Реферат по предмету "Разное"


1. Народы и древнейшие государства на территории России

1. Народы и древнейшие государства на территории России.Человек начал выделяться из животного мира 3 млн. лет назад. Периодизация истории человечества на стадии первобытнообщинного строя делится на 3 этапа в зависимости от материала орудий труда. Каменный век (3 тысячелетие до н.э.). У разных народов в разных районах Земли появление тех или иных орудий труда и форм общественной жизни происходило не одновременно. Шел процесс формирования человека и формирования человеческого общества. В период раннего каменного века - палеолита (700 тыс. лет назад) человек проник на территорию Восточной Европы. Заселение шло с юга. Найдены следы пребывания древнейших людей в Крыму, Абхазии, Армении, в Средней Азии (юг Казахстана, район Ташкента), в районе Житомира и на Днестре. Великий ледник. 100 тыс. лет назад значительную часть Европы занимал огромный ледник толщиной до 2 км. Суровый климат сказался на развитии человечества. К этому времени относится зарождение членораздельной речи, родовой организации общества, религиозные представления (страх перед силами природы и неумение их объяснить явились причинами возникновения языческой религии). В период позднего палеолита (35-10 тыс. назад) закончилось таяние ледника и установился климат, похожий на современный. Использование огня, развитие орудий, упорядочение отношений между полами. Обнаружены следы первых долговременных поселений. Приходит более высокая форма организации общ-ва - родовая община (это объединение людей одного рода, имеющих коллективную собственность и ведущих хозяйство на основе возрастного и полового разделения). Сохранились произведения искусства позднего палеолита на Южном Урале. В мезолите стали использовать каменный топор, изобретение лука. К охоте и собирательству добавилось рыболовство. Началось одомашнивание животных: была приручена собака, вслед за ней - свинья. Окончательно была заселена Евразия: человек дошел до берегов Балтики и Тихого океана. В зависимости от природно-климатических условий на территории Восточной Европы и Сибири сложились различные типы хозяйственной деятельности. В степной полосе от среднего Днепра до Алтая жили скотоводческие племена. На Украине, Закавказье, Средней Азии, юга Сибири расселились земледельцы. Охотничье-рыболовческое хозяйство характерно для северных, лесных районов европейской части и Сибири. Историческое развитие отдельных регионов шло неравномерно. Более быстро развивались скотоводческие и земледельческие племена. Земледелие постепенно проникало в степные районы. Из числа стоянок земледельцев на территории Восточной Европы и Средней Азии можно выделить неолитические поселения в Туркмении (вблизи Ашхабада), в Армении (близ Еревана) и др. Бронзовый век (3-1 тыс. до н.э.): Новый толчок в историческом развитии человечество получило, освоив производство металла. На территории нашей страны ускорилось развитие тех племен, которые жили вблизи залежей меди и олова. На территории Евразии такие племена обитали в районах Северного Кавказа, Средней Азии, Урала и Сибири. Переход к металлическим орудиям труда привел к выделению скотоводческих и земледельческих племен. Возросла роль мужчины в производстве. Происходило объединение и укрупнение родов в племена. Начали складываться большие культурные общности. Ученые полагают, что эти общности соответствовали языковым семьям, из которых вышли народы, населяющие в настоящее время нашу страну. Наиболее крупная языковая семья - индоевропейская. Она складывалась на территории современного Ирана и Малой Азии, распространялась на Южную и Восточную Европу, Малую и Центральную Азию и в районе Индостанского полуострова. Впоследствии индоевропейская языковая семья раскололась на несколько ветвей: на юге и юго-востоке - иранцы, индийцы, таджики, армяне и др.; на западе - нынешние германцы, французы, англичане и др.; на востоке - балты и далекие предки славян. Вторая большая языковая семья - угро-финская (нынешние финны, эстонцы, корелы, ханты, мордва и др.) издавна занимала территорию от Прикамья до Зауралья, откуда ее племена расселялись на европейский север, в Поволжье и Западную Сибирь. Предки тюркских народов жи­ли в Центральной Азии, откуда они начали свое продвижение в Восточ­ную Европу и далее на запад. В горных ущельях Северного Кавказа со времен бронзового века до наших дней живут народы иберийско-кавказской языковой семьи. На территории Восточной Сибири и Севе­ро-Восточной Азии расселились коряки, алеуты, эскимосы и другие народы, которые дожили здесь вплоть до наших дней. Происхождение народов (этногенез) - один из сложных вопросов науки; это длительный процесс, занимающий несколько тысячелетий. К середине второго тысячелетия до н.