Реферат по предмету "Разное"


1. Основные черты религии Ханаана-Финикии

1. Основные черты религии Ханаана-Финикии.2. Отличие финикийских религиозных форм от месопотамских.(На второй вопрос я не знаю что можно подробно разъяснять, поэтому специально делать на него ответ не буду, полагаю, что зная ответ на первый вопрос не трудно ответить и на второй, тем более А.Б. конкретно по этому вопросу не распространялся).Необязательное краткое историческое введение. Ханаан – область переднего востока, западнее Месопотамии, это западные семиты. Слово «Финикия» встречается в текстах пирамид. Сами себя финикийцы звали – хананеями и амореями (латиняне звали их – пунийцы). Главные города Финикии – Библ, Тир, Сидон, Бэрит и др. До середины 19 в. О них было известно мало, только то, что говорят Филон Библский и Псевдо-Лукиан («О Сирийской богине»). Однако в 1929 году, в Сирии, французскими исследователями, у деревни Рас-Шамра – это побережье средиземного моря – был раскопан древнейший город Угарит. Угарит погиб в 1180-1175 г. до Р.Х., он был разорён «народами моря» – филистимлянами (выходцы с Крита – это минойские или микенские греки 2-го тысячелетия – переселение народов –: отправившись на восток они разбили хеттское царство и осели в Палестине). Угарит находился на равнине и легко пал, но поэтому и остался для археологов: разорение было быстрым и многое сохранилось, а кроме того, часть Угарита ушла под воду, и это тоже способствовало тому, что какие-то вещи сохранились. Книги писались на глиняных табличках, и археологи нашли библиотеку главного жреца города. Тексты Угарита это литургический контекст – эпос, подобно тому как Евангелие является контекстом литургии. В то время Финикия была очень развита в культурно-материальном отношении: самый древний алфавит (перешли с иероглифики к алфавиту – клинописный алфавит создан при царе Никмаге II, 1360-1330 гг.). К слову сказать, греческий алфавит вышел из финикийского, а из греческого все другие алфавиты; буква «А» есть перевёрнутый анеф, а он в свою очередь – перевёрнутая голова быка, который суть знак бога; также многие слова оттуда – вино, хитон, кафтан и т.д., многие названия оружия, одежды и проч. – их названия. Угарит был крупнейшим и главнейшим городом. Финикийцы делали пурпурную ткань, слово золото (χρυσους) ихнего происхождения, деньги – тоже их, но в чём более всего они преуспели, так это в судостроении. Богатство Финикия получила благодаря торговле. ^ Религия. М. Элиаде пишет: «следует не забывать о том, что религия Угарита никогда не была религией всего Ханаана» (История веры и религиозных идей I, стр. 142 – здесь и далее я даю ссылки на Элиаде только на эту книгу и этот том – А.Г.). Однако дело обстоит, как представляется, не совсем так, ибо имена богов повсюду одни и те же, культура одна, почему мы и можем считать, что религия Угарита может вполне адекватно передавать верования всего Ханаана. Финикийцы были весьма религиозны, однако религия их была специфична, о чём говорит тот факт, что хананеи приносили в жертву своих первенцев. Это единственная религия о которой Господь в Ветхом Завете говорит, что Он её ненавидит – ни про какую другую религию того времени Он так не сказал, суть в том, что финикийцы совершают кровавые человеческие жертвоприношения, причём в основном это дети, первенцы, нередко вместе с ягнятами. Такое было только у ханаанеев: проведение первенцев через огонь – сожжение Молоху. Финикийцы знают о Боге-Творце, они именуют Его – Эль, что по-видимому идёт от Аваль – первый, avval (кстати, Аллах происходит от туда же), или же это слово восходит к «мощный». «Эль сидит у истоков рек» - обычный для Него образ – образ Рая, рек, вместе с тем, река, вода, даёт жизнь (что справедливо для Египта, однако для того же Угарита, находящегося у побережья Средиземного моря, едва ли этот образ мог быть значим, а ведь Финикия это, чаще всего, именно портовые города – А.Г., * здесь и далее в скобках с подписью «А.Г.» - мои комментарии, т.ч. их можно не читать!), т.е. Эль это Бог находящийся у начал жизни – подать жизни. Его ещё называют Адонаи (ударение на последнюю «и») – Господь (Адон), Владыка, а так же Мелек – царь. Символ Эля – бык. Эль создаёт 2-х жён: Ашерах (=Астарта) и Анат (это энергии Бога, силы его, то, чем Он действует в мире). Запредельный Бог действует через Свои энергии (напр., в Индии: шакти – и энергия и, одновременно, богиня). Эль изображается слабым, дряхлым, бессильным, ему почти не молятся; жёны ушли от него, даже – отняты у него, он оскоплён и больше не может творить, словом он – deus otiosus (лат. отдыхающий бог). Эля ещё именуют как Эль-Эльён, т.