1. Деньги: их сущность, необходимость, происхождение В первоначальном периоде существования человеческого общества господствовало натуральное хозяйство. Производимая продукция предназначалась для собственного потребления. Постепенно происходила специализация людей на изготовление определённых видов продукции. Излишки стали использоваться для обмена на другую продукцию, необходимую данному производителю, обмен
товарами может происходить при наличии нужных товаров у обеих сторон, вступающих в сделку. Это условие существенно ограничивает возможности товарообмена. При обмене должно соблюдаться требование эквивалентности стоимости товаров, участвующих в обмене, что также ограничивает обмен. Стремление к развитию обмена стимулировало выделение из многообразия обмениваемых товаров некоего эквивалента, используемого при обмене товаров.
Постепенно выделялись товары, обладавшие высокой ликвидностью (способностью к реализации). Это был скот, меха, драгоценные камни, соль, зерно, драгоценные металлы. Именно последние (главным образом золото) были выделены в качестве общего эквивалента. Этому способствовали несколько качеств, присущих золоту: редкость, однородность, делимость, длительность хранения, портативность. Деньги это то, что принимают в качестве уплаты за товары, услуги и долги.
Деньги – это средство обмена; люди принимают деньги в обмен на товары и услуги, которые они предоставляют в ожидании, что смогут затем обменять деньги на те товары и услуги, которые они хотят приобрести. Сущность денег в том, что они служат активным необходимым эл-том и составной частью эк деят-ти об-ва, отношений м/у уч-ками и звеньями воспроизв-го процесса. Деньги участвуют в разл. вида обществ отношениях, в распределении
ВВП, в приобретении недв-ти, зеили, в определении цен, выражающих ст-сть товара. Деньги – это всеобщий товарный эквивалент. 2. Виды и ции денег. Виды денег: - золотые деньги: их преимущ-во – делимость, сохранность от порчи. Недостатки – дороговизна отн-но ден знаков; потребности в деньгах растут быстрее, чем ув-ся добыча золота, но невозможность обеспечения потребности оборота зол деньгами. - бумажные деньги: выпускаются
гос-вом для покрытия своих расходов и они увязаны с потребностью оборота ден знаков м вызвать обесценение денег. - кредитные деньги (банкноты). Их выпуск в оборот, изъятие из оборота происходит на основе кредитных операций. Особенность – их выпуск происходит в увязке с с потребностью оборота. Эта увязка происходит не в отдельности при совершении каждой отдельной кредитной операции, а в ти в целом по н/х-ву. - деньги безнал оборота, движение которых фиксир-ся в форме записей по счетам клиентов
в банке. Безнал расчеты осущ=ся в соответствии с установленными правилами, соблюдение которых контролир-ся контрольными организациями. - электронные деньги: деньги сос счета на счет переводятся с помощью электронных сигналов. - счетные деньги: они не совершают оборота, исп-ся при проведении взаимных расчетов, в зачет взаимных требований. Перечисление производится только на незачтенную Функции денег: 1.Мера стоимости. Деньги как всеобщий эквивалент измеряют стоимость всех товаров 2.
Средство платежа. Эта функция денег проявляется прежде всего в обслуживании платежей вне сферы товарооборота. Это налоги, социальные выплаты, проценты за кредит. 3. Средство обращения. Деньги выступают как средство обращения обслуживания товарооборота. Прежде всего деньги являются сегодня средством обращения, деньги можно использовать при покупке и продаже товаров и услуг. Передача товара и его оплата д. Происходить одновременно.
Чем быстрее совершается оборот, тем меньше денег н. Для обращение товара. Деньги м исп-ся как инструмент взаимного контроля уч-ков сделки по реализации товара. Кол-во денег в обороте зависит от V реализации товара платежей, скорости обращения денег. 4. Средство накопления ( сбережения ). Деньги обладают способностью сохранять стоимость на определенный период. 5. Мировые деньги . Функция “ мировые деньги “ – это деньги в системе международных экономических
отношений. 3. Денежный оборот и принципы его организации. Денежный оборот – это процесс непрерывного движения денег в нал и безнал формах. Существуют такие разл понятия, как: 1) платежеспособный оборот – процесс непрерывного движ-я ср-в платежа (ден знаки, векселя, депозитные сертификаты и др), существующих в данной стране; 2) ден обращение – составная часть денежного оборота, переход ден знаков от одних юр и физ лиц к другим;
3) денежно-платежный оборот – это часть ден оборота и здесь деньги руют как ср-ва платежа, в т.ч. нал и безнал оборот. Деньги, находящиеся в обороте выполняют только № ции: платежа, обращения и накопления. цию меры ст-сти деньги осуществляют до вступления их в оборот. Эта ция влияет лишь на величину ден оборота. Каналы движения м/у: ЦБ и коммерч банками, коммерч банками, п/п-ми и орг-ми, банками и п/п-ми и орг-ми, банками и населением,
п/п-ми, орг-ми и населением, физ лицами, банками и фин институтами разл назначения и населением, фин институтами разл назначения и населением. По каждому их этих каналов деньги совершают встречное движение. Структура ден оборота определ-ся по разл классификациям: 1) по форме рования денег: нал и безнал оборот; 2) по хар-ру отношений, которые обслуживает та или иная части ден оборота: ден-расчетный оборот (обслуживает расчетные отношения за товары и услуги по
неотоваренным обяз-вам юр и физ лиц), ден-кредитный оборот (обслуж-ет кредитные отношения), ден-фин оборот (обс-ет фин отношения); в зависимости от субъектов, м/у которыми двигаются деньги: оборот м/у банками, м/у банками и юр и физ лицами, банками и юр и физ лицами, м/у юр лицами, м/у юр и физ лицами, м/у физ лицами. + принципы в вопросах 4 и 5. 4. Наличный ден оборот. (НДО) Нал-ден оборот – процесс движения нал ден знаков (банкнот, казнач билетов, разменной монеты).