э. археологи относят выделение из индоевропейских племен праславян. Это была группа родственных племен; принадлежащие им памятники прослеживаются от Одера на западе до Карпат на востоке Европы. Процесс разложения первобытно-общинного строя в разных регионах Евразии проходил неодновременно. В южных районах разложение первобытно-общинного строя произошло раньше, что привело к возникновению рабовладельческих государств в Средней Азии и Закавказье, в Поволжье. На территории Северного Причерноморья жили многочисленные кочевые племена, переживавшие стадию разложения первобытнообщинного строя. Наиболее быстро этот процесс шел у ирано-язычных скифов, где складывалось классовое общество. Геродот (V в. до н.э.) называет скифами все население, живущее к северу от Черного и Азовского морей. Возможно, что в число скифов включали и часть славян, обитавших в Среднем Приднестровье (скифы-пахари, или борисфеняне, от древнего названия Днепра — Борисфен). Для скифов было характерно развитие патриархального рабства, связанного с первобытнообщинными отношениями. Имущественное расслоение у скифов достигло значительных размеров, о чем свидетельствуют сокровища, найденные в курганах - захоронениях скифских царей. В VI-IV вв. до н.э. скифы объединились в мощный племенной союз. Сложилось сильное Скифское государство со столицей в Неаполе Скифском (близ Симферополя). При раскопках Неаполя Скифского археологи обнаружили значительные запасы зерна. Скифы-земледельцы выращивали "лучшую в мире пшеницу" (Геродот). Зерно из Скифии вывозилось в Грецию. Города Причерноморья копировали устройство греческого мира. Античное рабство в отличие от рабства в восточных деспотиях и патриархального рабства народов, находившихся на стадии разложения первобытнообщинного строя, основывалось на высоком уровне развития товарного производства. Значительное развитие получило ремесло. В результате войн умножилось число рабов, которыми имели право владеть все свободные граждане. Свободные граждане играли большую роль в управлении страной в античных государствах. Почти все города-государства Причерноморья были рабовладельческими республиками. За крепостной стеной возвышались величественные храмы, жилые и общественные здания. В первых веках нашей эры рабовладельческие города-государства Причерноморья попали в зависимость от Рима. К Ш в. н.э. отчетливо проявился кризис рабовладельческого строя, а в IV-V вв. н.э. рабовладельческие державы пали под натиском племен готов и гуннов. Рабский труд в условиях перехода к железным орудиям становился невыгодным. Нашествие варварских племен довершило падение рабовладельческой цивилизации. Железный век (с 1 тыс. до н.э.): Переходу народов к классовому обществу способствовало начало изготовления орудий труда из железа (рубеж I тыс. н.э.). Широкое распространение месторождений железа в виде болотных руд, его дешевизна по сравнению с бронзой, более высокая производительность орудий из железа привели к вытеснению бронзовых и каменных изделий. Применение железа дало огромный толчок развитию производительных сил, повлекло отделение ремесла от земледелия, стали изготовлять изделия не только на заказ, но и для обмена, что означало появление товарного производства. Широкое распространение железа на территории нашей страны относится к I тыс. до н.э. Продвижение земледелия на север от зоны теплого климата привело к тому, что на землях, где жили наши далекие предки - славяне, также стали появляться предпосылки для возникновения частной собственности; зарождалось классовое общество, требовавшее организации социальных отношений, и, как естественный результат, складывалось государство. ^ 31. Российская общественная мысль и общественные движения 30-50-х годов.