е. Бог Всевышний. М. Элиаде: «Илу (=Эль – А.Г.) является главой пантеона. Его имя в семитских языках означает "бог", но у западных семитов это – имя собственное. Его называют "Всемогущим", "Быком", "Отцом богов и людей"(Ab, "отец" – один из наиболее часто встречающихся эпитетов; ср. также ab adm, "отец человечества"), "Царем", "Отцом лет". Он – "святой", "милосердный", "мудрейший". На стеле XIV в. он представлен сидящим на троне: величественный, с бородой, облаченный в длинную мантию, его тиара увенчана рогами. … Все же, несмотря на эпитеты, которые представляли его как всемогущего бога, настоящего "Хозяина Земли", несмотря на тот факт, что во всех священных списках он всегда упоминался первым, Илу во всех мифах предстает как существо слабое, нерешительное, смиренное, дряхлеющее. Некоторые боги относились к нему с презрением. Наконец, обеих жен – Асират и Анат – отнял у него Баал. Следует заключить, что хвалебные эпитеты отражают раннюю ситуацию, когда Илу действительно был главой пантеона. Замена старого демиурга более энергичным молодым богом, "специалистом" по вселенскому плодородию – довольно распространенное явление. Часто демиург становился deus otiosus и все дальше и дальше отходил от своего творения. Иногда его смена являлась результатом конфликта между божественными поколениями или между их представителями» (стр. 142-143). Другим значительным персонажем финикийской религии является Баал (Ваал), что значит господин, хозяин. Против Эля в В.З. нет ни одного текста, более того, евреи прославляли Бога под именем Эль, которого хананеи забыли, против же Баала текстов много. Баал Шамет – владыка неба. Он рождается от брака Эля и Аштарет, но так же говорится, что он сын Дагана. Даган переводится как зерно (колос), тут можно провести параллель с Осирисом, который – нефер. Баал – дитя зерна, он земнородный, дитя неба и земли – имеет отцом Эля и имеет в себе земное; под это подходит – человек, т.е. парадигмальный человек – Адам. Баала часто и называют «отцом Адама» (Адам – общесемитское обозначение человека). Но творец человека – Эль, Баал никогда не называется им, просто род человеческой пошёл от него. Баал отобрал жён у Эля, он прогоняет Эля на край неба и там оскопляет его, т.е. Баал отнимает силу у Эля, однако Баала никогда не называют творцом неба и земли. Баал Шамен – господин неба; Баал Зэбаб, Баал Зби – господин князь, господин военноначальник (Баал Зэбаб – отсюда евангельское Вельзевул). Баал побеждает Эля (Анат воюет за Баала) и овладевает главным оружием – громом, он – господь громовержец, жёны Эля теперь жёны Баала. Эль посылает Яма, первенца своего, против Баала. Ям – князь, владыка моря (в виде гигантского исполина), но Баал хитростью побеждает его. Ям – первородный сын Эля (он как-то связан с водной стихией). Баал превращает его в камень и после победы Аштарат устраивает пиршество, которое завершается избиением людей, кровавым месивом, но Баал прекращает в конце концов это (Аштарат это энергия бога, она жутка, губительна). После этого, новым врагом Баала оказывается Мот (смерть). Смерть ему не подчинена – это важно – Баал смертен (хотя прямо нигде не говорится)! Баал спускается в преисподнюю и погибает, он «как бы мёртв», как бы умер. Он проиграл. Аштарат умаляет Эля воскресить Баала и Эль делает это – Баал побеждает смерть. М. Элиаде: «Баал, единственный бог, который, числясь среди сыновей Илу (поскольку тот был отцом всех богов), носил имя "Сын Дагана". Этот бог, чье имя означает "зерно",*45 был почитаем в III тысячелетии в регионах Верхнего и Среднего Евфрата. Тем не менее, Даган не играл никакой роли в мифологических текстах из Угарита, где главным действующим лицом был Баал. Имя нарицательное баал ("хозяин") стало именем собственным. У него было также и личное имя – Хадду, т.е. Хадад. Его называли также "Оседлавший Облака", "Князь, Хозяин Земли". Один из его эпитетов – Алиан – "Всемогущий", "Владыка". Он – источник и первопричина плодородия, но также и воин. Его сестра и жена Анат тоже является одновременно богиней любви и войны» (стр. 143). Итак, Ханаан – это религия победившего владыки мира сего, Баал славится под видом Эля – Бога. Баал, убитый и воскресший, главный объект почитания. Затем Анаит (или Тинит) или Имя-Баала, Лицо-Баала – с этим связано избавление от смерти, т.