Этот оборот обслуживает получение и расходование большей части ден доходов неселения. В соответствии с действующим порядком орг-ции нал-ден оборота для каждого п/п устанавливаются лимиты остатка нал денег в их кассах и деньги, превышающие лимиты, должны сдаваться в обслуживающий данное п/п коммерч банк. НДО организуется гос-вом в лице ЦБ РФ. Принципы: все п/п и орг-ции д хранить нал деньги (за искл части, установленной лимитом) в коммерч
банках; банки устанавливают лимиты остатка нал денег для п/п-тий всех форм собственности; обращение нал денег служит объектом прогнозного планирования; упавление ден обращением осущ-ся в централизованном порядке; орг-ция НДО имеет ряд целью обеспечить устйчивость, эластичность и экономичность ден обращения; нал деньги п/п-я м получать только в обслуживающих их учреждениях банках. 5. Безнал ден оборот. (БДО) Требования: своевременность, надежность, эффективность.
Принципы: 1)правовой режим осуществления расчетов и платежей; 2)осуществление расчетов по банковским счетам (БДР ведутся юр и физ лицами ч/з банк, в котором у них открыт счет); 3)поддержание ликвидности на уровне, обеспечивающим бесперебойное осуществление платежей (все платильщики должны планировать поступления, списания ср-в со счетов, предусмотрительно изыскивать недостающие рес-сы путем получения кредита или продажи активов с целью своевременного выполнения долговых
обязательств); 4)наличие акцепта (согласия) плательщика на платеж (данный принцип реал-ся путем применения соотв-го плат-го документа (чека, простого векселя, платежного поручения), свидетельствующего о распоряжении владельца на списание ср-в, либо спец акцепта док-тов, выписанных получателями ср-в (пат-ных требований-поручений, платежных требований, переводных векселей)); 5)срочность платежа; 6) контроль всех уч-ков за правильностью совершения расчетов, соблюдением установленных
положений о порядке их проведения (предварительный, текущий, последующий, внутренний и внешний контроль); 7) имущественная ответственность за несоблюдение договорных обяз-в. Формы (в зависимости от вида расчетных документов, способа платежа и орг-ции документооборота в банке): расчеты платежными поручениями, аккредитованная форма расчетов, расчеты чеками, расчеты платежными требованиями-поручениями, зачет взаимных требований.
7. Денежное обращение, его понятие и орг-ция. Сменяя форму стоимости, деньги находятся в постоянном движении между тремя субъектами: физическими лицами, хозяйствующими субъектами и органами гос власти. Движение денег при выполнении ими своих функций в наличной и безналичной форме предст собой денежное обращение. Чтобы зародилось движение денег необходимо осуществление сделок. Денежн обращ осущ в 2-х формах: Наличное денежное обращение-движ-ие наличн денег в сфере обращения
и выполнение ими 2-х функций (средства платежа и обращения). Наличн деньги использ-ся: для кругооборота товаров и услуг; для расчетов не связ-ых непосредственно с движ-ем товаров и услуг(з/п, премии, пособия…) Безналичное обращение- движение стоимости без участия наличных денег: перечисленных денежных средств по счетам кредитных учреждений, зачет взаимных требований. Осущ с помощью чеков, векселей, кредитных карточек.
Различ 2 группы безналичного расчета: по товарным операциям ( расчеты за товары и услуги), по финансовым обязательствам (платежи в бюджет и внебюджетные фонды). 8 .Закон денежного обращения. (открыт Карлом Марксом), устанавливает количество денег, нужное для выполнения ими функций средства обращения и средства платежа. Количество денег, потребное для выполнения функции денег как средства обращения, зависит от трех факторов:
количество проданных на рынке товаров и услуг (связь прямая); уровень цен товаров и тарифов (связь прямая); скорость обращения денег ( связь обратная). Все факторы определяются условиями производства. Кол-во денег для выполнения ср-ва обращения = сумма товарных цен/ скорость обращения денег. 9. Денежная масса. Единство денег безнал оборота и нал денег обусловило возможность рассмотрегия их как ти в виде ден
массы, под кот поним-ся ый V нал денег и денег безнал оборота. В состав ден массы ц/б не входят. Ден масса (товарооборот + обслуживание) нах-ся в обращении, хар-ся величиной ден агрегата М2. это деньги вне банков (М0 - они включают в себя наличные деньги (бумажные деньги и монеты), обращающиеся вне банков, а также деньги на текущих счетах (счетах “до востребования”) в банках. М1 – они включают М0 и средства на текущих счетах банков.
Именно М1 обслуживает операции по реализации ВВП, распределению и перераспределению национального дохода, накоплению и потреблению М2 - включают в себя все компоненты М1 + деньги на срочных и сберегательных счетах коммерческих банков.и краткосрочные государственные ценные бумаги). Величина ден массы в обращении – это результата ден-кредитной политики, ибо кредит определяет V ден массы. Ден база (запас) состоит из ? нал денег и в обращении и в кассах коммерч банков, средств
в фонде обязат резервов банков, остатков на корреспонд счетах в коммерч банках и ЦБ РФ. В ден массе и ден базе наиб уд вес занимают нал деньги, имеющие тенденцию к росту; ден масса и база регул-ся ден-кредитной политикой ЦБ РФ. Скорость обращ денег определяется числом оборотов денежной единицы за известный период , т.к. одни и те же деньги в течении определённого периода постоянно переходят из рук в руки, обслуживая продажу товаров и оказание услуг.
Условия, опред кол-во денег для обращ и платежа: общий объем обращающихся товаров и услуг, уровень товарных цен и тарифов на услуги, степень развития б/р, скорость обращения денег. 10.Денежная система. Ден организуемое и регулируемое гос законами ден обращение страны. Ден ? состоит из под?мы безнал и под?мы нал расчетов. Элементы: 1) принципы организации ден мы: принцип центр управления ден мой; принцип прогнозного планирования
ден оборота; принцип устойчивости и эластичности ден оборота; принцип кредитного хар-ра ден эмиссии; принцип обеспеченности выпускаемых в оборот ден знаков; принцип неподчиненности ЦБ-ка правительству и подотчетности его парламенту страны; принцип предоставления прав-ву ден ср-в только в порядке кредитования; принцип комплексного исп-ния инструментов ден-кредитн регулирования; принцип надзора и контроля за ден оборотом; принцип роваения исключительно нац валюты на территории страны.