Особенности общественного движения второй четверти XIX в. Во второй четверти XIX в. в российском общественном движении произошли серьезные изменения. Во-первых, значительно расширился его круг. Если в движении декабристов участвовали только дворяне, причем, главным образом, представители столичной знати и гвардейские офицеры, то в годы николаевского царствования активными участниками освободительного движения стали преподаватели и студенты университетов (в основном Московского) и литераторы. Во-вторых, важную роль в освободительном движении начала играть периодическая печать, формировавшая общественное мнение. В-третьих, если взгляды декабристов опирались на идеологию Просвещения, то внимание участников общественного движения второй четверти XIX в. привлекали идеи немецкой классической философии (Шеллинга, Гегеля), а с 30-х гг. — также утопического социализма (Сен-Симона, Фурье). В-четвертых, с рубежа 30—40-х гг. в центре общественного внимания оказался вопрос об исторических судьбах России — спор между западниками и славянофилами. Революционно-демократическое направление в русском общественном движении В. Г. Белинский. Левое крыло западничества придерживалось революционно-демократических позиций. Его лидерами были В. Г. Белинский и А. И. Герцен. После изгнания из университета Белинский полностью отдался рабрте литературного критика. 30-е годы в России характеризовались ростом влияния литературных журналов. Это объяснялось тем, что в обществе, жившем под гнетом цензуры, литература и литературная критика взяли на себя роль общественно-политической публицистики. Говоря о литературе, критика поднимала проблемы, волновавшие общество. Главными противниками, на которых обрушивался Белинский в своих статьях, были' теория официальной народности и Крепостное право, по мнению славянофилов, также было введено Петром, установившим подушную подать. Журнал «Отечественные записки», в котором публиковались критические статьи Белинского, обрел такую популярность, что очереди за ним занимали у киосков с ночи, а студенты брали его с бою. В 1837—1839 гг. Белинский пережил период «примирения с действительностью», приняв буквально формулу Гегеля: «Все действительное — разумно, все разумное — действительно». Однако в 1840 г. он уже писал: «Проклинаю мое гнусное примирение с гнусной действительностью». В 1847 г., незадолго до смерти, Белинский, находясь на лечении за границей, опубликовал открытое письмо к Н. В. Гоголю, в котором резко (но далеко не во всем справедливо) упрекал писателя за восхваление самодержавия и крепостничества в книге «Выбранные места из переписки с друзьями». Белинский обрушился на порядки николаевской России, «страны, где люди торгуют людьми... где... нет не только никаких гарантий для личности, чести и собственности, но нет даже полицейского порядка». А. И. Герцен. С 1834 г. А. И. Герцен находился в ссылке в Перми, позднее в Вятке и, наконец, во Владимире. В 1840 г. он получил разрешение вернуться в столицу, но и 1841 г. вновь был сослан — в Нижний Новгород. В краткий период между ссылками Герцен активно участвовал в противостоянии со славянофилами, сблизился с Белинским. Единственной формой участия в общественной жизни могла для него быть литература. В 40-х гг. Герцен опубликовал имевшие успех повести «Сорока-воровка», «Доктор Крупов», роман «Кто виноват?». В 1847 г. Герцен уехал в эмиграцию и в Россию уже не вернулся. События 1848 г. во Франции потрясли Герцена. Кровавое подавление рабочего восстания в Париже заставило его усомниться в приемлемости европейского пути и отказаться от западничества. Герцен пришел к выводу о том, что движение России к социалистическому будущему должно основываться на «ячейке социализма» — крестьянской общине, сохранившей значительные черты коллективизма. Россия, по мнению Герцена, должна была прийти к социализму, минуя капитализм. Учение Герцена принято именовать «русским» или «крестьянским социализмом». В 1852 г. Герцен переехал в Лондон, где основал «Вольную русскую типографию». В 1855 г. началось издание альманаха «Полярная звезда», в 1857 г. — газеты «Колокол». Петрашевцы. В 1845 г. сложился кружок петрашевцев, названный так по имени лидера — М. В. Буташевича-Петрашевского. В кружок входили чиновники, преподаватели гимназий, офицеры, литераторы, в частности Ф. М. Достоевский, М. Е. Салтыков-Щедрин, А. Н. Плещеев, А. Н. Майков. Члены кружка исповедовали различные взгляды: от либеральных до радикально-революционных. Несмотря на значительную численность, общество петрашевцев оставалось именно кружком, где обсуждались литературные, философские вопросы. Ни программы, ни устава не создавалось. Сам Петрашевский и его единомышленники исповедовали социалистические взгляды в духе Фурье и Сен-Симона, мечтали о ликвидации крепостного права и самодержавия, об утверждении республики. Более радикально настроены были некоторые члены общества во главе с Н. А. Спешневым, считавшие, что к социализму можно прийти только путем крестьянской революции. Несмотря на то что кружок не предпринимал никаких антиправительственных