к. Анаит молит Эля, чтобы он воскресил Баала, а так же она спускается в преисподнюю. Умерший и воскресший бог Баал-Шамен имеет множество имён, но всё это имена одного бога, а не многих, как полагают разные учёные. В каждом городе Финикии Баал, победивший смерть, почитается под разными именами: Библ – Эшмун, Сидон – Мелькарт (отсюда – Молох), Тир – Адон.^ 3. Мотивы человеческих жертвоприношений в Ханаане. В могилах финикийцев находят очень много бритв цирюльников, как мужчин, так и женщин (вообще, их могилы отличаются большим количеством предметов, это говорит о том, что тот мир воспринимался как продолжение этого - нужны предметы). Финикийцы брили головы (мужчины и женщины) и приносили их Баалу (этот обряд был категорически запрещён для евреев), что имело следующее значение. Для того чтобы спастись, пройти тем путём который прошёл бог, нужно соединиться с ним, волосы – часть человека, личности, и они растут снова, потому принесение этой жертвы лёгкое. Самопожертвование есть способ соединения. Когда житель Ханаана брил голову – он жертвовал их Баалу и этим соединялся с ним. Но этого было мало: когда человек соединяет себя с Богом, то он чувствует это, а когда он соединяет себя с тем, кто выдаёт себя за бога, то человеку всегда мало, мало, мало… Есть жертвоприношение животных – такое есть везде, но есть и другие жертвы. Например, для женщины, жертва соей честью – как храмовые проститутки женщины приходили в храм и отдавали всем подряд (тут они как бы в роли Инанны). При этом в Ханаане не было принято чтобы женщина приходила жертвовать девственностью. Другой формой жертвы было самооскопление мужчин, принесение в жертву возможности быть мужем, таких называли – галлы, они жили при храмах и занимались храмовой проституцией (гомосексуализм). Но главным жертвоприношением было принесение в жертву своего первенца (или, на худой конец, другого человека). Тут максимальная тождественность жертвователя и жертвы (важно, что жертва против воли человека, это – убийство, тогда как жертва предполагает личную волю). Это нужно было чтобы соединиться с Баалом, считалось, что ребёнок тоже оставался с ним. Обычных жертв мало, а вот принесением ребёнка можно угодить. Такие жертвы приносились на специальной площадке – тафет, это жертвоприношение было очень распространено. Как правило это дети до 2-х лет. Тафет Карфагена был до 6 км2, около 6000 урн с останками детей найдено там; это место использовалось с 750 по 180 г. Говорилось, что это жертвы Танит и Баалу в знак благодарности: «Госпоже Танит, лицу Баала, и господину Баалу Хамону (Шамену), который Матон Баал, жена Абмилькарта, сына Баал-Хано, сына Бадаштарта, посвятила, потому что он (Баал) услышал её голос и благословил её». Жертвы животных тут только заместительные жертвы. Дело в том, что животные и растения не имеют божественной личности, жертва как бы передаёт её, но когда ради себя приносят в жертву другого, тогда не происходит соединения жертвователя и жертвы – жертва не добровольная, жертвователь просто убийца, а этого и надо сатане. Жертвоприношение под личиной благочестия. Поэтому ханаанейская религия – «обратна», в ней властвует не Творец, но лукавый. Хананеи убивали детей своих ради самих себя (Богу такая жертва не нужна – Он не принял жертву Авраама, предотвратил её) и в этом ужас этой религии. Филон Библский сообщает, что был обычай во время бед правителю приносить в жертву любимое дитя, как искупительную жертву. В этой религии нарушен принцип свободы. Миф отражается в ритуале, вражда Баала с Элем отразилась на жизни Ханаана – когда кто-то пытается жить за счёт другого это приносит только погибель.Кроме этого, для Финикии был важен культ мёртвых. Мёртвых они называли – рифаимы, т.е. целители. Это знатные предки ушедшие «туда», они уже с Баалом и помогают людям. С ними соединялись не так кроваво: поминовение мёртвых связано с беспробудным пьянством – оргия, на которой нужно было напиться допьяна (тут снимались и сексуальные запреты). Когда Анаит оживляет Баала она устраивает побоище, которое заканчивается пьянством, но Баал это прекращает. Вино – финикийское онис – это ритуальный напиток имеющий глубокий смысл, он употреблялся чтобы освободить волю человека от нравственности, дабы почувствовать себя вне законов, в анархии и как бы при отсутствии смерти. Божественные цари, рифаимы, духи были на этих пьяных оргиях и люди как бы переходили в иное измерение, где нет смерти. Наконец, можно сказать о священном Ханаана, это суть необработанный кусок камня, глыба – указание на то, что иное не имеет облика, оно безвидно. Места почитания таковы: 1. дикие природные места (горы, реки), там ставился алтарь (или без него) – Финикия, таким образом, не знала разделения на священное и природное; 2. финикийцы любят высоты (напр. Гора Кармил); 3. священные рощи – почитание деревьев – образ мирового дерева (там часто была сакральная проституция); 4. храмы, которые представляли собой большие здания с дворами. Всё это близко к Месопотамии, но всё вывернуто на изнанку. Ритуал и миф связаны и то, что сказано в мифе, потом отражается в ритуале. В Ханаане связывается человек и сатана посредством ужасных жертвоприношений.