2) Наименование ден ед-цы (устан-ся исторически или в некоторых случаях гос-во м установить новое наименование.) 3) Порядок обеспечения ден знаков (гос законодательством установлено, что в кач-ве обеспечения м служить тов-мат ценности, золото, драг Ме, свободно конверт валюта, ц/б, страх полисы, гарантии Прав-ва, банков и др орг-ций и т.д.). 4) Эмиссионный механизм (порядок выпуска денег в оборот и их изъятие из оборота. Б/нал деньги – коммерч банк, нал - ЦБ).
6) Структура ден массы в обороте (соотношение м/у нал и безнал, м/у разл купюрами). 7)Порядок прогнозного планирования ден оборота (? прогнозных планов ден оборота; органы, составл-щие эти планы; ть показателей, определяемых с помощью этих планов; задачи, решаемые с помощью каждого плана). 8)Механизм ден-кред-го регулирования. 9)Порядок установления валютного курса или котировка валют. 10)Порядок кассовой дисциплины в хоз-ве. 11, (12)
Инфляция и формы ее проявления (Особенности инфляции в России) Инфляция - повышение общего уровня цен, переполнение каналов обращения денежной массы сверх потребностей товарооборота, что вызывает обесценение денежной единицы и соответственно рост товарных цен. Факторы ден обращения: переполнение сферы обращения избыточной массой ден ср-в за счет чрезмерной эмиссии денег, использ для покрытия бюдж дефицита; перенасыщение кредитом н/х-ва; методы прав-ва по
поддержанию курса нац валюты, ограничение его движения и др. Неден ф-ры: структурн диспропорции в общественном воспр-ве; затратный механизм хоз-ния; гос-эк политика; налоговая политика; политика цен; внешнеэк деят-сть и др. Формы проявления инфляции: 1.рост цен на товары и услуги, что приводит к обесц денег, снижению их покупательной способности 2.понижению курса национальной денежной единицы по отношению к иностранной 3.увеличение
цены золота, выраженной в национальной денежной единицы. Виды инфляции: ползучая (3-4%), галопирующая (10-50%), гиперинфляция (>100%). Типы инфляции: Инфляция спроса (возникает при избыточном спросе, много денег при малом кол-ве товара) Инфляция издержек про-ва (снижение роста про-ти труда, что ведёт к увел издержек еденицы продукции, а следоват к уменьш прибыли). В зависимости от продолжительности – хронич и стагфляция (инфляция сопровождается
падением пр-ва Россия) Причины и особенности проявления инфляции в России: кризис плановой хоз деятельности, неэкономичность про-ва, либерализация цен в условиях отсутствия рынка и конкуренции дали возможность монополистам диктовать цены, дефицит бюджета, введение приват чеков, кредитная экспансия банков, долларизация денежного обращения. 13. Соц-эк сущность и ции финансов Финансы – совокупность объективно обусловленных экономических отношений,
имеющих распределительный характер, денежную форму выражения и материализуемых в денежных доходах и накоплениях, формируемых в руках государства и субъектов хозяйствования для целей расширенного воспроизводства, материального стимулирования работающих, удовлетворение социальных и других потребностей. Как экономическая категория финансы отличаются от других экономических категорий своими признаками. Общественные отношения - отношения между людьми. Экономические отношения связаны с процессом создания
и движения стоимости. На стадиях производства и потребления движения стоимости не происходит, поэтому они не являются местом возникновения финансов. Необходимость финансов в условиях товарно-денежных отношений объясняется тем, что финансы необходимы для распределения стоимости общественного продукта. Только с помощью категории финансов осуществляется этот процесс. Финансы занимаются распределением созданной стоимости в денежном выражении.
В зависимости от того, как мы распределим будет зависеть процесс воспроизводства. Необходимы определенные пропорции, а главная пропорция зависит от того как мы поделим национальный доход. ции: распределительная (распределяет созданный продукт; с помощью этой функции создаются фонды); пере распределительная (перераспределение созданного продукта, т.е. вторичное распределение между членами общества); регулирующая (финансы могут как стимулировать производство. так и угнетать его); контрольная
(благодаря финансам общество имеет возможность наблюдать все финансовые потоки в государстве для того, чтобы вовремя повлиять на тот или иной товары); ?стабилизационная (обеспечение для всеххозяйствующих субъектов стабильные условия в эк и соц отношениях). 54. Кредит. Возможность и необходимость кредита Благодаря кредиту сокращ-ся время на удовлетворение хоз и личных потребностей. Конкретной эк основой, на кот появл-ся и развив-ся кредитный отношения, выступают
кругооборот и оборот ср-в (капитала). На базе неравномерности кругооборота и оборота капиталов естественным становится появление отношений, которые устраняют несоответствие м/у временем пр-ва и временем обращения ср-в, разрешают относительное противоречие м/у временным оседанием ср-в и необходимостью их исп-ния в н/х-ве. Таким отношением является кредит. Кредит берут не потому, что заемщик беден, а потому, что у него в силу объективности кругооборота и оборота капитала в полной мере недостает собственных ресурсов.
Их нерационально накапливать про запас, они все время нах-ся в движении, в обороте. Об-во станов-ся заинтересованным, во-первых, в том, чтобы эк-ка развивалась непрерывно в расширенных масштабах, чтобы не было омертвевших высвободившихся ресурсов. Для того, чтобы кредит был возможен, нужно 2 условия: кредит становится необходимым в том случае, если происходит совпадение интересов кредитора и заемщика; уч-ки кред сделки д выступать как самостоятельные
субъекты, материально гарантирующие выполнение обязятельств, вытекающих из эк связей. 55, 58. ции кредита и его роль в расширенном воспр-ве Кредит - экономическое отношение, возникшее в процессе превращения времено-свободного денежного капитала, в ссудный капитал и его использование. Функции кредита: Аккумуляция и магнизация денежного капитала, -Перераспределение денежного капитала -
Экономия издержек капитала -Ускорение концентрации капитала и централизации -Регулирование экономики -Обслуживание товарооборота -Ускорение НТП 56, 67. Основные принципы кредитования, формы и виды кредита Формы: по ссуженной стоимости: товарная, денежная, тов-ден; по субъектам: банк, хоз (коммерч), гос, м/н, гражданская (частная, личная); поцелевым потребностям заемщика: производительная, потребительская.