действий, расправа была жестокой. В 1849 г. 21 петрашевец был приговорен к смертной казни, которую заменили каторгой лишь в последнюю минуту, когда осужденные уже стояли под виселицей. ^ 2. Этногенез восточных славян, восточнославянские племена с древ­нейших времен,Родина наших предков – Евразия. После послед. великого Волдайского оледенения на обширной территории Европы, где жили индоевр-цы, от Атлантики до Уральского хребта, установились мягкие климат. условия. Важнейшими занятиями индоев-цев были охота и собирательство. Примерно 10-12 тыс. лет назад природные условия существенно изменились, произошло существенное похолодание климата, вызванное сползанием Скандинавского ледникового щита, кот. разделил прежде единую природно-климатическую Европу на 2 части: Западную и Восточную. Дикие животные, на кот. охотились племена индоев-цев, стали совершать сезонные миграции, уходя в теплое время в тундру, спасаясь от насекомых. Вслед за животными мигрировали и охотники. Так на месте прежнего племенного единства возникали племенная обособленность и дифференциация. Эколог. кризис привел к переходу от потребляющих форм ведения хоз-ва к производящим (неолитическая революция). Языки, относящиеся к индоевропейским,– индийский, греческий, китайский, арабский, кельтский, германский, балтский, славянский, армянский, албанский. Изучение древн. предков славян происходит на основе сопоставления данных в истор. лингвистике с точно датированными археологическими исследованиями. Важную роль играют аргументы времени, показатели протекания важных процессов в культурной и социальной сферах, запечатлевшихся в словах, культурных указателях. На основе анализа истор. диалектологии удалось установить, что праиндоев-кая культур. общность сущ. в 4-5 тыс. до н.э.-3 тыс. н.э. индоев-цы начали активно колонизировать соседские земли, нередко вытесняя местные племена. По мнению ученого Ламприхта, во 2г. до н.э. из индоев-ской общности выделились германские народы. Немного позднее от них отделились носители балтских языков. Балтские племена заселили огромную территорию, включая Верх. Приднепровье и южное побережье Балтийского моря. Территория расселения балтов на западе была ограничена реками Днестром и Нижней Вислой, также верховьями западной Двины и Оки на востоке. Ученым не удалось определить собственно праславянскую археологическую культуру, существование кот. можно отнести ко 2 тыс. до н.э. однако установлено о существовании единой балтской общности племен на протяжении 1,5 тыс. лет. Примерно в 500 г. до н.э. единая балтская общность племен разделилась на 3 группы: 1) западную (пруссы, ятвяги, селы, гументы); 2)срединную (ливы, аукшайты, склавы); 3)днепровскую (предки Летописной Голяди) Примерно в то же время от балтских племен отделились славянские племена: 1) южные (предки болгар, македонцев, словен, сербов, хорватов) 2) западные (предки словаков, поляков, чехов) 3) восточные (предки русских, украинцев и белоруссов) На протяжении многих столетий балтские и славянские племена активно контактировали между собой. На завершающем этапе борьбы Др. Китая с тюркоязыч. кочевниками хунну в Приуралье образовалось племя гуннов. В 351 г. хунну повернули на северо-запад от кит. стены, под натиском гунно хунну вытеснили германоязыч готов, ираноязыч аланов и часть сорматов, заселив Приазовье и Крым. В 3 в. готы заселили Римскую империю. В 375 г. гунну вторглись в европу. Отсутствие упоминаний о балтах и славянах в это время, они были выключены из формирования зап-европейской цивилизации. Начало образ-ия гос-ти у вост славян относят к 6 в. в это время возникают крупные межплеменные союзы. Гл источник истории – «Повесть временных лет» Нестора. ^ 32. Социально-экономические и политические предпосылки систем­ных реформ в обществе в середине XIX в.В середине XIX в. крепостническая экономика России находилась в состоянии серьезного кризиса. Это выразилось, в частности, в росте крестьянских повинностей и платежей, временами достигавших предельного уровня, за которым крестьянскому хозяйству грозило неминуемое разорение Распространяемый в черноземных районах перевод крестьян на месячину свидетельствовал о прямой деградации крепостничества и превращении его в неприкрытое рабство. Оборотной стороной разорения крестьянского хозяйства становилось оскудение поместного дворянства, которое для поддержания привычного уровня жизни все чаще закладывало имения. В 50-х гг. 2/3 помещичьих имений было заложено и перезаложено. В то же время в нечерноземной полосе крестьяне все чаще стали заниматься строительством, ремеслом, извозом, наниматься на мануфактуры. В основном за счет сторонних заработков существовали крестьянские семьи и выплачивался оброк. Таким образом, фактически нарушался один из важнейших принципов крепостнической системы — прикрепление крестьян к земле. Уже складывался капиталистический уклад. В 50-х гг. XIX в. усилилось .