашались царем или должностными лицами на местах. В Земском соборе значи­тельную роль играли дворяне (главное служилое сословие, основа царского войска), и особенно торговые люди, так как от их участия в этом государственном органе зависело решение денежных проблем для обеспечения средствами государственных нужд, прежде всего оборонных и военных. Таким образом, в Земских соборах нашла проявление политика компромисса между различными слоями гос­подствующего класса. Регулярность и продолжительность заседаний Земских соборов не были заранее регламентированы и зависели от обстоятельств и важ­ности и содержания обсуждавшихся вопросов. В ряде случаев З


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.