1. Банковский кредит. (кредит предоставляется банкам, юридическим лицам, имеющими лицензию на осуществление подобных операций от ЦБ. Доход по этой форме кредита поступает в виде ссудного % или банковского % ) 2). Коммерческий кредит (Основная цель - ускорение процесса реализации товаров, а следоват извлечение прибыли. Объектом этого кредита выступает товарный капитал, а инструментом - вексель, выраж финансовые обязательства заёмщика. Особенности КК: % по комер кредиту входят в сумму векселя,
КК ограничивается размерами резервного капитала. В роли кредитора выступ любы юридические лица, связанные с про-вом либо реализ товаров или услуг, сред стоимость КК ниже сред ставки банковского % на данный период времени, плата за кредит вкл в цену товара.) 3.) Потребительский кредит (целевая форма кредитования физических лиц) Потребительский кредит, как правило, предоставляется ьторговым компаниями , банками и специализированными
кредитно-финансовыми институтами для приобретения населением товаров и услуг с рассрочкой платежа. Обычно с помощью такого кредита реализуются товары длительного пользования ( автомобили, холодильники, мебель, бытовая техника). Срок кредита составляет 3 года, процент - от 10 до 25. Население в промышленно развитых странах тратит от 10 до 20 % своих ежегодных доходов на поткрытие потребительского кредита.В случае неуплаты по нему имущество изымается кредитором.
4). Государственный кредит (участие государства в лице органов исполнительной власти разл уровней. Осуществ функции кредитора, гос-во ч/з ЦБ производит кредитование) Государственный кредит следует разделять на собственно государственный кредит и государственный долг. В первом случае кредитные институты государства ( банки и другие кредитно-финансовые институты) кредитуют различные секторы экономики. Во втором случае государство заимствует денежные средства у банков и других
кредитно-финансовых институтов на рынке капиталов для финансирования бюджетного дефицита и государственного долга. При этом, кроме кредитных институтов, государственные облигации покупают население, юридические лица, т.е. различные предприятия и компании. 5.) Ростовщический кредит (сверхвысокие ставки ссудного % 120-180%) Ростовщический кредит сохраняется как анахронизм в ряде развивающихся стран, где слабо развита кредитная система. Обычно такой кредит выдают индивидуальные лица, меняльные конторы, некоторые банки.
Особенность этого кредита - чрезвычайно высокие проценты ( от 30 до 200 и выше). 6.) Ипотечный кредит (на приобретение земельных участков) Ипотечный кредит выдается на приобретение либо строительство жилья, покупку земли. Предоставлют его банки (кроме инвестиционных) и специализированные кредитно- финансовые институты. Кредит выдается также в рассрочку. Наиболее высокий уровень ипотечного кредита - в
США, Канаде, Англии. Процент по кредиту колеблется в зависимости от экономической конъюнктуры - от 15 до 30 и более. Принципы кредитования: Возвратность, срочность, платность кредита, ссудный %, своевременно уплачив банку % за кредит, Своеврем предостав банку баланс и др документы необход для осуществления контроля, обеспечение достоверности предоставл банку документы, предостав банку доступ к первичным документам, обеспеченность кредита, целевой хар-ер кредита. 68.
Банковский кредит Кредит предоставляется банкам, юридическим лицам, имеющими лицензию на осуществление подобных операций от ЦБ. Доход по этой форме кредита поступает в виде ссудного % или банковского %, ставка которого определяется по соглашению сторон с учётом её средней нормы на данный период и конкретных условий кредитования. Банковский кредит предоставляется банками и другими кредитно-финансовыми институтами юридическим лицам (промышленным, транспортным, торговым компаниям), населению, государству, иностранным
клиентам в вде денежных ссуд. Банковский кредит превышает границы коммерческого кредита по направлению, срокам, размерам. Он имеет более широкую сферу применения. Значительная замена коммерческого векселя банковским делает этот кредит более эластичным , расширяет его масштабы, повышает обеспеченность.Различна также динамика банковского и коммерческого кредитов.Так, объем коммерческого кредита зависит от роста и спада производства и товарооборота.
Спрос на банковский кредит в основном определяется состоянием долгов в различных секторах экономики. Однако он также подвержен циклическим колебаниям экономики. Банковский кредит носит двойственный характер: он может выступать как ссуда капитала для функционирующих предприятий, компаний лиюо в виде ссуды денег, т.е. как платежное средство при уплате долгов. По мере развития и расширения кредитной системы увеличиваются темпы роста банковского кредита.
69. Коммерческий кредит. Коммерческий кредит - кредит, предоставляемый в товарной форме продавцами покупателям в виде отсрочки платежа за проданные товары. Он предоставляется под обязательства должника (покупателя) погасить в определенный срок как сумму основного долга, так и начисляемые проценты. Применение коммерческого кредита требует наличия у продавца достаточного резервного капитала на случай замедления поступлений от должников.
Выделяют пять основных способов предоставления коммерческого кредита: -Вексельный способ. При вексельном способе после поставки товаров продавец выставляет тратту на покупателя, который, получив коммерческие документы, акцептует ее, т.е. дает согласие на оплату в указанный на ней срок. -Открытый счет; Согласно договору об открытом счете, однажды принятому обеими сторонами, покупатель может делать периодические закупки без обращения за кредитом в каждом отдельном случае.
Обычный порядок осуществления сделки таков: когда покупатель заказывает товар, он немедленно отгружается, а платеж за него производится в установленные сроки после получения счета. -Скидка при условии оплаты в определенный срок; Этот способ предусматривает условие, что если платеж будет произведен покупателем в течение оговоренного в контракте периода после выписки счета, то из цены будет вычтена скидка. В противном случае, вся сумма должна быть выплачена в установленный срок.