имущественное расслоение крестьянства. Капиталистые крестьяне арендовали землю (нередко покупали на имя своих господ), основывали мануфактуры и торговые предприятия. Их имущественное положение пришло в резкое несоответствие с нищетой и бесправием людей, оставшихся в крепостной зависимости. В промышленности купеческие и крестьянские мануфактуры, основанные на вольнонаемном труде, постепенно одерживали верх в конкурентной борьбе над вотчинными и посессионными мануфактурами, использовавшими подневольный труд. В-30-х гг. в России начался промышленный переворот. Однако он сдерживался слабым развитием рынка свободной рабочей силы. Большинство рабочих оставались крепостными-отходниками. Поэтому они сохраняли тесные связи с деревней, вынуждены были возвращаться туда во время сельскохозяйственной страды. К тому же помещик всегда мог отозвать своего крепостного с фабрики. Дальнейшее развитие промышленности требовало отмены крепостного права. Среди историков нет единства в мнении, исчерпал ли крепостнический строй к середине XIX в. возможности дальнейшего экономического развития. Ясно, однако, что сохранение крепостного права обрекало Россию на растущее экономическое отставание от ведущих европейских держав. Крепостное право порождало постоянные волнения крестьян. Их выступления были разрозненными, малочисленными, легко подавлялись властями и сами по себе не создавали угрозы свержения существующего строя. Однако постоянное недовольство крестьян беспокоило власть и дворянство, напоминая о возможности новой пугачевщины. Необходимость отмены крепостного права была ясна значительной части российских правящих кругов уже в 30—40-х гг. XIX в. Но пойти на решительные меры власть не рискнула. Правительство в случае освобождения крестьян опасалось как массовых волнений, так и недовольства помещиков. Перелом наступил после позорно проигранной Крымской войны, когда невозможность дальнейшего сохранения крепостного права стала очевидной. ^ 3. Норманнская теория и ее трактовка в российской историографии.Русский летописец начала XII в., пытаясь объяснить происхождение Древнерусского государства, в соответствии со средневековой традицией включил в летопись легенду о призвании в качестве князей трех варягов - братьев Рюрика, Синеуса и Трувора. Многие историки считают, что варягами были норманнские (скандинавские) воины, нанятые на службу и давшие клятву византийскому императору. Ряд историков считает варягов русским племенем, жившим на южном берегу Балтийского моря и на острове Рюген. По этой легенде накануне образования Киевской Руси северные племена славян и их соседи (ильменские словене, чудь, весь) платили дань варягам, а южные племена (поляне и их соседи) находились в зависимости от хазар. В 859 г. новгородцы изгнали варягов, что привело к междоусобице. В этих условиях собравшиеся на совет новгородцы послали за варяжскими князьями. Власть перешла в руки варяжских князей, старший из которых Рюрик положил начало княжеской династии. После смерти Рюрика другой варяжский князь Олег (есть сведения, что он – родственник Рюрика), правивший в Новгороде, объединил Новгород и Киев в 882 г. Сложилось гос-во Русь (или Киевская Русь). Летописный рассказ о призвании варягов послужил основанием для появления норманнской теории. Впервые она была сформулирована немецкими учеными Миллером и Байером, приглашенными для работы в Россию в XVIII в. Горячим противником этой теории выступал М.В. Ломоносов. Сам факт пребывания варяжских дружин на службе у славянских князей, их участия в жизни Руси не вызывает сомнения, как и связи между скандинавами и Русью. Однако нет следов заметного влияния варягов на эконом. и соц.