^ 4. Основные черты религии хурритов и хеттов.5. Предание об Иллуянки.6. Человек и бог в религии хеттов.(Поскольку по хеттам была лишь одна лекция, думаю будет целесообразно ответить разом на все три вопроса, т.к. не охота морочиться попусту!).^ Историческое введение. Хетты – название народа существовавшего во 2-м тысячелетии до Р.Х., происхождение, религия и вообще существование которого весьма сложная вещь для исследователя. В 1906 г. в Анатолии (современная Турция) была раскопана столица хеттского царства Богазкёй. Они – индоевропейцы (юго-западная часть), которые как известно звали себя (индоевропейцы) – ариями, т.е. благородными, считается, что их прародина была где-то между Уралом и Карпатами. В 3000 г. до Р.Х. арии двигаются – что называется «этническим взрывом» – океана, населяют Британию. К концу 3-го, началу 2-го тыс. они достигают реки Инд (река в Китае, Индии и Пакистане) и устанавливают там своё господство. В малой Азии они появляются не позднее 2500 г. (это княжества, группы), вступают в контакт с семитами (северная часть Ирана, Мидия тоже контактируют с ними; персы – это арии). Арии двигаются по-военному, только мужчины и конечно происходит смешение, арии оседают в разных местах, но там они становятся аристократией, правящей верхушкой. Власть обменивается на веру – арии принимают чужую веру, хотя не полностью, да и процессы эти не столь просты, посему неизбежно возникают элементы синкретизма: приняв чужую религию, они привнесли в неё часть своей. В Богазкёе, он находится на реке Галис, найден архив, отсюда мы и чарпаем знания об этих людях. Учёные различают 1. хеттов – это правящий слой, 2. хатти – это завоёванный народ, хотя это достаточно условно, хатти сохранили свои тексты, они родственники Кавказцам (Абхазия, Грузия), они похожи на армян (м.б. армяне – это индоевропеизированные хатти), и 3. хурритов – это обитавший в северной Месопотамии народ, не кавказцы и не семиты (тексты их плохо читаются – своя иероглифика). Древнее хеттское царство (князья свергли хурритов и хатти и из вассалов (слуг, наёмников) стали господами) приблизительно 18-16 в. До Р.Х. Среднее царство – 15 в. Новое – 14-13 в. В середине 13 в. Хеттское царство перестало существовать (их разбили филистимляне). Два слоя: высший – хеттский, и народное сообщество – завоёванный народ. Царство погибло при ударе с запада (народы моря), но народ остался и был завоёван потом персами. Потом Македонским, потом они христианизировались и наконец, стали турками.Религия. Во главе пантеона – Тешуб (заимствованный от хатти), урартское Тешеба; он правитель неба и земли. Его супруга – Ханат (тоже от хатти), два этих персонажа сошли с фресок Чатал Хююка: Тешуб – муж, стоящий на быке, Ханат – женщина стоящая на леопарде. М. Элиаде: «Здесь уже отмечалась поразительная стойкость религиозных воззрений, наблюдавшаяся в Анатолии на протяжении нескольких тысячелетий – от VII в. до н.э. до введения христианства. "Не прослеживается никакого прерывания преемственности между бесформенными статуэтками мужского божества, стоящего на быке, что были найдены на уровне VI в Чатал Хююке (прибл. 6000 лет до н. э), изображениями бога грозы хеттского периода и статуей Юпитера Долихенского, почитавшегося солдатами римских легионов; то же можно сказать и о богинях с леопардами из Чатал Хююка, хеттской богине Хебат и Кибеле классического периода"» (стр. 132). Но Тешуб не первый бог правящий миром, т.к. древнейший бог-творец – Алалу (предок месопотамского Ану). Ану есть в хеттской мифологии, тут он виночерпий (слуга, почтенный министр) или кравчий, но он не родственник. На 9-м годе правления Алалу (9 – священное число полноты) Ану его сверг и отправил в преисподнюю, т.