-Сезонный кредит; Сезонный кредит обычно применяется в производстве игрушек, сувениров и других изделий массового потребления. Этот способ разрешает розничным торговцам покупать товары в течение всего года с целью организации необходимых запасов перед пиком сезонных продаж и позволяет отсрочить платеж производителю до конца распродажи. Например, производители игрушек разрешают торговцам закупать игрушки за несколько месяцев до Рождества, а платить за товар - в январе-феврале. -
Консигнация. Консигнация - способ, при котором розничный торговец может просто получить товарно-материальные ценности без обязательства. Если товары будут проданы, то будет осуществлен и платеж производителю, а если нет, то розничный торговец может вернуть товар производителю без выплаты неустойки. Консигнация обычно применяется при реализации новых, нетипичных товаров, спрос на которые трудно предположить. Вексель - это разновидность долгового обязательства, составленного в строго определенной форме, дающего
бесспорное право требовать уплаты обозначенной в векселе суммы по истечении срока, на который он выписан. Простой вексель (соло-вексель) выписывается и подписывается должником и содержит его безусловное обязательство уплатить кредитору определенную сумму в обусловленный срок и в определенном месте. Переводной вексель (тратта) выписывает и подписывает кредитор (трассант). Он содержит приказ должнику (трассату) оплатить в указанный срок обозначенную в векселе сумму третьему
лицу (ремитенту). Дружеский вексель - не имеет под собой реальной сделки и фин-вого обязательства Бронзовый вексель - не имеет финансового обеспечения и не содержит реальной сделки. Одно лицо явл отсутствующим. Золотой вексель - обеспечивается золотым эквивалентом. 73. Двухуровневая банковская система: ЦРБ и коммерч банки Современная кредитная система - это совокупность различных кредитно-финансовых институтов, действующих
на рынке ссудных капиталов и осуществляющих аккумуляцию и мобилизацию денежного капитала. Через кредитную систему реализируются сущность и функции кредита. Кредит - есть движение ссудного капитала, который отдается в ссуду на условиях возвратности за определенный процент. Структура кредитной системы: -Центральный банк -Банковская система: коммерческие банки, сберегательные банки , ипотечные банки -
Специализированные небанковские кредитно-финансовые институты: страховые компании, инвестиционные фонды, пенсионные фонды, финансово-строительные компании Высшими кредитными институтами выступают ЦБ РФ и коммерческие банки. Новая структура кредитной системы стала в большей степени отражать потребности рыночного хозяйства и все больше приспосабливаться к процессу новых экономических реформ.
Важными процессами в современной кредитной системе капиталистических стран явились: концентрация и централизация банковского капитала; дальнейшее усиление конкуренции между различными типами кредитно-финансовых институтов; продолжение сращивания крупных кредитно-финансовых институтов с мощными промышленными, торговыми, транспортными корпорациями и компаниями; интернационализация деятельности кредитно-финансовых институтов и создание международных банковских объединений и групп.
Кредитная система функционирует через кредитный механизм . Он представляет собой, во-первых, систему связей по аккумуляции и мобилизации денежного капитала между кредитными институтами и различными секторами экономики, во-вторых, отношения, связанные с перераспределением денежного капитала между самими кредитными институтами в рамках действующего рынка капитала, в-третьих, отношения между кредитными институтами и иностранными клиентами.
74. ЦРБ: ции, операции Центральный банк РФ (Банк России) является юридическим лицом и имеет свой устав, утверждаемый Государственной Думой. Банк России — самостоятельное учреждение, осуществляющее свои расходы за счет собственных доходов. Он единственный банк в России, наделенный правом выпуска (эмиссии) наличных денег. Выполняет роль главного координирующего и регулирующего органа денежно-кредитной системы страны.
Находится в собственности Российской Федерации. Центральный банк РФ выполняет роль главного координирующего и регулирующего органа денежно-кредитной системы России. Одной из основных целей его деятельности является обеспечение эффективной и стабильной работы всей банковской системы. В связи с этим на ЦБ РФ возложен ряд функций: - разработка и проведение кредитно-денежной политики; - регулирование денежного обращения; - регулирование деятельности кредитных организаций
и осуществление контроля за ними; - осуществление безналичных расчетов в общенациональном масштабе; - организация валютного регулирования; - хранение золотовалютных резервов страны и др. Операции: 1) предоставлять кредиты на срок не более одного года под обеспечение ценными бумагами и другими активами, если иное не установлено федеральным законом о федеральном бюджете; 2) покупать и продавать чеки, простые и переводные векселя, имеющие, как правило, товарное происхождение,
со сроками погашения не более шести месяцев; 3) покупать и продавать государственные ценные бумаги на открытом рынке; 4) покупать и продавать облигации, депозитные сертификаты и иные ценные бумаги со сроками погашения не более одного года; 5) покупать и продавать иностранную валюту, а также платежные документы и обязательства в иностранной валюте, выставленные российскими и иностранными кредитными организациями; 6) покупать, хранить, продавать драгоценные металлы и иные виды валютных ценностей;
7) проводить расчетные, кассовые и депозитные операции, принимать на хранение и в управление ценные бумаги и иные ценности; 8) выдавать гарантии и поручительства; 9) осуществлять операции с финансовыми инструментами, используемыми для управления финансовыми рисками; 10) открывать счета в российских и иностранных кредитных организациях на территории Российской Федерации и иностранных государств; 11) выставлять чеки и векселя в любой валюте;
12) осуществлять другие банковские операции от своего имени, если это не запрещено законом. 66. Место кредита в формировани оборотного капитала Оборотный капитал – сырье, материалы, эл.энергия и т.д учавствуют в производственном цикле лишь один раз и свою стоимость полностью переносит на созданные продукты. Различ состав и структуру о.к Под составом понимают совокупность элементов, образующих оборотные средства.
Обор ср-ва делятся на оборотные производственные фонды и фонды обращения. Оборотные производственные фонды обслуж сферу производства и полн переносит свою стоимость готовой прод-ии, изменяя первонач форму в процессе произв-ва. Оборотн ср-ва, обслуж-ие процесс обращения продукции, есть фонды обращения(готов к реал-ии прод-ия, не оплаченная отгруженная прод-ия, ден. ср-ва предпр).