-полит. институты славян, а также на язык и культуру. В скандинавских сагах Русь - страна несметных богатств, а служба русским князьям - верный путь приобрести славу и могущество. Археологи отмечают, что кол-во варягов на Руси было невелико. Не обнаружено данных о колонизации Руси варягами. Версия об иноземном происхождении той или иной династии типична для древности и средневековья. Доказана несостоятельность норманнской теории, объясняющей возникновение Древнерусского гос-ва как рез-т иноземной инициативы. Ее политический смысл представляет опасность и в наши дни. "Норманисты" исходят из положения о исконной отсталости русского народа, который не способен к самост. истор. твор-ву. Они полагают, оно возможно, только под иноземн. руководством и по иноземн. образцам. Историки обладают убедительными доказательствами, что есть все основания утверждать: у восточных славян устойчивые традиции гос-ти сложились задолго до призвания варягов. Гос. институты возникают в рез-те развития общ-ва. Действия отдельных крупных личностей, завоевания или другие внешние обстоятельства определяют конкретные проявления этого процесса. След-но, факт призвания варягов говорит не о возникновении русской государственности, а о происхождении княжеской династии. Если Рюрик был реальной истор. личностью, то его призвание на Русь следует рассматр. как ответ на реальную потребность в княжеской власти. В истор. лит-ре вопрос о месте Рюрика в нашей истории остается спорным. Одни историки разделяют мнение, что русская династия скандинавского происхождения, как и само название "Русь" ("русскими" финны называли жителей Северной Швеции). Другие придерживаются мнения, что легенда о призвании варягов, является плодом сочинительства, позднейшей вставкой, вызванной полит. причинами. Существует и точка зрения, что варяги и Рюрик были славянами, происходившими либо с южного побережья Балтики (остров Рюген), либо из района реки Неман. Образование государства Русь - закономерное завершение длительного процесса разложения первобытнообщинного строя у полутора десятков славянских племенных союзов. Сложившееся гос-во находилось в самом начале своего пути: первобытнообщинные традиции еще долго сохраняли место во всех сферах жизни восточнославянского общества. ^ 33. Манифест об отмене крепостного права 1861 года. Историческая оценкаРедакционные комиссии завершили работу в октябре 1860 г. Рассмотренный Главным комитетом проект крестьянской реформы был передан на утверждение в Государственный совет. 19 февраля 1861 г. Александр II подписал Манифест об отмене крепостного права в России и «Положения о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости». В «Положениях» рассматривался вопрос о личной свободе крестьян, наделении их землей и размерах выкупа, уплачиваемого ими за полученную землю. Крестьяне становились лично свободными людьми. Они могли заключать сделки, приобретать не только движимое, но и недвижимое имущество, вступать в брак, переходить в другие сословия. Однако сохранилось неполноправие крестьянина. Он был подчинен общине (миру), без ее согласия не мог покинуть деревню и избрать иное место жительства. По приговору сельского схода крестьянин мог подвергнуться телесному наказанию. В общине была установлена круговая порука по уплате податей. Община, а не отдельная крестьянская семья считалась и владельцем полученной крестьянами земли. В основу наделения землей было положено стремление, во-первых, обеспечить крестьян средствами к существованию и тем самым предотвратить их массовую пролетаризацию, чреватую революцией, а во-вторых, обеспечить помещичьи хозяйства рабочими руками. Следовательно, предоставляемый надел заведомо не мог полностью обеспечивать, крестьянскую семью. Если помещик и крестьяне не достигали полюбовного соглашения, то наделение землей проводилось на основе установленных норм. Для каждой местности определялись высшая и низшая норма душевого надела. Если надел, которым крестьянин пользовался до освобождения, был меньше низшей нормы, помещику следовало дополнительно прирезать крестьянину земли. Если надел превышал высшую норму, то излишнюю землю полагалось отрезать. Независимо от величины надела, у помещика должно было остаться не менее '/з земли (в степной полосе устанавливалась единая норма надела, помещики там сохраняли не менее '/2 земли). Таким образом, даже если крестьянские наделы были меньше высшей нормы, но при этом помещику оставалось менее 1/з» земля у крестьян отрезалась. На практике прирезка явилась редким исключением, а отрезки коснулись значительного большинства крестьян. Крестьянское землепользование увеличилось только в 8 западных губерниях, в 27 губерниях оно сократилось и в 9-ти практически не изменилось. В среднем у крестьян было отрезано 20% используемой ими земли, а в отдельных губерниях — до 40% . Средний размер крестьянских наделов составил 3,4 десятины на душу. Между тем, по подсчетам земских статистиков, в нечерноземной полосе для того, чтобы прокормить семью (без учета уплаты