е. он изгоняется из мира. Вообще нужно сказать, что идея Творца здесь отсутствует, Алалу лишь верховный правитель. У Алалу есть сын – Кумарби, он стремится вернуть престол и это ему удаётся – он откусывает и проглатывает гениталии Ану и смеётся над ним, однако Ану говорит, что тот из его гениталий родит сыновей – так и происходит, появляется Тешуб и свергает Кумарби. Тешуба, после этого очень почитаем. Богов вообще много, но реальный бог – Тешуб, он сын узурпатора, но рождённый от законного сына (Кумарби). Очень большой соблазн для исследователей всё это объяснять чисто исторически, но тут нужно учесть следующий аспект: две силы противоборствуют друг другу, они лишена знака + или -, и обе силы соединяются в Тешубе – для хеттов главное синтез этих сил. Вместе с тем и бывшие боги (Алалу, Кумарби, Ану) не забыты совсем, к ним обращаются с молитвами и жалобами на Тешуба. ^ Предание об Улликуме. Кумарби, понимая, что забеременел, что произойдёт сила, которая его победит, соединяется со скалой и из этого брака возникает Улликуми – главный враг Тешуба. Улликуми завладевает миром, что для Тешуба пока тяжело. Тешуб умоляет древних богов, чтобы они дали ему нож, которым отделили небо от земли, им он отрубает ноги Улликуми, тот падает и попадает в преисподнюю и Тешуб начинает править. Хеттская мифология пронизана идеей борьбы, у хеттов, в противоположность Месопотамии, идёт борьба после творения мира, и – что необычно – в эту борьбу вступает человек, причём как активное существо. Это намёк на особенность индоевропейского сознания – человек активен и важен. Всё это связано с преданием о драконе Иллуянки (он как-то связан с Кумарби и Улликуми). Начало этой истории до нас не дошло. Иллуянки (буквально «дракон, змей») победил Тешуба и отобрал у него глаза и сердце (эти органы имеют мистическое значение: сердце – воля, глаза – видение мира). Тешуб приходит на землю и вступает в брак с бедной женщиной (чисто индоевропейское), от чего рождается сын. Затем дочь Иллуянки влюбляется в этого сына и юноша соглашается на брак, но в качестве приданного просит сердце и глаза отца. Девушка выкрадывает их и отдаёт юноше (аспект любви интересен). Тешуб бьётся с Иллуянки на земле, потом на глубине моря (инобытие – борьба за вечность). По одной Персии Тешуб побеждает и собирается поразить Иллуянки, но сын просит не убивать его и Тешуб убивает и сына и Иллуянки, а по второй версии, Тешуб не хочет поразить Иллуянки, т.к. при этом пострадает его сын, и сын говорит: убей, пусть мир будет спасён, и Тешуб делает это. Этот миф читался на новый год (пурулли), что означает восстановление космоса из хаоса. Но есть и совсем другая версия. Иллуянки одолел Тешуба, но супруга Тешуба просит помощи у человека, по имени Хупасияс, который отвечает: могу помочь, но ты должна отдаться мне. Речь идёт о священном браке, где нужно приобрести божественные качества, что и даёт брак с богиней. Важно, что у человека есть воля к победе. Жена соглашается на это, но говорит, что последний смертельный удар дракону должен сделать Тешуб (тогда он станет царём). Хупасияс соглашается, говорит, чтобы она пригласила Иллуянку и сказала ему, что хочет стать его женой. Она делает это, Иллуянки рад по уши (идея узаконивания – идея хеттов), Иллуянки напивается до состояния «ризы» - в сметану , после чего Хубасияс связывает дракона и Тешуб убивает его. У жены теперь, правда, два мужа. Жена, а её зовут Инара (индоевропейское имя) или Аринна (сияющая, солнечная), говорит Хупасиясу, чтобы он оставался в небесном дворце, но никогда не смотрел на землю из окна. М. Элиаде: «Став возлюбленным Инары, Хупасияс больше не имеет права воссоединиться со своей семьей, ибо, причастившись таким образом божественного, он может передать это другим человеческим существам». Однако он выглядывает, видит детей, жену (метафора искушения) и говорит, что уходит… Проблема в том, что конца этого мифа не осталось. По-видимому, он теряет все свои божественные свойства и остаётся лишь человеком. Человек, таким образом, равноправный сотрудник, он приносит себя в жертву, чтобы утвердился Тешуб – гимн человеку. Человек обращает внимание на героическое, на то, что человек приносит победу богу (этот момент присутствует и в ведах). Участие человека в божественных делах говорит о синергии (соработничестве) человека и бога. Самое важное тут именно это индоарийская идея синергии! Археологи обнаружили, что этот миф был частью религии знати, Ариев и их окружения, тогда как в деревнях продолжали поклоняться по старому. Боги изображались антропоморфно, а символические животные всегда под ногами человека. Народ поклонялся богу в виде камня, необработанной глыбе (неолит). Царь воспринимался как сын богов. М. Элиаде: «Престиж и религиозная роль царя были значительными. Власть – это дар богов. "Мне, Царю, боги – Бог Солнца и Бог Грозы – доверили страну и мой дом... (Боги) заботятся о царе. Они обновили его силу и не поставили предела его годам". Царь "любим" великим богом. (Однако представление со спуском царя в подземный мир по месопотамскому типу не засвидетельствовано). Благополучие царя идентифицируется с благополучием всего народа. Властитель – наместник бога на земле, но он также представительствовал от народа перед пантеоном. Пока не найдены тексты, описывающие посвящение в царский сан, но известно, что властителя умащали маслом, одевали в специальные одежды и короновали; затем он получал царское имя. Царь был также верховным жрецом, и, один или с царицей, руководил наиболее важными празднествами года. После кончины цари обожествлялись. О смерти царя говорилось: "Он стал богом". Его статую устанавливали в храме, и правящий властитель приносил ему жертвы. Как явствует из некоторых текстов, царь при жизни рассматривался, как воплощение своих обожествленных предков». Кроме этого, есть сын Инары и Тешуба – Телепинус. Возмущённый чем-то (начало мифа утеряно) он уходит к людям и теряется в пустынях, но Инара посылает пчелу и та жалит и будит его, он просыпается в гневе, рвёт и мечет и с трудом боги успокаивают его при помощи жертв и умащений, и Телепинус возвращается. Образ божества покинувшего божественный мир. Вместо космогонии в хеттской религии ритуал (пурулли) победы над Иллуянкой.7. Религия минойского Крита.^ Типология магического: А) Забвение идеи творения мира в магизме: если человек вторичен, то нужно идти к первому, тут психологически вытесняется идея творения и Творца. Б) Борьба поколений богов: с Творцом бороться бессмысленно, а конфликт богов указывает на магизм, а так же победа молодого бога. В) Отказ от нравственного загробного суда: судьба человека по ту сторону зависит от ритуалов, жертв, но не личной чистоты. Когда речь идёт о греческой религии, то нужно помнить о магизации культуры, которая произошла в период постмикенского регресса.^ Историческое введение. Генрих Шлиман (1822-1890) нашёл Трою в начале 70-х годов 19 в., чем было положено изучение древней истории Греции, затем Микены и Пилос. Шлиман нашёл Грецию 2-го тыс. до Р.Х. После этого сэр Артур Эванс открывает десятки городов на Крите. Затем М. Вентрис и Дж. Чадвек расшифровали один из видов письма – линейное письмо b, а линейное письмо А не расшифровано и поныне. Линейное письмо b появилось во 2-й половине 2-го тыс., это греческий, но древний язык. Периодизация: Остров Крит, 3-2 тысячелетие до Р.Х. и Элладская цивилизация (острова и материк) это разные вещи. Вообще, человек жил на этой земле и в период палеолита, но цивилизация появляется около 7 тысячелетия до Р.Х. Ранний период: 3000-2200 для Крита (эллада: 2800-2050) – это период строительства городов на Крите, канализация, водопровод, период слабой государственности, вообще её зарождения. Родовые общины. Погребения: общие в родовых склепах; останки кладут в центр в скорченном виде, старые сдвигают к краю (склепы – аналог пещер). НА севере Крита захоронения в скалах с вырубленными пещерами (круглые внутри, купольные и т.д.) В конце раннего периода появляются захоронения в пифосах, в глиняных гробах и в каменных цистах В основном используется медь. Есть фигурки, очень много женских (связь с неолитом). Существует параллельно кикладская культура, определяется по статуэткам, она находится рядом, но она вскоре была поглощена критской культурой. Множество двулезвийных топоров (излюбленный орнамент), треугольники, в конце раннего периода пластика в виде быка и человека преобладает. В 2200-2100 волна греческих племён хлынула в эгеиду (Эгейское море и окружности). Средний период (минойский): 2200-1600 для Крита (Эллада: 2050-1650) – Крит завоёвывает элладские острова, владеет морем; города Крита не имеют стен, крепостей – море и прекрасный флот нерушимая защита; строятся дворцы – особенное явление на Крите, известно 6: на Кноссе, в Фесте, Малии, Агиа-Триаде и др. Есть ещё виллы – компактные дворцы, и всё это не только жилище правителей, это целые города под одной крышей, в них много ярусов, этажей – огромное пространство, десятки гектаров: есть тронные залы, места для жертвоприношений, жилища работников, места работы, склады продуктов и т.