Соотн м/у отдельн эл-ми оборотн ср-в, выраженные в процентах, назыв-ся структурой обор ср-в. Эффективность использ обор ср-в характеризуется 3-мя осн показателями: 1.Коэф оборачиваемости =объем реал-ии прод-ии / средн остаток оборотн ср-в на предприятии. Характеризует число кругооборотов совеш-их обор ср-ми. 2.Коэф загрузки = средн остаток оборотн ср-в на предприятии/ объем реал-ии прод-ии.
Характер-ет сумму оборотн ср-в, затрч на 1 руб реализ-ой прод-ии. 3.Длительность одного оборота= кол-во дней в периоде / коэф оборачиваемости. Использование финансов в условиях рынка. Объективные предпосылки и возможности использования финансов Финансы, являясь инструмент второй стадии общественного воспроизводства, могут влиять на все стадии воспроизводства и процесс в целом. Объективные предпосылки влияния связаны с двумя обстоятельствами:
1. Финансы функционируют во всех сферах общественного производства (производстве, обращении, потреблении) 2. Финансы обладают потенциальным свойством быть катализатором экономических процессов (что вытекает из распределительной функции). Распределение начинается в сфере материального производства. Эта сфера включает 4 стадии, где определяющей является стадия производства. а). Сфера материального производства. Таким образом оказывает влияние на характер и масштабы производства.
б). Сфера обращения. Она представлена торговлей. В ней характерны процессы купли - продажи. Потребительские свойства товара не меняются, а меняется его стоимость. Товар продается и предприятие получает выручку (Д'). Затем происходит распределение этой выручки на фонды возмещения, накопления, потребления. Финансовые отношения предшествуют и завершают процесс купли продажи. в).
Сфера потребления. Где выделяют: – коммерческие организации; – бюджетные организации В настоящее время можно встретить организации смешанного типа, где коммерческие структуры выделяют деньги для бюджетных организаций. Наряду с предпосылками существуют возможности использования финансов. Они вытекают из экономической природы финансов. Поскольку это распределительная категория, то общество использует ее для своих целей. Сознательное использование финансов в интересах общества и отдельных
его элементов превращает финансы из объективной экономической категории в экономический инструмент хозяйствования. Финансовая система, ее звенья. Финансовая система — вся совокупность звеньев и сфер (1 смысл); совокупность учреждений финансовой системы, которая существует на предприятии, в гос-ве и т.д. (2 смысл). Первая сфера, где необходимы финансы — государство. Система, с помощью которой государство собирает и расходует средства называется государственные финансы
(Publik Finance). Кроме государства существуют различного рода предприятия, следовательно вторая сфера называется финансы предприятий. Это инструмент, с помощью которого предприятие собирает средства (Corporate Finance). Третья сфера — прочие финансы (в том числе финансы страхования). Звенья I сферы: 1. Государственный бюджет (в нем концентрируются огромные финансовые ресурсы. 2. Внебюджетные фонды (денежные средства, которые концентрируются в руках неправительственных, но государственных
организаций) a) Пенсионный фонд. b) Фонд социального обеспечения (концентрирует деньги, предназначенные на оплату отпусков, больничных и т.д.). c) Фонд занятости. d) Фонд обязательного медицинского страхования. Правительство стремится распоряжаться этими фондами, так как в них оседают колоссальные средства, которые правительство может использовать для своих целей. 3. Государственный кредит. Сейчас выделяют из государственных финансов местные финансы.
Их можно обозначить как отдельную сферу. Звенья II сферы (финансы предприятий): 1) финансы предприятий, функционирующих на коммерческих началах; 2) финансы учреждений и организаций, которые осуществляют некоммерческую деятельность; 3) финансы общественных объединений (профсоюзов, политических партий, общественных фондов); Страхование — специфическая сфера, которая имеет свои звенья:
1) Социальное страхование (все методы); 2) Личное страхование; 3) Имущественное страхование; 4) Страхование ответственности; 5) Страхование предпринимательских рисков. Управление финансами. Управление финансами – совокупность приемов и методов воздействия на объект для достижения определенных целей. Финансы можно рассматривать как объект и субъект управления.
Если их рассматривать как субъект управления, то видно, что они играют активную роль в управлении экономикой. И в этом понимании мы имеем дело с финансами как инструментом управления экономикой. С другой стороны финансы - объект управления, где финансы выступают как объективная экономическая категория, которая нуждается в том, чтобы финансами управляли через познание возможностей и свойств этой категории. Отсюда следует, что без управления финансами, финансовыми отношениями, конкретными формами проявления
категории финансов невозможно развивать экономику. И конкретным объектом управления является сфера финансовых отношений или финансовых взаимосвязей, которые материализуются в финансовых ресурсах. Функциональные элементы управления: Элемент 1. Планирование – это оценка состояния финансов, выявление возможности увеличения финансовых ресурсов. Элемент 2. Оперативное управление – комплекс мер, с помощью которых получается максимальная
эффективность при минимальных затратах. Элемент 3. Контроль – сопоставление фактических результатов с плановыми, выявление резервов для увеличения ресурсов с помощью эффективного хозяйствования. Управление финансами: 1. Стратегическое управление заключается в определении финансовых ресурсов на перспективу, для чего необходимо знать динамику ВНП. 2. Оперативное управление осуществляется финансовым аппаратом и заключается
в воплощении в жизнь идеи стратегического планирования. Финансовая система РФ включает в себя комплекс государственных и негосударственных специализированных учреждений, в функции которых входит: а). осуществление различного рода финансовых, денежных, страховых, валютных операций; б). эти же органы предоставляют аудиторские услуги; в). они оказывают консультации по всем вопросам финансово-экономической деятельности; г). осуществляют регулирование финансовой сферы.
Сущность и содержание финансовой политики государства. Деньги обращаются в 3-ех сферах: на уровне государства, на уровне банковской системы (кредитная политика) и на уровне финансовой системы. Финансовая политика – целенаправленная деятельность государства по использованию финансовой системы. Финансовая политика используется для решения задач стоящих перед экономикой. Это надстроечное понятие. В процессе ее выработки обеспечивается материальные условия для выполнения
поставленных задач. В процессе выработки финансовой политики обеспечиваются материальные условия для выполнения поставленных перед страной задач. Именно поэтому финансовая политика выступает активным инструментом воздействия на экономику. Финансовая политика порождается экономическими отношениями, так как общество не свободно в выработке финансовой политики, оно исходит из своих возможностей, условий объективной реальности. У финансовых отношений существуют свои специфические законы развития.