податей), требовалось около 8 десятин. Самые большие наделы получили крестьяне Севера и степных губерний (Самарской, Астраханской), меньше всего — крестьяне черноземной полосы, особенно — Правобережной Украины. Раздел земли между крестьянами и помещиками надлежало производить на основе уставных грамот, составление которых должно было завершиться через два года, в 1863 г. Для урегулирования споров между крестьянами и помещиками создавался институт мировых посредников из числа только дворян данного уезда. Мировыми посредниками стали многие представители либеральной и демократической интеллигенции того времени, видевшие в этой работе способ послужить народу. Но немало нашлось и тех, кто в силу сословной солидарности стремился обеспечить помещикам односторонние преимущества. В ходе раздела земли помещики постарались удержать в своих руках лучшие и наиболее удобные земли, уступив крестьянам «песочки». К тому же в руках помещиков сохранилась большая часть лесов, пастбищ и сенокосов, что заставило крестьян арендовать эти угодья. Бывшие дворовые и крепостные мелкопоместных помещиков, а также посессионные рабочие вообще не получили земли. В черноземной полосе широкое распространение получили так называемые дарственные наделы. В отличие от обычных они давались крестьянам без выкупа, но зато и составляли 1/4 нормального надела. За полученную землю крестьяне (за исключением дарственников) должны были по-прежнему выполнять повинности в пользу помещика: работать на барщине или платить оброк. Через два года барщинные крестьяне имели право перейти на оброк. Перевод с оброка на барщину был запрещен. После составления уставных грамот, т. е. начиная с 1863 г., помещик мог (но не был обязан) перевести крестьян на выкуп. До перехода на выкуп крестьянин считался временнообязанным. Перевод на выкуп растянулся на многие годы. К 1881 г. около 15% крестьян еще оставались временнообязанными. Принятый в 1881 г. Закон обязал помещиков перевести всех крестьян на выкуп начиная с 1883 г. Полностью этот переход был завершен в 1895 г. С переходом на выкуп крестьянин получал наименование крестьянина-собственника, хотя по-прежнему не имел права продавать надел. Размер выкупа зависел не от цены земли, а от величины оброка. Сумма выкупа определялась таким образом, чтобы, будучи положена в банк, она приносила проценты, равные ежегодному оброку. Такой порядок называется капитализацией оброка из 6% — обычных для банков того времени. В промышленных губерниях оброк за высший надел составлял 10 руб. В этом случае крестьянин должен был заплатить 166 руб. 66 коп. В то время как рыночная стоимость крестьянских наделов в средних ценах 1863-1872 гг. составляла 648 млн руб., общая сумма выкупа равнялась 867 млн. Очевидно, крестьянин был не в состоянии выплатить сразу всю сумму выкупа. Поэтому он выплачивал 20% (иногда вместо этого занимался отработкой), а 80% — государство. Оно, естественно,. расплачивалось с помещиками не живыми деньгами, а ценными бумагами, обеспечивающими доход, равный утраченному оброку. Средства, выплаченные государством, были предоставлены крестьянам в ссуду под 6% годовых сроком на 49 лет. Таким образом, в результате выкупной операции крестьяне должны были уплатить почти тройную сумму первоначально определенного выкупа (294%). Из-за накопившихся недоимок в 1882 г. выкупные платежи были снижены, ас 1907 г. вообще отменены. Тем не менее крестьяне успели уплатить 1,5 мдрд руб. Превышение суммы выкупа над рыночной стоимостью земли крестьян означает, что им фактически пришлось заплатить не только за землю, но и за личное освобождение. Главной проблемой пореформенной деревни оказалось малоземелье и несоответствие наделов чрезмерно высоким платежам. Помещичьи крестьяне составляли приблизительно половину всех крестьян России. В 1863 г. было проведено наделение землей удельных крестьян (находившихся в собственности царской фамилии), освобожденных от личной зависимости еще в 1858 г. Наделы удельных крестьян составили в среднем 4,8 десятины на душу. В 1863—1865 гг. они были переведены на выкуп. В 1866 г. был принят закон о поземельном устройстве государственных крестьян. На выкуп они перешли в 1886 г. Государственные крестьяне получили самые большие наделы — в среднем 5,9 десятины на душу. Однако даже наделы удельных и государственных крестьян были недостаточны. ^ 4. Киевская Русь. IX-XI вв. Взаимоотношения Руси с кочевыми на­родами, Византией, Севером, Западной Европой. Причины воз­вышения и распада.