д. Подобные дворцы уникальное явление, это целые города. Где-то в 2500 г. на Крите появляются первые индоевропейцы, а к 2200 г. их число растёт, они пришли из Малой Азии, это – пеласги, они подчинились хозяевам. Появляются новые постройки – святилища на горах, иногда овальные, покрытые штукатуркой. Жертвоприношения в пещерах. Захоронения в круглых гробницах, пещерах, пифосах; появляются индивидуальные погребения. С 1650-1600 происходит мощнейшее землетрясение, эпицентр которого был на острове святой Ирины или же острове Фера, волна цунами от вулкана смела всё живое – осталось много разрушений, пепла, она уничтожила весь флот, множество людей. Этим начинается т.н. среднеэлладский регресс, который на 100 лет погрузил Крит в кому. В это время на Балканы вторгаются ахейцы (индоевропейцы) – протогреки (о них и говорит Гомер), которые всё завоёвывают. Поздний период (микенский): 1500-1140 – восстановление, отстраиваются дворцы, но жизнь меняется, т.к. правящий класс теперь ахейцы, а коренное население в подчинении, однако завоеватели принимают религию завоёванного народа, впрочем, свою культуру они приносят тоже. Близ городов открывается некрополи, в основном это восстановленные старые некрополи. В 1160-1140 на материк и Крит вторгаются дорийцы (тоже индоевропейцы), это варвары (но они обладают железом, а микенцы всё ещё сидят на бронзе и поэтому погибают), после чего наступает период т.н. постмикенского регресса, приблизительно до 940 для Крита (960 для островов и материка). Это время деградации. После этого остатки микенцев идут на восток – движение народов моря, они сметают хеттов и становятся филистимлянами. Считается, что на Крите был матриархат, из-за обилия находимых здесьт женских фигурок, однако богиня не самодостаточна (см. ответ № 8), а кроме того, на Крите был царь Важно обратить внимание на этническую психологию: народ был великим, потом пал и вот дети воспитываются, матери рассказывают им о славных прошедших временах величия, тут же находятся руины этого величия – так рождается миф о золотом веке прошлого, о тягости и убогости настоящего, появляется Гомер и сильная тоска по прошлому, по великому. Это важные черты классической Греции.[Киклатская культура: оригинальная не критская культура, свои храми (плоские храмы на стропилах); артефакт: «мраморный киклатский идол»: фигуры людей играющих на музыкальных инструментах, или грациозные женщины, эти фигурки помещались в могилы, на лице фигурок изображался только нос (не вырисовывалось лицо, символ); здесь женщины это всё также богиня мать;; человек играющий на арфе ил кифаре, точно сказать нельзя, то ли владелец могилы, то ли особое отношение к музыке, как к чему-то божественному. Есть фигурки с птичьей головой (вспомним птичек на двулезвийном топоре! – А.Г.), с серебряными диадемами. М.б. богиня мать, это мать сыра земля, или совиноокая богиня.] Памятники минойской культуры – линейное письмо А (не расшифровано); Микены – линейное письмо b, оно состоит из 88 знаков, это гласные и слоги, письмена в основном на длинных узких табличках похожих на пальмовые листья, их найдено много и уже используются чернила (кстати замечу, что у греческого слова θολος есть два значения: куполообразное здание, а также чернильная жидкость – А.Г.), система счёта – десятеричная; язык уже греческий, культура греческая, боги – греческий, всё греческое, но древнее. Микенская цивилизация это – арии, они стали греками. Они не доверяли сакральные тексты письму, поэтому нам известны только имена богов, прочее не записывалось (имена богов дошли из записок жертвователей, все они в дательном падеже, т.е. кому-то жертвуют). Относительно микенцев точно известно, что это греки. Что касается минойцев, то вопрос ещё открыт, но в общем считается, что это протогреки, они пришли видимо очень давно, т.к. культурный стиль и видение мира 3-го тыс. уже объединяет всю Грецию.Религия. Когда речь идёт о Крите, то на первый план выходит проблема интерпретации археологических данных. Расшифровано только линейное письмо b, а потому о периоде бывшем до этого мы знаем крайне мало, располагаем только археологическими данными, трактовка которых лежит на совести исследователя. М. Элиаде: «Как справедливо подчеркивает Франсис Виан, "было бы ошибкой заключить, на основании скудости иконографического материала, что религия не играла сколько-нибудь заметной роли в царском жилище. На самом деле, сам дворец в целом является священным, ибо он служит местопребыванием божественной владычицы и верховного жреца, выступающего посредником между ней и людьми. Амфитеатры с круговыми ступенями, внутренние дворы, где стоят алтари, даже кладовые – все это имеет религиозное назначение. Трон был объектом поклонения, о чем свидетельствуют окружающие его символические грифоны (в Кноссе и Пилосе); возможно даже, что он и