Своя логика оказывает обратное воздействие на развитие финансов: ускоряет или тормозит экономику. Финансовая политика направлена на концентрацию финансовых ресурсов и решение настоящих задач, именно это позволяет государству активно влиять на общественное производство. Воздействие финансовой политики на экономику и социальное развитие общества требует, чтобы финансовая политика осуществлялась на основе научно обоснованной теории.
Опыт экономического развития показал, что отрыв финансовой политики от экономики сдерживает реализацию тех задач, которые требуется решать для развития общества. Финансовая политика может быть прогрессивной, когда она базируется на научных разработках и научный подход служит тому, что финансовая политика неотрывна от реальных финансовых отношений. Научный подход предполагает: 1. Соответствие финансовой политики объективно закономерному развитию
производства, поэтому важное значение имеет наличие достоверной информации. Такая информация должна нести сведения о процессах происходящих в экономике, в социальной сфере и отражать результаты проводимых мероприятий. Информация составляет базу для выработки эффективной финансовой политики. Необходимость соблюдения принципов обратной связи - основа правильности финансовой политики. Общее направление финансовой политики должно ориентироваться на повышение экономической эффективности
и иметь своей целью рост объема и эффективности использования финансовых ресурсов. Рост показателя финансоотдачи свидетельствует о действенности финансовой политики. При выработке финансовой политики учитывают условия и мероприятия, которые проводились с учетом специфики каждого конкретного этапа развития экономики страны. Если не учитывать финансовые ресурсы, то это приведет к бюджетному дефициту.
При разработке финансовой политики необходимо учитывать опыт и использовать условия конкретные для данной ситуации, поскольку копирование чужого опыта не дает действенных результатов в каждой конкретной ситуации. 2. Решения должны приниматься на основе расчета и четкого предвидения последствий проводимых мероприятий. 3. Важным требованием является соблюдение комплексного подхода к проведению и выработке финансовой политики. Координация должна быть направлена на основных задач.
Важно учитывать ценовую, заработную и кредитную политику. Если нет согласованности, то нельзя достигнуть и положительных результатов. Финансовая политика, являясь составной частью экономической политики, имеет специфические для нее способы и методы решения поставленных задач. Могут использоваться разные пути достижения результатов: прогнозирование и изучение результатов мероприятий Федеральный бюджет, доходы и расходы, дефицит, бюджетный процесс.
Государственный бюджет – совокупный денежный фонд государства, представляющий по форме таблицу доходы - расходы. Бюджет представляет собой форму образования и расходования денежных средств для обеспечения функций органов государственной власти. Расходы государственного бюджета: 1. На народное хозяйство. 2. Расходы по внешнеэкономической деятельности: 3. Народное образование, национальная подготовка кадров:
4. Культура, искусство, средства массовой информации: 5 Наука: 6 Здравоохранение: 7 Социальное обеспечение: 8 Расходы на оборону: 9. На содержание правоохранительных органов, судов, прокуратуры: 10 Расходы по содержанию органов государственной власти: 11 Расходы по содержанию государственного управления:
12 Резервные фонды: – Федерального собрания; – Президента РФ; – субъектов Федерации и т.п. 13 Расходы на целевые и региональные программы развития народного хозяйства. 14 Расходы по ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС. 15 Расходы по ликвидации последствий ядерного выброса в Челябинской области. Также указываются: а). возмещение расходов на оплату сдаваемых в государственный
фонд драгоценных металлов; б). расчеты государства с коммерческими организациями: – Центробанком; – Коммерческими банками; – Страховыми организациями. 1 Бюджетные ссуды. Также включаются расходы на проведение выборов и референдумов. Доходы государственного бюджета: 1. Налог на прибыль (доходы предприятий и организаций). 2. Налог на операции с ценными бумагами. 3. Подоходный налог с физических лиц, который собирают:
4. Доходы от внешнеэкономической деятельности 5. Государственные пошлины. 6. Поступления от денежно - вещевых лотерей. 7. Поступления от реализации государственных займов и других ценных бумаг. БЮДЖЕТНЫЙ ДЕФИЦИТ. Бюджетный дефицит - это финансовое явление, при котором наблюдается превышение расходной части бюджета над его доходной частью. I. Лучший вариант. РАСХОДЫ = ДОХОДЫ (это сбалансированный бюджет (Сальдо = 0)).
II. РАСХОДЫ < ДОХОДЫ (“Д – Р = +” — положительное сальдо (профицит)). III. РАСХОДЫ > ДОХОДЫ (дефицит). Качество самого дефицита может быть различным: а) дефицит может быть связан с необходимостью осуществления крупных государственных вложений в развитие экономики. В этом случае он отражает не кризисное течение общественных процессов, а государственное регулирование экономической конъюнктуры, стремление обеспечить прогрессивные сдвиги в структуре общественного производства.
Еще Дж. М. Кейнс обосновал возможность допущения опережающего роста государственных расходов над доходами на определенных этапах развития общества; б) дефициты возникают в результате чрезвычайных обстоятельств (войны, крупных стихийных бедствий и т.п.), когда обычных резервов становится недостаточно и приходится прибегать к источникам особого рода; в) дефицит может отражать кризисные явления в экономике, ее развал, неэффективность финансово - кредитных связей, неспособность правительства держать под контролем финансовую
ситуацию в стране. В этом случае он – явление, требующее принятия не только срочных и действенных экономических мер (по стабилизации экономики, финансовому оздоровлению хозяйства и т.п.), но и соответствующих политических решений. Отсюда ясно, что в условиях динамично развивающейся экономики с устойчивыми, а главное - эффективными международными связями бюджетный дефицит (конечно, в количественно допустимых границах) не страшен. Последнее время дефицит стал носить хронический характер.