Древнерусское гос-во можно охарактеризовать как раннефеодальную монархию. Во главе гос-ва стоял великий князь киевский. Его братья, сыновья и дружинники осуществляли управление страной, суд, сбор дани и пошлин. Доходы князей и их приближенных тогда еще во многом определялись данью с подчиненных племен. В те времена славянские племена вятичей платили дань Хазарскому каганату. Это было могущественное государство в низовьях Волги, через которое проходили многочисленные торговые пути. Войска Святослава разгромили главные силы хазарского войска, взяли столицу каганата - город Итиль, а затем крепость Саркел (Белая Вежа) на Дону. Затем Святослав двинулся на Северный Кавказ, нанёс поражение племенам ясов (осетин) и касогов (черкесов), и закончил войну в Приазовье. Впоследствии там возникло русское Тмутараканское княжество. Святослав пытался закрепиться в Поволжье, но это ему не удалось. Зато после разгрома Хазарского каганата Киеву подчинились и стали платить дань бывшие данники хазар — многочисленные племена вятичей, жившие по берегам Оки. Развитие событий на востоке тревожило Византийскую империю. Константинополь не возражал против разгрома Хазарского каганата, но опасался, что русские слишком близко подошли к византийским владениям в Крыму. В Киев отправился посол императора Никифора. Он обещал Святославу нейтралитет и даже поддержку Византии, если князь начнёт войну с Болгарией. Святослав и сам думал о походе на запад. Он принял предложение, и в 966 г. русские дружины появились на Дунае. Войско болгарского царя потерпело поражение. Устье Дуная оказалось в руках Святослава, а сам он со своей дружиной обосновался в Переяславце на Дунае. Здесь проходили торговые пути на Балканы и в Западную Европу. Святослав собирался здесь прочно осесть. Однако укрепиться на Дунае он не смог. С родины пришли тревожные известия: Киев осадили печенеги. От самого города их удалось отогнать, но они кочевали поблизости, выжидая удобной минуты, чтобы возобновить осаду. Святослав поспешил к Киеву. Пока он воевал с печенегами, болгары восстали и выбили русских из города. Однако князь смириться с этим не пожелал. Устроив дела на родине, Святослав возвратился на Дунай. Он нанёс болгарскому войску новое поражение и после жестокого штурма вновь взял Переяславец. Многие защитники города были казнены «за измену». Теперь уже, по всей видимости, вся Болгария подчинилась Святославу. Правда, болгарский царь сохранил за собой свою столицу, но туда вошёл сильный русский отряд. Часть болгарской знати перешла на сторону Святослава. Укрепившись в Болгарии, русские начали совершать набеги на византийскую территорию. Вскоре это привело к войне с новым византийским императором — Иоанном Цимисхием. Война эта шла с переменным успехом. В одной из ожесточённых битв Святослав разгромил часть византийского войска. После этого русские двинулись на Константинополь. Однако неподалёку от столицы византийцы нанесли поражение русским и их союзникам -болгарам, печенегам, уграм (венграм). Не решаясь идти дальше, Святослав остановился. Но и византийцы не смогли до конца закрепить свой успех: в Малой Азии вспыхнул очередной мятеж, Начались переговоры, и противники заключили перемирие. Святослав со своими войсками и богатой добычей вернулся в Болгарию. Император Византии опытным полководцем и дальновидным политиком. Иоанн не собирался терпеть опасного врага у своих границ. Решительными мерами он подавил мятежи на востоке империи и перебросил войска на Балканы. В море вышел знаменитый флот Византии, теперь они должны были запереть устье Дуная, чтобы перекрыть пути отступления сыну Игоря. Неожиданно для русских византийцы перешли на Балканы и оказались под стенами болгарской столицы. Население города не оказало сопротивления. Лишь восьмитысячный русский отряд держался до конца в царско ^ 6. Борьба Руси с западным проникновением. Ливонский орден. Кре­стоносная агрессия. Россия и Швеция в историческом контексте (IX-XVIII вв.)Побережье от Вислы до восточного берега Балтийского моря заселено славянскими, балтийскими (литовские и латышские) и финно-угорскими (эсты, карелы и др.) племенами. В конце ХII - начале XIII вв. у народов Прибалтики завершается процесс разложения первобытнообщинного строя и складывания раннеклассового общества и государ-ти. Наиболее интенсивно эти процессы протекали у литовских племен. Русские земли (новгородские и полоцкие) оказывали влияние на своих западных соседей, у которых не было собственной государ-ти и церковных институтов (язычники


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.