предназначался для ритуальной эпифании богини, а не для суверена". Функцию дворца как церемониального центра надо непременно подчеркнуть. Священные бои быков, в которых животное не убивали, происходили на площадках, окруженных рядами ступеней, на так называемых дворцовых театральных аренах. Рисунки в Кноссе показывают нам "акробатов" – мужчин и женщин – вольтижирующих через быков. При всем скептицизме Нильссона, религиозное значение "акробатов" не вызывает сомнений: перепрыгнуть через бегущего быка – превосходное инициатическое испытание. Весьма вероятно, что легенда о спутниках Тесея, семи юношах и семи девушках, принесенных в жертву Минотавру, отражает память о таком посвятительном испытании. К сожалению, мы ничего не знаем о мифологии священного быка и его роли в культе. Возможно, что специфический критский культовый объект, известный как "святительные рога", представлял собой стилизацию бычьих рогов. Его вездесущность подтверждает вес его религиозной функции: рога должны были освящать помещаемые между ними предметы. Религиозный смысл и символика некоторых культовых объектов все еще обсуждаются. Двойной топор определенно использовался при жертвоприношениях. Его находят на значительном отдалении от Крита. В Малой Азии, как символ удара молнии, он был эмблемой бога-громовержца. Но еще к эпохе палеолита относится сделанная в Телль-Арпачья (Ирак) находка двойного топора рядом с нагой богиней. На Крите также двойной топор можно видеть в руках женщин – жриц или богинь – или на их головах. Два его заточенных лезвия наводят Эванса на мысль, что это эмблема, символизирующая союз взаимодополняющих мужского и женского принципов» (стр. 126-127). Характерной чертой дворцовой культуры является то, что священное и профанное тут не разделяются, всё находится под одной крышей (ср. города неолита), и здесь само общество участвует в повседневной религиозной жизни – люди живут в этом огромном дворце и этим участвуют в его сакральной функции. Бог почитался в образе человека и быка, или рогов быка. В дворцах много рогов, есть сосуды в форме головы быка; рогами быка увенчаны многие святилища (ср. неолит, Чатал Хююк). Среди антропоморфных изображений присутствуют: спускающийся с неба старичок с посохом, его в священном поклоне встречает великая жена; на другом изображении мы видим: престол, на нём рога быка, меж ними две масличные ветви, женщина в минойском облачении, с рогами на голове возлагает на престол лилию. Цветы важный символ, они присутствуют в ритуале; есть изображение девушек, которые подносят жене цветы; весенние цветы – крокусы и лилии, это – знак возрождения природы, жизни. М.б. цветок образ победы над смертью, знак воскресения. Возможно для критской религии идея воскресения была весьма значимой, образом чего и были цветы (цветы были и в мустьерском захоронении неандертальцев – А.Г.). «Диодор (I в. до н.э.) отмечал сходство между критской религией и "религиями мистерий"» (Элиаде), поэтому нужно обратить внимание на древний миф о похищении Персефоны (см. Гомеровский гимн к Деметре), где она похищается во время собирания цветов, где Гадес превращается в цветок. Вообще, цветок играл важную роль в религии Крита. В пользу идеи воскресения на Крите говорят многочисленные изображения насекомых, их метаморфозы: яички в гусеницу, её в куколку, и куколки в бабочку; всё это этапы жизни: гусеница – земное, человеческое, и бабочка – небесное, божественное. Это образы того, что человек предназначен для иной жизни, как и гусеница должна превратиться в прекрасную бабочку. Labry – dos – лувийское слово народов Малой Азии, переселение которых произошло в – 6,- 7 т. до Р.Х. Русская буква Т происходит именно от этого изображения. Изображений двулезвийных топоров очень много (надо сказать, что это совершенно точно не боевое оружие!), они есть в мегалитической культуре. Часто на топоре сидит птичка. Двулезвийный топор – древнейший образ Бога (нечер – топор); кроме того, это образ соединяющий образ бога и образ великой жены. На Крите присутствует изображение ритуального приклонения ( руки сложены на груди и торс прогнут назад) Великой Жены (аббревиатура Великой Жены – А.Б. Z.) перед мужем с посохом, который нисходит с Неба. В 1957 близ Пиллоса был найден перстень с изображением рогов быка на престоле (образе Бога), между которыми две масличные ветви (священное дерево). М. Элиаде: «лабиринт изображен на критских монетах классического периода, упоминаются лабиринты и в связи с другими гор


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.