Пути финансирования бюджетного дефицита: 1) Эмиссия денежных знаков. Этот путь ведет к инфляции. Возникают отрицательные социально - экономические последствия. 2) Государственные займы. В этом случае в финансировании участвуют компании, банки и т.п у которых имеются свободные “лишние” денежные средства. Сейчас наиболее практикуемый метод. 3) Иностранные займы. Их предоставляет МВФ. 4) Использование национального богатства. .
ПРИНЦИПЫ ПОСТРОЕНИЯ БЮДЖЕТА. 1. Единство (этот принцип заключается в том, что в бюджете сосредотачиваются все доходы и расходы. Бюджет составляется по единой бюджетной классификации и по единым документам). 2. Полноты (т.е. каждая статья составляется по доходам и расходам). 3. Реальности (правдивое отражение в бюджете финансовых операций, соответствие бюджетных сумм их исполнению). 4. Гласности (Правительство обязывает публиковать бюджет.
Этот принцип позволяет раскрыть статьи бюджета и предупредить ошибки, которые намечаются в хозяйственной политике). Реально часто отходят от этих принципов. Например, в России отходят от принципа единства бюджета, так как появляется большое количество специальных и внебюджетных фондов. Утрачивает свое значение и принцип реальности: существуют многочисленные секретные сметные фонды, государство стремиться скрыть реальные расходы и использовать целевые фонды не по назначению.
Государственные социальные внебюджетные фонды, их функции и виды. Внебюджетные фонды – совокупность денежных ресурсов, которые находятся в распоряжении государственных органов и имеют целевое назначение. Порядок образования и использования этих фондов регламентируется финансовым правом. В зависимости от целевого назначения внебюджетные фонды подразделяются на экономические и социальные, а в зависимости от уровня управления – на государственные и региональные.
Социальные фонды – фонды, предназначенные для решения общественных вопросов. Государственные фонды – фонды, которые формируются на государственном уровне; Источники этих фондов могут быть постоянными и временными. – уставная деятельность; – определенная доля излишних денег инвестируется в государственные ценные бумаги; – коммерческая деятельность. Внебюджетные фонды являются одним из звеньев государственных финансов.
По своей сущности Назначение – финансирование целевых мероприятий за счет специальных целевых отчислений: Целевые внебюджетные фонды находятся, как правило, в распоряжении государственных органов власти, но оперативное управление ими осуществляется различным, в том числе специально создаваемым административным аппаратом. Управленческие структуры имеют определенные права и обязанности по использованию фондов, оговоренные законом. Основные виды внебюджетных фондов:
1. Фонд социального страхования. Этот фонд создается страховыми методами. К созданию этого фонда привлекаются все, кто занимается коммерческой деятельностью. Источники образования: 1). страховые взносы предприятий и организаций (28 % от зарплаты); 2). средства государственного бюджета; 3). доход от реализации путевок; 4) прочие. Расходование происходит на: I – выплату пособий: а). по временной нетрудоспособности; б).
по беременности и родам; в). по уходу за ребенком до исполнения ему 3 лет (на региональном уровне)$ г). и тому подобные. II – финансирование санаторно - курортного обслуживания. III – материальное обеспечение деятельности профсоюзов. 1.Пенсионный фонд. Центральное управление находится в Москве, а руководящие органы расположенные на местах.
Задачи пенсионного фонда: а). сбор средств для выплаты пенсий и пособий, а также организация пенсионного дела. б). участие в финансировании региональных программ. Средства пенсионного фонда образуются из следующих источников: 1). Страховые взносы, которые платят все предприятия, независимо от формы собственности. 2). Зарплата работника. 3). Страховые взносы граждан, занимающихся индивидуальной трудовой деятельностью.
4). Средства из вышестоящих органов. 5). Излишки (они могут быть использованы для получения прибыли от ГКО и др. ценных бумаг и 3 .фонд обязательного медицинского страхования. На бесплатную медицину Россия перешла с 1993 года с Закона “О медицинском страховании граждан РФ”. Сейчас есть у россиянина следующие права в этой области: – выбора врача; – выбора поликлиники; – выбора больницы.
Теперь между больным и поликлиникой находится страховая компания. Этот фонд формируется следующим образом: 1). взносы предприятий (3, 6 %); 2). средства вышестоящих бюджетов; 3). безвозмездные взносы и пожертвования; 4). кредиты банков (используется редко) Остатки и излишки средств могут быть инвестированы в ценные бумаги государства. Кроме этих фондов существуют множество фондов, как дорожный фонд (с 1, 5 до 2
%). Внебюджетные фонды могут дополнительно создаваться. Внебюджетные фонды гарантируют целевое использование ресурсов в полном объеме их поступления и своевременное финансирование важнейших социальных мероприятий. Внебюджетные фонды выполняют роль финансового резерва, к которому прибегают органы государственной власти в случае затруднения. Поэтому, благодаря внебюджетным фондам, повышается маневренность финансовых ресурсов в рамках финансовой
системы государства. Коммерческие банки, их функции, выполняемые операции. Коммерческие банки образуют 2 уровневую банковскую систему страны. В коммерческих банках накапливаются основная часть ресурсов. Они осуществляют разнообразные банковские операции. Коммерческие банки: По форме собственности -Государственные -
Акционерные. Образуются путём продажи акций. -Кооперативные -Частные -Муниципальные По видам операций: -Универсальные. Отличаются полнотой операций и разнообразием услуг. -Специализированные. Повышение эффективности отдельных операций. По территориальному признаку: Международные, республиканские, региональные
По отраслевому признаку: промышленные, строительные, торговые. Функции: -мобилизация временно-сводных денежных средств -кредитование предприятий гос-ва и населения -эмиссия кредитных денег -осуществление расчётов и платежи в хоз-ва -эмиссионная учредительная деятельность банков -консультирование Операции коммерческих банков: Инвестиции, Лизинг, пассивные операции(получение займов у
ЦБ), активные операции(размещение ресурсов банка - кредиты, операции с ценными бумагами), участие в м/н торговле, осуществление инвестиционной деятельности на м/н рынке ссудных капиталов, покупка и продажа иностранных ценных бумаг, прием чеков, векселей, акцептов для инкассирования.
! |
Как писать рефераты Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов. |
! | План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом. |
! | Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач. |
! | Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты. |
! | Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ. |
→ | Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре. |